УДК 159.5: 355
Т. В. Маркелова
РОЛЬ МОТИВАЦИОННОГО КРИТЕРИЯ В ОЦЕНКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО ИЗУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОГРАФИЧЕСКОГО ТЕСТА В. Г. ЛЕОНТЬЕВА
Интерес к проблеме оценки психологической готовности к военно-профессиональной деятельности связан с тем, что психологическая готовность является одной из предпосылок успешности военно-профессиональной деятельности. От адекватности оценки психологической готовности зависит реалистичность прогноза успешности осуществления деятельности. Данное исследование проводилось на базе военных кафедр и факультетов военного обучения гражданских вузов г. Нижнего Новгорода в период с 2000 по 2006 гг. с целью разработки критериев и показателей оценки психологической готовности студентов к военно-профессиональной деятельности.
Под психологической готовностью мы понимаем психическое состояние, компонентами которого являются интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные и волевые процессы, определяющиеся внешними условиями деятельности. Психологическая готовность характеризуется убеждениями, взглядами, отношениями, мотивами, чувствами, волевыми и интеллектуальными качествами, знаниями, умениями навьпсами, установками, настроенностью на определенное поведение и может формироваться и развиваться в ходе специально организованной подготовки к конкретному виду деятельности.
Определяя критерии оценки, мы ориентировались на структурные компоненты психологической готовности: мотивационный, эмоциональный, волевой, когнитивный и операциональный. Показатели оценки психологической готовности выпускников к военно-профессиональной деятельности выделены на основе результатов наблюдений, бесед, анкетирования и применения метода экспертной оценки.
Проведенный в ходе исследования анализ субъективно-личностного смысла понятия «психологическая готовность к военно-профессиональной деятельности» позволил выделить его уникальные значения, сформированные у респондентов в результате жизненного опыта.
Эксперты-офицеры (N=14) отдают предпочтение таким описательным характеристикам ПГ как нервно-психическая устойчивость (100%), серьезность профессиональных намерений (85,7%), высокий уровень общевоенной и военно-профессиональной подготовки (85,7%).
Преподаватели (N=16) приоритетными характеристиками ПГ считают военно-профессиональный интерес (100%), нервно психическую устойчи-
вость (100%), высокий уровень общевоенной и военно-профессиональной подготовки (93,7%), желание быть военным (81,2%).
Эксперты-студенты (N=19) считают более значимыми эмоциональную уравновешенность и желание сделать карьеру военного (по 68,4%); любовь к военной профессии и умение подчиняться приказам (по 57,9%). Употребление ими таких описательных характеристик ПГ, как «смелость», «мужественность», «отвага», «способность испытывать гордость за Отечество» и «готовность совершить подвиг» говорят о романтической интерпретации данного понятия. Исключение среди данной группы испытуемых составляют члены семей военнослужащих (31,6%), которые акцентируют внимание на следующих проявлениях ПГ к ВПД: «любовь к профессии военнослужащего», «умение сдерживать эмоции», «способность терпеть перегрузки», «умение стойко переносить бытовые неудобства», «военная хитрость». Очевидно, что различия представлений о ПГ к ВПД связаны с особенностями идеального образа данного понятия, сложившегося у экспертов в процессе социализации.
Исследование соотношения семантических полей данного понятия, показывает, что респондентами выделено 36 описательных характеристик ПГ, которые объединены нами в 7 сходных по смыслу показателей - военнопрофессиональная направленность, эмоциональная устойчивость, ответственность, самоконтроль, сообразительность, практичность, военно-профессиональные знания, умения, навыки и коммуникативность. Данные показатели ПГ отражают потенциальную возможность выпускников достигать высоких результатов в осуществлении воинской деятельности.
Оценка весовых коэффициентов нагрузок показателей показывает, что наиболее значимым показателем является военно-профессиональная направленность (30,1%). Приоритетная роль мотивационного критерия в оценке психологической готовности подтверждена процедурой ранжирования показателей по степени их значимости. В качестве экспертов было привлечено 27 кадровых военнослужащих со стажем работы от 3 до 10 лет. В результате ранжирования были выделены наиболее значимые показатели психологической готовности к военно-профессиональной деятельности с рангом от 1,30 до 7,00: средний ранг военно-профессиональной направленности составляет 1,30, эмоциональной устойчивости - 2,07, ответственности -3,77, самоконтроля - 4,30, военно-профессиональных знаний умений, навыков - 4,54, сообразительности и гибкости мышления - 6,30, нормативности поведения - 6,46, коммуникативности - 7,00.
