Акмалова Мунира Абдунабиевна,
кандитат политических наук, доцент, завкафедрой политогии ТГУПБП
РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА, ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И НПО В
УКРЕПЛЕНИИ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
На пути решения проблем общества нашей страны, формирования и укрепления институтов гражданского общества, а также постепенного повышения уровня сознания народа в условиях политической независимости сегодняшнего Таджикистана деятельность общественных советов и состояние сотрудничества политических партий, общественных объединений и неправительственных организаций считается важнейшим аспектом.
Одним из важных проявлений политической жизни является сотрудничество органов государственной власти с политическими партиями и неправительственными организациями. На встрече Президента Республики Таджикистан с членами Общественного совета, состоявшейся 18 февраля 2005 г., были обсуждены проблемы сотрудничества в рамках деятельности данного совета и повышения его роли в политической жизни страны.
«Процесс ведения споров и сотрудничества между политическими партиями, неправительственными организациями и соответствующими органами государственной исполнительной власти на местах по содержанию и сущности обогащается. Одной из характерных черт диалога остается толерантность и взаимное уважение сторон, что является важным политическим и моральным достижением, доставляющим обоюдное удовлетворение» (3, 7).
Общественный совет служит в политической жизни нашего общества такой уникальной структурой, в которую интегрированы организации, имеющие различные взгляды и различные программы. Он был организован в 1996 г. Вначале были подготовлены документы на определенный срок (на 4 года). Позднее опыт работы показал, что договор об Общественном совете нужен на более длительное время.
Общественный совет, представляющий собой собрание представителей политических партий, общественных объединений и неправительственных организаций, взялся за решение этой важной задачи.
За короткий срок в нашем обществе произошли заметные преобразования, в достижении которых приняли активное участие члены Общественного совета. Предложения по важным законам, а особенно по тем законам, которые касаются социальной сферы, свидетельствуют о стремлении членов Общественного совета к сотрудничеству с Правительством и Маджлиси Оли.
«На заседаниях Общественного совета рассматриваются такие важные вопросы, как приватизация и ее роль в национальной экономике, меры по повышению статуса
женщин в обществе, прошло всестороннее обсуждение законов «О высшем образовании», «О высшем профессиональном образовании», Налогового и Таможенного кодексов, была оказана поддержка внесенным в Конституцию Таджикистана изменениям и дополнениям, ряду государственных программ, в том числе по поддержке предпринимательства, что подтверждает верность политики нашего государства по созданию такого общественного института» (5).
Другим фактором специфики и сущности становления независимости является многопартийная система Республики Таджикистан. Немаловажную роль в политической жизни каждого государства играют политические партии, которые поддерживают определенные слои населения, общественные движения и другие неформальные организации.
Переход к многопартийности начался в Таджикистане с формирования так называемых «неформальных» организаций, когда был провозглашен переход к политике гласности. В различных городах и районах республики стали возникать клубы в поддержку перестройки, гласности, обновления. К ним относились народные движения «Сугдиён», «Бохтар», «Куруши Кабир», «Пайванд», «Вахдат», политические клубы «Ру ба ру», «Дирафши ковиён», «Ошкоро», «Эхеи Худжанд», «Тадждид» и др.
Становление многопартийности в Таджикистане началось после 3-го Съезда народных депутатов СССР в марте 1990 года, который отменил 6-ю статью Конституции Советского Союза. В августе 1990 г. образовалась Демократическая партия Таджикистана. Попытка создать таджикское отделение Всесоюзной исламской партии возрождения была реализована в октябре 1990 г.
Сентябрьские митинговые страсти 1991 г. заставили сессию Верховного Совета Республики Таджикистан внести изменения в закон Республики Таджикистан «О свободе совести». Это способствовало возникновению Партии исламского возрождения Таджикистана.
В июне 1993г. решением Верховного Суда Республики Таджикистан были ликвидированы Демократическая партия Таджикистана и партия Исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ).
Необходимо отметить, что в июле 1995г. Демократическая партия Таджикистана была зарегистрирована Министерством юстиции Республики Таджикистан. Дальнейшее развитие многопартийная система в Таджикистане получила после восстановления конституционного строя в республике. На политической арене появились Партия политического и экономического обновления Таджикистана -сентябрь 1993 г., Партия народного единства - ноябрь 1994 г., Гражданско -патриотическая партия «Иттиход» - ноябрь 1994 г., Народная партия Таджикистана - декабрь 1994 г., Общественно-политическая партия «Адолатхох» - март 1996 г., Социалистическая партия Таджикистана - июнь 1996 г., Коммунистическая партия Таджикистана, Демократическая партия Таджикистана, Партия исламского возрождения Таджикистана, Народно-демократическая партия Таджикистана, Партия свободного труда, Аграрная партия Таджикистана.
