РОЛЬ ОБЩЕСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Н.Х. Ошхунова
ROLE OF SOCIETY IN HUMAN SOCIAL ACTIVITY
Oshkhunova N.H.
The effect of different society factors upon social activities, such as economy, power, art human inclination to social way of life, is considered in the given article. The social identity notion is revealed. The tendency to the unification of personality self-determination, as a society feature, is analysed in accordance with its structure. The substance of the personality - the tendency to self-revelation of one s own individuality - is shown.
В статье рассматривается влияние различных факторов общества на социальную деятельность, таких нам экономика, власть, искусство, склонность человека к общественному образу жизни. Раскрывается понятие социальной идентичности. Анализируется такое качество общества, как стремление к унификации личностного самоопределения в соответствии с его структурой. Показана сущность личности, стремящаяся к максимальному самораскрытию собственной индивидуальности.
Ключевые слова: общество, социальная деятельность, власть, идентичность, личность, самоопределение
УДК 316:14
Общество постоянно создаёт и воссоздаёт специальные социальные институты, в которых совершается становление, функционирование, развитие человеческой личности. Данные институты: государство, система образования, брак, армия и пр. - различные по своим задачам, структуре и способам деятельности, но все они созданы социумом для своего развития и для воспроизводства человека. Незавершённость, принципиальная неполнота жизни - такая же характеристика сущности человеческого. Отсюда важнейшим процессом, формирующим и определяющим личность, является социализация. Процесс социализации можно разделить на личностное внутреннее самоопределение, включающее в себя поиск идентичности или решение вопроса: кто я такой; и внешнее социальное самоопределение, как поиск своего места в социальной реальности. Социализация протекает через всю жизнь человека и тесно связана с возрастными и половыми жизненными циклами. Она включает в себя усвоение социальных правил, норм; поиск и утверждение себя в социальной роли, и затем личность превращается из объекта социальной защиты и воспитания в субъект социального действия и сама способна творить и изменять социальные нормы и образцы поведения.
Общество определяется типом или типами личности, его составляющими или им культивируемыми, и так же личность определяется характером общества, в котором развивается. Понятие социальной идентич-
Ошхунова Н.Х.
«Роль общества в социальной деятельности человека...»
ности отражает тот факт, что каждая личность, во-первых, знает своё место в социальной реальности, соответствующее полу, возрасту, статусу, возможностям и способностям. Во-вторых, она имеет представление, сформированное через соответствующие социальные институты, о задачах, которые ей придётся решать на этом месте, причём «рамки» успешной личности заложены в определении данного социального места. Социальные институты, социальные нормы и правила поведения регламентируют, направляют социальную деятельность и сознание. Социальная идентичность личности, означает определение своего места в социальной реальности, своих социальных функций, соответствующих месту и роли, а также своих социальных притязаний, выраженных в социальном идеале.
Общество представляет собой целостную систему, обладающую иерархической, динамической структурой, а социальная стратификация и социальная мобильность общества, в свою очередь, представляют модели возможных личностных ролей, типов и вариантов поведения (1, с. 348).
Социум заинтересован в максимальном следовании образцам, а личность испытывает потребность в собственной уникальности. С точки зрения социума нормален конформист, а с точки зрения личности нормален тот, кто способен поступать не как все, сохраняя свою индивидуальность. Диалектическое противоречие личности и общества может быть выражено как противоречие индивидуализации и унификации. Социум стремится к унификации личностного самоопределения в соответствии с его структурой, а личность стремится к максимальному самораскрытию собственной индивидуальности. Способность общества разрешать это противоречие определяю его потенциальные возможности к саморазвитию (1, с. 350).
Человек - существо историческое, которое, преобразуя природу, общество и самое себя в ходе творческой деятельности и развивает свои физические и духовное потенции. Творческая, преобразующая деятельность человека показывает его систему
высшей сложности, как многомерную систему, состоящую из биологических, социальных и психических структур - результата космических эволюций. Многомерность человека проявляется в том, что его действия обусловлены разнородными и материальными и духовными мотивами. Его деятельность осуществляется на сознательном и бессознательном уровнях, что достаточно эффективно функционируют познавательные, эмоциональные и волевые системы, что он живёт одновременно во внешнем и внутреннем мирах, что он является уникальной личностью. Необходимость в пище в ходе биосоциокультурной эволюции привела к возникновению способа производства материальных благ. А так как последний лежит в основе общественного устройства, то изменения в сфере экономики вызывают перемены в социальном строе; понятно, что общественный строй, который регулирует все аспекты поведения человека, должен изменяться с эволюцией человека. Инновации в этой сфере, в конечном счёте, ведут к тому, чтобы человек научился управлять ходом эволюции биосферы и ноосферы. Решающую роль в адаптации человека в природной среде именно как вида сыграло накопление и применение знаний, которое благодаря универсальности языка, выступающего средством коммуникации, стало первейшим и неисчерпаемым источником выживания и развития общества.
