Научная статья на тему 'Роль Общественного совета, политических партий и НПО в укреплении независимости Республики Таджикистан'

Роль Общественного совета, политических партий и НПО в укреплении независимости Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
819
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ПРАВИТЕЛЬСТВО / ПРЕЗИДЕНТ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / SOCIETY / GOVERNMENT / PRESIDENT / POLITICAL PARTIES / POLITICAL LIFE / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Акмалова Мунира Абдунабиевна

В статье анализируется роль Общественного совета, политических партий и НПО в укреплении независимости Республики Таджикистан, пути решения проблем общества нашей страны, формирования и укрепления институтов гражданского общества, а также постепенного повышения уровня сознания народа в условиях политической независимости сегодняшнего Таджикистана, при этом деятельность вышеназванных институтов является важнейшим аспектом. Проявлением политической жизни является сотрудничество органов государственной власти с политическими партиями и неправительственными организациями, что считается важным механизмом в укреплении независимости Республики Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Public Council, Political Parties and NGOs in Fortifying Tajikistan Republic Independence

The article dwells on the role of the Social Council, political parties and NGOs in fortifying Tajikistan Republic independence, the ways of a solution of problems our country is fraught with, formation and strengthening of civil society institutes. The activities of the latters is the most important aspect as they promote a gradual elevation of the standard of people's consciousness. Collaboration of state power bodies with political parties and non-governmental organizations is considered to be the most important mechanism in the evincement of political life; this factor strengthens Tajikistan Republic independence.

Текст научной работы на тему «Роль Общественного совета, политических партий и НПО в укреплении независимости Республики Таджикистан»

Акмалова Мунира Абдунабиевна,

кандитат политических наук, доцент, завкафедрой политогии ТГУПБП

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА, ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И НПО В

УКРЕПЛЕНИИ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

На пути решения проблем общества нашей страны, формирования и укрепления институтов гражданского общества, а также постепенного повышения уровня сознания народа в условиях политической независимости сегодняшнего Таджикистана деятельность общественных советов и состояние сотрудничества политических партий, общественных объединений и неправительственных организаций считается важнейшим аспектом.

Одним из важных проявлений политической жизни является сотрудничество органов государственной власти с политическими партиями и неправительственными организациями. На встрече Президента Республики Таджикистан с членами Общественного совета, состоявшейся 18 февраля 2005 г., были обсуждены проблемы сотрудничества в рамках деятельности данного совета и повышения его роли в политической жизни страны.

«Процесс ведения споров и сотрудничества между политическими партиями, неправительственными организациями и соответствующими органами государственной исполнительной власти на местах по содержанию и сущности обогащается. Одной из характерных черт диалога остается толерантность и взаимное уважение сторон, что является важным политическим и моральным достижением, доставляющим обоюдное удовлетворение» (3, 7).

Общественный совет служит в политической жизни нашего общества такой уникальной структурой, в которую интегрированы организации, имеющие различные взгляды и различные программы. Он был организован в 1996 г. Вначале были подготовлены документы на определенный срок (на 4 года). Позднее опыт работы показал, что договор об Общественном совете нужен на более длительное время.

Общественный совет, представляющий собой собрание представителей политических партий, общественных объединений и неправительственных организаций, взялся за решение этой важной задачи.

За короткий срок в нашем обществе произошли заметные преобразования, в достижении которых приняли активное участие члены Общественного совета. Предложения по важным законам, а особенно по тем законам, которые касаются социальной сферы, свидетельствуют о стремлении членов Общественного совета к сотрудничеству с Правительством и Маджлиси Оли.

«На заседаниях Общественного совета рассматриваются такие важные вопросы, как приватизация и ее роль в национальной экономике, меры по повышению статуса

женщин в обществе, прошло всестороннее обсуждение законов «О высшем образовании», «О высшем профессиональном образовании», Налогового и Таможенного кодексов, была оказана поддержка внесенным в Конституцию Таджикистана изменениям и дополнениям, ряду государственных программ, в том числе по поддержке предпринимательства, что подтверждает верность политики нашего государства по созданию такого общественного института» (5).

