П.П. Андросов, руководитель физкультурно-спортивного клуба, Северо-Восточный федеральноый университет им М.К. Аммосова «Сулус», г. Якутск, E-mail: [email protected]
В.К. Пельменёв, д-р пед. наук, проф. института рекреации физической культуры и спорта, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, г. Калининград, E-mail: [email protected]
РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
В данной статье рассмотрены роль национальных видов спорта в развитии студенческого спорта и молодежи в Республике Саха (Якутия), их значимость, краткая историческая справка. Доступность занятий национальными видами спорта Республики Саха (Якутия), не требующих больших специальных спортивных сооружений, спортивного инвентаря оказывают большую значимость для пропаганды здорового образа жизни, способствуют систематическим занятиям физической культурой и спортом среди молодежи и студентов. Представлены материалы по росту количества занимающихся национальными видами спорта республики на основе статистических данных, опросных сведений и личного наблюдения в Северо-Восточном федеральном университете с 2011 - 2016 гг
Ключевые слова: национальные виды спорта, физическая культура и спорт, развитие физической культуры и спорта.
Актуальность исследования данной проблемы заключается в необходимости сохранения национальных видов спорта Республики Саха (Якутия) и их развития в области физического воспитания молодежи и студентов, применения в сфере организации спортивных мероприятий и досуга. Для дальнейшего исследования развития студенческого спорта в Республике Саха (Якутия) изучалась его взаимосвязь с национальными видами спорта, в экстремальных условиях Севера.
Цель исследования - оценить роль национальных видов спорта в развитии студенческого спорта в Республике Саха (Якутия).
Для реализации поставленной цели нами использовались методы анкетирования, статистическая и графическая обработка данных. Методика анкетного опроса как прием социологического обследования включала в себя две стороны: интервьюирование и анкетирование, осуществляемые параллельно. Нами опрошено 500 студентов из разных институтов и факультетов Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.
В качестве опросника использовалась разработанная нами анкета. С её помощью оценивались спортивная активность, здоровье, питание, учёба и специализация.
Национальными видами спорта в Республике Саха (Якутия) являются национальные якутские прыжки, борьба хапсагай, мас-рестлинг
Результаты анкетирования показали, что подавляющее большинство студентов занимаются только одним видом спорта (70,8%), 15,2% опрошенных - двумя, 14,0% - тремя. Причем самым популярным среди выбравших один вид спорта является национальные виды спорта Республики Саха (Якутия). Данными видами спорта занимаются 20% студентов из 500 опрошенных. Второе место по популярности занимает мини футбол (17% опрошенных), на третьем - вольная борьба (10%), на четвертом - баскетбол (9%). Популярность национальных видов спорта Республики Саха (Якутия) объясняется повышенным интересом большинства населения к этими видами спорта. Массовость таких видов спорта, как вольная борьба, мини футбол, баскетбол, по-видимому, связаны с их доступностью. Сравнительно непопулярны, среди выбравших занятия одним видом спорта - гимнастика, лыжное двоеборье, тяжелая атлетика.
В настоящее время для поддержания здоровья студенты достаточно активно занимаются спортом (физической культурой) - в среднем 80% опрошенных; стараются обеспечить здоровое питание 36,9%; следят за своим весом 41,9%. Занимаются в плоскостных сооруженияхна свежем воздухе - 36,6% молодых людей; очень часто - 7,0%; совсем не занимаются - 6,3%. Больше половины респондентов (52,7%) полагают, что достаточно следят заукреплением своего здоровья.
На основе изучения научных трудов Е.И. Михайловой, М.П. Федорова, М.И. Борохина, А.А. Захарова, Е.П. Кудрина и др. и специальных нормативов, введенных в программы средних и высших учебных заведений в Республике Саха (Якутия), приводятся результаты использования национальных видов спорта в развитии студенческого спорта.
Национальные виды спортав Республике Саха (Якутии), такие как борь-ба-хапсагай, национальные якутские прыжки, мас-рестлинг, являются популярными среди населения издавна [1; 2; 3]. В настоящее время национальными видами спорта Республики Саха (Якутия) занимаются все возрастные категории населения.
