Научная статья на тему 'Роль некоммерческих организаций в сохранении культурного наследия финно-угорских народов'

Роль некоммерческих организаций в сохранении культурного наследия финно-угорских народов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
182
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / OBJECTS OF CULTURAL HERITAGE / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ / CULTURAL HERITAGE OF THE FINNO-UGRIC PEOPLES / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / CULTURAL VALUES / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ORGANIZATIONAL AND LEGAL FORMS OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS / МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / MATERIAL AND SPIRITUAL VALUES / ДВИЖИМЫЕ И НЕДВИЖИМЫЕ ВЕЩИ / MOVABLE AND IMMOVABLE THINGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малая Татьяна Николаевна

Раскрывается влияние подходов законодателя к определению категории «культурное наследие» на возможности организаций по сохранению объектов культурного наследия финно-угорских народов в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of non-profit organizations in preserving cultural heritage of Finno-Ugric peoples

The article explains the impact of the approaches of the legislator to the definition of the category “cultural heritage” on the possibilities to preserve the objects of cultural heritage of the Finno-Ugric peoples depending on an organizational and legal form of the legal entity.

Текст научной работы на тему «Роль некоммерческих организаций в сохранении культурного наследия финно-угорских народов»

РОЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ

Т. Н. МАЛАЯ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

Анализ современного российского законодательства, определяющего правовой режим объектов культурного наследия, позволяет утверждать, что понятие «культурное наследие» рассматривается в широком и узком смысле. Соответственно по-разному определяется круг объектов культурного наследия. В свою очередь, меры по сохранению объектов культурного наследия, а также правовое положение организаций, способных к их сохранению, также отличаются. В двух основных законах, призванных урегулировать отношения по сохранению культурного наследия, эти отличия отчетливо видны. Одно из них касается подхода к определению категории «культурное наследие» и перечня объектов, входящих в его состав. В Основах законодательства о культуре есть определение культурного наследия, но нет конкретного перечня входящих в него объектов. В Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» нет определения категории «культурное наследие», но содержится примерный состав объектов, признаваемых объектами культурного наследия.

Общее в подходе к определению круга объектов культурного наследия состоит в сущностной характеристике таких объектов. Они должны быть созданы в прошлом, являться значимыми для сохранения и развития самобытности Российской Федерации, представлять собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и неотъемлемую часть всемирного культурного наследия.

В то же время по сравнению с Основами законодательства о культуре в Федеральном законе «Об объектах культурного наследия...» состав объектов значительно сужен. Согласно ст. 3 Основ законодательства о культуре под культурным наследием народов Российской Федерации понимаются как материальные, так и духовные ценности. Иными словами, в качестве объектов могут выступать как вещи, так и результаты творческой деятельности, нематериальные объекты. При этом сами вещи могут быть как движимыми, так и недвижимыми. Иной подход содержится в Федеральном законе: там к объектам культурного наследия отнесено только недвижимое имущество (включая объекты археологического наследия). Что касается движимых вещей, таких как произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объекты науки и техники и иные предметы материальной культуры, то они согласно ст. 3 этого нормативного правового акта рассматриваются лишь как составная часть зданий, сооружений и иных объектов недвижимости, если в целом представляют собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и вместе с объектом недвижимости являются источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Справедливости ради следует сказать, что законодатель сопроводил указанный выше подход словами, что определение объектов культурного наследия дается только «в целях настоящего Федерального закона»

© Малая Т. Н., 2015

Финно-угорский мир. 2015. № 2

и не претендует на его применение ко всем иным случаям определения правового режима объектов, представляющих культурную ценность. Тем не менее на практике и в доктрине под объектами культурного наследия преимущественно понимается недвижимое имущество.

В целях настоящей статьи категория «культурное наследие» рассматривается в широком значении, включающем в себя все виды объектов, обладающих культурной ценностью. Под культурным наследием финно-угорских народов понимаются материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, входящих в финно-угорскую группу. К последним относятся венгры, вепсы, карелы, коми, манси, марийцы, мордва, саами, удмурты, финны, ханты, эстонцы и другие народы, которых объединяют финно-угорские языки, общие для этой группы народов традиции, культура, история, территория расселения.

Возможности некоммерческих организаций по сохранению культурного наследия в определенной степени зависят от их организационно-правовой формы. В настоящее время в Гражданском кодексе РФ закреплен исчерпывающий перечень таких организаций. Согласно ст. 50 кодекса некоммерческие организации могут создаваться в организационно-правовых формах потребительских кооперативов; общественных организаций; ассоциаций (союзов); товариществ собственников недвижимости; казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; общин коренных малочисленных народов Российской Федерации; фондов; учреждений, к которым относятся государственные (в том числе государственные академии наук), муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения; автономных некоммерческих организаций; религиозных организаций и публично-правовых компаний.

