М.Н. Ерохин, академик РАСХН, ректор МГАУ
Роль НАСЛЕДИЯ В.П. ГОРЯЧКИНА В АГРОИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ XXI ВЕКА
В.П. Горячкин родился в Москве 29 января 1868 г. в семье мастерового из села Выксы Нижегородской губернии [1]. Василий Прохорович был одиннадцатым ребенком в семье. Он рано лишился родителей. Когда ему было три года, умерла мать, а в 12 лет он потерял отца.
После смерти отца Василий Прохорович Горячкин воспитывался в семье своего старшего брата Николая Прохоровича, который заменил ему отца и устроил на работу главным механиком мастерских Троицкой железной дороги. Суровые и строгие порядки в семье брата-опекуна наложили определенный отпечаток на личный характер Василия Прохоровича. Сухой тон обращения с людьми, внешняя сухость и суровость сочетались у него с чрезвычайной добротой и благожелательностью ко всем, в ком замечал он способности, интерес к науке и самостоятельную научную мысль.
После окончания гимназии в 1886 г. Василий Прохорович поступает в Московский университет на физико-математическое отделение естественного факультета. По свидетельству Сергея Александровича Чаплыгина, соученика и товарища В.П. Горячкина, Василий Прохорович особенно выделялся способностями по математике и механике [2].
Унаследовав от отца и брата тягу к технике, он осенью 1890 г. приступает к занятиям на втором курсе Петербургского технологического института, но через несколько месяцев возвращается в Москву и поступает в Московское императорское техническое училище (ныне технический университет им. Баумана), где, проявив свой талант, становится одним из любимых учеников Н.Е. Жуковского. В.П. Горячкин хотел работать в той же области, что и его отец, дядя, старший брат, о чем свидетельствует тот факт, что темой дипломного проекта он избрал паровоз.
Но судьба сложилась иначе. В 1894 г. Департамент земледелия обратился к директору училища с просьбой рекомендовать одного из выпускников для преподавания в Московском сельскохозяйственном институте (ныне Российский государственный
аграрный университет им. К.А. Тимирязева) курса «Учение о сельскохозяйственных машинах и двигателях». Совет училища по представлению Н.Е. Жуковского рекомендовал для этой работы В.П. Горячкина. Н.Е. Жуковский считал, что «Нет более сложных машин, чем сельскохозяйственные машины. Нет более сложных условий работы машин, чем в сельском хозяйстве». Именно поэтому Николай Егорович дал представление на всесторонне подготовленного, талантливого ученика, каким и был В.П. Горячкин.
После окончания технического училища Департамент земледелия МСХ командировал его в разные города России для подготовки к преподаванию в Московском сельскохозяйственном институте.
В рецензии на отчет о командировке В.П. Горячкина по России, подписанной директором Департамента земледелия МСХ, отмечено: «В своем отчете г. Горячкин касается весьма и чрезвычайно разнообразных вопросов, касающихся положения нашего сельскохозяйственного машиностроения, его недостатков и нужд. Он совершенно верно указывает причины, тормозящие развитие и улучшение нашего машиностроения, им обращено внимание на недостаточную у наших заводов специализацию производства и на несистематичность в последовательном производстве различных работ, на отсутствие необходимых заводских приспособлений, несо-вершенность подготовки идущих на сельскохозяйственное машиностроение материалов и на многое другое» [2].
Эти выводы о состоянии сельскохозяйственного машиностроения, сделанные В.П. Горячкиным более 100 лет назад, к сожалению, актуальны и сегодня.
После командировки по России В.П. Горячкин был командирован в Германию и Францию для дальнейшего изучения сельскохозяйственного машиностроения и усовершенствования в избранной специальности.
Обобщая результаты посещения учебных заведений, заводов, научно-исследовательских институтов, машино-испытательных станций В.П. Го-
рячкин приходит к выводу, что науки о сельскохозяйственных машинах и орудиях ни в России, ни зарубежом практически не существует. Построение сельскохозяйственных машин и орудий по его выражению находится «в том периоде бессознательного творчества, через который прошла вся техника». Учение о сельскохозяйственных машинах представляло собой описательный курс по устройству различных машин, их монтажу и необходимым регулировкам.
