РОЛЬ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ТАКТИКИ В РАССЛЕДОВАНИИ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЧВЕ В ОТНОШЕНИИ МАЛОЛЕТНИХ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН
А.А. БАКИН,
кандидат юридических наук, доцент кафедры правового обеспечения деятельности сотрудников
ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России
Аннотация. Рассмотрены актуальные криминологические и оперативно-розыскные основы борьбы с насильственными преступлениями, которые совершают члены деструктивных религиозных организаций в отношении несовершеннолетних. Внесены предложения по изменению и дополнению законодательства об оперативно-розыскной деятельности.
Ключевые слова: оперативно-розыскная тактика, деструктивные религиозные организации, организованные преступные группы, насильственные преступления, несовершеннолетние.
THE ROLE OF THE OPERATIVE-SEARCH TACTICS IN THE INVESTIGATION OF VIOLENT CRIMES COMMITTED ON RELIGIOUS GROUNDS AGAINST THE MINORS
A.A. BAKIN,
candidate of judicial science, associate professor of department of extra-professional education of staff
OVD Saint-Petersburg university MVD Russia
The summary. This article describes actual criminological and operative-search bases to combat violent crimes, that are committed by members of destructive sects to the juvenile. Proposals were made for changes and amendments to legislation on the operational and investigative case.
Key words: tracking tactics, destructive religious organizations, organized crime, violent crime, juvenile.
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) играет значительную роль как в пресечении, раскрытии, предупреждении, так и в расследовании преступлений на религиозной почве, установлении причин и условий, им способствующих.
Без комплексного использования возможностей ОРД и уголовного судопроизводства эффективно вести борьбу с криминальной активностью деструктивных религиозных организаций (как и с преступностью) невозможно. Как справедливо отмечает И.А. Возгрин, ОРД всегда была тесно связана с расследованием преступлений, с криминалистической методикой расследования, а следовательно, с уголовно-процессуальной деятельностью1. Одним из важнейших направлений совершенствования ОРД и уголовного судопроизводства в борьбе с преступностью является совершенствование уровня взаимодействия оперативно-розыскных и следственных подразделений в ОВД.
К сожалению, оперативно-розыскное противодействие преступным, прежде всего организованным
преступным, группам (в том числе группам религиозных экстремистов) в силу ряда объективных и субъективных факторов не дает положительных результатов.
До настоящего времени отсутствуют необходимые практическим работникам, занимающимся борьбой с организованной преступностью деструктивных религиозных организаций, комплексные методики оперативно-розыскного выявления и раскрытия преступлений, совершенных на религиозной почве, нейтрализации криминального сопротивления со стороны членов тоталитарных сект. Недостаточна профессиональная подготовленность сотрудников правоохранительных органов, в том числе оперативных подразделений ОВД, работающих в этой сфере.
Между тем в специальной литературе, посвященной оперативно-розыскной тематике, рассматриваются лишь в общем плане разные аспекты криминального противодействия выявлению и раскрытию преступлений, совершаемых организованными пре-
ступными религиозными группами сектантов, без учета их экстремистской составляющей. Отсутствуют открытые комплексные исследования, посвященные оперативно-розыскному противодействию преступлениям, совершаемым деструктивными религиозными организациями в отношении несовершеннолетних. Следует признать, что изучение проблем оперативно-розыскной нейтрализации криминального сопротивления выявлению и раскрытию преступлений, совершенных представителями тоталитарных сект, актуально в современных условиях и сохранит свое значение в обозримом будущем.
Тактика — основная категория ОРД, поскольку тактика определяет набор видов оперативно-розыскных мероприятий, их содержание и последовательность, место, время, интенсивность проведения. В сложной структуре тактики постоянно происходит сочетание мыслительных процессов (оценка исходной информации, предвидение развития ситуаций, принятие решений, оценка возможности их реализации) и действий оперативных работников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, иных лиц, включенных в реализацию тактических решений. Тактика борьбы с организованной преступностью использует многолетний опыт оперативных аппаратов, их успешных операций, стратегических и тактических просчетов, сохраняет все традиционные элементы, учитывает комплекс факторов, обусловливающих устойчивость, живучесть, приспособляемость и видоизменения организованной преступности2.
По мнению отечественных исследователей, оперативно-розыскная тактика по своему содержанию предполагает следующее:
® мышление оперативного работника, включающее в себя оценку оперативно-тактической ситуации, собственных сил, средств и возможностей, сил и качеств противоборствующей стороны — преступной среды;
выбор образа действия, линии поведения самого оперативного работника либо по его заданию (поручению) лиц, оказывающих содействие;
действия, их последовательность, линия проведения, корректируемые в зависимости от развития ситуаций (получение подкрепления или наоборот)3.
