УДК: 334.7
ЕЛКИНА В. Н.
кандидат экономических наук, доцент Омский институт (филиал)
Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова г. Омск
ail: [email protected]
РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ
Общественные объединения предпринимателей занимают прочное место в качестве института координации внешних отношений предприятий в странах с рыночной экономикой. Они относятся к институтам координации «третьего типа», который выделяется наряду с двумя основными - «рынками» и «иерархиями». Весомую роль в социально-экономическом развитии территорий играют бизнес-сообщества, однако формы, методы и эффективность взаимодействия органов исполнительной власти и сообщества недостаточно разработаны.
Ключевые слова: бизнес-сообщества; институт координации «третьего типа»; институты поддержки малого бизнеса; государственные программы поддержки малого бизнеса; гражданское общество.
VICTORIA N. ELKINA
Omsk institute (Branch)
Plekhanov Russian University of Economics Omsk
ROLE OF PUBLIC ASSOCIATIONS OF BUSINESSMEN IN SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE TERRITORY
Public associations of businessmen hold a firm place as institute of coordination of the external relations of the enterprises in the countries with market economy. They treat coordination institutes “third type” which is allocated along with two main - “markets” and “hierarchies”. Major role in social and economic development of territories business communities, however play forms, methods and efficiency of interaction of executive authorities and community, are insufficiently developed.
Keywords: business communities; coordination institute “third type”; institutes of support of small business; state programs of support of small business; civil society.
Бизнес-сообщества как одна из ключевых форм общественных объединений предпринимателей занимают прочное место в качестве института координации внешних отношений предприятий в странах с рыночной экономикой. Они относятся к институтам координации «третьего типа», которые выделяются наряду
23
с двумя основными - «рынками» и «иерархиями». Как институт координации отношений предприятий с государством сообщества находятся в промежуточном положении: они поставлены перед необходимостью постоянно удовлетворять как предпочтения предприятий членов, так и потребности органов государственной власти и управления, с которыми взаимодействуют. В этих условиях структура, ресурсы и поведение бизнес-сообществ определяется взаимодействием двух разнонаправленных тенденций: одну порождают особенности конкретного сектора предприятий, который они представляют, другую - свойства институциональной и политической среды, с которой они взаимодействуют.
Весомую роль в социально-экономическом развитии территории играют бизнес-сообщества, однако формы и методы взаимодействия органов исполнительной власти и сообщества недостаточно разработаны. Отсутствует нормативно-организационная основа, закрепляющая возможность воздействия организаций бизнеса на органы исполнительной власти в процессе принятия решений, регламентирующих сферу бизнеса.
Что же такое бизнес-сообщество? В широком понимании бизнес-сообщество -это условное объединение людей, аморфное, без четких границ. В мировой практике бизнес-сообщество образуется тогда, когда предприниматели осознают, что у них есть общие интересы, связанные с формированием деловой среды. Эти интересы толкают их к объединению в союзы, ассоциации, клубы - это первая стадия. На второй стадии общие потребности формулируются и транслируются заинтересованным сторонам - власти и обществу в целом. О следующей стадии зрелости бизнес-сообщества можно говорить, когда его идеи и интересы восприняты и поняты обществом, а само сообщество четко выделено и обозначено в общественном сознании. В авторской трактовке бизнес-сообщество - это консолидация предприятий бизнеса, вступающих друг с другом в долгосрочные отношения, которые объединены общим интересом в сохранении прибыли, в ее увеличении за счет снижения издержек, экспансии на другие территории и организации бизнеса и, прежде всего, обеспечения удовлетворения и развития потребностей своего потребителя [2, с. 59].
Сегодняшний характер развития российской экономики делает необходимым осуществление на постоянной основе содержательного диалога государства и бизнеса по целому спектру вопросов экономической жизни страны. В этом диалоге, как с точки зрения выработки позиции бизнес-сообщества по вопросам макроэкономической политики, так и в целях отстаивания интересов бизнеса по конкретным вопросам, наиболее эффективными оказываются общероссийские бизнес-сообщества, которые в последние годы значительно расширили круг своих интересов [3].