Осенью 1896 г., по возвращении из-за границы, В.П. Горячкин приступает к работе в Московском сельскохозяйственном институте. Он читает лекции по курсам «Учение о сельскохозяйственных машинах и орудиях» (для агрономического и инженерного отделения) и «Учение о двигателях» (для инженерного отделения), параллельно ведет большую научно-исследовательскую работу. Глубокие знания математики и талант механика позволили В.П. Горячкину обобщить имеющийся материал, создать основы для построения теории сельскохозяйственных машин и методов их технического расчета. В преподавательской и исследовательской работе, ввиду отсутствия лабораторного оборудования, В.П. Горячкин активно использовал выставки сельскохозяйственных машин и орудий, строил модели плугов, изучая их работу в ящике с песком или в саду.
Уже в 1898 г. вышла в свет его первая печатная работа «Отвал», написанная в результате тщательного исследования рабочих поверхностей плужных корпусов. В трудах В.П. Горячкина (общий объем более 300 п.л.) кроме теории сельскохозяйственных машин получили развитие фундаментальные теоретические вопросы, такие как теории масс и скоростей, удара и разрушения материалов, резания, общей схемы природных явлений и процессов и др. Созданную им новую науку Василий Прохорович Горячкин назвал впоследствии земледельческой механикой, которая является классической и по сей день в области технических наук.
Много сил и энергии В.П. Горячкин отдавал пропаганде научных знаний и достижений. Он справедливо считал: чем больше людей будут знать о достижениях в создании сельскохозяйственной техники, тем шире и успешнее она будет применяться.
Неоценим вклад В.П. Горячкина в формирование системы испытаний сельскохозяйственной техники. Он упорно добивался строительства опытной станции для испытания сельскохозяйственной техники при Московском сельскохозяйственном институте [3]. В своем докладе по этому вопросу на Совете института он отмечал: «Всякого рода опытные учреждения при высших учебных заведениях устраиваются в интересах научного, практического и педагогического характера. Все три стороны дела одинаково важны». Говоря о педагогическом назначении станции, В.П. Горячкин отмечал, что студен-
8
ты смогут получить «непосредственные сведения и впечатления о работе машин и методах их испытаний, а ... при неизбежных неудачах развивают свое критическое отношение к будущей деятельности». Станция должна была стать местом «для упражнения в деле испытания машин для всех студентов вообще и для самостоятельных работ будущих специалистов по земледельческой механике» [2]. Он сумел поставить и эту проблему на должный уровень, о чем говорит такой исторический факт. Московский купец Леденцов завещал все свое состояние фонду содействия наиболее важным изобретениям и исследованиям, которые смогут принести пользу населению.
Среди первостепенных задач, наряду с исследованиями И.П. Павлова по изучению деятельности мозга, В.И. Гриневского в области двигателей жидкого топлива, Н.Е. Жуковского в области развития авиации, была отмечена работа В.П. Горячкина по испытанию сельскохозяйственной техники. На эти цели фонд выделил серьезные по тем временам ассигнования [4]. Испытания и исследования сельскохозяйственных машин на машиноиспытательной станции, построенной в 1913 г. (этого В.П. Горячкин добивался около 10 лет), отличались глубокой проработкой не отдельного элемента, а всего процесса в целом [5].
Создав новое научное направление, В.П. Горячкин был неутомимым организатором научных и педагогических центров. Он стоял у истоков создания таких ведущих институтов, как ВИСХОМ, ВИМ, их филиалы. Вместе с В.Р. Вильямсом, М.Г. Евреино-вым, Б.С. Свирщевским, Н.И. Мерцаловым он активно занимался организацией Московского института механизации и электрификации сельского хозяйства (МИМЭСХ), открытие которого состоялось в 1930 г.
В этом институте плодотворно трудились последователи научного направления академика В.П. Горячкина, разработчики первых отечественных зерноуборочных комбайнов Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР академик ВАСХНИЛ И.Ф. Василенко, лауреат Государственной премии СССР доцент И.Ф. Попов. Долгие годы работал здесь Герой Социалистического Труда, дважды лауреат Государственной премии СССР академик ВАСХНИЛ В.Н. Болтинский, под руководством которого были проведены фундаментальные исследования проблем повышения рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов, позволившие увеличить их производительность в 1,5 раза.
Неслучайно и то, что сегодня любимое детище
В.П. Горячкина — МИМЭСХ, а ныне МГАУ имеет статус университета. Идеи Горячкина, его устремленность в будущее аграрной науки, нашли отражение в расширении научно-педагогических специальностей и специализаций подготовки студентов нашего вуза. Университет стал инициатором подго-
товки специалистов по новым специальностям: инженеров по техническому сервису, энерго- и электроснабжению, стандартизации и сертификации, прикладной информатики, преподавателей технических дисциплин для колледжей и профессиональных училищ и др. Наряду с новыми специальностями расширяется специализация обучения студентов на старших курсах с учетом их интересов и запросов производства.
