РОЛЬ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
А. А. ПОПОВА
Рассмотрены основные научно-теоретические подходы к творческому саморазвитию де-тей-сирот. Обоснована необходимость использования народных художественных промыслов для творческого саморазвития детей-сирот.
Ключевые слова: творческое саморазвитие, дети-сироты, народные художественные промыслы.
Современная парадигма образования актуализировала проблему развития творческого саморазвития личности, требующего от поколения, выходящего в жизнь, высокого уровня сформиро-ванности процессов самопознания, самоуправления, самореализации и самосовершенствования личности, которые становятся важными характеристиками личности детей-сирот, позволяющие им успешно адаптироваться в быстро меняющихся условиях социокультурной среды.
Современное общество требует от воспитанников детского дома исключительной мобильности, активной жизненной позиции, способности к жизненному самоопределению, т. е. высокого уровня конкурентоспособности личности. Поэтому современная система образования должна предоставить условия для гармоничного творческого саморазвития конкурентоспособной личности, готовой к жизненному самоопределению и эффективной адаптации в постоянно меняющихся условиях социокультурной среды.
Сегодня в системе общественных отношений личность должна активно, адекватно, творчески реагировать на происходящие в обществе изменения, постоянно видоизменяться, саморазвиваться, совершенствоваться.
Немаловажное значение данная проблема приобретает для детей-сирот, лишенных родительской поддержки, имеющих негативный социальный опыт, низкую нравственную, эмоциональную устойчивость и познавательную активность.
Проблема подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни является одной из приоритетных задач для государства. Решение данного вопроса возможно на основе формирования у детей-сирот знаний, умений и навыков творческого саморазвития личности.
Именно через процесс активного использования в образовании приемов, направленных на развитие креативного начала в формировании личности подрастающего поколения можно наиболее результативно осуществить целостное его развитие, привить ребенку личностные нормы и правила, сформировать его социальный мир, обеспечить усвоение им всеобщей культуры общества, что обеспечит успешную адаптацию его к условиям социальных перемен.
Поэтому одной из главных задач образования является формирование интереса и уважения к народной культуре. Использование педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства, как в образовательном, так и воспитательном процессе, способно значительно повлиять на сознание человека, так как оно соединяет в своем содержании познавательное, художественное и трудовое начало и может выступать как эффективное средство формирования различных творческих интересов детей-сирот, способствующих их разностороннему развитию.
Исследуя социокультурный и педагогический потенциал народного искусства, мы рассматриваем его во взаимосвязи с традициями декоративноприкладного искусства. Поэтому, чтобы понять природу и сущность такого явления, как народные художественные промыслы, необходимо рассмотреть, что такое народное искусство [5].
История народного художественного искусства свидетельствует о том, что в недрах архаической культуры зарождались не только различные виды изобразительного искусства, но и ремесла. Обширный материал археологических раскопок, богатейшие коллекции произведений народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства этнографических, художественных, крае-
ведческих музеев позволяет проследить эволюцию народного художественного творчества. Историю русского декоративно-прикладного искусства невозможно отделить и от истории ремесел. Богатый арсенал художественных средств, накопленный человечеством уже на ранних стадиях его развития, показывает неразрывность материального и духовного производства, ремесла и искусства.
В своей книге «Русская народная художественная традиция в современном обществе» (1981), в статье «Отражение отношения «человек-природа» в народном искусстве» (1981) и других публикациях. С. М. Рождественская характеризует народное искусство как одну из форм этнического сознания. Она выделяет такие функции народного искусства, как эстетическая и этническая, и отмечает, что в художественных формах предметов и их украшениях народное искусство материализует мировосприятие народа, образно отображая окружающую действительность, взаимоотношения общества и природы [3]. Прослеживая стадии развития народного искусства, С. М. Рождественская выделяет несколько слоев образов, связанных с тотемическими верованиями, мифологическими представлениями, утверждением мировых религий и исчезновением религиозного мировоззрения. Ценным вкладом в науку о народном искусстве является исследование вопроса о жизни древних традиций в современном обществе [4].