Низшие ранги получили такие эмоционально-нравственные описательные характеристики, как мужественность (13,23), отвага (13,61), патриотизм (13,92) и способность совершить подвиг (14,23). Их роль как показателей психологической готовности к военно-профессиональной деятельности невелика, считают эксперты.
С целью подтверждения правильности выбора критериев и показателей психологической готовности к военно-профессиональной деятельности в качестве экспертов были привлечены офицеры воинских подразделений, где проходят службу по призыву и контракту выпускники военных кафедр и факультетов военного обучения вузов (Ыоф =16). Оценивая успешность профессиональной деятельности испытуемых (Ыисп =63), эксперты относили их к группе с успешностью выше средней, средней или ниже средней. В результате усреднения экспертных оценок выделилась группа испытуемых, обладающих таким уровнем психологической готовности, которая позволяет им быть высоко успешными в военно-профессиональной деятельности.
В результате обобщения экспертных оценок установлено, что в группе высоко успешных испытуемых показатели военно-профессиональной направленности, эмоциональной устойчивости, ответственности, самоконтроля, нормативности поведения, сообразительности и гибкости мышления, военно-профессиональных знаний, умений и навыков и коммуникативности выражены наиболее ярко и устойчиво, их уровень развития оценен экспертами не менее чем в 4 балла. При этом ведущая роль военно-професси-ональной направленности как показателя мотивационного критерия психологической готовности подтверждена высшей оценкой, составляющей 5 баллов.
Исследование мотивационного компонента психологической готовности студентов военных кафедр и факультетов военного обучения к военнопрофессиональной деятельности проводилось нами через оценку уровня выраженности военно-профессиональной направленности с помощью различных методик.
Одной из проективных методик, применяемых нами для исследования мотивации, является психографический тест В. Г. Леонтьева (1992). Исследованиями автора подтверждена валидность и надежность теста, который рекомендован для диагностики мотивации, стремлений и намерений в научных и практических целях. В основу данной методики положена символика прямоугольного пространства, где прямоугольник с «золотым сечением» рассматривается как силовое поле, в котором размещаются стремления. Прямоугольник с «золотым сечением» имеет соотношение сторон 100:62. Нами используется прямоугольник размером 250x155 мм. Испытуемому предлагается указать точкой, где именно в этом поле находится его стремление к заданному объекту и обозначить стрелкой направление, откуда оно пришло и куда направлено.
С помощью психографического теста В. Г. Леонтьева нами исследуется несколько стремлений, что позволяет сравнить динамизм и устойчивость мотивов и повысить адекватность выводов о военно-профессиональной направленности. Анализу были подвергнуты следующие объекты стремления испытуемых:
• стремление к выполнению военной службы по контракту;
• стремление к выполнению военной службы по призыву;
• стремление к выполнению военной службы в условиях боевых действий;
• стремление к выполнению профессиональной деятельности по гражданской специальности.
В нашем случае тест выполняется несколько раз независимо друг от друга с инструкциями, которые звучат следующим образом:
Инструкция 1: «Представьте себе, что данный прямоугольник - это пространство или поле, на котором размещаются Ваши стремления. Укажите точкой, где находится Ваше стремление к выполнению военной службы по контракту и обозначьте стрелкой, откуда оно пришло в эту точку и куда направлено».
Инструкция 2: «Представьте себе, что данный прямоугольник - это пространство или поле, на котором размещаются Ваши стремления. Укажите точкой, где находится Ваше стремление к выполнению военной службы по призыву и обозначьте стрелкой, откуда оно пришло в эту точку и куда направлено».
Инструкция 3: «Представьте себе, что данный прямоугольник - это пространство или поле, на котором размещаются Ваши стремления. Укажите точкой, где находится Ваше стремление к выполнению военной службы в условиях боевых действий и обозначьте стрелкой, откуда оно пришло в эту точку и куда направлено».