Все функционирующие бизнес-сообщества можно условно разделить на три типа (Табл.1): бизнес-сообщества по сырьевой цепочке, бизнес-сообщества технологической кооперации и бизнес-сообщества управленческой кооперации.
Целью нахождения бизнесменов в бизнес-сообществах по сырьевой цепочке является сохранение гарантированных финансовых поступлений от цепочек товарноденежных отношений. Вокруг конечного покупателя формируются цепочки товарноденежных отношений вне зависимости от того, что является конечным продуктом. Фирмы начинают создавать свои бизнес-сообщества, в которых объединяются представители компаний, находящихся в одной цепочке от конечного потребителя до сырья. В такой цепочке всегда выделяется лидер - то предприятие, у которого
24
более высокий уровень менеджмента и максимальная добавочная стоимость своего продукта. Лидер имеет максимальную прибыль и максимум ресурсов для развития, поэтому он имеет возможность диктовать условия работы всем, кто стоит за ним. Ввиду высокого уровня менеджмента лидер начинает «тянуть» своих партнеров по бизнесу. Причем, если партнеры развиваются, как того требует лидер, то им гарантируется стабильность денежного потока. В результате партнеры остаются в цепочке лидера и поставляют ему свой товар, либо получают от него продукцию на выгодных условиях.
Таблица 1 - Типы бизнес-сообществ
Бизнес - сообщества
по сырьевой цепочке по технологической кооперации по управленческой кооперации
Лидер Предприятие, имеющее максимальную прибыль Предприятие - производитель технологий Предприятие (государство, группа) - производитель технологий управления
Цель лидера Монополизм и территориальная экспансия Распространение технологий и расширение прибыли за счет сервиса Распространение своих технологий на максимально возможную территорию
Члены Предприятия, входящие в цепочки товарно-денежных отношений от конечного покупателя Предприятия, использующие аналогичные технологии Предприятия, стремящиеся повысить эффективность менеджмента
Цель нахождения в бизнес- сообществе Сохранение гарантированных финансовых поступлений Повышение прибыли за счет снижения издержек Получение сверхприбыли за счет инновации менеджмента
Метод Лоббирование бренда Лоббирование цеховых интересов Лоббирование идеологиибизнеса
Целью нахождения бизнесменов в бизнес-сообществах технологической кооперации является обмен опытом среди производителей однотипной продукции. Лидером в таком бизнес - сообществе является предприятие, производящее передовую технологию, которую члены бизнес- сообщества могут адаптировать для собственной специфики. Путем использования передовых технологий предприятия снижают свои производственные издержки, тем самым повышая прибыль. При этом другим важным фактором, обеспечивающим повышение прибыли, является поддержание цен на сырье на требуемом уровне.
Целью нахождения бизнесменов в бизнес-сообществах управленческой кооперации является улучшение качества своего менеджмента за счет использования наиболее удачных технологий управления.
Независимо от типа, бизнес положительно сообщества регулируются одинаковыми институтами управления:
1. Центр стратегического управления (клуб) - с него начинается формирование бизнес-сообщества, он координирует его деятельность, на нем принимаются решения о составе бизнес-сообщества и стратегии его развития. Работу клуба организует лидер.
2. Центр подготовки и аутсорсинга персонала (кадровый центр) - его цель: распространение компетенций внутри бизнес-сообщества.
3. Центр исследования иразработок-его задача: прогнозировать, а зачастую и предугадывать развитие потребностей клиентов.
4. Центр стандартизации - его задача: обеспечить слаженную кооперацию и сократить путь предприятия к конкретному потребителю.
5. Центр PR, рекламы и социального продвижения - его задача: формировать потребности потребителя, обозначать сферу интересов предприятий бизнес-сообщества и создавать вокруг них позитивную среду.
25
Итак, в результате правильного применения институтов мы получаем не только количественный рост бизнес-сообщества, но и существенное изменение его качественной структуры: наряду с увеличением количества его членов, их четкой сегментацией и позиционированием, происходит существенное усложнение структуры связей между ними. Это повышает устойчивость и стабильность как самого бизнес-сообщества, так и каждого предприятия бизнес-сообщества по отдельности.
