УДК 330.341:004
роль национального
информационного капитала в достижении целей государства —
участника современной
межстрановой конкурентной борьбы
М. А. БАЛАШОВА,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры мировой экономики
и международного бизнеса
E-mail: mabalashova@mail.ru
Байкальский государственный университет
экономики и права, Иркутск
В статье рассмотрен национальный информационный капитал как основа формирования национальной конкурентоспособности. Выделены активные и пассивные способы сохранения национального информационного капитала России, а также ключевые условия его функционирования. Сделан вывод о необходимости проведения продуманной государственной политики управления национальной научной и духовной сфер исходя из собственных стратегических национальных интересов.
Ключевые слова: межстрановая конкурентная борьба, национальная конкурентоспособность, национальный информационный капитал, информационные технологии
Определение роли любой экономической категории в системе производственно-коммерческих отношений является ключевой задачей субъектов на всех уровнях экономического анализа. Очевидно, что решение этой задачи должно способствовать достижению поставленных целей, проявляться через выполняемые соответствующей категорией функции, коррелировать с затрачиваемыми ресурсами и получаемой полезностью. Важной в данном контексте является ограниченность «традицион-
ных» факторов производства (при неограниченности таких факторов, как информация и знания) при безграничности потребностей общественно-экономических систем. В результате к понятию роли (в экономическом аспекте) следует подходить с позиции ожиданий оптимального использования имеющихся в наличии ресурсов и оценивать ее исходя из степени участия соответствующей категории в достижении определенных целей в результате выполнения ее функций с максимальной эффективностью.
Рассматриваемая в данной статье экономическая категория — национальный информационный капитал (НИК) — была ранее предложена автором по результатам размышлений о сущности и особенностях современной межстрановой конкурентной борьбы [1, 2]. Стратегической целью ее ведения является преумножение национального богатства и иных полезностей, получаемых на уровне национальной экономики, при сохранении требуемой степени национальной безопасности во всех сферах ее проявления. К последним относятся экономическая, ресурсная, инновационная, научно-техническая, информационная, энергетическая, ядерная, политическая, социальная, правовая, военная, культурная,
экологическая сферы в условиях интеграции страны в глобальную мировую экономику.
Соответственно, роль НИК в достижении обозначенной цели, по мнению автора, должна состоять в формировании базиса национальной конкурентоспособности на основе «информационного фактора», а в последующем — в повышении ее уровня за счет преумножения преимуществ и нивелирования угроз, порождаемых информационными технологиями. Столь высокая значимость НИК в условиях ведения современной межстрановой конкурентной борьбы складывается из функций, которые он призван выполнять. Следует отметить, что подходов к понятию «функция» достаточно много, поэтому трактовать его можно в разных аспектах (табл. 1).
Вместе с тем, говоря о некой функции объекта или субъекта, специалисты всегда подразумевают, что ее проявление возможно только в целостной, устойчивой и жизнеспособной системе. В результате своей реализации данная функция должна поддерживать и развивать соответствующие характеристики этой системы.
В дальнейших рассуждениях будем понимать под функциями национального информационного капитала следствия его создания, использования, преумножения и сохранения на уровне национальной экономики, имеющие важное значение в достижении целей государства, участвующего в современной межстрановой конкурентной борьбе. При этом все возможные функции рассматриваемой
Таблица 1
Различные трактовки понятия «функция»
Автор Содержание понятия Источник
Э. Дюркгейм Объективная связь между явлением и определенным состоянием общества как целого Самоубийство, 1897. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии, 1912
Б.К. Малиновский Роль, которую социальные явления играют в целостной системе культуры, и способ, каким они согласуются друг с другом The Scientific Theory of Culture, 1944
Р. Мертон 1. Общественное поручение, возложенное на конкретного исполнителя. 2. Специализированный род занятий, являющийся для индивида постоянной деятельностью. 3. Зависимость переменной от другой переменной. 4. Системообразующий принцип связи структурных элементов, выражающий взаимозависимость и взаимосогласованность частей внутри системы. 5. Объективное следствие, благоприятное для адаптации и интеграции системы независимо от субъективных намерений, вкладываемых действующими субъектами (акторами) Явные и латентные функции, 1996
А.А. Грицанов 1. Деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит. 2. Вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменение другого Новейший философский словарь, 1998
А. Ивин, А. Никифорович Соответствие между переменными величинами, в результате которого каждому значению аргумента сопоставляется одно единственное значение зависимой переменной Словарь по логике, 1998
Д. Жюлиа, В.И. Зорин Комплекс операций, посредством которых проявляет себя органическая, физическая и социальная жизнь Философский словарь, 2000. Евразийская мудрость от А до Я: толковый словарь, 2002
С.А. Лебедев Роль, которую выполняют различные структуры и процессы в поддержании целостности и устойчивости тех систем, частями которых они являются Философия науки: словарь основных терминов, 2004
В.Н. Савченко, В.П. Смагин 1. Деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в системе отношений. 2. В математике — зависимая переменная величина Начала современного естествознания: тезаурус, 2006
С.И. Некрасов, Н.А. Некрасова Внешнее проявление свойств каких-либо элементов или частей в рамках определенной системы Философия науки и техники, 2010
Примечание. Составлено автором на основе обобщения данных источников [7, 8].
