ИССЛЕДОВАНИЕ
1
Бородин Д.В.
1 Филиал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» -Дмитровский институт непрерывного образования, г. Дмитров
Роль отечественного бизнеса в экономической безопасности
страны
АННОТАЦИЯ:
Рассмотрен российский бизнес в контексте вопроса экономической безопасности. Доказано, что кризис последнего времени, пришедший на смену первым признакам стабилизации отечественной экономики, потребность в немедленном решении социальных проблем, делают необходимыми институциональные изменения и создают предпосылки для эффективного сотрудничества государства и бизнес-структур. По мнению автора, существенной проблемой для отечественной экономики остается повышение результативности произведенных финансовых затрат. Необходима ликвидация неэффективных федеральных целевых программ. Автор утверждает, что улучшение процесса управления инновационной деятельностью, активное участие государства в формировании инновационного спроса, оказание ощутимой господдержки предприятиям, использующим инновации, и контроль, каким образом используются предоставленные ресурсы, будут способствовать увеличению темпов отечественного экономического роста, обеспечат необходимый уровень экономической безопасности и повысят уровень благосостояния граждан.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экономическая безопасность, предпринимательство, инновации, экономика страны, частно-государственное партнерство
JEL: F52, L26, ООО
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Бородин Д.В. Роль отечественного бизнеса в экономической безопасности страны // Российское предпринимательство. — 2015. — № 1 (271). — с. 11-22. — http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/28/
Бородин Денис Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления, ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 20.01.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.01.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:
http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/28/ (с) Бородин Д.В. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by-nc-nd/3.0/)
ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Metadata in English is available.
For detailed information, please, visit
http://en.creativeconomy.ru/ioumals/index.php/rp/article/view/28/
Динамика современных общественных процессов во всем мире и Российской Федерации вызывает необходимость формирования эффективной, адекватной и экономически оправданной системы по защите национальных интересов, разработанной для обеспечения национальной экономической безопасности. Стратегическая цель российской политики национальной безопасности - это обеспечение территориальной целостности и государственного суверенитета на основе демократического развития государства и общества, соблюдения свобод и прав человека, создания оптимальных условий для роста экономики, обеспечения современных социальных стандартов благосостояния населения.
В связи со вступлением России в ВТО возникла конкуренция между товарами (услугами) стран зарубежья и товарами (услугами) российских производителей, зачастую, к сожалению, отнюдь не в пользу отечественного производителя. Падение мировых цен на нефть в конце 2014 г., повлекшее девальвацию национальной валюты, прекрасно проиллюстрировало всю необходимость того, что рост отечественной экономики главным образом должен находиться в зависимости от становления инновационной экономики, а не от развития сырьевого сектора. Адекватное развитие экономики понижает риск возникновения внутренних и внешних угроз для экономической безопасности.
Определение, принципы и задачи экономической безопасности
Понятие экономической безопасности выводится учеными, в первую очередь, из понятия национальной безопасности. Национальной экономической безопасностью называется такое функционирование национальной экономики, которое создает возможность поддерживать приемлемые условия для жизнедеятельности населения, т.е. уровень и качество жизни, обеспечение экономическими ресурсами в нужном для устойчивого экономического роста объеме. Основана национальная экономическая безопасность на следующих принципах.
1. Независимость. По причине глобализации и вовлечения национальных в мировую экономику этот принцип довольно относителен, т.е. необходима относительная независимость национальной экономики. И задача государства в этом случае заключается в формировании такого уровня развития национальной экономики, при котором она могла бы занять в мировом хозяйстве конкурентные позиции.
2. Стабильность. Государство стремится обеспечить устойчивый рост национальной экономики, который бы исключал социальные
потрясения, укрепление позиций криминальных структур и создавал безопасность для каждого гражданина.
3"\ 7~ и гр и «_»«_»
. Устойчивые темпы роста. Только постоянный и устойчивый рост может обеспечить в современных условиях приемлемый уровень экономической безопасности, в который входит совершенствование не только производства, но и профессионализма каждого сотрудника.