Помереразвитиябизнес-сообществаиукреплениясвязимеждупредприятиями улучшается понимание потребности потребителя бизнес-сообщества, происходит дележ рынка этой потребности, предприятия бизнес-сообщества начинают более четко позиционироваться в цепочке добавленной ценности и прибыльности, более эффективно использовать свои ключевые компетенции. Они начинают получать прибыль адекватно своему вкладу в удовлетворение потребности. Эта прибыль увеличивается по мере развития бизнес-сообщества.
Расширение и активизация конструктивного диалога бизнеса и власти - ключевое направление деятельности всех бизнес-сообществ. Этот диалог строится на базе объективной заинтересованности в совместной работе над экономическими реформами в стране. В первую очередь бизнес заинтересован, чтобы законы, касающиеся принципиальных вопросов экономической деятельности, разрабатывались в открытом режиме, с обязательным доступом к этому процессу различных социальных групп, с обязательной общественной экспертизой проектов. Поэтому экономическое сообщество старается публичными легальными способами отстаивать интересы отечественного бизнеса, добиваться признания и отражения консолидированной позиции предпринимательского сообщества в принимаемых государственными органами решениях. Бизнес-сообщества активно встраиваются в процессы совершенствования законодательства и правовой системы в целом. Сегодня такую дополнительную возможность предпринимательскому сообществу дает участие в этих процедурах через Общественную палату, членами которой является значительное число предпринимателей [1].
Создаваемые в прошлые годы союзы осуществляли деятельность в традиционной форме общественных объединений, некоммерческих партнерств. Среди них наиболее известными, имеющими большой опыт работы на федеральном уровне, являются Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), общероссийская общественная организация «Деловая Россия», общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России». Существует также целый ряд известных своей активностью отраслевых объединений, например, Ассоциация российских банков (АРБ), Ассоциация региональных банков «Россия», Всероссийский союз страховщиков (ВСС), Ассоциация страховщиков России (АСР), Российский союз туриндустрии, Ассоциация строителей России, Национальная ассоциация участников фондового рынка, Ассоциация менеджеров России и многие другие. Приведем небольшую характеристику наиболее значимых из них.
В 1990 году был образован Научно-промышленный союз, позднее преобразованныйвРоссийскийсоюзпромышленниковипредпринимателей(РСПП). Сегодня это наиболее крупное и авторитетное объединение предпринимателей, в состав которого входят, по его данным, более320тыс. индивидуальных членов, около 4,7 тыс. юридических лиц, свыше 100 корпоративных объединений, предприятий,
26
производящих 80% ВВП России. РСПП насчитывает порядка 89-ти региональных отделений и представительств. При РСПП действуют девятнадцать комитетов и рабочих групп. Их деятельность ориентирована на выработку позиции бизнес-сообщества по ключевым вопросам развития экономики и социальной политики страны. Одна из форм диалога с властью — участие представителей союза в обсуждении общегосударственных и отраслевых проблем в федеральных органах власти (более 40 совещательных и консультативных органов при Правительстве и Президенте России). Представители практически всех региональных отделений РСПП участвуют в работе трехсторонних комиссий по урегулированию социальнотрудовых отношений.
По многим ключевым направлениям развития экономики страны, ее внешнеэкономических связей представителем бизнес-сообщества выступает Торгово-промышленная палата Российской Федерации, действующая на основе ФЗ № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», в котором эта функция специально выделена. Сетью региональных, территориальных и городских торгово-промышленных палат охвачены практически все регионы страны.
Интересы малого бизнеса успешно представляет и защищает «ОПОРА России». Данное объединение также выступает в двух качествах: как Некоммерческое партнерство «Объединение предпринимательских организаций России «ОПОРА» и Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». В ее составе имеются региональные отделения. В организацию входят многочисленные отраслевые союзы и межрегиональные объединения: от Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) до Союза развития наукоградов России, от Евразийского союза продавцов и производителей семян до некоммерческого партнерства «Развитие и поддержка предприятий-изготовителей текстильной продукции».
