присущей ученым ответственности этого пока не произошло.
Учитывая это, надо максимально использовать все возможности, чтобы сохранить интеллектуальный ресурс, прежде всего, в наиболее приоритетных направлениях науки. Это обеспечит инновационное развитие экономики. Сегодня рост экономики России за счет инноваций в среднем составляет лишь 8%, тогда как в мире 60% («Поиск», № 47 - 2007 г.). Ради этой задачи власть страны могла бы принять Г осу дарственную Программу - программу будущих поколений России.
Поэтому всемерно надо поддерживать и развивать вузовскую аспирантуру, повышать качество научных исследований. Вузовская наука обладает огромными резервами. Тем не менее, в течение длительного времени наши вузы не и ели целевой статьи на научноисследовательскую деятельность.
Наша страна взяла курс на формирование инновационной эконо ики, основанной на знаниях и интеллекте.
Но новые знания и новые идеи создаются большим трудом. Для этого нужны высокоподготовленные, талантливые люди. Их нужно растить, готовить в университетах и научных институтах. Именно здесь находится наиболее эффективный способ раз ещения ресурсов. Тем более, что разовое образование, диплом о высшем образовании уже не являются основны условие выведения человека на орбиту успеха.
Акценты стали другими: вместо принципа «образование на всю жизнь» люди начинают жить по принципу «образование в течение всей жизни». Учитывая это, вузы и институты повышения квалификации должны организовать обильную систе у обучения, отвечающую запроса дополнительного образования.
Повышение качества подготовки кадров неразрывно связано с интеграцией науки и образования. И это во взаимных интересах обеих отраслей. Именно поэтому Президент России В.В.Путин поддержал эту идею на заседании Совета по науке, технологиям и образованию (30.11.07г.) и подписал (01.12.07г.) соответствующий Федеральный закон.
Ряд аграрных университетов, в том числе Кубанский, Новосибирский, Оренбургский, Орловский и др. уже 7-10 лет назад создали на базе вузов, НИИ, технику ов, колледжей научно-образовательные ко плексы. На этой основе появилась возможность эффективнее использовать научное оборудование, интеллектуальный потенциал, привлекать олодых ученых и студентов к научным исследованиям в отраслевых НИИ. И добиться нового качества в подготовке кадров.
Конечно, здесь есть еще немало проблем, появляются новые. Но это уже проблемы роста.
С учетом задач и требований, выдвинутых перед агропро ышленны ко плексо страны, ы находи -ся на ответственно рубеже принятия важнейших, судьбоносных решений, которые должны определить перспективу аграрного образования и развития отраслей сельского хозяйства на основе новых знаний.
УДК 631.5(092)
РОЛЬ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ НИ. ВАВИЛОВА В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ
В.М. Баутин, член-корреспондент РАСХН,
ректор РГАУ—МСХА им. КА. Тимирязева
Николай Иванович — гений, и мы не сознаем этого только потому, что он наш современник.
Академик Д.Н. Прянишников
27-28 ноября 2007 г. в Российском государственном аграрном университете -МСХА имени
К. А Тимирязева состоялась международная конференция «Научное наследие Н.И. Вавилова - фундамент отечественного и мирового сельского хозяйства», посвященная 120-летию со дня рождения выдающегосяучёного, академика Николая ИвановичВавилова. Ректор-университета В.М. Баутин выступил с докладом, который мы и публикуем.
Один из самых ярких патриотов Тимирязевки академик Н.А. Майсурян определил жизнь Н.И. Вавилова такими словами: «Истинным подвигом Н.И. Вавилова-учёного были его выдающиеся научные исследования и созданные им теории. Подвигом путешественника были его научные экспедиции. Подвигом было его блестящее руководство крупнейши и научны и учреждения и. Подвигом была его организаторская деятельность. Велики подвиго была вся его неповтори ая жизнь, отданная беззаветному служению Родине... Николай Иванович был ярки проявление народного гения, отражение неисчерпае ой силы своего народа, его прекрасных стре лений и его воли к победе, где бы эти стре ления и воля ни проявлялись. Вавилов один из тех немногих на зе но шаре людей, вокруг и ени которых пото ки слагают легенды» [1].
