Научная статья на тему 'Роль нефти в экономике Республики Чад'

Роль нефти в экономике Республики Чад Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
436
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЯНЫЕ РЕСУРСЫ / ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС / ЭКСПОРТ/ИМПОРТ СЫРЬЯ / ПРОЕКТ "ЧАД-КАМЕРУН" / БЮДЖЕТ / EXPORTS/IMPORTS OF COMMODITIES / PROJECT "CHAD/ CAMEROON" / OIL RESOURCES / BALANCE OF PAYMENTS / BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адам Мбоду Адам

В статье показана экономическая эволюция Республики Чад с началом получения доходов от реализации проекта «Чад-Камерун». Автор анализирует факторы экономического роста народного хозяйства республики, составляющие ее внешнеторгового оборота, конкретные достижения Республики Чад за счет нефтяных доходов. Дальнейшее развитие всех секторов экономики приведет к увеличению аккумулирования поступлений в бюджет от расширения внешнеэкономической деятельности и будет способствовать их использованию в целях обеспечения социальных нужд страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of oil in economic development of the Republic of Chad

The article deals with economic evolution of the Republic of Chad that started with the acquisition of income from the project of Chad/Cameroon. The author analyzes the factors of economic growth of the Republic of Chad, including foreign trade components and, taking into account real achievements of Chad due to oil incomes, hopes that Republic of Chad will experience substantial economic development of the whole economy as well as its key sectors. It will bring about the growth of budget earnings from external economic relations and will stimulate the use of these earnings for the country social needs.

Текст научной работы на тему «Роль нефти в экономике Республики Чад»

РОЛЬ НЕФТИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ ЧАД

Адам Мбоду Адам

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье показана экономическая эволюция Республики Чад с началом получения доходов от реализации проекта «Чад—Камерун». Автор анализирует факторы экономического роста народного хозяйства республики, составляющие ее внешнеторгового оборота, конкретные достижения Республики Чад за счет нефтяных доходов. Дальнейшее развитие всех секторов экономики приведет к увеличению аккумулирования поступлений в бюджет от расширения внешнеэкономической деятельности и будет способствовать их использованию в целях обеспечения социальных нужд страны.

Ключевые слова: нефтяные ресурсы, платежный баланс, экспорт/импорт сырья, проект «Чад—Камерун», бюджет.

Известно, что роль нефти в современном мире исключительно велика, поскольку в основе всех отраслей производства лежит энергетика. Как показывает российский и западный опыт, развитие производительных сил общества определяется ростом энерговооруженности труда. Научно-технический прогресс связан прежде всего с созданием и совершенствованием технических средств, вырабатывающих различные виды энергии, что ускоряет технический прогресс и развитие народного хозяйства в целом. Это положение в полной мере относится и к Республике Чад. Какую бы из основных проблем развития национальной экономики Республики Чад ни рассматривать, доходы проекта «Чад—Камерун» необходимы для их решения.

Экономика Республики Чад характеризуется хронически пассивным сальдо торгового баланса. Республика Чад выступала на мировом капиталистическом рынке лишь как поставщик дешевого сельскохозяйственного сырья (главным образом хлопка) и предоставляла свой внутренний рынок для сбыта промышленных товаров бывшей метрополии Франции (около 53%) и других развитых государств (17—20%) [1]. Объясняется это, с одной стороны, господствующим положением крупных иностранных компаний на мировом рынке, а с другой — отсталой структурой хозяйства и крайне низким уровнем производительности труда. Т олько с 2003 г. наблюдается значительное улучшение, обусловленное тем, что Республика Чад стала страной — экспортером нефти.

Значение внешнеэкономических связей для экономического развития Республики Чад. Для оживления и развития экономического положения страны существенную роль будут иметь ее внешние торговые связи. Значение внешнеторговых связей для экономического развития Республики Чад определяется не только тем, что в сфере внешней торговли происходит основной оборот материальных ценностей, но и тем, что торговые процессы в большей мере, чем оборот капитала, зависит от самой страны. Каким бы значительным ни был импорт капита-

ла, он дает лишь часть валютных поступлений. Обычно 2/3 валютных поступлений стране приносит экспорт товаров. Экспорт играет исключительную роль для покрытия импорта, а также для обеспечения доходных статей государственного бюджета. Основой для развития экономики страны является импорт оборудования и других средств, составляющий около 40%.

