4. Regional'nyi doklad o sostoyanii i ispol'zovanii zemel' v Kirovskoi oblasti v 2014 godu.
5. Postanovlenie Pravitel'stva Kirovskoi oblasti ot № 159/387 «O predostavlenii krest'yanskim (fermerskim) khozyaistvam gran-tov iz oblastnogo byudzheta na razvitie se-meinykh zhivotnovodcheskikh ferm i na sozdanie i razvitie krest'yanskikh (fermerskikh) khozyaistv, vklyuchaya bytovoe obustroistvo nachinayush-chikh fermerov» ot 29.06.2012.
6. «Kirovskaya oblast' poluchit cvyshe 40 mln. rublei na podderzhku sel'khozkoopera-tivov i semeinykh ferm». Ofitsial'nyi sait Pravitel'stva Kirovskoi oblasti. Rezhim dostupa: http://www.gov-vyatka.ru/news/detail.php ?ID=72033.
7. «Kirovskaya oblast': fermery poluchat no-vye formy gospodderzhki». Rezhim dostupa: http://k-vedomosti.ru/news/117876.html.
8. APK Kirovskoi oblasti: problemy i per-spektivy. Shchupletsov A. Rezhim dostupa: http://www.vcci.ru/merkuriy/article_detail.ph p?ID=16590.
9. Ofitsial'nyi sait organov mestnogo samou-pravleniya Sovetskogo raiona Kirovskoi oblasti. Rezhim dostupa: http://sovetskii43.rf/ purchases/leases_land.
10. «Putin poruchil izuchit' tselesoobraznost' popravok arendnoi platy za zemli». Rezhim
dostupa: http://rg.ru/2016/02/01/
poruchenie-site-anons.html.
11. «Sel'skokhozpotrebkooperativy mogut poluchit' granty na razvitie material'no-tekhnicheskoi bazy». Ofitsial'nyi sait Pravitel'stva Kirovskoi oblasti. Rezhim dostupa: http://www.gov-vyatka.ru/news/detail.php ?ID=66254.
12. Postanovlenie Pravitel'stva Kirovskoi ob-lasti ot 24 dekabrya 2013 g. № 241/925 "Ob utverzhdenii polozheniya o poryadke opredele-niya razmera arendnoi platy, a takzhe poryad-ke, usloviyakh i srokakh vneseniya arendnoi platy za ispol'zovanie zemel'nykh uchastkov, gosudarstvennaya sobstvennost' na kotorye ne razgranichena, i zemel'nykh uchastkov, na-khodyashchikhsya v sobstvennosti Kirovskoi ob-lasti".
13. Doklad o rezul'tatakh za 2013 god i os-novnykh napravleniyakh deyatel'nosti na 20142016 gody departamenta gosudarstvennoi sobstvennosti Kirovskoi oblasti.
14. Postanovlenie Kirovskoi oblasti ob utver-zhdenii poryadka opredeleniya tseny prodazhi zemel'nykh uchastkov, nakhodyashchikhsya v sobstvennosti Kirovskoi oblasti, i zemel'nykh uchastkov, gosudarstvennaya sobstvennost' na kotorye ne razgranichena № 34/201 ot 21.04.2015.
+ + +
УДК 60. 542.15
С.Г. Максимова S.G. Maksimova
РОЛЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСКЛЮЗИИ И ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
THE ROLE OF LOCAL AUTHORITIES IN OVERCOMING SOCIAL EXCLUSION AND ENSURING THE QUALITY OF LIFE OF ELDERLY PEOPLE
Ключевые слова: социальная эксклюзия, пожилые люди, старение населения, экспертная оценка, социальная политика в отношении пожилых людей, органы местного самоуправления.