Разнообразные игры национальных видов спорта Республики Саха (Якутия), направленные на развитие ловкости, быстроты, силы и выносливости всегда были популярны среди населения. Потому, на народных празднествах не обходилось без спортивных состязаний или разнообразных подвижных забав, которые передавались из поколения в поколение. Жители Республики Саха (Якутия) по праву могут гордиться своими исконно народными играми и видами спорта, дошедшими до нас с незапамятных времен. Выработанные на протяжении веков физические упражнения и состязания коренных народов Республики Саха (Якутия) надежно сохраняются и широко применяются в современной системе физического воспитания. Народ к ним очень бережно относится, так как они
развивают силу и ловкость, быстроту мышления, столь необходимые в трудных условиях Севера.
Сейчас национальные виды спорта, как якутские прыжки, мас-рестлинг и хапсагай признаны российскими видами спорта и внесены во Всероссийский реестр видов спорта.
В 1992 году с реализацией концепции национальной школы в Республике Саха (Якутия) были приняты изменения и дополнения в комплексной программе физического воспитания в 1-Х1 классах общеобразовательной школы и изданы методические указания к ним, разработанные в то время доцентами кафедры физического воспитания к.п.н. В.П. Кочневым [4] и физкультурного отделения Педагогического факультета Якутского госуниверситета к.п.н. Н.К. Шамаевым [5] в 1992 году.
Для развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) в целом, студенческий спорт имеет огромное значение. Благодаря студентам постоянно пополняются и обновляются сборные команды республики. Растет количество студентов - членов сборных команд Республики Саха (Якутия), Дальневосточного федерального округа, Сибирского федерального округа и Российской федерации по различным видам спорта, победители и призеры России, Европы, Мира [6]. В современное время на государственном уровне ведется работа по сохранению и возрождению народных игр, национальных видов спорта.
С 1954 года, с организацией Федерации национальных видов спорта Якутской АССР, она принимает научный характер.
С 1980 года введены новые правила спортивных соревнований среди малочисленных народностей Якутии - эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей.
Престижными то пуляр ным срединаселе нияи,вчастности,мол од ежиста-ло провсдвииеепарта ннады по нацивнальным видам спорта на призы Василия Манчая^.сяльеиижспортивных игр, и ар народов Севера, где в основном участвуют студлнты. Васрревнованыычхыляарсжме селвно жвмяыэтлярчасаникдыи, но и активно подключаются к организации проведения соревнований и в судействе.
Пореэулитоеам иснлтдоичния раиистлеспооеа вРжспрМлакеСаха (ЯЫвтыя) нами вюанено,ыео заентитнРчнлнллыиымлиироми спортанааиоаеехолрыстаыи с 2013аеда. Лыс чиеленностьзаиаднющяеся в 2013 аоау досттадчЯВДВТ еаао-век, 2014 году - 17749 человек, 2015 году - 18727 человек, 2016 году - 30491 человснфие. 1 ).
30491 чел.
18727 чел.
17749 чел.
14045 чел.
оаез л. оаед л. оаея л. ояеб л.
Рис. 1.Ростчисленностизанимающихся национальнымивидамиспорта в Якутии
Мы читаем, что это явление связано с обеспечением благоприятных условий: строительством новых спортивных сооружений и, прежде всего, создание распоряжениемПниеитольтииа PряпмBшкиCaxa(Якрсия) № бДРи года Республиканского центра национальных видов спорта имени Василия Ман-чаарыlвяжPхтчсe.Ocнов нсеааара влeнисржатлиьпo сиицсвтра:
- государственная поддержка и создание условии для развития, популяризации национальных видов спорта и народных игр народов Якутии в Республике Саха (Якутия), а также на всероссийском и международном уровне.
