Научная статья на тему 'Роль нефтегазовой отрасли в экономической безопасности России'

Роль нефтегазовой отрасли в экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
736
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ / OIL AND GAS INDUSTRY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / SOCIAL SYSTEM / ИНДУСТРИАЛЬНО-ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД / THE INDUSTRIAL-CONSUMER APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельник А. В.

Автор данной статьи оценивает роль нефтегазовой отрасли в экономической безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of oil and gas sector in Russia's economic security

The author of this article evaluates the role of oil and gas sector in Russia's economic security.

Текст научной работы на тему «Роль нефтегазовой отрасли в экономической безопасности России»

полнение резервов материальных ресурсов должны быть минимально возможными.

С учетом текущих и перспективных задач России, опыта управления рисками и осуществления государственной стратегии экономической безопасности, на современном этапе следует переосмыслить роль государственных материальных резервов в системе обеспечения экономической безопасности страны и ее регионов. Резервирование ресурсов является важным звеном экономического механизма управления рисками не только техногенного, политического и так

далее, но и экономического характера. Комплексный подход к вопросам накопления и использования государственных материальных резервов с использованием апробированных и разработанных рыночных механизмов позволит более эффективно расходовать значительные по объему государственные средства, выделяемые на эти цели. В современных условиях, по мнению автора, Государственный материальный резерв может и должен рассматриваться в качестве одного из элементов макроэкономической политики государства.

Роль НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Вступление человечества в XXI век ознаменовалось новым этапом в развитии мировых рынков нефти и природного газа. В результате ускоренных процессов глобализации, сохраняющегося повсеместного поступательного экономического развития, выхода на мировой рынок новых стран супергигантов в лице Китая и Индии, роста мирового спроса на нефть, а также сокращения добычи ее в развитых странах, делает всех участников рынка более зависимыми друг от друга, чем когда бы то ни было.

Прогнозируя будущие параметры мирового нефтегазового рынка, по данным секретариата ОПЕК1 (организации, объединяющей основных мировых экспортеров нефти) и Международного энергетического агентства (организации, созданной ОЭСР2 и объединившей в своих рядах всех крупнейших потребителей нефти) необходимо исходить из анализа состояния и перспективы развития мировой экономики, экономики отдельных стран. Мировая экономика на период 20032025 гг. будет развиваться с темпом прироста ВВП в 3,6 % в год (для стран ОЭСР - 2,5 %, в том числе, стран ОЭСР Северной Америки -2,9 %, стран Западной Европы - 2,1 % и стран ОЭСР Тихого океана - 2,2 %). Наивысший темп роста в прогнозируемый период ожидается в развивающихся странах (5 % в год). Рекордным для мировой экономики ожидается прирост ВВП в Китае - 6,4 %, а также в Ин-

А.В. Мельник

кандидат экономических наук

дии и других странах Южной Азии (5,3 %), в странах СНГ, и в частности в России ожидается темп прироста ВВП 3,5-3,6 %3.

Углеводородные ископаемые в прогнозируемый период сохранят свое ведущее положение и составят в общем объеме потребления первичных источников энергии около 90%. Среди первичных энергоресурсов в прогнозируемый период главным лидером будет природный газ, которому благодаря его уникальным качествам удастся увеличить свою долю в общем потреблении первичной энергии с 23,3% в 2000 г. до 29,9% в 2025 г. при снижении удельного веса нефти за этот период с 40,1 % до 36,9% и других источников энергии не углеводородного происхождения, включая атомную энергию, с 10,6 % до 8,0% (табл. 1.).

Таким образом, несмотря на энергичное наступление газа на позиции других энергоресурсов в мировом топливно-энергетическом балансе, нефть сохранит лидирующую позицию и будет обеспечивать более 1/3 всех потребностей в энергоресурсах. К 2025 г. мир будет потреблять 5,7 млрд т нефти против 3,85 млрд т в 2002 г. (табл. 1).

