Научная статья на тему 'Роль некоммерческих организаций в социально-политическом пространстве Байкальского региона'

Роль некоммерческих организаций в социально-политическом пространстве Байкальского региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
85
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕЖСЕКТОРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / БАЙКАЛЬСКИЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Трескин П. А.

В статье проводится анализ вклада некоммерческих организаций Иркутской области, Забайкальского края, Республики Бурятия (объединенных в один Байкальский регион) в социально-политическое пространство. В результате проведенного экспертного интервью дается анализ сложившейся ситуации на рынке некоммерческих организаций Байкальского региона, особенностей их работы и механизмы и инструменты воздействия на социально-политическое пространство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль некоммерческих организаций в социально-политическом пространстве Байкальского региона»

Роль некоммерческих организаций в социально-политическом пространстве Байкальского региона

Трескин П.А.

В статье проводится анализ вклада некоммерческих организаций Иркутской области, Забайкальского края, Республики Бурятия (объединенных в один Байкальский регион) в социально-политическое пространство. В результате проведенного экспертного интервью дается анализ сложившейся ситуации на рынке некоммерческих организаций Байкальского региона, особенностей их работы и механизмы и инструменты воздействия на социально-политическое пространство.

Ключевые слова: Некоммерческие организации, социально-политическое пространство, межсекторное взаимодействие, Байкальский регион

Treskin P.A.

The role of non-profit organizations in the socio-political space of the Baikal region

The article analyzes the contribution of non-profit organizations of the Irkutsk region, the Trans-Baikal Territory, the Republic of Buryatia (united in one Baikal region) into the socio-political space. As a result of the expert interview, the analysis of the current situation on the market of non-profit organizations of the Baikal region, the features of their work and the mechanisms and instruments for influencing the socio-political space is given.

Key words: Non-profit organizations, socio-political space, intersectoral interaction, Baikal region

Некоммерческие организации обладают существенным ресурсом неформальных связей, способных влиять на социально-политические процессы нашего общества. С одной стороны они позволяют расширить участие граждан в работе некоммерческих организаций позволят расширить альтернативные формы и стратегии гражданского участия в общественной жизни государства. С другой стороны, могут иметь ресурсы «расшатывания» уже сложившихся социальных институтов через протесты, «мягкое давление», контроль работы органов власти и бизнеса.

В научной литературе существует множество вариантов изучения роли и места общественных организаций в социальном воспроизводстве.

Одна группа исследований строится на изучении политической коммуникации. Классическими признаны работы, раскрывающие струк-турно-конструктивисткий подход П. Бурдье1, аутопойетический подход Н. Лумана2, постструктуралистский подход М. Фуко3, коммуникативно-рациональный подход Ю. Хабермаса4, политико-структурный подход К. Дойч5 и других, среди российских ученых можно назвать структурно-политические работы А.И. Соловьева6 , А.Г. Максутова7, С.С. Малиновского8, Ф.И. Шаркова9 и других.

Другая группа концентрирует свое внимание на механизмах построения и развития гражданского общества. Она объединяет таких авторов как О.В. Петровская и В.Н. Филянова10, М.В. Мамонов и А.Г. Заббаров11, Ю.А. Красин12 и других.

Третья группа рассматривает некоммерческие организации как инструменты изменений политической ситуации (как фактор стабилизации или дестабилизации социально-политического процесса). В ее входят такие авторы как

Таблица 1

Количество некоммерческих организаций, зарегистрированных в Иркутской области, Забайкальском Крае и в Республике Бурятия в 2016 г* *По данным Администраций изучаемых регионов19

ВКО но направлениям деятельности Иркутская область Забайкальский край Республика Бурятия

[ [рофессиональные СОЮЗЫ 280 121 254

(территориальные и отраслевые)

Ветеранские (и том числе пенсионеров) 87 34 28

Объединения инвалидов 98 54 32

Национальные (в том числе н а д ио н а л ьно-ку! 1ьг|ур н ые а вто номи и) 87 139 155

Молодежные и дстекис 79 101 144

Культурно-просветительскис и творческие 109 121 265

Спортивные и оздоровительные (в том числе ту ристические) 269 87 231

Правозащитные 80 34 21

Благотворительные (В ТОМ числе фонды) 188 46 164

Иные ] ИСО 1 755 419 1371

Итого: 3 032 1156 2665

Г.Г. Почепцов13, Дж. Бертон14, А.Е. Соколов15, И.А. Халий и О.В. Аксенова16, О.А. Полюшке-вич17, П.А. Трескин18 и других.

