УДК 316.334.3:321
РОЛЬ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
© Ирина Анатольевна ЗАДОНСКАЯ
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры теоретической и прикладной социологии Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: ir-yar75@mail.ru
В современном российском обществе молодежная политика представляет собой многомерную, сложную систему дискурсов, диспозиций, программ и проектов, оказывающих влияние на формирование жизненных стратегий молодежи, ее ценностных ориентаций и повседневных практик. Сегодня молодежная политика предстает как механизм управляемой социализации молодежи, выступает институтом социального развития данной социальной группы, а также является механизмом социального включения. Все это позволяет говорить о том, что, являясь активным субъектом в молодежной политике, российская молодежь формирует и повышает свою гражданскую культуру, которая позволяет утвердить самоценность молодых людей, главенство своих прав и интересов, понять свою значимость и влиятельность в обществе, ощутить себя полноценным участником в политической жизни страны. Рассмотрены основные научные трактовки понятий: «молодежь», «молодежная политика», проведен их анализ, раскрыты основные характеристики. Особое внимание уделено видам и субъектам молодежной политики, выделены теории и принципы, цели и направления молодежной политики, которые должны стать приоритетными в формировании государственной молодежной политики на ближайшие годы, проанализированы вопросы интеграции молодого поколения в политическое пространство, факторы, обусловливающие необходимость и правомерность выделения молодежных вопросов в самостоятельную часть государственной политики, выявлены основные уровни молодежной политики как многомерного и сложного социального института, раскрыт механизм формирования системы ценностных ориентаций молодежи под влиянием молодежной политики. Подняты вопросы о деятельности государственных органов по решению проблем в области молодежной политики.
Ключевые слова: государство; государственная политика; конфессиональная молодежная политики; молодежь; молодежные организации; молодежные движения; молодежная политика; общественная политика; общество; ценностные ориентации
Важное место в современной политической жизни российского общества принадлежит молодежи, молодежным организациям и объединениям. Современная молодежь сегодня включается во многие социальные, политические, культурные процессы, т. к. их развитие определяет способы решения актуально важных для данной социальной группы вопросов, а именно выбора собственного социального статуса, профессионального самоопределения, создания инфраструктуры жизнеобеспечения.
Вопросы интеграции молодого поколения в социокультурное, политическое пространство, в т. ч. на уровне региона, занимают сегодня одно из ведущих позиций в области социогуманитарного знания. Эпоха перемен, опосредованная процессами глобализации, вестернизации, принесшая российскому обществу новые модели поведения, ценностно-нормативные установки, способствовала развитию т. н. «поколения next».
Современная молодежь отличается своими субкультурными, социосемиотическими, визуальными характеристиками от молодого поколения 90-х гг. ХХ столетия. Более того, социологи отмечают появление новых практик интеграции молодых людей чуть ли не каждые год-два. Большую роль в ярких и быстрых переменах в социокультурных практиках молодежи играют, выражаясь словами Г. Тарда, процессы заражения и подражания, снятые с готовых форм социального бытия общества [1].
На протяжении многих лет молодежная политика России была объектом пристального внимания со стороны представителей самых разных гуманитарных наук. Отметим, что в научный оборот и общественно-политический дискурс понятие «молодежная политика» активно вошло в 90-х гг. XX в. В одном из своих определений молодежной политики В.К. Криворученко говорит о ней
как о совокупном отношении «к молодому поколению, юношескому движению...» [2].
Существует подход, согласно которому сама молодежная политика есть не что иное, как стратегия и тактика молодежного движения [3].
А.А. Немерюк считает, что понятие «молодежная политика» обозначает деятельность государства (равно как и других политических институтов, осуществляющих собственную политику в отношениях с молодым поколением), направленную на создание необходимых экономических, политико-правовых, социальных, организационных и других предпосылок для социализации молодых граждан, реализации их творческого, инновационного потенциала в интересах общественного прогресса. В условиях демократизации общества, в ходе формирования молодежной политики государственные структуры руководствуются определенными принципами, целями и задачами [4].
В социологии молодежи данное понятие рассматривается, во-первых, как отношение общества, разнообразных его групп, слоев, социальных институтов к молодежи как социальной группе, а также самой молодежи к другим социальным группам, социальным институтам, ценностям общества и, во-вторых, как особое направление деятельности государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющих целью определенным образом влиять на социальное развитие и социализацию молодежи, а через это на перспективы развития общества.
