Научная статья на тему 'Роль образовательного пространства в развитии профессионального самосознания студентов технического университета'

Роль образовательного пространства в развитии профессионального самосознания студентов технического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОСТРАНСТВО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОСТРАНСТВО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / AN EDUCATIONAL SPACE / THE SPACE OF THEORETICAL AND PRACTICAL EDUCATION / THE SPACE OF SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITY / AN INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семёнова Елена Александровна

Рассмотрены основные подходы к проблеме развития профессионального самосознания в образовательном пространстве учебного заведения, даны определения понятий «образовательное пространство», «теоретическое и практическое обучение», «пространство научно-исследовательской деятельности», «информационно-образовательное пространство», «культурно-образовательное пространство». Раскрываются особенности и содержание основных структурных подпространств образовательного пространства вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семёнова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE EDUCATIONAL SPACE IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS OF STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY

The author examines the basic approaches to the problem of development of professional self-consciousness in the educational space of an educational institution. The author gives definitions to the concepts the educational space, the theoretical and practical education, the space of scientific research activity, the informational and educational space, and the cultural and educational space. The article reveals the features and content of the main structural subspaces of the educational space of a higher school.

Текст научной работы на тему «Роль образовательного пространства в развитии профессионального самосознания студентов технического университета»

Данные о причинах их смерти представлены в табл. 7. Из таблицы следует, что основной причиной смерти среди генералов и лиц, приравненных к ним, явилось кровоизлияние в мозг. Также нередки были случаи смерти военнопленных от туберкулеза - 4 случая смерти. На причины смерти военнопленных, безусловно, оказывали влияние и условия содержания, и психологический фактор, и обострение ранее приобретенных заболеваний вследствие их возраста.

Конечно, приведенные в статье данные не явля-

ются абсолютно точными, после того как исследователи получат доступ ко всем документам, касающимся проблем плена в советско-японской войне 1945 г., предстоит еще большая работа. Однако на настоящее время они наиболее полно отражают статистическую картину пленения и содержания в Советском Союзе военнослужащих армий, противоборствующих войскам РККА на Дальнем Востоке в 1945 г.

УДК 159.9 ББК Ю 952.0

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Е.А.Семёнова1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены основные подходы к проблеме развития профессионального самосознания в образовательном пространстве учебного заведения, даны определения понятий «образовательное пространство», «теоретическое и практическое обучение», «пространство научно-исследовательской деятельности», «информационно-образовательное пространство», «культурно-образовательное пространство». Раскрываются особенности и содержание основных структурных подпространств образовательного пространства вуза. Библиогр. 18 назв.

Ключевые слова: образовательное пространство, пространство теоретического и практического обучения, пространство научно-исследовательской деятельности, информационно-образовательное пространство.

THE ROLE OF THE EDUCATIONAL SPACE IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS OF STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY E.A. Semenova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074

The author examines the basic approaches to the problem of development of professional self-consciousness in the educational space of an educational institution. The author gives definitions to the concepts "the educational space", "the theoretical and practical education", "the space of scientific research activity", "the informational and educational space", "and the cultural and educational space". The article reveals the features and content of the main structural subspaces of the educational space of a higher school. 18 sources.

Key words: an educational space, the space of theoretical and practical education, the space of scientific research activity, an informational and educational space.

Вхождение образовательных систем высшего профессионального образования Российской Федерации в мировое образовательное пространство требует реализации в техническом вузе ведущих образовательных идей: гуманизации и гуманитаризации образования, личностно-ориентированного обучения. Проблема развития профессионального самосознания студентов является одним из важных направлений изучения профессионального развития личности в образовательном пространстве учебного заведения. В последнее время в научной литературе достаточно часто используются понятия «образовательная среда», «учебное пространство», «образовательное пространство», «педагогическая среда» и т.д. При этом разные ученые по-разному трактуют используемые

понятия. Например это совокупность физических факторов среды образовательного учреждения (Ю.К. Бабанский), психологическая, социальная и информационная среда в рамках образовательных задач (Т.Г Ивошина), объективная социальная реальность, представляющая собой совокупность материальных, политических, социально-психологических факторов (Т.Ф. Борисова), педагогически организованная система условий для удовлетворения комплекса потребностей личности (В.И. Панов).