Вместе с тем из анализа экспертов явствует, что основной проблемой XXI века становится проблема истощения и возможной нехватки энергетических ресурсов. Прирост запасов нефти в мире за последние 15 лет не компенсирует нефтедобычу, что проиллюстрировано на рис. 1.

1 Организация стран-экспортеров нефти, основанная в 1960 г рядом стран (Алжир, Эквадор, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэла) с целью координации действий по объему продаж и установлению цен на сырую нефть.

2 Организация экономического сотрудничества и развития. Членами ОЭСР являются 25 экономически развитых стран.

3 Organization of the petroleum exporting countries, oil outlook to 2025. — Vienna, 2004; World energy outlook, 2004 // International energy agency, Paris, 2004. P.44.

Таблица 1

Прогноз мирового потребления топливно-энергетических ресурсов (в млн т условного топлива в перерасчете на нефть)

Топливно-энергетические ресурсы 2000 г. 2010 г. 2020 г. 2025 г.

млн у. т % млн у. т % млн у. т % млн у. т %

9008 100 10908 100 13455 100 14890 100

в том числе:

- нефть 3614 40,1 4225 38,7 5059 37,6 5492 36,9

- газ 2101 23,3 2800 25,7 3808 28,3 4453 29,9

- уголь 2341 26,0 28,18 25,8 3435 25,5 3750 25,2

- гидроэнергия, атомная энергия 953 10,6 1065 9,8 1153 8,6 1195 8,0

Источник: Organization of the petroleum exporting countries, oil outlook to 2025. -Vienna, 2004; World energy outlook, 2004// International energy agency, Paris, 2004.

£

eo so ¿ю -эо -20 -"IQ

О H

iseo

□ Газ

□ I—lecjjrb.

1Э90

№|нис VUxxj Mackenzie

2000

2010

Рис. 1. Тренд открытий нефти и газа

Складывающаяся ситуация "затрагивает интересы всех стран, как производителей, так и потребителей нефти. Для развитых стран нетто-импортеров препятствием к росту может стать дефицит энергоресурсов. Для стран-экспортеров риск отсутствия спроса грозит экономической нестабильностью. Дополнительные опасения вызывает политическая нестабильность во многих крупных нефтедобывающих регионах - на Ближнем Востоке, в Африке. Подобные глобальные риски приводят к несогласованности, противоречивости и непрозрачности национальных стратегий в области энергетики. Что лишь усугубляет ситуацию и выводит вопрос о глобальной энергетической безопасности в разряд приоритетных. Фактически под энергетической безопасностью сегодня подразумевается минимизация главного риска: энергетический аспект в долгосрочной перспективе не должен стать потенциальным препятствием для мирового экономического роста"4.

У России сегодня есть все возможности, чтобы стать энергетическим центром планеты. К перспективнейшим регионам для разработки углеводородного сырья Россия имеет самое непосредственное отношение, это обусловлено тем, что Восточная Сибирь является российским регионом, Арктический шельф поделен между Россией и США, Канадой и Норвегией (табл.2).

Вместе с тем существует и ряд вопросов, которые могут в итоге вылиться в серьезные проблемы, нивелирующие преимущества России в этой области. По одному из сообщений РосБизнесКонсалтинга, в условиях отсутствия у России четкой концепции по освоению Арктики возникает угроза потери суверенитета во всем регионе. Для развития Арктики и Северо-Восточной Сибири необходимо партнерство с крупнейшими корпорациями Запада и Восточной Азии. Однако возникают проблемы в привлечении инвестиций и гарантировании безопасно-

4 Кузнецов А. (вице-президент ОАО "НК "Роснефть") Стратегическое партнерство в обеспечении энергобезопасности //Нефтяной курьер, корпоративная газета ОАО "НК "Роснефть", 2007 (№2), май-июнь.

