УДК 371:004
РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ
А.С. Ильин, А.В. Гнедков, И.В. Худорожков
Определены роли педагога и образовательной организации в процессе формирования безопасной информационной среды учащихся. Приведены способы и механизмы ограничения и контроля информационного контента.
Ключевые слова: безопасность, Интернет, безопасность учащихся, информационная среда.
На современном этапе развития общества информационные ресурсы оказывают огромное влияние на все аспекты жизнедеятельности любого человека. Всё больше людей отдают предпочтение не печатным изданиям и походам в библиотеки, а открытым источникам в глобальной сети Интернет. Направление данной тенденции вполне очевидно, ведь с электронными ресурсами работать намного комфортнее: информацию возможно посмотреть в любом удобном месте и практически на любом устройстве, будь то мобильный телефон, планшетный или персональный компьютер; поиск как внутри электронного документа, так и в целой электронной библиотеке возможно осуществлять по ключевым словам или словосочетаниям, что значительно ускоряет поиск любой информации.
Безусловно, использование сети Интернет и информационных ресурсов значительно ускоряют и упрощают поиск информации, именно поэтому в системе образования уделяют большее внимание использованию информационных технологий и информационных ресурсов на всех уровнях образования [5]. Школьные задания по многим предметам зачастую начинаются со слов «Найдите в сети Интернет...» или «Совместно с родителями ... используя ресурсы сети Интернет». Получается, что информационная среда учащихся всё в большей степени формируется из электронных источников и справочников.
Насколько можно считать эти источники достоверными и безопасными? Информационные ресурсы в сети интернет могут содержать как полезную и достоверную, так и ложную и даже опасную информацию. Безусловно, содержание нежелательной информации в сети регулируется на уровне государственной политики [2]. Органом, который занимается регулированием вопросов сети Интернет, является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР) [4]. РОСКОМ-НАДЗОР осуществляет блокирование интернет-страниц, которые содержат нежелательный контент (порнография, наркотики, суицид, экстремизм, ...), однако в современных условиях создать новую интернет-страницу или обойти блокировку сайта стало довольно просто, поэтому нежелательный контент в сети Интернет находится в достаточно большом количестве.
Кто же отвечает за формирование безопасной информационной среды и обеспечение информационной безопасности учащихся в образовательном процессе? Учитывая, что образовательный процесс выходит за рамки образовательной организации и продолжается в домашних условия, это совместная ответственность педагогов и родителей обучающихся. Существуют временные отрезки, когда ребенок находится дома без контроля родителей, так как учебный день уже закончен, а рабочий день родителей ещё продолжается. В это время ребенок предоставлен сам себе, в том числе на просторах сети Интернет и может получать любую информацию с любых электронных ресурсов.
Существуют различные способы и механизмы ограничения и контроля информационных потоков, в которые погружается ребенок. Одним из таких способов является использование DNS-серверов с функцией фильтрации контента. DNS-сервер — это адресная книга интернета, где указан цифровой
Роль образовательной организации в обеспечении информационной безопасности учащихся
адрес каждого сайта [1]. Например, официальный сайт ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» rcokio.ru расположен по сетевому адресу 62.165.42.194. Каждый раз, когда происходит обращение к определенной WEB-стра-нице, браузер запрашивает её адрес у DNS-сервера. Следовательно, если включить фильтрацию на уровне DNS-сервера, то он не сообщит адрес искомого сайта, и ребенок не сможет получить доступ к нежелательному контенту.
Другим инструментом по ограничению и контролю является «Родительский контроль» [3]. С точки зрения информационной безопасности «Родительский контроль» — комплекс правил и мер по предотвращению предполагаемого негативного воздействия Интернета. Программное обеспечение, которое реализует функцию «Родительский контроль» позволяет настраивать время нахождения ребенка в сети Интернет, время работы тех или иных приложений, ограничить доступ к определенным ресурсам или группам ресурсов или же просто просмотреть историю посещения WEB-страниц.
Со стороны образовательной организации одной из необходимых мер по формированию безопасной информационной среды являются использование средств контентной фильтрации, которые осуществляют блокирование ресурсов в сети интернет по сетевому адресу сайта. Однако мало использовать средства фильтрации в образовательной организации и в домашних условиях, на первый план в данной ситуации выходить роль педагога в области обеспечения информационной безопасности. Авторы считают, что главной задачей педагога является доведение до родителей и учащихся информации о необходимости ограничения доступа к нежелательному контенту и проведении обучающих и профилактических бесед об опасностях в сети Интернет.
Не сформировав культуру поведения в Интернете, не научив ребенка правильно выбирать источники информации, невозможно сформировать безопасную информационную среду.
Список литературы
1. Альбниц, П. DNS и BIND [Текст] / П. Альбниц, К. Ли ; пер. с англ. - СПб. - Символ-Плюс, 2002 - 696 с.
2. Ильин, А. С. Обеспечение безопасности информации в образовательной организации в современных условиях [Текст] / А. С. Ильин, Д. С. Ильина // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования - 2016 - № 1.- С. 48-51.
3. Мурсалиева, Г. Дети в сети: шлем безопасности ребенку в Интернете [Текст] / Г. Мурсалиева - Москва : Издательство «АСТ», 2017. - 320 с.
4. Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 6179 (дата обращения: 20.10.2017).
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 01.05.2017, с изм. от 05.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 24.07.2017).
References
1. Al'bnic, P. DNS i BIND [Tekst] / P. Al'b-nic, K. Li ; per. s angl. - SPb. - Simvol-Pljus, 2002 - 696 s.
2. Il'in, A. S. Obespechenie bezopasnosti in-formacii v obrazovatel'noj organizacii v sov-remennyh uslovijah [Tekst] / A. S. Il'in, D. S. Il'ina // Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovanija - 2016 - № 1.- S. 48-51.
3. Mursalieva, G. Deti v seti: shlem bezopasnosti rebenku v Internete [Tekst] / G. Mursalieva - Moskva : Izdatel'stvo «AST», 2017. -320 s.
4. Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 №149-FZ «Ob informacii, informacionnyh tehnologijah i o zashhite informacii» [Jelektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_6179 (data obrashhenija: 20.10.2017).
78
№ 2(3) 2017
А.С. Ильин, А.В. Гнедков, И.В. Худорожков
5. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 01.05.2017, s izm. ot 05.07.2017) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/documentcons_doc_ LAW_140174/ (data obrashhenija: 24.07.2017).
Сведения об авторах
Ильин Андрей Сергеевич - начальник отдела обеспечения информационной безопасности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Гнедков Андрей Владимирович - инженер по защите информации отдела обеспечения информационной безопасности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Худорожков Иван Владимирович - спе-
циалист по защите информации отдела обеспечения информационной безопасности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors
Ilyin A.S. - Head of the Department «Ensuring information security», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk
Gnedkov A.V. - Information Security Engineer of the Department «Ensuring information security», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk
Hudorozhkov I.V. - Information Security Specialist of the Department «Ensuring information security», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk