РОЛЬ НАВИГАЦИОННЫХ ГИДРОАКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАВИГАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ
A.B. Митько (Гэсударственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт МО РФ,
г. Санкт-Петербург)
Underwater navigation systems is intended for precise positioning of the manned underwater vehicle relative to the sea bottom transponder.Positioning can be provided according to long-range method relative two-range method relative two-three bottom transponders or combined long-range bearing relative to single bottom transponder. In regions with high intensity of shippig such systems provides navigation safety.
Одной из особенностей Мирового океана является наличие морских акваторий с интенсивным судоходством. Наличие многочисленных навигационных опасностей, навигационных полигонов, якорных стоянок и ряда других причин определяют возникшую проблему обеспечения навигационной безопасности плавания в этих районах. Одним т направлений для решения этой задачи является определение координат точки в применении к движущемуся судну. Поэтому естественно использование навигационных средств, в частности, навигационной гидроакустической системы и накопленного в навигации опыта при определении координат судна. В настоящее время определение места по закрепленным на дне гидроакустическим буям является одним из самых точных способов вне видимости берегов, в равной степени пригодным для надводных или подводных судов. Гидроакустические буи устанавливают временно или стационарно, на период решения той или иной навигационной или технической задачи. В настоящее время для определенных задач навигации используются гидроакустические буи. Наибольший интерес представляет возможность измерения дальностей, поскольку .'это обещает наиболее высокие точности. Практически точность измерения расстояний при благоприятных условиях равна 2-5 м. Существующие судовые установки, предназначенные для определения места судна относительно подводных гидроакустических буев, позволяют выполнять измерения дальности от судна до буя, направления на буй, разности расстояния от судна до двух буев, доплеровского сдвига частоты излучаемых буем колебаний. При обеспечении навигационной безопасности плавания судов при помощи навигационных гидроакустических систем судном осуществляется выбор навигационных точек привязки И, [10 необходимости, возвращения в эти точки, если точки привязки находятся вблизи путей судоходства и скопления судов, с помощью навигационной гидроакустической системы можно удерживаться на определенном месте, не мешая судоходству.
51
Всероссийская научная конференция с международным участием