Таким образом, множество исследователей говорят о большом вкладе некоммерческих организаций в развитие социально-политического пространства. Цель нашей работы показать особенности социально-политического воздействия некоммерческих организаций Байкальского региона.

Характеристика исследования

Исследование проходило в Прибайкалье и Забайкалье в 2017 году (в Иркутской области, Забайкальском Крае и в Республике Бурятия). В нем приняли участие 30 экспертов, по 10 в каждом регионе, занимающие ведущие места в общественном секторе рассматриваемых регионов (руководили НКО, представители общественной палаты, социально активные граждане и т.д.). Критерием отбора экспертов служила частота публикаций в печатных СМИ и телевыступлений в рамках своей деятельности. Из выбранных экспертов, минимальный порог информационной активности - 3 раза в месяц, максимальный - 6 раз в месяц.

В изучаемых регионах разнообразны формы НКО. По нашему мнению, это вызвано территориальными особенностями, а также соци-

окультурным укладом изучаемых регионов (см. табл. 1). Вместе с тем, количество и качество работы НКО формирует социокультурное пространство развития гражданской активности и социальной ответственности, как жителей, так и организаций в целом.

По состоянию на декабрь 2016 года по данным Министерства юстиции России по Иркутской области на территории Иркутской области зарегистрировано 3 032 некоммерческих организаций (далее - НКО). По сравнению с 2015 годом количество НКО увеличилось на 10,3% (111 организаций). В Забайкальском крае- 1156 (по сравнению с 2015 годом увеличилось на 2,3% (26 организаций). В Республике Бурятия - 2665 (по сравнению с 2015 годом увеличилось на 8,6% (65 организаций).

Обсуждение результатов исследования

Экспертам предлагался ряд вопросов в открытой форме и бланк оценки вклада НКО в социально-политическое пространство региона в виде оценки активности некоммерческих предприятий в форме оценки «структуры», «среды», «ценностей» и «воздействия». Каждый показатель оценивался экспертами по 10-бальной шкале (где 10 - наилучшее значение, 0 - наихудшее), затем выводилась средняя характеристика.

Таблица 2

Оценка активности некоммерческих предприятий

Структура Среда Ценности Воздействие

Иркутская область 9,5 8,1 9,1 7.6

Забайкальский край 5,8 10 9,2 9*3

Республика Бурятия 1А 6,6 93 8/7

Таблица 3

Индекс устойчивости НКО в субъектах Байкальского региона

Реализуют программы Иркутская область Забайкальский край Республика Бурятия

] 1рановое поле 7 4 б

Организационные возможности 8 5 6

Финансовая жизнеспособность 6 2 7

Защита общественных интересов 7 Э 6

Оказание услуг 8 1 8

Инфраструктура 5 Э 7

Репутация в обществе 6 2 7

Как видно из табл. 2, оценка активности некоммерческих предприятий достаточно неоднородна. Ценности высоко оцениваются экспертами во всех изучаемых регионах. Структура наиболее развита в Иркутской области, среда -в Республике Бурятия, а в Забайкальском крае наиболее высоко оценивают воздействие. Это говорит о том, что каждому региону надо работать над элементами эффективной активной работы.

Приоритетными целями НКО выступает решение социальных задач, защита интересов тех или иных групп, вовлечение населения в социальные проекты и т.д. В рамках выделенных нами сфер активности некоммерческих организаций мы можем говорить о различных стратегиях и тактиках их развития.

Совершенствование структуры организации позволит выстроить стратегии взаимодействия с различными социальными группами. Опора на среду организации будет способствовать различным уровням коммуникации как внутри, так и за ее пределами. Акцент на ценности позволит привлечь максимальное количество волонтеров и добровольцев, а также сплотить основных членов вокруг идей организации. Воздействие поможет сформировать адекватную рекламную стратегию НКО, способствующую созданию имиджа, социального капитала и привлечения новых активистов.

Мы оценивали индекс устойчивости межсекторного взаимодействия в рассматриваемых

регионах, опираясь на семь ключевых позиций в которых развиваются анализируемые нами некоммерческие организации (см. табл. 3).