Таблица 2

Прогноз добычи углеводородного сырья на арктическом шельфе

в российском секторе*

Прогноз добычи на арктическом шельфе 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2030 г.

- нефть, млн т 27 52 75 110

- газ, млн м3 25 90 145 200

'■ Источник: Нефтегазовый дайвинг, ММахлин, Российская Бизнес-газета " № 560 от 20 июня 2006 г.

сти, то есть угрозы национальной безопасности России. Возможна интернационализация Севморпути и российской Арктики, что приведет к фактической потере суверенитета России в регионе.

На сегодняшний день, очевидно, что добывающая сфера при разработке столь технически и организационно сложных проектов как освоение Арктического шельфа или Дальневосточного региона по насыщенности новыми технологиями конкурирует с высокотехнологичными отраслями промышленности, а по объему инвестиций и масштабу кооперации со смежными отраслями экономики соизмерима с рядом национальных проектов.

В российской экономике нефтегазовый комплекс выполняет системообразующую функцию - 19% и 8% произведенного ВВП России приходится на долю нефтяного и газового секторов соответственно. Отрасли нефтегазового сектора полностью покрывают потребности в энергоресурсах народного хозяйства и населения страны, а также являются одним из основных источников формирования налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации.

При этом сегодня существует потребность в эффективном инвестировании нефтегазовой отрасли по причине сильно изношенного, а также морально устаревшего парка оборудования нефтегазового комплекса, следовательно, и низкой эффективностью его использования. Необходимость вложения инвестиций в основной капитал вызвано тем, что большинство нефтегазовых сооружений выработало плановый ресурс на 6070%. 25% магистральных газопроводов эксплуатируется свыше 20 лет. 50% - от 10-20 лет, а 5% вообще превысила нормативный резерв эксплуатации - 33 года; 73% нефтепроводов также эксплуатируется свыше 20 лет, а 20% - более 30 лет. Средний возраст отечественных основных фондов составляет 16-20 лет (для сравнения в 1990 г. - 10,8 лет), в то же время в промышленно развитых

странах приемлемым аналогичным показателем считается 6-6,5 лет5. Высокая степень изношенности основных фондов нефтегазового комплекса может привести к техногенным катастрофам.

В сложившейся ситуации весьма интересным представляется предложение президента Центра энергетической дипломатии и геополитики С.Жизнина о разработке целевой федеральной программы (условное название "Энергия") по развитию и внедрению самых современных технологий и оборудования во все отрасли ТЭК, в т.ч. лучших зарубежных образцов. Указанная программа может также привести к появлению целых направлений современных энергетических технологий в нефтегазовой и угольной отраслях, электроэнергетике, ядерной энергетике, альтернативной энергетике, развитию отраслей, связанных с энергосбережением, и т.д.6

В качестве примера подобного подхода можно вспомнить опыт США, где после энергетического кризиса середины 70-х г. прошлого века была разработана и реализована федеральная программа "Независимость" по развитию современных энергетических технологий во всех отраслях ТЭК. Эта программа по своим приоритетам и государственной важности была приравнена к программам "Манхэттэн" (создание ядерного оружия) и "Аполлон" (высадка американцев на Луне). Она финансировалась из бюджетных источников, а также поощряла участие частного бизнеса. Хотя эта программа не привела к энергетической независимости, благодаря ей был сформирован серьезный задел современной технологической и промышленной базы американской энергетики.

Помимо сторонников "крутых виражей" в стратегии развития, существует и другой тип "спасателей" экономики страны. Пропагандируемый ими подход связан с попыткой добиться доминирования экономической подсистемы или отдельной ее части в общественном укладе. Примеры посягательства экономической подсистемы на доминиро-

5 Российский статистический ежегодник. 2004.