Правовой статус каждой некоммерческой организации определяется дополнительно нормами специальных законов, а

также уставом конкретного юридического лица. Большинство некоммерческих организаций, чьей целью деятельности является сохранение культурного наследия, создаются в форме учреждений. В настоящее время в зависимости от формы собственности различают государственные, муниципальные и частные учреждения. Специфика всех учреждений состоит в том, что объекты культурного наследия не могут им принадлежать на праве собственности, поэтому направления и способы их использования, а также возможности по распоряжению ими зависят от учредителя и, как правило, должны быть определены в уставе.

Рассмотрим такой пример. В соответствии с Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» граждане, организации, государство, а также муниципальные образования вправе создавать музеи. При этом в законодательном акте определено, что они создаются в форме учреждений и предназначены для хранения, изучения и публичного представления отдельных вещей, представляющих собой культурную ценность, а также совокупности культурных ценностей, составляющих коллекцию. К видам представления законодатель относит не только публичный показ объектов, но и их воспроизведение в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей.

Государственные и муниципальные учреждения подразделяются на автономные, бюджетные и казенные. Однако в отношении объектов культурного наследия на них в равной степени распространяются обременения, связанные с содержанием и охраной музейных ценностей и коллекций, а также пределы осуществления прав на них. Что касается частных музеев, то они преследуют аналогичные цели и включаются в состав негосударственной части музейного фонда, поэтому на них также распространяются правила хранения культурных ценностей, установленные государством для музейного фонда РФ. Кроме того, в отношении собственников музейного имущества, их наследников установлен ряд особенностей в регулировании сделок с имуществом, которое включено в состав объектов культурного наследия.

Особая роль в сохранении нематериальных объектов культурного наследия финно-угорских народов отводится некоммерческим организациям в формах общественных организаций, фондов и союзов (ассоциаций). Среди основных направлений их деятельности в этой сфере можно выделить поддержку производителей изделий народных промыслов и ремесел, традиционного прикладного искусства, музыкальных инструментов и других предметов материальной культуры финно-угорских народов; разработку целевых программ; организацию ярмарок, выставок-продаж изделий декоративно-прикладного творчества, мастер-классов по обмену опытом в рамках проводимых межрегиональных финно-угорских мероприятий; распространение положительных результатов в области сохранения нематериального культурного наследия.

В соответствии со ст. 2.1 Устава Молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН) одну из ее основных целей составляют «сохранение, развитие и пропаганда языка, традиционных духовных и культурных ценностей финно-угорских и самодийских народов как части мировой культуры» [3]. Реализуя эту цель, МАФУН выступила одним из организаторов прошедшего в ноябре 2014 г. в с. Помоздино Усть-Куломского района Республики Коми Международного форума финно-угорской молодежи «FUROR-2014», в работе которого

приняли участие 120 активистов из Финляндии, Эстонии, г. Санкт-Петербурга, Пермского края, республик Коми, Мордовии, Удмуртии, Марий Эл, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Одна из секций форума была посвящена проблемам сохранения и развития языков и традиционных культур финно-угорских народов в условиях современного общества. В качестве яркого примера сохранения культурного наследия послужило выступление перед участниками форума молодежной театральной студии г. Кудымкара Коми-Пермяцкого округа со спектаклем «Стая» по мотивам коми-пермяцкого фольклора [1].

16 мая 2014 г. в Нью-Йорке МАФУН организовала side event (англ. «параллельное мероприятие») «Сельские культурные центры коренных народов» для участников 13-й сессии Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов. В данном мероприятии приняли участие около 30 представителей коренных народов со всего мира [2].

Деятельность некоммерческих организаций, направленная на воспитание бережного отношения к материальным и духовным объектам культурного наследия, даст возможность создать оптимальные условия для приобщения не только к родной культуре финно-угорских народов, но и к культурам других народов России, к достижениям мировой цивилизации.

Поступила 31.12.2014

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК BIBLIOGRAPHY

1. В Республике Коми прошел III Международный форум финно-угорской молодежи «РиКОЯ-2014» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mafun. mol-rm.ru/mdex.php/ru/2011-08-29-08-39-37/66-----ш------Нигог-2014 г.

2. МАФУН провела мероприятие в штаб-квартире ООН [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.mafun.mol-rm.ru/ Мех^р/ги/2011-08-29-08-39-37/64-2014-05-31-14-26-08.

3. Устав Молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mafun. mol-rm.ru/index.php/ru/2011-08-29-08-41-38.

1. Komi Republic hosted the III International forum of Finno-Ugric youth "FUROR-2014", available: http://www.mafun.mol-rm.ru/

index.php/ru/2011-08-29-08-39-37/66.....

iii------lfuror-2014 of.

2. MAFUN held an event in the headquarters of

the UN, available: http://www.mafun.mol-rm. ru/index.php/ru/2011-08-29-08-39-37/64-2014-05-31-14-26-08.

3. Charter of the Youth Association of the Finno-Ugric People (MAFUN), available: http://www .mafun.mol-rm.ru/index.php/ ru/2011-08-29-08-41-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.