Научная статья на тему 'Роль офсетных соглашений в продвижении продукции на мировом рынке вооружений'

Роль офсетных соглашений в продвижении продукции на мировом рынке вооружений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
853
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФСЕТНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ТЕНДЕРЫ НА ПОСТАВКУ / СОВМЕСТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЛИЦЕНЗИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / OFFSET AGREEMENTS / TENDERS FOR SUPPLY / JOINT PRODUCTION / LICENSED PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хмелев И. Б.

В статье исследованы особенности офсетных сделок в продвижении продукции на мировом рынке вооружений. Поведен анализ зарубежного опыта применения офсетных сделок с целью продвижения продукции военного назначения на зарубежные рынки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF OFFSET AGREEMENTS IN THE PROMOTION OF PRODUCTS ON THE WORLD ARMS MARKET

The article examines the features of the offset deals in the promotion of products on the world arms market. Behavioral analysis of foreign experience of offset transactions for the purpose of promotion of military products to foreign markets.

Текст научной работы на тему «Роль офсетных соглашений в продвижении продукции на мировом рынке вооружений»

го оборудования. Данный этап предполагает субсидирование малых компаний в размере до 1 млн рублей (оплата оборудования), средних компаний - 2 млн рублей.

Третье предложение предполагает расширение сферы деятельности небольших компаний и повышение их социальной значимости. Социальная ответственность бизнеса в настоящее время играет значительную роль в обеспечении прибыльности компании и повышении лояльности ее сотрудников. В связи с этим автором в рамках государственной поддержки малого и среднего бизнеса предлагается предоставление грантов в размере до 1 млн рублей на создание собственных частных детских центров или домашних детских садов для детей сотрудников. Грант предоставляется при защите бизнес-плана предприятия. Выдача гранта предполагает три транша:

- 1 - 5% от необходимой суммы при защите бизнес-плана;

- 2 - 45% от суммы при заключении договора аренды и других необходимых для работы договоров, закупку оборудования и пр.;

- 3 - 50% от суммы при выполнении показателей бизнес-плана в течение первого года деятельности.

Предложенные новые инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства невозможно осуществить без эффективной деятельности центров развития предпринимательства, на которые возлагается ответственность в отборе наиболее перспективных проектов и обеспечении контроля за выполнением

работ и подтверждением эффективности государственных дотаций. Именно центры развития предпринимательства обязаны контролировать все этапы прохождения процедуры регистрации, получения дотаций, а также контролировать направление их использования и полученные результаты. Что позволяет говорить о необходимости установления четких критериев отбора и контроля в рамках предлагаемых мероприятий, по которым сотрудники центров могут обеспечивать их эффективное использование.

Литература:

1. Быкова Н.В. Современный подход к оценке эффективности государственной поддержки малого предпринимательства. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. № 4, том 6, 2014. - С. 107-115.

2. Немец А.В. Оценка эффективности поддержки малого предпринимательства в системе государственного регулирующего воздействия: Автореферат диссертации. - Новосибирск, 2009.

3. Официальный портал системы поддержки малого и среднего бизнеса в Петербурге. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.smesupport.net/

4. Сайт Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли // http://www.cedipt.spb.ru/

УДК 338

РОЛЬ ОФСЕТНЫХ СОГЛАШЕНИЙ В ПРОДВИЖЕНИИ ПРОДУКЦИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ВООРУЖЕНИЙ

Хмелев И.Б., к.э.н., доцент, кафедра «Международный бизнес и таможенное дело», ФГБОУВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», e-mail: [email protected]

В статье исследованы особенности офсетных сделок в продвижении продукции на мировом рынке вооружений. Поведен анализ зарубежного опыта применения офсетных сделокс целью продвижения продукции военного назначения на зарубежные рынки.

Ключевые слова: офсетные соглашения, тендеры на поставку, совместное производство, лицензионное производство.