В университете осуществляется подготовка специалистов по 12 специальностям и 26 специализациям. К сегодняшнему дню в университете подготовлено около 40 тыс. инженеров сельскохозяйственного производства, ученых и педагогов. Более 1400 из них стали докторами и кандидатами наук. Выпускники вуза работают в 60 странах мира. Среди выпускников университета видные государственные деятели, известные ученые, создатели сельскохозяйственных машин, тракторов, комбайнов, автомобилей, приборов и оборудования, лауреаты государственных премий, кавалеры орденов и медалей.
Достоянием университета безусловно являются высококвалифицированные кадры. Свыше 60 % преподавателей имеют ученые степени и звания, из них около 100 докторов и профессоров. Успешно работают четыре докторских совета. Только за 2007 г. было защищено три докторских и 33 кандидатских диссертаций.
B.П. Горячкин подчеркивал, что нельзя подготовить хорошего специалиста в вузе, где мало внимания уделяется научной работе. В университете параллельно с учебным процессом проводятся многосторонние исследования по дальнейшему совершенствованию сельскохозяйственной техники, разработке энергосберегающих технологий, технического сервиса и др.
Широкую известность получили научнопедагогические школы по разработке:
• новых рабочих органов сельскохозяйственных машин (профессор Н.И. Кленин, С.Г. Ломакин, Я.П. Лобачевский);
• мобильных энергетических средств и альтернативного топлива (профессор Г.М. Кутьков,
C.Н. Девянин, В.Л. Чумаков);
• по оптимизации механизированных технологий производства сельскохозяйственной продукции (профессор А.Г. Левшин и А.Н. Скороходов);
• энергосберегающих технологий производства сельскохозяйственной продукции (профессор
А.М. Соловьев, И.П. Фирсов, В.А. Шевченко, Т.П. Кобозева);
• энергосберегающих технологий и оборудования для производства молока (профессор Д.Н. Мурусидзе, В.В. Кирсанов);
• прогрессивных технологических процессов и оборудования для технического сервиса,
в том числе безразборного ремонта (профессор Е.А. Пучин, В.И. Балабанов);
• экологически чистых энергосберегающих технологий производства и хранения сельскохозяйственной продукции с использованием электромагнитных полей СВЧ-энергии (академик РАСХН И.Ф. Бородин, профессор В.И. Тарушкин). Наряду со сложившимися научными школами ведется поиск новых научных направлений, востребованных сегодняшней жизнью. Например, профессор С.П. Рудобашта успешно занимается разработкой технологий электроразрядного экстрагирования и импульсной инфракрасной сушки растительного сырья, профессор Судник Ю.А. — разработкой экспресс-методов и средств мониторинга плодородия почв, технологий определения их химического состава, профессора О.Н. Дидманидзе и Л.С. Ор-сик, доцент С.А. Иванов и их ученики — разработкой гибридных энергетических установок.
В университете в рамках инновационных научноисследовательских программ при активной финансовой и методической поддержке МСХ РФ проводится обновление научно-лабораторной и учебной баз.
В настоящее время установлены тесные связи с рядом зарубежных производителей сельскохозяйственной техники. Активизировалось сотрудничество с фирмами «Клаас», «Джон Дир». Подготовка высококвалифицированных инженеров осуществляется при тесном сотрудничестве с ВИМ, ООО «Влад-маш», «Эколанмаш», «Амазоне», другими производителями сельскохозяйственной техники. Университет, развивая международные связи, направляет на стажировку за границу студентов, молодых ученых. Только за последний год в университеты Европы и Америки были направлены десятки преподавателей, 54 иностранных специалиста посетили наше учебное заведение. Студенты МГАУ проходят производственную практику в Англии, Франции, Австрии, Германии, Голландии, США, ученые — стажировку в зарубежных вузах, принимают участие в международных конференциях и семинарах.
Сегодня МГАУ — учебно-методический центр России по агроинженерному образованию, на который возложены разработка, апробация и внедрение новых инновационных учебных технологий, методов контроля знаний, создание учебно-методических материалов, электронных учебников, совершенствование профиля специалистов по «Агроинженерии», разработка образовательных стандартов, программ и учебных планов. В связи с подписанием Россией Болонской декларации в настоящее время в университете ведется работа по переходу на двухуровневую систему подготовки (бакалавр-магистр).