Таким образом, оценка перспектив социального партнерства и межсекторного взаимодействия строится на инструментах регулирования социально-политического пространства региона. Анализируемые нами субъекты РФ имеют свои уникальные проблемы развития взаимодействия. Специфика каждого региона обусловлена социально-историческими и культурно-политическими особенностями развития регионального сообщества. Понимая сильные и слабые стороны каждой территории можно прогнозировать перспективы межсекторного взаимодействия Байкальского региона.

Для Иркутской области характерно более интенсивное развитие НКО, обусловленное разнообразием форм и схем социального партнерства. При этом, необходима доработка инфраструктуры и финансово защищенных схем взаимодействия при развитии партнерских отношений.

Для Республики Бурятия также имеющей довольно высокие показатели по количеству и качеству работы НКО. В работе межсекторного партнерства необходим особый акцент на выстраивание сети общественных отношений.

В Забайкальском крае для создания сети межсекторного взаимодействия необходимо увеличение программ и форм партнерства, расширения спектра оказываемых услуг, формиро-

Таблица 4

Реализация программ в субъектах Байкальского региона*

*Стоит учитывать, что в каждом субъекте привлекались эксперты только из 10 организаций

Реализуют программы Иркутская область Забайкальский край Республика Бурятия

Совместные о орунами власти социально-ориентированные проекты 8 3 6

Совместные проекты с бизнес структурами 6 2 7

Спонсоры, ноне партнеры 2 0 3

Занимаются благотвори те л ьноеть ю 4 1 5

Участвуют в трехсторонних проектах (совместно с бизнесом и органами власти) 3 2 5

Участвуют в конкурсах грантов и субсидий 5 1 4

вания имиджа и репутации в обществе самих программ межсекторного взаимодействия.

Все эксперты сходятся в одном, что не хватает институционализированных форм государственной поддержки и развития межсекторного взаимодействия, отсутствие понятной политики развития НКО и системной работы с НКО органов власти.

«На сегодняшний день, нет четкого понимания, как и куда развиваются НКО, нет четких технологий взаимодействия с властью» (И.Ю., 35 лет, Ирк. обл.); «Органы власти не работают системно с НКО, они только отчитываются о запланированных мероприятиях, качественная работа сведена к формализмуИ.Т., 40 лет, Заб. край.); «На сегодняшний день стоит острая проблема подбора кадров, способных выстраивать взаимодействие с представителями власти» (М.С., 37 лет, Респ.Бурятия).

Из табл. 4 видно, что Забайкальский край существенно отстает от Иркутской области и Республики Бурятия, по всем формам реализации программ минимальные показатели или вообще нулевые. «Не понимаю, какие формыI партнерства и взаимодействия могут быть, когда у всех нет ни денег, ни желания» (М.А., 32 года, Заб. край.); «СпонсорыI нужныI всем, да только где их взять-тоо?» (Н.О., 37 лет, Заб. край.).

В Иркутской области доминируют такие формы межсекторного взаимодействия как совместные с органами власти социально-ориентированные проекты - 8 организаций из 10 этим занимаются и половина организаций экспертов участвуют в конкурсах грантов и субсидий (5).

«Занимаясь социально востребованными проектами - чувствуешь и себя нужным» (Г.Д., 26 лет, Ирк. обл.); «Наша организация каждый год подает заявку на конкурс грантов «Губернское собрание, выигрываем не всегда, но опыт был, так что всегда дерзаем» (Н.Н., 33 года, Ирк. обл.); «Любой конкурс - эториск, а я немогу рисковать» (С.С., 49 лет, Ирк. обл.).

В Республике Бурятия доминируют совместные проекты с бизнес структурами - 7 организаций из 10, занимаются благотворительностью и участвуют в трехсторонних проектах (совместно с бизнесом и органами власти) - половина организаций. «Если власть не включить в наши мероприятия, а лучше их подготовку и реализацию, то получится отличная мобильная команда» (П.А., 33 года, Респ. Бурятия); «Наша основная цель - благотворительность, но необходимо понимать - какие формыI и инструментыI регулируют поведение индивида» (Т.Д., Респ.Бурятия).