THE ROLE OF OFFSET AGREEMENTS IN THE PROMOTION OF PRODUCTS ON

THE WORLD ARMS MARKET

Khmelev I., Ph.D, assistant professor, International business and customs chair, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics»

The article examines the features of the offset deals in the promotion of products on the world arms market. Behavioral analysis of foreign experience of offset transactions for the purpose ofpromotion of military products to foreign markets.

Keywords: offset agreements, tenders for supply, joint production, licensed production.

Офсетные соглашения играют значительную роль в технологическом и экономическом развитии стран - импортеров военной продукции. Офсет означает компенсацию, представляемую поставщиком заказчику в виде субподрядов встречных торговых или инвестиционных обязательств.[1] Согласно этим обязательствам страна - экспортер вооружения и военной техники обязана вложить часть средств, полученных от контракта, в экономику страны-импортера. Важно отметить, что офсетные соглашения не противоречат правилам ВТО, что позволяет развивать международную торговлю продукцией военного назначения, не нарушая общепринятые нормы[3].

Начало применения офсетов обычно связывают с периодом после Второй Мировой Войны. С середины XX века США, Аргентина, Япония, Саудовская Аравия и Турция начинают использовать офсетные соглашения с целью развития аэрокосмической промышленности. Малайзия начинает обменивать местные продуктына военную технику, в конечном итоге приходя к офсетным контрактам. Южная Корея, Испания и Южная Африка также вводят офсетные программы. В кризисный поствоенный период увеличение импорта угрожало развитию национального ОПК, местные оборонные предприятия лишились бы работы, а со временем и квалификации. Средством компенсации подобных отрицательных эффектов, а также усиления экономики в то время стали офсетные контракты.

Согласно классификации, принятой в США, существуют две основные категории офсетов: прямые и косвенные. Бюро промышленности и безопасности (BIS) США определяет прямыеофсеты

как сделки, непосредственно связанные со товаромили услугой, экспортируемыми в соответствии с договором. Они, как правило, осуществляются в форме совместного производства, субподряда, обучения, производства и лицензионного производства, передачи технологий или финансирования деятельности.[4]

Они, как правило, осуществляются в форме совместного производства, субподряда, обучение, производство, лицензионного производства, передачи технологий или финансирования деятельности.

Косвенные офсеты не имеют непосредственного отношения к производству импортированной продукции, их можно разделить на два вида: те, которые реализуются в сфере оборонного производства, и несвязанные офсеты, которые обычно касаются гражданского производства и приобретают формы встречной торговли.[4]

Более того, оборонные предприятия в полной мере осознают, что офсеты являются мощными маркетинговыми инструментами для мотивации покупки, демонстрируя и предоставляя дополнительные преимущества для стран-покупателей помимо инвестирования в военную технику.

Часто сами офсетные контракты являются более привлекательными, чем основное приобретениевооружения по личным или политическим причинам. Это может показаться иррациональным, но это часть глобальных бизнес-процессов.Если в траты огромных государственных средств на современное оружие включается распространенный политический аспект, то мотивационная значимость офсетов не может быть недооценена в процессе принятия решений.

Таблица 1. Стоимость офсетного контракта

Фактическая Обшзя стоимость

Вид Офсет стоимость Коэффициент выполнения

Совместное

Прямой производство 70 3 210

Прямые иностранные

инвестиции 14,5 4 58

Косвенный Передача технологий 20 7 140

Экспортная

помощь/маркетинг 24(за восемь лет) 3 72

Источник: по данным Q&A: whatareoffsets? // TheFinancialTimes [Электронный ресурс] URL: http://www.ft.com/intl/cms/s/0/87728d1e-197a-11e3-afc2-00144feab7de.html (дата обращения: 02.05.2015)

По данным СИПРИ, денежная стоимость офсетных соглашений растет, и эксперты считают, что они составят $500млрд. к 2017 году, 60% из которых будут приходиться на США[5].