Эти условия являются обязательными для нормального функционирования национальной безопасности экономики.
В таком нормативно-правовом акте, как Концепция национальной безопасности РФ, утвержденном Указом Президента РФ № 1300 от 17.22.1997 (в редакции Указа Президента РФ № 24 от 10.01.2000), закрепляются основные положения национальной безопасности, включая и экономическую [9]. Концепция национальной безопасности - это система основных положений, направленных на обеспечение безопасности во всех сферах жизнедеятельности личности, социума и государства от внешних и внутренних угроз. Нормативно-правовым актом под национальной безопасностью понимается безопасность
многонационального российского народа, носителя суверенитета России и единственного источника власти.
Российский бизнес в контексте вопроса экономической безопасности
Современный класс российских предпринимателей зародился в 90-х гг. XX в. после развала Союза. Данный класс производит довольно сложное и противоречивое впечатление. Прежде всего, специфика современного бизнеса в России выражается в том, что его развитие происходило спонтанно, в качестве части обновленной экономической системы. Не было необходимого долгого периода формирования предпринимательской культуры, как в европейских странах. Отношение общества к предпринимательству в основном имело негативный характер, а содействие и помощь со стороны государства, защита интересов предпринимателя как собственника, субъекта хозяйственной деятельности и просто гражданина практически отсутствовали [8].
Пути развития национальной экономики, ее недостатки и преимущества значительно связаны с имеющимися и использующимися ресурсами (или их отсутствием). К числу таких ресурсов относится и институциональный ресурс.
Переориентация экономического общественного мышления относительно институтов - важный момент в становлении отечественной инновационной экономики. Введение институтов с анализом основных направлений стратегии усовершенствования и формирования инновационной модели отечественной экономики обеспечивает рассматривание институтов в системе общественных преобразований. Развитие институтов при этом предопределяет характер инновационных изменений экономической системы и создает для реализации ее потенциала необходимые условия.
Мировой опыт говорит о том, что основные институты рыночной экономики - это государство и бизнес, направление ее развития определяется характером их взаимодействия. Основной фактор, дающий направление прогрессивному характеру развития государства и общества, это взаимоотношения общества, власти и бизнеса. Многие исследователи отмечают, что на протяжении ХХ в. развитие российского общества носило катастрофический характер. При анализе со всей очевидностью заметно, что при внешнем различии непосредственно ситуаций в основе вышеупомянутых социальных катастроф лежит кризис отношений общества и власти.
В начале 1990-х гг. при новом появлении в России частного капитала появился и кризис отношений между государством, обществом и бизнес-сообществом. Имеются основания для мнения, что в современных отечественных условиях именно в предвзятом отношении к предпринимательству и бизнесу, в непонимании сущности этого явления, в неумении оценить его роль при экономических рыночных условиях и кроется одна из основных причин длительного и сложного формирования российской инновационной системы. Это говорит о том, что успех построения инновационной системы прямо связан с обеспечением условий государством для развития бизнес-среды как ключевого фактора эффективного использования и дальнейшего распространения инноваций, вследствие чего реализуются правительственные мероприятия по модернизации российской экономики.
Во многом эффективность предпринимательской деятельности зависит от рыночной инфраструктуры или совокупности институтов, которые создают равные и приемлемые условия для всех субъектов бизнеса. Рыночная среда формируется из правовых, финансовых, организационных, материально-технических, информационных элементов инфраструктуры, которые в российских условиях приняли специфические
формы, далеко не всегда отвечающие принятым цивилизованным рыночным отношениям. Это окончилось образованием специфической предпринимательской среды, внесшей свое влияние в снижение эффективности легальной деятельности, первоочередно, субъектов малого бизнеса.
