Фролов В. Е.
Роль наднациональных органов интеграционных объединений в развитии международных отношений в Евразийском регионе
Фролов Владимир Евгеньевич
Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга Специалист Организационно-протокольного управления
Преподаватель кафедры международных процессов Евразийского региона Северо-Западного института управления — филиала РАНХиГС
Аспирант кафедры международных отношений СЗИУ РАНХиГС [email protected]
РЕФЕРАТ
Данная статья посвящена изучению вопроса возникновения и развития института наднациональности в Евразийском регионе. Автором рассматриваются вопросы унификации законодательства в условиях геополитической асимметрии, а также процесс создания наднациональных органов в рамках евразийского интеграционного проекта.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
интеграция, Евразийский регион, евразийская интеграция, ЕврАзЭС, Таможенный союз, наднациональные органы, Комиссия таможенного союза, Евразийская экономическая комиссия
Frolov V. E.
The Role of Supranational Bodies of Integration Associations in Development of the International Relations in the Eurasian Region
Frolov Vladimir Evgenyevich
Committee on international relations of Saint-Petersburg Specialist of Organizational and Protocol Department
Lecturer of the Chair of International Processes of the Eurasian Region of the North-West Institute of management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)
Graduate student of the Chair of the International Relations North-West Institute of Management of RANEPA
[email protected] ABSTRACT
This article is devoted to studying the issue of appearance and development of the supranational institution in the Eurasian region. The article examines the harmonization of legislation in terms of geopolitical asymmetry, as well as the process of creating supranational bodies within the framework of the Eurasian integration project
KEYWORDS
integration, Eurasian region, the Eurasian integration, EurAsEC, Customs union, supranational bodies, the Commission of the Customs Union, the Eurasian Economic Commission
Процесс интеграции в Евразийском регионе на пути своего развития сталкивается с комплексом определенных препятствий, таких, как необходимость проведения унификации национального законодательства, заметная разница в размере и уровне развития стран-участниц, отсутствие контроля за исполнением принимаемых решений.
о
о о
m <
^ При формировании наднационального органа представляется важным унифици-^ ровать национальные законодательства участников в целях исключения противо-^ речий с принимаемыми в последующем наднациональными нормативно-правовы-с! ми актами.
^ В качестве примера подобной работы в рамках Содружества Независимых Госу-о дарств можно привести деятельность Межпарламентской ассамблеи государств — ^ участников СНГ по сближению законодательств стран Содружества. Одной из форм ^ осуществления унификации законов МПА СНГ являются модельные законодательные ^ акты, предназначенные для учета парламентами стран-участниц при работе с на-^ циональным законодательством.
< В современном интеграционном процессе в Евразийском регионе наиболее ™ продвинутым унифицированным наднациональным нормативно-правовым актом является Таможенный кодекс Таможенного союза, о котором пойдет речь ниже.
Как уже было отмечено, страны Евразийского региона находятся на разном уровне развития экономики, торговых связей, международных отношений, значительно отличаются друг от друга по площади занимаемой территории, благосостоянию населения, соответственно, обладают различными потребности, а главное, — возможностями для интеграционного взаимодействия. Среди участников евразийской интеграции выделяется группа государств-лидеров, формирующих «основу» данного процесса: Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. Экономика, внутриполитическая ситуация и уровень жизни в целом в этих странах находятся на более высоком уровне относительно уровня других участников евразийской интеграции, и этим можно объяснить их стремление к объединению.
Трудно представить себе интеграцию без одного из этих участников, однако и среди них выделяется одно государство — Российская Федерация. Для России важно учитывать сложившуюся геополитическую асимметрию в Евразийском регионе и прилагать усилия по ее сглаживанию, поскольку, в случае проведения Россией политики без учета интересов других государств и нацеленности на установление равноправных отношений, это может послужить помехой для развития партнерских отношений с остальными участниками интеграции. По подсчетам Всемирного банка, по уровню ВВП (ППС) Россия занимает уверенное место в середине первой десятки стран мира, где среди лидеров значатся США, Китай и Индия. Главные партнеры России по евразийской интеграции, Казахстан и Беларусь, по данным показателям находятся в четвертой и пятой десятке соответственно среди 174 стран мира. Таким образом, ВВП (ППС) Российской Федерации в 6 раз превышает суммарный показатель Республики Беларусь и Республики Казахстан1.