Оперативно-розыскная тактика — это категория ОРД, отражающая мышление оперативного работника, включающее в себя оценку ситуации, своих сил, средств и возможностей, сил и качеств противоборствующей стороны и предопределяющее образ действия и линию поведения, избираемые для достижения целей предупреждения и раскрытия преступлений и розыскной работы.
Существенное значение для совершенствования оперативно-розыскной тактики борьбы с организованной преступностью имеют положения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (ФЗ об ОРД), в частности, реализация такой
важнейшей тактической категории, как оперативно-розыскные действия. С помощью оперативно-розыскных мероприятий обеспечиваются:
получение и проверка первичной информации о признаках криминальной активности конкретных лиц и групп, совершенных преступлениях и причастных к ним лицах;
выявление лиц, осведомленных о преступлении, обнаружение имущества, денег и ценностей, добытых преступным путем, предметов, документов и других объектов — носителей доказательственной информации, их сохранение;
установление преступников, места нахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда;
решение частных задач по обеспечению достижения целей ОРД, предусмотренных законом4.
По мнению М.П. Смирнова, ФЗ об ОРД открывает возможности для инициативного, творческого, свободного от догматизма и формализма подхода к решению тактических задач. Закон предполагает использование в оперативно-розыскных мероприятиях оперативными работниками средств оперативной техники, а также принятие мер по ее сокрытию от лиц, в отношении которых предполагается ее применить. Реализация Закона предполагает включение в структуру оперативно-розыскной тактики обеспечение личной безопасности участников оперативно-розыскных действий. Все это направлено на эффективное получение скрываемой информации, повышение осведомленности оперативных аппаратов об организованной преступности, успешное воздействие на оперативно-розыскные ситуации, складывающиеся в борьбе с нею. Тактика борьбы с организованной преступностью базируется на обобщении и критическом осмыслении совокупного опыта выявления и оперативной проверки разветвленных преступных групп, действующих в разных сферах жизни общества5.
Специфические условия ОРД требуют новых тактических решений при работе в сфере преступных формирований в окружении входящих в них лиц. Принцип полноты информации в борьбе с организованной преступностью реализуется путем охвата всех возможных видов документов, в которых отражены события, казалось бы, непосредственно не относящиеся к преступной деятельности. Необходимо иное отношение к учетам как средству ОРД. Имеется в виду не только выход за временные и территориальные параметры, т.е. обращение к архивам, учетам других служб и ОВД, но и выход за ведомственные рамки. Поучителен опыт ФБР США, где активно используются сведения на граждан, сосредоточенные в канцеляриях концернов и фирм, страховых компаниях, совместных с иностранцами предприятиях, делах о разделе имущества и об оспаривании наследства.
В современной России появляются новые варианты документального отражения многих событий, знание которых может быть полезным в документировании, изучении биографий проверяемых лиц, получении их личностных характеристик. Традиционными источниками такой информации являются материалы кадровых аппаратов организаций и образовательных учреждений, военкоматов, данные учета оружия, охотников, автомотосредств, регистрации нотариальных контор, адвокатур, судебных коллегий по гражданским делам и т.д. Появляются новые документы: регистрации малых и совместных предприятий, фондов, акционерных обществ, финансовых компаний, оформления арендных отношений и др. Все это должно включаться в объекты изучения информации.
Особое внимание должно быть уделено учету информации о правонарушениях тех участников организованной преступности, квалификация действий которых (например, имеющиеся признаки подстрекательства) встречает затруднения. В архивных, уголовных и оперативных делах, «отказных материалах», в материалах об административных правонарушениях могут быть обнаружены факты подстрекательства, укрывательства, недоносительства, которые в свое время не получили должной юридической оценки, так как исследовались изолированно, не в контексте вскрытой позже организованной преступной деятельности6.
Аналогичный «поворот» могут получить ранее зафиксированные и оставленные без реагирования угрозы убийства, изнасилования (покушения), побои, истязания, причинение телесных повреждений, хранение и изготовление оружия, боеприпасов, наркотиков и другие «побочные» преступления. Насильственные действия могут оказаться элементами устрашения, расправы за нарушение правил преступной среды, принуждения «непослушных» к совершению преступлений. Подделка и подлог документов могут быть элементами реализации более опасных преступных планов или входить в технологию крупного мошенничества, хищений, легализации преступников, действующих под чужим именем.