Наиболее теоретически проработанным, на наш взгляд, является подход В.И. Слободчикова [17]. Он понимает образовательное пространство как «...существующее в социуме «место», где субъективно задаются множества отношений и связей, где осу-

1Семёнова Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, тел.: 405357, e-mail: [email protected].

Semenova Elena Alexandrovna, a candidate of psychological sciences, an associate professor of the Chair of Psychology, tel.: 405357, e-mail: [email protected].

ществляются специальные деятельности различных систем (государственных, общественных, смешанных) по развитию индивида и его социализации» [12, с.22]. В данном пространстве размещены не столько парты, сколько различные факторы, условия, связи и взаимодействия субъектов образования, определяющие характер образовательных процессов в целом. При этом возможно и внутренне формируемое, индивидуальное образовательное пространство, становление которого происходит в опыте каждого. Автор, с одной стороны, выделяет истоки среды в предметности культуры общества, а с другой - вписывает образовательную среду в механизмы развития человека и определяет ее целевое и функциональное назначение.

Цель нашего исследования - выявить особенности образовательного пространства технического университета как условия успешного развития профессионального самосознания студентов.

В ходе диагностического этапа изучались особенности образовательной среды в Иркутском государственном техническом университете (ИрГТУ). Исследование показало, что в техническом университете за последнее десятилетие произошло довольно много изменений: расширилась структура университета, открыты новые факультеты, новые специальности, реализуются образовательные профессиональные программы различного уровня и направленности, развиваются связи университета с различными предприятиями, широкую поддержку получают научные исследования, обращенные к проблемам производства, сохраняются и обогащаются новыми формами традиции университета.

Образовательное пространство технического вуза, на наш взгляд, можно представить в виде структуры, в которой взаимосвязаны и соотносятся следующие отдельные виды: пространство теоретического образования, пространство практического образования, научно-исследовательское пространство, информационно-образовательное, культурно-образовательное пространство. Эти подпространства можно рассматривать как организационные формы личностно-профессионального развития и формирования профессионального самосознания студентов. Остановимся на характеристике потенциальных возможностей развития профессионального самосознания в рамках каждого компонента образовательного пространства.

Пространство теоретического образования является основной частью образовательного пространства профессионального учебного заведения, которое включает в себя систему лекционных, практических, семинарских занятий. Для качественной подготовки специалистов в ИрГТУ созданы центр геоинформатики, центр эколого-геологических и инженерных изысканий, минералогический музей, лаборатория минералогии и петрографии и др. Лаборатории факультета транспортных систем оснащены современной вычислительной техникой, системой САй/САМ/САЕ и располагают широким спектром оборудования для моделирования физических процессов в машинах. ИрГТУ располагает компьютерными классами, оснащенными современной техникой и учебными программными продуктами, кабинетами лингвостранове-

дения США, Германии, Кореи, Японии и т.д., спутниковым телевидением, научной, методической, художественной литературой, видео-, аудио- и компьютерными технологиями, включая учебный канал ТВ-23. В университете используются информационные технологии, технологии дистанционного обучения, разнообразные методические материалы для самостоятельных занятий студентов. Все это способствует личностно-профессиональному развитию студентов.

Некоторые авторы (И.Ю. Алексашина, Л.Н. Лесо-хина) в структуре содержания теоретического образования выделяют несколько циклов: гуманитарный цикл, влияющий на развитие гуманистически ориентированной личности будущего профессионала; психолого-педагогический цикл, вносящий особый вклад в его личностно-профессиональное становление; естественнонаучный цикл, дающий возможность увидеть целостную картину мира; специально-предметный цикл, направленный на усвоение студентами целей, содержания, форм, способов, технологий профессиональной деятельности.

