Научная статья на тему 'Роль официальных символов Приморского края в формировании идентичности регионального сообщества'

Роль официальных символов Приморского края в формировании идентичности регионального сообщества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
511
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛ / ОФИЦИАЛЬНЫЙ СИМВОЛ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ФЛАГ / ГЕРБ / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дыга Павел Владимирович

В статье выделяется ряд характеристик символа, которые определяют широкие возможности его использования в конструировании социальных систем и легитимации политической власти. Исходя из синтетической концепции символического, анализируются герб и флаг Приморского края. Раскрывается смысловое содержание указанной символики, приводятся некоторые данные о её историческом происхождении и современной эволюции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль официальных символов Приморского края в формировании идентичности регионального сообщества»

УДК 32(470.620)

Дыга П.В. Dyga P.V.

Роль официальных символов Приморского края в формировании идентичности регионального сообщества

Role of the official symbols of Primorsky Krai in shaping of the regional community identity

В статье выделяется ряд характеристик символа, которые определяют широкие возможности его использования в конструировании социальных систем и легитимации политической власти. Исходя из синтетической концепции символического, анализируются герб и флаг Приморского края. Раскрывается смысловое содержание указанной символики, приводятся некоторые данные о её историческом происхождении и современной эволюции.

Ключевые слова : символ, официальный символ, идентичность, флаг, герб, Приморский край

The article highlighted a number of symbol characteristics that identifies opportunities to use it in the design of social systems and the political power legitimation. Based on the synthetic concept of symbolic, the flag and the coat of arms of Primorsky Krai are analyzed. Reveals the semantic content of this symbols, presents some data about its historical origins and modern evolution.

Key words : symbol, official symbol, identity, flag, coat of arms, Primorsky Krai

Вопрос идентификации в России стоит довольно остро, как на национальном, так и на региональном уровне. Символы как универсальный инструмент коммуникации занимает, вероятно, ключевую роль в процессе самоидентификации жителей территории со всем региональным сообществом. Данный процесс тесно связан с процессом легитимации региональной власти, так как отождествление себя с сообществом при помощи символов, с большей вероятностью подразумевает лояльность к лидерам данного сообщества, как осуществляющим свою власть и репрезентирующим свой образ вовне при помощи тех же символов.

Целью данной статьи является характеристика официальных символов Приморского края в качестве средств самоидентификации регионального сообщества.

Несмотря на более чем двухтысячелетнюю историю осмысления и иллюзию общепонятности, дефиниция символа является одной из самых туманных и противоречивых. В религиозных трактовках символ является знаком-посредником между человеком и Абсолютной реальностью [7, с. 10]. Согласно З. Фрейду, символ есть трансформация желания [12,

ДЫГА Павел Владимирович, аспирант кафедры политологии Дальневосточного федерального университета. (г. Владивосток). E-mail: [email protected]

с. 115], по К. Юнгу, это выражение человеческого бессознательного [13, с. 45], в семиотике - это знак, указывающий на общее содержание предмета [9, с. 89-90]. Символы изучались в рамках теорий символического интеракционизма (Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мид), социального конструкцио-низма (П. Бергер, Т. Лукман), философско-филологических подходах (Р. Барт, Э. Кассирер, М.К. Мамардашвили, А.М. Пятигорский, А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский), теории деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), теории символического капитала (П. Бурдье) и др. На основании указанных теоретических концепций можно выделить ряд характеристик символа:

1. Смысловая многослойность (в отличие от знака), то есть наряду с одним означающим может быть несколько слоёв означаемых;

2. Отсылка к трансцедентальному, сакральному, чувственному знанию;

3. Закреплённость в исторической памяти сообщества, что определяет символ в качестве важнейшего элемента социализации;

4. Ресурс легитимации, социальной мобилизации, средство идентификации и репрезентации (конституирование образов «Мы» и «Они»).

В качестве средства идентификации символ является частью личности, отделяющий от значимых Других. Образ «Мы» формируется ввиду сопричастности личности с общим историческим развитием, культурным наследием. Именно эту сопричастность позволяют сформировать символы. При этом, рассуждая в логике П. Бурдье, символическая значимость одного актора (в нашем случае регионального сообщества) может быть выше, чем у другого. Примером этого может служить уровень миграционного оттока из Приморского края, объясняемый тем, что символический капитал, например, Москвы больше символического капитала Приморья.

