Научная статья на тему 'РОЛЬ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА РЕГИОНА (ПО МАТЕРИАЛАМ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)'

РОЛЬ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА РЕГИОНА (ПО МАТЕРИАЛАМ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ / РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДОХОДЫ / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулешова Лариса Владимировна

Введение. Проблема формирования регионального бюджета субъектов Российской Федерации имеет ключевое значение в контексте социально-экономической нестабильности страны, в результате которой возможности финансовой поддержки региональных бюджетов со стороны Федерации могут быть весьма ограниченны. Аспекты формирования бюджета применительно к региональному уровню управления государством нуждаются в отдельном осмыслении, поскольку, налоги в первую очередь выступают как ресурсный фактор развития территории, находящийся в руках государства, во вторую очередь, как инструмент воздействия на экономические и социальные процессы, а в третью, как фактор обратной связи и зависимости территории от налогоплательщиков. Методология. Исходными материалами исследования стали законодательные и правовые акты Российской Федерации, сведения Федеральной налоговой службы РФ, Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, положения ИФНС России №2 по г.Краснодару Краснодару в части налогового администрирования и контроля за полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов с целью формирования регионального бюджета, публикации в периодической печати и ресурсы Интернета. Результаты. В статье изучена роль налоговых поступлений как основы формирования регионального бюджета, проведен анализ состава и структуры налоговых поступлений в региональном бюджете Краснодарского края, ставшие основой для разработки рекомендаций, направленных на повышение собираемости налогов с целью увеличения доходов регионального бюджета. Выводы. Результаты исследования аспектов формирования регионального бюджета позволили разработать ряд рекомендаций по увеличению его налоговой составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TAXES IN THE FORMATION OF THE REGIONAL BUDGET (BASED ON THE MATERIALS OF THE KRASNODAR TERRITORY)

Introduction. The forming of the regional budget of the Russian Federation constitutes key importance in the context of the socio-economic instability of the country. As a result the possibilities of financial support of regional budgets from the Federation may be very limited. Aspects of budget formation in relation to the regional level of government need to be understood separately, since taxes primarily act as a resource factor for the development of the territory in the hands of the state, secondly, as an instrument of influence on economic and social processes, and thirdly, as a feedback factor and dependence of the territory on taxpayers. Methodology. The initial materials of the study were legislative and legal acts of the Russian Federation, information from the Federal Tax Service of the Russian Federation, the Office of the Federal Tax Service for the Krasnodar Territory, the regulations of the Federal Tax Service of Russia No. 2 for Krasnodar in terms of tax administration and control over the completeness and timeliness of taxes and fees in order to form a regional budget, publications in periodicals and Internet resources. Results. The article examines the role of tax revenues as the basis for the formation of the regional budget, analyzes the composition and structure of tax revenues in the regional budget of the Krasnodar Territory, which became the basis for the development of recommendations aimed at increasing tax collection in order to increase regional budget revenues. Conclusions. The results of the study of aspects of the formation of the regional budget allowed us to develop a number of recommendations to increase its tax component.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА РЕГИОНА (ПО МАТЕРИАЛАМ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)»

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Кулешова Л. В. Роль налогов в формировании бюджета региона (по материалам Краснодарского края) // Исследование проблем экономики и финансов. 2023. № 1. 8. кйр://ёо1. о^/10.31279/2782-6414-2023-1-8-1-10

Поступила в редакцию: 01.02.2023

Принята к публикации после рецензирования: 10.03.2023

УДК 336.228(470.620)

РОЛЬ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА РЕГИОНА (ПО МАТЕРИАЛАМ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Кулешова Лариса Владимировна

Ставропольский государственный аграрный университет Ставрополь, Российская Федерация ОЯСГО 0000-0002-2225-0698 [email protected]

Введение. Проблема формирования регионального бюджета субъектов Российской Федерации имеет ключевое значение в контексте социально-экономической нестабильности страны, в результате которой возможности финансовой поддержки региональных бюджетов со стороны Федерации могут быть весьма ограничены. Аспекты формирования бюджета применительно к региональному уровню управления государством нуждаются в отдельном осмыслении, поскольку налоги в первую очередь выступают как ресурсный фактор развития территории, находящийся в руках государства, во вторую очередь, как инструмент воздействия на экономические и социальные процессы, а в третью, как фактор обратной связи и зависимости территории от налогоплательщиков. Методология. Исходными материалами исследования стали законодательные и правовые акты Российской Федерации, сведения Федеральной налоговой службы РФ, Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, положения ИФНС России № 2 по г. Краснодару в части налогового администрирования и контроля за полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов с целью формирования регионального бюджета, публикации в периодической печати и ресурсы Интернета. Результаты. В статье изучена роль налоговых поступлений как основы формирования регионального бюджета, проведен анализ состава и структуры налоговых поступлений в региональном бюджете Краснодарского края, ставшие основой для разработки рекомендаций, направленных на повышение собираемости налогов с целью увеличения доходов регионального бюджета. Выводы. Результаты исследования аспектов формирования регионального бюджета позволили разработать ряд рекомендаций по увеличению его налоговой составляющей.

Ключевые слова: налоги, региональный бюджет, собственные доходы, регулирующие доходы, дефицит бюджета, профицит бюджета.

Введение

Налоговая система России неоднократно изменялась, поскольку реформирование налоговой системы сопровождает любые экономические реформы. Главная задача реформирования налоговой системы состоит в том, чтобы максимально перевести бизнес в легальный сектор. В то же время эластичность налоговой системы должна обеспечить повышение инвестиционной привлекательности и рост конкурентоспособности экономики страны. Налоги занимают значительное место среди экономических рычагов, позволяющих государству воздействовать на рыночную экономику.

Изучению проблем финансирования региональных бюджетов посвящены работы различных авторов [1-7], которые в своих исследованиях указывают на постоянно растущий объем потребностей региональных бюджетов, потребность в перераспределении налоговых доходов в пользу региональных бюджетов с целью снижения уровня финансовой зависимости от федерального центра, а также формирование отложенных проблем, которые среди прочего являются следствием санкционного давления. Целью исследования являются анализ налоговой составляющей регионального бюджета Краснодарского края и определение мер по обеспечению роста налоговых доходов бюджета.