Свои учредительные съезды проводили партии «Адолат» и «Тараккиёт» в марте 1998 г. и Аграрная партия Таджикистана в июле 1998 г.
В августе 1992 г. также проводила учредительный съезд Партия свободного труда, которая в связи с политическими событиями 1992-1993 годов не смогла развернуть свою деятельность. Попытка создания партий «Единство» и «Истиклол» была сделана в феврале и мае 1992 г.
9 марта 1996г. лидеры семи политических партий, наряду с руководителями других общественных объединений, подписали Договор об общественном согласии в Таджикистане.
Выступая 19 марта 1997 г. на встрече с интеллигенцией, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон отметил: «Несомненно, в укреплении моральных устоев общества и развитии различных сфер нашей жизни велика роль политических партий и религии. В связи с подписанием Договора об общественном согласии в Таджикистане, руководством, а также политическими партиями, различными общественными, профсоюзными, культурными, религиозными организациями проделана определенная работа» (4, 38).
Таким образом, в Таджикистане сложилась многопартийная система, что является одним из основных признаков демократического общества.
Сегодня в Таджикистане официально зарегистрированы 8 политических партий:
1. Коммунистическая партия Таджикистана, образована в 1924 г.
2. Демократическая партия Таджикистана, образована в 1990 г.
3. Исламская партия возрождения Таджикистана -1991 г.
4. Народно-демократическая партия Таджикистана-1994 г.
5. Социалистическая партия Таджикистана-1996 г.
6. Социал-демократическая партия Таджикистана-2002 г.
7. Аграрная партия Таджикистана была зарегистрирована в 2006 г.
8. Партия экономического развития Таджикистана - зарегистрирована в 2006 г.
В целях координации деятельности политических партий при Президенте Республики Таджикистан была учреждена служба Государственного советника Президента Республики Таджикистан по связям с общественными объединениями и межнациональным отношениям.
Политические партии республики вносят весомый вклад в установление мира и национального согласия в Таджикистане.
Сегодня политические партии, общественные объединения и неправительственные организации с учетом горького исторического опыта осознали, что они должны относиться друг к другу с чувством уважения, внимательно прислушиваться к мнениям друг друга и извлекать из этого важные для общества выводы.
Этот процесс доказывает, что политические партии страны встали на путь взаимопонимания и предпочтения национальных и государственных интересов интересам групповым или партийным. Это является ярким примером патриотического и дальновидного подхода, терпимости.
Увеличилось число неправительственных организаций, а уровень, направление и содержание их деятельности последовательно развиваются. Например, в 1994 г. в нашей стране действовало всего 50 общественных объединений, на сегодняшний день насчитывается более 3000 НПО различного направления. Все они официально
зарегистрированы. Сегодня неправительственные организации действуют практически во всех городах и районах страны. Их число с каждым годом растет. Эта тенденция является показателем расширения гражданских инициатив, усиления демократических преобразований и развития процесса построения гражданского общества в нашей стране. Одновременно с каждым днем расширяются формы и методы социального партнерства между правительственными структурами и неправительственными организациями. Проводится работа по повышению уровня грамотности, образованности и мировоззрения молодежи, а также женщин и девушек не только в городах, но и в районах и сельской местности.
Таджикистан как независимое государство уже идёт по пути построения демократического общества. В связи с этим разрабатываются и принимаются законы, которые не противоречат не только Конституции Таджикистана, но и международным конвенциям и правовым актам.
Таджикистан как полноправный член мирового сообщества верен своим международным обязательствам и следует им в реализации своей правовой политики с соблюдением общепризнанных международных норм, национальных традиций и достойных нравов.
Выборы Президента 2006г. также прошли в свободной демократической обстановке с соблюдением всех требований закона, на высоком уровне, были прозрачными и свободными, соответствовали международным нормам. Эта важная политическая кампания способствовала росту авторитета нашей страны на международной арене.
Народ Таджикистана своим активным участием в выборах, как и в былые времена, показал высший образец патриотизма.
Другой специфической особенностью независимости является повышение роли женщин в современном обществе. За годы независимости Республика Таджикистан выработала свою модель улучшения положения женщин с учётом сегодняшних политических и экономических реалий, а также культурно-специфических особенностей. В последние годы, когда народ уверенно вступил в мирную жизнь в государстве, усилилось внимание к женщине, к женским проблемам.
Свидетельством внимания является то, что по-особому оценены роль и значение женщины в общественно-политической жизни нашей республики главой государства, Президентом страны Эмомали Рахмоном. С его стороны уделяется огромное внимание женщине-матери, труженице, хранительнице очага, от кого зависит правильное воспитание будущего поколения. Как известно, женщины представляют большую, причем активную часть населения, и от их стремлений и позиций зависит будущее страны.