Особенно богатыми возможностями для развития профессионального самосознания обладает гуманитарный цикл. Как считает Л.Н. Лесохина: «Гуманитарное знание дает материал для формирования ценностных ориентаций личности, направлено на ее «возвышение», формирование миротворческого стиля мышления («нового» мышления) и «смягчения» жестко профессиональных установок» [10, с.71]. Она утверждает, что ценностное знание пронизывает гуманитарное образование и в образовательный процесс оно входит «саморегулятивно» - путем освоения человеком традиционной культуры, всечеловеческого опыта, усвоения опыта непосредственной среды, повседневного бытия. Гуманитарный цикл теоретического образования влияет, прежде всего, на развитие гуманистически ориентированной личности будущего профессионала. Несомненно, что благоприятными возможностями для формирования адекватной «Я-концепции» будущего профессионала обладают психолого-педагогические дисциплины. По мнению ученых, данные дисциплины содержат богатый потенциал для актуализации достижений студентов. Условно эти возможности можно разделить на две группы. Первая - включает в себя возможности, связанные с развитием различных характеристик будущего специалиста: потребности в самостоятельной познавательной деятельности, профессиональном совершенствовании и творческой саморегуляции, способности анализировать, рефлексировать действия. Вторая группа связана с развитием отношения студента к самому себе как субъекту профессиональной деятельности. Организация разнообразных типов лекций (лекция-беседа, эвристическая, проблемная лекция и т.д.), практических и семинарских занятий (учебная дискуссия, коллоквиум, деловая, ролевая игра, тренинг и т.д.) способствует реализации обучающей, развивающей, воспитывающей функций процесса обучения и создает условия для развития личности будущего профессионала. Данные дисциплины, на наш взгляд, способствуют и развитию профессионального самосознания студентов технического вуза.

Пространство практического образования, наряду с пространством теоретического образования, является составной частью образовательного пространства учебного заведения. Производственная практика - это форма организации учебного процесса, которая имеет целью личностно-профессиональное становление будущего специалиста и направлена на освоение им содержания профессиональной подготовки через последовательное прохождение нескольких видов практик. Возможности данного пространства по развитию профессионального самосознания студентов изучались в работах Т.В. Кудрявцева, В.В. Овсянниковой, Т.А. Ольховой и других. Как отмечает В.В. Овсянникова, по мере обучения в ПТУ у учащихся романтический образ профессии заменяется более реальным и конкретным, самооценка профессиональных качеств снижается, эмоциональные компоненты в ее структуре постепенно вытесняются интеллектуальными; в состав «образа Я» в большей степени начинают входить компоненты, связанные с выбранной специальностью. Причем, чем раньше учащийся попадает в условия реального производства, чем раньше начинает включаться в практику, тем раньше он формируется как личность и как профессионал [13].

Так, студенты горного факультета ИрГТУ проходят производственную практику на крупнейших промышленных предприятиях Сибири и Севера: ОАО «Полиметалл», УК «Руссдрагмет», АО «Лензолото», ОАО «Норильский никель» и др., что способствует укреплению профессиональных знаний и навыков. Геологическую практику обучающиеся проходят на базе практик в таежной зоне Прибайкалья, на побережье озера Байкал, где природой созданы уникальные геологические структуры и обнажения. «Учебно-образовательный канал ИрГТУ ТВ-23» и газета «Зеркало» дают возможность получить творческие и практические навыки в производстве рекламы будущим рекламистам и журналистам.

В исследовании Т.В. Кудрявцева и В.Ю. Шегуро-вой подчеркивается, что «. уже в процессе профессионального обучения начинает складываться «образ Я» учащегося как субъекта собственно-профессиональной деятельности. Интенсивность его формирования в значительной степени определяется мерой ориентации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении на воспроизведение учебных ситуаций, имитирующих реальную профессиональную деятельность» [9, с. 58]. В качестве движущей силы развития профессионального самосознания авторы выделяют противоречие между представлением о себе и представлением об идеальном, эталонном профессионале; между своим образом профессионала и тем, который формирует данное ПТУ. При правильной организации обучения в рамках учебного заведения профессиональное самоопределение субъекта может быть в основном завершено. Критерием завершенности профессионального самоопределения является возникновение положительного отношения к себе как субъекту профессиональной деятельности и сформированность адекватной профессиональной «Я-концепции».

Формирование профессиональных представлений, образов-эталонов, идеалов наиболее эффектив-

но осуществляется в совместной с профессионалами деятельности через личностное общение с ними в период педпрактики, так как это способствует развитию у студента отношения к себе как представителю данной профессии, субъекту деятельности. Л.И. Бо-жович отмечает, что «. по мере развития ребенка происходит переход от «реактивного» следования требованиям извне к активному построению собственного поведения в соответствии со своим идеалом, образцом» [2, с. 420]. Таким образцом для студента может выступать как хороший наставник, встреченный на производстве, так и преподаватель высшего учебного заведения. По мнению А.Н. Крылова [8], в юношеском возрасте в состав «Я-образа» начинают входить идеалы, под воздействием которых изменяется характер активности личности. Автор изучал влияние идеалов на профессиональное развитие личности и обнаружил изменение характера внутреннего диалога при освоении профессии. Этот диалог развивается за счет интериоризации в «Я-образ» «эталонного профессионала». Психологи называют этот процесс идентификацией, который, по их мнению, формирует у студента целостное представление о содержании, способах и средствах своей профессиональной деятельности; позволяет критично отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем; делает человека инициативным субъектом своей профессиональной активности; создает условия для формирования самосознания. Этот процесс отношения будущего специалиста к достоинствам и недостаткам собственной деятельности способствует формированию адекватного представления о себе как о будущем профессионале.