По мере выполнения офсетных обязательств, их исполнитель получает промежуточные и окончательный офсетные зачеты. Официальное получение последнего означает завершение выполнения офсетных обязательств.

Схема предоставления контрактов на офсетной основе работает таким способом: в условиях тендера, к участию в котором предусматривается допустить иностранных участников, устанавливаются основные параметры необходимых офсетов и правила их заключения. Победитель определяется на основе совокупной оценки предложенного им вооружения, цены и офсетного пакета. После заключения контракта подрядчик за короткий срок должен подписать с министерством экономики или промышленности (зависит от страны) соглашение о реализации офсетного пакета. Обычно такая реализация затягивается на более длительный срок, чем поставки вооружений, однако по законодательству большинства стран она не может продолжаться более 10 лет.

Историческим примером офсетного контракта является закупка Индией российских вертолетовКа-226. Сегодня в мире накоплено большое количество новых технологий. Кроме того,

российский ОПК в последние годы добился значительных успехов в разработке новых видов вооружений и военной техники.

В настоящее время число стран, применяющих офсет при закупках вооружений и военной техники, постепенно увеличивается. Возрастает значимость офсетных программ при проведении тендеров. Рынок вооружений и военной техники терпит изменения, которые влияют и на применение офсета. Прежде всего, сказывается спрос на технологии. Продать готовые системы вооружений и военной техники скоро станет все сложнее. Правительства всех ключевых стран Азиатского региона приняли программы и стратегии развития собственной военной промышленности. Для этого странам нужны технологии. Объемы офсетных обязательств компаний растут, так, Lockheed Martin лидирует по объему офсетных соглашений. Еще в 2012 году сумма обязательств данной компании составила 27 млрд. долларов(Таблица 2).

Во многих странах законодательно закрепляются офсетные нормы: какая часть сделки будет исполнена промышленностью страны-покупателя. Благодаря этому местная промышленность обретает необходимые технологии, опыт организации серийного производства, внедряются передовые методики оптимизации производственных процессов. Так, в 2014 году Правительство

Таблица 2. Офсетные обязательства крупнейших компаний в 2012 году (в млрд. долл.)

Офсетные обязательства крупнейших компаний

Компания Сумма обязательств* Продажи оружия* Чистая прибыль"* Крупнейшие обязательства перед***

Lockheed Martin 27 36,3 2,8 ОАЭ (17,5)

Boeing 12,6 31,8 3,9 Индия (20,6)

Raytheon 7,9 22,5 1,9 ОАЭ (19,2)

EADS 7,6 14,6 1,6 Турция (16,8)

Saab 4 3,1 0,2 Швейцария (70,6)

BAE Systems 3,9 29,2 1,7 Саудовская Аравия (27,4)

Finmeccanica 3,4 23,8 1,1 ОАЭ (32,4)

Northrop Grumman 2,7 21,4 2 Турция (32,3)

Thales 1,9 9,5 0,7 Индия (26,3)

General Dynamics 1,3 1,2 -0,3 Турция (16,8)

Rolls-Royce 1,6 4,7 3,6 Индия (18,5)

Dassault 0,3 16,4 0,7 Индия (100)

* - по данным на 2011 год, миллиардов долларов;

** - поданным на 2012 год, миллиардов долларов;

*** - в процентах от общей суммы офсетных обязательств.

Источник: Defenseoffsets: From 'contractualburden' tocompetitiveweapon // McKinsey&Company [Электронныйресурс] URL:http://www.mckinsey.com/insights/ public_sector/defense_offsets_from_contractual_burden_to_competitive_weapon (датао-бращения: 26.04.2015)

Польши приняло новый закон об офсетных сделках, заключаемых параллельно с контрактами на поставку новых вооружений и военной техники. Новый закон приводит польские правила заключения офсетных сделок и покупки вооружений в соответствие с директивой 2009/81/ЕС Европейского союза. Эта директива требует, чтобы страны — члены ЕС в рамках проводимых тендеров на покупку военной техники выдвигали требования и дополнительные условия связанные непосредственно с предметом конкурса.