Большое значение в разработке теории и истории народного декоративно-прикладного искусства имели труды М. А. Некрасовой. Она рассматривает народное искусство как самостоятельную систему, функционирующую по своим законам, требующую оценок и определений по тем параметрам, которые могут отвечать ее структуре и сущности. Автор дает свое понимание коллективности и традиции, замечая, что прошлое в народном искусстве всегда есть в настоящем, и в этом смысле народное искусство всегда коллективно. Результат коллективного творчества передается из поколения в поколение, традиции приобретают устойчивые выразительноэмоциональные структуры. С традицией передаются образы, художественные приемы и выражение национального характера. М. А. Некрасова подробно разрабатывает вопрос о родовой сущности народного искусства, выделяя ее аспекты, а также вопросы школы в народном искусстве. Она дает определение этнокультурных и этноэстети-ческих особенностей народа. Особое внимание исследователя привлекает личность народного мастера и характер его творчества [2].
Народное художественное искусство есть сложный, многоступенчатый процесс, который вовлекает в творческую деятельность гораздо большее число людей, чем тот круг, который объединяет профессиональных авторов произведений искусства. Народное художественное искусство каждой эпохи - творческая деятельность не только живущих поколений. Оно содержит, в первую очередь, способы и формы художественной деятельности, выработанные предшествующими поколениями.
Народное художественное искусство - это высочайшее достижение того или иного народа. Оно прошло долгий путь через вековой отбор настоящего, истинного. Очень велико в народном искусстве нравственное начало. В нем концентрируются общечеловеческие нравственные устои, выступая в качестве критерия, образца. Переживание добра, справедливости, красоты, мира, любви вело к созданию основополагающих принципов человеческой личности.
Таким образом, в трудах теоретиков и историков народного декоративно-прикладного искусства были определены основные принципы изучения и критерии понимания произведений народного творчества как вида искусства, обладающего самобытной стилистикой [2]:
1. Утилитарность, практическая предназначенность была свойственна народному промыслу с самого его появления, определяла соответствующие практической цели форму и удержание его предметов. Каждый промысел, каждая его разновидность, рождались в ответ на бытовые нужды, хозяйственные потребности. Последними предопределялось и чрезвычайное его разнообразие и богатство. Изготовляемые для бытовых и хозяйственных целей предметы в руках мастеров превращались в произведения искусства, и здесь давали о себе знать сила и глубина духовной, эмоциональной жизни народа, его незаурядная художественная одаренность, его размышления о характере окружающего мира. Так, весь быт крестьянина - от его жилища и обстановки до утвари и орудий труда - приобретал эстетические достоинства, оказывался в сфере искусства, которое мы сегодня называем народным.
2. Тесное, всецелое срастание произведений народных промыслов с окружающей жизнью, родной природой, прочность этого соединения декоративно-прикладного искусства обусловливают их правдивость, смысловую точность, глубокое эстетическое содержание, отображение в них существующих идейных и нравственных представлений о человеке, обществе, жизни и характерных чувствованиях своей эпохи.
3. Единство материала и технического приема в народных промыслах - не просто темы и мотивы, которые, независимо от материала, могут быть одни, а могут быть и другие, как это бывает в профессиональном искусстве, тут само искусство предстает в сочетании мотивов, материала и приемов его обработки - все это слито друг с другом и приобретает черты неделимого целого.
4. Традиционность как обязательная преемственная передача традиционных форм и опыта, которая помогает народному промыслу самому стать как бы живым организмом со своим сложившимся характером.
5. Коллективная природа творчества. Преемственность традиций и коллективность труда избавляет мастеров от ошибок, заблуждений, пустой траты сил и времени, создает условия проявления подлинного творчества, дальнейшего обогащения и совершенствования народного промысла.
6. Предельная экономия художественных средств. Те же самые преемственность, традиционность, коллективная основа не только помогают вырабатывать «оптимальные» варианты сочетаний материалов с типами изделий из них и способами обработки, но и приводят к отбору наиболее экономных художественных средств, при максимальной выразительности.
7. Народная декоративность, праздничность впечатления. Основная цель художественного оформления предметов - украсить быт людей -обуславливает и направленность творчества мастера, наделяющего вещи красотой, проявляющей себя в элементах декоративной орнаментально-сти, которая играет большую роль в народном промысле. Орнаментальные узоры, четкая конструктивность, стройная архитектоника, яркая декоративность служат украшению предметов, придают им торжественную праздничность, всегда доставляют людям радость.