экономической категории автор считает целесообразным классифицировать по двум признакам: по характеру получаемого результата — на явные и латентные (скрытые); по объекту выполнения — на частные (присущие только конкретной форме НИК1) и общие (характерные для всех его форм) (табл. 2).
Следует отметить, что перечисленные функции НИК предложены автором исходя из возможных преимуществ и угроз, связанных с использованием ИТ. Безусловно, все они очень важны, однако автор полагает, что среди всей их совокупности следует выделить своего рода базовые, определяющие общую направленность использования той
Таблица 2
Функции национального информационного капитала
Форма капитала Вид функции (объект выполнения) Характер получаемого результата
Явный Латентный
Преумножение, освоение и сохранение научного знания (как отечественного, так и зарубежного происхождения) в собственной стране в максимально длительные сроки
Научный Частная Стимулирование роста наукоемкос-ти экономики и общества, ускорение инновационного прогресса: повышение уровня инновационнос-ти как непосредственно производственных процессов, так и конечной продукции. Снижение производственных, управленческих, временных затрат на выполнение «стандартных» операций в результате замещения фактора «труд» фактором «капитал»: вытеснение автоматизированными способами работы ручного труда. Расширение возможностей доступа в глобальную сетевую экономику: стимулирование процессов создания виртуальных пространств; создание условий для появления и развития виртуальных компаний; расширение возможностей использования аутсорсинга; стимулирование развития дистанционных трудовых отношений и др. Обогащение содержания понятий «человеческий капитал» и «интеллектуальный капитал» как стратегически важных в условиях постиндустриальной экономики и формирования экономики знаний. Повышение уровня грамотности населения страны за счет расширения возможностей постоянного самообразования. Рост производительности труда и факторов производства. Повышение гибкости производственных процессов. Расширение возможностей творческой самореализации человека. Снижение производственных и транзакционных издержек в результате участия в процессах электронной торговли, осуществления электронных контактов в финансовой и банковской сфере и пр. Снижение безработицы. Расширение ассортимента и номенклатуры доступных для потребителей товаров и услуг, производимых и продаваемых «на расстоянии». Создание условий для общения, обмена мнениями, оперативного поиска необходимой информации; формирование демократического общества
Духовный (моральный) Частная Сохранение, обогащение и поддержка духовного и идеологического потенциалов нации, ее культуры, традиций, нравственных устоев, жизненных ценностей Формирование личности с богатым духовно-нравственным миром, корректировка «потребительского» поведения человека, общественного мнения. Активизация гражданских инициатив
«Первичных потребностей» человека Частная Повышение общего уровня (степени) информированности граждан страны о среде их жизнедеятельности в результате увеличения возможностей доступа к большому количеству баз данных. Развитие индустрии развлечений Снятие неопределенности о состоянии окружающей среды и создание условий для прогнозирования. Корректировка восприятия окружающего мира среди пользователей информационных технологий (ИТ), изменение «моделей» их поведения, формирование структуры спроса на товары и услуги разработчиками и держателями ведущих информационных продуктов
1 Автор полагает, что исходя из содержания производимых информационных продуктов, НИК может принимать одну из трех форм: национальный научный, национальный духовный (моральный) и национальный информационный капитал «первичных потребностей» человека.