Освещены экспертные оценки в области анализа роли органов местного самоуправления в отношении поддержания качества жизни лиц пожилого и старческого возраста, оценки ее способности учитывать актуальные потребности пожилых граждан в социальной помощи и в выявлении основных проблем, с которыми сталкиваются представители старших возрастов. Приведены результаты исследования методом полустандартизированного интервью представителей экспертного сообщества Алтайского края. На основе полученных экспертных оценок можно заключить, что
органы местного самоуправления сегодня играют достаточно ограниченную роль в обеспечении приемлемого качества жизни пожилых граждан, поскольку сталкиваются со значительным числом проблем, основной из которых является дефицит финансов, которые могут быть выделены как на оказание собственно социальной помощи населению, так и на благоустройство данного населенного пункта, развитие сферы образования, культуры, ЖКХ. По мнению некоторых экспертов, государство буквально «переложило» ответственность за социальную поддержку населения на муниципалитеты, которые не имеют в своем распоряжении необходимых для этого ресурсов и к тому же часто становятся «жертвами» нецелевого расходования средств на более высоких этажах власти. В силу данного обстоятельства возможности органов местного самоуправления в плане
повышения качества жизни людей пожилого и старческого возраста существенно ограничены. В то же время муниципалитеты обязаны обеспечивать эффективное функционирование системы учреждений социальной защиты, реализовывать социальные целевые программы, принятые на федеральном, региональном и муниципальном уровне, благоустраивать территорию в соответствии с потребностями населения, проводить большое число мероприятий социальной направленности. Полученные результаты будут полезны для разработки эффективных инструментов государственного регулирования социальной политики.
Keywords: social exclusion, elderly people, population ageing, expert evaluation, social policy for elderly people, local authorities.
The paper discusses the expert evaluations in the field of analysis of the role of local authorities in maintaining the quality of life of elderly and senile age groups, and the assessment of local authorities' ability to take into account the actual needs of elderly citizens in social care and in identifying the major problems faced by the elderly. The results of semi-standardized interviewing among expert community in the Altai Region are presented. Based
on the obtained expert evaluations, it may be concluded that the local authorities play a relatively limited role in ensuring acceptable quality of life for senior citizens because they face significant problems; the main of which is the lack of finance that may be allocated as a social support to the population and the improvement of this settlement, the development of education, culture, and housing. According to some experts, the government has literally "shifted" the responsibility for social support of the population to municipalities that do not have at their disposal the necessary resources and, moreover, often become victims of misuse of funds at higher levels of the government. In view of such circumstances, the abilities of local authorities to improve the quality of life of the elderly and senile age groups are very limited. At the same time, municipalities have to ensure the effective operation of the system of institutions of social protection, to implement targeted social programs at federal, regional and municipal levels, to arrange the area in accordance with the needs of the population, and to hold a large number of social events. The obtained results will be useful for the development of efficient instruments of state regulation of social policy.
Максимова Светлана Геннадьевна, д.с.н., проф., зав. каф. психологии коммуникаций и психотехнологий, Алтайский государственный университет. E-mail: [email protected].
Maksimova Svetlana Gennadyevna, Dr. Sociol. Sci., Prof., Head, Chair of Psychology of Communications and Psycho-Technologies, Altai State University. E-mail: [email protected].
Актуальность
С каждым годом в мире становится все больше и больше пожилых людей. Эта тенденция носит позитивный смысл, т.к. в первую очередь это свидетельствует об увеличении продолжительности жизни людей, улучшении качества жизни, условий для существования. Однако не все страны готовы к таким демографическим изменениям.
Граница старости — понятие условное, обычно она устанавливается вблизи модального возраста выхода на пенсию. Старость принято также делить на периоды. Так, выделяются пожилой возраст (60-75 лет), старческий возраст (75-90 лет) и возраст долгожителей (90 лет и старше). Такое разделение не всегда объективно, ведь оно не учитывает индивидуальные физиологически и психологические особенности человека. Кроме того, что в старческом возрасте прогрессивно ослабляются физические силы и здоровье в целом, старость характеризуется изменениями в психологии человека: внутренний мир человека, осмысливание жизни выходит на первый план, а интеллектуальная и эмоциональная сферы общественной жизни отходят на второстепенные позиции, либо вообще теряют свою надобность [1, 2].