Пространство научно-исследовательской деятельности студентов организует совместную творческую деятельность преподавателей и студентов. Эта работа направлена на поиск решения профессиональных проблем, в ходе которой происходит взаимообмен культурными ценностями, формируется профессиональное мышление. Как подчеркивает Г.С. Сухобская, в основе любого исследования лежит механизм продуктивного эвристически-поискового мышления, самостоятельное прогнозирование будущего результата и поиск путей его достижения. Студент как автор исследовательской деятельности сам структурирует гипотезу, сам реализует ее в собственной деятельности, сам сравнивает полученный результат с прогнозным. Проектируя свою деятельность в любых ее формах, человек, естественно, испытывает потребность в подтверждении ее продуктивности, то есть мотивирует свое поведение. Отсюда и удовлетворенность (или неудовлетворенность) полученным результатом и самим собой. И в том, и в другом случае это мотивирует новый «виток» активности человека, постепенно становясь постоянным «пусковым механизмом» для дальнейших поисков, открытий и т.п. [18].

Результат будет положительным только в том случае, если преподаватель будет рассматривать учебное взаимодействие как равноправные партнерские отношения и будет последовательно стимулировать развитие субъектной позиции студента в исследовательской деятельности. Для технического уни-

верситета характерен культ знаний, высокий профессионализм, разносторонность интересов преподавателей. Особая ценность знаний культивируется, в первую очередь, преподавателями, многие из которых занимаются наукой (182 доктора наук, профессора; 715 кандидатов наук, доцентов; 705 докторантов, аспирантов и соискателей). Для этого необходимо систематическое и последовательное включение студентов в исследовательскую деятельность, поддержка и развитие положительных мотивов, стимулирование постоянного устойчивого интереса к процессу исследования. При организации исследовательской деятельности студентов необходимо учитывать уровень развития их интеллектуальных исследовательских умений. И.А. Зимняя выделяет следующие исследовательские умения студентов: умение планировать и осуществлять научный поиск, разрабатывать замысел, программу исследования, отрабатывать научные методы и умело их применять, осуществлять опытно-экспериментальную работу, обрабатывать, анализировать и оформлять в виде научного текста полученные результаты, формулировать выводы и успешно их защищать перед аудиторией.

Студенты, обучающиеся в университете, имеют возможность принимать участие в НИР по направлениям, которые ведут преподаватели университета, а также в лабораториях и отделах СО РАН. Создан бизнес-инкубатор, на базе которого обучающимся предлагается проводить фундаментальные и прикладные исследования в рамках различных международных, общероссийских, отраслевых и областных программ. Студенты могут участвовать в студенческих конференциях, во многих престижных конкурсах и выставках, проводимых в университете, в других вузах страны и за рубежом. Научно-исследовательская работа, как и любая другая деятельность, содержит не только когнитивные, оперативно-технические аспекты, но и коммуникацию студента и руководителя, которая порождает эмоции, переживания, и способствует личностно-профессиональному росту субъектов образовательного пространства.

Культурно-образовательное пространство выступает составной частью образовательного пространства технического университета, включающей в себя систему внеучебной, социокультурной деятельности студентов. Это развитие возможно осуществлять через использование активных форм воспитательной работы, через систему часов общения, через заседания дискуссионных клубов, студий, кружков и клубов по интересам, через студенческие фестивали, через тренинговые занятия под руководством психолога и т.д.