Также символ, обладая связью с высшей силой и отражая некоторые общие установки, укоренённые в исторической памяти социума, задаёт рамки поведения в социальном пространстве и призывает исключить проникновение в него хаоса. Доступ к нему могли иметь только посвящённые в него. Такими посвящёнными были, например, жрецы, которые, благодаря этому, и имели власть [7, с. 12]. Таким образом, присоединение образа лидера к символам того или иного сообщества позволяет легитимировать его власть. Примером в данном случае может служить ритуал инаугурации Президента РФ, в рамках которого избранный народом президент приобщается к официальным государственным символам Российской Федерации (президентские регалии, клятва на Конституции РФ).

Указанные характеристики символа отличаются от наиболее распространённого и обыденного представления о политическом символе, как только лишь знаке, который олицетворяет политический объект, явление или процесс, редуцирует реальность до какого-либо образа.

Любой субъект политических отношений позиционирует себя в коммуникационном пространстве и легитимирует свою власть, используя определённый ряд символов, присоединяясь к их смыслам. Характер использования символов зависит от той цели, которую преследует субъект, целевой аудитории и от его возможностей.

В Приморском крае, как и в каждом субъекте РФ, есть ряд официальных (региональных) символов, которые призваны, как идентифицировать жителя региона со всем сообществом Приморского края, так и легитимировать власть региональных элит. К числу официальных символов Приморья относится флаг и герб.

Геральдическое описание герба Приморского края гласит: в зелёном поле щита - включённый синий Андреевский крест, в оконечности

щита поверх креста - золотое изображение идущего уссурийского тигра [6]. Значение элементов герба отражают строки: «цвет поля щита — зелёный — олицетворяет пышную растительность Уссурийской тайги и долин Приморья», «синий Андреевский крест — символизирует приморское положение края и его роль в истории России как главной базы Военно — Морского Флота, знаменует красоту и величие главного богатства Приморья — моря», «изображение идущего уссурийского тигра определяет географическое положение края, так как Приморский край является единственным в Российской Федерации естественным ареалом обитания этого животного; золото в фигуре тигра показывает многообразие и богатство природных ресурсов края» [1]. Понимание и принятие этих особенностей идентифицирует каждого жителя региона с «незримым сообществом» Приморского края. В то время как использование герба на официальных документах в виде печати, на зданиях краевой власти, в официальных сообщениях, легитимирует их возможность участия в осуществлении властных полномочий на данной территории.

Нынешний вариант герба Приморского края был утверждён краевой Думой 22 февраля 1995 г. До этого официальной государственной символики у административно-территориального образования Приморский край, начиная с момента его появления 20 октября 1938 г. вследствие разделения Дальневосточного края, не существовало. Таким образом, нынешнему варианту герба нет и 20 лет. Следовательно, большая часть жителей Приморского края никаким образом не могли идентифицировать себя с региональным сообществом при помощи официальных символов по факту отсутствия таковых. Таким образом, нынешние официальные символы региона не использовались в процессе социализации жителей края старших возрастных категорий.

Главный элемент приморского герба — тигр, очевидно, был позаимствован с герба г. Владивостока, учитывая, что на гербе столицы Приморского края хищник располагался с момента появления самого герба столицы Приморья в 1880 г. Таким образом, был заимствован старый символ с попыткой переосмыслить его значение. Если император Александр III утверждал тигра как символ, который «всем своим видом будет говорить о неприступности российского Тихоокеанского края, о том, что он охраняется надёжно» [4], то в интерпретации современных фигур тигра об этом не говорится. В данном примере виден процесс расширения «символических границ» фигуры тигра с города на регион. Похожий процесс происходит в данный момент в Омской и Ульяновской областях, в которых бренды областных центров (Омска и Ульяновска соответственно) распространяются на всю территорию региона. При этом не происходит вовлечения, а, соответственно, и принятия регионального символа в иных, кроме регионального центра, местах. Помимо этого вероятно размывание региональной идентичности, если данное расширение «символических границ» продолжится. Например, распространение события «День Тигра», помимо Приморского края, также на Хабаровский край, Еврейскую автономную и Амурскую область. Это также влияет на процесс сохранения фигурой тигра своего официального значения. Как верно замечает Андре Горц, эксклюзивность символа порождает ценность для тех, кто обладает правами на него [3, с. 63].