Региональные бюджеты предназначены для аккумулирования средств, необходимых для финансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации. Региональные бюджеты обеспечивают финансовые основы осуществления региональной власти. Социально-экономическое развитие регионов и страны в целом не будет эффективным без проведения эффективной региональной финансовой политики.

Региональная налоговая политика должна быть направлена на решение задач экономического развития региона по всем направлениям, в том числе на удовлетворение потребностей населения региона. Правильно сформированная и реализуемая налоговая политика в регионе позволяет создать необхо-

димые условия для экономического роста, потому как она непосредственным образом влияет на экономику развития предприятий и организаций, действующих в регионе. Сущность налогов в формировании регионального бюджета проявляется через общие принципы, критерии и показатели, при этом они должны способствовать динамичному развитию экономики, создавать финансовые условия для социально-экономической стабильности в обществе, успешного противостояния внутренним и внешним угрозам региона. Налоги обеспечивают формирование как бюджетов регионов, так и бюджета страны, позволяя не только оплачивать государственные и региональные нужды, но и решать определенные социальные задачи, стоящие перед обществом.

Доходная часть региональных бюджетов создается путём сбора:

1) региональных налогов и сборов;

2) поступлений от неналоговых доходов;

3) поступлений из вышестоящих бюджетов.

Самым главным источником в доходную часть регионального бюджета служат налоги и сборы. Чем активнее региональные власти способствуют развитию местного производства, а соответственно и увеличению количества налогоплательщиков, тем лучше пополняется региональный бюджет за счет роста налоговых поступлений. Кроме того, растут инвестиционные вложения в развитие региона, что существенно влияет на решение многих социально-экономических задач, стоящих перед регионом. В этой связи налоги являются одним из инструментов достижения устойчивого экономического роста.

Материалы и методы

В исследовании использовались нормативные акты Российской Федерации в бюджетной сфере и сфере налогообложения, сведения Федеральной налоговой службы РФ, Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, публикации в периодической печати и ресурсы Интернета. Объектом исследования выступил бюджет Краснодарского края. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы научного абстрагирования, формальная и диалектическая логика, дедукция и индукция, анализ и синтез, эмпирический и экономико-статистический анализ данных, компаративные и структурные методы анализа, логический и системный подходы, методы сравнения.

Результаты и обсуждение

В ст. 8 Налогового кодекса РФ дается определение налога. При этом налог считается установленным, если определены субъект и основные элементы налога 1. Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней. Региональные бюджеты относятся ко второму уровню иерархически построенной бюджетной системы. По принадлежащему им статусу они имеют двойственное положение. Это выражается в следующем: во-первых, у них существуют собственные средства для пополнения доходов и определены статьи расходования средств, а во-вторых, они занимают промежуточное положение в финансово-бюджетной системе, так как, несмотря на то, что им выделяются финансовые средства из федерального бюджета, они оказывают финансовую помощь местным бюджетам. Это еще раз подтверждает особенности регионального бюджета. Бюджетный кодекс РФ определяет региональный бюджет в форме составления и расходования финансовых средств, предназначенных для реализации региональных задач и функций 2. Законодательные акты субъектов РФ также дают понятие регионального бюджета.

Региональные бюджеты взаимодействуют с федеральными и местными бюджетами, в процессе чего происходит вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетов, что способствует реализации целей финансово-бюджетной политики. Бюджеты субъектов РФ предназначены для финансового обеспечения задач, которые должны решать органы управления конкретного региона.

В настоящее время органы власти субъектов РФ обязаны осуществлять развитие регионов комплексно, а также в соответствующей пропорции развивать производственную и непроизводственную сферу в своих регионах. Существенно растет их функция согласования в экономическом и социальном развитии региона. В данный момент уделяется большое внимание экономической и социальной политике регионов. В связи с этим роль региональных бюджетов возрастает, а сфера их использования расширяется. С материальной точки зрения региональный бюджет РФ представляет собой собственный денежный фонд данного субъекта. При этом под денежным фондом следует понимать обособленную совокупность денежных средств, разделенных на конкретные группы по целевому назначению, опре-

1 Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации.

деленную систему использования и орган, который ими распоряжается. Если рассматривать с экономической точки зрения, то региональный бюджет - это единство экономических взаимосвязей, которые появляются в связи с созданием и разделением бюджета как денежного фонда субъекта Российской Федерации. Следует отметить, что финансовые отношения могут быть двух видов: приходные и расходные. Приходный вид отношений включает в себя перемещение денежных средств от плательщиков в бюджет и определяет его формирование как денежного фонда. Субъект Российской Федерации как одна из сторон этих отношений является получателем денежных средств.

Второй вид экономических отношений, т. е. расходный, выражается в разделении бюджета, его расходовании и поступлении финансов к их получателю. При этом одной из сторон возникших отношений и поставщиком денежных средств является региональный бюджет субъекта РФ. В правовом отношении бюджет субъекта Российской Федерации представляет собой финансово-правовой акт, с помощью которого устанавливается и закрепляется финансовый план образования и распределения создаваемого на уровне субъекта Российской Федерации фонда денег для направления финансов по выполнению задач и функций данного субъекта.

Порядок формирования и расходования региональных бюджетов в России устанавливается согласно государственным конституционным нормам, непосредственно бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативными актами субъектов РФ. Если рассматривать региональный бюджет с финансовой стороны, то он направлен на решение вопросов социальной, политической и экономической политики любых административно-территориальных объединений. Его прямое назначение заключается в создании централизованного фонда денежных средств и всесторонней заинтересованности в финансовых ресурсах. Но при этом для любой территории содержание регионального бюджета не меняется - он состоит из доходов и расходов.

Органы управления региона в своих бюджетах самостоятельно определяют статьи доходов и расходов. В законодательном порядке они, исходя из своих утвержденных функций, формируют и утверждают региональные бюджеты.

По масштабам формирования региональных бюджетов доходы могут быть централизованные, децентрализованные. По праву собственности: собственные, привлеченные. К собственным относятся региональные налоги и сборы, а также доходы от использования имущества, находящегося в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Кроме того, в эту группу входят выплаты, поступающие в бюджет по регулирующим доходным источникам, а также какие-либо вторичные источники, ко -торые органы власти региона утверждают сами. Привлеченные доходы формируются из трансфертов от федерального бюджета, различных инвестиционных средств, эмиссии ценных бумаг, генеральных займов, безвозмездных поступлений от юридических и физических лиц.