- формирование ресурсной, нормативной, правовой и материально-технической базы национальных видов спорта и народных игр народов Якутии;
- создание и совершенствование системы координации и управления развитием национальных видов спорта и игр народов Якутии;
- создание и совершенствование системы проведения соревнований и мероприятий по национальным видам спорта.
- подготовка спортивного резерва по национальным видам спорта.
В период с 2011 - 2016 гг. нами проведены исследования развития физической культуры и спорта среди студентов в «Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова» г Якутск Республики Саха (Якутия).
Таблицы 1 и 2 показывают количество студентов занимающихся физической культурой и спортом по годам. Из таблиц видно, что в 2011 по 2016 гг. растет процент занятия студентами физкультурно - массовыми видами спорта. Так, за пять лет в результате физкультурно-массовой работы, так и в спортивной работе нами увеличен процент участия студентов на 20%.
Выявлено, что росту занятий массовой физической культурой и спортом студентов, способствовали принятая «Программа развития физической культуры и спорта в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова на 2012-2015 годы», созданные современные спортивные сооружения, эффективное организация физкультурно-спортивной работы с учетом здоровья, физического развития и свободного времени студентов.
Таблица 1
Контингент обучающихся на кафедре физического воспитания ИФКиС СВФУ по учебным годам (очная форма обучения)
Годы Количество занятою
2011-2012 6000 -n1Остoв
2012-2013 6100 студентов
2013-2014 6120 схдбнтов
2014-2015 6150 студентов
2015-2016 6762 о^дентов
Количество студентов занимающихся физкультурно-массовой и спортивной работой
№ Виды работ Показатели в 2011-2012 уч.г. Показатели в 2023-б016уч. г.
число Ед. измерения число Ед.изме-чен ия
1 Физкультурно-массовая работа 60 % 80 3
2 Спортивная работа 40 % 60 %
2011-2012 2013
2014
2015
2016
Рис. 2. График развития занятиями физической культурой и спортом в СВФУ 2011-2016 г.
Нашиисследованияпоказали, чтопринятая«Программаразвития физической культуры и спорта в Северо-Восточном федеральном университете ни М.К. Аммосова на 2012-2015 годы» дала следующие результаты в 2015 -2016 гг:
1. Численность студентов, занимающихся массовой и оздоровительной физической культурой и спортом достигла12000;
2.Численностьстументов,занима ющихся сто ртомвыс шегоммстерства-
150;
З.Чисртнхооть сввдехеох-разрмдрскоо -Т50М;
4. В Спартакиаде студгородка «Сэргэлээх» участвует 7112 студента еже-
Таблица 2
Рисунок 2 показывает, что за годы наших исследований процентный рост увеличился с 2011 - 2012 гг в 2013 г. на 15%. В 2014 г. эта цифра достигла знаед-ния 80% и в дальнейшие годы стабилизируется на этой отметке.
годно;
5.ВСпсртакма°р С.ФУ нд .убок Рекморадчо5тху-т17ндстуденте мже-годно;
6.°у1 у°тонвуеорд нсезвтнатаниинмто ны-ранима ютоярШсcтртeхтa.
Материалы таблицы 3 показывают, что с 2011 года студентов СВФУ - спор-
теменов высшегохпмриивтого мастбвсти-б галад^^мм^с^тстатоветстОнешо Это доказывают их достижения в Дальневосточном федеральном округе, Сибир-
спвр-
тивного союза. В эти годы появляются победители и призеры чемпионатов мира -Тврооы, Схвалиопийских и СдрмолимриНсзитнгс-ТсСтов Ми.о.И в 2516 г. среди студентов СВФУ на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро участвовали 2 челввета.
Таким образом, национальные виды спорта Республики Саха (Якутия) укре-пхуюр кудьтццсхадомабспособствсюмиктивртмхотнятиюШ-зичвскрЙ ктльту-рой и спортом студенческой среды и молодежи, переходу из массового спорта в своот высшто домтяжени й.
Привлечению в физкультурное движение молодежи и студентов, развитию спсрхз выатвх дoстнжeртйcaж-онyмpи вунов cторo1мтвyФтгрcyдaеотвтнхмя поддержка на разных уровнях.
