и могут значительно способствовать наступлению постиндустриального общества. В социальном плане эти сценарии также соответствуют интересам постиндустриальных социальных групп, потому что способствуют повышению роли научного и творческого начала, увеличивают возможности для самореализации индивидов. Поэтому действия по реализации социальных преобразований в контексте данных сценариев будут соответствовать постиндустриальным критериям прогресса1. Весь комплекс действий по преодолению глобальных проблем и ограничений индустриального общества, воспринимаемый в русле постнеклассического научного мышления, представляет собой основу постиндустриальной парадигмы общественного развития и может быть реализован при условии объединения усилий всего социума.
Список литературы
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.
2. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог с природой. М.: Прогресс, 1986.
3. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории: (синергетика - психология - прогнозирование). М.: Мир, 2004.
4. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004.
5. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000.
© Коньков В.В., 2011
М.В. Никитаева
РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
НИКИТАЕВА Марина Валентиновна - соискатель ученой степени кандидата социологических наук кафедры социологии РАНХ и ГС, научный сотрудник МГПУ ([email protected])
Аннотация. Обосновывается необходимость поиска нового содержания образования, приоритетного развития технологий проектного обучения
1 Коньков В.В. Критерии прогресса в различных концепциях философии истории // Социология власти. 2010. № 1. С. 76-82.
в школе, формирования информационно-коммуникационной компетентности выпускников школы на уровне требований информационного общества. Ключевые слова: школьная проектная деятельность, педагогическое проектирование, социализация школьников, информатизация образования, информационная образовательная среда.
Построение системы развивающего образования влечет за собой поиск нового содержания образования и принципиально нового педагогического профессионализма, которые смогут обеспечить всестороннее развитие личности в образовательных процессах. И.П. Третьяков1 трактует педагогическое проектирование как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности. Н.А. Дука2 педагогическое проектирование определяет как теоретический комплекс и практический опыт относительно преобразования педагогических систем.
Исследование и проектирование в школе должны стать предметом целенаправленного обучения школьников, они должны формировать основу современного содержания образования. По мнению Ю.В. Громыко, процесс превращения проектирования в предмет обучения и в основу содержания образования предполагает:
• включение детей в процесс создания новых организационно-деятельностных форм при работе в образовательных проектах;
• построение детско-взрослых переговорных площадок, где могут совместно ставиться социокультурные проблемы и создаваться новые формы их решения;
• обучение школьников соответствующим способностям - целеполага-нию, самоопределению, позициированию, проблематизации и т. д. Без развития этих способностей освоение проектирования невозможно.
Для того чтобы эти положения могли действительно работать и реали-зовываться в сфере образования, исследование и проектирование должны стать предметом освоения самих педагогов. Для достижения этой цели необходимо менять систему подготовки педагогов. Важно обучать молодых специалистов в духе новых требований.
А.А. Андреев3 считает, что наличие в школе информационной образовательной среды является одним из основных факторов, влияющих на развитие информационно-коммуникационной компетентности учащихся. Информационная образовательная среда (ИОС) - это «совокупность различных подсистем (информационных, технических, учебно-методических),
1 Школа: проектирование развития образовательной среды // под науч. ред. П.И.Третьякова. М.: ОАО «Московские учебники» МИОО, 2007. 272 с.
2 Дука Н.А. Педагогическое проектирование как условие подготовки будущего учителя к инновационной деятельности. АКД. Омск., 1999.
3 Андреев А.А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах // Инновации в образовании. 2004. № 6.
направленно обеспечивающих учебный процесс». ИОС школы формируется под мощным воздействием мировых образовательных информационных ресурсов. Отличительным ее признаком выступает доступ учащихся и преподавателей к высококачественным локальным и глобальным информационным сетям и базам данных.
Организационно-технологической основой ИОС школы служат информационно-телекоммуникационные технологии, обеспечивающие ввод, хранение, обновление и передачу обучающимся необходимого научного и учебно-методического материала. Информационные образовательные ресурсы школы представлены в ИОС на различных типах носителей: цифровых (электронные тексты), аналоговых (видео- и аудионосители), бумажных (печатные научные и учебно-методические издания). ИОС школы - это, прежде всего, комплекс информационных связей, интеграция информационно-образовательных ресурсов школы в единую систему. Формирование и поддержка ИОС позволяет ускорить процесс внедрения интернет- и сетевого обучения (дистанционное обучение, электронные семинары), служит повышению качества образовательных программ, информационного обеспечения и управления учебным процессом в школе.