Общие закономерности развития внешнеэкономических связей действуют и в отношении стран развивающегося мира. Однако их внешняя торговля характеризуется некоторой спецификой, по сравнению с торговлей развитых стран, в частности [2]:

— необходимостью использования внешних источников финансирования для развития производительных сил;

— всеобщей тенденцией к интернационализации хозяйственной жизни;

— недостатком внутренних накоплений и др.

На наш взгляд все перечисленные особенности внешнеэкономических связей развивающихся стран характерны для импортных и экспортных операций в Республике Чад, что способствует привлечению внешних источников финансирования для внешнеэкономической деятельности.

Рассмотрение торгового баланса за период 2003—2009 гг. указывает на динамично развивающие тенденции (табл. 1).

Таблица 1

Торговый баланс Республики Чад с 2003 по 2009 гг.

(млн дол.)

Показатель Год

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Экспорт 471 2 181 2 293 3 815 3 754 4 306 2 229

в том числе:

нефть 149 1 686 1 929 3 451 3 404 3 926 1 827

хлопок 156 194 96 98 80 94 100

скот 166 201 268 66 270 286 302

Импорт 847 923 501 1562 1641 1853 1708

Сальдо -376 1258 1792 2253 2113 2453 521

Услуги (сальдо) -474 -356 -292 -305 -315 -320 -290

Переводы 130 135 137 138 140 262 367

Всего сальдо -720 1037 1 637 2 086 1 938 2 395 598

Источник: Яарроіі сій Fonds топеїаіге іпіета^опаї 09/67, 2009.

В 2004 г. внешнеторговый оборот Республики Чад составил 3104 млн дол., что в 2,4 раза больше, чем в 2003 г. Данная тенденция сохранилась до 2009 г. Положительная тенденция роста товарооборота обусловлена расширением в товарной структуре чадского экспорта. Вступление Республики Чад в клуб стран — экспортеров нефти в конце 2003 г. сыграло существенную роль в динамике развития ее внешней торговли и экономики в целом. Расширение доли экспорта способствовало впервые в истории экономики Республики Чад положительному сальдо торгового баланса.

Итак, в период 2004—2009 гг. показатель сальдо торгового баланса страны вырос в среднем на 1720 млн дол. Положительная динамика объясняется поступлением доходов от экспорта нефти в бюджет страны. В 2004 г. доля нефти в экспорте Республики Чад составляла более 80%, такая тенденция сохранилась почти до 2009 г. Доля остальных товаров экспорта составила 0,1% в 2004 г., 0,09% (хлопок) и 0,03% (скот) в среднем за весь период 2006—2009 гг.

До добычи нефти главными источниками валютных поступлений в бюджет Республики Чад были продукция сельского хозяйства и животноводства; на их долю приходилось 80—90% всего экспорта. Несмотря на их большую долю в экономике страны, сохранялся хронический дефицит сальдо торгового баланса вплоть до 2003 г. в размере 376 млн дол.

Таким образом, в оживлении экономики Республики Чад существенную роль играет расширение товарной структуры экспорта.

Положительному сальдо торгового баланса Республики Чад помимо изменения в структуре внешней торговли способствовала благоприятная динамика мировых цен на нефть. Средняя цена баррель бренд Доба [3] в 2005 г. составила 33,3 дол., что выше, чем ожидалось, по проекту ценообразования на 46%.

Мировые тренды цены на нефть и экономика Чада. Согласно мнению различных российских и западных аналитиков, причина высокой цены на нефть за этот период объясняется по-разному. По мнению американского аналитика У. Рисс-Мога, «стабильное повышение нефтяных цен в последние годы было связано с ростом спроса на два с лишним процента в год, в то время как предложение увеличивалось медленнее; после впечатляющих 4,1% в 2004 г., оно выросло в 2005г. всего на 1,25%, а в 2006 г. — на 0,5%» [4].

По мнению бывшего главы Федеральной резервной системы США Алана Гринспена, причина главного роста также зависит от того, что нефтедобывающие компании инвестировали слишком мало средств в инфраструктуру увеличения добычи и поэтому не могут справиться с растущим спросом на сырье [5].

По мнению российского аналитика В. Сапрыкина, «главной движущей силой роста нефтяных цен является не ее дефицит, а нарушение (происшедшее или ожидаемое) работы глобального рынка нефти» [6].

На наш взгляд, цены на нефть, как и на любой другой товар, определяются соотношением спроса и предложения. Если предложение падает, цены растут до тех пор, пока спрос не сравняется с предложением. Однако особенность нефти в том, что в краткосрочной перспективе спрос малоэластичен — рост цен мало влияет на спрос.