Новый закон также снял ограничение минимального размера офсетного соглашения, который ранее составлял пять миллионов евро. Благодаря этому станет возможным заключение небольших компенсационных сделок при подписании контрактов на поставку продукции или услуг небольшой стоимости. Польша рассматривает новое законодательство как возможность ускорить развитие оборонно-промышленного комплекса и поддержать экономику.

Принятие закона было важно для Польши, поскольку страна в настоящее время занимается реализацией программы перевооружения армии. Для проведения ряда тендеров на поставку новых вооружений и военной техники польским военным необходимо одобрение контрольных органов Евросоюза.

Кроме того, в последние годы несколько стран ввели реформы в свои офсетные политики, которые поднимают планку для участия подрядчиков. Индия, например, недавно создала управленческую структуру DefenceOffsetsManagementWing (БОМ"), чтобы обеспечить надзор и стандарты отчетности по исполнению офсетныхпрограмм. Между тем, аналогичный орган Объединенных Арабских Эмиратов (недавно переименованный в TawazunEconomicCouncil) в 2010 году объявил ряд реформ, в том числе указал подробный набор мультипликаторовна приоритетные инвестиционные направления, а также штрафные санкции за неэффективное выполнение программ, например, оплата убытков для частично выполненных или невыполненных офсетных обязательств.[7]

Во всем мире осознается важность офсетных соглашений, и в то время как контроль над сделками усиливается, международное использование мультипликаторов снижается, Так, например, в Швеции, максимальный мультипликатор составляет 3, но его использование ограничивается только несколькими случаями. В Дании и Великобритании, мультипликаторы, как правило, не используются, но они могут быть примененыпри передаче высоких технологий. Польша использует мультипликаторы от 0,5 до 2,0, а в исключительных случаях до 5. В Норвегии максимальное значение 5, но может составлять и 0,1; Новая Зеландия использует мультипликаторы от 1 до 3; в Бразилииконкретная политика в отношении мультипликаторов отсутствует[7].

Также, значительно различаются от страны к стране штрафы за неисполнение офсетных обязательств. Некоторые страны, такие как Австрия, Бразилия, Чили и Финляндия не имеют конкретной политики в отношенииштрафов. Как правило, они подходят к решениюкаждого конкретного случая индивидуально. Другие страны четко прописывают штрафные санкции в своей офсетной политике. В частности предусматривают выплату неустойки; Малайзия налагает штраф в размере 8% от стоимости контракта, Норвегия налагает штраф не менее чем на 10%[5].

Ужесточаются требования, связанные с применением офсета импортерами вооружений и военной техники. Это ужесточение выражается в следующем:

• совершенствование имеющегося законодательства и создание принципиально новых законов, призванных обеспечить легитимное проведение офсетных сделок;

• в рамках косвенного офсета импортеры настаивают в первую очередь на передаче им наукоемких технологий, разработок, ноу-хау военного, двойного и гражданского назначения, на проведении совместных научных исследований, подготовке квалифицированных научных кадров;

• ужесточение штрафных санкций за невыполнение офсета и повышение требований к обеспечению гарантий его выполнения;

• снижение размеров мультипликаторов (повышающих коэффициентов) при определении офсетной стоимости проектов.

Офсетная деятельность может помочь компаниям завоевать рынки, к которым иначе были бы трудно получить доступ. Израильские производители занялилидирующуюпозицию в экспорте беспилотных летательных аппаратов путем выстраивания

надежных отношений на рынке, например, с помощью создания совместных предприятий в Бразилии.