В ряде отечественных исследований выявлено, что полнота сбора информации об организованной преступности достигается применением средств оперативной техники для негласной аудио- и видеозаписи по возможности во всех местах, где может возникнуть информация, представляющая оперативный интерес. Причем в ОРД с таким противоборствующим «противником», как участники организованной преступной деятельности, трудно заранее предположить, каково содержание вероятно ценной информации. Полезными для тактики и последующего доказывания могут оказаться любые факты: встречи с ранее известными и ранее неизвестными лица-
ми (досуговые, деловые, интимные), приобретение ценностей, оружия, валюты, передача документов, денег, посылок, посещение притонов и поведение в них и т.д.7
Оперативное внедрение предполагает внедрение штатных сотрудников специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью либо лиц, содействующих этим органам в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, в организованные группы, банды, преступные организации и сообщества. ФЗ об ОРД не содержит запрещения оперативного внедрения в целях борьбы с организованной преступностью в государственные органы, органы местного самоуправления, а также в организации независимо от форм собственности либо в общественные объединения. В то же время в ст. 5 органам (должностным лицам), осуществляющим ОРД, запрещается принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и не запрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности.
А.В. Шахматов правильно отмечает: «Опыт показывает, что невозможно обеспечить раскрытие преступлений и неотвратимость ответственности преступников без противопоставления их криминальной деятельности целенаправленного комплекса оперативно-розыскных мер и следственных действий, без использования в качестве вспомогательной информации данных, полученных оперативно-розыскным путем, без привлечения граждан к содействию в борьбе с преступностью.
Вековая практика использования негласных сил, средств и метода полицейскими и специальными службами разных стран в борьбе с политической и общеуголовной преступностью показывает, что первое место среди них, даже при результативности современной электронной разведки, справедливо занимает агентурный метод»8.
Агентурный метод является формой реализации, во-первых, права органов, осуществляющих ОРД, на привлечение отдельных лиц на конфиденциальной основе к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий, во-вторых, возможности граждан использовать право на защиту своих законных интересов от преступных посягательств.
ФЗ об ОРД, официально закрепив возможность реализации гражданами своего права на оказание помощи органам, осуществляющим ОРД, в решении задач по борьбе с преступностью путем гласного и негласного их содействия этим органам, и признав социальную необходимость и значимость такого содействия, тем не менее не обеспечил нравственную
легализацию в общественном сознании этого института. Работа конфидентов лишена широкой общественной поддержки. Это связано с тем, что ОРД часто приобретает конфликтный характер. В процессе ее ведения законом допускается вторжение в сферу охраняемых законом прав и интересов физических и юридических лиц. Помимо этого состояние современного российского общества, его глобальная криминализация, снисходительное отношение к преступности и преступникам не способствуют широкому общественному признанию и поддержке ОРД и конфиденциального содействия органам, ее осуществляющим. Необходимо перед лицом общественности морально защищать лиц, осуществляющих конфиденциальное сотрудничество с оперативными органами.
Правоприменительная практика раскрытия и расследования преступлений показывает, что использование результатов работы оперативных подразделений в доказывании по уголовным делам часто сопряжено с угрозой безопасности не только для лиц, осуществляющих ОРД, но и для тех лиц, которые содействуют органам, осуществляющим ОРД. По-прежнему нуждаются в детальном изучении и решении вопросы правовой и социальной защиты этих участников оперативно-розыскного процесса.
Необходимо в качестве дополнительной правовой гарантии их деятельности дополнить ч. 4 ст. 18 ФЗ об ОРД положением следующего содержания: «Любое лицо, привлеченное к сотрудничеству органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, освобождается от уголовной ответственности за деяние, совершенное при выполнении в соответствии с законом оперативно-розыскных мероприятий по поручению такого органа, если это деяние совершено с целью предотвращения, выявления или раскрытия преступлений, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), при условии, что причиненный вред правоохраняемым интересам менее значителен, чем вред, который мог быть причинен указанными преступлениями».
Необходимо внести следующие изменения в ФЗ об ОРД:
® дополнить ч. 2 ст. 4 следующим содержанием: «Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, только по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации и Председателем Верховного Суда Российской Федерации»;
® в ст. 7 внести дополнительное основание проведения оперативно-розыскных мероприятий: «В целях
выявления скрываемых от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, а также о лицах, имеющих к ним отношение».
Интересно предложение А.В. Шахматова ввести в УК следующую статью:
«Осуществление оперативно-розыскных мероприятий»
1. Не является преступлением причинившее вред охраняемым настоящим Кодексом интересам деяние, совершенное при выполнении в соответствии с законом оперативно-розыскных мероприятий сотрудником уполномоченного государственного органа либо по поручению такого органа иным лицом, сотрудничающим с этим органом, если это деяние совершено с целью предотвращения, выявления, раскрытия или расследования преступлений, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), а также если причиненный вред правоохраняемым интересам менее значителен, чем вред, причиняемый указанными преступлениями, и если их предотвращение, раскрытие или расследование, а равно изобличение виновных в совершении преступлений лиц не могло быть осуществлено иным способом.