Расходная часть бюджетов региона определяется и во многом зависит от бюджетной политики государства и степени децентрализации управления социальной сферой. Наибольшую долю в расходной части бюджета занимает раздел финансирования социальных программ. Она имеет большое значение для аккумулирования финансовых ресурсов в бюджете соответствующего уровня с точки зрения финансовой ответственности. Из расходной части бюджета финансовые средства, накопленные в доходной части, распределяются и реализуются в соответствии с законом о бюджете на очередной финансовый год.

Согласно классификации, расходы можно разделить на два вида: обязательные и дискреционные. К обязательным расходам следует отнести расходы денежных средств на те направления, которые утверждает центральное правительство. К обязательным расходам относятся денежные средства, выделенные на социальные нужды граждан: жилищные вопросы, проблемы здравоохранения, образования, транспортные вопросы и т. п.). Дискреционные расходы предполагаются в виде денежных средств, потраченных на усмотрение администрации соответствующей территории, но также по согласованным направлениям. К таковым можно отнести управленческие расходы, жилищно-коммунальные, инфраструктуру, досуговые мероприятия, культурно-спортивные, охрану окружающей среды и другие.

Для государства региональные бюджеты являются активными реализаторами экономической политики. Через государственные трансферты и субсидии финансируются отрасли промышленного производства, сельскохозяйственная деятельность, отрасли строительства и содержание дорог, охрана окружающей среды. И это не весь перечень финансируемых направлений. Благодаря наличию региональных бюджетов государство проводит сглаживание стадий экономического и социального развития территорий, отстающих по уровню экономического и социального развития в силу исторических, географических, военных и других условий. С целью выравнивания развитости районов, преодоления отсталости, на государственном уровне разрабатываются и внедряются различные региональные программы, на финансирование которых средства выделяются из региональных бюджетов.

В процессе принятия и исполнения бюджета огромное значение имеет баланс доходов и расходов. В том случае, когда наблюдается превышение доходов над расходами, то получается профицит. Но в действительности более часто расходы выше доходов. Это уже дефицит бюджетных средств. Бюджетный дефицит - это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Дефицит бюджета характерен для многих бюджетов и относится к числу исключительных финансовых явлений.

В современном мире нет государства, которое в разные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетными дефицитами, но при этом качество дефицита может быть различным. Возникновение дефицита может появиться в результате проведения массовых финансовых вложений в развитие региональной экономики. В связи с этим дефицит бюджета возникает в результате нормализации конъюнктуры рынка в современной экономике, с внедрением инноваций в производственную структуру, но никак не с кризисными изменениями в социально-экономических процессах и явлениях. Еще Дж. М. Кейнс в своих трудах определил процесс превышения расходов над доходами, возникающий на каких-то конкретных этапах развития общества Дефициты получаются в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, когда фактических резервов недостаточно и возникает необходимость обращения к различным источникам.

Причинами возникновения дефицита могут быть экономические кризисы, нерациональное использование финансово-кредитных обеспечений, неконтролируемость экономической ситуации в стране и субъектах страны. В подобных ситуациях дефицит - явление чрезмерно опасное, требующее проведения каких-либо скоропалительных и оперативных действий и экономических мероприятий по нормализации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства, но и принятия важных политических решений.

Проблемы бюджетного дефицита экономисты оценивают по-разному. Максимальная величина дефицита бюджета субъекта РФ составляет не более 15 % объема доходов его бюджета, не учитывая при этом размер финансовой помощи из бюджета федерации. В том случае, когда Закон о бюджете утверждает величину поступлений от продажи имущества, предполагаемый бюджетный дефицит субъекта РФ возможен выше данной суммы, но не больше величины поступлений от продажи имущества.

Таким образом, следует отметить, что налоговая система региона входит в структуру государственной и находится с ней во взаимосвязи. Налоговая система субъекта связана с потребностями и экономическим потенциалом своего региона.

Являясь формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций федеральных, региональных и местных органов, бюджет занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной, регионом. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики как государства, так и региона.

Региональные бюджеты формируются за счет собственных и регулирующих доходов. Регионы имеют такое право самостоятельно, опираясь на законодательные акты, вводить на своей территории региональные налоги, предусмотренные Налоговым кодексом РФ. Также они вправе определять налоговые ставки по этим налогам, но не превышающим пределы, указанные в Налоговом кодексе РФ, устанавливать льготы по налогам, изменять и дополнять региональное законодательство, предлагать отсрочки и рассрочки уплачиваемых платежей по налогам в региональный бюджет.

Бюджет регионов в настоящее время во многом зависит от состояния федеральных законодательных актов, которое предполагает скопление финансовых ресурсов в федеральном бюджете. Доходную часть бюджета субъекта сегодня отличает большая доля регулирующих налогов и безвозмездных перечислений из федерального бюджета и при этом низкая доля собственных доходов.

Бюджет и налоги находятся в неразрывной и двусторонней зависимости. За счет поступления налоговых платежей, поскольку они являются основным элементом в статье доходов всех уровней бюджетов, создают обеспечение расходной части и всей структуры.

В 2019 году кредитный рейтинг Краснодарского края и облигационных выпусков Краснодарского края, составленный Аналитическим кредитным рейтинговым агентством (АКРА), повышен до уровня А+(ЯИ), кроме того, прогнозы по кредитному рейтингу Краснодарского края, составленные международным рейтинговым агентством Moody's Investor Service и рейтинговым агентством «Эксперт РА», изменены со стабильного на позитивный.

По итогам 2019 года Краснодарский край отнесен к субъектам Российской Федерации с высоким качеством управления региональными финансами (по оценке Минфина России), а также с очень высо-

1 Кейнс Д. М. The General Theory of Employment, Interest & Money. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Издательство Юрайт, 2023. 342 с.