Процесс старения населения требует совершенствования различных видов помощи в определенных сферах жизни, а именно ме-
дицинское, коммунальное, бытовое, культурное и другие виды обслуживания. В соответствии с этим стоит отметить, что пожилой человек, как и любой другой индивид, имеет базовые потребности [3]. Базовыми потребностями индивида являются физическое здоровье и автономность. Здоровье в такой ситуации может интерпретироваться по-разному: 1) отсутствие специфических болезней; 2) здоровье может рассматриваться сквозь призму выживания. Автономность в данном контексте рассматривается как способность инициировать действие, формулируя цели и убеждения. К промежуточным потребностям можно отнести адекватное питание, адекватное жилье, соответствующее медицинское обслуживание, физическую и экономическую безопасность и др. Все эти потребности направлены на то, чтобы сохранить здоровье и автономию человека. Вследствие этого человек может позволить себе участвовать в социальной жизни. Все эти базовые потребности должны обеспечить и реализовать государство через социальную инфраструктуру и принятое законодательство [4]. Но даже в такой ситуации ответственность с человека не снимается, и, конечно, сами граждане также должны стремиться укреплять социальные связи, а моральные нормы в такой ситуации в любом случае будут играть центральную роль.
Проблемы пожилого населения обычно связываются с глобальными процессами, происходящими в обществе, такими как индустриализация или урбанизация [5].
Существуют определённые факторы, которые влияют на процесс старения, а именно доходы, стратегические знания, потеря ролей и ролевая неопределенность, традиции и религия [6]. Доход является важной составляющей жизни любого гражданина. В старости, с выходом на пенсию, как было отмечено, доход многих граждан уменьшаются, вследствие чего человек не может позволить себе привычный уклад жизни, соответственно, он попадает в группу «исключенных» [7]. Доход и собственность являются основой в обеспечении независимости и безопасности пожилого человека.
Существует два термина, характеризующих положение пожилого человека в обществе. Первый из них «уровень жизни». Данный термин является экономическим понятием и отражает степень удовлетворения человеком материальных и культурных потребностей. Таким образом, производится оценка, на сколько человек обеспечен потребительскими благами, такими как размер пенсии, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, жилищные условия и т.д. Вторым термином является «качество жизни». Данный термин является социологическим понятием и отражает степень удовлетворения человеком материальных и культурных потребностей, таких как качество питания и одежды, комфортность жилья, структура расселения и т.д. Таким образом, возникает необходимость решения актуальных проблем, направленных на поддержание жизнедеятельности пожилого человека, и здесь большая роль должна быть отдана государству, а именно органам местного самоуправления.
Цель исследования связана с анализом роли органов местного самоуправления в обеспечении качества жизни пожилых людей.
Объекты и методы
В целях разработки научных основ для решения упомянутых проблем в Алтайском крае проведена апробация основных параметров социальной эксклюзии лиц старших возрастных групп. Социологическое исследование было направлено на изучение социального положения лиц старших возрастных групп; выявление особенностей социальных установок общества к процессам, связанным со старением населения. В социологическом опросе приняли участие эксперты в количестве 20 чел. Экспертный опрос проводился среди представителей органов законодательной, исполнительной власти, органов местного самоуправления, представителей обще-
ственных организаций, научной и педагогической общественности для оценки геронтоло-гической политики и восприятия проблем старшего возраста.
Основными эмпирическими методами сбора и анализа данных являются метод интервьюирования, традиционный анализ документов, методы категориального анализа [811].
Представим некоторые результаты, полученные по итогам анализа данных экспертного опроса методом полуструктурированного интервью, которые закодированы следующим образом: МС — органы местного самоуправления, ИВ — органы исполнительной власти, ЗВ — органы законодательной власти, НС — научно-педагогическая общественность, ОО — общественная организация. Курсивом выделены цитаты экспертов, сохранена их исходная лексика.
