И. В. Тельнюк
(Санкт-Петербург)
Роль педагогики в повышении квалификации врачей
НА ЭТАПЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье обсуждается роль педагогических знаний в лечебной деятельности врача. Рассматривается подготовка по педагогике врачей-интернов и ординаторов в аспекте повышения квалификации после окончания медицинского вуза. Приводятся данные эмпирического исследования о роли педагогического опыта в лечебном процессе
Педагогика - одна из дисциплин гуманитарного цикла, преподавание которой в медицинском вузе осуществляется на этапах постдипломного обучения, когда обучающиеся охвачены такими формами повышения квалификации, как интернатура, ординатура и аспирантура [1, с. 3-6]. Место педагогики в системе постдипломного образования объективно указывает на интеграцию гуманитарного стиля мышления врача в практику формирующихся отношений: «врач - больной»; «врач - микросоциальное окружение больного (семья]»; «врач - медицинский персонал» [7]. Опыт системы педагогических отношений, который складывается у врача с указанными категориями лиц, становится значимым наряду с этикой и деонтологией, психологией и философским мировоззрением, делая врача не только высоко квалифицированным специалистом, но и гуманистически ориентированным в системе отношений «врач -больной и его ближайшее семейное окружение», что способствует становлению эмпа-тийных отношений и восстановительному лечению.
Всем субъектам лечебного процесса известна прикладная направленность педагогического воздействия на личность, изначальный опыт которого для многих отличается своей неповторимостью, уникальностью воспитания в семье, школе, вузе, на производстве, в общении со сверстниками и старшими, коллегами. Однако нередко ретроспективный анализ «особенностей воспитания», а также современные приемы воздействия и взаимоотношений имеют негативные последствия в виде «дидактогении» - невроза, обусловленного ошибками процессов обучения и воспитания, что требует применения лечебной тактики и коррекции условий обра-
зовательной среды. С нашей точки зрения, формирование личности врача-педагога становится краеугольным камнем в структуре профессионализации будущего врача, в повышении его квалификации в работе с пациентами, с медицинским персоналом, соблюдающим этико-деонтологические принципы лечебного процесса при возвращении больного к полноценной жизни, учебе и трудовой деятельности.
В истории педагогики прикладной направленности, решающей задачи медицины, немало выдающихся имен. Невероятными способностями педагогического воздействия на обучающихся, слушателей, больных и их ближайшее окружение отличались известные врачи-ученые - Н. И. Пирогов, С. С. Корсаков, В. М. Бехтерев, П. Б. Ганнушкин и многие другие [2]. Педагогические знания и опыт педагогической деятельности врачей становятся востребованными в современных условиях, когда информационно-технологический процесс является доступным для каждого гражданина, а толкование полученных отрывочных знаний и сведений о болезнях и лечении приобретает характер массовой некомпетентности и шарлатанства как при самолечении, так и в рекомендациях граждан вне стен лечебного учреждения.
Курс «Педагогика» для слушателей-врачей в постдипломном обучении преследует основную цель - подготовку клинициста к самостоятельной педагогической деятельности, которая интегрирована в его непосредственную профессиональную деятельность и не мыслится без формирующихся особенностей отношений с субъектами лечебно-педагогической ситуации, куда включены врач и другой медицинский персонал, больной и его родные и близкие [7]. Кроме того, не исклю-
чено и то, что врач сможет в будущем проявить себя и как педагог, работающий в среднем или высшем медицинском учебном заведении, где теоретические и практические знания становятся особенно востребованными. В условиях медицинского вуза курс «Педагогика» преподается трем категориям слушателей: врачам-интернам, врачам-ординато-рам и аспирантам. Программы курсов отличаются направленностью на конкретный предмет, учитывающий возможности профессионального роста врача как врача-педагога.
Кафедра педагогики и психологии факультета последипломного образования Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова осуществляет подготовку врачей-интер-нов и ординаторов по педагогике, где врачи различных специальностей получают знания из курса лечебной педагогики и отрабатывают навыки в работе с больными. Предполагается, что формирование педагогических навыков в работе с пациентами заключает в себе освоение основных понятий педагогики обучения, психологии общения и взаимодействия в условиях совместного пребывания медицинского работника и больного. Специальные курсы для врачей-интернов и ординаторов наряду с программами обучения включали тестовые задания, ориентированные на анализ представлений врача о личности больного с позиций определения того, насколько пациент готов к лечению, сотрудничеству с врачом и другим медицинским персоналом в деле оптимизации методов терапии, реабилитации и дальнейшей профилактики на этапах ремиссии.
