Эксперименты, где объектом служит реальная экономика или её модельные образы, называются экономическими. Подходы относительно новой ветви экономической науки -экспериментальной экономики -основаны на опытной проверке предположений. Объектом служит реальная экономика или ее модельные образы.
В модельно имитационных экспериментах, экономическая реальность подменяется ее модельными образами, а с 1950 - 1960-х гг. - математическими моделями. Данный подход эффективен, так как вычислительная техника может оперировать моделями в любом месте, любых обстоятельствах и с любой скоростью.
Некоторые экономические явления не поддаются моделированию, особенно те, где важно поведение и психологическое составляющее человека, в частности менеджерские способности, образование и деятельности предприятий, акционерных обществ, финансовых групп.
Для того, чтобы решить эти проблемы, учёные проводят достаточно сложные эксперименты, с помощью которых появляются человеко-машинные модели, которые могут создать ту или иную обстановку вокруг экспертов и сгенерировать человеческие реакции на обстановку. Такая экспертная деятельность влияет на рост компетентности людей, которые могут проанализировать проблему изнутри, в специальном ракурсе или системном виде [2, 112].
Можно сделать вывод, что компьютерные эксперименты в социально-экономических исследованиях производят причинно - следственные связи, играют значительную роль катализатора деятельности экспертов, помогают оценить эффективность новых моделей, рентабельность планируемых затрат. С помощью собранных статистических данных, можно прогнозировать деятельность рекламных кампаний, а так же общей путь развития предприятия. Проблемы, которые возникают в основных бизнес - процессах, связанные с человеческим фактором, решаются с помощью появления компьютерных экспериментов, так как можно проводить исследования где удобно, когда удобно, не зависимо от времени и скорости работы. В результате появляется обобщенная технология модельноигровых экспериментов.
Список использованной литературы:
1. Иванов Ю.Н. Экономическая статистика: учебник/ Ю.Н. Иванов.- Москва: НИЦ Инфра-М, 2013. - 668 с.
2. Климантова, Г. И. Методология и методы социологического исследования:Учебник / Г. И. Климантова, Е. М. Черняк, А. А. Щегорцов. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014.-256 с.
© А Н. Казакова, 2015
УДК 336.7
Калинушкин Владислав Сергеевич
студент 4 курса НОУ ВПО «МИУ», г. Сочи, РФ e-mail: [email protected]
РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ В РОССИИ С УЧЕТОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Аннотация
Статья посвящена вопросу формирования национальной платежной системы России, рассматриваемому в контексте обеспечения экономической безопасности страны.
Ключевые слова
национальная платежная система, международные платежные системы, электронные платежи В настоящее время нередко возникают ситуации, когда некоторые страны пользуются зависимостью от них стран-партнеров, навязывая последним собственные экономические и политические взгляды. Так, после того как международные платежные операторы Visa и MasterCard заблокировали платежи ряда российских банков, очевидной стала уязвимость финансовой системы России и зависимость ее от
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
политической воли Запада. В связи с этим, Президент РФ Владимир Путин 27 марта 2014 года одобрил создание национальной платежной системы в России.
На данном этапе национальная система платежных карт (далее НСПК) - это проект создания в России собственной национальной платежной системы, которая станет альтернативой международным, а также одноэмитентным и ведомственным платежным системам. Меры для создания отечественной платежной системы на высшем уровне предпринимаются уже не один год. Так, 27 июня 2011 года был принят Федеральный закон № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», который описывает национальную платежную систему как совокупность операторов по переводу денежных средств [1]. Данный закон в своей первоначальной редакции не предусматривает создание новой национальной системы платежных карт. Однако 21 марта 2014 года, после того как международные платежные системы VISA и MasterCard заблокировали операции по картам нескольких российских банков в рамках пакета санкций США по отношению к России, депутатами Госдумы РФ начата подготовка поправок в Федеральный закон «О национальной платежной системе», которые, во-первых, приведут к созданию единого операционного центра и платежного клирингового центра на территории России, и, во-вторых, запретят передавать информацию по переводам денежных средств, осуществляемым в рамках платежной системы, на территорию иностранного государства и запретят предоставлять доступ к этой информации с территории иностранного государства.
На сегодняшний же день на долю международных платежных систем Visa и MasterCard сегодня приходится порядка 85% всех пластиковых карт, выпускаемых российскими банками. Кроме того, платежные операторы имеют доступ к уникальной информации о большинстве операций российских банков и граждан РФ. То есть, вся структура доходов и расходов большей части российских организаций, чиновников и бизнесменов оказывается в поле зрения американских спецслужб. По данным опроса, проведенного Левада - центром летом 2013 года, обладателями одной или нескольких банковских карт являлись 58% опрошенных россиян (за 10 последних лет этот показатель вырос более чем в 5 раз), еще 10% опрошенных заявили, что планируют завести карту. Чаще всего - в 89% случаев - карта используется россиянами для снятия наличных, прежде всего, зарплаты и пенсий [2]. Кроме того, картами активно оплачивают всевозможные счета и покупки. Учитывая это, реализация проекта НСПК может оказать благоприятный эффект на развитие отечественной экономики и укрепить экономическую безопасность нашей страны.