В 2001 году была создана Общероссийская общественная организация «Деловая Россия». Ее стратегическая цель—в партнерском диалоге с обществом и властью добиться изменений в экономической политике государства, нацелить их на создание благоприятных условий для развития предпринимательства, частной инициативы, конкуренции как средства достижения общей стратегической цели — экономического процветания России и повышения уровня жизни ее граждан.
В 1994 году был создан Координационный совет объединений работодателей России (КСОРР) как орган, представляющий объединения работодателей в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В его состав входит 35 объединений (общероссийские межотраслевые, отраслевые и региональные), крупнейшие корпорации и холдинги. Деятельность КСОРР включает в себя работу в органах социального партнерства (трехсторонние комиссии различного уровня) по подготовке, заключению и контролю за выполнением соответствующих соглашений, консультации с представителями сторон социального диалога, участие в комиссиях и рабочих группах по разработке проектов федеральных законов, программ, концепций и т.п. Руководство КСОРР участвует в заседаниях Правительства России, коллегиях профильных министерств и т.п.
Сектор бизнес-сообщества в последние годы претерпел заметные изменения. Наряду с «головными» предпринимательскими объединениями (РСПП, ТПП,
27
ОПОРА, «Деловая Россия») в целом ряде отраслей и регионов появились активно работающие бизнес-сообщества. Они отличаются финансовой и организационной устойчивостью, ориентированы на запросы своих членов и сотрудничество с государством. Эти сообщества, как правило, входят в состав «головных» предпринимательских союзов и имеют своих представителей в рамках системы координационных и консультативно-совещательных органов при Президенте РФ, Правительстве РФ, Государственной думе, Совете Федерации.
Важнейшей частью экспертизы со стороны бизнес-сообщества является участие в подготовке и экспертной оценке законопроектов, которая проводится в комиссиях и комитетах Госдумы РФ, а также в рамках деятельности Общественной палаты РФ. Кроме того, сами организации вырабатывают предложения и направляют их в качестве проектов для будущих решений.
Сложилось определенное разделение функций между сообществами разного уровня: «головные» союзы концентрируются на общеэкономических проблемах развития бизнеса, отраслевые объединения занимаются разработкой стандартов и технических регламентов, эффективные региональные сообщества выступают как площадки для обмена информацией и взаимного учета интересов между государством и бизнесом.
Одним из регионов, где активно развиваются и работают бизнес-сообщества, является Омская область. Играя значительную роль в экономике области, бизнес-сообщества успешно выполняют три важнейшие функции в социальноэкономическом развитии территории: обеспечивают занятость населения,
значительные поступления в бюджеты Омской области и муниципальных образований, оперативно осваивают новые технологии и новые ниши на рынке [5].
ВОмской области созданы институты поддержки малого бизнеса-Региональный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства и Региональный бизнес-инкубатор. Государственные программы поддержки малого бизнеса эффективны, если навстречу им идет инициатива самого бизнес-сообщества. В марте 2010 года при поддержке областной власти предприниматели региона учредили Ассоциацию развития малого и среднего бизнеса Омской области.
Ассоциация начала взаимодействовать с организациями, составляющими инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса в области, участвовать в разработке программ социально-экономического развития и поддержки предпринимательства в регионе, а также предлагать предпринимателям консультационную помощь по юридическим, финансовым и иным вопросам.
В начале 2012 года в Омске на Форуме предпринимателей Азиатской части России подписано соглашение о создании межрегионального координационного совета. Помимо Омского областного Союза предпринимателей в новый совет вошли Алтайский Союз предпринимателей, Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий (Новосибирск), Независимый профсоюз предпринимателей Томской области и Общероссийская организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» [4]. Предприниматели Западной Сибири заявили о желании таким образом координировать свои действия, что в будущем положительно скажется на социально-экономическом развитии территории.