Экономическая свобода выступает определяющим фактором эффективной предпринимательской среды. Сущность термина «экономическая свобода» заключается в правовых гарантиях проведения предпринимательской деятельности любым гражданином. Отсутствие таких гарантий связано с ограничениями, накладываемыми существующим законодательством и нормативными актами на использование в предпринимательской деятельности некоторых элементов теневой экономики, что приводит в результате к угрозе экономической безопасности для бизнеса. Можно сказать, современной отечественной экономике свойственны проявляющиеся в неадекватных условиях деструктивные противоречия. Находясь при этом во влиянии неадекватных внешних экономических условий, такие противоречия не выступают для экономики источником развития, что разделяет единое экономическое пространство на официальный и теневой сектор. Таким образом, можно определить сущность теневой экономики как последствие возникновения деструктивных противоречий в экономике [1].
Стоит отметить, что в последнее время государство обратило внимание на проблемы развития российского бизнеса, и в данном направлении наметились положительные тенденции. На протяжении последнего десятилетия значительно усилилась роль государства по содействию в развитии малого и среднего бизнеса. Согласно итогам проделанной работы можно уверенно сказать, что сегодня со стороны государства и общественных организаций проводится постоянная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
Но для воплощения в устойчивую реальность обозначенных тенденций надо чтобы не только государство, но и общество стало избавляться от устаревших мнений по поводу предпринимательства, которое является одной из форм бизнеса. Необходимо усиливать роль общественных организаций. Можно вспомнить слова У. Черчилля, сказавшего о предпринимательстве такой афоризм: «Кто-то видит в предпринимателе волка, которого нужно убить. Кто-то полагает, что предприниматель - это дойная корова, которую нужно доить без конца. И мало кто видит в нем лошадь, которая тащит воз».
Тем не менее, согласно анализу отношения к представителям современного бизнеса, сегодня в обществе имеется весьма значительное количество людей, позитивно относящихся к такому явлению, как бизнес. Кроме того, можно прогнозировать в ближайшие годы возрастание толерантности к крупному бизнесу, поскольку происходит естественная смена поколений, а также за счет создания новых организаций, предприятий и фирм расширяется частный сектор экономики.
Экономика неразрывно связана с политикой, поскольку это две функциональные подсистемы общества. Политикой создаются для экономических агентов кодифицированные правила поведения. Уже только этим обусловлена необходимость диалога власти и бизнеса, хотя нигде и никогда отношения власти и бизнеса безоблачными не были. В них заложен определенный элемент противостояния самой природой [3], поэтому проблемой наличие такого рода конфликтов не является, проблемой является уровень конфликта, степень его остроты и форма протекания, а также механизмы его разрешения и социальные последствия от них.
Отсутствие между бизнесом и государством механизмов для полноценного двустороннего диалога приводит к кризисной форме развития социально-экономических процессов, а в условиях уже существующего кризиса - усугубляет его. Механизмы и формы взаимодействия государства и бизнеса оказывают значительное влияние на поведение предприятий и те стимулы, которые руководят их собственниками.
Анализ соответствующих моделей взаимодействия и стратегий бизнеса и власти в отечественной экономике в 1990-2005 гг. приводится А.А. Яковлевым [9]. В связи с этим сложным вопросом особо актуальным становятся проблемы эффективного управления процессом координации усилий и согласования интересов государства и бизнеса, выступающих в качестве основных институтов рыночной экономики [4].
На основе анализа исследований современного взаимодействия российского государства и отечественного бизнеса можно сделать такой вывод, что модернизация механизма управления взаимодействия государства и бизнеса непосредственно корреспондирует с повышением эффективности государственного регулирования социально-экономических процессов, успешным функционированием бизнес-сектора и общим улучшением управленческой деятельности государственных организаций, повышением ее качества. При этом оказывается
стимулирующее действие на развитие различных уровней иерархии экономических систем. Принципы взаимодействия в этом случае на различных уровнях иерархии остаются неизменными, в то время как конкретные механизмы сотрудничества существенно трансформируются под воздействием региональных детерминант.
А.А. Яковлев отмечает [9], что модели управления взаимодействием государства и бизнеса формируются в региональных системах при влиянии определенных качественных параметров и комбинаций критериев, к которым относятся:
- инвестиционная привлекательность региона;
- уровень социально-экономического развития;
- степень и специфика консолидации интересов бизнеса;
- конфессиональная и национальная специфика исследуемого взаимодействия;
- стадия жизненного цикла процесса взаимодействия государства и бизнеса в региональной подсистеме;
- роль общественных организаций в развитии отношений институтов государства и бизнеса.
Это позволяет вносить коррективы в механизм управления соответственно конкретным характеристикам региональных подсистем в общей системе взаимодействия государства и бизнеса.
К основным комплексным формам взаимодействия государства и бизнеса относятся [4]: прямое государственное финансирование деятельности частных предприятий и других коммерческих структур; косвенное содействие развитию бизнеса от государства; на основе обмена информацией, согласование интересов сторон; взаимодействие структур после распределения пакета полномочий.
Соответственно, главные функции государства относительно разных форм предпринимательской деятельности - это регулирующая и стимулирующая функции. В каждом из этих направлений необходимо провести принципиальные изменения в концептуальном, теоретическом и практическом подходе. Концептуальный подход государственных органов и служб должен базироваться на установлении отношения к предпринимательской деятельности как к группе потребителей услуг, что должно определять позицию государственных органов [2].
Кризис последнего времени, пришедший на смену первым признакам стабилизации отечественной экономики, потребность в немедленном решении социальных проблем делают необходимыми
институциональные изменения и создают предпосылки для эффективного сотрудничества государства и бизнес-структур. Во многих странах с развитой рыночной экономикой в последние годы происходят существенные сдвиги в экономических отношениях частного сектора и государства, причем складывается такая новая институциональная структура, как частно-государственное партнерство.
Несмотря на то, что государство не обладает возможностью до бесконечности ослаблять налоговый пресс, при этом продолжая выделять трансферы регионам, исполнять собственные обязательства в оборонной и социальной сферах и финансировать для собственных нужд правительственные заказы, государство способно (даже обязано) усиливать регулирующую роль по формированию и осуществлению политики, способствующей повышению эффективности системы обеспечения жизнедеятельности социума. Именно для этой цели объединяются потенциалы и ресурсы таких субъектов хозяйствования, как государство и бизнес. В подобное партнерство, с одной стороны, вносятся объекты государственной собственности, а с другой - вводятся принципы предпринимательского менеджмента, хозяйствования, инноваций и инвестиций.
Одна из распространенных форм подобного партнерского взаимодействия - это вышеупомянутое частно-государственное партнерство. Под этим термином понимается институт, который включает определенную совокупность правил формального и неформального характера, в рамках которых для удовлетворения потребностей социума осуществляется совместное функционирование государственных органов власти с частным сектором, причем экономические интересы реализуются на равных. Согласованность интересов каждого участника предпринимательской деятельности, дальнейшее развитие партнерских отношений становится возможным путем формирования системы социального партнерства, начиная от уровня отдельно взятого региона и заканчивая уровнем страны.
Между тем явно недостаточно предпринимаемых по этому поводу усилий федерального и регионального уровня, эффективность государственной поддержки оставляет желать лучшего, несмотря на усиление последних лет. В частности, мешает проведению эффективной государственной политики отсутствие теоретических и методологических разработок о поддержке и развитии предпринимательства, включая область формирования стратегии развития поддержки в регионах, а также по
управлению бизнесом как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.
Смещение в плоскость саморегулирования механизма управления партнерскими отношениями государства и бизнеса обусловливается особенностями системы управления взаимодействием этих двух структур, сущностью государственных и частных институтов. Иначе говоря, субъектами управления относительно системы взаимодействия государства и бизнеса с компонентами системы могут выступать как представители государственного и частного секторов, так и их институциональные посредники.