Как воспитанник и выпускник Московского сельскохозяйственного института (бывшей Петровской академии, ныне Российский государственный аграрный университет - Московская сельскохозяйственная акаде ия имени К.А. Тимирязева) он был преемником и наследни-ко традиций этого высшего учебного аграрного заведения, заложенных еще в XIX веке, в период его формирования.
Спецификой концепции аграрного образования в Петровской зе ледельческой и лесной акаде ии являлась ориентация на подготовку специалистов сельского хозяйства, владеющих инфор ацией в разных областях агарар-ной науки и нашедших в это контексте свое, узкоспециальное есто для углубленной, профессиональной работы. Предрасположенность к такой работе слушатели могли проверить не только в экспериментальных лабораториях Академии, но и в полевых экспедициях и опытах, на полях и фер ме Академии, в Ботаническом саду.
Такой комплексный подход к аграрному образованию складывался в период кризисного состояния эконо ики России начала — середины XIX века, которое привело к от ене крепостного права, к новы эконо ически взаимоотношениям в сельском хозяйстве и требовало резкого увеличения эффективности сельскохозяйственной отрасли, невоз ожного без подготовки соответствующих специалистов. Особенности того периода, огромность стра-
ны привели к необходи ости развития систе ного подхода к аграрно у образованию, который и был заложен в структуру Петровской академии ее основателем и первым директором Н.И. Железновым. Главной задачей такого подхода было отразить всю иерархическую сложность агросферы, вычленить ее ключевые ко поненты и выделить наиболее эконо ически обоснованные и эффективные пути интенсификации получения конечной сельскохозяйственной продукции.
Петровская академия не создавалась по какому-то шаблону, ее структура изначально была оригинальна и включала направления, тесно связанные друг с друго , каждое из которых, те не енее, и ело свою научную базу и развитие. Они включали в себя агрономию, фун-да ентальные науки о биотических и абиотических ко -понентах агросферы, сельскохозяйственных видах животных и растений, принципы конструирования агроэколандшафтов, а также эконо ические характеристики продуктивности агроэколандшафтов.
Необходимость междисциплинарной интеграции при решении пробле сельского хозяйства, которая была реализована в процессе организации работы Петровской зе ледельческой и лесной акаде ии, очень точно отвечала требования развития ко плексных етодов его интенсификации, которое остается актуальны и в настоящее время. Сам процесс интеграции мог происходить только при объединении научных исследований, проверки и последующего внедрения полученных знаний и тесно связанного с ни и педагогического процесса, обучения и подготовки поколений новых специалистов. Именно поэтому в Петровской академии изначально закладывались совре енные на то вре я лаборатории для экспе-ри ентальных научных исследований, фер ы и зональные опытные станции, организовывались экспедиционные исследования, поддерживались тесные контакты с ведущими научными и образовательными центрами России и других стран.
В период обучения Н.И. Вавилова в МСХИ такая интеграция достигла своего расцвета. Большинство представителей профессорско-преподавательского состава того вре ени вошли в ировую историю как основатели новых научных направлений в аграрных науках. Были созданы и активно развивались прикладные и внедренческие исследования, работали и расширялись зональные опытные станции, организовывались научные экспедиции, велись широкомасштабные научные дискуссии. Н.И. Вавилов с самых ранних студенческих лет был вовлечен в эту деятельность. Он был продуктом и представителем золотого периода развития отечественных аграрных наук начала ХХ века. Во многом ему удалось продолжить и довести до ирового признания то, что начинали его учителя. В своей работе Н.И. Вавилов был един во всех лицах - генетик, систе атик, эволюционист, физиолог растений, выдающийся организатор науки и общественный деятель, а также крупный географ-путешественник. Т акая всеохватность в XIX - начале ХХ веков была характерна для ученых России. Она даже получила специальный тер ин - русский, или славянский, кос из .