Окончание табл. 2
Форма капитала Вид функции (объект выполнения) Характер получаемого результата
Явный Латентный
НИК во всех формах своего проявления Общая Формирование информационного общества, в котором высокую ценность имеют информационные продукты образовательного, профессионального, научного, идеологического и культурного характера, а их использованию, преумножению и сохранению уделяется первостепенное внимание на государственном уровне. Приращение прибыли субъектов, использующих ИТ, на всех уровнях экономического анализа. Обеспечение информационной базой всех сфер человеческой жизнедеятельности. Усиление конкурентных преимуществ субъектов на микро- и макроуровнях экономического анализа Формирование информационного фона жизнедеятельности людей (не только граждан данной страны), упрощение производственно-бытовых процессов, в которых они принимают участие. Приумножение экономического, научного и духовного потенциалов данной страны. Обогащение национального богатства за счет продуктов научного, духовного содержания, а также расширения объемов полезной и необходимой для обеспечения безопасной жизнедеятельности человека информации. Стимулирование развития производственной сферы (производство материальных товаров информационной индустрии) и сферы услуг (в первую очередь СМИ). Повышение степени открытости национальной экономики, активизация ее ВЭС
Защитная функция
НИК во всех формах своего проявления Общая Сохранение, преумножение и защита научного и культурного потенциала страны, ее человеческого капитала Предотвращение угрозы втягивания страны в информационно-экономическую конкурентную борьбу, сведение к минимуму ее последствий
или иной формы национального информационного капитала.
В частности, в первой группе ведущей является явная функция ускорения инновационного прогресса, стимулирования роста наукоемкости экономики и общества. Принципиально важное значение в современных условиях развития национальных экономик приобретает не столько сам факт наличия в стране неких сравнительных или конкурентных преимуществ, сколько способность к их приумножению и совершенствованию в максимально короткие сроки. В силу того, что информация по своей сути является «общемировым» ресурсом, гипотетически использовать ее может каждый, и здесь огромную роль играет фактор времени: кому первому удается найти и грамотно использовать новую информацию, тот и оказывается победителем.
То же касается и знаний, за которыми развитые страны активно охотятся и используют в целях повышения собственной конкурентоспособности. В результате постоянной гонки за данным ресурсом рост наукоемкости экономики и общества, уровня их инновационности стал ускоренным и самоподдерживающимся. Использование одних информационных продуктов и соответствующих технологий, упрощающих производственные процессы, позво-
ляющих создавать новые продукты, нивелирующих понятия времени и пространства, стимулирует процесс постоянного поиска еще более свежих информационных продуктов. Как следствие этого, инновации «сегодняшнего дня» дают уникальную возможность не только получения монопольной ренты от их реализации в течение какого-то промежутка времени (зачастую достаточно короткого), но и создания новых инноваций в минимальные сроки и в больших объемах. Если данный процесс грамотно организовать, то будут созданы все необходимые условия и соответствующая инфраструктура, то приращение прибыли у всех субъектов экономического анализа и обогащение национального богатства страны станет гарантированным, непрерывным и неограниченным. В противном случае единожды созданная удачная инновация (которая может привести к временной монополии и получению сверхприбылей в течение некоторого периода и, соответственно, «расхолодить» производителей) без дальнейших научных исследований, создания последующих нововведений в максимально короткие сроки со временем может отрицательно сказаться на качестве человеческого и интеллектуального капитала, привести к экономическому спаду, и вместо развития информационного постиндустриального
общества подтолкнуть к возврату на прежний уровень индустриализации.
Кроме того, базовой функцией духовного НИК автор считает явную функцию сохранения, обогащения и поддержки духовного и идеологического потенциалов нации, играющих стратегически важную роль при сохранении государственного суверенитета в условиях глобализации мировой экономики.
Фактически о высокой ценности моральных составляющих национального информационного капитала люди знают с давних времен. Их особая значимость особенно ощущается в периоды наиболее тяжелых общенациональных испытаний: крупных стихийных бедствий, освободительных войн и т.п. Именно в процессе таких испытаний, требующих высшего напряжения сил отдельных личностей или общества в целом, с наибольшей очевидностью обнаруживается, что для того, чтобы выстоять и победить, важны не только надежные материальные средства защиты (или нападения), но и моральный духовный потенциал всей нации. При этом роль «морального фактора» может оказаться даже более значимой, чем роль технических средств. Именно формирование этого морального фактора как раз и обеспечивается духовной составляющей НИК. Соответственно, чем больше ее «запасы» и чем выше «качество», тем больше гарантий, что вложения в эту часть национального богатства оправдает себя, т.е. обеспечит приращение традиционных экономических и высших, стратегически важных полезностей для данного общества в экстремальных ситуациях межстрановых противостояний [2].