2. Положения части первой настоящей статьи не распространяются на лиц, совершивших деяния, сопряженные с угрозой жизни или здоровью человека, экологической катастрофы, общественного бедствия или иных тяжких последствий»9.
Оперативно-розыскное предупреждение преступлений, совершаемых деструктивными религиозными организациями (организованными преступными группами) — это процесс опережающего противодействия. Его субъектом являются оперативные подразделения ОВД, осуществляющие в рамках своей компетенции гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия поискового, проверочного и нейтрализующего характера с целью своевременного выявления лиц, вынашивающих преступные намерения, потенциальных жертв преступлений и обеспечения их безопасности, криминогенно-виктимных условий и их устранения.
Успешность выполняемых оперативно-розыскных мероприятий во многом определяется характером взаимодействия оперативных и следственных подразделений. Основные формы взаимодействия:
# совместное обсуждение материалов, подготовленных сотрудниками оперативных подразделений к реализации дел оперативного учета, планирование, подготовка и осуществление оперативно-розыскных мероприятий, а также оценка их результатов;
# оперативно-розыскное сопровождение расследования преступлений с момента возбуждения уго-
ловного дела до завершения судебного разбирательства;
® производство следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на поиск и изъятие похищенного и подлежащего аресту имущества, денег и ценностей, нажитых преступным путем, а также иных вещественных доказательств;
® обмен информацией о ходе предварительного следствия и результатах проведенных оперативно-розыскных мероприятий;
® создание и функционирование следственно-оперативных групп.
Актуальной представляется точка зрения Н.А. По-дольного о концепции единой познавательной деятельности. Так, по мнению исследователя, концепция единой познавательной деятельности, которая лежит в основе всякого расследования, повышает организованность и эффективность проводимого расследования. Она обеспечивает достижение успеха правоохранительными органами в их противодействии преступной деятельности организованных группировок. Достигнутое таким образом единство в деятельности правоохранительных органов способствует упреждению всякого противодействия со стороны группировок. Благодаря ему можно предвидеть действия, направленные на противодействие проводимому расследованию. Это способствует и тому, что у правоохранительных органов появляется возможность влиять на конкретную следственную ситуацию, изменяя ее в своих интересах и повышая тем самым эффективность мер, направленных на поиск и обнаружение доказательств.
Познание стимулирует общую поисковую деятельность всех правоохранительных органов, создавая условия их организационного единства, направленного на расследование конкретных преступлений. Все должностные лица, вовлеченные в поисковую деятельность, начинают соотносить собственные действия с действиями других лиц, в ней занятых, и с общей целью, стоящей перед всей этой деятельно-стью10.
Необходим всесторонний, квалифицированный анализ адекватности состояния уголовного, уголовно-процессуального и производных от них отраслей нормативного регулирования раз-
ных аспектов организации противодействия религиозному экстремизму (оперативно-розыскного, уголовно-исполнительного) современным потребностям правоохранительной деятельности и основным направлениям ее совершенствования. Перспективным представляется использование зарубежного опыта законодательного регулирования борьбы с экстремизмом, а также осуществление сравнительного анализа правовых основ координационной деятельности органов власти в зарубежных странах в сфере совместной борьбы с религиозной преступностью, тоталитарными (деструктивными) культами.
1 Возгрин И.А. Введение в криминалистику. СПб., 2003. С. 252—253.
2 Гордин А.В. Взаимодействие оперативно-розыскных подразделений и следователя органов внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005. С. 13—19; Шмо-нин А.В. Методика расследования преступлений: учеб. пособие. М., 2006. С. 372—382.
3 Шахматов А.В. Агентурная работа в оперативно-розыскной деятельности (теоретико-правовое исследование российского опыта): автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2005.
4 Основы борьбы с организованной преступностью: мо-ногр. / под ред. В.С. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Ябло-кова. М., 1996. С. 325—329.
5 Смирнов М.П.Комментарии оперативно-розыскного законодательства РФ и зарубежных стран: учеб. пособие. М., 2002; Шмонин А.В. Указ. соч.
6 Криминалистика: учебник / отв. ред. Н.П. Яблоков. М., 1996; Погосян Г.А. Проблемы получения и использования криминалистически значимой информации в качестве доказательств на предварительном следствии (процессуальные и криминалистические аспекты): автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2006.
7 Основы борьбы с организованной преступностью: мо-ногр. / под ред. В.С. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Ябло-кова. С. 335—336.
8 Шахматов А.В. Указ. соч. С. 4—5.
9 Там же. С. 13.
10 Подольный Н.А. Расследование преступлений, составляющих молодежную организованную преступность. М., 2007.