2018 - №4
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
257
РО! 10.17805^ри.2018.4.29
Роль научных школ в организации первичной научно-исследовательской практики студентов экономических специальностей
Е. Б. Крылова Московский гуманитарный университет
В статье рассматривается роль научных школ в развитии научно-исследовательской деятельности студентов экономических специальностей, формы вовлечения студенческой аудитории в различные виды научно-исследовательской практики. Ключевые слова: научная школа; образовательный стандарт; образовательная программа; образовательная мотивация; студенческая наука; экономические дисциплины
Рассматривая научные исследования, их результаты как особый ресурс, определяющий вектор развития национальной экономики, необходимо обратиться к таким ключевым параметрам, как вузовская наука и научная школа. В данном вопросе есть две стороны — формально-количественная (образовательные стандарты, мониторинг вузов, часы в годовых учебных планах, число выигранных грантов и конкурсов, элементы портфолио, публикации профессорско-преподавательского состава и студентов — бакалавров, магистров и аспирантов, курсовые и выпускные квалификационные работы) и неформально-творческая, позволяющая дать качественный прирост научному знанию, привить студенту вкус к научно-исследовательской практике, впервые проявить свои творческие навыки и возможности создать новое и интересное. Привлечь студенческую аудиторию к первичной научно-исследовательской практике способно такое вузовское образование, как научная школа. М. Г. Ярошев-ский отмечает, что научная школа является инструментом «воспитания исследовательского стиля мышления... определенного способа подхода к проблемам» (Ярошев-ский, 1977: 29).
Если образовательный процесс осуществляется всеми учебными подразделениями, то формирование первичного научного мировоззрения должно исходить от выпускающих кафедр, на которых сосредоточено большинство читаемых дисциплин, пишутся курсовые и выпускные квалификационные работы (магистерские диссертации и научные доклады). Кафедра как единый организм, имеющий четкую проблематику исследований, объединяющий широкий круг единомышленников, включенных в научное пространство и за пределами кафедры, может посредством наиболее инициативных преподавателей начать осуществлять совместные со студентами первичные ис-
следования. В каждой дисциплине кафедры есть фонд оценочных средств, который содержит темы докладов и рефератов, так называемые открытые задания, предполагающие творческий подход к решению поставленной проблемы. Да и самостоятельная работа со студентами как форма взаимодействия позволяет определить область взаимных интересов и способы развития творческой мотивации. Особенно важно привлекать к первичной научно-исследовательской деятельности студентов начальных курсов. В тексте Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень бакалавриата направления «Экономика») при перечислении и описании видов деятельности, к которым должен быть готов выпускник, упоминается и аналитическая, научно-исследовательская деятельность, предполагающая знания, умения и навыки в отношении поиска информации по полученному заданию, а также сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов; обработку массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценку, интерпретацию полученных результатов и обоснование выводов; построение стандартных теоретических и эконометрических моделей, исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретацию полученных результатов. Это и многое другое студент способен осуществить только при сформированных, устойчивых навыках научно-исследовательской практики.
Имея опыт творческого поиска поставленной перед ним проблемы, студент уже не может не интересоваться изучаемыми дисциплинами, поскольку они расширяют его кругозор и позволяют неформально подойти к образовательному процессу. Далее выбранное исследование развивается уже в курсовых работах. Тема их выбирается осознанно, студент с удовольствием участвует во всевозможных конкурсах исследований, стремится выступать на конференциях и форумах, находит единомышленников и оппонентов для дискуссии.
Например, в рамках существующей долгие годы на кафедре экономических и финансовых дисциплин Московского гуманитарного университета научной школы «Экономика и управление народным хозяйством (экономика труда)» на первом курсе в рамках дисциплины «Микроэкономика» студент исследует вопросы форм и видов заработной планы, а на последнем курсе в своей выпускной работе он описывает направления по наиболее оптимальным формам и видам оплаты труда на исследуемом предприятии. Далее, поступив в магистратуру, он уже исследует специфические особенности этого направления, позволяющие сформировать универсальные рекомендации для предприятий исследуемой отрасли, осуществляет публикацию своих достижений, что уже можно считать элементом научной новизны.
В вузах часто создаются научные студенческие общества, которые курируют наиболее опытные из молодых преподавателей или студентов старших курсов. Такие подразделения самостоятельно выбирают тематику исследований и форму их осуществления, предлагают новые направления реализации полученных результатов.
Таким образом, научные школы, существующие на кафедрах, не только привлекают студентов к научно-исследовательской практике, но и получают в качестве обратной связи дополнительный импульс развития. Есть различные подходы к классификации научных школ. В частности, О. Грезнева предлагает такую классификацию научных школ: по виду связей между членами научной школы — научное течение, «невидимый колледж», научная группировка; по статусу научной идеи — экспериментальные, теоретические; по широте исследуемой предметной области — узкопро-
2018 - №4
Актуальный вопрос 259
фильные, широкопрофильные; по функциональному назначению продуцируемых знаний — фундаментальные, прикладные; по форме организации деятельности учеников — с индивидуальными формами организации научно-исследовательской работы, с коллективными формами организации научно-исследовательской работы; по характеру связей между поколениями — одноуровневые, многоуровневые; по степени институализации — неформальные, кружки, институальные; по уровню локации — национальные, локальные, личностные (Грезнева, 2003).