В свою очередь, ведущей функцией НИК «первичных потребностей» человека автор считает снятие неопределенности о состоянии окружающей среды и создание условий для прогнозирования (носит в основном латентный характер). В явной форме данная разновидность НИК в процессе своего функционирования способствует повышению общего уровня информированности граждан. Начиная с момента своего появления на свет, люди постоянно учатся, получая необходимую для себя информацию от родителей, учителей, друзей, знакомых, из книг, с экрана телевизора и т.д. Эта информация заполняет собой все пространство вокруг и дает возможность принимать моментальные решения, в большинстве случаев правильные, не применяя постоянно модель «а что будет, если...». Автор считает, что в данном случае не будет ошибочным утверждение о том, что
в конечном итоге данная информация вырабатывает у человека сигнальные условные рефлексы.
Вместе с тем следует понимать, что постоянно находясь в информационном пространстве, далеко не каждый ожидает, что непрерывно получаемая им информация может стать конкурентным преимуществом в будущем. И здесь как раз и появляется упомянутая выше латентная функция национального информационного капитала «первичных потребностей» человека. Латентной она является потому, что ее результаты объективно осознаются далеко не всеми людьми и, кроме того, далеко не каждый умеет правильно обработать доступную в настоящий момент информацию с прицелом на перспективу.
В силу того, что будущее всегда неопределенно и человек постоянно сталкивается с проблемой принципиальной неполноты знаний о себе, для принятия адекватных и грамотных решений в будущем он должен уметь выбирать из общей массы доступной информации актуальную, ясную и точную, позволяющую усиливать свои преимущества и нивелировать недостатки с учетом возможных изменений. Считается, что чем неопределеннее будущее и чем адекватнее в этих условиях принимаемые решения, тем ценнее накопленный НИК [4].
В экономической теории принято считать, что информация сама по себе представляет собой редкое благо. Однако автор полагает, что это не является универсальной характеристикой данного фактора производства. В условиях становления информационной экономики, формирования информационного общества, когда информация непрерывно производится в огромных количествах, некорректно говорить о том, что данный ресурс является редким или, как говорят, характеризуя «традиционные» факторы производства, — ограниченным. На взгляд автора, действительноредкой (и, соответственно, наиболее ценной) будет являться специальная информация, необходимая в конкретный момент времени для принятия конкретного решения.
Кроме того, не следует забывать о том, что информация как таковая ценности не представляет. Ее эффективность напрямую будет зависеть от способностей человека к восприятию, пониманию, оценке ее смыслового содержания, построения некой смысловой модели в своем сознании. Можно бесконечно долго и в огромных объемах предоставлять информацию, однако это не означает, что для конкретного индивида она станет исчерпывающей.
Специалисты вообще говорят о том, что «полная информация — это иллюзия» [9].
Таким образом, мы приходим к тому, что реализация рассматриваемой латентной функции в принципе возможна всегда, однако ее эффективность будет зависеть от способностей и ожиданий конкретного человека, а результатом станет расширение диапазона доступных и сокращение упущенных возможностей. Здесь появляется еще один нюанс между двумя рассматриваемыми функциями НИК «первичных потребностей» человека — явной и латентной (табл. 3).
Дело в том, что на поиск необходимой информации требуется время, в течение которого будет происходить откладывание действия. Возможно также, что за получение некой уникальной, специфической информации необходимо заплатить. В случае реализации явной функции процесс получения информации будет связан с минимальными издержками, которые в основном выразятся в затраченном времени на получение или уточнение каких-либо данных. Впрочем, учитывая современные скорости информатизации экономики и общества, повышения объемов и качества НИК, можно уверенно говорить о реальной тенденции снижения данного вида затрат.
Реализация латентной функции сопряжена с более высокими издержками: зачастую это и более длительный период времени, и, возможно, значительные материальные затраты. Однако считается, что последние также ограничены: человек будет
собирать дополнительную информацию лишь до тех пор, пока ожидаемые предельные выгоды будут выше предельных затрат [9].
Обобщая вышесказанное, следует подчеркнуть, что, несмотря на «частный характер» или «сегментированную направленность» обозначенных выше функций различных форм национального информационного капитала, каждая из них является значимой, поскольку позволяет разрешать объективные проблемы (возникающие в ходе становления и развития информационного общества), наличие которых негативно сказывается на уровне национальной конкурентоспособности.