С другой стороны, ВВП (ППС) в расчете на душу населения2 выявляет несколько иную картину: Россия по-прежнему лидирует по данному показателю (24,1 тыс. долл США) среди трех стран — участниц Таможенного союза, однако Казахстан (23,2) и Беларусь (17,6) не сильно уступают своему партнеру. Остальные страны, являющиеся потенциальными партнерами России по интеграции, из числа государств СНГ — Армения (7,7), Узбекистан (5,1), Киргизия (3,2) и Таджикистан (2,5) — имеют куда более скромные результаты по указанному выше показателю.
В этом отношении интересной представляется точка зрения Л. Зевина: участники интеграции опасаются своего более сильного партнера, боясь утратить суве-
1 Официальный сайт Всемирного банка / URL: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP. MKTP.PP.CD; По версии Всемирного банка, Российская Федерация находится на 6-м месте (3,461 трлн долл США); Республика Казахстан — на 40-м (395,3 млрд долл США); Республика Беларусь — на 57-м месте (166,7 млрд долл США).
2 Там же.
ренитет при совместном формировании наднационального органа [2, с. 47]. В про- ^
цессе интеграционного объединения государств со значительным различием в уров- ^
не развития экономики менее развитые страны попадают в отношение подчинения ^
к экономически более сильным, а между собой они превращаются скорее в кон- ^
ш
курентов, нежели партнеров. Подобные взаимоотношения оказывают деструктивное ^ воздействие на слабые государства, поскольку рост конкуренции в данном случае о становится фактором, препятствующим развитию экономического потенциала стра- ^ ны, а не способствующим ему [5, с. 33].
В течение первого десятилетия развития евразийской интеграции данный факт, ^ умноженный обилием дезинтеграционных факторов и кризисной ситуацией в ре- ^ гионе в целом, делал невозможным создание наднациональных органов. Также < против наделения органов СНГ наднациональными полномочиями высказалась ™ Азербайджанская Республика, заявив о противоречии принципам суверенитета и независимости государств.
С 2001 г., с созданием Евразийского экономического сообщества, в евразийском интеграционном процессе начали происходить положительные изменения, выражающиеся в постепенном преобладании интеграционных факторов над дез- и антиинтеграционными. Ситуация в Евразийском регионе стала благоприятствовать появлению новых, более перспективных и мощных интеграционных организаций [3, с. 108]. Ведущие страны региона вышли на новый уровень, на котором прежние механизмы управления стали недостаточно эффективными.
Процесс интеграции в Евразийском регионе демонстрирует активное развитие, особенно заметно набирая обороты в последние годы. В своем Послании Федеральному собранию от 12 декабря 2012 г. Владимир Путин отметил, что растущая заинтересованность интеграцией в Северной и Южной Америке, Европе и Азии не обошла стороной и Евразийский регион, где ближайшие соседи Российской Федерации демонстрируют желание принимать участие в интеграционных процессах1.
Нарастание интеграционной активности позволило участникам подняться на следующую ступень, открывающую горизонты для дальнейшего взаимодействия. Сформированная единая таможенная территория трех государств, составляющих основу интеграционных процессов в Евразийском регионе, — Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, явилась своего рода площадкой для запуска последующих интеграционных проектов.
С 6 июля 2010 г. вступил в действие Таможенный кодекс Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (далее — Таможенный кодекс)2, частично заменив собой национальное таможенное законодательство. Важно отметить, что данный нормативно-правовой акт содержит в себе следующие признаки наднациональности:
• согласно ч. 2 ст. 3 Таможенного кодекса, таможенное законодательство Таможенного союза действует на всей территории Таможенного союза;
• в соответствии с ч. 2 ст. 1 Таможенного кодекса, таможенное регулирование должно осуществляться в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в случае отсутствия определенных норм, — в соответствии с национальным таможенным законодательством до момента принятия соответствующих норм на уровне законодательства Таможенного союза.