В мировой экономике страны, реализующие принципы либеральной экономики, давно эффективно сотрудничают с представителями бизнес-сообщества. Например, в Великобритании введена должность министра по
28
корпоративной социальной ответственности. Подобные органы управления и должностные лица действуют и в ряде высокоразвитых стран Европы. Успешность социально-экономического развития этих стран во многом зависит именно от целевого и профессионального государственного управления отношениями между стратегически заинтересованными сторонами общества: бизнесом, органами государственного управления и организациями гражданского общества.
Нам видится решение проблем, с которыми сталкиваются сегодня различные виды бизнес-сообществ, в следующем: во-первых, развитие трехстороннего партнерства «государство-общество-бизнес» в достижении баланса интересов по ключевым вопросам трудовых отношений и охраны окружающей среды, формированию здоровой среды жизнедеятельности и жизнеобеспечения, ценовой политики; во-вторых, участие в создании ресурсных центров по поддержке и развитию общественных институтов, информационных и образовательных программ в целях укрепления и развития человеческих ресурсов третьего сектора; в-третьих, при выделении средств непосредственно на благотворительные и иные программы, предусматривать, помимо этого, выделение определенных ресурсов и на укрепление собственной базы; в-четвертых, наряду с финансовой поддержкой третьего сектора, наращивать процесс совместной с бизнес-сообществом разработки долгосрочных социально-экономических целевых программ по всем направлениям деятельности. Реализация всех этих пунктов значительно повысит эффективность участия бизнес-сообществ в социально-экономическом развитии территории.
Итак, подводя итог, можно констатировать, что, несмотря на большое количество позитивных итогов деятельности, существующая в России система бизнес-сообществ все еще находится в стадии становления и пока не может в полной мере претендовать на роль полноценного выразителя интересов отечественного предпринимательства. Существует объективное различие в подходах к решению экономических и социальных вопросов у крупного, малого и среднего бизнеса, которое объясняется различными «весовыми категориями» и экономическими возможностями. Естественным для предпринимательского сообщества, действующего в конкурентной среде, является столкновение экономических интересов конкурентов или партнеров. Можно отметить и различную степень активности регионального экономического сообщества, которая не везде является достаточной. Некоторая размытость профиля каждой из бизнес-организаций, имеющих зачастую «клубный» характер, недостаточная связь региональных объединений с центром - эти и другие факторы снижают эффективность участия бизнес-сообщества в социально-экономическом развитии территории.
Литература:
1. Братющенко С.В. Социальная ответственность предпринимательства (обзор концепций) // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых: сб. материалов научно - практич. конфер. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005. С.166 - 178.
2. Елкина В.Н. Становление территориальных бизнес-сообществ как фактор повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства / В.Н. Елкина // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2012. № 2 (10). С.59 - 64.
29
3. Сукиасян А.Х. Эволюция взаимоотношений бизнес-сообщества и власти как индикатор состояния гражданского общества в современной России / А.Х. Сукиасян // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2007. № 13. С. 29-34.
4. Бизнес-курс: электронный журнал. 2012. URL: http:// /www.bk55.ru/inform/ article/8201/print/ (дата обращения: 11.03.2012).
5. Доклад о развитии гражданского общества в Сибирском федеральном округе в 2010 году [Электронный ресурс] // Портал правительства Омской области. Омская Губерния. [сайт]. [2012]. URL: http://www.omskportal.ru (дата обращения: 11.03.2012).
УДК 347.73:336.22
КОШЕЛЬД.Е.
кандидат юридических наук, доцент
Омский государственный университет им.
Ф.М. Достоевского,
г. Омск
e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕФОРМЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В статье с критических позиций рассматриваются вопросы современного состояния системы специальных налоговых режимов, их влияния на развитие и условия ведения малого и среднего бизнеса и самостоятельность местных бюджетов.
Ключевые слова: специальные налоговые режимы, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, патентная система налогообложения, субъекты малого и среднего предпринимательства
DENIS E. KOSHEL
Omsk State University, Omsk
ON EFFICIENCY REFORMS, SPECIAL TAX REGIME FOR SMALL BUSINESSES
In this paper, critically discusses the current state of the system of special tax regimes and their impact on the development and condition of the small and medium business and independence of local budgets.
30