Н. С. Дубовицкая
РОЛЬ ПОЧВЕННИЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
Аннотация: статья посвящена анализу роли почвенничества в творчестве Ф.М. Достоевского. Эта тема раскрывается через проблему «русской идеи» как общественного идеала России.
Ключевые слова: почва, народ, русская идея.
Творчество Федора Михайловича Достоевского относится к высшим достижениям русской культуры. Он принял активное участие в осмыслении основных философских и социальных проблем своего времени - от идей социализма на русской почве до философии В.С. Соловьева и Н.Ф. Федорова.
Его жизнь богата внешними трагическими событиями и событиями внутренней, духовной биографии. Он рано потерял родителей. Когда Ф.М. Достоевскому было двадцать лет, он присоединился к кружку М.В. Буташевича - Петрашевского, в котором обсуждались работы французских социалистов. За участие в распространении письма Белинского к Гоголю был арестован и приговорен к смертной казни, которая в последний момент была заменена гражданской казнью и каторгой. Проведя в Сибири четыре года, он был сослан рядовым в Казахстан. Ссылаясь на потребность в лечении, Ф.М. Достоевский после восшествия Александра II на престол, подал ему прошение, но не был помилован. Освободившись из ссылки, он опубликовал самые выдающиеся свои произведения: «Записки из Мертвого дома» (18601862), «Униженные и оскорбленные» (1861), «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-1872), «Братья Карамазовы» (1879-1880).
Поклонники Ф.М.Достоевского видели источник его таланта в его собственных душевных переживаниях и страданиях. Например, выдающийся русский врач В.Н Бехтерев (1857-1927) так оценивал творчество писателя: «Человек, перенесший в своей жизни и крайнюю бедность, и тюрьму, и ссылку, и ужасы смертной казни, и сам имевший глубоко надломленное душевное здоровье, при высокой душевной одаренности от природы, мог найти в своей душе отклик на соответствующие положения жизни и на тяжелую душевную драму и мог воспроизводить с художественной яркостью те внутренние переживания, которые были испытаны им самим. В этом - основная причина своеобразного творчества Достоевского, граничащего с откровением» [1].
В начале 60-х гг. Ф.М. Достоевский пришел к убеждению, что «западничество и славянофильство уже не могут удовлетворять постоянно растущим запросам развивающейся мысли» [3, с. 203]. Славянофилы для него больше московиты, чем русские; западники больше европейцы, чем русские. В первом номере журнала «Время», вышедшем в январе 1861 года, он критикует и славянофилов, и западников: «...с западничеством мы упрямо натягиваем на себя чужой кафтан, несмотря на то, что он уже давно трещал по всем швам, а с славянофильством разделяли поэтическую грезу воссоздать Россию по идеальному взгляду на древний быт» [5, с. 228]. Этот журнал стал проводником новой идеологии, которую вырабатывали братья Достоевские, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов и другие. Именно в нем была сформулирована основная концепция почвенничества, суть которой заключалась в духовном единении интеллигенции и других слоев общества с простым народом, «почвой» для России. «Почва, - писал Ф.М. Достоевский, - вообще есть то, за что все держатся и на чем все укреп-
© Дубовицкая Н.С., 2013
ляются» [2, т. 20, с. 217]. Таким образом, «почва - это духовно-нравственный пласт жизни общества, на основе которого возможно соединение интеллигенции и народа, образованности и народной нравственности.
Задача почвенников состояла в решении двух задач: 1) преодолеть ошибки западников и славянофилов; 2) использовать их исторический опыт. Исходя из этого, эту теорию нельзя было назвать совершенно новой мыслью, так как представители этой концепции понимали, что выдвинутые ими идеи синтезировали все самое плодотворное, что было выработано различными направлениями в России.
Достоевский утверждал, что необходимо примирить и объединить образованные классы с народом, при этом образованные классы не должны отказываться от начал своей образованности, а народ - от своих почвенных начал. Необходим был синтез, который объединил бы в себе два начала.