Таким образом, таможенное законодательство Таможенного союза имеет приоритет над национальным таможенным законодательством государств-участников, а так-
1 Послание Президента РФ Федеральному собранию от 12 декабря 2012 г. // Российская газета. 2012. 13 дек. № 287.
2 Таможенный кодекс Таможенного союза // Собрание законодательства РФ. 2010. 13 дек. № 50. Ст. 6615.
^ же подразумевается, что со временем национальное законодательство в сферах, ^ наиболее важных для интеграции, будет заменено наднациональным законодатель-^ ством государств — участников евразийской интеграции.
с! Отметим, что природа интеграционных процессов обладает двойственностью, ^ проявляющейся в неразрывной взаимозависимости политической и экономической о интеграции, компромиссе между возможным и необходимым. Также двойственность ^ проявляется в ставшей традиционной взаимозависимости национальных интересов ^ субъекта интеграционного объединения и наднациональных возможностей руково-^ дящего органа этого объединения. В этой связи следует привести мнение А. Г. Ах-^ ламова и С. М. Козинского, согласно которому, переход к наднациональности < необходим лишь в случае неспособности национального правительства эффектив-™ но решать поставленные задачи [1].
Первым шагом на пути к формированию наднациональной организации в Евразийском регионе стало учреждение в 2007 г. единого постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза — Комиссии Таможенного союза, призванной обеспечить необходимые условия функционирования и развития ТС.
Россия, Беларусь и Казахстан явились учредителями КТС, юридическая основа которой строилась на Договоре о Комиссии Таможенного союза1.
При введении в действие Таможенного кодекса Таможенного союза в 2010 г. Комиссия стала выполнять функции, позволяющие осуществлять эффективное регулирование процессов, происходящих в Таможенном союзе. Среди функций КТС представляется важным выделить следующие:
• исполнение решений, принятых высшим органом Таможенного союза;
• разработка рекомендаций для высшего органа Таможенного союза по вопросам формирования и функционирования Таможенного союза;
• обеспечение (в пределах полномочий) реализации международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза.
Состав Комиссии формировался следующим образом: каждое государство — участник Договора представляло по одному представителю, занимающему должность заместителя главы правительства или члена правительства, наделенного необходимыми полномочиями.
Ключевой особенностью, отличающей Комиссию Таможенного союза от остальных органов, функционирующих в Евразийском регионе, являлась законодательно закрепленная возможность принятия обязательных решений (ст. 7 Договора). Также Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС № 15 (п. 4 Решения) было установлено, что решения Комиссии по своей юридической силе приравнивались к нормативно-правовым актам национальных законодательных органов государств — членов Таможенного союза2. Помимо этого, в Договоре было прописано условие о добровольной поэтапной передаче Комиссии части полномочий государственных органов стран-участниц (ст. 2 Договора). Подобные меры задавали направление для формирования полноценного наднационального органа, что стало беспрецедентным явлением для постсоветского периода развития Евразийского региона.
Эволюционное изменение структуры институтов Евразийского экономического сообщества послужило импульсом к трансформации интеграционных процессов в Евразийском регионе. В 2010 г. со вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза начался новый этап интеграции [4]. В 2011 г. Комиссия Тамо-
1 Договор о Комиссии Таможенного союза // Собрание законодательства РФ. 2011. 21 марта. № 12. Ст. 1553.
2 О вопросах организации деятельности Комиссии Таможенного союза : Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 15.