Основной задачей государственной политики является создание условий дря рнста йхаготол^я лндей, государственного снабжения долгосрочной общественной стабильности. Формирование базы для хранения и усовершен-стввванин фтвирe6Тoгoн хpовстввннФгoнднpовьУ1юдeМвзннчинй ступмни содействует достижению указанной цели. В то же время,важной причиной, опре-
Таблица 3
Победители и призеры на чемпионатах и первенствах ДФО, СФО, России, Европы, Мира, Сурдолимпийских, Паралимпийских игр. Участники Олимпийскихигр - студентыСВФУза2011-2016 годы
№ Чемпионаты и первенства 2011 2012 2013 2014 2015 2016
1 ДФО,СФО 6 19 15 20 75 85
2 России, РССС 15 10 10 16 27 35
3 Мира 2 6 2 6 3 8
4 Европы - - 1 1 2 2
5 Олимпийские игры (участие) 2
6 Паралимпийские игры Сурдолимпийские игры 1 2
7 Кубки Мира - 5 1 2 2 4
деляющей здоровое положения народонаселения, является поддержание хорошей физической формы в течение всей жизни любого гражданина. Эксперимент почти всех развитых государств указывает, что подобная цель может быть благополучно решена при реализации комплексного проекта.
За прошедшие годы в Республике Саха (Якутия), как и Российской Федерации, в целом, физическое развитие и спорт получают поддержку и содействие со стороны не только государственных, муниципальных органов власти, но и населения. Приняты Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в 2007 году, Стратегия развития физической культуры и спорта в России до 2020 года, дополнение к Закону «О физической культуре и спорте Российской Федерации о студенческом спорте» 2012 году, Закон «О физической
Библиографический список
культуре и спорте Республики Саха (Якутия)» в 2009 году, дополнение к Закону «О физической культуре и спорте в Республики Саха (Якутия), о студенческом спорте» 2013 г, Стратегия развития физической культуры и спорта в Республике Саха(Якутия) до 2020 года. Принятые законы и правовые документы повлияли на системное развитие физической культуры и спорта среди студентов и молодежи в Республике Саха (Якутия).
Кроме того, пропаганда физического развития и уровень спортивных достижений является важнейшим фактором социально-культурного, так и общественно-духовного показателя развития государства в современном мире. Вовлечение широких масс людей к занятиям физической культурой и спортом, положение здоровья народа, а также ее военно-политической силой.
1. Маак РК. Вилюйский округ Якутской области СПБ, 1877 - 1886; Ч. 1, 2 изд., ч. 2 - 3.
2. Серошевский В. Якуты: Опят этнографического исследования. Москва, Наука, 1993.
3. Миллер ГФ. Описание Сибирского царства. Перевод В. Лебедева, И. Голубцова. Санкт-Петербург, 2009.
4. Кочнев В.П. История физкультурного движения в Якутии. Якутск, 1998.
5. Шамаев Н.К. Семейное воспитание национальных традиций. Якутск, 2003.
6. Спорт: годы, события, судьбы: сборник статей, посвященных к 70-летию физкультурного движения РС (Я). Сост. В.П. Кочнев. Якутск: Бичик, 1993. References
1. Maak R.K. Vilyujskij okrug Yakutskoj oblasti SPB, 1877 - 1886; Ch. 1, 2 izd., ch. 2 - 3.
2. Seroshevskij V. Yakuty: Opyat 'etnograficheskogo issledovaniya. Moskva, Nauka, 1993.
3. Miller G.F. Opisanie Sibirskogo carstva. Perevod V. Lebedeva, I. Golubcova. Sankt-Peterburg, 2009.
4. Kochnev V.P. Istoriya fizkul'turnogo dvizheniya v Yakutii. Yakutsk, 1998.
5. Shamaev N.K. Semejnoe vospitanie nacional'nyh tradicij. Yakutsk, 2003.
6. Sport: gody, sobytiya, sud'by: sbornik statej, posvyaschennyh k 70-letiyu fizkul'turnogo dvizheniya RS (Ya). Sost. V.P. Kochnev. Yakutsk: Bichik, 1993.