Николай Иванович Вавилов относится к числу титанов ысли и нравственности, которы и человечество вправе гордиться. Гёте, Леонардо да Винчи, Пастер, Лавуазье, Ломоносов - с ними можно сравнить Н.И. Вавилова по способности владеть атериало разных наук и синтезировать разнообразные отрасли знания.
Н.И. Вавилов - не только великий ученый, он также -общественный деятель высочайшего ранга и политик. В каждой отрасли своей деятельности он - создатель и преобразователь. Программа его преобразований связана со способностью создавать новые отрасли науки, результаты развития которых дают очевидный эконо ический эффект. Тем не менее, мировая история знает примеры физической и оральной расправы над ыслителя и, приносящи и новый опыт, новые знания. Жертвами её стали многие выдающиеся учёные - Дж. Бруно, Дж. Ванини, Н. Коперник, Г. Г алилей и др. В этом ряду стоит и Н.И. Вавилов.
В кратком очерке научной судьбы Н.И. Вавилова рассматриваются история формирования его научного миро-возрения, влияние учителей, его научные открытия в биологии, имевшие мировое значение. Таких открытий было ного, их трудно перечислить.
Один из центральных научных интересов Н.И. Вавилова заключался в исследованиях иммунитета растений. Интерес к фитопатологии, приобретенный в годы студенчества на стажировке у выдающегося миколога А.А. Ячевско-го, Н.И. Вавилов пронес через всю жизнь. Он обобщил накопленные к то у вре ени сведения о природе фитои -унитета и на етил основные направления будущих исследований в книге, посвященной и унитету растений (1919). Н.И. Вавилов, считал что «свести все явления не-восприи чивости растений к грибны и бактериальны заболевания , к единой физиологической или биологической причине... нам представляется невозможным» Только через 50 лет всё это привело к созданию «мультикомпо-нентной гипотезы» фитоиммунитета. Со времени первых работ Н.И. Вавилова прошло более 90 лет. Методология работы с рекомбинантной ДНК открыла перед биологией воз ожности, неведо ые ранее, приче в направлениях, начертанных Н.И. Вавиловым.
Генетический принцип устойчивости в наше вре я широко используется в исследовательской работе и практической селекции на иммунитет. У многих болезней хорошо изучен расовый состав. Выявлена расоспецифическая устойчивость олигогенного характера. Во многих случаях выявлены гены устойчивости, а также серии аллелей этих генов. В то же время в селекции широко используется и полигенная устойчивость, описанная в свое вре я в опытах Н.И. Вавилова (1986).
Выражение «эволюция, управляемая человеком» введено в научную лексику Николаем Вавиловым. Естественный отбор, по Чарльзу Дарвину, может вести к тем же са-ы результата , что и творческая, созидательная деятельность. Мысль Н.И. Вавилова идет в обратном направлении — от естественного к искусственному: Человек берет на себя ответственность за судьбу Эволюции.
Н.И. Вавилов одним из первых осознал, что законы Г. Менделя, теория чистых линий В. Иоганнсена, мутационная теория, разработанная С.И. Коржинским и Г. де Фризом , хро мосо мная теория Т. Моргана и его сотрудников являются теоретической основой практической селекции.
Многие исследователи полагали, что селекция это та же генетика. НИ. Вавилов же считал, что селекция есть учение о выведении сортов растений и пород животных в соответствии с потребностя и человека, а «генетика охватывает преи ущественно пробле ы гена, из енчивости, наследственности, пола, вопросы феногенетики одинаково для растений и животных». Он говорит о том, что селекция и генетика опираются на законы наследственности и изменчивости и в то же время «... в отдельных своих частях взаимопроникают». Указывая, что эволюционное учение
Дарвина является фундаментом селекции, Н.И. Вавилов формулирует положение, ставшее крылатым: «Селекция представляет собой эволюцию, направляе ую волей человека».
