Научная статья на тему 'Роль непрерывного образования в адаптации человека к изменениям ценностно-институциональной среды'

Роль непрерывного образования в адаптации человека к изменениям ценностно-институциональной среды Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
503
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / EDUCATION / CIVILIZATION / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Набиева Елена Владимировна

Исследована роль непрерывного образования в адаптации человека к изменениям ценностно-институциональной среды. Раскрыта роль образования в развитии локальных цивилизаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CONTINUAL EDUCATION IN THE ADAPTATION OF A MAN TO THE CHANGES IN THE SPHERE VALUES

The role of continued activity in adapting to the changes in the value-institutional environment is examined. The role of education in the development of local civilizations is emphasized.

Текст научной работы на тему «Роль непрерывного образования в адаптации человека к изменениям ценностно-институциональной среды»

ПЕДАГОГИКА

Е.В. НАБИЕВА

кандидат педагогических наук, доцент Иркутского института повышения квалификации работников образования

РОЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К ИЗМЕНЕНИЯМ ЦЕННОСТНО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Во всех направлениях теорий экономического роста научно-технический прогресс является движущей силой повышения производительности труда. Новая теория роста или теория эндогенного роста, созданная Роумером, Лукосом и другими учеными (80-е гг. XX в.), делает вывод о том, что необходимым условием повышения производительности является приобретение новых знаний. Однако реальный доход на душу населения в стране будет зависеть от того, насколько страна в состоянии усваивать и адаптировать к своим условиям и применять как физические, так и социальные технологии из мирового запаса знаний.

В любом случае условия, обеспечивающие благоприятные возможности использования новейших технологий предполагают уровень образования, соответствующий мировым стандартам качества. Важно подчеркнуть, что это относится не только к традиционным временным периодам получения образования, но и предполагает обучение учреждениями образования в течение всей жизни человека.

Начавшийся XXI век продолжает переходную эпоху от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Ее суть определяет совпадение последней фазы уходящей цивилизации и первой фазы приходящей. Становление постиндустриальной цивилизации, или иначе, глобального мира, в настоящее время является предметом острой дискуссии. Мир нового века и тысячелетия представляется либо «концом истории» (Ф. Фукуяма) и «столкновением цивилизаций» (С. Хантингтон), либо кардинальной перестройкой всего планетарного жизнеустройства путем духовной реформации, диалога культур и демократии участия как условий и предпосылок возникновения цивилизации «гуманистического глобализма».

Ученые указывают, что причиной смены цивилизаций являются «вызовы», которые отжившие, исчерпавшие свой потенциал цивилизации «бросают» человечеству в ответ на возникающие кризисы. Решение глобальных

проблем современности, таких как: экологическая проблема, состоящая в углубляющемся противоречии между культурно-преобразовательной и, прежде всего, производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания; предотвращение волны межрасовых столкновений, приводивших в прошлом к гибели более развитых, но исчерпавших свой потенциал локальных цивилизаций; предотвращение угрозы ядерного взрыва и др. ученые видят в изменении курса современной техногенной цивилизации, совершении коренного «поворота» в развитии современного общества. Смысл его состоит в переориентации человечества с мирских, локальных ценностей на ценности духовные, общечеловеческие, в изменении социальных и нравственных установок личности и общества при радикальных изменениях в самом человеке, в его потребностях и способностях, знаниях и навыках, желаниях и воле.

В концепции Ю.В. Яковца структура цивилизации представлена в виде усеченной пирамиды, состоящей из пяти этажей, каждый из которых, в свою очередь, включает ряд взаимодополняющих элементов1. Подход автора основан на том, что динамика общества обусловлена развитием человека, его духовного мира — науки, культуры, образования, материализующихся в средствах труда, преобразованных разумом и трудом людей предметах природы, естественных сил, которые необходимо рассматривать в единстве и взаимосвязи.

Основой пирамиды цивилизации, ее фундаментом является человек (семья), его знания, потребности, желания и т.д. История цивилизации — это история множества людей, их действий, сотрудничества и борьбы. Ступени в развитии цивилизаций отражают шаги познания, материализации знаний человека. Все этажи цивилизации взаимосвязаны между собой, прежде всего, через знания человека.