ким уровнем открытости бюджетных данных в соответствии с рейтингом субъектов Российской Федерации, составленном по заказу Минфина России Научно-исследовательским финансовым институтом. Итоги 2019 года оказали положительное влияние на устойчивость краевого бюджета Краснодарского края в 2020 году в условиях, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции.

Основные социально-экономические показатели Краснодарского края сгруппированы в таблице 1 на основе данных Министерства финансов Краснодарского края.

Таблица 1 - Социально-экономические показатели Краснодарского края 1

Показатель 2018 2019 2020 2020 г. к 2018 г.

+/- %

ВРП, млрд руб. 2344,6 2569,8 2518,4 173,8 107,4

ВРП в расчете на одного жителя, тыс. руб. 416,8 453,9 443,4 26,6 106,4

Прибыль прибыльных организаций, млрд руб. 340,6 485,9 451,8 111,2 132,6

Фонд начисленной заработной платы, млрд руб. 577,6 616,7 637,9 60,3 110,4

Индекс потребительских цен, в % к предыдущему году 102,5 104,5 103,2 0,7 100,7

Среднегодовая численность населения, тыс. чел. 5625,8 5661,8 5679,7 53,9 101,0

По итогам 2020 года в Краснодарском крае индекс промышленного производства сложился на уровне 97,0 %, что ниже показателей 2018 и 2019 годов (в 2018 году он составил 104,2 %, а в 2019 году -103,4 %). Это обусловлено снижением выпуска продукции в трех основных секторах промышленности: пищевой отрасли, нефтепереработке и энергетике. Вместе с тем в 11 из 23 секторов обрабатывающих производств достигнута положительная динамика. Наиболее заметно увеличен выпуск продукции в производстве текстильных изделий, химических веществ и химических продуктов, лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производстве готовых металлических изделий и электрического оборудования. Возросло производство бумаги и бумажных изделий, обработка древесины и изделий из дерева, производство машин и оборудования, ремонт и монтаж машин и оборудования, производство напитков и мебели.

В 2019 году в сельском хозяйстве получен рекордный темп роста за последние восемь лет (108,3 %) за счет увеличения производства зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, овощей и винограда, а также заметного наращивания объемов свиноводства. В 2020 году объем сельскохозяйственного производства составил 91,3 % в результате неблагоприятных погодных условий и снижения валовых сборов зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, плодов и ягод. При этом хозяйствами всех категорий заметно увеличено производство мяса и молока.

Благодаря улучшению динамики на протяжении второго полугодия 2020 года заметно сократилось падение в наиболее пострадавших от пандемии отраслях потребительского рынка: оборот розничной торговли по итогам года снижен на 4,8 %, оборот общественного питания - на 8,8 %, объем платных услуг населению - на 9,9 %.

Самостоятельность региона и его социально-экономическое развитие во многом зависят от уровня доходов бюджета. Краевой бюджет утверждается законами Краснодарского края на следующий год и плановый двухлетний период 2. Основные параметры бюджета Краснодарского края представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Основные параметры доходов бюджета Краснодарского края, млрд руб.

Показатель 2018 2019 2020

план факт % ис-полн. план факт % ис-полн. план факт % ис-полн.

Доходы всего 231,3 250,9 108,5 280,6 291,5 103,9 306,5 314,9 102,7

Налоговые и неналоговые доходы 195,2 210,4 107,8 234,1 243,0 103,8 212,0 219,5 103,6

1 Сайт Министерства финансов Краснодарского края. URL: https://minfinkubani.ru.

2 Закон Краснодарского края от 20.12.2017 № 3722-кз «О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»; закон Краснодарского края от 21.12.2018 № 3939-кз «О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов; закон Краснодарского края от 23.12.2019 № 4200-кз «О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Продолжение

Показатель 2018 2019 2020

план факт % ис-полн. план факт % ис-полн. план факт % ис-полн.

Безвозмездные поступления 36,2 40,5 112,0 46,4 48,6 104,5 94,6 95,4 100,9

Данные, представленные в таблице 2, указывают на рост доходов бюджета Краснодарского края, при этом темп роста плановых показателей ежегодно был меньше темпа роста фактических значений, что привело к ежегодному снижению процента исполнения бюджета. В целом за период плановые показатели по доходам выросли на 32,5 %, а фактические - лишь на 25,5 %.

На рост доходов бюджета повлияло как увеличение налоговых и неналоговых доходов (план увеличился на 8,6 %, факт - на 4,3 %), так и рост безвозмездных поступлений (план увеличился в 2,6 раза, факт - в 2,4 раза). Проанализировав исполнение краевого бюджета по доходам за 2018-2020 гг. 1 можно отметить, что объём доходов бюджета Краснодарского края за последние 3 года вырос в большей степени за счет увеличения безвозмездных поступлений. При этом налоговые доходы увеличились за последние 3 года на 9,2 млрд руб., или на 4,5 %, безвозмездные - на 54,9 млрд руб., или в 2,4 раза, а неналоговые -снизились на 0,1 млрд руб., или на 1,3 %. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, практически не изменились. Доходы от платы за пользование курортной инфраструктурой (курортный сбор) в 2019 году увеличились из-за роста количества туристов, проживающих в объектах размещения на территориях муниципальных образований Краснодарского края, включенных в территорию эксперимента (г.-к. Анапа; г.-к. Геленджик; г. Горячий Ключ; г.-к. Сочи; Новомихайлов-ское городское поселение, Шепсинское сельское поселение, Небугское сельское поселение, Джубгское городское поселение Туапсинского района); поступление платежей в течение всего года (в 2018 году курортный сбор введен с 16 июля). В 2020 году курортный сбор взимался в размере 0 руб. в соответствии с Законом Краснодарского края «О введении курортного сбора на территории Краснодарского края и внесении изменений в закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях» 2.

Сгруппируем фактические показатели за исследуемый период в таблице 3.

Таблица 3 - Состав доходной части бюджета Краснодарского края, млрд руб.

Показатель 2018 2019 2020 2020 к 2018 г.

