РОЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ
Т. Н. МАЛАЯ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
Анализ современного российского законодательства, определяющего правовой режим объектов культурного наследия, позволяет утверждать, что понятие «культурное наследие» рассматривается в широком и узком смысле. Соответственно по-разному определяется круг объектов культурного наследия. В свою очередь, меры по сохранению объектов культурного наследия, а также правовое положение организаций, способных к их сохранению, также отличаются. В двух основных законах, призванных урегулировать отношения по сохранению культурного наследия, эти отличия отчетливо видны. Одно из них касается подхода к определению категории «культурное наследие» и перечня объектов, входящих в его состав. В Основах законодательства о культуре есть определение культурного наследия, но нет конкретного перечня входящих в него объектов. В Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» нет определения категории «культурное наследие», но содержится примерный состав объектов, признаваемых объектами культурного наследия.
Общее в подходе к определению круга объектов культурного наследия состоит в сущностной характеристике таких объектов. Они должны быть созданы в прошлом, являться значимыми для сохранения и развития самобытности Российской Федерации, представлять собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и неотъемлемую часть всемирного культурного наследия.
В то же время по сравнению с Основами законодательства о культуре в Федеральном законе «Об объектах культурного наследия...» состав объектов значительно сужен. Согласно ст. 3 Основ законодательства о культуре под культурным наследием народов Российской Федерации понимаются как материальные, так и духовные ценности. Иными словами, в качестве объектов могут выступать как вещи, так и результаты творческой деятельности, нематериальные объекты. При этом сами вещи могут быть как движимыми, так и недвижимыми. Иной подход содержится в Федеральном законе: там к объектам культурного наследия отнесено только недвижимое имущество (включая объекты археологического наследия). Что касается движимых вещей, таких как произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объекты науки и техники и иные предметы материальной культуры, то они согласно ст. 3 этого нормативного правового акта рассматриваются лишь как составная часть зданий, сооружений и иных объектов недвижимости, если в целом представляют собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и вместе с объектом недвижимости являются источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Справедливости ради следует сказать, что законодатель сопроводил указанный выше подход словами, что определение объектов культурного наследия дается только «в целях настоящего Федерального закона»
© Малая Т. Н., 2015
Финно-угорский мир. 2015. № 2
и не претендует на его применение ко всем иным случаям определения правового режима объектов, представляющих культурную ценность. Тем не менее на практике и в доктрине под объектами культурного наследия преимущественно понимается недвижимое имущество.
В целях настоящей статьи категория «культурное наследие» рассматривается в широком значении, включающем в себя все виды объектов, обладающих культурной ценностью. Под культурным наследием финно-угорских народов понимаются материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, входящих в финно-угорскую группу. К последним относятся венгры, вепсы, карелы, коми, манси, марийцы, мордва, саами, удмурты, финны, ханты, эстонцы и другие народы, которых объединяют финно-угорские языки, общие для этой группы народов традиции, культура, история, территория расселения.
Возможности некоммерческих организаций по сохранению культурного наследия в определенной степени зависят от их организационно-правовой формы. В настоящее время в Гражданском кодексе РФ закреплен исчерпывающий перечень таких организаций. Согласно ст. 50 кодекса некоммерческие организации могут создаваться в организационно-правовых формах потребительских кооперативов; общественных организаций; ассоциаций (союзов); товариществ собственников недвижимости; казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; общин коренных малочисленных народов Российской Федерации; фондов; учреждений, к которым относятся государственные (в том числе государственные академии наук), муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения; автономных некоммерческих организаций; религиозных организаций и публично-правовых компаний.
Правовой статус каждой некоммерческой организации определяется дополнительно нормами специальных законов, а
также уставом конкретного юридического лица. Большинство некоммерческих организаций, чьей целью деятельности является сохранение культурного наследия, создаются в форме учреждений. В настоящее время в зависимости от формы собственности различают государственные, муниципальные и частные учреждения. Специфика всех учреждений состоит в том, что объекты культурного наследия не могут им принадлежать на праве собственности, поэтому направления и способы их использования, а также возможности по распоряжению ими зависят от учредителя и, как правило, должны быть определены в уставе.