После обретения независимости Республикой Таджикистан Правительство страны во главе с Президентом Эмомали Рахмоном взяло курс на восстановление и развитие народного хозяйства, при этом неоднократно подчеркивались роль и место женщин во всех проходящих в стране процессах. «Всем известно, - пишет Эмомали Рахмон, - что на всех сложных перекрестках нашей истории после обретения нашей республикой независимости - будь то всенародное обсуждение Конституции страны или выборы депутатов Маджлиси Оли, будь то претворение в жизнь экономической
реформы или операция по изъятию оружия у населения, либо осуществление мер по достижению мира и согласия в стране, обеспечение здорового и нравственного климата в обществе - наши женщины играют созидательную и конструктивную роль». По мнению Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона, повышение социального и экономического положения женщин должно составить основу жизнедеятельности государства. В связи с этим стали активно обсуждаться вопросы, связанные с улучшением положения женщин, созданием благоприятных условий для их жизнедеятельности, облегчением системы налогообложения малого бизнеса, куда стали вовлекаться женщины в эти годы, а также стали стимулироваться появление и рост новых мелких предприятий.
Женщины высоко ценят внешнюю политику Президента страны, направленную на мирное сотрудничество с внешним миром, на установление стабильности внутри страны и как зеницу ока стремятся сохранить этот нелегко добытый мир. В активную жизнь по строительству демократического и правового государства включилось всё женское движение республики и области, история которой исчисляется с начала ХХ века.
Наступила эпоха женщин. Они все больше наравне с мужчинами включаются в общественную и государственную жизнь своей страны. Женщины занимают важное место в обществе. Среди них много активных общественников, предпринимателей, полноправных членов общества. Таджикистан одним из первых среди стран СНГ ратифицировал 27 декабря 1993г. международные Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», «О правах ребенка», «Права женщин», которые закреплены и в Конституции суверенного Таджикистана.
Механизм практической реализации равных прав и равных возможностей женщин и мужчин отражен в ряде законов и постановлений Правительства страны.
Президент и Правительство Республики Таджикистан ведут постоянную и целенаправленную политику во имя достижения мира и национального согласия, являющихся гарантией развития и процветания нашей страны.
Одним из условий такого достижения является взаимодействие и сотрудничество представителей всех секторов нашего общества: государственного, частного, общественного, средств массовой информации.
Улучшение уровня жизни социально незащищенных слоев населения, оказание им необходимой экономической, медицинской и иной социальной помощи - это проблемы, которые ложатся на плечи государства. Сегодня государству трудно решить эти проблемы в одиночку, все секторы общества - и государственные, и негосударственные - осознали необходимость сотрудничества для решения существующих социальных проблем нашего общества.
Социальное партнерство неправительственных организаций (НПО), коммерческих структур и государственных органов при активном участии средств массовой информации должно осуществляться при планировании и реализации конкретных социально направленных проектов, с тем чтобы стороны смогли использовать существующие у них возможности и ресурсы.
На сегодняшний день важно не только обсудить развитие социального партнерства между государственными и коммерческими структурами, непра-
вительственными организациями и средствами массовой информации, но и разработать конкретные проекты, необходимые нашей республике.
В качестве примера социального партнерства между общественной организацией, государством и бизнес-структурой может служить взаимодействие Правительства Республики Таджикистан, Совета федерации профсоюзов Республики Таджикистан и Национальной ассоциации малого и среднего бизнеса Республики Таджикистан, начатое еще в марте 1994 г. Данное трехстороннее Соглашение было достигнуто благодаря готовности сторон к конструктивному диалогу и сотрудничеству в области реформировании национальной экономики, защиты социальных и экономических прав предпринимателей.
Среди вышеназванных неправительственных организаций самыми активными являются женские НПО. Женские общественные объединения, в основе создания и деятельности которых лежат добровольные инициативы, играют основную роль в привлечении таджикских женщин к общественной деятельности и процессам демократизации общества.
Женские НПО своими приоритетами в работе считают: содействие обеспечению равных прав в единстве с правами и основными свободами человека, обеспечение условий для полноправного участия женщин в принятии решений, обеспечение равных прав на рынке труда, обеспечение экономической независимости и содействие в обеспечении охраны здоровья женщин.
Целью деятельности женских неправительственных организации является привлечение внимания общества, государственных структур и международных организаций к гендерным проблемам, оказание реальной практической помощи женщинам в различных областях жизни.
Неправительственные организации выступают главным социальным партнером государства, и их необходимо рассматривать как важный дополнительный ресурс в преодолении проблем общества и установлении новых гендерных отношений.
Переходный период стимулировал экономическую активность женщин. Они сегодня адаптировались к рынку, занялись мелким бизнесом, организовали дехканские хозяйства, освоили челночный бизнес. Сегодня женские НПО совместно с международными организациями осваивают проекты, занимаются микрокредитованием с целью организации женских рабочих мест и т.д.