Среди общих функций НИК к числу особо важных в условиях глобализации автор считает необходимым отнести защитную функцию, проявляющуюся как в явной, так и в латентной формах. Данная функция выражается в сохранении, преумножении и защите научного и культурного потенциала страны, ее человеческого капитала, предотвращении угрозы втягивания страны в информационно-экономическую конкурентную борьбу, сведении к минимуму ее последствий.
По мнению автора, реализация данной функции НИК становится возможной только в случае проведения со стороны государства целого ряда мероприятий, направленных на сохранение всех форм национального информационного капитала. В зависимости от методов организации и проведения соответствующих мероприятий автор предлагает разбить их на две группы: активное и пассивное
Таблица 3
Ключевые отличия явной и латентной функций НИК «первичных потребностей» человека, связанных с получением информации
Характеристика Явная функция Латентная функция
Содержание Повышение общего уровня (степени) информированности граждан страны о среде их жизнедеятельности в результате увеличения возможностей доступа к большому количеству данных Снятие неопределенности о состоянии окружающей среды и создание условий для прогнозирования
Общие цели Расширение диапазона доступных и сокращение упущенных возможностей
Частные цели Повышение уровня информированности для принятия каждодневных решений, выработка сигнальных условных рефлексов Повышение уровня информированности для принятия решений на перспективу, создание конкурентных преимуществ в будущем
Ограничения по пользователям Нет ограничений Востребована в основном среди взрослого населения, заинтересованного в снятии неопределенности в будущем и способного работать с доступной в настоящий момент информацией на перспективу
Получаемая информация Неограниченный ресурс Редкое благо
Издержки получения информации Минимальные, представленные имеющими тенденцию к снижению временными затратами на поиск и уточнение информации Относительно высокие. Поиск информации идет до тех пор, пока ожидаемые предельные выгоды будут выше предельных затрат
сохранение НИК. Примеры соответствующих мероприятий в современной России представлены в табл. 4.
Кроме того, возможность выполнения рассматриваемой функции зависит от соблюдения ряда условий. В частности, необходимо наличие в национальной экономике определенного критического «задела» научных знаний и духовных ценностей (значительных объемов и высокого качества), без чего рассчитывать на выполнение данным капиталом эффективной защитной функции не представляется возможным. Автор полагает, что минимально необходимый уровень этого задела достигается тогда, когда граждане страны начинают осознавать, что нельзя в своем развитии (и развитии
своих детей) делать ставку исключительно на использование капитала «первичных потребностей», т.е. когда у них возникает непреодолимое желание к дальнейшему росту.
Однажды познав некую истину, можно и дальше собирать информацию об изменении ее характеристик, но эта истина не должна заполнять собой все информационное пространство вокруг человека. Недопустима ситуация, когда человек изо дня в день «эксплуатирует» одни и те же информационные источники с единственной целью удовлетворения своих врожденных и «простых» приобретенных потребностей: биологических, материальных, релаксационных. На процесс становления полноценной личности должны влиять
Таблица 4
Активные и пассивные способы сохранения НИК в России
Форма капитала Активные способы Пассивные способы
Научный Создание условий для большей востребованности национального научного капитала в собственной стране на основе качественных структурных сдвигов в российской экономике в пользу наукоемких секторов. Реальное обеспечение улучшения экономического и морального стимулирования научных кадров. Разработка правовых норм защиты интеллектуальной собственности. Совершенствование информационной инфраструктуры в целом и в первую очередь ее научной составляющей. Рост государственной поддержки фундаментальной науки и НИОКР. Развитие системы венчурного финансирования. Постоянный мониторинг производимых в мире новых научных знаний, разработка мер по активному привлечению в страну их генераторов Административные меры по снижению безвозмездной утечки элементов капитала, обеспечению качественной защиты принципиально новых научных результатов, достигнутых отечественной наукой в соответствии с нормами и правилами защиты, применяемыми в мировой практике. Повышение уровня наукоемкости экономики и общества за счет инновационной продукции зарубежного производства
Духовный (моральный) Радикальное изменение кадровой политики в сфере школьного образования с тем, чтобы уже на начальных этапах формирования личности российских граждан процесс воспитания и просвещения обеспечивался не самыми низкооплачиваемыми и социально незащищенными кадрами, а лучшими выпускниками педагогических вузов страны, проходящими систему жесткого конкурсного отбора. Расширение возможностей доступа всех слоев населения (в первую очередь подрастающего поколения) к лучшим образцам отечественной и мировой культуры. Активизация деятельности по пропаганде российских духовных ценностей за пределами России Корректировка школьной программы с увеличением часов, выделяемых на культуру речи, основы государственного устройства, духовно-нравственного развития. Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение и возрождение исконно русских традиций. Организация общенациональных праздников с привлечением к ним молодежи
«Первичных потребностей» человека Постоянный мониторинг доступной в «сетях» для граждан страны информации, блокирование сайтов, чье содержимое может нанести урон личностному развитию. Работы по повышению качества, достоверности выкладываемой в сетях информации. Активное развитие информационной инфраструктуры с целью упрощения процессов поиска необходимой информации, обмена ею Обеспечение максимальной изоляции населения страны от негативных психологических воздействий на сознание граждан
Сочетание форм информационного капитала (ИК) человека в процессе становления полноценной личности:
1 — ИК «первичных потребностей»;
2 — образовательный ИК (эрудиция);
3 — духовный (моральный) ИК; 4 — научный ИК ученых
все три формы информационного капитала (ИК), причем их воздействие должно быть своевременным и сбалансированным (см. рисунок).
