Научная статья на тему 'Роль невербальных компонентов в конструировании гендера (на материале креолизованных текстов)'

Роль невербальных компонентов в конструировании гендера (на материале креолизованных текстов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
184
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль невербальных компонентов в конструировании гендера (на материале креолизованных текстов)»

И. Г. Серова

Роль невербальных компонентов в конструировании гендера (на материале креолизованных текстов)

Гендер образует то, что Ю.С. Степанов называет «концептуализированной предметной областью (сферой)» в языке и культуре. «Под нею мы понимаем такую сферу культуры, где объединяются в одном общем представлении (культурном концепте) - слова, вещи, мифологемы и ритуалы (конечно, в каждом конкретном случае необязательно должен наличествовать весь перечисленный набор этих сущностей)» (Степанов 2001, с. 74). В пределах отдельной концептуализированной области слово и ритуальный предмет, слово и мифологема, могут особым образом семантически совмещаться, выступая заместителем или символизатором одно другого. Этот процесс концептуализации в сфере культуры Ю.С.Степанов называет «синонимизацией вещей и слов» (там же). Таким образом, в процесс конструирования и манифестации гендера равным образом вовлечены как языковые, так и неязыковые знания и знаки.

Гендерные исследования, ставшие популярными в последние десятилетия в различных сферах гуманитарного знания, исходят из того, что поведение мужчин и женщин регулируется гендерными стереотипами, более или менее одинаковыми в сознании всех членов конкретного сообщества. Многочисленные исследования лингвистов и психологов, направленные на выявление типичных мужских и женских характеристик, показывают, что наиболее частотными признаками, ассоциируемыми с мужественностью, являются: агрессивность, жесткость, мощность, брутальность,

крепость, грубость, сила, энергичность, выносливость, демонстрация волевого компонента, сексуальная мощь, уверенность, независимость, решительность, надменность, настойчивость. В числе типичных характеристик, конституирующих «женственность», выделяются: мягкость, тактичность, эмоциональность, религиозность, зависимость от других, преданность, безынициативность, неуверенность в себе, ориентация на компромисс, чувствительность, внимание к другим, понимание, предупредительность, внимание к деталям, изменчивость (Vonk, Ashmore, 2003).

Конструирование гендера в тексте происходит через использование номинативных средств языка и гендерно-ориентированных высказываний. Однако в креолизованных текстах (в данном случае нами рассматриваются кинотексты и тексты рекламных сообщений) к конструированию гендера подключаются невербальные компоненты, такие, как цвет и фон сообщения. Например, конструирование

370

гендера в образе Скарлетт О’Хара интереснейшим образом проявляется в визуальном ряду фильма, снятого Д. Селзником через несколько лет после публикации романа М. Митчелл «Унесенные ветром» (“Gone with the Wind”). Недискурсивный символизм цвета сигнализирует об изменениях конфигурации гендера в образе Скарлетт.

Любимый цвет Скарлетт - зеленый, недвусмысленно указывающий на связь с ее прародиной Ирландией. Скарлетт в зеленом неотразима, коварна, она полна двусмысленности и девиантности. Она одета в зеленое платье, когда получает предложения от Чарльза Гамильтона и Френка Кеннеди, а также когда пытается кокетничать с Реттом в тюрьме, чтобы получить деньги для уплаты долгов.

В середине фильма, в эпизодах, где от Скарлетт требуется сильнейшее напряжение в противостоянии судьбе, и когда она пробует себя в маскулинных ролях, она появляется в бледно-красном и красно-коричневом. Она одета в красное платье также в момент разоблачения ее как «падшей женщины» (scarlet woman), когда Ретт заставляет ее явиться в дом Мелани после скандальной любовной сцены с Эшли на лесопилке, и только великодушие Мелани спасает ее от позора. Героическая маскулинная Скарлетт и Скарлетт-падшая женщина во всех этих ситуациях несчастна. Есть только две счастливые женщины в фильме, и они постоянно одеты в синее -Мелани и Бони, дочь Скарлетт, ибо они соответствуют требованиям своей гендерной роли: они любят и любимы. Мятежная Скарлетт редко появляется в синем и голубом: над камином в роскошном доме Скарлетт и Ретта висит ее портрет, на котором она запечатлена в голубом платье; она одета в голубой жакет в лирической сцене на лесопилке. Все эти ситуации разрешаются драматично для Скарлетт, свидетельствуя о том, что она непригодна к архетипическим гендерным ролям жены, возлюбленной и матери.

Фоновые вариации эффективно используются для продвижения гендерных стереотипов в современной рекламе. Так, в ходе исследования текстов мужских журналов, рекламирующих товары, предназначенные для мужчин, было установлено, что их создатели преимущественно используют следующие варианты фона: дикая природа (пустыни, изображение скал, бушующей стихии (ураган, смерч, ливень, снегопад и т. д.);

дикие животные (волк, тигр, сокол, так как эти животные и птицы символизируют свободу, силу, независимость - то, что соответствует мужскому стереотипу);

городская среда (одинокие и пустынные городские улицы, опасные районы) в рекламе автомобилей, одежды, парфюмерии.