Условия использования герба Приморского края, прописанные в законе «О гербе Приморского края» [6], не предусматривают использование герба самими гражданами региона, обозначая эксклюзивный характер применения герба со стороны представителей политической элиты региона. Таким образом, данный символ обладает препятствием к включению в ценностно-смысловую структуру сознания населения Приморского края. Тем не менее, символ в нём присутствует, в частности,

через интегративную фигуру тигра. Этим объясняется то, что на данный момент появляются новые символьные формы, связанные с хищником. Например, праздник «День тигра», который ежегодно отмечается 30 сентября, начиная с 2000 года, благодаря писателю и охотоведу Владимиру Тройнину. Таким образом, тигр по праву является территориальным символом (брендом) Приморья, при помощи которого жители могут быть интегрированы в региональное сообщество, а сам регион представляться и продвигаться на федеральном и международном уровнях.

В 1994 году комиссией администрации края под председательством вице-губернатора Альфреда Гартмана, в которую вошли компетентные специалисты, были рассмотрены конкурсные проекты символов, их соответствие правилам и традициям российской геральдики. Цветной и монохромный рисунки герба были выполнены в 1995 г. художником-графиком Владимиром Баженовым. Геральдическое обоснование герба дал краевой архитектор Валентин Аникеев. Таким образом, герб был выбран без обсуждения с широкими слоями населения. Специалисты провели параллели с правилами и традициями российской геральдики, однако не провели исследования преференций самих жителей по этому поводу.

Флаг Приморского края был принят 22 февраля 1995 года постановлением Думы Приморского края № 25. На основании постановления администрации Приморского края от 22 февраля 1995 года № 86 [10], было утверждено Положение о флаге края. Примечательно то, что положение было утверждено уже тогда, когда ещё не было рисунка самого флага. 29 мая 1995 года, постановлением администрации Приморского края № 284, был утверждён рисунок флага: «Флаг Приморского края представляет собой прямоугольное полотнище, разделённое по диагонали белой полосой и состоящее из двух треугольников: верхнего, располагаемого у древка, красного цвета и нижнего - голубого (лазурного) цвета. В верхнем углу у древка золотое изображение идущего уссурийского тигра. Отношение ширины флага к его длине — 2:3».

Идею флага предложил В. А. Обертас, профессор Института Архитектуры ДВГТУ. В приложении к проекту Положения [10] о флаге приводилось обоснование символики флага:

♦ Красный — цвет подвигов, жертвенности, победы, праздника, символ храбрости, мужества и неустрашимости. Эти качества жители и воины Приморского края неоднократно проявляли в самые разные периоды существования Приморья.

♦ Голубой (лазурь) — цвет честности, верности долгу, символ красоты, мягкости, величия. Эти качества также присущи и приморцам и уникальной природе края.

♦ Вместе с разделяющей белой полосой цвета флага Приморского края символизируют единство края и России, так как эти же цвета входят в Государственный флаг Российской Федерации (не повторяя его).

♦ Фигура уссурийского тигра — главная фигура герба Приморского края однозначно определяет принадлежность флага Приморскому краю.

Фактически, на флаге Приморского края мы видим непосредственное обозначение принадлежности Приморского края Российской Федерации, что выражается в наличии триколора. Этим можно объяснить изменение в флаге 21 января 2003 года, когда был подписан закон № 32-К3 «О флаге Приморского края», в котором, в частности, голубой (лазурный) цвет треугольника был заменён на синий [5]. Также на флаге присутствует фигура тигра, которая, как было отмечено выше, стала неким интегративным символом. Также как и в случае с гербом, не про-

водилось никакой общественной дискуссии по поводу вариантов флага Приморского края.