Результаты и обсуждения
Очевидно, что решение актуальных для людей пожилого и старческого возраста проблем во многом определяется эффективностью деятельности органов местного самоуправления, которые непосредственно реализуют мероприятия в сфере социальной политики, предусмотренные в рамках федеральных, региональных и местных целевых программ. Безусловно, местные власти в наибольшей степени информированы о трудностях, с которыми сталкиваются пожилые люди в их населенном пункте, способны адекватно оценить складывающуюся ситуацию и предложить в максимальной степени отвечающие её специфике практические решения. Кроме того, активизация органов местного самоуправления в урегулировании социальных проблем отражает современные тенденции реализации социальной политики, когда государство стремится передать функции распределения средств органам управления на местах, оставляя за собой регулирование институционального взаимодействия в социальной сфере и контроль над реализацией заложенных в программах мер.
Проанализируем мнения экспертов о том, что может быть сделано на уровне муниципалитетов для обеспечения необходимого качества жизни пожилых людей (вопрос интервью: «В чем заключается роль местного самоуправления в обеспечении качества жизни пожилых?»).
Многие участники опроса охарактеризовали органы местного самоуправления в первую очередь как непосредственных исполнителей социальной политики, принятой на уровне государства и региона: «...многие вещи воспринимаются представителями этих органов по отчетной линии, то есть нам прислали, мы сделали и отчитались...»
(НП22.006, с. 3); «Ну, по сути-то своей, получается так: есть государственная политика, которая направлена на то, чтобы обеспечивать качество жизни людей, и в том числе, пожилых людей. А эта государственная политика на местном уровне, например, на уровне поселения или города, она фактически реализуется органами местного самоуправления, то есть фактически это та государственная политика, только она реализуется органами местного самоуправления» (МС22.013, с. 4-5); «То есть, федеральные власти, они принимают общие какие-то программы, общие усилия... Но именно к человеку идут служащие, именно муниципальных органов власти» (МС22.013, с. 6-7).
Необходимо указать, что данная функция муниципалитетов, по мнению экспертов, реализуется наиболее полно, поскольку в наибольшей мере обеспечена выделяемыми финансовыми и организационными ресурсами.
Эксперты также подчеркивали, что местные органы самоуправления могут разрабатывать собственные программы социальной поддержки пожилого населения, ориентированные на решение наиболее актуальных для данного территориального образования проблем. «В каждой территории существует своя, городская, районная программа, которая предусматривает дополнительные меры социальной поддержки: это и материальная помощь, это и проведение определенных мероприятий. Это тоже и оздоровление, и ремонты, то есть... здесь работает всё» (ИВ22.020, с. 9-11).
Однако основной проблемой местного самоуправления, существенно ограничивающей его возможности в повышении качества жизни пожилого населения, является дефицит финансовых средств, обусловленный как спецификой экономической ситуации в регионе, так и налоговой политикой государства, и наличием коррупционных схем, легко встраиваемых в состоящую из многих звеньев систему выделения средств из федерального бюджета: «Хотя ресурсов у них для этого достаточно мало, а ну и, преимущественно, все задачи по социальной защите населения, конечно, возложены на органы региональные и федеральные, тем не менее на практике лицом к лицу с этими проблемами сталкивается прежде всего муниципалитет» (ИВ22.003, с. 5-6); «Органы местного самоуправления должны являться еще некоторым, как сказать, старшим братом, что ли, и это не надзорная функция, а функция больше именно социализирующая, то есть, советник и соучастник каким-то мероприятиям, действиям, деятельности, вот, а тем более, раз мы говорим об обеспечении качества жизни
пожилых людей, то какие бы акции ни проходили на федеральном уровне и ни спускались вниз, они могут быть проглочены при переходе на региональный, муниципальный уровень. Там где дело даже не в разворовывании каких-то средств, а в том, что местные органы как раз четко знают, кому конкретно какая помощь нужна и как она будет оказываться. Вот, ну здесь есть опасность все равно некоторой потери ресурсов, которые направляются...» (НП22.005, с. 11-13); «...органы местного самоуправления, ну, проводят определенные мероприятия, претворяются ими определенные мероприятия по обеспечению качества жизни пожилых людей. Но как всегда, у нас для этого недостаточно финансовых ресурсов, тем более, что доходы бюджетов-то, местных бюджетов, формируются, ну, на мой взгляд, по остаточному принципу. Потому что большую часть доходов любого государства составляют налоги, а из налогов незначительная часть напрямую остается в местном бюджете. И поэтому средств, на мой взгляд, недостаточно» (НП22.007, с. 3-4).