Рассмотрим такой пример. В соответствии с Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» граждане, организации, государство, а также муниципальные образования вправе создавать музеи. При этом в законодательном акте определено, что они создаются в форме учреждений и предназначены для хранения, изучения и публичного представления отдельных вещей, представляющих собой культурную ценность, а также совокупности культурных ценностей, составляющих коллекцию. К видам представления законодатель относит не только публичный показ объектов, но и их воспроизведение в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей.
Государственные и муниципальные учреждения подразделяются на автономные, бюджетные и казенные. Однако в отношении объектов культурного наследия на них в равной степени распространяются обременения, связанные с содержанием и охраной музейных ценностей и коллекций, а также пределы осуществления прав на них. Что касается частных музеев, то они преследуют аналогичные цели и включаются в состав негосударственной части музейного фонда, поэтому на них также распространяются правила хранения культурных ценностей, установленные государством для музейного фонда РФ. Кроме того, в отношении собственников музейного имущества, их наследников установлен ряд особенностей в регулировании сделок с имуществом, которое включено в состав объектов культурного наследия.
Особая роль в сохранении нематериальных объектов культурного наследия финно-угорских народов отводится некоммерческим организациям в формах общественных организаций, фондов и союзов (ассоциаций). Среди основных направлений их деятельности в этой сфере можно выделить поддержку производителей изделий народных промыслов и ремесел, традиционного прикладного искусства, музыкальных инструментов и других предметов материальной культуры финно-угорских народов; разработку целевых программ; организацию ярмарок, выставок-продаж изделий декоративно-прикладного творчества, мастер-классов по обмену опытом в рамках проводимых межрегиональных финно-угорских мероприятий; распространение положительных результатов в области сохранения нематериального культурного наследия.
В соответствии со ст. 2.1 Устава Молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН) одну из ее основных целей составляют «сохранение, развитие и пропаганда языка, традиционных духовных и культурных ценностей финно-угорских и самодийских народов как части мировой культуры» [3]. Реализуя эту цель, МАФУН выступила одним из организаторов прошедшего в ноябре 2014 г. в с. Помоздино Усть-Куломского района Республики Коми Международного форума финно-угорской молодежи «FUROR-2014», в работе которого
приняли участие 120 активистов из Финляндии, Эстонии, г. Санкт-Петербурга, Пермского края, республик Коми, Мордовии, Удмуртии, Марий Эл, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Одна из секций форума была посвящена проблемам сохранения и развития языков и традиционных культур финно-угорских народов в условиях современного общества. В качестве яркого примера сохранения культурного наследия послужило выступление перед участниками форума молодежной театральной студии г. Кудымкара Коми-Пермяцкого округа со спектаклем «Стая» по мотивам коми-пермяцкого фольклора [1].
16 мая 2014 г. в Нью-Йорке МАФУН организовала side event (англ. «параллельное мероприятие») «Сельские культурные центры коренных народов» для участников 13-й сессии Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов. В данном мероприятии приняли участие около 30 представителей коренных народов со всего мира [2].
Деятельность некоммерческих организаций, направленная на воспитание бережного отношения к материальным и духовным объектам культурного наследия, даст возможность создать оптимальные условия для приобщения не только к родной культуре финно-угорских народов, но и к культурам других народов России, к достижениям мировой цивилизации.
Поступила 31.12.2014
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК BIBLIOGRAPHY
1. В Республике Коми прошел III Международный форум финно-угорской молодежи «РиКОЯ-2014» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mafun. mol-rm.ru/mdex.php/ru/2011-08-29-08-39-37/66-----ш------Нигог-2014 г.
2. МАФУН провела мероприятие в штаб-квартире ООН [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.mafun.mol-rm.ru/ Мех^р/ги/2011-08-29-08-39-37/64-2014-05-31-14-26-08.
3. Устав Молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mafun. mol-rm.ru/index.php/ru/2011-08-29-08-41-38.
1. Komi Republic hosted the III International forum of Finno-Ugric youth "FUROR-2014", available: http://www.mafun.mol-rm.ru/
index.php/ru/2011-08-29-08-39-37/66.....
iii------lfuror-2014 of.
2. MAFUN held an event in the headquarters of
the UN, available: http://www.mafun.mol-rm. ru/index.php/ru/2011-08-29-08-39-37/64-2014-05-31-14-26-08.
3. Charter of the Youth Association of the Finno-Ugric People (MAFUN), available: http://www .mafun.mol-rm.ru/index.php/ ru/2011-08-29-08-41-38.