В Республике Таджикистан создаются и действуют международные, республиканские и местные неправительственные организации. Действие международных и республиканских неправительственных организаций распространяется на всю территорию Республики Таджикистан. Местные неправительственные организации могут действовать в пределах своих полномочий, утвержденных в уставе, на областном, городском, районном, поселковом и сельском уровнях. Деятельность НПО в масштабах территории регламентируется законом Республики Таджикистан «Об общественных объединениях». Неправительственные организации могут оказывать помощь в обеспечении качества и своевременности выполнения программ и услуг для той категории групп населения, которую они признаны обслуживать согласно уставам и вышеназванному закону.
Пекинская конференция, которая прошла в сентябре 1995 г., приняла «Платформу действий» по положению женщин, выделив 12 приоритетных направлений по улучшению положения женщин, определила задачи как для государственных структур, так и для общественных организаций. Этот документ стал программой деятельности женских организаций нашей республики, мощным импульсом для поворота всего общества и государства к решению женской проблемы.
Степень развития гражданского общества является ярким признаком правового государства. Проявление таких основ, как верховенство закона, сильные независимые СМИ, свободные выборы, свобода вероисповедания, равноправие граждан и есть признак реальной демократии. Многочисленные, активно действующие НПО, многопартийная избирательная система, создание условий для вовлечения женщин в работу общественных и государственных структур, существующие независимые СМИ и есть показатель работы в этом направлении.
НПО также работают со СМИ в плане обучения освещению выборов, а также информирования населения об их избирательных правах. В-третьих, они работают с правительственными структурами, чтобы определить программу действий по обеспечению открытого процесса голосования, чтобы выборы были легитимные и представляли ценность для народа Таджикистана.
Правительство Таджикистана также поддерживает такие шаги и патриотические тенденции в деятельности политических партий и других общественных объединений, поскольку это еще более укрепляет основу для плодотворного сотрудничества между различными слоями общества, что, в свою очередь, является важным фактором упрочения политической стабильности, повышения уровня политической и правовой грамотности населения и устойчивого развития экономики.
Список использованной литературы:
1. Акмалова М.А. Становление и развитие политической независимости Республики Таджикистан. --Худжанд: Ношир, 2010.
2. Имомов А. Сотрудничество партий и движений - залог национального мира и согласия// Партии и движения Таджикистана.-Душанбе, 1998.- №3.
3. Олимов К. Демократический процесс становится устойчивым.-Душанбе, 1998.
4. Ризоев Б.М., Набиев В.М. Политические партии Таджикистана в современных условиях. - Худжанд: Хуросон, 2001.
5. Рахмон Эмомали. Выступление на встрече с членами Общественного совета. //Народная газета. №8. 23.02.2005.
6. Рахмон Эмомали. Наша цель - национальное согласие. - Душанбе: Ирфон, 1997.
7. Рахмон Эмомали. Роль женщин в обществе. - Душанбе: Шарки озод, 1977.
8. Рахмон Эмомали. Послание Маджилиси Оли РТ. -Душанбе, 2006.
9. Государственная программа «Основные направления государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в Республике Таджикистан на 2001- 2010 годы». -Душанбе, ЮНФПА, 2001.
10. Текущие данные Комитета по делам женщин и семьи Согдийской области за 2012 год.
М.Н. Акмалова
Роль Общественного совета, политических партий и НПО в укреплении независимости Республики Таджикистан Ключевые слова: общество, Правительство, Президент, политические партии, политическая жизнь, гражданское общество
В статье анализируется роль Общественного совета, политических партий и НПО в укреплении независимости Республики Таджикистан, пути решения проблем общества нашей страны, формирования и укрепления институтов гражданского общества, а также постепенного повышения уровня сознания народа в условиях политической независимости сегодняшнего Таджикистана, при этом деятельность вышеназванных институтов является важнейшим аспектом.
Проявлением политической жизни является сотрудничество органов государственной власти с политическими партиями и неправительственными организациями, что считается важным механизмом в укреплении независимости Республики Таджикистан.
M. Akmalova
The Role of Public Council, Political Parties and NGOs in Fortifying Tajikistan
Republic Independence
Key words: society, Government, President, political parties, political life, civil society
The article dwells on the role of the Social Council, political parties and NGOs in fortifying Tajikistan Republic independence, the ways of a solution ofproblems our country is fraught with, formation and strengthening of civil society institutes. The activities of the latters is the most important aspect as they promote a gradual elevation of the standard of people's consciousness.
Collaboration of state power bodies with political parties and non-governmental organizations is considered to be the most important mechanism in the evincement of political life; this factor strengthens Tajikistan Republic independence.