В первую очередь в жизни любого человека начинает формироваться информационный капитал его «первичных потребностей», удовлетворяя которые, он снимает для себя ситуации неопределенности по всей возможной в его жизни совокупности вопросов. Если рост данной формы ИК будет ограниченным и у человека появится чувство неудовлетворенности, то эта депривация 2 и зачастую сопровождающая ее фрустрация3 могут привести к изменению модели восприятия человеком окружающего мира, психическим отклонениям в его развитии.
Несмотря на то, что человек должен находиться в процессе познания постоянно, поскольку его мозг не может полноценно функционировать в ситуации информационного вакуума, автор полагает, что значительный объем данной формы ИК должен быть достигнут в первой трети жизни, а в последующие годы должен лишь обогащаться. Задача государства
2 Депривация — сенсорная недостаточность или недогрузка системы анализаторов, наблюдаемая у человека в условиях изоляции или при нарушении работы основных органов чувств [8].
3 Фрустрация — сложное психическое состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд [6].
(и общества) в данном случае должна заключаться в создании условий, позволяющих тонко и грамотно способствовать удовлетворению насущных потребностей человека. Уже на этапе формирования личность должна получать беспрепятственный доступ практически ко всей интересующей ее информации (в том числе и к сетевым играм, которые занимают одно из первых мест в рейтинге самых желанных способов отдыха). При этом, безусловно, такая информация должна быть представлена в формате, сводящем к минимуму возможные негативные влияния на потребляющего ее человека.
Осознание вторичного характера рассматриваемой формы ИК приходит к индивиду позже, в результате накопления в достаточном объеме его духовного (морального) ИК, который начинает формироваться параллельно с ИК «первичных потребностей», однако в определенный момент времени должен перекрыть его и в значительно большей степени повлиять на личностное развитие.
В свою очередь, образовательный ИК, изначально представленный новыми непосредственно для конкретного человека знаниями (субъективного характера), начинает формироваться последним и, если по роду профессиональной деятельности человек не выбирает путь ученого, то размер данной формы ИК должен быть сопоставимым с моральной составляющей при значительном перевесе над «первичными потребностями». Если же человек начинает профессионально заниматься наукой, то соответствующая составляющая его ИК будет наибольшей.
Автор полагает, что накопленный к определенному возрасту критический «задел» духовных и научных знаний должен «вытягивать» человека из ситуации постоянного удовлетворения врожденных и «простых» приобретенных потребностей. В ситуации полной свободы и огромного массива доступных информационных продуктов именно духовность и накопленные знания, определяющие мировосприятие человека, должны стать базисом защитной функции ИК и не позволять индивиду «заглатывать» абсолютно всю предлагаемую различными способами информацию, не отдавая себе отчета в ее ценности. Особенно важным это является для подрастающего поколения, которое будет определять будущее страны, уровень ее конкурентоспособности фактически в среднесрочной перспективе.
Таким образом, объем ИК «первичных потребностей» человека на уровне государства по
сравнению с объемом образовательного и духовного ИК должен оставаться наименьшим. В противном случае вполне обоснованно можно говорить не о защитной функции национального информационного капитала, а о его дисфункции, когда страна вступает на путь регресса.