Отсюда можно сделать вывод о том, что начало добычи нефти в Республике Чад практически совпало с ростом цены за баррель, что стало главной статьей доходов в бюджете страны.

В последние годы между учеными-экономистами разных стран широко дебатируется вопрос о специализации развивающихся стран на производстве трудоемких видов промышленной продукции. Сторонники этой идеи считают, что индустриально развитые государства, сосредоточив усилия на капиталоемком про-

изводстве, смогут высвободить свои рынки для трудоемкой продукции развивающихся стран, обеспечивая тем самым необходимые условия для более интенсивного роста в этих странах производства и экспорта. Аргументация в пользу такого разделения труда обычно подкрепляется ссылкой на существующие различия в обеспеченности трудовыми и финансовыми ресурсами. Признавая в этой идее долю рациональности, следует, однако, отметить, что ее абсолютизация чревата для развивающихся стран серьезными последствиями. Нам представляется, что если бы Республика Чад в системе международного разделения труда и в будущем специализировала свое производство в строгом соответствии с имеющимися в ее распоряжении материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, то это лишь закрепило бы ее неравноправное положение в мировом рынке.

Таким образом, на современном этапе и в перспективе Республика Чад в состоянии решать проблемы экономического развития лишь за счет собственных ресурсов, а не за счет финансовой помощи и кредитов для покрытия ее дефицита торгового баланса, как раньше. Тем не менее вступление Республики Чад в ряд стран — экспортеров нефти играет важную роль в формировании и укреплении ее экономики, но любые события за рубежом оказывают влияние на стоимость облигаций и акций, ликвидность, доходы граждан и рост экономики.

Формирование бюджета Республики Чад в условиях финансового кризиса. Международный финансовый кризис 2009 г. оказал влияние на источники валютных поступлений в бюджет Республики Чад. Падение цены на нефть почти вдвое сократило производство на 17% по сравнению с уровнем 2006 г. и на 54% — с уровнем 2008 г. В свою очередь, сальдо торгового баланса также существенно сократилось на 58,6% и 78,8% относительно 2004 и 2008 гг. При этом главными партнерами в экспорте Республики Чад в 2008 и 2009 гг. стали США (90,1%), Тайвань (2,9%), Япония (2,2%), а в импорте — Франция (17,6%), Камерун (14,8%), Китай (9,9%), Украина (9,6%), США (7,7%), Германия (5,6%), Саудовская Аравия (4,7%), Нидерланды (4%) [7].

Главными импортируемыми товарами являются предметы потребления, машины и оборудование транспортировки, промышленные товары, продовольствие и текстиль.

Детальное рассмотрение динамики и структуры доходной части бюджета Республики Чад, его формирование за счет дохода от внешнеэкономической деятельности показывает, что поступления от операций по экспорту нефти на протяжении 6 лет увеличились как по сумме, так и по удельному весу. Если их доля в формировании ВВП страны в 2003 г. составляла 8,6%, то в 2004—2008 гг. они составили около 46%, такие же тенденции наблюдались в 2009 г. при международном финансовом кризисе, хотя произошло существенное сокращение по сумме и по удельному весу.

Нельзя исключить тот факт, что высокие темпы экономического роста достигаются при снижающемся коэффициенте инфляции: по данным африканского банка развития (BAD) и центра развития организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), за период с 1996 по 2001 гг. в Центральной Африке,

к которой относится и Республика Чад, средний годовой уровень инфляции составлял 4,4% [8]. В связи с тем, что начиная с 2002 г. в стране осуществляются крупные индустриально-финансовые проекты (например, проект «Чад—Каме-рун»), фактический показатель коэффициента инфляции за 2001 и 2002 гг. повысился до 12,4% и 5,2% соответственно, в последующие годы (2003—2009) в среднем составил 4,9%. Следует заметить, что это было достигнуто благодаря хорошо отлаженному механизму многостороннего надзора зоны франк (СЕМАС), Группы Всемирного банка и МВФ, а также проводимым правительством Республики Чад макроэкономическим и структурным реформам с доходами проекта «Чад—Камерун». По прогнозам на 2010—2012 гг. коэффициент инфляции остается неизменным на уровне 2009 г. — 3% [9].

Таблица 2

Нефтяной сектор в платежном балансе Республики Чад за 2003—2009 гг.