Глубокие корни в нашем генетическом и социокультурном наследии имеет склонность человека к общественному образу жизни и половая любовь. Сексуальность представляет собой врождённую потребность и функцию человеческого организма. Сексуальность - недифференцированная сила, форма которой зависит от психосоциальных и культурных факторов, она накладывает отпечатки на многие виды поведения человека, в том числе и на социальную деятельность. С психосоматической точки зрения, сексуальность выражает увлечённость, привязанность, доверие, безопасность и удовлетворение. В коммуникативном плане сексуальность развивает межчеловеческие контакты, способствуют упрочнению соци-
альных взаимосвязей между людьми, что повышает шансы на выживание отдельного индивида. Склонность человека к общественному образу жизни своим истоком имеет нуклеарную (парную) семью, но в связи с рядом инноваций она получила дальнейшее развитие в сложной семье, племени, селении и прочих социальных образованиях (2, с. 82).
Двигателем социокультурной эволюции является извечная неопределённость возможностей каждого индивида и поведении других индивидов. В генетическом и культурном планах каждый индивид представляет собой уникальное, неповторимое образование, то это служит основой для постоянного самоутверждения и соперничества. Человек всё время сравнивает свои достижения и неудачи в самых различных областях деятельности с результатами других. Вполне понятно, что соперничество выступало существенным фактором в социальной деятельности, поведении, межчеловеческих отношениях уже на заре человеческой истории.
Жажда власти, имеющая самые разнообразные формы, борьба за власть привели к появлению не имеющих аналога в природе форм поведения человека - к войне, ибо только человек способен физически уничтожать себе подобных. Одним из законов биологической эволюции является принцип: «Не убивать тех, кто несёт ту же информацию, что и ты». Однако этот принцип нарушен в человеческом обществе, так как в силу социокультурной эволюции представители различных групп являются носителями неодинаковой информации. Вот почему человек - единственное среди животных существо - приобрёл способность проводить войны в рамках своего вида. И нет ничего удивительного в том, что рассвет инноваций пришёл на военную технику - от примитивного ножа до ядерного, химического и бактериологического оружия. Разумеется, эти инновации связаны с развитием техники вообще, начиная с первобытных орудий и до новейших компьютеров на биочипах и лазерной техники.
Инновации наблюдаются и в области религиозного творчества, мотивами которой являются осознание человеком своей уникальности и неповторимости, страх перед смертью, её неотвратимостью. Религия даёт человеку весьма простое объяснение смерти как перехода в вечную жизнь, даёт психологическое чувство безопасности в перипетиях противоречивой и изменчивой жизни, а также предлагает способы различения добра и зла, несправедливости и справедливости. Религия нацеливается на выработку кодекса хорошего поведения, она первая установила определённую систему правил поведения. Поскольку же наблюдается многообразие религий на протяжении всей истории человечества, то можно себе представить разнообразие инноваций.
Мотивом, движущим художественное творчество, является стремление человека к наслаждению и красоте. Художественное творчество и эстетические переживания необходимы для существования человеческого общества и являются одной из важнейших форм человеческой активности, ибо они составляют квинтэссенцию тех самых функций, при помощи которых человек творчески синтезирует информацию об окружающем его мире. Хаос многообразия сигналов внешнего мира упорядочиваются посредством эстетических форм, затем эта информация анализируется и используется человеком в повседневной деятельности. Искусство индивидуализирует жизнь человека, делает среду его обитания прекрасной. Несмотря на потрясающее число инноваций в искусстве (от первобытной орнаментики до рок-музыки), искусство выполняет свою фундаментальную функцию; оно соединяет в единое целое внешнюю реальность Вселенной и внутренний, психический мир человека. Искусство посредством метафор и символизма показывает каждому из нас тайну бытия и приобщает к ней, вписывая тем самым человека в космическую эволюцию. Искусство - это своеобразное эхо Вселенной, которое посредством прекрасного и безобразного позволяет человеку «схватить» противоречивость и тенденции развития нашего мира, вырабатывает у человека со-
Ошхунова Н.Х.
«Роль общества в социальной деятельности человека.»
циально-психологические установки на преобразование этого мира.