В своей статье «Два лагеря теоретиков» Ф.М. Достоевский раскрывает свою программу сближения с простым народом: а) необходимо распространить в народе грамотность, которая поднимет умственное развитие и нравственный уровень русского народа; б) надо уничтожить сословные перегородки; в) интеллигенция сама должна отказаться от сословных предрассудков, нравственно преобразоваться [2, т. 20, с. 20].
Россию, по мнению почвенников, ожидает огромный переворот, похожий на реформы Петра, который должен совершиться мирным путем. Этот переворот, основанный на мирных преобразованиях, ставил задачу возвращения интеллигенции к своим духовным корням, которые еще были живы в народных массах, чтобы спастись от негативного, разрушающего Запада и обрести свою истинную национальную самобытность. В журнале «Время» впервые прозвучало слово «русская идея» и раскрывалась его сущность: «Мы предугадываем, и предугадываем с благоговением, что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях; что, может быть, все враждебное в этих идеях найдет свое примирение и дальнейшее развитие в русской народности» [2, т. 18, с. 37]. Таким образом, «русская идея» в 1860 году представляла для Достоевского синтез идей разных национальностей, которые смог перенять русский народ.
Что же собой представлял этот синтез европейских идей? Для Ф.М. Достоевского ответ на этот вопрос был таков: «Да, мы веруем, что русская нация - необыкновенное явление в истории всего человечества» [2. т. 18. с. 54]. Необыкновенность русской нации он видит в ее характере, во всепримиримости и всечеловечности. В то же время русский писатель раскрывает в русском человеке способность к здравой критике над собой, трезвый взгляд на себя, отсутствие всякого самовозвышения, вредящего свободе действия. Даже физическими способностями русский не похож на европейца. Ф.М. Достоевский утверждает, что всякий русский может говорить на всех иностранных языках и изучить дух каждого языка до тонкости, как свой собственный русский язык [2, т. 18, с. 55].
Русский писатель считает, что все европейские государства идут к одной и той же цели, к одному и тому же идеалу, но все они разъединяются между собой почвенными интересами, исключительны к друг другу до непримиримости и все более расходятся по разным путям, уклоняясь от общей дороги. По-видимому, каждый из них стремится отыскать общечеловеческий идеал у себя, своими собственными силами, и потому все вместе вредят сами себе и своему делу... И каждый отдельно у себя хочет совершить то, что могут совершить только все народы, все вместе, общими соединенными силами» [2, т. 18, с. 54]. Но именно
русский народ, исходя из особенностей национального характера, должен выступить той силой, которая объединит европейские идеи и поведет за собой европейские народы.
Роль идеологии почвенничества понятна через призму задач, стоящих перед Россией: так как в русском народе заложены способности всепримиримости, всечеловечности, а русская интеллигенция постоянно усваивает западные идеи, то просвещенный слой общества должен слиться с народом, чтобы передать свои знания европейских идей и при этом не потерять национальной самоидентификации. Каким образом необходимо интеллигенции слиться народом? Для этого необходимо сделать следующие шаги:
а) первый шаг: грамотность и образование. Чтобы понять интеллигенцию, народу надо предварительно подготовиться. Распространение образования является главной задачей и первым шагом ко всякой деятельности [2, т. 18, с. 37];
б) второй шаг: для того, чтобы обучать народ, надо войти к нему в доверие [2, т. 19,
с. 28];
в) третий шаг: но не только интеллигенция должна учить народ, она сама должна учиться у него.
Ф.М. Достоевский утверждает, что русский народ обладает уникальными знаниями, которым он никогда не обучался. Может быть, эти знания являются Божественным откровением, истиной русскому народу. Необразованный русский народ является более образованным по сравнению со многими просвещенными интеллигентами, так как их образованность имеет истинную христианскую основу.