Рассмотренные выше вопросы стали предметом оживленных дискуссий в рамках электронных клубов экономистов и юристов на сайте Международного инновационного университета (г. Сочи) [3], [4], [5], что позволило сформулировать основные задачи разрабатываемой системы платежных карт. Они включают: обеспечение широкомасштабного функционирования на национальном уровне независимой от влияния международных платежных систем структуры расчетов по карточкам; реализацию социальной функции путем использования карты НСПК в качестве основы для предоставления различных государственных услуг в электронном виде; обеспечение перехода от использования наличных денег к полнофункциональным безналичным расчетам за товары, услуги и сделки за счет широкого охвата населения.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 27.06.2011 N 161- ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О национальной платежной системе». // «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173643/ (01.03.2015).
2. Яшина Г. Национальная платежная система. Почему России нужна альтернатива Visa и MasterCard. // Интернет-издание «Капитал страны». URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/246910/ (11.03.2015).
3. Берулава, Г.А. Международный инновационный университет: от разработки новой методологической платформы высшего образования до внедрения инновационных технологий обучения и воспитания / Г.А. Берулава, Л.С. Довгаль, А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина, И.К. Тординава, Л.П. Гулянова, Е.В. Беляева, И.К. Барагунова // Высшее образование сегодня. - 2014. - №11. - С. 51-56.
4. Дружинина, А.В. Традиционные и инновационные образовательные технологии в рамках реализации компетентностного подхода при клиническом юридическом обучении // Гуманизация образования. - 2014. - №2.
5. Яковлева-Чернышева, А.Ю. Об организации научно-исследовательской работы в университете / А.Ю. Яковлева-Чернышева, Е.В. Беляева, И.Ю. Якунина // Высшее образование в России. - 2014. - №12. - С. 90-97.
В.С. Калинушкин, 2015
УДК 339.56.055
Карицкая Ирина Михайловна
канд. социол. наук, доцент НГУЭУ г. Новосибирск, РФ E-mail: [email protected]
Не Лин
магистрант 2 года обучения направление «Международное торговое дело», НГУЭУ
ОСНОВНЫЕ СТАТЬИ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Аннотация
В статье описаны основные статьи экспорта и импорта КНР. Показаны особенности внешнеторговой деятельности страны. Представлена динамика показателей внешней торговли КНР за 2004-2014 гг.
Ключевые слова
Внешняя торговля, международный экспорт, импорт.
По статистическим данным таможни Китая, в первом квартале 2015 г. валовой объем импорта и экспорта Китая составил 5 трлн. 540 млрд. юаней, снизившись на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Экспорт достиг 3 трлн. 150 млрд. юаней при росте на 4,9%, импорт - 2 трлн. 390 млрд. юаней при снижении на 17,3%. Активное сальдо торгового баланса составило 755,3 млрд. дол. США, с приростом в 7,1 раза. По расчетам в долларах, объем импорта и экспорта Китая составил 904,2 млрд. дол. США, со снижением на 6,3%, в частности, экспорт - 513,9 млрд. дол. США, с приростом на 4,7%, импорт - 390,2 млрд. дол. США, при снижении на 17,6%, активное сальдо составило 123,7 млрд. долл. США, с приростом в 7,1 раза. В первом квартале внешнеторговая деятельность страны имела следующие особенности.
Во-первых, темп роста экспорта колебался в значительном диапазоне, а темп роста импорта значительно замедлился.
Не фоне падения объема глобальной торговли в первом квартале экспорт Китая продолжил расти. Однако темп его роста снизился на 3,7 % по сравнению с четвертым кварталом 2014 г. Темп роста экспорта изменялся следующим образом: в январе снизился на 3,2%, в феврале вырос на 48,9%, в марте снова снизился на 14,6%.
В связи с 9,8-процентным снижением средних импортных цен и депрессией внутреннего спроса, размер снижения импорта по всему Китаю увеличился на 15,7 процентного пункта.
Во-вторых, экспорт из Китая в США быстро увеличился, импорт из стран, обладающих богатыми ресурсами, снизился значительно.
Рост экспорта из Китая в США составил 11,5%, благодаря этому темп роста общего экспорта страны увеличился на 1,9 процентного пункта. Рост экспорта из Китая в страны Европейского Союза составил 2,8% при снижении экспорта в Японию на 11,5%. Импорт из ЮАР, Бразилии, России, Индии и Австралии снизился на 48,1%, 37,3%, 32,4%, 29% и 26,9% соответственно, в связи с чем темп роста импорта в целом снизился на 4,5 процентного пункта.
В-третьих, на фоне повышения статуса обычной торговли, был отмечен отрицательный рост импорта и экспорта в рамках толлинговой торговли. Так, импорт и экспорт в рамках обычной торговли составили 3067,2 млрд. юаней, снизившись на 5,7%, заняв 55,3% от общего импорта и экспорта страны, с приростом на 0,2 %. В частности, рост экспорта составил 12,2%, благодаря чему общий экспорт увеличился на 6,2 %. Импорт и