Показатель Год

200З 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Темп роста ВВП, % іі,З і5,0 З8,0 6,0 і,0 — і,З — і,0

Темп роста инфляции, % 6,0 6,0 8,0 З,0 4,0 4,0 З,0

Экспорт 22,0 49,5 5З,5 54, і 52,4 54,0 49,7

в том числе:

нефть 8,6 З9,2 46,2 47, і 45,6 47,4 40, і

нефть, млн т 8,6 6і,З 56,З 55,9 52,4 46,5 50,0

цена, дол./баррель і7,0 і8,8 ЗЗ,З 42,і 5і,і 75,8 З5,0

Импорт -З0,З -2і ,6 — 16,2 —2і,З —22,0 —22,З 22,0

Услуги -28,2 -З6,8 -З0,5 —27,8 —27,8 —24,4 2З,0

Переводы 4,2 5,0 5,З 4,4 4,0 3,2 З,0

Источник: Rapport du Fonds monetaire international №09/68, fevrier 2009.

Как показывает опыт, в истории стран, зависящих от нефти, вопрос прозрачности управления бюджетом весьма актуален в решении экономических и социальных проблем.

Исследование, проведенное Энтони Хэути и Рут Карлитц (1) в бюллетене International budget partnership: open budgets-transform lives под названием «Зависимость от ресурсов и прозрачность бюджета стран богатых природными ресурсами», показало следующее:

— низкий уровень прозрачности бюджетного процесса в зависимых от нефти странах оказывает сильное воздействие на экономику, например может привести к плохому управлению ресурсным богатством на достаточно долгий срок;

— высокий уровень прозрачности бюджетного процесса в его реализации дает возможность общественности и гражданскому сообществу держать правительство полностью подотчетным в вопросе управления этими поступлениями и использовать их на благо населения страны, большинство которого живет в бедности;

— низкий уровень прозрачности может также помешать международной экономической интеграции страны, имеющей один из 100 балов по оценке ИОБ (2008) (2) (табл. 3).

Таблица 3

Уровень открытости бюджета стран богатых природными ресурсами в 2006 и 2008 г.

Страна Добывающая отрасль Индекс открытости бюджета

2008 г. 2006 г.

Иордания Минеральное производство 52 50

Замбия Минеральное производство (медь) 47 З7

Монголия Минеральное производство (медь, золото) З6 і8

Ботсвана Минеральное производство (алмазы) 62 65

Намибия Минеральное производство (алмазы) 47 5і

Гана Минеральное производство (золото) 49 42

Кыргызская Республика Минеральное производство (золото) 8 —*

Папуа Новая Гвинея Минеральное производство (золото) 60 5і

Перу Минеральное производство (золото, медь, серебро) 66 77

Южная Африка Минеральное производство (золото, платина, уголь) 87 85

Дем. Республика Конго Нефтедобыча и минеральное производство (алмазы) 0 —*

Индонезия Нефтедобыча и минеральное производство (олово, медь, золото, серебро) 54 4і

Алжир Производство нефти і 28

Ангола Производство нефти З 4

Азербайджан Производство нефти З7 З9

Боливия Производство нефти 5 20

Камерун Производство нефти 5 29

Республика Чад Производство нефти 7 5

Колумбия Производство нефти 60 57

Эквадор Производство нефти З8 Зі

Экваториальная Гвинея Производство нефти 0 —*

Казахстан Производство нефти З4 4З

Либерия Производство нефти 2 —*

Мексика Производство нефти 54 50

Нигерия Производство нефти і9 20

Норвегия Производство нефти 80 72

Россия Производство нефти 58 47

Сан Томи и Принсипи Производство нефти і —*[і2]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Саудовская Аравия Производство нефти 0 —*

Судан Производство нефти 0 —*

Тринидад и Тобаго Производство нефти ЗЗ —*

Венесуэла Производство нефти З5 —*

Вьетнам Производство нефти 9 2

Йемен Производство нефти 9 —*

* В указанный период исследование в стране не производилось.

Источник: International budget partnership. http://openbudgetindex.org/files/ResourceDependenceBrief Russian.pdf.

Выше описаны преимущества и недостатки различных уровней прозрачности бюджета стран, зависящих от доходов нефти. Мы предполагаем, что Республике Чад для решения своей социально-экономической проблемы необходимо повысить уровень прозрачности в целях строгого соответствия бюджету.

На наш взгляд, причинами бюджетной прозрачности в Республике Чад являются:

— зависимость страны от нефти для общественных поступлений и отсутствием нормальных способов общественной подотчетности. Необходимо устано-

вить эффективный общественный и законодательный надзор над сборами и тратами финансовых поступлений от добычи нефти и экспорта ресурсов;

— отсутствие общественных обсуждений политики для использования поступлений для развития полного и устойчивого экономического роста. Поступления от природных ресурсов очень ненадежны, поэтому во время высоких цен на них недостаток прозрачности снижает мотивацию правительства к оптимизации расходов, диверсификации базы поступлений экономики и созданию планов для снижения воздействия внезапных изменений в ценах на ресурсы. При падении цены закрытость бюджета мешает публичным обсуждениям возможных ответов на финансовый кризис, часто заканчивающийся сокращением социальных программ и общественными инвестициями, что подрывает усилия по сокращению бедности.