6 Жизнин С.З. (д.э.н., президент Центра энергетической дипломатии и геополитики) Как слезть с "нефтяной иглы" //Независимая газета, 2007. 10 июля: http://www.ng.ru/energy/2007-07-10/11_igla.html

п 01 г

во о о

N

и и

О (к

а

со

н

и о

X

и п

Е

о

м ф

в

о а

о ф

г X

Е о

X

о а

т

Е ф

^

п

к <

X X X н

и ф

со

П Ol

Z

eo о о

N

U U О (L

EX

CQ

н

и о

X

и п

Е О

м ф

в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о а и ф г S Е о х о а т

S ф

ч:

п

а <

X S X н

и ф

со

вание в общественном укладе берут начало с создания классической и далее неоклассической экономических теорий. Основной посыл, который проповедуется идеологами либеральной экономики это принцип невмешательства. Разного рода технократические рецепты разрешения кризисных ситуаций общесистемного характера и имеющие место притязания на верховенство в обществе со стороны высших экономических и финансовых интересов тоже является примером экспансии экономической подсистемы. Идеологи этих рецептов, обосновывая, что именно от представляемых ими видов деятельности зависит процветание всей общественной системы в целом и ее членов в частности, требуют уступок или даже подчинения других сфер общества.

Несмотря на очевидную поверхностность и явную идеологическую мотивированность этих схем, нельзя пренебрегать их возможной привлекательностью для отдельных общественных групп и слоев населения. Общественный плюрализм, основанный не на имущественных интересах, а спровоцированный общесистемным кризисом и разрушивший прежние идеалы, является питательной средой для попыток групп, занимающих руководящее положение в разных сферах жизни общества - политике, экономике, идеологии, регионах, - добиться либо преимущественного влияния в обществе для себя и представляемых им подсистем общества, либо максимальной автономии. На роль самостоятельных и влиятельных групп в обществе в настоящее время активно претендуют крупные производственно-технологические комплексы в энергетике, нефтегазовой добыче и переработке, восстанавливающий свое влияние военно-промышленный комплекс, и другие мощные экономические структуры.

Последствия такого доминирования пагубны для социальной системы, особенно в долгосрочном плане, ибо нарушают системную и структурную функциональность общества, являющуюся основой его целостности и ведет к разрушению всей общественной системы. Любая системная функция в обществе имеет предел своей функциональности, за которым начинается нарастание дисфункции. На данном этапе развития научной мысли не представляется возможным выразить это в количественной форме, но качественная оценка наступления той грани, за которой наступает перерожде-

ние системных функций в дисфункции, проявляется через институциональные формы для индивидуальной и групповой деятельности. Таким образом, институционализация экономических форм и действий является обязательным атрибутом социальной жизни общества. Они позволяют атомизированным хозяйственным действиям интегрироваться в экономические процессы, обеспечивающие сбалансированное развитие всех подсистем общества.

Иллюстрацией итогов реализации идеи неолиберального индустриально-потребительского подхода может служить Киргизия - наиболее верный последователь рекомендаций МВФ и Всемирного банка по разгосударствлению экономики и социального сектора. Следуя им, она по всем показателям скатилась до уровня разрушенного войной Таджикистана, и сама балансирует на грани гражданской войны7.

Это еще раз нас убеждает, что наращивание инновационного потенциала в общественной системе объективно требует решительного отказа от концепции механического импорта рыночных институциональных структур и координационных механизмов, которые сформировались на иной политико-правовой основе, используемой в качестве универсального средства решения проблем институционального структурирования и концептуально-правового обеспечения национального типа экономической безопасности. Таким образом, требуется поиск новых и развитие существующих институциональных форм, отвечающих намеченному руководством страны вектору развития общества.