Стоит предположить, что в современных условиях разразившегося и, к сожалению, продолжающего развитие глобального экономического кризиса, который охватил все отрасли отечественной экономики, еще больше усиливается и возрастает негативное давление на бизнес и предпринимательские структуры и, соответственно, на экономику. В этих особых неблагоприятных условиях и сложившемся негативном рыночно-хозяйственном климате особое значение приобретает проблема экономической безопасности бизнеса. Среди главных угроз безопасности бизнеса следует выделить криминальную конкуренцию и коррупцию, к сожалению, широко распространенные и трудноискоренимые. Сегодня они продолжают выступать весомыми дестабилизирующими факторами. Следует рассматривать их как серьезные препятствия по достижению устойчивого развития предпринимательской деятельности и, соответственно, серьезную угрозу для экономической безопасности России.
Перспективы и проблемы внедрения инноваций
В существующих сложных условиях, кроме вышеперечисленных социально-экономических проблем, актуальна необходимость в активном использовании новых технологий, как ресурсосберегающих и импортозамещающих, так и способных повысить общий технический уровень производства. С этой целью в России создана инновационная национальная система, часть которой - академический сектор нации, институты развития, включая инновационные центы и кластеры, координаторами которых выступают Министерства экономического развития, промышленности и торговли, образования и науки. Однако отечественный уровень использования инноваций по-прежнему остается низким [8].
Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации производств, составляет около 11% от общего числа, удельный вес в общемировом объеме экспорта отечественных высокотехнологических товаров составляет 0,4%, процентное соотношении затрат на НИОКР от ВВП составляет 1,3%. Вместе с тем, в последнее время наблюдается увеличение числа публикаций, учитывающихся в мировых индексах цитирования. Также в России удалось создать такие присущие современной инновационной системе элементы, как: развитые сектора научных исследований; значительные объемы НИОКР; инновационные кластеры; инфраструктура по коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности; имеются федеральные программы для продвижения в приоритетных направлениях НИОКР.
В российской инновационной системе имеется своя специфика: значительная роль государственного финансирования; существенная роль в проводимых исследованиях академических институтов; НИОКР проводятся в региональной системе. К сожалению, к инновационной деятельности мало привлекается частный капитал, поскольку система преференций для него пока не разработана. Инновационная система нашего государства станет современной, если в ней для модернизации производства, общего экономического роста, включая социальное благосостояние, в полной мере будет использоваться научно-технический потенциал [1]. Отечественная инновационная система обладает своими преимуществами, среди которых выделяется: существование разнообразных природных ресурсов; мощный интеллектуальный потенциал; хороший уровень образования населения; существование институтов развития; инфраструктура инноваций развивается; увеличение количества предприятий, которые готовы использовать инновации.
Но проблемой, которая сдерживает развитие инновационного бизнеса, остается недостаточность количества инвестиций. Зарубежные инвесторы по таким показателям анализируют риски: аннулирования контрактов; экспроприации собственности; индекс верховенства закона; индекс качества бюрократии; индекс ограничений исполнительной власти; индекс коррупции. Инновации пользуются мощной государственной поддержкой, тем не менее, их реализация продолжает оставаться проблемой, в результате чего снижаются показатели обеспечения экономической безопасности отдельно взятых предприятий и отраслей в целом [1]. Спрос на инновации необходимо формировать как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Вопрос продвижения технологий
решается международной торговлей лицензиями. Но для российских исследователей и это составляет проблему, поскольку количество патентов, регистрируемых в развитых зарубежных странах, составляет около 70 штук в год, в то время как для проникновения на мировые рынки нужны тысячи.