Инструкция 4: «Представьте себе, что данный прямоугольник - это пространство или поле, на котором размещаются Ваши стремления. Укажите точкой, где находится Ваше стремление к выполнению профессиональной деятельности по гражданской специальности и обозначьте стрелкой, откуда оно пришло в эту точку и куда направлено».
При интерпретации результатов теста через центр прямоугольника проводится ось координат (X; У), которая делит его на четыре зоны с координатами [+Х;+У], [-Х;+У], [+Х; -У], [-Х; -У] соответственно. Каждая из этих зон прямоугольника обозначает различные характеристики мотивации. На рисунке 1 представлены характеристики мотивации на силовом поле. Далее в прямоугольнике проводится диагональ из левого нижнего угла в верхний правый угол (так называемая «линия жизни»).
Мотивацию характеризуют следующие психографические показатели:
• угол между диагональю и вектором стремления (а0);
• направление мотивационного вектора;
• координаты точки мотивации (мм) (Х;У);
® расстояние от нижней кромки прямоугольника до точки мотивации (мм)(7„);
• расстояние от точки пересечения координат до точки мотивации по диагонали (мм) (/ ).
Вектор мотива показывает направленность стремления: если вектор находится выше середины прямоугольника и совпадает с направлением диагонали, то это говорит о сильной, развивающейся мотивации, ее побудительных функциях.
+У
Осознанная М. в виде идеалов, духовных стремлений
Пространство потенциала М., Пространство высокого
ее созерцательность, уровня М. Большая сила М., динамичность
пассивность, уровень желаний развития при векгоре, совпадающем с
диагональю
М., отражающая
М., отражающая будущее, направле-
прошлое, на на внешний мир
направлена на себя [+Х; +У]
[-Х; +У]
-X X ! + о
[-Х; -У] [+Х; -У]
Пространство зарождения Пространство падения уровня
М. или ее рецессия М., ее распад. М., связанная с
(в зависимости от вектора) влечениями и инстинктами
Подсознательная, неосознанная, материальная мотивация
-У
Примечание - мотивация (М)
Рис. 1 Основные характеристики мотивации по зонам силового поля
Угол а показывает силу мотивации и тенденции ее развития:
• если а=0°-90о, то это говорит о развивающейся мотивации;
• если а=90о-200°, то это означает регрессию мотивации (особенно при а=180°);
• если а=200°-360°, то мотивация находится в потенциальном состоянии или начинает реализовываться в деятельности.
Значение координат точки мотивации (Х;У) отражает следующие динамические и содержательные характеристики мотивации: актуальность-потенциальность (значение координаты X) и осознанность-неосознанность, созерцательность, духовность или материальность (значение координаты У). Расположение точки мотивации с координатами (Х;У) означает следующее:
• если точка мотивации расположена в начале диагонали - отсутствие мотивации;
• если точка мотивации расположена в конце диагонали - исчезновение мотивации после окончания цикла развития;
• если точка мотивации расположена в районе центра прямоугольника - высокая действенность, динамизм и побудительная сила мотивации;
• если высота от кромки прямоугольника до точки мотивации составляет не более 38% от общей его высоты - регрессия и снижение силы побудительной функции мотивации;
• если высота от нижней кромки прямоугольника до точки мотивации , составляет более 38% от общей его высоты - доминирующая мотивация.
Следует учитывать, что достоверно диагностировать мотивацию позволяет рассмотрение всех психографических показателей в совокупности.
Для обработки большого массива данных и оценки уровня выраженности мотивации по совокупным выборкам, нами использованы следующие показатели теста: а0, X, У,/п, /, характер зоны [Х;У].