+/- %

1. Налоговые доходы 202,9 235,1 212,1 9,2 104,5

2. Неналоговые доходы 7,5 7,9 7,4 -0,1 98,7

Из них: доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности 2,4 2,5 2,7 0,3 112,5

в т. ч.: - доходы, получаемые в виде арендной платы за землю 2,1 2,2 1,9 -0,2 90,5

- доходы от сдачи в аренду имущества 0,1 0,1 0,1 - 100,0

плата за пользование курортной инфраструктурой (курортный сбор) 0,1 0,2 - -0,1 -

прочие неналоговые доходы 5,0 5,2 4,7 -0,3 94,0

3. Безвозмездные поступления 40,5 48,5 95,4 54,9 235,6

Всего доходы 250,9 291,5 314,9 64,0 125,5

На рисунке 1 представим структуру доходов краевого бюджета.

1 Сайт Министерства финансов Краснодарского края. URL: https://minfinkubani.ru.

2 Закон Краснодарского края от 27.11.2017 № 3690-кз «О введении курортного сбора на территории Краснодарского края и внесении изменений в закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях».

67,4 ),: 30,3

S0,7 ¿1 16,6

80,9 3,1 16,1

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 60% 90% 100%

и Налоговые доходы ■ Неналоговые доходы Безвозмездные поступления Рисунок 1 - Структура доходов бюджета Краснодарского края, %

Структура доходной части бюджета Краснодарского края свидетельствует о важной роли налогов в формировании бюджета региона, поскольку налоговые поступления обеспечивали весь период исследования больше 67 % поступлений. Тем не менее следует обратить внимание на изменение структуры доходов бюджета в 2020 году. Если в 2018 и 2019 годах доходная часть регионального бюджета более чем на 80 % была сформирована за счет налоговых платежей и лишь на 16 % за счет поступлений из вышестоящего бюджета, то в 2020 году в связи со сложными экономическими условиями, возникшими в результате пандемии, доля налоговых поступлений сократилась до 67,4 %, а доля дотаций, субсидий и субвенций увеличилась до 30,3 %. Такая ситуация стала следствием того, что некоторые организации не смогли «выжить» в сложившихся условиях и перестали уплачивать налоги, а их сотрудники потеряли работу и тоже не смогли уплачивать налоги.

Состав налоговой части бюджета Краснодарского края представим в таблице 4.

Таблица 4 - Состав налоговых доходов бюджета Краснодарского края, млрд руб.

Показатель 2018 2019 2020 2020 г. к 2018 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+/- %

Налог на доходы физических лиц 58,5 76,6 64,4 5,9 110,1

Налог на прибыль организаций 56,3 66,3 58,6 2,3 104,1

Акцизы 23,0 28,1 27,5 4,5 119,6

В т. ч.: - на нефтепродукты 15,1 17,4 16,7 1,6 110,6

- на алкогольную продукцию 7,9 10,7 10,8 2,9 136,7

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 16,5 17,4 18,1 1,6 109,7

Налог на имущество организаций 41,1 38,5 35,1 -6,0 85,4

Транспортный налог 6,6 7,5 8,0 1,4 121,2

Налог на игорный бизнес 0,7 0,5 0,3 -0,4 42,9

Налог на добычу полезных ископаемых 0,2 0,2 0,1 -0,1 50,0

Всего налоговые доходы 202,9 235,1 212,1 9,2 104,5

Основной объем поступлений в региональном бюджете обеспечивают поступления от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и налога на прибыль организаций, объем которых вырос за последние годы на 10,1 и 4,1 % соответственно. Эти налоги являются федеральными и не в полном объеме зачисляются в региональный бюджет, но тем не менее они очень значительны в составе доходов бюджета. Рост доходов от НДФЛ в 2019 году стал результатом получения крупных платежей, носящих единовременный характер (в сумме 15,2 млрд руб.). Доходы от налога на прибыль организаций в 2019 году уве-

личились в связи с улучшением финансово-экономических показателей и роста платежей хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в отраслях транспорта и топливно-энергетического комплекса. В 2020 году динамика этого налога была отрицательной, что стало следствием ограничительных мер в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, снижения деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в отраслях транспорта и дорожного хозяйства, топливно-энергетического и санаторно-курортного комплексов.

Акцизы также являются федеральным налогом, частично поступающим в региональный бюджет. Объем этого налога за период с 2018 по 2020 год увеличился на 19,6 %. Рост доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в 2019 году стал результатом увеличения налоговых ставок акцизов на нефтепродукты (в среднем на 28,0 %). А снижение этого же показателя в 2020 году стало следствием сокращения объемов реализации автомобильного бензина и дизельного топлива в целом по Российской Федерации в результате действия ограничительных мер, сокращения транспортного потока.

Среди региональных налогов наиболее значительны поступления в бюджет Краснодарского края от налога на имущество организаций, однако их объем сократился за исследуемый период на 14,6 %. Доходы от налога в 2019 году снизились из-за исключения с 1 января 2019 г. движимого имущества из объекта налогообложения по налогу. В 2020 году снижение налога произошло из-за уплаты налога не в полном объеме хозяйствующими субъектами, занятыми в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, сроки уплаты налога для которых за 2019 год, первый и второй кварталы 2020 года перенесены на ноябрь и декабрь 2020 года, а также поступление в первом квартале 2019 года суммы налога за 2018 год в отношении движимого имущества, исключенного с 2019 года из объектов налогообложения.

Поступления от транспортного налога менее значительны, но их объём увеличился за период с 2018 по 2020 год с 6,6 млрд руб. в 2018 году до 8,0 млрд руб. в 2020 году, т. е. на 1,4 млрд руб. Доходы от транспортного налога в 2019 году увеличились из-за роста количества налогоплательщиков (на 13,8 %) и погашение задолженности прошлых лет. В 2020 году продолжилось увеличение количества транспортных средств, и, как следствие, отмечался рост поступлений от этого налога.

Налог на игорный бизнес - самый незначительный среди региональных налогов Краснодарского края. Поступления налогов от игорного бизнеса в бюджет Краснодарского края с 2018 по 2020 год упали с 706 до 251 млн руб. Снижение поступлений с 2019 года обусловлено прекращением деятельности игорной зоны «Азов-Сити» 1 с 31 декабря 2018 г. в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2018 г. № 2268-р 2.

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН), увеличился на 9,7 %, что связано как с ростом налоговой базы, так и с переходом части налогоплательщиков с Единого налога на вмененный доход (ЕНВД) на УСН и отменой патентной системы налогообложения при реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке (обувь, лекарства и изделия из натурального меха).