На значение внеучебной деятельности в целостном процессе воспитания будущего специалиста указывали в своих работах Т.Ф. Борисова, В.А. Сласте-нин и др. Как отмечает А.В. Мудрик, «...система воспитания представляет собой целостное динамическое единство воспитательных воздействий на студенческий коллектив и личность студента, реализующих в конкретных социальных условиях общегосударственные цели и задачи воспитания» [11, с. 67]. В.А. Сла-стенин подчеркивает, что в процессе воспитания важ-

ное место занимает организация внеаудиторной, вне-учебной деятельности студентов, которая осуществляется в тесной связи с учебным процессом, служит целям повышения уровня профессиональной подготовки будущего специалиста [16]. Мы считаем, что организация внеучебной деятельности, в первую очередь, должна быть направлена на создание условий по формированию адекватной «Я-концепции», способствующей саморазвитию и осознанной социализации студентов. В этой связи актуальной становится задача развития умений самопознания, самовоспитания, самовыражения у студентов. Как справедливо замечает В. Г. Асеев, «.до сих пор усилия человека были в основном устремлены на познание внешнего мира и лишь в слабой степени на самого себя. Между тем, успешность познания и преобразования внешнего мира непосредственно связана с самопознанием человека, его умением управлять собой, осознавать и осуществлять свои цели и ценности. Необходимо сосредоточить внимание на изучении человека как неповторимой индивидуальности, как субъекте собственной жизни и психической деятельности» [1, с.5-6]. В ряде работ (В.Н. Гоголев, В.А. Лунева) обращается внимание на то, что имеющиеся у субъекта профессиональные «Я-образы» оказывают существенное влияние на его личностно-профессиональное развитие. Представление субъекта о самом себе играет важную роль в процессе становления самосознания и таких его подструктур, как уровень притязаний, самооценка, ценностные ориентации и т.д. Обилие представлений, их специфические черты характеризуют индивидуальные особенности личности профессионала.

В исследованиях Л.М. Митиной, изучавшей становление профессионального самосознания учителя, большое внимание уделяется социально-психологическому тренингу, позволяющему инструментально обеспечить новый образ себя как профессионала. Опыт проведения тренингов, описанный в работах психологов, показал, что переход на более высокий уровень профессионального самосознания определяется позитивными изменениями в когнитивной (расширение представлений о себе), аффективной (улучшение самоотношения) и поведенческой (закрепление выработанной «Я-концепции» в реальной жизнедеятельности) подструктурах профессионального представления [16]. Поэтому тренинг можно рассматривать как эффективную форму развития профессионального самосознания студентов.

В культурно-образовательном пространстве университета взаимодействие преподавателя и студента выступает как важнейшее условие формирования самосознания студентов. Проблема взаимодействия, сотрудничества субъектов образовательного пространства неоднократно рассматривалась в психолого-педагогической литературе. Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь. Как отмечают ученые, педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную. Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является

возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере. Р.Х. Ганиева [4] определяет профессионально-педагогическое общение как пространство, в котором решается задача развития личности взаимодействующих, развивающий эффект которого находится в зависимости от меры представленности сторон общения (коммуникативной, интерактивной и перцептивной), меры включенности в него каждого участника. Автор подчеркивает, что в педагогическом взаимодействии происходит транслирование субъектности учителя по вербальным и невербальным каналам. Преимущественно транслируются ценностные, эмоциональные и гностические характеристики, а также установочные и поведенческие модели [4].

А.Д. Карнышев подчеркивает, что сотрудничество можно определить как «.оптимальное общение в процессе эффективной общественно-полезной деятельности, направленное на самоактуализацию и самосовершенствование лучших качеств и потенциала человека» [6, с. 185]. Мы считаем, что оптимальное сотрудничество преподавателя и студента можно рассматривать как эффективное условие формирования «Я-концепции» студентов.

В техническом университете студентам предоставляются широкие возможности для занятий в свободное время спортом, танцами, музыкой, живописью, иностранными языками. В университете действуют 32 спортивные секции (футбол, лыжи, скалолазание, аэробика, шахматы и др.), оборудованы спортзал, физкультурно-оздоровительный комплекс, спортивный лагерь «Политехник», центр здоровьесберегающих технологий. Центр культурно-массовой и воспитательной работы предлагает студентам занять свободное время участием в работе 1б творческих коллективов, таких как студенческий театр «Предместье», школа пантомимы и пластической импровизации «Арт-графика», школа современной хореографии «Шаги», народный ансамбль русской песни «Калина», студия эстрадного вокала «Новое поколение» и др. Мы считаем, что организацию свободного времени студента можно рассматривать как эффективное условие формирования его «Я-концепции». Это условие реализуется через организацию внеучебной деятельности студентов и способствует формированию адекватного представления о себе и о возможном будущем.