Ко второму обязательному условию выполнения защитной функции НИК автор отнес наличие у данной национальной экономики ресурсов (финансовых, интеллектуальных и технических), достаточных для того, чтобы мобилизовать необходимые средства и усилия на поддержку, развитие и совершенствование национального научного и духовного капиталов в целях решения задач конкурентной борьбы.
В свою очередь, третьим условием является наличие у государства воли и способности разработать достаточно действенный механизм, обеспечивающий возможность эффективного использования национального научного, духовного капиталов и капитала «первичных потребностей» граждан в интересах нации до тех пор и в тех объемах, пока это оправдывается ее стратегическими и экономическими интересами.
Без выполнения данных условий перспективы и тенденции развития для большинства стран таковы, что они на условиях весьма далеких от справедливых с большей или меньшей скоростью будут преобразовываться в периферийные подконтрольные территории нескольких ведущих стран (геополитических систем) в качестве их сырьевых придатков или полуколоний [2].
Важным в данном контексте является сопоставление между собой явных и латентных функций НИК, практика восприятия их роли. В частности, события последних лет свидетельствуют о том, что в целях формирования полноценного информационного общества на стадии развернувшейся еще с середины ХХ в. информатизации мировых экономик страны, которые только интегрируются в соответствующие процессы (своего рода догоняющее развитие), акцентируют свое внимание на реализации явных функций, отдавая латентным формам подчиненную роль. Между тем, государства — «информационные лидеры» не только придают одинаково важное значение обеим группам функций НИК, но и понимая «скрытый» характер латентных функций при их значимых объективных последствиях, в целях развития и углубления собственных конкурентных преимуществ активно
используют их, отдавая первостепенное значение их «страновой» направленности.
В рамках данной работы уже шла речь о том, что в силу специфической природы информации, выражающейся в ее неисчерпаемости и доступности для пользователей из любых стран (при условии наличия в стране минимально необходимой информационной инфраструктуры) границ для эффективной реализации функций НИК не существует. В связи с этим государства с высоким качеством данной формы капитала, уже сформировавшие у себя информационное общество, расширяют свое влияние в мире путем использования его функций (в первую очередь латентных) в экономиках других, как правило, развивающихся государств.
В частности, национальные информационные продукты, а также национальные научные кадры, давно уже ставшие как генераторы научной информации объектами интенсивного обмена между странами, зачастую просто присваиваются развитыми государствами «не только по принципу экономической возмездности, но и безвозмездно, в форме интеллектуальной ренты. То, что разработано наукой вне развитых стран, тщательно ими анализируется, и в случае целесообразности получает экономическую реализацию, зачастую без каких-либо компенсаций стране — источнику идеи. Этому способствует неотработанность и неоднозначность правовых норм по данному вопросу в разных странах» [5].
Что касается НИК «морального назначения», то в условиях глобализации население многих стран (особенно с отсталой или слаборазвитой экономикой) со все большей очевидностью ощущает на себе стремление стран-лидеров насаждать им свои духовные культурные ценности за счет вытеснения и ослабления национальных культур, разрушения национального самосознания людей. Особенно преуспели в этой своей «миссионерской» деятельности США, которые смогли чрезвычайно расширить возможности экспорта своего образа жизни с помощью разнообразных эффективных средств информационного воздействия [3]. «Американизация» национальных культур все больше вытесняет из национального культурного и духовного пространства традиционные духовные ценности, основы нравственности, особые черты национального характера. И происходит это тем быстрее и масштабнее, чем значительнее экономическое отставание страны, чем зависимее от стран-лидеров проводимая ею внешняя и внутренняя политика.
В данном контексте не будет являться исключением и национальный информационный капитал «первичных потребностей» человека. В случае, если его качественному развитию на уровне отдельно взятого государства не было уделено достаточное внимание, если он не сбалансирован (его объем превышает объемы национального образовательного и духовного ИК), то именно он «распахивает двери» для активного вмешательства иностранцев в ход национального развития путем проведения активных психологических воздействий на сознание граждан с помощью ИТ-индустрии.
