Гайнутдинова Р.И.
Аспирант, кафедра педагогики, Татарский государственный гуманитарно-педагогический
университет
РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Аннотация
В статье рассматривается влияние музыки на развитие ценностно-смысловой сферы личности ребёнка младшего школьного возраста. Помимо этого, в статье раскрываются особенности формирования ценностных ориентаций младшего школьного возраста, говориться о необходимости формирования музыкально-эстетической культуры.
Ключевые слова: личность, высококультурная личность, ценностно-смысловые ориентации, музыкальное искусство, музыкально-эстетическая культура Keywords: person, highly cultured person, axiological and conceptual orientations, musical art, musical-esthetic culture
В век, когда меняется иерархия социальных и личностных ценностей, особого внимания требует воспитание подрастающего поколения. На протяжении последних нескольких лет в современной образовательной ситуации большой интерес приобретают индивидуально-личностные качества и способности человека, а также осознанное, нравственно-ценностное, ответственное поведение, адекватное социальным реалиям.
В связи с этим, ориентация детей школьного возраста на ценностно-смысловое развитие, воспитание высококультурной личности, обладающей активной гражданской позицией, стремлением к самореализации носят не просто актуальный, но и социально -значимый характер.
Формирование ценностно-смысловых ориентаций личности ребёнка происходит на различных этапах социализации. Этот процесс не равномерен, определяется факторами семейного, школьного воспитания и обучения. Развитие ценностно-смысловых ориентаций в условиях школы, на наш взгляд, должно опираться на целостное представление о системе личностных свойств, фиксирующих деятельность психических процессов.
Ценностно-смысловая сфера личности складывается в процессе социализации в результате соотнесения собственных потребностей, интересов, убеждений человека с общественными требованиями, нормами, идеалами. По мнению И.Э. Ярмакеева [3], ценностно-смысловой потенциал, определяющий социокультурную направленность мировосприятия и миропонимания, действий и поступков, является ядром нравственно-эстетической культуры личности. Под ценностно-смысловым потенциалом личности автор понимает систему личностно-значимых, духовно-ориентированных ресурсов личности, определяющих её актуальные возможности в области ценностно-смыслового, личностно-значимого самоопределения, саморегуляции, саморазвития, а также влияния на окружающих.
Формирование ценностно-смысловой сферы личности продолжается на протяжении всей жизни. Ее содержание может меняться под влиянием многих факторов, так как социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности.
Как утверждают многие исследователи, младший школьный возраст, наиболее благоприятен для развития личности, именно в этом возрасте закладываются первые ценностно-смысловые установки и ориентации, нормы поведения, личностная свобода, которая дает возможность младшему школьнику делать выбор в жизненных ситуациях, проявлять творчество в поиске новых путей и возможностей.
Ребенок младшего школьного возраста должен считаться с требованиями, которые окружающие люди предъявляют к его поведению. От этих отношений не только зависят его успехи и неудачи, в них самих заключены его радости и огорчения, они имеют силу мотива.
Формирование и развитие ценностно-смысловых ориентаций у младших школьников необходимо, так как ценности, привитые, с детства программируют дальнейшее поведение, они являются установками, по которым человек выбирает свой путь.
Перед школой, как одного из основных социальных институтов, стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное и интеллектуальное развитие учащихся. Принцип уважения к личности воспитанника и учета в содержании образования его духовного потенциала реализуется путем приобщения к мировой культуре, рассматриваемой в аспекте социального опыта. При этом сущностью образовательного процесса, т.е. процесса обучения, воспитания и развития, становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личностный, приобщение учащихся ко всему богатству человеческой культуры.
Обращаясь к историческому опыту воспитания подрастающего поколения, мы обнаруживаем, что дети находились в постоянном контакте с художественным творчеством в его естественных бытовых условиях и осваивали народный музыкально-поэтический язык в процессе приобретения жизненного опыта. Музыкально-поэтический фольклор, народные песни служили средством общения в процессе трудовой, обрядовой, ритуальной и эстетической деятельности. Музыкальные игры готовили их к взрослой жизни и развивали музыкальный слух, ритм, память, голос, пластику, вкус, творческие способности, физические возможности.
Каждая эпоха выдвигала свои задачи, связанные с воспитанием ребенка. Однако, во все времена, обращали внимание на то, что музыкальные занятия формируют у ребенка те положительные чувства, ту этическую сторону, без которой человеку обойтись невозможно. Без музыки невозможно развитие полноценной личности.
В последние годы наблюдается недооценка и принижение роли ценностей культуры и искусства в жизнедеятельности человека. В значительном количестве современных российских школ отсутствует дух высокой музыкальной культуры, атмосфера художественного творчества, воспитывающая и развивающая музыкальная среда, а некоторые школы просто отказываются от предмета «музыка» ссылаясь на то, что в этом предмете нет необходимости, по предмету «музыка» нет единого государственного экзамена.
Данные социологических опросов показывают, что музыка занимает одно из первых мест в сфере интересов современной молодежи. Однако проблема заключается в том, что предпочтение отдается низкопробному музыкальному репертуару. В музыкальном окружении молодежи не находится место шедеврам классического музыкального искусства, высокохудожественным образцам народной музыки, обладающим огромным духовным потенциалом.
Освоение музыкального языка в младшем школьном возрасте строится в таких формах общения, где закладываются стиль жизни ребенка, манера его поведения, внешний облик, несущий в себе отпечаток определенной культурной традиции. Примером такой традиции может служить воспитание русского дворянства, но не в подражании внешним особенностям поведения, что всегда выглядит фальшиво, а в формировании органичного
единства этических и эстетических норм. Сегодня школа должна так обучать и воспитывать молодых людей, чтобы элитой стало не меньшинство, а большинство нации.
Таким образом, роль музыкального искусства в воспитании развивающийся личности трудно переоценить. Музыкально-эстетическое развитие личности необходимо для фундаментального воспитательного процесса, в основе которого лежит развитие личности.
Литература
1. Ярмакеев И.Э. Воспитательный потенциал педагогических дисциплин в формировании личности будущего учителя / И.Э. Ярмакеев, Г. Г. Габдуллин. - Казань: Изд-во Казан. Пед. ун-та, 2003. - 464 с.