Другим фактором специфики и сущности становления независимости является многопартийная система Республики Таджикистан. Немаловажную роль в политической жизни каждого государства играют политические партии, которые поддерживают определенные слои населения, общественные движения и другие неформальные организации.

Переход к многопартийности начался в Таджикистане с формирования так называемых «неформальных» организаций, когда был провозглашен переход к политике гласности. В различных городах и районах республики стали возникать клубы в поддержку перестройки, гласности, обновления. К ним относились народные движения «Сугдиён», «Бохтар», «Куруши Кабир», «Пайванд», «Вахдат», политические клубы «Ру ба ру», «Дирафши ковиён», «Ошкоро», «Эхеи Худжанд», «Тадждид» и др.

Становление многопартийности в Таджикистане началось после 3-го Съезда народных депутатов СССР в марте 1990 года, который отменил 6-ю статью Конституции Советского Союза. В августе 1990 г. образовалась Демократическая партия Таджикистана. Попытка создать таджикское отделение Всесоюзной исламской партии возрождения была реализована в октябре 1990 г.

Сентябрьские митинговые страсти 1991 г. заставили сессию Верховного Совета Республики Таджикистан внести изменения в закон Республики Таджикистан «О свободе совести». Это способствовало возникновению Партии исламского возрождения Таджикистана.

В июне 1993г. решением Верховного Суда Республики Таджикистан были ликвидированы Демократическая партия Таджикистана и партия Исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ).

Необходимо отметить, что в июле 1995г. Демократическая партия Таджикистана была зарегистрирована Министерством юстиции Республики Таджикистан. Дальнейшее развитие многопартийная система в Таджикистане получила после восстановления конституционного строя в республике. На политической арене появились Партия политического и экономического обновления Таджикистана -сентябрь 1993 г., Партия народного единства - ноябрь 1994 г., Гражданско -патриотическая партия «Иттиход» - ноябрь 1994 г., Народная партия Таджикистана - декабрь 1994 г., Общественно-политическая партия «Адолатхох» - март 1996 г., Социалистическая партия Таджикистана - июнь 1996 г., Коммунистическая партия Таджикистана, Демократическая партия Таджикистана, Партия исламского возрождения Таджикистана, Народно-демократическая партия Таджикистана, Партия свободного труда, Аграрная партия Таджикистана.

Свои учредительные съезды проводили партии «Адолат» и «Тараккиёт» в марте 1998 г. и Аграрная партия Таджикистана в июле 1998 г.

В августе 1992 г. также проводила учредительный съезд Партия свободного труда, которая в связи с политическими событиями 1992-1993 годов не смогла развернуть свою деятельность. Попытка создания партий «Единство» и «Истиклол» была сделана в феврале и мае 1992 г.

9 марта 1996г. лидеры семи политических партий, наряду с руководителями других общественных объединений, подписали Договор об общественном согласии в Таджикистане.

Выступая 19 марта 1997 г. на встрече с интеллигенцией, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон отметил: «Несомненно, в укреплении моральных устоев общества и развитии различных сфер нашей жизни велика роль политических партий и религии. В связи с подписанием Договора об общественном согласии в Таджикистане, руководством, а также политическими партиями, различными общественными, профсоюзными, культурными, религиозными организациями проделана определенная работа» (4, 38).

Таким образом, в Таджикистане сложилась многопартийная система, что является одним из основных признаков демократического общества.

Сегодня в Таджикистане официально зарегистрированы 8 политических партий:

1. Коммунистическая партия Таджикистана, образована в 1924 г.

2. Демократическая партия Таджикистана, образована в 1990 г.

3. Исламская партия возрождения Таджикистана -1991 г.

4. Народно-демократическая партия Таджикистана-1994 г.

5. Социалистическая партия Таджикистана-1996 г.

6. Социал-демократическая партия Таджикистана-2002 г.

7. Аграрная партия Таджикистана была зарегистрирована в 2006 г.

8. Партия экономического развития Таджикистана - зарегистрирована в 2006 г.

В целях координации деятельности политических партий при Президенте Республики Таджикистан была учреждена служба Государственного советника Президента Республики Таджикистан по связям с общественными объединениями и межнациональным отношениям.