На рисунке 2 представим структуру налоговых доходов Краснодарского края.

201В

27.6 16.5 13.0 3.8 8.7

28.2 16,4 12,0 1,2 7,7

27,7 20,3 11,3 ;3,3 8,6

0!4 10К 20« 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

■ ЦДФ/1 ■ hЛЛОГ Нd П|?|[ÜNIb ОрГЗНИ ЗЛЦНН Ш Н Sil ОГ М л 1 tM V LtU?i TU Г> О 11Г ДН и FI.+U1I й

■ Акцизы ш Г[>ЖСЛ0СГГНЫ1 налог Прочие налоги

Рисунок 2 - Структура налоговых доходов бюджета Краснодарского края, %

1 На Кубани в 2020 г. поступления налогов от игорного бизнеса упали на 13 %. URL: https://kuban.rbc.ru/ krasnodar/freenews/5e7315d59a7947925b69a2c2.

2 Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2018 № 2268-р «О ликвидации игорной зоны «Азов-Сити».

Изучив структуру налоговых поступлений в бюджет Краснодарского края, следует отметить, что весь исследуемый период наибольшую долю обеспечивали поступления от НДФЛ (28,8-30,4 %). Немного меньшую долю обеспечивают поступления от налога на прибыль организаций (27,7-28,2 %). Третьим по значимости является налог на имущество организаций, доля которого снизилась за последние 3 года с 20,3 до 16,5 %.

Важным фактором при формировании регионального бюджета является полнота и своевременность внесения налогов в бюджет, поскольку именно они являются основным доходным источником. В РФ большое количество видов налогов и сборов, и в целом проявляется хороший показатель собираемости. Однако не все налогоплательщики вовремя исполняют свои налоговые обязательства, что приводит к нехватке финансовых ресурсов. Собираемость налогов и сборов зависит от поведения налогоплательщика, соответствующего нормам и правилам в сфере налогообложения. Всегда имелась проблема с уплатой, а точнее неуплатой налогов, что создавало налоговый разрыв. Налоговый разрыв - это разница между фактически поступившими налогами и предполагаемыми суммами налога, при условии полного исполнения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.

Объемы недоимки по налоговым платежам в региональный бюджет Краснодарского края представим на рисунке 3.

0,0 5000,0 10000,0 15000,0 20000,0 25000,0

■ Недоимка ■ Невозможно к взысканию

Рисунок 3 - Задолженность по налогам в бюджет Краснодарского края

Представленные данные подтверждают снижение объема недоимки в 2019 году по сравнению с 2018 годом, и некоторый ее рост в 2020 году по сравнению с 2019 годом. При этом объем задолженности, которую не смогли взыскать налоговые органы, снизился в 2019 году на 60,7 млн руб., а в 2020 году возрос на 53,8 млн руб. Кроме того, следует обратить внимание на ежегодное недополучение средств по тем или иным налогам (таблица 5).

Таблица 5 - Выполнение плана по собираемости налогов, млн руб.

Показатель Бюджетное назначение Исполнено % исполнения

2018 г.

Акцизы на алкогольную продукцию 8317 7854 94,4

Налог на добычу полезных ископаемых 161 156 97,1

2019 г.

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 17678 17449 98,7

Налог на добычу полезных ископаемых 159 155 98,0

2020 г.

Акцизы на нефтепродукты 17549 16680 95,0

Налог на имущество организаций 36598 35114 95,9

Представленные данные свидетельствуют о том, что часть бюджетных назначений ежегодно не исполняется, что приводит к нехватке ресурсов в региональном бюджете. Следствием такой нехватки является невозможность осуществления запланированных расходов, что приводит к дефициту бюджета и к увеличению потребности в межбюджетных трансфертах (таблица 6).

Таблица 6 - Основные параметры доходов бюджета Краснодарского края, млрд руб.

Показатель 2018 2019 2020

план факт % исполн. план факт % исполн. план факт % исполн.

Доходы 231,3 250,9 108,5 280,6 291,5 103,9 306,5 314,9 102,7

Расходы 241,6 235,4 97,4 269,4 263,0 97,6 332,0 319,5 96,2

Дефицит (-) / профицит (+) -9,6 +15,5 х +12,5 +28,5 х -23,2 -4,6 х

Как представлено в таблице 6, расходы краевого бюджета увеличивались в течение исследуемого периода большими темпами, чем доходы. Так, планируемый объем расходов за исследуемый период вырос на 37,4 %, а фактический - на 35,7 % при том, что плановые показатели по доходам выросли на 32,5 %, а фактические - лишь на 25,5 %.

При сохранении социальной направленности расходов краевого бюджета в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличены расходы:

- на капитальные вложения в объекты государственной собственности Краснодарского края - в 2,5 раза;

- на поддержку реального сектора экономики, в том числе в рамках государственных программ Краснодарского края «Развитие промышленности Краснодарского края и повышение ее конкурентоспособности» - на 88,3 %, «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса» - на 30,6 %, «Социально-экономическое и инновационное развитие» в части государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и стимулирования инновационной деятельности - в 4,4 раза.

При этом удельный вес расходов краевого бюджета, осуществляемых в рамках 26 государственных программ Краснодарского края, составил 95,6 %. По итогам 2019 года профицит краевого бюджета составил 28,5 млрд руб. Объем государственного долга Краснодарского края за 2019 год снижен на 40,7 млрд рублей, уровень долговой нагрузки - на 25,6 процентных пункта.

Дисбаланс в темпах роста доходов и расходов привел к образованию дефицита бюджета в 2020 году. В целях обеспечения сбалансированности краевого бюджета в 2020 году введены ограничительные меры по финансовому обеспечению отдельных расходных обязательств Краснодарского края (распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края «О некоторых мерах по обеспечению сбалансированности краевого бюджета и местных бюджетов муниципальных образований Краснодарского края» 1), в том числе:

- приостановлены закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (далее -закупки), не носящих первоочередный характер и (или) не связанных с угрозой жизни и здоровью граждан;

- проведена оптимизация расходов краевого бюджета (материальные затраты государственных органов и государственных учреждений (за исключением учреждений здравоохранения и социальной защиты), капитальные вложения в объекты государственной собственности).