8. При малочисленности сюжетов обилие их вариантов, освоение каждого элемента требует работы многих поколений. За каждым элементом содержания, за каждым мотивом стоит целая вековая культура их художественного выражения, которая проявляется в богатстве и своеобразии множества их трактовок. Народный промысел отбирает и коллективным опытом удерживает и закрепляет только такие, которые поражают воображение мастеров выразительной красотой форм, своим не рядовым, не обыденным характером или легко поддаются эстетизации, декоративному оформлению. Эти мотивы, сочетаясь с определенными материалами и приемами их обработки,
сливаясь с ними, образуя неразрывную связь, достигают классической строгости и выразительности.
В народных промыслах, как и в народной культуре в целом, воплощены обычаи и традиции народа.
9. Близость к детскому творчеству. Для понимания природы народного промысла многое дает творчество детей. У них, естественно, не может быть профессиональных навыков, обеспечиваемых преемственностью традиций и коллективностью. Тем не менее, у народного промысла и детского творчества одна природа: их роднят такие свойства, как непроизвольность, непосредственность, простота, живость и богатство воображения, чувство радости, праздничности, наивность, сильно выраженная условность. Детское творчество, как и народные промыслы, является проявлением эмоциональной сферы человека. Проблема детского декоративного творчества является одной из актуальных проблем в педагогической науке и практике.
Познание человеком достижений народной культуры, по мнению Л. Н. Толстого, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности. К. Д. Ушинский, развивая взгляды Л. Н. Толстого, считал, что у всех великих народов имеется своя национальная система воспитания, что чувство народности сильно в каждом человеке, и образовательные системы определяются национально неповторимыми идеями народа. Осознание значимости педагогической культуры народа возможно при обращении к его историческому прошлому, к богатому наследию духовных идеалов и ценностей [1].
Духовный потенциал человека определяется не столько степенью его приобщенности к национальной культуре, сколько к региональным культурным традициям своего народа.
Знакомство с народной культурой является наиболее простым и в то же время мощным средством духовного развития подрастающего поколения. Приобщение детей к культуре своего народа способствует возрождению генетической и культурной памяти детей-сирот и развитию их духовного потенциала. Народная художественная культура изначально воспитательна, она дает де-тям-сиротам уроки стройности, порядка, образованности, нравственности. Целенаправленное ознакомление детей-сирот с народной культурой представляет собой процесс решения совокупности различных педагогических задач, из которых, на наш взгляд, наиболее важной является формирование у детей-сирот общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и красоте,
развитие творческого потенциала, творческого самовыражения ребенка, формирование этических нравственных ценностей, лежащих в основе народной культуры, духовное развитие. Народная художественная культура позволяет гармонизировать социальную среду, укрепляя отношения между поколениями. Следует отметить и такую важную задачу, как развитие у детей способности осознать свою принадлежность к определенной культуре. Среди детей и молодежи за последние годы явственно обозначился интерес к национальным культурным традициям и желание их освоить. Активное включение детей-сирот в сферу восстановления народной художественной культуры позволяет укрепить у них национальный иммунитет, воспитать чувства добропорядочности, ответственности, любви к Родине, сохранить психическое и физическое здоровье.
Поэтому мы считаем, что нужно строить обучение воспитанников детских домов на основе знания национальной культуры, национальных традиций и обычаев, творчества собственного народа, то есть на материале, который в естественной, ненавязчивой форме позволяет усвоить жизненный опыт громадного количества поколений, который оказывает влияние на развитие и саморазвитие личности детей-сирот - его чувства, эмоции, его разум, нравственно-эстетические качества, его активность - через обращение к глубоким, внутренним сторонам души.
Одним из средств, способствующих творческому саморазвитию личности детей-сирот, не-
сущих в себе колоссальный образовательный потенциал, являются народные художественные промыслы, формирующие базис личностной культуры ребенка, создающие психолого-педаго-гические условия для развития способностей и склонностей детей-сирот.
Литература
1. Егоров С. Ф. К. Д. Ушинский. М., 1977. С. 76-77.
2. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983. С. 118-126.
3. Рождественская С. Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М., 1981. С. 184-187.
4. Рождественская С. Б. Отражение отношения «человек - природа» в народном искусстве // Общество и природа. М., 1981. С. 284-293.
5. иКЬ: http://www.ronl.ru
* * *
THE ROLE OF FOLK ART CRAFTS IN THE CREATIVE PROCESS OF ORPHANS’ SELF-DEVELOPMENT
A. A. Popova
The main scientific and theoretical approaches to the creative self-development of orphaned children are considered. The necessity of the use of folk art crafts for creative selfdevelopment of orphans is proved.
Key words: creative self-development, orphans, folk art crafts.