Помимо процессов создания официальных символов Приморского края, важным элементом в процессе формирования региональной идентичности, несомненно, является особенность трансляции данных символов на региональную аудиторию через различные способы передачи информации. Трансляция герба Приморского края, в постоянном режиме, проходит через официальные СМИ, а именно «Приморскую газету», которая, выполняет функции трансляции официальных документов власти. Остальные СМИ транслируют официальные символы региона в своих материалах по ряду случаев. Например, по случаю необходимости официализировать новость, либо отразить её региональную направленность. Также порой символы сами становятся информационным поводом. Так, в августе 2012 г. в ряде печатных и интернет-СМИ был освещён вопрос утверждения флага и обновления герба Владивостока [11]. Такое решение было принято исходя из предложения депутатов городской Думы Владивостока. Однако, в январе 2013 г. Геральдическим советом РФ флагу было отказано в регистрации, а герб исключён из Государственного геральдического регистра РФ в связи с «неправомерно внесёнными депутатами поправками в рисунок герба» [2]. Таким образом, на данном примере политические элиты подтверждают претензии на монопольное право пользоваться и распоряжаться официальными региональными символами.

Однако, главным образом, официальные символы транслируются при помощи «документов власти», которые в свою очередь имеют воплощение в законодательных актах, публикуемых в «Приморской газете», благодарственных актах от имени органов власти Приморского края, поздравительных сообщениях, публикуемых как на страницах печатных и Интернет-изданий, так и на средствах наглядной агитации. Сами здания органов власти Приморского края также вполне могут считаться средствами трансляции официальных символов региона.

Исследование, проведённое авторами статьи «Символическая функция документа в коммуникативных практиках власти» [8], показывает, что сами «документы власти» воспринимаются населением как символы. Авторы делают вывод о том, что лидер вынужден демонстрировать свои материально-символические гарантии группе, поэтому многие материальные атрибуты власти лишены функционального смысла, но ценны в качестве презентационных доказательств её обладания.

Публично и открыто утверждая себя при помощи символического, власть легитимно самоутверждается и официализируется. П. Бурдье называет это властью добиваться признания власти.

Таким образом, официальные символы Приморского края, как в процессе формирования и трансформации, так и в процессе трансляции прочно связаны с политической элитой региона.

На основе вышеизложенного можно прийти к следующим выводам:

♦ Официальные символы Приморского края обозначают особенности территории Приморья и отражают её принадлежность Российской Федерации.

♦ Официальные символы региона интегративны и ретроспективны. Ретроспективность объясняется отсутствием генерации новых символов, что заставляет обозначать новые образования в рамках старого узнаваемого символьного ряда;

♦ Существует практика распространения символьных форм г. Владивостока на всю территорию Приморского края без учёта особенностей иных муниципальных территорий;

♦ В Приморье на данный момент нет институтов формирования/ трансформирования официальных символов Приморского края со стороны общества. Существующие официальные символы являются одновременно эксклюзивной собственностью и средствами самоутверждения региональной политической элиты. Тем не менее, ключевой элемент флага и герба — фигура тигра является символом, который плотно присутствует в сознании населения Приморского края. Он позволяет, как появляться новым символьным формам на своей основе, так легитимировать власть региональных политических элит и, в определённой степени, формировать идентичность регионального сообщества.

Литература

1. Геральдикум. Гербы России. Приморский край. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrono.ru/heraldicum/russia/index.htm [Дата обращения: 21.11.2012].

2. Геральдический советраскритиковал новый вариант герба Владивостока. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/01/11/reg-dfo/gerb-anons.html [Дата обращения: 15.01.2013].

3. Горц, А. Нематериальное. Знание, стоимость и капитал / пер. с нем. и фр. М.М. Сокольской; Гос. ун-т. Высшая Школа Экономики. М.: Изд. Дом Гос. ун-та. Высшая Школа Экономики, 2010. 208 с.

4. Государственная символика. Субъекты РФ. Приморский край. Владивосток. [Электронный ресурс]. URL: http://www.statesymbol.ru/russymbols/ regions/20050415/39594734.html [Дата обращения: 22.11.2012].

5. Закон Приморского края от 21.01.2003 № 32-K3 «О флаге Приморского края». [Электронный ресурс]. URL: http://www.primorsky.ru/primorye/ heraldry/?a=987&s=9&p=1 [Дата обращения: 21.11.2012].

6. Закон Приморского края от 21.01.2003 № 33-КЗ «О гербе Приморского края» (Принят Законодательным Собранием Приморского края от 25 декабря 2002 года). [Электронный ресурс]. URL: http://old.primorsky.ru/primorye/ heraldry/?a=986&s=9&p=1 [Дата обращения: 22.11.2012].