Практика последних лет образования в России корпоративных структур с контрольным пакетом акций в собственности государства и наемным менеджментом для управления компанией демонстрирует высокие показатели не только в абсолютном значении, что можно было бы легко объяснить протекцией государства, но и в сфере эффективности ее работы. Так, ОАО "НК "Роснефть" лидирует в отечественной нефтяной промышленности по показателям себестоимости добычи и переработки и по самым низким административным затратам на единицу продукции по итогам года8. Представленная хозяйственная структура подконтрольна государству, а по сему не тратит ресурсы на попытку доминировать над политической или другими общественными

7 Азиз Ниязи. Богатое приданое Центральной Азии //Независимая газета, 2007. 24 сентября: http://www.ng.ru/ епег£у/2007-07-10/П^1а.Ы:ш1

8 Компания выполнила свои обещания //Нефтяной курьер, 2007, июль-август.

подсистемами. В то же время, тесная связь с политической подсистемой, но не сращивание с ней, позволяет достигать таким "государственным" корпорациям эффекта синергии в экономической сфере деятельности, демонстрируя высокую эффективность в работе. Примером может служить проект "Сахалин-1" ОАО "НК "Роснефть" создала консорциум с такими компаниями, как американская ExxonMobil, британская BP, японская SODECO, индийская ONGC, китайская Sinopec и корейская KNOC. Ни одной из перечисленных компаний на тот момент была не под силу реализация данного проекта в одиночку. Привлекая в капи-

талоемкие добывающие проекты партнеров из стран-потребителей, "Роснефть", с одной стороны, обеспечила взаимные гарантии поставок добываемого сырья на рынки этих стран, с другой стороны, в перспективе имеет возможности переработки и сбыта готовой продукции непосредственно в странах-потребителях.

Именно такие проекты, по оценке вице-президента ОАО "НК "Роснефть" А.Кузнецова, создают реальную взаимозависимость партнеров и, как следствие, служат гарантией стабильности, что является основным базовым элементом формирования глобальной системы энергобезопасности.

Заключение контракта при размещении заказа

для нужд органов внутренних дел: взгляд с позиции экономической безопасности

Заключение государственного или муниципального контракта является завершающим этапом процедур размещения заказа для государственных или муниципальных нужд, в том числе, и для нужд органов внутренних дел. При этом заказчики, органы внутренних дел, пройдя через все "тернии" организационного и документального сопровождения закупочных мероприятий, зачастую не осознают важность момента окончательного согласования условий и подписания контракта. Между тем, выступая в лице государственного или муниципального заказчика, указанные структуры реализуют задачу своего обеспечения в товарах, работах и услугах, необходимых для нормального функционирования системы органов внутренних дел. Залогом успешного выполнения возложенной задачи является добросовестное, своевременное и полное исполнение условий контракта лицом, которое выступило в качестве поставщика товаров, исполнителя услуг или подрядчика на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд. Поэтому вопросы заключения контракта при размещении заказа для нужд органов внутренних дел требуют проработки с позиции экономической безопасности.

Очень часто приходится слышать нарекания от заказчиков или фактических получателей о ненадлежащем качестве, ассортименте или количестве закупаемой про-

Е.П. Гольцунов

заместитель начальника Академии управления МВД России

дукции. При этом, если контракт является краткосрочным и момент его заключения совпадает или максимально приближен к моменту исполнения, проблем, как правило, не возникает. Сложнее дело обстоит, когда период реализации контракта занимает длительный промежуток времени либо момент исполнения ограничен каким-либо отлагательным условием. В этом случае ни та, ни другая сторона не застрахована от изменений внешней среды (политических, экономических, социальных и пр.), которые могут полностью либо частично поменять отношение сторон к тем или иным условиям контракта. В этой ситуации немаловажное значение будет иметь то, каким образом подобные вопросы урегулированы в контракте.

Приведем лишь некоторые из условий контракта, которые зачастую несправедливо игнорируются заказчиком, в нашем случае - органами внутренних дел, хотя подробная их регламентация позволит в полном объеме осуществить защиту своих прав в подобной ситуации.

При описании предмета контракта заказчик в некоторых случаях пренебрегает ссылками на приложения и спецификации, предъявляющие требования к ассортименту и количеству товара (объему работ, услуг). При этом указанные условия в силу п.5 ст.9 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.