В связи с вышеизложенным представляется, что для того чтобы не растрачивать без должных компенсаций национальный научный капитал на обогащение чужих экономик и не допускать прямого разрушения национальных моральных ценностей, страны должны проводить продуманную государственную политику управления национальной образовательной и духовной сферами. Необходим постоянный и жесткий контроль за реализацией этой политики исходя в первую очередь из стратегических национальных интересов, а не из интересов мирового сообщества вообще (или пролетарского интернационализма, как это было в СССР в период недавнего социалистического прошлого). При этом государства, явно «теряющие» свой национальный информационный капитал, должны уделять особое внимание формированию и поддержанию достаточно эффективной информационной среды в своих странах. Это подразумевает не только развитие НИК в целом, но и поддержание необходимой степени доступности важнейших информационных продуктов для собственного населения, а также необходимую
степень обязательного использования отдельных элементов данного капитала. От этого во все большей мере зависят сегодня реальные возможности сохранения жизнеспособности большого числа стран как самостоятельных государств.
Список литературы
1. Балашова М.А. Информационные технологии — база формирования национальной конкурентоспособности // Инновационная модель экономики и развитие промышленности (ИНПРОМ — 2013): материалы конференции. СПб: Изд-во СПбГПУ, 2013, С.358-372.
2. Балашова М.А., Макарова Г.Н. Национальный информационный капитал в условиях глобализации. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006, 232 с.
3. Валянский С., Калюжный Д. Понять Россию умом. М.: Эксмо, 2002, 543 с.
4. Костюк В.Н. Об экономическом фундаменте информационного общества. URL: http://emag.iis. ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bb80ed146359f9d7c32 569ed004663f0.
5. Кушлин В.И. Наука как компонент социально-экономической динамики / В сб. «Межрегиональные исследования в общественных науках». Вып. 2. М.: Логос, 2004, 376 с.
6. Национальная психологическая энциклопедия. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/881/word/ frustracija.
7. Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://dic.academic.ru.
8. Словари Яндекс. URL: http://slovari.yandex.ru.
9. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Дело, 1993, 704 с.
Priorities of Russia
A ROLE OF NATIONAL INFORMATION CAPITAL IN ACHIEVING THE GOALS OF THE STATE — PARTICIPANT OF MODERN INTERCOUNTRY COMPETITIVE FIGHT
Mariia A. BALASHOVA
Abstract
The article considers national information capital as a basis for formation of national competitiveness. The author highlights the active and passive ways of preserving national information capital of Rus-
sia, as well as key conditions of functioning. The paper concludes on the necessity of the elaborate state policy of administration of national scientific and spiritual spheres based on own strategic national interests.
Keywords: cross-country competition, national competitiveness, national information capital, information technology
References
1. Balashova M.A. [Information technology is a basis of formation of national competitiveness]. In-novatsionnaia model 'ekonomiki i razvitiepromyshlen-nosti (INPROM— 2013): materialy konferentsii [Proc. Conf. "Innovative model of economy and industrial development (INPROM — 2013)"]. St. Petersburg, St.PbSPU Publ., 2013, pp. 358-372.
2. Balashova M.A., Makarova G.N. Natsional'nyi informatsionnyi kapital v usloviiakh globalizatsii [National information capital in conditions of globalization]. Irkutsk, BSUEL Publ., 2006, 232 p.
3. Valianskii S., Kaliuzhnyi D. Poniat' Ros-siiu umom [To understand Russia mentally]. Moscow, Eksmo Publ., 2002, 543 p.
4. Kostiuk V.N. Ob ekonomicheskom fundamente informatsionnogo obshchestva [Economic foundation of information society]. Available at: http://emag.iis. ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bb80ed146359f9d7c32 569ed004663f0. (In Russ.)
5. Kushlin V.I. Nauka kak komponent sotsial'no-ekonomicheskoi dinamiki. V sb. "Mezhregional 'nye issledovaniia v obshchestvennykh naukakh". Vyp. 2 [Science as a component of socio-economic dynamics. "Interregional researches in social sciences"]. Moscow, Logos Publ., 2004, iss. 2, 376 p.
6. National psychological encyclopedia. Available at: http://vocabulary.ru/dictionary/881/word/frustracija. (In Russ.)
7. Dictionaries and encyclopedias on Academic. Available at: http://dic.academic.ru. (In Russ.)
8. Yandex Dictionaries. Available at: http://slovari. yandex.ru. (In Russ.)
9. Heyne P. Ekonomicheskii obraz myshleniia [The Economic Way of Thinking]. Moscow, Delo Publ., 1993,704 p.
Mariia A. BALASHOVA
Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation mabalashova@mail.ru