Проведенный анализ наглядно показал недостаточно высокий уровень реализации фискальной функции относительно бюджета Краснодарского края, поскольку за период исследования отмечалось снижение доли собственных доходов бюджета. В течение исследуемого периода доходная часть бюджета Краснодарского края постоянно возрастала, в целом увеличившись на 25,5 %. Тем не менее следует обратить внимание на изменение структуры доходов бюджета в 2020 году. Если в 2018 и 2019 годах доходная часть регионального бюджета более чем на 80 % была сформирована за счет налоговых платежей и лишь на 16 % за счет поступлений из вышестоящего бюджета, то в 2020 году в связи со сложными экономическими условиями, возникшими в результате пандемии, доля налоговых поступлений сократилась до 67,4 %, а доля дотаций, субсидий и субвенций увеличилась до 30,3 %. Это свидетельствует о снижении самостоятельности бюджета. Можно сказать, что фискальная функция налогов в Краснодарском крае реализуется не в полной мере.

1 Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.04.2020 № 83-р «О некоторых мерах по обеспечению сбалансированности краевого бюджета и местных бюджетов муниципальных образований Краснодарского края».

Кроме того, расходы краевого бюджета увеличивались в течение исследуемого периода большими темпами, чем доходы, что привело к формированию в 2020 году дефицита бюджета. В структуре налоговых поступлений в бюджете Краснодарского края наибольший удельный вес приходится на поступления от федеральных налогов - 58,0 %, из которых более половины обеспечивают поступления от НДФЛ - 30,4 %. Региональные налоги обеспечивают 20,4 % от общего объема налоговых поступлений, при этом 16,5 % - это поступления от налога на имущество организаций.

В ходе анализа были установлены следующие проблемы формирования регионального бюджета:

- снижение доли налоговых доходов в бюджете;

- сниженная налогооблагаемая база за счет теневых доходов;

- неустойчивость бюджета за счет трансфертов;

- наличие дефицита бюджета в 2020 году.

Основной целью развития налоговой политики в Краснодарском крае при этом является разработка мер, направленных на устойчивое социально-экономическое развитие края. Обеспечение развития региона достигается путем обеспечения устойчивого роста налоговых доходов бюджета.

В рамках совершенствования налоговой политики предлагается ряд новаций по совершенствованию налогового администрирования:

- применение понижающего коэффициента по НДПИ для компаний, добывающих трудноизвлекае-мые запасы природного газа из залежей березовской свиты по аналогии с налоговым стимулированием разработки туронских залежей, отдельные характеристики которых практически идентичны;

- продление действия до 2023 года пониженной ставки налога на имущество для организаций железнодорожной инфраструктуры;

- уточнение условий для получения обратного акциза на этан и сжиженный углеводородный газ (СУГ) с 1 января 2022 года;

- донастройка демпферного механизма по результатам обсуждения с нефтяными компаниями ситуации на топливном рынке и ценовой конъюнктуры на мировых рынках - предлагается корректировка в 2024 году индикативных цен бензина и дизельного топлива для расчета демпфера, предусматривающая их индексацию на 1 %;

- проведение ежегодной плановой индексации акцизов в 2024 году на уровень инфляции 4 %;

- сохранение по инициативе субъектов РФ до 2024 года действующего 50-процентного ограничения на перенос убытков при исчислении налога на прибыль, что позволит повысить сбалансированность региональных бюджетов и компенсировать предусмотренное на аналогичный период перераспределение данного налога из регионального в федеральный бюджет;

- перенос для организаций культуры сроков уплаты налога на прибыль за 2020-2021 годы на март 2022 года с освобождением их в указанный период от уплаты аванса по этому налогу [8].

Для обеспечения роста налоговых доходов регионального бюджета Краснодарского края необходимо принять следующие меры:

1. Учитывать объекты недвижимости, не подвергнутые регистрации. К этим объектам целесообразно отнести те земельные участки, строения, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, которые используются незаконно.

В настоящее время в муниципалитетах Краснодарского края имеются жилые дома, дачные участки, автомобильные парковки, не прошедшие регистрацию в кадастровой палате. То есть данные объекты не переданы в собственность и, как следствие, не являются объектами налогообложения. Для устранения сложившейся проблемы требуется обеспечить надлежащий контроль за учётом и своевременной постановкой на учёт земельных и имущественных объектов, а также необходимо создать активные группы, которые занимались бы выявлением подобного рода незарегистрированной недвижимости.

2. Производить расчет налога на имущество на основании кадастровой оценки объектов недвижимости, основанной на рыночной стоимости, которая установлена на основании государственной кадастровой оценки.

Как известно, инвентаризационная стоимость объектов налогообложения очень сильно отличается от рыночной, и поэтому предусмотренные мероприятия будут эффективными. Это связано с тем, что на рынке недвижимости довольно-таки часто искажается информация о существующем положении объектов недвижимости, их месте расположения. Ведь налоговая база зависит от того района, где находится объект недвижимости. Если дом находится в центральной части населенного пункта, но он построен в 60-90-х годах, то его инвентаризационная стоимость будет несколько ниже, чем в новых домах, возведенных на окраине города. Но при этом старые объекты недвижимости, расположенные в центре населенного пункта, имеют более высокую рыночную стоимость.

3. На законодательном уровне закрепить ставку по НДФЛ от сдачи имущества в аренду на уровне 3-5 %.

В РФ по законодательству всем гражданам вменена обязанность - платить налог с доходов. Но не все граждане выполняют законы, не платят налоги. Это нарушение особенно проявляется при сдаче в аренду жилых помещений, поскольку они не заключают договор аренды с теми, кому сдают свое жилье. Это может обернуться тем, что они не получат оплату за аренду или получить имущественный ущерб от арендатора, который может использовать это помещение и в каких-то других целях. То есть арендодатель может оказаться в невыгодном для него положении. И самое главное, что таких сдатчиков сложно проконтролировать. В данной ситуации можно снизить ставку налога за сдачу квартиры с 13 % до 3-5 %, что приведет к оформлению необходимых документов.

4. Разрешать страховым компаниям выдавать полис ОСАГО только при отсутствии задолженности по транспортному налогу.