Политические партии республики вносят весомый вклад в установление мира и национального согласия в Таджикистане.

Сегодня политические партии, общественные объединения и неправительственные организации с учетом горького исторического опыта осознали, что они должны относиться друг к другу с чувством уважения, внимательно прислушиваться к мнениям друг друга и извлекать из этого важные для общества выводы.

Этот процесс доказывает, что политические партии страны встали на путь взаимопонимания и предпочтения национальных и государственных интересов интересам групповым или партийным. Это является ярким примером патриотического и дальновидного подхода, терпимости.

Увеличилось число неправительственных организаций, а уровень, направление и содержание их деятельности последовательно развиваются. Например, в 1994 г. в нашей стране действовало всего 50 общественных объединений, на сегодняшний день насчитывается более 3000 НПО различного направления. Все они официально

зарегистрированы. Сегодня неправительственные организации действуют практически во всех городах и районах страны. Их число с каждым годом растет. Эта тенденция является показателем расширения гражданских инициатив, усиления демократических преобразований и развития процесса построения гражданского общества в нашей стране. Одновременно с каждым днем расширяются формы и методы социального партнерства между правительственными структурами и неправительственными организациями. Проводится работа по повышению уровня грамотности, образованности и мировоззрения молодежи, а также женщин и девушек не только в городах, но и в районах и сельской местности.

Таджикистан как независимое государство уже идёт по пути построения демократического общества. В связи с этим разрабатываются и принимаются законы, которые не противоречат не только Конституции Таджикистана, но и международным конвенциям и правовым актам.

Таджикистан как полноправный член мирового сообщества верен своим международным обязательствам и следует им в реализации своей правовой политики с соблюдением общепризнанных международных норм, национальных традиций и достойных нравов.

Выборы Президента 2006г. также прошли в свободной демократической обстановке с соблюдением всех требований закона, на высоком уровне, были прозрачными и свободными, соответствовали международным нормам. Эта важная политическая кампания способствовала росту авторитета нашей страны на международной арене.

Народ Таджикистана своим активным участием в выборах, как и в былые времена, показал высший образец патриотизма.

Другой специфической особенностью независимости является повышение роли женщин в современном обществе. За годы независимости Республика Таджикистан выработала свою модель улучшения положения женщин с учётом сегодняшних политических и экономических реалий, а также культурно-специфических особенностей. В последние годы, когда народ уверенно вступил в мирную жизнь в государстве, усилилось внимание к женщине, к женским проблемам.

Свидетельством внимания является то, что по-особому оценены роль и значение женщины в общественно-политической жизни нашей республики главой государства, Президентом страны Эмомали Рахмоном. С его стороны уделяется огромное внимание женщине-матери, труженице, хранительнице очага, от кого зависит правильное воспитание будущего поколения. Как известно, женщины представляют большую, причем активную часть населения, и от их стремлений и позиций зависит будущее страны.

После обретения независимости Республикой Таджикистан Правительство страны во главе с Президентом Эмомали Рахмоном взяло курс на восстановление и развитие народного хозяйства, при этом неоднократно подчеркивались роль и место женщин во всех проходящих в стране процессах. «Всем известно, - пишет Эмомали Рахмон, - что на всех сложных перекрестках нашей истории после обретения нашей республикой независимости - будь то всенародное обсуждение Конституции страны или выборы депутатов Маджлиси Оли, будь то претворение в жизнь экономической

реформы или операция по изъятию оружия у населения, либо осуществление мер по достижению мира и согласия в стране, обеспечение здорового и нравственного климата в обществе - наши женщины играют созидательную и конструктивную роль». По мнению Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона, повышение социального и экономического положения женщин должно составить основу жизнедеятельности государства. В связи с этим стали активно обсуждаться вопросы, связанные с улучшением положения женщин, созданием благоприятных условий для их жизнедеятельности, облегчением системы налогообложения малого бизнеса, куда стали вовлекаться женщины в эти годы, а также стали стимулироваться появление и рост новых мелких предприятий.