Эпохальное открытие XX века - основного носителя наследственной информации - ДНК нисколько не повлияло на селекционную технологию, а лишь расширило наши представления о наследственности и из енчивости живых организ ов.
Подводя некоторые итоги работы Всесоюзного института растениеводства, Н.И. Вавилов сказал: «...самое главное, фактически в распоряжении советской селекции ныне имеется огромный новый исходный видовой и сортовой атериал, о которо ог только когда-либо ечтать селек-
ционер». И далее: «...советские растениеводы овладели ключа и к ировы сортовы ресурса ».
В статье «Селекция как наука» Н.И. Вавилов проанализировал историю селекции животных и растений. Ссылаясь на работы ногочисленных авторов, в то числе на Колумеллу, Варрона, Виргилия, Теофраста, которые за более че две тысячи лет до нашего вре ени в своих работах писали о етодах улучшения растений и животных,
Н.И. Вавилов приходит к заключению, что селекция постепенно из искусства превращается в производство, в ремесло. Придавая огромное значение трудам Чарльза Дарвина, делает вывод: «Для научной селекции эволюционное учение Дарвина стала первоосновой».
С точки зрения приложения законов генетики к практической селекции исключительным вкладом Н.И. Вавилова являются работы, которые, в сущности, представляют собой научные основы селекции. Они были собраны и переизданы в 1987 г. в книге «Н.И. Вавилов. Теоретические основы селекции».
Определяя основные задачи селекции и пути их осуществления, Н.И. Вавилов указывает: «Со всей твёрдостью ы, селекционеры, должны сказать, что, организуя широкую селекционную работу, поднимая её на должную высоту, необходи о не едленно развивать широкую се ено-водческую организацию». Н.И. Вавилов полагал, что и енно при социалистическо производстве в крупных сельскохозяйственных предприятиях, каки и являлись колхозы и совхозы, ожно эффективно организовать производство се ян новых сортов сельскохозяйственных растений. Потрясает его вера в Россию, он считал, что частное производство не является столь эффективны .
Приводя многочисленные примеры успешного развития селекции, генетики и семеноводства за рубежо м, Н.И. Вавилов считал [Совхозная газета. 1936, № 181, 24 декабря], что успехи там носят непланомерный характер и не строятся на принципах генетики. В противоположность этому он предлагал коренным образом перестроить отечественную селекцию на теоретической основе: «Как никогда встала нужда в сильной теории, в серьёзной етодоло-гической работе». Он предлагает развивать теоретические основы изучения исходного атерила, подбора родительских пар для скрещивания, генетического анализа ежви-довых и ежродовых гибридов.
Необходимо подчеркнуть значимость работы Н.И. Вавилова по мобилизации растительных ресурсов мира. Сейчас этой работе придается гро адное значение и у нас в стране, и в других странах. Из исследований Н.И. Вавилова выросла целая научная область, связанная с необходи остью обилизации ировых генетических ресурсов растений.
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, открытый Н.И. Вавиловым, наряду с принципом эколого-географической внутривидовой дифференциации, представление о распределении устойчивых к болезня фор и о центрах происхождения культурных растений составил основу учения об исходно атериале в селекции растений. Более того, он стал основой для создания селек-ционны путе новых культур и новых направлений в селекции.