Так, предлагается на законодательном уровне установить возможность выдачи полиса ОСАГО и продажи автотранспортного средства только при отсутствии задолженности по уплате транспортного налога.

5. Обеспечить организацию межведомственного взаимодействия как способа повышения собираемости НДФЛ. При рассмотрении способов повышения собираемости налогов рекомендуется обратить внимание на положительный опыт других регионов.

Предлагаемые мероприятия обобщены на рисунке 4.

Рисунок 4 - Мероприятия, направленные на повышение налоговых доходов

регионального бюджета

Итак, являясь, по сути, основным источником государственных финансовых ресурсов налоговые поступления относятся к числу важных элементов, оказывающих существенное влияние на социально-экономические процессы и уровень развития. При этом ключевую роль выполняет бюджетно-налоговая политика, от эффективности которой зависит уровень наполняемости бюджета и бюджетно-налоговый потенциал территорий.

Заключение

Налоги наполняют бюджеты определенным смыслом. Несомненно, только они составляют форму и объем бюджета. Налоги, в свою очередь, предопределены законами производства, т. е. размеры налоговых поступлений зависят от качественных и количественных параметров совокупного дохода общества.

Оценка доходной части бюджета Краснодарского края свидетельствует о важной роли налогов в формировании бюджета региона, поскольку налоговые поступления обеспечивали весь период исследования больше 67 % поступлений. В ходе исследования был установлен ряд проблем формирования регионального бюджета Краснодарского края: снижение доли налоговых доходов в бюджете, сниженная налогооблагаемая база за счет теневых доходов, неустойчивость бюджета за счет трансфертов, наличие дефицита бюджета в 2020 году.

Для обеспечения роста налоговых доходов регионального бюджета Краснодарского края необходимо принять следующие меры: учитывать объекты недвижимости, не подвергнутые регистрации; на законодательном уровне закрепить ставку по НДФЛ от сдачи имущества в аренду на уровне 3-5 %; разрешать страховым компаниям выдавать полис ОСАГО только при отсутствии задолженности по транспортному налогу; обеспечить организацию межведомственного взаимодействия как способа повышения собираемости НДФЛ.

Список литературы:

1. Зотиков Н. З. Налоговое стимулирование развития территорий // Вестник университета. 2022. № 1. С. 89-98.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Лыкова Л. Н. Налоговые доходы региональных бюджетов в условиях санкционного давления // Федерализм. 2022. Т. 27. № 3 (107). С. 43-57.

3. Макейкина С. М., Курдюкова О. А. Оценка налоговых доходов регионального бюджета как ресурсной базы его финансового обеспечения // Контентус. 2021. № 4. С. 34-42.

4. Никаева Р. М., Темирова З. У Роль региональных налогов в формировании бюджетов субъектов Российской Федерации // Вестник Академии знаний. 2020. № 40 (5). С. 317-323.

5. Ольховик В. В. Возможности развития налогового потенциала субъектов Российской Федерации // Экономика региона. 2019. Т. 15. № 3. С. 938-951.

6. Шамрина С. Ю., Остапенко Е. А. Организация системы управления рисками на основе процессного подхода // Экономика. Бизнес. Банки. 2015. № 2 (11). С. 127-134.

7. Скляров И. Ю., Склярова Ю. М., Лапина Е. Н. Специфика налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-2(65). С. 1133-1138.

References

1. Zotikov N. Z. Tax incentives for the development of territories // Bulletin of the University. 2022. № 1. P. 89-98.

2. Lykova L. N. Tax revenues of regional budgets under sanctions pressure // Federalism. 2022. V. 27. № 3(107). P. 43-57.

3. Makeikina S. M., Kurdyukova O. A. Evaluation of tax revenues of the regional budget as a resource base for its financial support // Contentus. 2021. № 4. P. 34-42.

4. Nikaeva R. M., Temirova Z. U. The role of regional taxes in the formation of the budgets of the constituent entities of the Russian Federation // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. № 40 (5). P. 317-323.

5. Olkhovik VV Opportunities for the development of the tax potential of the constituent entities of the Russian Federation // Economics of the region. 2019. V. 15. № 3. P. 938-951.

6. Shamrina S. Yu., Ostapenko E. A. Organization of a risk management system based on the process approach // Economics. Business. Banks. 2015. № 2 (11). P. 127-134.

7. Sklyarov I. Yu., Sklyarova Yu. M., Lapina E. N. The specifics of taxation of small and medium-sized businesses in Russia at the present stage // Economics and Entrepreneurship. 2015. № 12-2 (65). P. 1133-1138.

THE ROLE OF TAXES IN THE FORMATION OF THE REGIONAL BUDGET (BASED ON THE MATERIALS OF THE KRASNODAR TERRITORY)

Kuleshova LarisaVladimirovna

Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russian Federation ORCID 0000-0002-2225-0698 [email protected]

Introduction. The forming of the regional budget of the Russian Federation constitutes key importance in the context of the socio-economic instability of the country. As a result the possibilities of financial support of regional budgets from the Federation may be very limited. Aspects of budget formation in relation to the regional level of government need to be understood separately, since taxes primarily act as a resource factor for the development of the territory in the hands of the state, secondly, as an instrument of influence on economic and social processes, and thirdly, as a feedback factor and dependence of the territory on taxpayers. Methodology. The initial materials of the study were legislative and legal acts of the Russian Federation, information from the Federal Tax Service of the Russian Federation, the Office of the Federal Tax Service for the Krasnodar Territory, the regulations of the Federal Tax Service of Russia No. 2 for Krasnodar in terms of tax administration and control over the completeness and timeliness of taxes and fees in order to form a regional budget, publications in periodicals and Internet resources. Results. The article examines the role of tax revenues as the basis for the formation of the regional budget, analyzes the composition and structure of tax revenues in the regional budget of the Krasnodar Territory, which became the basis for the development of recommendations aimed at increasing tax collection in order to increase regional budget revenues. Conclusions. The results of the study of aspects of the formation of the regional budget allowed us to develop a number of recommendations to increase its tax component.

Keywords: taxes, regional budget, own revenues, regulatory revenues, budget deficit, budget surplus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.