Но и русскому народу требуется образование для того, чтобы решить две задачи: а) лучше понимать европейские народы, б) лучше понять идею, которую он должен осуществить в мире. «Что мы несем из Европы? Пред чем должен был народ преклониться? Нет, отнюдь не нравственное начало, пред которым надо преклониться, а, во-первых, и главное, образованность, расширение горизонта, умножившееся и усиленное понимание своей идеи через сопоставления с западноевропейским миром, историческое понимание древнего мира, потребность порядка» [2, т. 24, с. 181-182]. Русский мыслитель полагал, что русский народ, в отличие от интеллигенции, выдержит испытание западным просвещением и сумеет устоять [2, т. 22, с. 119]. В то же время Запад дал русскому народу не только отрицательное, но и положительное: русские не копировали слепо европейские порядки, а лишь перенимали их опыт и осмысливали его.
г) четвертый шаг: русская интеллигенция должна выступить посредником между просвещенными европейскими народами и русским народом, чтобы передать ему европейские знания, которые поняла сама.
д) пятый шаг: Европа должна обучаться тем настоящим христианским истинам, которыми владеет русский народ, и понимать их: «Мы несем образованность во всей широте этого слова, и вот все, что мы принесли. И этого не мало. Это толчок к всемирному значению России» [2, т. 24, с. 182].
Итогом представлений Ф.М.Достоевского о русской идее могут служить следующие слова: «. Русская земля скажет свое новое слово, и это новое слово, может быть, будет новым словом общечеловеческой цивилизации и выразит собою цивилизацию всего славянского мира. Мало того, мы признаем, что мы, то есть все цивилизованные по-европейски русские, оторвались от почвы, чутье русское потеряли до того, что не верим в собственные русские силы.» [2, т. 20, с. 98-99]. Один из известных исследователей творчества Ф.М. Достоевского Ю.И.Селезнев так понимает его русскую идею периода почвенничества: «Развивая идею нового этапа общественного развития как развития самобытного, национального, основанного на общенародных духовных началах, Достоевский вместе с тем специально огова-
ривал, что он отнюдь не понимает ее как идею обособления, отрицания европейских форм жизни только потому, что они нерусские. Напротив, русская идея, которую от разрабатывает, по своей значимости была для него не узконациональной, но как раз мировой идеей» [4, с. 222].
Великого русского мыслителя Ф.М. Достоевского всегда интересовало будущее России, так как именно русский народ призван к решению религиозно-духовных задач и на этом пути ему предстоит сказать новое слово человечеству. Думая сегодня о будущем России, о перспективах ее развития, мы должны понимать прошлое России и те «идеи», которые нам оставили выдающиеся русские мыслители: Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и другие.
Библиографический список
1. Белов С., Агитова Н. Бехтерев В.М. о Достоевском // Русская литература. - 1962. - № 4.
2. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. / Ф.М. Достоевский. - Ленинград: Наука, 1972. - Т. 18, 19,
20, 22, 24.
3. Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли / Р.В. Иванов-Разумник. -СПб.,1914. - Т. 2.
4. Селезнев Ю.И. Достоевский Ю.И. / Селезнев. - М., 1990.
5. Труайя А. Федор Достоевский / А. Труайя. - М.: ЭКСМО, 2007.
Л. Т. Зембатова
ФОРМИРОВАНИЕ БИЛИНГВАЛЬНОЙ (ОСЕТИНСКО-РУССКОЙ) МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
ОБУЧЕНИЯ
Аннотация: в статье описан процесс формирования билингвальной математической компетенции у учащихся начальной национальной школы. Билингвальная математическая компетенция рассматривается нами как интегрирующая в себе компоненты: языковой, предметный, межкультурный.
Ключевые слова: билингвизм, компетенция, образование, обучение, формирование, готовность, способность.
Проблема качества образования и определения критериев его оценки не утрачивает своей актуальности с течением времени. Но на современном этапе развития образования данная проблема перешла в разряд доминирующих. Ценность качества образования для российского общества определяется содержанием основополагающих документов, принятых в последние годы на федеральном уровне. Действующая в настоящее время национальная доктрина в области образования, срок реализации которой определен до 2025 года, постулирует три базовых принципа развития российского образования: качество, доступность, непрерывность.
Применительно к качеству образования варианты его трактовки отличаются существенным разнообразием, как в плане формулировки самого определения, так и его содержательного наполнения. Например, И.А. Зимняя считает, что «качество образования - есть со© Зембатова Л.Т., 2013