Так, например, в рекламе автомобиля Hummer в качестве фона используется дикая природа, а именно зеленый лес, горный ручей и подножие горы (Men’s Health, 2008). Фоном рекламы автомобиля

371

Range Rover Sport является пустыня и голубое небо [Men’s Health, 2008], а в рекламе автомобиля Nissan Rogue мы видим машину, которая едет по пустынной городской улице (Men’s Health, 2008).

Мужчина в рекламных текстах преимущественно изображается один, наедине со своими мыслями и внутренним миром, в соответствии с мужским гендерным стереотипом он ничего не боится, он чемпион. Ему не нужна защита, он справится со всем один.

В соответствии со стереотипами восприятия цвета, его использование может быть истолковано с гендерной точки зрения. Известно, что мужчины используют в одежде неяркие цвета, что находится в соответствии с мужскими образами рациональности и сдержанности. Однако применение ярких цветов также может служить для подчеркивания мужественности. Так, красный цвет символизирует силу воли, активность, агрессивность. В этом цвете звучат сексуальные обертоны. Красный цвет особенно привлекает молодежь (в основном, он ассоциируется с сигаретами Marlboro).

В частности, красный цвет используется в рекламе автомобиля Dodge Journey. Компания, производящая данный автомобиль, призывает читателя к активному отношению к жизни:

Grab life by the horns (Men’s Health, 2008).

Черный цвет - это классический, «стильный» цвет, являющийся открытием второй половины ХХ века. Сочетание черного с белым вызывает у потребителя мистическое чувство, ассоциируется с таинственностью и загадочностью. В рекламе автомобиля Cadillac Escalade мы видим черный автомобиль на черном фоне, а сам текст белого цвета (Men’s Health, 2008).

Зеленый, как и другие «природные» цвета - голубой, белый и даже коричневый - используют в рекламе для создания образа свежести, возрождения, вечной молодости, молодой прогрессивной мужественности. Это цвет природы, травы, а значит, свежести, весны, естественности. Так, в рекламе туалетной воды Joop! Go изображен молодой человек в ярко-зеленой рубашке и флакон туалетной воды такого же цвета.

JOOP! GO

IT’S ALWAYS TIME TO PLAY (FHM, 2008).

Такой же ярко-зеленый цвет мы наблюдаем в рекламе автомобиля Seat Ibiza.

PERFECTION DOES HAVE ITS DOWNSIDES. UNLESS YOU LIKE CONSTANT ATTENTION FROM PASSERS BY (FHM, 2008).

В рекламных текстах, предназначенных для мужчин, было зафиксировано использование таких цветов, как синий, черный, коричневый, серый. Присутствуют также все оттенки зеленого, желтого, красного (цвет успеха). Кроме того, очень часто встречается сочетание черного и белого цветов.

372

В цветовой гамме рекламы косметики, предназначенной для мужчин, обращают на себя внимание следующие цвета: синий, темные цвета, серый, черно-белый. Это оттенки независимой, непокорной стихии, силу которой невозможно контролировать.

Е. С. Москалева

Параметры краткости немецкого короткого рассказа

Краткость является главным типологическим признаком немецкого короткого рассказа, отделяющим его от других типов текстов. Однако форма текста короткого рассказа подвижна и динамична, ей присуща большая вариативность в архитектонике и распределении информации. Последняя характеризуется соотношением и взаимодействием двух типов информации: «содержательно-фактуальной и содержательно-концептуальной» (Гальперин И.Р. Информативность единиц текста. М., 1974, с 116).

Инвариантная модель текста короткого рассказа строится на основе параметров краткости, отражается в определенном структурно-композиционном построении и в лингвостилистических особенностях текстов этого типа. При этом необходим учет факторов объективного и субъективного свойства. Следует принимать во внимание определенную исторически сложившуюся, но и диахронически изменчивую типологию в архитектонике и композиции текста короткого рассказа - фактор условно-объективного значения.

Представляется возможным выделить три уровня параметров краткости немецкого короткого рассказа:

параметры первого уровня определяют его как особый тип текста;

параметры второго уровня служат для дополнительной специализации текста короткого рассказа;

параметры третьего уровня составляют возможные, допустимые, весьма характерные свойства, но встречаются также и в других типах текста.

Данные параметры реализуются на четырех уровнях: структурнокомпозиционном, семантическом, стилистическом и прагматическом.

Для демонстрации данных параметров выбран текст короткого рассказа З. Ленца «Толстая кожа» Siegfried Lenz. Die Dicke der Haut. (Lenz S. Die Erzahlungen. Hoffmann und Campe Verlag, Hamburg 2006.

S. 64-66), так как в плане контекстно-вариативного членения он состоит из целого ряда композиционно-речевых форм: повествования о событиях и фактах, диалога, монолога нарратора, пейзажа, портрета, описания душевного состояния героя и нарратора. Почти каж-

373

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.