Верхний этаж пирамиды — духовный мир человека, общественное сознание. Он

© Е.В. Набиева, 2006

ПЕДАГОГИКА

представлен упорядоченной формой человеческого знания — наукой; культурой как результатом конкретно-образного, эмоционального восприятия окружающего мира; образованием, выполняющим функцию передачи накопленных знаний, культурного наследия; нормами нравственности, без которых невозможно функционирование общества; идеологией, выражающей мировоззрение человека, группы, государства.

Все сферы духовной жизни цивилизации тесно связаны между собой, и выражают определенную ступень в поступательном движении и расширении общественного сознания. Автор отмечает, что в переходные периоды происходит радикальная «расчистка» духовной сферы: «терпят крушение устаревшие научные парадигмы и утверждаются новые, меняются стили, содержание, методы и организационные формы образования, обновляются этические нормы, вытесняются старые и формируются новые идеологические течения, религии и т.п.»2.

По мнению ученого, процесс смены цивилизаций начинается с нижнего и верхнего этажей пирамиды. Первоисточник перемен, ведущих к смене цивилизаций, находится в основании пирамиды — это динамика потребностей и способностей, знаний, навыков и интересов человека. Параллельно перемены охватывают верхний этаж — духовную сферу. Представители искусства, ученые, учителя, врачи раньше других начинают ощущать несоответствие между идеалами и реальной жизнью. Поиск новых идей, концепций, идеалов позволяет увлечь активную часть общества.

Известно мнение Б.С. Гершунского по поводу отклика образования на вызовы XXI века. Он также считает, что образование и общество — это одна система, и глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, цивилизация в целом, неизбежно влияют на динамику образования. «Сфера образования чутко реагирует на изменения, происходящие во внешней среде, адаптируясь к ее меняющимся потребностям и вместе с тем активно влияя на ее состояние, предопределяет и сами эти потребности»3.

И.В. Бестужев-Лада прогнозируя перспективы перехода к альтернативной цивилизации, которая могла бы спасти человечество от глобальной катастрофы, раскрывает формулу альтернативной цивилизации: новая энергетика, основанная на «чистых» (восполняемых) источниках энергии; восстановление глобальных балансов (от экологического до демографи-

ческого); всеобщее и полное разоружение; органическое существование человечества с окружающей средой; «подлинная человечность», основанная на преодолении антикультуры. Качественно иным должны стать не только экономика, но и политика, культура, образование, медицина, вся система ценностей, самый смысл жизни. По мнению автора, важную составную часть подлинной человечности, одно из важнейших проявлений альтернативной цивилизации составляет образование. Обучить и воспитать человека, который явился бы не только добросовестным высококвалифицированным профессионалом в какой-то отрасли общественного производства, но добрым наставником детей, человеком высокого милосердия, «душой общества» и «другом природы» — это, как справедливо отмечает автор, означает «создание единственно возможной основы для возникновения и развития альтернативной цивилизации»4. Позитивным проявлением, не подлежащим никакой дискуссии, рассматривает факт получения образования «ради образования... ради потребности в знаниях, ради подготовки к самореализации личности»5.

В.Ф. Шаповалов, рассматривает два подхода к росту общественного значения научно-технических достижений современной цивилизации: один из них возлагает на науку и технику большие надежды, второй — выражает опасения по поводу отрицательных последствий вторжения науки и техники во все без исключения сферы общественного и личного бытия. При этом автор отмечает, что успешность развития того или иного общества, в конечном итоге — его выживаемость зависит от степени адаптации к особенностям данного этапа научно-технического прогресса и к его возможным тенденциям. Адаптация, в трактовке автора, означает способность определенного общества своевременно и гибко перестраивать общественную структуру с учетом новых научно-технических достижений, умение использовать их «во благо населения, для повышения качества жизни людей». Способность к адаптации, отмечает автор, определяется уровнем общей культуры общества и ее особенностями, спецификой его творческого потенциала, интеллектуальным уровнем, волевыми и нравственными качествами руководителей, наличием квалифицированных специалистов и системы их подготовки6.