Говоря о проблемах межсекторного взаимодействия - необходимо опираться на сложившиеся реалии социального партнерства и возможные формы развития открытого и прозрачного взаимодействия. Пока, каждый субъект РФ, входящий в Байкальский регион, обладает комплексом недостатков и проблем, которые мешают выстраиванию открытых и доверительных отношений. Но при этом, существует потенциал развития, как на межличностном, так и на институциональном уровне. Наша задача, как исследователей, состоит в изучении, публичном обсуждении в СМИ,

Таблица 5

Оценка социально-политического воздействия (где 1 - максимально проявлено, 0 - минимально проявлено в общественном пространстве)

Критерий Шкала оцеЕШН

Через СМИ Через акции протеста Через реализованные проекты

Декларирование проблем (от деструктивного до продуктивного) 0,8 0,4 0,7

Самостоятельные стратегии и формы решения проблем 03 0,3 0,6

Вовлечение общественности В решение проблем 0,9 0,7 0,9

Вовлечение бизнеса в решение проблем 0,4 0,1 0,8

Вовлечение власти в решение проблем 0,7 0,7 0,6

Другое 0/2 0,1 0/2

Таблица 6

Оценка социально-политического воздействия различных НКО (где 1 - максимально проявлено, 0 - минимально проявлено в общественном пространстве)

НКО по направлениям деятельности Декларирование проблем (от деструктивного до продуктивного) Самостоятельные стратегии и формы решения проблем Вовлечение общественности в решение проблем Вовлечение бизнеса в решение проблем Вовлечение власти в решение проблем

Профессионал ьн ыс союзы (территориальные и отраслевые) 0,6 0.8 0.4 0,3 0/2

Ветеранские (и том числе пенсионеров) 0,5 0,4 0,8 0,4 0,5

Объединения инвалидов 0,5 0,6 0,5 0,5 0,7

Национальные (в том числе национально-культурные автономии) 0,8 0,7 0,8 0,6 0,7

Молодежные и детские 0,9 0,5 0,9 0,5 0,8

Культурно -просветительские и творческие 0,7 0,5 0,8 0,6 0,9

Спортивные и оздоровительные (в том числе туристические) 0,8 0,5 0,8 0,9 0,9

Правозащитные 0.6 0,7 0,9 0,6 0.7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Благотворительные (в том числе фонды) 0,5 0,6 0,7 0,9 0,4

на заседаниях Общественных палат и иных органов, а также предложении возможных стратегий развития партнёрства в отдельном регионе может также изменить условия и формы взаимодействия.

В табл. 5 представлена оценка социально-политического воздействия изучаемых НКО в Байкальском регионе.

Таким образом, некоммерческие организации наиболее часто привлекают различные группы интересов и представителей тех или иных институтов через реализованные проекты (3 из 6), столько же прибегают к СМИ (3 из 6), и акции протеста применяют (2 из 6).

Рассмотрим более подробно. Декларирование проблем (от деструктивного до продуктивного) наиболее часто осуществляется через СМИ (0,8). Самостоятельные стратегии и формы решения проблем через реализованные проекты (0,6).Вовлечение общественности в решение проблем происходит через СМИ (0,9) и через реализованные проекты (0,9). Вовлечение бизнеса в решение проблем через реализацию конкретных идей и проектов (0,8). Вовлечение власти в решение проблем через СМИ (0,7) и через акции протеста (0,7).

Стоит указать, что различные виды НКО Байкальского региона используют различные ресурсы воздействия на социально-политическое пространство региона.

Декларирование проблем (от деструктивного до продуктивного) через СМИ, дискуссионные площадки, Интернет-форумы наиболее актуально для общественных организаций молодежного и детского (0,9), национального (0,8) и спортивного характера (0,8).

Обозначая проблему - ее на половину решаешь. Обсуждение в любом формате и на любой площадке приводит к результату. Проблемы молодежи и детей, проблемы национального характера и спортивной деятельности находят отклик у населения, власти и представителей других социальных институтов в силу того, что, так или иначе, касаются всех.

Самостоятельные стратегии и формы решения проблем используются профессиональными союзами (0,8), национальными (0,7) и правозащитными (0,7) некоммерческими организациями. Некоторые задачи, которые возникают в результате работы указанных организаций, не могут (или не хотят) решать чиновники, слож-

но привлечь кого-то еще, поэтому вырабатываются альтернативные модели.

Вовлечение общественности в решение проблем чаще всего используется молодежными и детскими (0,9) и правозащитными (0,9) организациями. Но при этом, все остальные также активно используют данный ресурс социально-политического воздействия. Кроме профессиональных союзов (0,4) и общества инвалидов (0,5).

Вовлечение бизнеса в решение проблем чаще всего используется спортивными и (0,9) и благотворительными (0,9) некоммерческими организациями. И первый, и второй вид НКО способствует формированию позитивного имиджа компании или персонально - руководителя фирмы, что формирует социальный капитал и добавляет «очки» в личную копилку человека или организации.