В силу нехватки финансовых средств муниципалитеты для выполнения своих непосредственных задач зачастую вынуждены обращаться за помощью к региональным органам власти: «Потому что, к сожалению, закон, который принят на федеральном уровне об органах местного самоуправления, значит, у него полномочия ему, извините за непарламентское выражение, спихнули полно, значит, по 30, по-моему, 37 полномочий, но при этом забыли профинансировать его» (ЗВ22.009, с. 6).
По этой же причине, по замечанию экспертов, муниципалитеты чаще оказывают морально-психологическую поддержку пожилым жителям, нежели реальную практическую помощь: «То есть практически материально ничем не могут помочь. Только выслушав, погладив по голове, пожелал здоровья, проводил его до калитки сельсовета... или прочего. И потом обещал прийти. Чисто психологически, чисто психологически...» (ЗВ22.004, с. 5-6).
В то же время в обязанности органов местного самоуправления, согласно экспертам, входит:
организация инфраструктуры социальной помощи и защиты, создание учреждений и специальных органов, оказывающих
социальную поддержку населению, в том числе пожилым гражданам: «Прежде всего, здесь речь может идти о создании инфраструктуры для пожилого человека. Что, к сожалению, у нас еще не создано, а только вот начинает создаваться» (НП22.006, с. 3);
выявление и экспертиза нуждаемости граждан в социальной помощи, реализация принципа адресности, распределение выделяемых на социальную защиту населения ресурсов: «Органы местного самоуправления, соцзащита — они как раз и должны заниматься выявлением тех пожилых людей, которым требуется помощь соцработника, обязательно должны на учёте всех учитывать и помогать» (МС22.012, с. 3);
мониторинг возникающих у населения проблем, информирование о них вышестоящих органов власти, а также соответствующая коррекция осуществляемых мер социальной защиты «на месте»: «на сегодняшний день роль органов местного самоуправления заключается как раз в реагировании на какие-то просьбы, жалобы населения, пожилых граждан, прежде всего, и оказания им помощи, в которой они нуждаются» (ИВ22.003, с. 5 - 6);
разработка системы мер социальной помощи населению: «Что делает муниципалитет? В условиях острого дефицита бюджетных средств развивает систему дополнительных мер социальной поддержки. Не с точки зрения просто каких-то разовых выплат, а с точки зрения вообще системного комплекса социальных услуг» (МС22.016, с. 5-6);
- взаимодействие с общественными организациями, государственными учреждениями, бизнес-структурами, призванное обеспечить эффективное оказание социальной помощи и поддержки пожилым гражданам: «роль таких органов заключается в координации деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации по оказанию поддержки гражданам старшего поколения. Это позволяет организовать системную работу по поддержанию социально-культурной активности пожилых людей, и обеспечить какие-то равные условия и возможности для полноценной социальной и культурной жизни» (ИВ22.019, с. 7);
непосредственный контроль над деятельностью учреждений и организаций, оказывающих социальную поддержку и социальные услуги населению: «я думаю, что, прежде всего, должен быть выстроен очень эффективный контроль, контроль, взаимоконтроль различных органов. Чтобы качество предоставляемых, оказываемых услуг для этой категории населения, то есть оно поддерживалось на достаточно высоком уровне» (0022.011, с. 7-8);
организация комфортной жизненной среды для людей пожилого и старческого возраста в данном населенном пункте: «Здесь кажется, что органы местного самоуправления, они ответственны за формирование