Информационно-образовательное пространство является одним из структурных компонентов образовательного пространства вуза. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в образовательное пространство университета создаёт дополнительные возможности для личностно-профессионального развития студентов.

Выявлению психологических основ построения информационно-образовательного пространства на базе компьютерных учебных средств посвящено исследование В.В. Рубцова [15]. Им, в частности, отмечается, что компьютерная образовательная среда создает возможности активно строить и оперативно изменять свою деятельность благодаря тому, что каждое действие может быть свернуто до операции и,

наоборот, развернуто или перестроено в соответствии с намерениями пользователя и условиями динамического пространственно-временного представления объектов. В этом заключается дополнительный резерв для оказания воздействия на профессиональное самосознание студентов.

Как утверждает Н.А. Познина, техника и новые информационные технологии выступают непосредственно как средства обучения. Средство, включенное в ту или иную деятельность, оказывает на нее существенное влияние, если это средство проявляет свои специфические, присущие только ему, функции. В ситуации же включения компьютера в традиционную систему обучения он используется как заместитель чужих функций. В данном контексте образовательная среда приобретает свою специфику и соответственно другой статус. Она становится «технизированной образовательной средой. В такой среде обучение строится не только на непосредственном опыте учащегося, но и за счет технических средств» [14]. В качестве основных положительных аспектов применения техники выделяется такой параметр, как сокращение времени на обучение и соответственно высвобождение свободного времени для решения различных проблем, носящих интеллектуальный, творческий, социально-культурный характер. Информатизация способствует формированию у молодежи системно-информационного представления о мире, понимания сущности информационных процессов в технике, природе, обществе, формированию опыта, развитию способности взаимодействия с информационными системами, развитию познавательных процессов, развитию умений решать сложные логические и пространственные задачи. Информационная подготовка создает ряд условий для непрерывного образования, политехнической и профессиональной подготовки, а значит, повышает социальную мобильность человека.

Исследование показало, что большинство студентов технических специальностей предпочитают поиск необходимой информации в Интернете, что помогает им сэкономить свободное время, а также расширить кругозор. Кроме того, большинство опрошенных отмечают, что Интернет позволяет им добывать именно ту информацию, которую они хотят получить, а не ту, которая им навязывается в других СМИ. Некоторые авторы утверждают, что при должном обучении работы с Интернетом у учащихся со временем развивается критическое мышление, они начинают более грамотно интерпретировать информацию, стирается языковой барьер.

Предметную область информационно-образовательного пространства образуют библиотеки, читальные залы, методические кабинеты, оснащенные компьютерной и множительной техникой, и т.д. Оно менее структурировано, чем другие пространства, и выступает в виде источников, каналов получения информации, на основе которых формируются когнитивные компоненты системы представлений. В работах А.А. Смирнова, В.Д. Шадрикова подчеркивается, что источниками информации о будущей профессии могут быть средства массовой информации, статьи в газетах, журналах, передачи радио и телевидения,

опыт личного участия, наблюдения за товарищами, перенос опыта предыдущей деятельности. В процессе организации данного пространства необходимо учитывать, что содержание образов, представлений строится на основе обобщения эмпирических и теоретических знаний, обладающих субъективной значимостью. Как замечает А.Н. Крылов, «.во внутреннем обращении к самому себе человек по отношению к значимой деятельности соотносит различные возможности по осуществлению этой деятельности. Наиболее личностно-значимая возможность становится ядром «образа Я» [8, с.7-8]. В.П. Зинченко, обращая внимание на субъективность формирования индивидуального образа-представления, писал: «. в индивидуальном развитии у разных людей вырабатываются несколько отличающиеся и своеобразные критерии адекватности образа реальности и формируются установки и позиции, которые принято называть индивидуальным видением мира» [6, с.6]. Эту мысль продолжает И.Д. Багаева, которая считает, что в основе формирования ценностей и представлений лежит сознательное, общественно обусловленное, положительное эмоциональное реагирование индивида на получаемую информацию, проявляющееся в потребности глубокого ее осмысления, трансформирования в соответствии с заданными общественными эталонами и реализации на практике [16]. В свете этих высказываний профессиональное самосознание можно рассматривать как субъективную внутреннюю сторону многообразных связей личности с различными сторонами деятельности, в том числе и профессиональной. Благодаря активизации источников и каналов получения информации о будущей профессии актуализируются психологические механизмы формирования профессионального самосознания у студентов.