Следуя горячкинской традиции, разработчики нового поколения стандартов и программ стараются сохранить фундаментальную подготовку для обеспечения лучшей адаптации выпускников к изменяю-
щимся условиям производства, освоения новой техники и эффективного использования ее в сельском хозяйстве. Для этого в программах подготовки инженеров большое значение придается изучению студентами фундаментальных наук — физики, химии, математики, гидравлики, теплотехники, электротехники и электроники. К числу этих фундаментальных инженерных наук относятся и механика, в том числе земледельческая механика, основу которой заложил академик В.П. Горячкин. Большое внимание в стандартах уделяется профессиональной подготовке.
В перспективе развитие сельского хозяйства в России будет связано с внедрением высокоточного земледелия и животноводства, базирующихся на использовании надежных, высокопроизводительных машин, электронного оборудования, информационных технологий. Поэтому подготовка специалистов в вузах должна быть адекватной новым требованиям производства. Выпускники вузов должны иметь хорошие знания основ технологии сельскохозяйственного производства, теории, устройства и правил эксплуатации машин, уметь творчески применять эти знания на практике, владеть навыками экономической оценки принимаемых инженерных решений, быть готовыми работать с информацией, в том числе на иностранных языках.
Только опираясь на земледельческую механику, на творческое наследие В.П. Горячкина с учетом современных достижений науки и практики можно подготовить специалистов будущего.
В 1980 г. в университете открыт музей В.П. Горячкина, расположенный в здании опытной станции, которая построена по его инициативе. Методические основы музея разработаны профессором Н.И. Клениным, систематизация плужных корпусов и моделей сельскохозяйственных машин осуществлена профессором В.А. Сакуном. Большой вклад в становление музея, наполнение экспозиции внесли директора музея доценты Н.П. Крето-ва и М.М. Макаров, инженер Л.И. Могиленец. При
активной поддержке ученых, студенчества создано уникальное собрание научного наследия основоположника земледельческой механики и научных школ университета.
Материалы музея активно используются профессорско-преподавательскими коллективами при подготовке учебно-методических пособий. Все, кто посвятил или собирается посвятить себя агро-инженерной науке, считают своим долгом посетить музей и изучить наследие В.П. Горячкина. Учебный процесс на первом курсе студентов университета начинается с посещения музея, где изучается курс «Введение в специальность».
В записке Совету сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева о соображениях по введению восьмичасового рабочего дня В.П. Горячкин отмечает: «Мои моральные убеждения заключаются в том, что единственной нравственной обязанностью для человека в государстве является труд» [5].
В.П. Горячкин самоотверженно трудился на благо своего Отечества до последних дней своей жизни. Задача профессорско-преподавательского коллектива инженерных факультетов аграрных вузов, опираясь на труды В.П. Горячкина и развивая их, готовить не только высококвалифицированных, но и высоконравственных специалистов, истинных патриотов России.
Список литературы
1. Желиговский В.А. Василий Прохорович Горячкин // Механизация и электрификация социалистического сельского хозяйства. — 1968. — № 1.
2. Дубровский А.А. Академик В.П. Горячкин. — М.: Сельхозгиз, 1960.
3. Эрк Ф. Из истории становления сельскохозяйственной механики в России. — СПб.: СЗ НИИМЭСХ, 2004.
4. Арлазоров М. Жуковский. — М., 1964.
5. Кленин Н.И. Московский государственный агроин-женерный университет им. В.П. Горячкина. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2005.
6. Личное дело В.П. Горячкина / Архив; музей В.П. Горячкина. — М.: МГАУ
УДК 631.3.002:001
В.А. Ярошевский, доктор техн. наук, член-кор. Российской академии наук, профессор Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Жуковского
теоретические и экспериментальные исследования в.п. горячкина в традициях российской школы механики
В.П. Горячкин получил прекрасное образование, окончив Московский университет и дополнив его двухгодичным обучением в Императорском техническом училище. В обоих этих учреждениях он слушал лекции выдающегося русского ученого
Н.Е. Жуковского, которого можно по праву назвать основателем российской школы механики.
В конце XIX века в России ощущалась острая необходимость в развитии собственной промышленности и сельского хозяйства. По инициативе