среды обитания, так скажем, людей пожилого возраста, то есть, создание условий их проживания, потому что все же вопросы принципиального характера, то есть, это государственные гарантии, социальные гарантии, это все же решается на государственном уровне, и органы местного самоуправления, они могут влиять непосредственно на среду обитания и при наличии, так скажем, финансовых возможностей и доброй воли руководства, могут вводить дополнительные меры, социальные, по обеспечению данной категории» (ИВ22.008, с.5); «И естественно, роль органов местного самоуправления — это просто создание благоприятной для жизни среды, а это — начиная с дорог, заканчивая крышами наших домов» (МС22.016, с. 5-6); «роль органов местного самоуправления — это, безусловно, обеспечение удобной социальной среды, то есть, непосредственно организация мест, где пенсионер мог бы бывать, отдыхать, гулять, покупать продукты, заниматься тем, чем он хотел бы заниматься» (МС24.011, с. 7);
развитие и поддержка местных инициатив по улучшению качества жизни пожилых людей (в «идеальном» случае);
контроль показателей качества жизни представителей старших возрастов: «это реальный, постоянный, непрерывный контроль за состоянием качества жизни пожилых людей» (НП24.021, с. 4).
Среди конкретных мер, направленных на повышение качества жизни пожилых граждан, реализуемых органами местного самоуправления в их регионе, эксперты указывали:
решение проблем ЖКХ, введение льгот на оплату услуг ЖКХ для пожилых: «...и, безусловно, также, если мы говорим об органах местного самоуправления, то это, конечно, в первую очередь, проблемы коммунальные, то есть это жилье, водоснабжение, отопление, электричество, все, что угодно. Пенсионер должен быть всем этим обеспечен...» (МС22.011, с. 7);
содействие трудоустройству и — шире — максимально полной самореализации старшего поколения: «[роль муниципалитетов] в организации досуга и в организации занятости» (НП24.020, с. 4);
оказание материальной помощи малообеспеченным гражданам: «У нас в муниципалитете есть ряд инициативных полномочий для предоставления этой категории: это единовременная социальная помощь в связи с возникшей трудной жизненной ситуацией, это то же зубопротезирование и так далее» (МС22.015, с. 6-7);
организацию социально-бытового обслуживания: «Кому-то дров привезти, кому-то
там огород вспахать, то есть вот эти вопросы, они, конечно же, должны предусматриваться вот в рамках оказания содействия со стороны органов местного самоуправления, значит, вот пожилым людям» (ИВ22.011, с. 6);
обеспечение льготного проезда в транспорте);
выделение путевок на санаторно-курортное лечение, обеспечение доступности медицинского обслуживания: «[роль муниципалитетов] ... в организации минимума услуг здравоохранения, которые нужны пожилым» (НП22.020, с. 4);
организацию «социальных» магазинов и рынков;
поддержка дошкольных детских учреждений для «разгрузки» пожилых людей;
проведение культурно-досуговых мероприятий, праздников с активным привлечением пожилого населения к участию в них: «основная роль местного самоуправления, так как это решение вопросов местного значения, это именно вот организация досуга, адаптация людей пожилого возраста к новым жизненным условиям в связи с выходом на пенсию» (МС22.015, с. 6-7);
финансовое обеспечение деятельности домов престарелых, интернатов для пожилых людей: «Интернаты приводить в нормальное состояние, вот, чтобы там люди себя чувствовали достойно. Чтобы там были все условия: не только чистая постель и хорошая еда, но и возможность смотреть телевизор, работать на компьютере. Почему? Потому что это поколение совсем другое, потребности другие, спортом заниматься, физкультурой оздоровительной, бассейны чтоб были для пожилых людей, то есть полноценная жизнь» (ЗВ22.001, с. 10);
помощь в организации похорон, благоустройстве мест захоронений: «существуют льготы по захоронению. Вот как бы расходные обязательства органов местного самоуправления» (МС22.009, с. 4).