Как следует из рассмотренных концепций, весьма весомую роль в эпоху переходного периода смены цивилизаций играет образо-

Известия ИГЭА. 2006. № 5 (50)

Е.В. НАБИЕВА

вание, повышается статус широкообразованных людей, компетентных специалистов. Образование является компонентом культуры, которая выступает как связующее звено между странами, регионами, цивилизациями. В то же время, образование, «напрямую связано со становлением личности человека и формированием интеллектуальных, духовных, нравственных ценностей человеческого сообщества»7. Оно способно предопределять направления развития и создавать основы будущих изменений в личностном, общественном и государственном развитии, отвечает за трансляцию культуры от поколения к поколению, преумножает потенциал как локальных, так и мировой цивилизаций. Следовательно, основная роль образования в развитии локальных цивилизаций заключается в формировании личности, гармонично сочетающей высокую профессиональную компетентность с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными идеалами и ценностями. В планетарном масштабе, на пути сближения цивилизаций и преодоления глобальных проблем современности образование призвано совершить коренной поворот в развитии человеческого общества, сместив акценты с идеологии потребительства материальных ценностей и поступательного роста производства на духовное самоусовершенствование, на мировом уровне вычленив потребность духовной конвергенции и интеграции, тем самым, создав возможность формирования единого образовательного пространства, при непременном условии сохранения и поддержки национальных культурных особенностей и приоритетов.

В современном мире растет осознание того, что человек должен иметь доступ к образованию на протяжении всей жизни. В 1997 г. на V Гамбургской конференции ЮНЕСКО, которая проходила под девизом «Ключ в XXI век лежит в образовании взрослых» речь шла о том, что главный ресурс развития — «человеческий капитал», и в будущем роль его потенциала будет возрастать. Исходя из этого, практически все развитые страны взяли курс на опережающее развитие образования.

Принятая в 1999 г. Генеральной Конференцией ЮНЕСКО программа «Образование для всех на протяжении всей жизни» позволила существенно расширить понимание непрерывного образования до целостного развития личности в течение всей жизни, направить деятельность и ресурсы в области образования

на достижение гармоничного развития потенциальных способностей личности и прогресса в преобразовании общества.

По мнению Ж. Делора, председателя Международной комиссии по образованию для XXI века при ЮНЕСКО, непрерывное образование должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, способности выносить суждение и предпринимать различные действия. Меняется место человека в современном мире: из винтика индустриальной машины он становится творческим началом любого созидательного процесса. Свободный творческий человек, яркая индивидуальность, раскрывающаяся в разнообразных видах деятельности и в общении, становится содержанием и высшей целью новой модели общества.

Приоритетными на современном этапе становятся интересы и потребности личности — главной движущей силы развития цивилизации. Государство же являясь непосредственным заказчиком постоянно развивающейся личности, призвано создавать условия для построения развивающего образа жизни, возможности для компетентного выбора личностью траектории собственного развития. Задача системы образования — создание технологий, позволяющих обучающемуся стать субъектом познания, профессионального и личностного совершенствования, удовлетворяющих индивидуальным образовательным запросам.

Таким образом, мировой прогресс предполагает признание непрерывного образования необходимым звеном нового пути развития современной цивилизации. Непрерывное образование должно выстраиваться с учетом перспектив развития государства и мирового сообщества в целом, давая возможность каждому человеку выбрать пути своего развития, в течение всей своей жизни удовлетворять свои информационные потребности, приобретать новые знания, умения, способности и мастерство, в том числе достигать высокого уровня профессионализма.

Примечания

1 Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1995.

2 Там же. С. 69.

3 Гершунский Б.С. Готово ли образование ответить на вызовы XXI века // Педагогика. 2001. № 10. С. 5.

4 Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. М., 1998. С. 244.

5 Там же.

6 Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники: О смысле науки и техники и о глобальных угрозах научнотехнической эпохи. М., 2004.

7 Гершунский Б.С. Указ. соч. С. 10.

Известия ИГЭА. 2006. № 5 (50)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.