Существенной проблемой для отечественной экономики остается повышение результативности произведенных финансовых затрат. Необходима ликвидация неэффективных федеральных целевых программ. Сложен и вопрос с использованием выделяемых финансов и получением их исполнителями. Также стоит отметить, что инновационное развитие определяется уровнем существующего образования, в то время как проведенные реформы школьного обучения и высшего образования не привели к желаемому результату, а лишь породили множество новых вопросов и проблем. К примеру, невозможно добиться увеличения притока в научную сферу молодых специалистов без увеличения стипендий студентов и аспирантов и заработной платы преподавателей ВУЗов. В то же время намеченный уровень оплаты труда нереален, что подтверждает существующая практика распределения финансовых средств в ВУЗах [6].
Весомым фактором в повышении уровня инновационной активности выступает уровень государственной поддержки предприятий, которые осуществляют исследования и разработки, способные повысить в целом уровень экономической безопасности. Российские предприятия пользуются такими инструментами поддержки, как: вычеты по налогу на прибыль; инвестиционный налоговый кредит; для резидентов ОЭЗ и участников ИЦ особый режим налогообложения; льготы по земельному налогу и налогу на имущество; льготы по НДС. Практики применения льгот разнообразны и в разной степени эффективны, но только стабильность и адекватный уровень развития экономики может послужить базой прямой и косвенной поддержки для инновационно-активных предприятий [5].
Важный инструмент инновационного развития представляет формирование венчурных фондов, финансовые ресурсы которых используются для реализации рисковых, но коммерчески выгодных инновационных проектов. Практикой использования средств фондов «Сколково» и «Роснано» показаны проблемы оказания поддержки отечественным изобретателям и разработчикам. Зачастую разработки в серьезные и значимые бизнес-проекты попросту не перерастают. Улучшение процесса управления инновационной деятельностью, активное
участие государства в формировании инновационного спроса, оказание ощутимой господдержки предприятиям, использующим инновации, и контроль, каким образом используются предоставленные ресурсы, будут способствовать увеличению темпов отечественного экономического роста, обеспечат необходимый уровень экономической безопасности и повысят уровень благосостояния граждан.
Задача государства - сформировать такой уровень развития национальной экономики, при котором она с полным правом сможет занять конкурентные позиции в мировом хозяйстве. Место, которое сможет занять Россия в мире, зависит от срочности введенных мер и предпринятых действий, проводимой правительством, обществом и государством политики, интенсивности реформ в экономике, грамотности сочетания рыночной среды с расширением и углублением научно-технического прогресса, а также инновационной экономики и государственного регулирования.
ИСТОЧНИКИ:
1. Буров В.Ю. Теневая деятельность малых и средних предприятий // ЭКО. — 2008. — № 4.
— С. 67-74.
2. Иванов В.Н., Суворовцев Д.С. Система мер государственной поддержки малого
предпринимательства: концептуально-стратегический подход // Безопасность Евразии. — 2008. — № 3. — С. 97-109.
3. Нещадин А., Горин Н. Общество, бизнес и власть: условия цивилизованного
взаимодействия // Общество и экономика. — 2005. — № 10-11. — С. 5-41.
4. Никитаева А.Ю. Теория и практика управления взаимодействий государства и бизнеса:
региональный аспект. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007. — 352 с.
5. Ряховская А.Н. Совершенствование профессиональной подготовки и повышения
квалификации специалистов по антикризисному управлению в современных условиях // Актуальные проблемы экономики, финансовой политики и антикризисного управления: материалы межвузовской научно-практической конференции. — М.: ИЭАУ, 2004.
6. Россия в ВТО: проблемы, задачи, перспективы: сборник научных статей / под ред.
В.В. Тумалева. — 2012. — Вып. 13.
7. Фирсов В.А. Меры по устранению угроз экономической безопасности Российской
Федерации // Вестник РАГС при Президенте РФ, 2008. — № 2.
8. Шевченко М.А. Механизм обеспечения экономической безопасности России в условиях
глобализации // Переходная экономика, 2000. - № 2.
9. Яковлев А. А. Эволюция стратегий взаимодействия бизнеса и власти в российской
экономике // Российский журнал менеджмента. — 2005. — Т. 3. — № 1. — С. 47-84.
10. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»