Женщины высоко ценят внешнюю политику Президента страны, направленную на мирное сотрудничество с внешним миром, на установление стабильности внутри страны и как зеницу ока стремятся сохранить этот нелегко добытый мир. В активную жизнь по строительству демократического и правового государства включилось всё женское движение республики и области, история которой исчисляется с начала ХХ века.

Наступила эпоха женщин. Они все больше наравне с мужчинами включаются в общественную и государственную жизнь своей страны. Женщины занимают важное место в обществе. Среди них много активных общественников, предпринимателей, полноправных членов общества. Таджикистан одним из первых среди стран СНГ ратифицировал 27 декабря 1993г. международные Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», «О правах ребенка», «Права женщин», которые закреплены и в Конституции суверенного Таджикистана.

Механизм практической реализации равных прав и равных возможностей женщин и мужчин отражен в ряде законов и постановлений Правительства страны.

Президент и Правительство Республики Таджикистан ведут постоянную и целенаправленную политику во имя достижения мира и национального согласия, являющихся гарантией развития и процветания нашей страны.

Одним из условий такого достижения является взаимодействие и сотрудничество представителей всех секторов нашего общества: государственного, частного, общественного, средств массовой информации.

Улучшение уровня жизни социально незащищенных слоев населения, оказание им необходимой экономической, медицинской и иной социальной помощи - это проблемы, которые ложатся на плечи государства. Сегодня государству трудно решить эти проблемы в одиночку, все секторы общества - и государственные, и негосударственные - осознали необходимость сотрудничества для решения существующих социальных проблем нашего общества.

Социальное партнерство неправительственных организаций (НПО), коммерческих структур и государственных органов при активном участии средств массовой информации должно осуществляться при планировании и реализации конкретных социально направленных проектов, с тем чтобы стороны смогли использовать существующие у них возможности и ресурсы.

На сегодняшний день важно не только обсудить развитие социального партнерства между государственными и коммерческими структурами, непра-

вительственными организациями и средствами массовой информации, но и разработать конкретные проекты, необходимые нашей республике.

В качестве примера социального партнерства между общественной организацией, государством и бизнес-структурой может служить взаимодействие Правительства Республики Таджикистан, Совета федерации профсоюзов Республики Таджикистан и Национальной ассоциации малого и среднего бизнеса Республики Таджикистан, начатое еще в марте 1994 г. Данное трехстороннее Соглашение было достигнуто благодаря готовности сторон к конструктивному диалогу и сотрудничеству в области реформировании национальной экономики, защиты социальных и экономических прав предпринимателей.

Среди вышеназванных неправительственных организаций самыми активными являются женские НПО. Женские общественные объединения, в основе создания и деятельности которых лежат добровольные инициативы, играют основную роль в привлечении таджикских женщин к общественной деятельности и процессам демократизации общества.

Женские НПО своими приоритетами в работе считают: содействие обеспечению равных прав в единстве с правами и основными свободами человека, обеспечение условий для полноправного участия женщин в принятии решений, обеспечение равных прав на рынке труда, обеспечение экономической независимости и содействие в обеспечении охраны здоровья женщин.

Целью деятельности женских неправительственных организации является привлечение внимания общества, государственных структур и международных организаций к гендерным проблемам, оказание реальной практической помощи женщинам в различных областях жизни.

Неправительственные организации выступают главным социальным партнером государства, и их необходимо рассматривать как важный дополнительный ресурс в преодолении проблем общества и установлении новых гендерных отношений.

Переходный период стимулировал экономическую активность женщин. Они сегодня адаптировались к рынку, занялись мелким бизнесом, организовали дехканские хозяйства, освоили челночный бизнес. Сегодня женские НПО совместно с международными организациями осваивают проекты, занимаются микрокредитованием с целью организации женских рабочих мест и т.д.

В Республике Таджикистан создаются и действуют международные, республиканские и местные неправительственные организации. Действие международных и республиканских неправительственных организаций распространяется на всю территорию Республики Таджикистан. Местные неправительственные организации могут действовать в пределах своих полномочий, утвержденных в уставе, на областном, городском, районном, поселковом и сельском уровнях. Деятельность НПО в масштабах территории регламентируется законом Республики Таджикистан «Об общественных объединениях». Неправительственные организации могут оказывать помощь в обеспечении качества и своевременности выполнения программ и услуг для той категории групп населения, которую они признаны обслуживать согласно уставам и вышеназванному закону.