Таким образом, на основе полученных экспертных оценок можно заключить, что органы местного самоуправления сегодня играют достаточно ограниченную роль в обеспечении приемлемого качества жизни пожилых граждан, поскольку сталкиваются со значительным числом проблем, основной из которых является дефицит финансов, которые могут быть выделены как на оказание собственно социальной помощи населению, так и на благоустройство данного населенного пункта, развитие сферы образования, культуры, ЖКХ. По мнению некоторых экспертов, государство буквально «переложило» ответственность за социальную поддержку населения на муниципалитеты, которые не имеют в своем распоряжении необходимых для этого ресурсов и к
тому же часто становятся «жертвами» нецелевого расходования средств на более высоких этажах власти. В силу данного обстоятельства возможности органов местного самоуправления в плане повышения качества жизни людей пожилого и старческого возраста существенно ограничены. В то же время муниципалитеты обязаны обеспечивать эффективное функционирование системы учреждений социальной защиты, реализовывать социальные целевые программы, принятые на федеральном, региональном и муниципальном уровне, благоустраивать территорию в соответствии с потребностями населения, проводить большое число мероприятий социальной направленности.
Библиографический список
1. Markovkina S.G. Some features of elderly adaptation // Социологические исследования. - 1997. - № 12. - С. 48-50.
2. Максимова С.Г., Ноянзина О.Е., Максимова М.М., Щеглова Д.К. Социальная экс-клюзия лиц старших возрастных групп: социально-экономические аспекты // Вестник Алтайского ГАУ. - 2015. - № 5 (127). -С. 180-184.
3. Фетискин В.В. Потребности. Деятельность. Личность: социально-философское исследование. - М., 2001. - 188 с.
4. Парахонская Г.А. Структура геронтоло-гической социальной политики / / Вестник МГУ. Сер. Философия. - 2005. - № 3. -С. 49-60.
5. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 104 с.
6. Рыбакова Н.А. Феномен старости - М.: Псков, 2000. - 169 с.
7. Козлова Т.З. Самооценка пенсионеров // Социологические исследования. - 2003. -№ 4. - С. 1-14.
8. Морковкин Г.Г. Научное обеспечение инновационного развития АПК Алтайского края // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. - 2010. -№ 2. - С. 17-25.
9. Рассыпнов В.А., Максимова Н.Б., Морковкина А.Г. Оценка привлекательности туристских объектов в сельских районах Алтайского края // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2014. -№ 3 (113). - С. 145-150.
10. Максимова С.Г., Неваева Д.А. Социальная эксклюзия пожилых людей в современном регионе // Вестник Алтайского ГАУ. - 2015. - № 8 (130). - С. 173-177.
11. Максимова С.Г. Социально-психологические аспекты формирования одиночества лиц пожилого и старческого возраста // Клиническая геронтология. - 2001. - № 1-2. - С. 52.
References
1. Markovkina S.G. Some features of elderly adaptation // Sotsiologicheskie issledovaniya. - 1997. - № 12. - S. 48-50.
2. Maksimova S.G., Noyanzina O.E., Maksi-mova M.M., Shcheglova D.K. Sotsial'naya ek-sklyuziya lits starshikh vozrastnykh grupp: sotsi-al'no-ekonomicheskie aspekty // Vestnik Al-taiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universi-teta. - 2015. - № 5 (127). - S. 180-184.