Сбор образцов культурных растений в разных частях земного шара неизбежно ставил вопросы интродукции. Все эти образцы нужно было периодически пересевать, чтобы сохранить их. Интродукция, которая в нашей стране, как и в других странах, привела к возделыванию новых культур, приобрела большой размах. Руководителем и организатором этой работы был Н.И. Вавилов. Сама теория интродукции, как он отмечает, выросла из фактов, накопленных в ходе ботанико-географических и экспедиционных исследований, и основой ее является учение Ч. Дарвина в приложении к культурным растениям. Важным разделом теории интродукции является учение о центрах происхождения культурных растений, указывающее, в каких областях зе ного шара следует вести поиск наиболее ценных фор . В теорию интродукции большой вклад внесли географические посевы (в 115 точках), организованные Н.И. Вавиловым . Они дали возможность проследить за географической из енчивостью фенотипа различных культур и фор .
Учение о центрах происхождения культурных растений дает возможность для поиска ценных в селекционном отношении форм и видов. Оно широко используется при сборе исходного для селекции материала. Коллекционный материал ВИРа, собранный в значительной мере в центрах происхождения культурных растений, лег в основу создания ногих сельскохозяйственных культур, в то числе шедевра мировой селекции - знаменитой Безостой 1, зани-ающих иллионы гектаров посевов.
Богатое теоретическое наследие Н.И. Вавилова и большой опыт организатора сельскохозяйственной науки не теряют своей актуальности и практической значи ости и в наши дни. Они составляют сокровищницу национального достояния, разу ное использование которого способствует успешно у решению совре енных пробле аграрной науки и сельскохозяйственного производства. Он был создателе и руководителе крупнейших научных центров страны - институтов растениеводства и генетики АН СССР. Много сделал Н.И. Вавилов для организации и развития научных исследований в крупнейших зе ледельческих регионах страны. Его деятельность была направлена на разработку пробле освоения новых зе ель на севере, востоке, на развитие субтропического и горного зе леделия, налаживание се еноводческого дела, введение в культуру новых видов растений.
Необыкновенная энергия и работоспособность, огром -ный талант ученого позволили Николаю Ивановичу совершить научный подвиг: сделать ряд крупнейших теоретических обобщений, и еющих ировое значение в области генетики, ботаники, географии, экологии культурных растений. Лучшим подтверждением этому служит дальнейшее развитие его идей и плодотворное использование их в совре енной науке.
Работы Н.И. Вавилова оказали большое влияние на прогресс мировой науки. До настоящего времени в зарубежных странах не выходит ни одного серьезного научного труда в области генетики, селекции, происхождения
культурных растений или истории земледелия без ссылок на труды Н.И. Вавилова.
Работы Н.И. Вавилова необъятны по своей идеологии до сих пор. Они составляют национальное достояние не только России, но и мира. Использование их способствует успешному решению современных проблем аграрной науки и сельскохозяйственного производства во все ире.
Он многое мог бы сделать. В стране активно использовались социальные ярлыки «кто не с нами - тот против нас», «гнилая буржуазная интеллигенция», «враг народа». Сталинский принцип «обострения классовой борьбы по мере построения социализма» обусловил уничтожение наиболее значимой части общества - образованных и ориентированных на творчество, интеллектуально мыслящих граждан. Принцип классового разделения сработал. Сначала Н.И. Вавилов был отодвинут от непосредственного руководства важнейши государственны дело - развитие сельского хозяйства на научно- етодической основе. Потом заключен в тюрьму, на основании доносов. Обвинительное заключение: Н.И. Вавилов - враг народа. В результате - ВАСХНИЛ возглавил недоучившийся агроном Трофим Лысенко. Переносить социальные принципы в науку неправомерно. В лучшем случае, это тормозит развитие конкретного общества, в худшем - подрывает основы государства. На разрыв пробовали всех. Но физики выстояли, биологи нет.
H.И. Вавилов был арестован на основании доносов. У Николая Ивановича Вавилова, великого ученого и путешественника, при аресте были изъяты личные вещи и документы, труды и рукописи на русском и иностранных языках, переписка и десятки записных книжек. Потом война. Следователь Хват 9 июля 1941 года подписал один из са-
ых чудовищных актов в истории ировой науки - постановление: «Уничтожить, как не и еющие ценности:
I. Черновые материалы Вавилова НИ. по заграничным поездкам в Абиссинию, США, Англию, Японию и другие страны. Всего в 92 папках.