7. Захарян Т.Б. Сакральный символ в языке религии. Автореф. дис. ... канд. филос. н. Екатеринбург. 2006. 25 с.

8. Лукьянова Н.А., Маслова С.В., Чайковский Д.В. Символическая функция документа в коммуникативных практиках власти. Вестник науки Сибири. 2011. № 1 (1). [Электронный ресурс] URL: http://sjs.tpu.ru/joumal/ article/download/109/41 [Дата обращения: 18.01.2013].

9. Мечковская Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура. М.: Академия. 2007. - 432 с.

10. Постановление администрации Приморского края от 22.02.1995 № 86 "О Флаге Приморского Края" [Электронный ресурс]. URL:http://www.vvlaws.ru/ index.php?ds=751481 [Дата обращения: 27.11.2012].

11. У Владивостока появился новый герб и флаг. [Электронный ресурс]. URL: http://primafisha.ru/news/news.php?id=119440 [Дата обращения: 15.01.2013].

12. Фрейд З. Толкование сновидений. Т. 2. // Собр. Соч. в 10 т. М.: СТД, 2003. 688 с.

13. Юнг К. Человек и его символы. Санкт-Петербург: Б. С.К., 1996. 451 с.

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Geral'dikum. Gerby Rossii. Primorskij kraj. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.hrono.ru/heraldicum/russia/index.htm [Data obrashheniya: 21.11.2012].

2. Geral'dicheskij sovet raskritikoval novyj variant gerba Vladivostoka. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.rg.ru/2013/01/11/reg-dfo/gerb-anons.html [Data obrashheniya: 15.01.2013].

3. Gorts, А. Nematerial'noe. Znanie, stoimost' i kapital / per. s nem. i fr. M.M. Sokol'skoj; Gos. un-t. Vysshaya SHkola EHkonomiki. M.: Izd. Dom Gos. un-ta. Vysshaya SHkola EHkonomiki, 2010. 208 s.

4. Gosudarstvennaya simvolika. Sub"ekty RF. Primorskij kraj. Vladivostok. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.statesymbol.ru/russymbols/ regions/20050415/39594734.html [Data obrashheniya: 22.11.2012].

5. Zakon Primorskogo kraya ot 21.01.2003 № 32-KZ «O flage Primorskogo kraya». [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.primorsky.ru/primorye/ heraldry/?a=987&s=9&p=1 [Data obrashheniya: 21.11.2012].

6. Zakon Primorskogo kraya ot 21.01.2003 № 33-KZ «O gerbe Primorskogo kraya» (Prinyat Zakonodatel'nym Sobraniem Primorskogo kraya ot 25 dekabrya 2002 goda). [EHlektronnyj resurs]. URL: http://old.primorsky.ru/primorye/ heraldry/?a=986&s=9&p=1 [Data obrashheniya: 22.11.2012].

7. Zakharyan T.B. Sakral'nyj simvol v yazyke religii. Avtoref. dis. ... kand. filos. n. Ekaterinburg. 2006. 25 s.

8. Luk'yanova N.A., Maslova S.V., CHajkovskij D.V. Simvolicheskaya funktsiya dokumenta v kommunikativnykh praktikakh vlasti. Vestnik nauki Sibiri. 2011. № 1 (1). [EHlektronnyj resurs] URL: http://sjs.tpu.ru/journal/article/ download/109/41 [Data obrashheniya: 18.01.2013].

9. Mechkovskaya N. B. Semiotika: YAzyk. Priroda. Kul'tura. M.: Akademiya. 2007. - 432 s.

10. Postanovlenie administratsii Primorskogo kraya ot 22.02.1995 № 86 "O Flage Primorskogo Kraya" [EHlektronnyj resurs]. URL:http://www.vvlaws.ru/ index.php?ds=751481 [Data obrashheniya: 27.11.2012].

11. U Vladivostoka poyavilsya novyj gerb i flag. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://primafisha.ru/news/news.php?id=119440 [Data obrashheniya: 15.01.2013].

12. Frejd Z. Tolkovanie snovidenij. T. 2. // Sobr. Soch. v 10 t. M.: STD, 2003. 688

s.

13. YUng K. CHelovek i ego simvoly. Sankt-Peterburg: B. S.K., 1996. 451 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.