3. Fetiskin V.V. Potrebnosti. Deyatel'nost'. Lichnost': sotsial'no-filosofskoe issledovanie. -M., 2001. - 188 s.
4. Parakhonskaya G.A. Struktura gerontolo-gicheskoi sotsial'noi politiki // Vestnik MGU. Ser. Filosofiya. - 2005. - № 3. - S. 49-60
5. Dmitriev A.V. Sotsial'nye problemy lyudei pozhilogo vozrasta. - L.: Izd-vo LGU, 1980. -104 s.
6. Rybakova N.A. Fenomen starosti - M.: Pskov, 2000. - 169 s.
7. Kozlova T.Z. Samootsenka pensionerov // Sotsiologicheskie issledovaniya. - 2003. -№ 4. - S. 1-14.
8. Morkovkin G.G. Nauchnoe obespechenie innovatsionnogo razvitiya APK Altaiskogo kraya
// Vestnik Bryanskoi gosudarstvennoi
+
sel'skokhozyaistvennoi akademii. — 2010. — № 2. — S. 17-25.
9. Rassypnov V.A., Maksimova N.B., Morkovkina A.G. Otsenka privlekatel'nosti turistskikh ob"ektov v sel'skikh raionakh Altaiskogo kraya // Vestnik Altaiskogo gosudar-stvennogo agrarnogo universiteta. — 2014. — № 3 (113). — S. 145-150.
10. Maksimova S.G., Nevaeva D.A. Sotsial'naya eksklyuziya pozhilykh lyudei v sov-remennom regione // Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. — 2015. — № 8 (130). — S. 173-177.
11. Maksimova S.G. Sotsial'no-psikholo-gicheskie aspekty formirovaniya odinochestva lits pozhilogo i starcheskogo vozrasta // Klinicheskaya gerontologiya. — 2001. — № 1-2. — S. 52.
Работа выполнена при поддержке Гранта РГНФ № 15-03-00579 «Социальная эксклюзия лиц возрастных групп в современной России»
)2015-2017). +
УДК 330
А.В. Иванов, И.В. Фотиева, Т.А. Артамонова A.V. Ivanov, I.V. Fotiyeva, T.A. Artamonova
АЛТАЙ - ГИМАЛАИ: БИОСФЕРНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕВРАЗИЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
ALTAI - HIMALAYAS:
BIOSPHERE AND ECONOMIC PARALLELS AND PROSPECTS OF EEURASIAN COOPERATION
Ключевые слова: Алтай, Гималаи, Индия, биосферно-хозяйственные параллели, устойчивое развитие, кооперация, международное сотрудничество.
Анализируются основы и перспективы хозяйственного сотрудничества двух, по мнению авторов, ключевых регионов Евразии — Алтайского (Россия) и Гималайского (Индия). Авторы выделяют ряд факторов, благоприятствующих данному сотрудничеству: культурно-мировоззренческая общность; близость природно-климатических условий, или, иными словами, наличие биосферных параллелей; наличие системы традиционных знаний, охватывающей различные сферы жизнедеятельности и содержащей регламентирующие принципы, в том числе обеспечивающие рациональное и неистощительное ведение хозяйства; общность ряда хозяйственных стратегий. Одновременно отмечаются проблемы, стоящие на этом пути: доминирование западной рыночной модели экономического развития и в связи с этим
постепенная утрата традиционных знаний, обеспечивавших в течение тысячелетий гармоничное взаимодействие человека и природы; экологические и ресурсные проблемы, недостаточность целенаправленной и систематической государственной поддержки как совместных исследований в данной сфере, так и инновационных проектов. Подчеркивается необходимость систематических международных российско-индийских междисциплинарных исследований в этом направлении, выработки рекомендаций по переходу данных территорий к стратегии устойчивого развития, которая бы не отторгалась местными жителями, а органически принималась ими.
Keywords: Altai, Himalayas, India, biosphere and economic parallels, sustainable development, cooperation, international cooperation.
The paper examines the basics and prospects of economic cooperation between the two key regions of Eurasia — Altai (Russia) and Himalaya (India). The