Статья поступила в редакцию 15.01.19
УДК 378.14
Baibakov R.A., senior lecturer, Department of Fundamental Disciplines, branch of State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov (Sevastopol, Russia),
E-mail: [email protected]
THE ESSENTIAL FOUNDATIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF THE CADETS IN THE LEARNING PROCESS AT MARITIME COLLEGE. In modern conditions, the most important task of the higher school is to form a high level of professional orientation of all graduates, the presence of which ensures successful adaptation, accelerated entry into the profession and the formation of a young specialist, his willingness and ability to quality and effectively perform the duties. The presence of a high level of professional orientation is especially important for future specialists of Maritime transport, appointed to high and responsible command positions in the crews of sea and river vessels. The article briefly describes the essential foundations and the most important components of the process of formation of professional orientation of the cadets of the Maritime University in the learning process.
Key words: cadet, Maritime University, professional orientation, education, process, the essential foundations, formation.
Р.А. Байбаков, ст. преп. каф. фундаментальных дисциплин, филиал Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова,
г. Севастополь, E-mail: [email protected]
СУЩНОСТНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В МОРСКОМ ВУЗЕ
В современных условиях важнейшей задачей вышей школы становится формирование высокого уровня профессиональной направленности у всех выпускников, что обеспечивает успешную адаптацию, ускоренное вхождение в профессию и становление молодого специалиста, его готовность и умение качество и эффективно выполнять свои служебные обязанности. Наличие высокого уровня профессиональной направленности особенно важно для будущих специалистов морского транспорта, назначаемых на высокие и ответственные командные должности в составе экипажей морских и речных судов. В статье в краткой форме излагаются сущностные основы и важнейшие компоненты процесса формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза в процессе обучения.
Ключевые слова: курсант, морской вуз, профессиональная направленность, образование, процесс, сущностные основы, формирование.
Актуальность данной темы обусловлено следующими факторами:
- присоединением Российской Федерации к Болонскому соглашению, основные положения и принципы которого учтены и содержаться в новой редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ВО плавательных специальностей;
- возросшими требованиями Международной морской организации к уровню профессионализма членов экипажей судов, изложенных в Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками (ПДНВ-78);
- тесной связью проблемы формирования профессиональной направленности с проблемой результативности, эффективности процесса высшего образования и подготовки морских кадров высшей квалификации;
- снижением уровня учебной мотивации у части курсантов в процессе обучения в вузе, что вызвано различными личностными причинами (слабой общеобразовательной подготовки, ошибочностью выбора будущей профессии, сложностью изучаемых технических и специальных учебных дисциплин, спецификой и опасностями будущей профессиональной деятельности).
Различные аспекты формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза рассматривали С.А. Данченко, И.И. Макашина,
Г В. Муравьев, Е.А. Савина, А.Н. Томилин и др. по мнению которых эффективное выполнение служебных обязанностей напрямую зависят от сформированной у специалиста профессиональной направленности и его уровня. Чем выше уровень профессиональной направленности специалиста, тем выше и качественнее результаты профессиональной деятельности.
Следовательно, важнейшая задача морского вуза - организовать учебно-воспитательный процесс, таким образом, чтоб он напрямую влиял и обеспечивал формирование высокого уровня профессиональной направленности у каждого выпускника.
Результативность обучения в морском вузе предполагает формирование у каждого выпускника совокупность компетенций, включающие следующие аспекты:
- знание и понимание (теоретические знания и их осмысление);
- знание того, как нужно действовать (практическое и операциональное применение знаний в конкретных ситуациях по обеспечению безопасности мореплавания, в том числе аварийных, чрезвычайных и экстремальных);
- знание того, каким следует быть (ценности, интегрированные в процесс социального контекста, в котором существует и действует личность) [1, с. 14].