В России специального законодательного регулирования офсетов не существует. Привлекательность сделок по приобретению российского вооружения снижается вследствие значительных трудностей выполнения офсетных требований иностранных заказчиков, обусловленных несовершенством внешнеэкономического и налогового законодательства, а также отсутствием качественного послепродажного обслуживания. Соответственно, в настоящее время детальные принципы и ограничения на совершение подобного рода сделок отсутствуют. Большинство особенностей офсетов в российской практике оставлены на регулирование в договорах, доля которых пока невелика. При этом даже в отсутствие специального законодательства ряд крупных международных сделок России на поставку вооружений и военной техники имеют черты классических офсетов, применяемых развитыми странами во взаимной торговле и в торговле с развивающимся миром.

Например, соглашения, подписанные Россией с Венесуэлой и некоторыми другими государствами. Но отсутствие детальной законодательной базы с заранее утвержденными транспарентны-ми условиями и ограничениями для таких сделок сдерживают потенциал их развития в торговле оборонной продукцией с более широким кругом стран. Развитие офсетной торговли, в том числе на бывшем постсоветском пространстве, может не только увеличить потенциал поставок российских вооружений и военной техники, но и может стимулировать российское инвестиционное и научно-техническое проникновение в экономику стран-партнеров.

Стратегическим приоритетом развития России является построение «умной» экономики, ориентированной не на экспорт ресурсов, а основанной на высокотехнологичных отраслях и инновациях. Необходим комплексный подход, предполагающий создание общей системы стимулов для обновления технологической базы во всех секторах российской экономики[2]. Использование принципа локальных точек роста и прорыва и догоняющего развития всей остальной экономики без серьезных стимулов неэффективно. Невозможно стартовать к инновациям с устаревшим производством. Модернизация должна быть широкой базой для инноваций. Именно для этого и надо использовать весь арсенал средств, который имеется в международной практике в торговле продукции военного назначения с применением офсетных соглашений.

В этой связи необходимо решить следующие ключевые задачи:

• Определить производственные операции и сектора экономики, в которых внутренний контроль необходим и желателен, а какие более выгодно передать на аутсорсинг.

• Оценитьзатраты и выгоды офсетной стратегии, выходяда-леко за рамкикраткосрочнойприбыли.

• Обеспечить защитугосударственных интересы и не нанести урон национальной безопасности при офсетной деятельности.

• Расставить приоритеты в офсетнойстратегиии

обеспечить интересы:государства, подразделенийроссийско-

гогосударственного сектора, частныхигроков, международных компаний.

Таким образом, если Россиянамерена максимизировать синергетический эффект при офсетной деятельности, следуют уделитьособое внимание деталям офсетной политики.

Успешная политика не может представлять собой просто оговоренные процентыпо офсетным контрактам и штрафы, которые иностранные участники должны соблюдать. Вместо этого, правильно построеннаяполитика офсетной деятельности может работать на достижение цели поощрения военно-технического сотрудничества, модернизации военной техники России и технологической базы.

Литература:

1. Ежегодник ЦАМТО: статистика и анализ мировой торговли оружием, 2011-2014.

2. Новоселов Д.В., Орехов С.А. Международный менеджмент как отражение процессов интеграции и глобализации экономики. Российская экономика: тенденции и перспективы //Вып. 23. - М.: ООО «Технологии стратегическогоменеджмента». 2012.

3. Хмелев И.Б. Последствия вступления России в ВТО и перспективы развития экономики России //Транспортное дело

России. 2016, №2, С.80-81.

4.U.S. Department of Commerce, Bureau of Industry and Security Offsets in Defense Trade, Seventeenth Report to Congress, 2013.

5.U.S. Department of Commerce, Bureau of Industry and Security Offsets in Defense Trade, Nineteenth Report to Congress, 2015.

6.The Tawazun Economic Program: «Putting theory into

practice». A presentation for the European Club for Countertrade & Offset (ECCO) June 14, 2012 Eurosatory, Paris.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7.Brauer, J. and Dunne, J.P. Arms trade offsets: what do we know? Paper prepared for the forthcoming Handbook on the political economy of war, edited by Chris Coyne and published by Edward Elgar. July 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.