Пекинская конференция, которая прошла в сентябре 1995 г., приняла «Платформу действий» по положению женщин, выделив 12 приоритетных направлений по улучшению положения женщин, определила задачи как для государственных структур, так и для общественных организаций. Этот документ стал программой деятельности женских организаций нашей республики, мощным импульсом для поворота всего общества и государства к решению женской проблемы.

Степень развития гражданского общества является ярким признаком правового государства. Проявление таких основ, как верховенство закона, сильные независимые СМИ, свободные выборы, свобода вероисповедания, равноправие граждан и есть признак реальной демократии. Многочисленные, активно действующие НПО, многопартийная избирательная система, создание условий для вовлечения женщин в работу общественных и государственных структур, существующие независимые СМИ и есть показатель работы в этом направлении.

НПО также работают со СМИ в плане обучения освещению выборов, а также информирования населения об их избирательных правах. В-третьих, они работают с правительственными структурами, чтобы определить программу действий по обеспечению открытого процесса голосования, чтобы выборы были легитимные и представляли ценность для народа Таджикистана.

Правительство Таджикистана также поддерживает такие шаги и патриотические тенденции в деятельности политических партий и других общественных объединений, поскольку это еще более укрепляет основу для плодотворного сотрудничества между различными слоями общества, что, в свою очередь, является важным фактором упрочения политической стабильности, повышения уровня политической и правовой грамотности населения и устойчивого развития экономики.

Список использованной литературы:

1. Акмалова М.А. Становление и развитие политической независимости Республики Таджикистан. --Худжанд: Ношир, 2010.

2. Имомов А. Сотрудничество партий и движений - залог национального мира и согласия// Партии и движения Таджикистана.-Душанбе, 1998.- №3.

3. Олимов К. Демократический процесс становится устойчивым.-Душанбе, 1998.

4. Ризоев Б.М., Набиев В.М. Политические партии Таджикистана в современных условиях. - Худжанд: Хуросон, 2001.

5. Рахмон Эмомали. Выступление на встрече с членами Общественного совета. //Народная газета. №8. 23.02.2005.

6. Рахмон Эмомали. Наша цель - национальное согласие. - Душанбе: Ирфон, 1997.

7. Рахмон Эмомали. Роль женщин в обществе. - Душанбе: Шарки озод, 1977.

8. Рахмон Эмомали. Послание Маджилиси Оли РТ. -Душанбе, 2006.

9. Государственная программа «Основные направления государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в Республике Таджикистан на 2001- 2010 годы». -Душанбе, ЮНФПА, 2001.

10. Текущие данные Комитета по делам женщин и семьи Согдийской области за 2012 год.

М.Н. Акмалова

Роль Общественного совета, политических партий и НПО в укреплении независимости Республики Таджикистан Ключевые слова: общество, Правительство, Президент, политические партии, политическая жизнь, гражданское общество

В статье анализируется роль Общественного совета, политических партий и НПО в укреплении независимости Республики Таджикистан, пути решения проблем общества нашей страны, формирования и укрепления институтов гражданского общества, а также постепенного повышения уровня сознания народа в условиях политической независимости сегодняшнего Таджикистана, при этом деятельность вышеназванных институтов является важнейшим аспектом.

Проявлением политической жизни является сотрудничество органов государственной власти с политическими партиями и неправительственными организациями, что считается важным механизмом в укреплении независимости Республики Таджикистан.

M. Akmalova

The Role of Public Council, Political Parties and NGOs in Fortifying Tajikistan

Republic Independence

Key words: society, Government, President, political parties, political life, civil society

The article dwells on the role of the Social Council, political parties and NGOs in fortifying Tajikistan Republic independence, the ways of a solution ofproblems our country is fraught with, formation and strengthening of civil society institutes. The activities of the latters is the most important aspect as they promote a gradual elevation of the standard of people's consciousness.

Collaboration of state power bodies with political parties and non-governmental organizations is considered to be the most important mechanism in the evincement of political life; this factor strengthens Tajikistan Republic independence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.