Формирование информационно-коммуникационной компетентности выпускников школ является в настоящее время одной из наиболее актуальных задач системы общего образования. Ее решение связано как с потребностями развития страны - экономики, социальной сферы, государственного управления, так и с международными процессами: ожидаемым вступлением России в ВТО, сближением российского образования с европейским в рамках Болонского процесса, глобализацией и интернационализацией культурного и информационного мирового пространства и т. д.
Технология проектного обучения создает условия для обучения, воспитания и развития учащихся через деятельность, выбранную ими самостоятельно для достижения поставленной цели.
Такая технология, несомненно, способствует развитию информационных, коммуникативных и исследовательских умений и навыков учащихся, их социализации в обществе.
Проектные технологии активно используются в современной школе и так как предмет «Информатика и информационные технологии» является одним из самых проектных, то обучение новейшим проектным технологиям именно учителей информатики очень актуально и востребовано. Очень часто учитель информатики в общеобразовательной школе несет дополнительную нагрузку, связанную с процессом информатизации школьного образовательного пространства. Следовательно, учитель информатики должен овладеть технологиями проектирования и быть готовым к тому, что зачастую он является опорным звеном в школе в процессе информатизации и ему придется обучать коллег. При активном и грамотном использовании метода проектов как ученических (личных, групповых, раз-
новозрастных, детско-взрослых), так и педагогических, по мнению автора, будет меняться и образовательный результат учащихся.
Формирование информационно-коммуникационной компетентности выпускников школы на уровне требований информационного общества, по мнению автора, должно происходить в условиях:
• значительного повышения уровня информационно-коммуникационной компетентности учителей школы;
• качественно нового технического оснащения школы средствами ИКТ;
• внедрения в управление школой современных информационных систем и технологий;
• разработки и использования многих видов современного компьютерного программного обеспечения в учебном процессе;
• разработки новых учебных курсов, их нового методического обеспечения;
• значительного расширения числа доступных учебных и научных источников информации, формирования полноценных электронных библиотек по учебным дисциплинам, своевременной закупки новейшей учебной, научной, прикладной и технической литературы отечественных и зарубежных издательств.
Без учителя, владеющего этими компетентностями, формами и методами проектирования, невозможна подготовка выпускников, нацеленных на профессиональную и социальную успешность в условиях быстро изменяющегося мира и общества, обладающих качественно новым уровнем информационно-коммуникационной компетентности, отвечающей современным требованиям общественного и социального развития.
В ходе социологического исследования, нацеленного на выявление степени готовности учителей к проектной деятельности, проведенного в ряде школ Москвы, были выявлены следующие моменты (см. табл. 1).
Таблица 1
Что дает проектирование (в % от общего числа опрошенных)
№ Что вам дает проектирование Количество ответов
1. Мотивирует к предметному знанию 7,1%
2. Знакомит с новыми педагогическими технологиями 22,6%
3. Новый тип взаимодействия 36,8%
4. Статус 1,9%
5. Возможность заниматься аналитикой и исследованиями 26,4%
6. Профессиональное сообщество 5,2%
Из анализа таблицы 1 видно, что проектирование дает возможность педагогу реализовать свой научный, творческий потенциал, предоставляет возможность заниматься исследованиями и аналитикой.
В контексте информатизации российского общества в целом, а также информатизации системы образования происходит активное развитие
Кулиев З.А. 75
проектной образовательной деятельности в области информатики, информационных и коммуникационных технологий.
Проектная образовательная деятельность в целом является в настоящее время достаточно распространенным явлением в школах, однако проектная деятельность в области социальной информатики и соответствующих ей форм организации развивается медленно и не носит системного характера.
Проектную деятельность необходимо развивать приоритетно именно в направлении социальной информатики, так как именно этот вид проектной деятельности способствует формированию инновационных способностей и, одновременно, является эффективным способом социализации личности.
Список литературы
1. Научно-методическое проектирование социально-педагогического сопровождения каждого учащегося в деятельности классных руководителей образовательных учреждений: коллективная монография. М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2009.
2. Ученическое проектирование и деятельностное содержание образования - стратегическое направление развития образования: Практическое руководство («философско-методологические рекомендации») // под науч. ред. Е.В. Хижняковой // Пушкинский институт НИИ Инновационных стратегий развития общего образования. М., 2007.
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2003.
4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.
© Никитаева М.В., 2011
З.А. Кулиев
СОЦИОПРИРОДНОЕ РАЗВИТИЕ: РОЛЬ ЦЕННОСТНЫХ ФАКТОРОВ
КУЛИЕВ Закир Агагюль оглы - кандидат философских наук, доцент I Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова (e-mail: [email protected])
Аннотация. Раскрывается детерминирующая роль ценностных факторов в социоприродном развитии, показывается возможность управления данным процессом при соответствующей культурной политике.