Вовлечение власти в решение проблем некоммерческими организациями достаточно активно применяется. Но лидерами выступают культурно-просветительские (0,9), спортивные и оздоровительные (0,9) и молодежные и детские организации (0,8). Власть идет на контакт с данными организациями более активно в силу того, что перед ней стоят задачи развития культуры, спорта и молодежи на разных уровнях и формах.

Заключение

Межсекторное социальное партнерство это добровольное участие в реализации социальных программ, которые изменяют социально-политическое пространство региона. Межсекторное взаимодействие строится на сочетании интересов всех участников партнерства.

На основе проведенного анализа результатов экспертного исследования, мы можем заключить, что перспективы развития межсекторного взаимодействия в Байкальском регионе строятся через:

- прозрачное законодательство, которое регулирует процессы партнерства;

- заинтересованность в установлении межсекторных связей, нацеленных на решение социальных задач, с использованием прогрессивных социальных технологий и инструментов решения общественных проблем;

- совпадение ценностей и мировоззрения всех участников партнерства, позволяющих ре-

шать проблемы в области образования и экологии, здравоохранения и прав человека, архитектурного и социокультурного развития территории т.д.

Но, главным условием партнерства выступает желание всех сторон наладить открытый диалог для регулирования и совершенствования социально-политического климата. Пока, увы, мы можем говорить о недоверии и наличии предубеждений в отношении друг друга всех участников межсекторного взаимодействия. Решением этой проблемы должны заниматься не только представители власти, бизнеса и самих НКО, но и общественность, социально активные граждане, которые могут способствовать созданию открытого диалога между всеми сторонами.

Ссылки

1 Бурдье П. Социология социального пространства. М.; СПб., 2007

2 ЛуманН. Медиакоммуникации. М., 2005

3 Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994

4 Хабермас Ю. Публичное пространство и политическая публичность // Между натурализмом и религией. М., 2011;

5 Дойч К. Нервы управления. Модель политической коммуникации. М., 1993

6 СоловьевА.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации // Полис. 2002. № 1

7 МаксутовА.Г. Политическая коммуникация в кон-тексте и перспективе сетевой теории: автореф. дис. ... канд. полит.наук. Ростов н/Д, 2009

8 Малиновский С.С. Политическая коммуникация в Рунете как фактор российского политического процесса: автореф. дис. ... канд. полит.наук. М., 2013

9 Шарков Ф.И. Политическая коммуникация в современном информационном обществе // РоИВоок. 2012. № 2.

10 Петровская О.В., Филянова В.Н. Зарубежные неправительственные некоммерческие

и религиозные организации в России. М., 2011

11 Мамонов М.В., ЗаббаровА.Г. Возможности конструирования сетевых структур третьего сектора // Политэкс. 2008. № 4

12 Красин Ю.А. Гражданское общество и государство: оппоненты-партнеры // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2009. Вып. № 14. № 3

13 ПочепцовГ.Г. Революция.сот. Основы протестной инженерии. М., 2005

14 БертонДж. Конфликт и коммуникации: Использование контролируемой коммуникации в международных отношениях // Теория международных отношений / под ред. П.А. Цыганкова. М., 2002

15 Соколов А.Е. Гражданское общество России. М., 2012.

16 Халий И.А., Аксенова О.В. Активность структур гражданского общества: ориентация на взаимодействие социальных субъектов // Социальные факторы консолидации российского общества. М., 2010.

17 Полюшкевич О.А. Социокультурная солидарность в трансформирующемся обществе. Иркутск, 2014

18 Трескин П.А. Общественные организации как социальный капитал региона/ П.А. Трескин // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. №64.

19 Мониторинг некоммерческий организаций города Иркутска и Иркутской области / Сайт Администрации города Иркутска [электронный ресурс] URL: https://admirk.ru/Pages/ nekomercheskie-organizacii.aspx; Мониторинг некоммерческий организаций Забайкальского края / Официальный портал Забайкальского края [электронный ресурс] URL: http://www.xn— 80aaaac8algcbgbck3fl0q.xn—p1ai/public/ reestr_nko_poluchayushchih_gospodderku.html; Мониторингнекоммерческий организаций Республики Бурятия / Сайт Администрации Республики Бурятия [электронный ресурс] URL: http://to04.minjust.ru/ru/press/news/spisok-nekommercheskih-organizaciy-zaregistrirovannyh-i-isklyuchennyh-v-avguste-2016-g.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.