Таким образом, Республике Чад необходимо применить инициативу прозрачности добывающей отрасли (ИПДО) (3) для улучшения общественного надзора и подотчетности поступлений в бюджет от продажи нефти, с целью получения мощного инструмента для улучшения прозрачности бюджета и добывающей отрасли в целом.

Проведенное исследование роли нефти во внешнеэкономических связях Республики Чад и их влияния на экономику страны в целом позволяет сделать некоторые обобщения и выводы.

1. Сальдо торгового баланса Республики Чад впервые стало положительным в 2004—2009 гг. Это обусловлено приобретением страной статуса экспортера нефти в конце 2003 г., что способствовало расширению доли экспорта во внешней торговле; благоприятной динамикой мировых цен на нефть в тот же период.

Таким образом, главной статьей доходной части бюджета страны за этот период во внешнеэкономической деятельности является экспорт нефти.

2. Хорошая экономическая конъюнктура с поступлением нефтяных доходов в бюджет страны привела к понижению уровня инфляции в период 2004— 2009 гг. в среднем на 4,9% вместо 12,4% и 5,2% в 2001 и 2002 гг. Это было достигнуто благодаря сотрудничеству правительства страны с МВФ и Всемирным банком, в рамках проводимых реформ от доходов проекта «Чад—Камерун».

3. Проводимые нами исследования показывают, что, несмотря на переполнение бюджета за счет доходов от проекта «Чад—Камерун», существуют недостатки в управлении бюджетом страны. В решении этой задачи Республике Чад необходимо повысить уровень прозрачности для строгого соответствия бюджету путем применения инициативы прозрачности добывающей отрасли (ИПДО) для дальнейшего улучшения общественного надзора и подотчетности поступлений в бюджет от продажи нефти.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Энтони Хэути — главный экономист Института отслеживания финансовых поступлений (www.revenuewatch.org); Рут Карлитц — аспирант Института отслеживания финансовых поступлений и консультант Международного партнерства по бюджету

(www.internationalbudget.org). Точки зрения и интерпретации, представленные в данной статье принадлежат авторам и не принадлежат Международному партнерству по бюджету и институту отслеживания финансовых поступлений.

(2) Лучшие показатели у стран, получивших 81—100 баллов по ИОБ показывают, что они предоставляют гражданам расширенную бюджетную информацию.

(3) ИПДО требует, чтобы компании публиковали, что они платят, и правительство публикует, что оно получает. Более подробная информация: www.eitransparency.org.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Stephanie Levy, Overseas Development Institute, Londres (2007), «Public Investment to Reverse Dutch Disease: The Case of Chad», Journal of African Economies, Volume 16, Nu-mero 3.

[2] Regional Financial Integration: its Potential Contribution to Financial Sector in Sub-Saharan Africa /African Finance for 21-st Century. High Level Seminar. IMF. Tunis, March 4—5, 2008.

[3] Проект «Чад—Камерун».

[4] Рисс-Мог У. Причина высокой цены на нефть // http://www. www.polit.nnov.ru

[5] Гринспен А. Причина высокой цены на нефть // http://www. www.polit.nnov.ru

[6] Сапрыкин В. Причина высокой цены на нефть // http://www. www.polit.nnov.ru

[7] CIA World Factbook 2009 г. // https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/ geos/cd.html

[8] Perspectives economique en afrique — syntheses. OCDE, BAD, centre de developpement de l’ OCDE 2004.

[9] Rapport du Fonds monetaire international № 09/68, fevrier 2009.

THE ROLE OF OIL IN ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF CHAD

Adam Mbodu Adam

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article deals with economic evolution of the Republic of Chad that started with the acquisition of income from the project of Chad/Cameroon. The author analyzes the factors of economic growth of the Republic of Chad, including foreign trade components and, taking into account real achievements of Chad due to oil incomes, hopes that Republic of Chad will experience substantial economic development of the whole economy as well as its key sectors. It will bring about the growth of budget earnings from external economic relations and will stimulate the use of these earnings for the country social needs.

Key words: oil resources, balance of payments, exports/imports of commodities, project «Chad/ Cameroon», budget.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.