женного союза была заменена более перспективной организацией — Евразийской ^ экономической комиссией, призванной воплотить в жизнь идею создания надна- ^ ционального органа. g
Евразийская экономическая комиссия является перманентно действующим на ^ территории Таможенного союза Евразийского экономического сообщества органом, ^ призванным обеспечить условия, необходимые для эффективного функционирова- о ния и дальнейшего развития Таможенного союза и Единого экономического про- ^ странства. Деятельность Комиссии осуществляется в рамках полномочий, установ- g ленных Договором о Евразийской экономической комиссии1, международными g договорами, а также решениями, принятыми Высшим Евразийским экономическим s советом. <
Будучи наделенной широким спектром полномочий, Евразийская экономическая ™ комиссия осуществляет регулирование на наднациональном уровне, в том числе таможенной, транспортной, энергетической, макроэкономической, валютной, макроэкономической политики. Решения, принимаемые Комиссией, носят обязательный характер и входят в договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Данный факт является свидетельством высокой степени развитости интеграционных процессов и взаимного доверия между государствами — участниками Евразийского экономического союза. Унификация законодательства является важнейшим шагом в процессе развития интеграционного объединения, а создание наднационального органа говорит о серьезных намерениях государств-участников двигаться в направлении углубления взаимного сотрудничества.
Передача государственных полномочий, составляющих часть государственного суверенитета, на наднациональный уровень, позволяет сделать работу интеграционного объединения более эффективной, а сам процесс интеграции — более стабильным и продуктивным.
На сегодняшний день нерешенным остается вопрос «столицы» Евразийского экономического союза, и, соответственно, места расположения штаб-квартиры наднациональных органов. По заявлению председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии В. Б. Христенко, «...пока наднациональные органы в Москве...»2.
В настоящее время мы являемся свидетелями завершающего этапа подготовки к воплощению в жизнь проекта Евразийского экономического союза. Этот проект, по замыслу его создателей, не является финальной стадией развития процесса интеграции в Евразийском регионе, и в будущем планируется переход к более объемному и функциональному проекту — Евразийскому союзу — «мощному наднациональному объединению, способному стать одним из полюсов современного мира»3.
Литература
1. Ахламов А. Г., Козинский С. М. Экономические и политические перспективы евразийской интеграции Украины // Евразия и евразийство: история, политика, социум, образование, культура : материалы Евразийского научного форума 22-23 ноября 2012 г. С. 36-46.
2. Зевин Л. З. Глобализм и регионализм в контексте экономического роста // МЭИМО. 2009. № 6.
1 Договор о Евразийской экономической комиссии // Собрание законодательства РФ. 2012. 12 марта. № 11. С. 1275.
2 Евразийский союз создадут без столицы [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.ru/ news/570145
3 Новый интеграционный проект для Евразии будущее, которое рождается сегодня [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.ru/news/502761
^ 3. Косов Ю. В., Фролов В. Е. Интеграционные процессы Евразийского региона: анализ основных этапов / Ю. В. Косов, В. Е. Фролов // Управленческое консультирование. 2013. ^ № 10. С. 101-111.
о 4. Косов Ю. В., Торопыгина А. А. К вопросу становления евразийской интеграции: политико-ш экономический аспект // Управленческое консультирование. 2013. № 2. С. 62-67.
^ с
о
со
Косулина Т. А. Стратегия развития Евразийского экономического союза // Региональная
о экономика и управление : электронный научный журнал. 2012. № 32.
References
1. Akhlamov A. G., Kozinsky S. M. Economic and political prospects of the Eurasian integration of < Ukraine [Ekonomicheskie i politicheskie perspektivy evraziiskoi integratsii Ukrainy] // Eurasia and
Eurasianism:
history, politics, society, education, culture. Materials of Eurasian Science Forum 22-23.11.2012. P. 36-46.
2. Zevin L. Z. Globalizm and a regionalism in the context of economic growth [Globalizm i region-alizm v kontekste ekonomicheskogo rosta] // MEIMO. 2009. N 6.
3. Kosov Yu.V., Frolov V. E. Integration processes of the Eurasian region: analysis of the main stages [Integratsionnye protsessy Evraziiskogo regiona: analiz osnovnykh etapov] // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2013. N 10. P. 101-111.
4. Kosov Yu.V., Toropygina A.A. On a question of formation of the Eurasian integration: political and economic aspect [K voprosu stanovleniya evraziiskoi integratsii: politiko-ekonomicheskii aspect] // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2013. N 2. P. 62-67.
5. Kosulina T. A. Strategy of development of the Eurasian economic union [Strategiya razvitiya Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza] // Regional economy and management: electronic scientific journal [Regional'naya ekonomika i upravlenie]. 2012. N 32.