Таким образом, анализ литературы показал, что становление профессионального самосознания происходит в целостном образовательном пространстве учебного заведения. Результаты исследования показали, что за последнее десятилетие образовательное пространство технического университета качественно обновилось, в университете формируется система условий, обеспечивающих профессиональное становление современного специалиста; созданы условия для осуществления многообразного образовательного выбора; формируются условия, способствующие активизации научно-исследовательской деятельности студентов, включающие развитие исследовательских форм работы (научные студенческие кружки, олимпиады, конкурсы, студенческие научные конференции), развитие совместных с преподавателями форм научно-исследовательской деятельности (участие студентов в исследованиях кафедр, проведение совместных научных исследований по техническому заданию университета и др.), выполняется большое количество научно-исследовательских работ, результаты многих из них внедрены в производство; созданы условия для широкого включения студентов во внеучебную, социокультурную деятельность; сформирован центр внеучебной культурно-массовой и воспитательной работы (физкультурно-оздоровительный центр, центр здоровьесберегающих технологий и т.д.). Другими словами, все произошедшие изменения

сориентированы на профессиональную подготовку современного специалиста, на развитие адекватной

«Я-концепции» студентов.

Библиографический список

1. Асеев В.Г. Основные задачи психологии на рубеже веков / В.Г.Асеев // Актуальные проблемы современной психологии на рубеже столетий: мат-лы науч.-практ. конф. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. -С. 3 - 7.

2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И.Божович.- М.: Просвещение, 1968.-464 с.

3. Выготский Л.С. Психология / Л.С.Выготский. - М.: Апрель - пресс: ЭКСМО - пресс, 2000. - 1006 с.

4. Ганиева Р.Х. Трансляция субъектности учителя в процессе педагогического взаимодействия: автореф. дис... канд. психол. н. / Р.Х.Ганиева. - Ставрополь, 2004.

5. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования / В.П.Зинченко // Педагогика. - 1997. - № 5 - С. 3-17.

6. Карнышев А.Д. Очерки социальной психологии /

A.Д.Карнышев. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 1998. - 325 с.

7. Косогова А.С. Целостное и непрерывное образовательное пространство как фактор становления современной личности / А.С.Косогова // Образование в ХХ1 веке: проблема целостности и непрерывности: мат-лы региональной научно-практ. конф. / под ред. А.С. Косого-вой. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. - С. 5 - 8.

8. Крылов А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности: автореф. дис... канд.психол.н. / А.Н.Крылов. - М., 1984. - 20 с.

9. Кудрявцев Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения / Т.В.Кудрявцев,

B.Ю.Шегурова // Вопросы психологии. - 1983. - № 2. -

C. 51-59.

10. Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей. Теория и практика образования взрослых / Л.Н Лесохина. - СПб.: ИОВ РАО, Тускарора, 1998. - 273 с.

11. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение: Книга для старшеклассников / А.В.Мудрик. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.

12. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов / под ред В.И. Слободчикова. -М.:Педагогика, 1995. - 133 с.

13. Овсянникова В.В. Самооценка учащегося ПТУ как субъекта профессиональной деятельности: автореф. дис...канд. психол. н. / В.В.Овсянникова. - Л., 1982. - 20 с.

14. Познина Н.А. Особенности развития личности студента в технизированной образовательной среде: дис. ... канд. психол. н. / Н.А.Познина. - Таганрог, 2004. - 144 с.

15. Рубцов В.В. Стратегия высшего психологического образования / В.В.Рубцов // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С. 57-63.

16. Семёнова Е.А. Диагностика и формирование профессиональных представлений студентов в образовательном пространстве учебного заведения: монография / Е.А.Семёнова. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2006. - 140 с.

17. Слободчиков В.И. Психологические основы личностно-ориентированного образования // Мир образования -образование в мире. - 2001. - № 1. - С .1 4-28.

18. Сухобская Г.С. Психологические факторы развития исследовательской позиции будущего учителя / Г.С.Сухобская // Научно-исследовательская деятельность в педагогическом колледже: мат-лы научн.-практ. конф. - Иркутск-Санкт-Петербург: Изд-во Института Образования Взрослых РАО, 2003. - С. 7-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.