Чем масштабнее факультет и кафедра, тем больше возможностей для реализации сразу нескольких типов научных школ и адаптации студентов в их практике. Такие школы способны непрерывно воспроизводить новую «научную смену» — будущих преподавателей. Так, начальник отдела поддержки ведущих научных школ и грантов Президента Российской Федерации А. С. Левин считает, что научная школа — форма совместной научной деятельности коллектива исследователей разного возраста и квалификации, руководимых признанным лидером, объединяемых общим направлением работ, обеспечивающих эффективность процесса исследований и рост квалификации сотрудников (Левин: Электронный ресурс).
Подводя итог вышесказанному, обратимся к выступлению ректора Московского гуманитарного университета И. М. Ильинского на ежегодной Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века», в котором было отмечено, что «важно восстановить идеал подлинного образования, связанного не с подготовкой специалистов, а с развитием личности, ее целостности и неисчерпаемости, а цель образования не только в том, чтобы сделать человека интеллектуальным, важно обеспечить каждому человеку возможности личностного роста через понимание тех целей и стратегий, которые выбрал данный человек» (Ильинский, 2006: 9).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Грезнева, О. Ю. (2003) Научные школы (педагогический аспект). М. : [б. и.]. 69 с.
Ильинский, И. М. (2006) Понимание как цель образования // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 5-15.
Левин, А. С. Соображения к концепции развития программы [Электронный ресурс] // Ин-формика. URL: http://informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/cour00l0/l800.html (дата обращения: 16.09.2009).
Ярошевский, М. Г. (1977) Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. М. : Наука. 524 с. С. 7-96.
Дата поступления: 10.11.2018 г.
THE ROLE OF SCIENTIFIC SCHOOLS IN THE ORGANIZATION OF PRIMARY RESEARCH PRACTICE OF ECONOMICS STUDENTS
E. B. Krylova Moscow University for the Humanities
The article deals with the role of scientific schools in the development ofresearch activities of economics students, the forms of involvement of the student audience in various types of research practice.
Keywords: scientific school; educational standard; educational programme; educational motivation; student science; economic disciplines
REFERENCES
Grezneva, O. Iu. (2003) Nauchnye shkoly (pedagogicheskii aspekt). Moscow, s. n. 69 p. (In Russ.).
Il'inskiii, I. M. (2006) Ponimanie kak tsel' obrazovaniia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 5-15. (In Russ.).
Levin, A. S. Soobrazheniia k kontseptsii razvitiia programmy. Informika [online] Available at: http://informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/cour0010/l800.html (access date: 16.09.2009).
Iaroshevskii, M. G. (1977) Logika razvitiia nauki i nauchnaia shkola. In: Shkoly v nauke / ed. by S. R. Mikulinskii, M. G. Iaroshevskii, G. Kreber and G. Shteiner. Moscow, Nauka. 524 p. Pp. 7-96.
Submission date: 10.11.2018.
Крылова Елена Борисовна — доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономических и финансовых дисциплин Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 2. Тел.: +7 (499) 374-73-61. Эл. адрес: EKrylova@mosgu.ru
Krylova Elena Borisovna, Doctor of Economics, Head, Department of Economic and Financial Disciplines, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-73-61. E-mail: EKrylova@mosgu.ru
йй! 10.17805/7ры.2018.4.30
Качество жизни в системе приоритетов безопасного национального развития
О. Ю. Минченкова Московский гуманитарный университет
В статье рассматривается роль качества жизни в системе приоритетов безопасного национального развития. Выделены приоритеты социальной политики государства. Проведена оценка объема накопленного имущества в полярных группах и его потенциала. Определены специфические признаки бедности в России.
Ключевые слова: качество жизни; факторы качества жизни; национальная безопасность; социальная политика; приоритеты развития
Любая стратегия безопасности разрабатывается на основе выделения базовых национальных интересов и ценностей. Система национальных интересов имеет, с одной стороны, общий, универсальный характер, присущий всем странам, с другой — уникальный, специфический, свойственный лишь отдельным государствам набор элементов. Эта система развивается в результате эволюционного развития интересов ее подсистем, их взаимосвязей, а также внешнего воздействия. Степень организованности системы определяется количеством и разнообразием взаимосвязей ее элементов. При высокой степени организованности система является достаточно стабильной, она мало зависит от внешних возбуждений, хотя изменение любого ее элемента может привести к изменению других элементов или системы в целом.
Формирование системы национальных интересов требует четкого определения жизненно важных интересов личности и общества, поскольку они при определенных условиях могут вступать в противоречие, которое может привести к возникновению и обострению угроз национальной безопасности. Однако национальную безопас-