Особенность природы человека состоит в том, что он стремится выйти за пределы самого себя и своего мира, пытается обойти законы природы и истории. Благодаря этим актам трансгрессии, благодаря этой устремлённости вперёд, благодаря своеобразной «жадности» к творчеству человек создаёт новые измерения бытия, творит новые материальные и духовные ценности, развивает технику, науку, искусство, моральные кодексы и социальные организации, институты (2, с. 84).
Выход за существующие границы индивида и общества представляет собой как бы очередной акт творения мира, поэтому социальный мир человека является системой трансгрессивного творчества ряда поколений. Вместе с тем следует подчеркнуть, что трансгрессивное творчество носит двоякий характер: оно и позитивно, так как расширяет сферу самореализации человека, и негативно, ибо разрушает зачастую уже созданное, проявляется в войнах, вооружённых конфликтах, различного рода жестокостях и преступлениях против человечества и человечности.
В общем можно сказать, что в социальном мире человека переплетаются и перекрещиваются множество мотиваций (потребностей и интересов) самого различного рода и направленности.
Одной из важнейших мотиваций, стимулирующих деятельность человека и социальных групп, является так называемая губ-ристическая потребность (упорное стремление к господству и избранности, желание обрести могущество в обществе).
Именно знание ее механизмов дает возможность объяснить трансгрессивную деятельность человека, в том числе территориальные экспансии, развитие искусства, науки и техники, а также разрушение общественного строя. Несомненно, без губристи-ческой мотивации множество выдающихся свершений в материальной и духовной сфере общества никогда не увидели бы света, наш социальный мир не стал бы таким, каким он является в настоящее время.
Направленность силы общества противоречива. Общество представляет систему отношений между людьми, поскольку она включает в направленность свой силы ценность индивидуальной жизни и духовного развития каждой личности, являющейся его членом. С другой стороны, стремясь к сохранению устойчивости своей структуры, общество не может позволить каждому члену руководствоваться в своей жизнедеятельности только собственными мотивами, что привело бы к разрушению общества как системы. В этой связи в общественной идеологии, как противовес каждому индивидуальному волеизъявлению, существует система норм, требований предписаний регламентирующих жизнь каждого социального субъекта с целью сохранения баланса, равновесия между хаотичностью человеческой активности и тотальным диктатом общества над своими членами.
Направленность силы общества, его идеология, на наш взгляд, конкретизируется в форме государства как института общественной власти. Ему присущи определенные властные функции, распространяющиеся на все общество. Власть же, представителем которой является государство, есть «реальная способность осуществлять свою волю в социальной жизни, называя её, если необходимо другим лицам, политическая власть как одно из выражений проявления власти, характеризуется способностью данного класса группы и индивида проводить свою волю, выраженную в политике и правовых нормах» (3, с. 42).
Государство диктует свою волю личности, регламентирует параметры ее социальной деятельности в виде ролевых предписаний, которые необходимо осуществлять в своём социальном функционировании. Государство, оказывая управляющее влияние на всё общество кроме политической, также трансформирует все остальные сферы общественной жизни, начиная от экономики до быта и досуга, явно или неявно воздействует на все стороны жизни каждой конкретной личности.
Таким образом, личность в своем воздействии с обществом неизбежно сталкивается с препятствиями на пути осуществления своей свободы. Эти преграды перед человеком в виде материальной обеспеченности его жизнедеятельности, ограниченности жизнедеятельностью окружающих его людей, существующих в обществе правил норм и т.д. и т.п.
Реализация внутреннего духовного потенциала предполагает активную деятельность, участие в социальной жизни, проявляющееся в преобразованиях, творимых человеком (4, с. 70).
1.
2.
ЛИТЕРАТУРА
Основы современной философии: Учебник для вузов. -М.: Лань, 1997. - 304 с. Волков Ю.В., Поликарпов В.С.. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты: Учебное пособие. - Ростов-н/Д.: Изд-во Рост-го ун-та, 1994. -283 с.
3. Каппелер А. Россия - многонациональная империя: Возникновение, история, распад / Пер. с нем. - М.: Прогресс - традиция; Традиция, 2000. - 342 с.
4. 4.Соколов Р.Ю. Социальная деятельность: структура и основные параметры (Электронный ресурс): Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - Ставрополь, 2007. - 156 с. (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
Об авторе
Ошхунова Инна Хасеновна, специалист по социальной работе (семейно-воспитательной группы) Республиканского Социально-Реабилитационного Центра для детей несовершеннолетних «Намыс» г. Нальчика, аспиран кафедры теории и истории социальной работы Кабардино-Балкарского государственного университета. Сфера научных интересов - сущность общества как системы бытия; основные черты понятия общества. [email protected]