Исследования, проведенные в группах слушателей по курсу «Педагогика», свидетельствуют, что по мере усвоения педагогической дисциплины у врачей формируется деонтоло-гическая позиция по отношению к больному и умение вести педагогически ориентированную профилактическую работу не только с больным, но и его ближайшим семейным окружением. Основные итоги исследования:
1. Врачи-интерны обнаруживают готовность к применению слов-понятий, касающихся педагогики лечебного процесса и психологии личности больного в совокупности с описанием симптомов и клиники заболевания. Врачи-ординаторы, наряду с этим, показывают возможности психологического изучения личности больного в целях профилак-
тикк и удлинения терапевтических ремиссий.
2. По мере изучения педагогики у врачей-интернов и ординаторов повышался интерес к обсуждаемым проблемам педагогики лечебного процесса, что нашло свое отражение в увеличении количества употребляемых ими слов-понятий в текстовых сообщениях, обрабатываемых с помощью метода контент-анализа (7±2,4 смысловых единиц], и их научном толковании. Объяснение понятий осуществлялось сквозь призму прослушанных и обсуждаемых тем лекций и практических занятий. Обучающиеся проецировали представления о педагогической деятельности в систему междисциплинарных подходов в работе врача, используя понятия и представления из таких областей, как психология, психиатрия, этика и деонтология, профилактическая медицина и др. Расширение кругозора в прикладной направленности педагогических понятий, очевидно, следует связывать с феноменом актуализации мотива учебной деятельности, когда те или иные понятия из области педагогической практики, находящиеся в пассивном активе, приобретали актуальный, ценностно-смысловой характер в условиях ориентированной конкретно-предметной деятельности. Такой деятельностью для начинающих врачей выступала предметнопрофессиональная врачебная деятельность, где понятия из курса «Педагогика» приобретали новое смысловое содержание.
3. Оценивание больных в аспекте анозог-нозических расстройств осуществлялось вра-чами-интернами и ординаторами не только на основе представлений о внутренней картине болезни, но и с позиций прогностических суждений, формирующихся при совместном клинико-психологическом и педагогическом обсуждении оптимизации лечения и дальнейшей профилактики болезни с больным и его ближайшим окружением.
Таким образом, данные эмпирического исследования подтверждают важность изучения курса педагогики врачами-интернами и ординаторами. Преемственность в освоении педагогических знаний лежит в области изучения системы отношений «врач - больной», а также в проектировании и сопровождении «школ пациентов», в деятельности которых врачу принадлежит одно из ведущих мест с точки зрения формирования у пациентов навыков профилактики, поддерживающего ле-
64
Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО
чения и реадаптации на различных этапах ремиссии. Эту работу в большей мере выполняют врачи-ординаторы, педагогический опыт которых усиливает формирующиеся профессиональные качества специалиста не только в определенной клинической области, но и в сфере профилактической медицины. В этой связи важно, чтобы курс «Педагогика» для
врачей-интернов и ординаторов являлся обязательным в системе интернатуры и ординатуры, его замена элективным курсом может снизить уровень постдипломной подготовки выпускников медицинского вуза и разрушить преемственность в становлении врача в области лечебной педагогики на начальных этапах профессионализации будущего врача.
Литература
1. Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика : учеб. для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2013. -624 с.
2. Кудрявая Н. В., Уколова Е. М., Молчанов А. С., Смирнова Н. Б.,
Зорин К. В. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / под ред. Н. Д. Ющука. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 304 с.
3. Педагогика в медицине : учеб. пособие для вузов / под ред. Н. В. Кудрявой. - М.: Академия, 2006. - 320 с.
4. Педагогика : пособие для врачей-интернов / под. ред. Н. П. Ванчаковой, В. А. Худика. - СПб.: Изд-во СПГМУ им. акад. И. П. Павлова, 2007. - 65 с.
5. Педагогика : учеб. курс для аспирантов медицин. вуза / под ред. Н. П. Ванчаковой, И. В. Тельнюк. - СПб.: Изд-во СПГМУ им. акад. И. П. Павлова, 2008. - 116 с.
6. Педагогика : учебн. курс для врачей-ординаторов / под. ред. Н. П. Ванчаковой, В. А. Худика. - СПб.: Изд-во СПГМУ им. акад. И. П. Павлова, 2008. - 84 с.
7. Худик В. А., Тельнюк И. В. Вопросы психологии и педагогики учебного процесса в медицинском вузе : учеб. пособ. для преподавателей медицин. вуза. - СПб.: Изд-во СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, 2011. - 108 с.