2. Записных книжек и блокнотов с различными записями - 90 штук...».
Всего 26 пунктов, в них перечислены разные научные документы и материалы. Они не подтверждали предъявленного обвинения, а содержали бесценные научные сведения и аналитические оценки растительных возможностей ира, а также сведения о поездках по ноги регионам СССР, совершавшихся параллельно заграничным путешествия . Уничтожение по распоряжению старшего лейтенанта госбезопасности ноголетних трудов выдающегося ученого - доку ентов, трудов, рукописей, так же как и книг, написанных НИ. Вавиловым в тюрьме, свидетельствует о государственно безу ии и полно произволе сотрудников карательных органов.
До последней минуты Н.И.Вавилов знал, что его работа нужна Родине. Именно эта мысль и подтолкнула нас подготовить новую серию изданий о выдающихся выпускниках и профессорах Российского государственного аграрного университета - МСХА имени К.А. Тимирязева., и первая книга этой серии по праву посвящена НИ.Вавилову.
Литература
1. Майсурян, Н.А. Жизненный и творческий путь Н.И. Вавилова / Н.А. Майсурян //Н.И. Вавилов и сельскохозяйственная наука. - М.: Колос. 1969. - С. 13-40.
УДК 378-057.875:62:338.436.33
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ ДЛЯ АПК
М. Н. Ерохин, академик РАСХН, ректор МГАУ
В настоящее время, несмотря на наметившиеся положительные тенденции в агропро ышленно ко плексе, ситуация на продовольственно рынке улучшается ед-ленно. Необходима система дополнительных мер, обеспечивающих развитие сельского хозяйства.
Аграрная политика государства ориентирует российских производителей сельскохозяйственной продукции на высокие наукое кие технологии и отечественные экологически чистые продукты питания. Россия способна заявить о себе не только как крупный покупатель, но и как перспективный экспортер сельскохозяйственных продуктов. Среди основных стратегических задач, которые необходи о решить для производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции следует от-етить одернизацию отрасли, оснащение производства новой техникой, внедрение новых технологий. Реализация планов по одернизации отрасли должна сопровождаться научны и кадровы обеспечение .
К сожалению, значительные объемы подготовки специалистов не решают задачи обеспечения предприятий квалифицированны и кадра и. Медленное решение накопившихся пробле на селе привело к то у, что ы за последние 15 лет практически растеряли специалистов, работающих в области сельского хозяйства. Молодежь, да и другие трудоспособные работники села до 50 лет в поисках достойного заработка устремились в город. Напри ер, только 35% должностей инженеров зани ают специалисты с высши образование .
Основными потребителями инженерных кадров являются около 60 тысяч предприятий - производителей с.-х. продукции: агрофир ы, агрохолдинги, агроко бинаты и агропромышленные комбинаты; акционерные общества различных организационных фор , с.-х. кооперативы, колхозы, совхозы, государственные предприятия, уни-ципальные унитарные предприятия, федеральные государственные унитарные предприятия Министерства обороны, сельскохозяйственные предприятия РАСХН, учхозы и фермерские хозяйства. Здесь имеется около 195 млн га. с.-х. угодий. Сложившаяся организационнохозяйственная структура сельскохозяйственных предприятий свидетельствует об их ногоукладности, они представлены различны и фор а и собственности и организации производства, которы необходи ы специалисты с разны уровне подготовки.
Следующая группа потребителей инженерных кадров - это 4387 предприятий по хранению и переработке с.-х. продукции.
Современное сельскохозяйственное производство предъявляет высокие требования к качеству подготовки специалистов. Выпускники инженерных факультетов должны обладать хороши и знания и техники и технологии производства сельскохозяйственной продукции, правил эксплуатации и онтажа оборудования, етодов