Количественная оценка побуждающей силы военно-профессиональной мотивации оценивалась следующим образом по показателям / и а0 в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
Количественная оценка показателей психографического теста В. Г. Леонтьева
Уровень выраженности Оценка (балл) Психографические показатели
Высокий 5 (п= 95-155(мм), при а=0°-90°
Средний 4 /„= 95-155(мм)
Удовлетворительный 3 /■„>155(мм)
Низкий 2 /п<95(мм)
С помощью данной методики оценивалась побуждающая сила военнопрофессиональной мотивации в группах студентов, обучающихся по экспериментальной программе подготовки офицеров по контракту (N=76) (в дальнейшем - группа «Контракт») и по традиционной программе (N=81) (в дальнейшем - группа «Запас») (табл. 2).
Таблица2
Результаты исследования профессиональной направленности студентов групп «Запас» и «Контракт» психографическим тестом В. Г. Леонтьева (в %)
Уровень ВПН Объект изучаемого стремления
Военная служба по призыву / контракту Военная служба в условиях боевых действий Проф. деятельность по гражданской специальности
«Запас» «Контр.» «Запас» «Контр.» «Запас» «Контр.»
Высокий 1,2 44,8 1.2 27,6 53 55,2
Средний 2,5 51,3 2,5 30,3 39,5 43,5
Удовл. 11,1 3,9 3,7 42 6,3 1,3
Низкий 85,2 0 92,6 0 1,2 0
К военной службе по контракту готовы 44,8% испытуемых, а к военной службе в боевых условиях - 27,6%. Однако, это не всегда одни и те же люди:
из 34 человек с высоким уровнем стремления к военно-профессиональной деятельности только 18 человек (52,9%) готовы к выполнению воинского долга в условиях повышенной опасности. Остальные 3 человека, готовые к участию в боевых действиях, имеют средний уровень выраженности военно-профессиональной направленности. Очевидно, они относятся к категории лиц, имеющих выраженную потребность в борьбе, острых ощущениях, риске и опасности.
Преобладающий высокий уровень стремления к профессиональной деятельности по гражданской специальности имеют 55,2% испытуемых. Интересно, что все эти 42 человека составляют группу со средним и удовлетворительным уровнем стремления к военно-профессиональной деятельности по контракту.
Средний уровень выраженности стремления к профессиональной деятельности по гражданской специальности - 30,3% - имеют лица из числа 39 человек со средним уровнем военно-профессиональной направленности.
И лишь 1 человек из 76 (1,3%), подвергшихся психодиагностике, имеют низкий уровень направленности на гражданскую специальность. Очевидно, его профессиональный выбор военной службы по контракту в большей степени сопряжен с мотивами, связанными с деятельностью военнослужащего как офицера Вооруженных Сил или должностного лица и в меньшей степени связан с военной специализацией.
Иная картина представлена аналогичными результатами исследования группы «Запаса». Преобладающее большинство студентов группы «Запаса» (85,2%) совершенно не желают быть призванными в ряды Вооруженных Сил. И тем более не стремятся к пребыванию в зоне активных боевых действий (92,6%). Среди данной группы студентов высокий и средний уровень стремления к военной службе по призыву высказывают 1,2% и 2,5% респондентов соответственно, что является полным соответствием с их желанием участвовать в боевых действиях.
Результаты оценки стремления к профессиональной деятельности по гражданской специальности в группах «Запаса» и «Контракта» мало отличаются: высокий уровень имеют 53% и 55,2% испытуемых соответственно, средний - 39,5% и 43,5%. Низкий уровень.в группе «Запаса» обнаружен у 1,2% испытуемых, в группе «Контракта» он отсутствует. Удовлетворительный уровень имеют соответственно 6,3% и 1,3% респондентов.
Таким образом, уровень мотивационной готовности к военно-профес-сиональной деятельности в экспериментальной группе выше, чем в группе с традиционной программой подготовки офицеров.
Библиографический список
1. Бадмаева, Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей / Н. Ц. Бадмаева. - Улан-Удэ, 2004. - 289 с.
2. Дьяченко, М. И., Кандыбович JI. А. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, JL А. Кандыбович. - Минск, 1976. - 175 с.
3. Леонтьев, В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. / В. Г. Леонтьев - Новосибирск, 2002. - 264с.
4. Леонтьев, В. Г. Закономерности проявления содержательных и динамических характеристик мотивации // Психологические закономерности формирования мотивации учебной деятельности / Под ред. А.К. Марковой. - М., 1986. - С. 206-228.