В современном российском обществе молодежная политика представляет собой достаточно многомерный и сложный социальный институт, в связи с чем исследователи полагают вероятным выделить в нем несколько основных уровней:
- дискурсивный уровень включает в себя такие элементы, как цели, принципы молодежной политики, стратегии, формы и методы реализации молодежной политики. На данном уровне рассматривается общее понимание того, что представляет собой молодое поколение, какова его миссия, его предназначение, каковы принципы отношения общества к молодежи и молодежи к обществу, а также особенности системы воспитания и образования;
- на организационном уровне молодежная политика в современных условиях представляет собой систему международных, государственных и общественных структур, ее реализующих, а также комплекс нормативно-правовых актов, регламентирующих работу с молодежью. Эта система регулярно изменяется и перестраивается. Молодежная политика в зависимости от социокультурных условий может быть государственной и общественной, централизованной и децентрализованной, интегрированной и дифференцированной;
- на программном уровне молодежная политика функционирует как определенная деятельность, ориентированная на молодежь. В качестве формата презентации деятельности и ее нормирования в мировой и отечественной практике выступает технология программирования, в результате этого программы, направленные на ценностные ориентации молодежи, ее социализацию и интеграцию в общество, являются еще одним аналитическим срезом исследования молодежной политики;
- при рассмотрении молодежной политики на технологическом уровне специальное внимание нужно уделять технологическому обеспечению деятельности. Технологии социального проектирования и прогнозирования, волонтерство являются наиболее распространенными во всем мире при работе с молодежью;
- уровень повседневных социализирующих практик включает в себя: повседневную коммуникацию молодого человека с социальным работником, педагогом, работником молодежной сферы, что является важным фактором социализации молодежи. Молодежная политика реализуется непосредственно на данном уровне [5].
Так, В.А. Смирнов, исследуя вопросы влияния молодежной политики на формирование ценностных ориентаций молодежи, выделил группы теорий молодежной политики, существующие в современном научном дискурсе [5, с. 173].
В первой группе теорий молодежная политика предстает как механизм управляемой социализации молодежи. Поколенческие теории составляют ядро данной группы. Основным содержанием активности общества и государства по отношению к молодому по-
колению является процесс управления социализацией молодежи, и итогом должна стать интеграция нового поколения в социальную структуру общества.
Во второй группе молодежная политика выступает институтом социального развития молодежи. В основе данной группы теорий лежит идея о необходимости предоставления молодежи возможностей для реализации ее инновационного потенциала и социального становления. Основная цель молодежной политики в данной группе сводится к созданию благоприятных политических условий, экономических и правовых гарантий, которые могут улучшить качество жизни молодежной популяции.
В третьей группе молодежная политика является механизмом социального включения. Главным содержанием молодежной политики является разработка проектов и программ гражданского и социального включения молодежи. Развитие гражданственности молодого поколения через создание условий для участия молодых в жизни общества является основным направлением молодежной политики.
На основе выделенных уровней, теорий можно отметить, что молодежная политика -это многомерная, сложная система дискурсов, диспозиций, программ и проектов, дея-тельностей социальных и политических структур, конкретных социальных практик работы с молодежью, ориентированных на управление транзитом молодежи и формирование у нее жизненных стратегий, ценностных ориентаций и повседневных практик.
По мнению С О. Елишева, молодежную политику в зависимости от субъекта деятельности необходимо разделить на две составляющие:
1) государственная молодежная политика - это деятельность государственных органов в данном направлении. В Российской Федерации государственная молодежная политика реализуется на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) посредством осуществления социального проектирования, представляющего собой активную реализацию молодежных программ и национальных проектов, обеспечивающих создание, модернизацию или поддержание в трансформирующейся молодежной среде духовных и материальных ценно-
стей. Возможность государства оказать помощь молодежи в созидании духовных и материальных ценностей, ее способности воплотить свои мечты является главным критерием определения результативности государственной молодежной политики;
2) общественная молодежная политика представляет собой систему взглядов, идей, реальных действий разнообразных структур гражданского общества по поводу роли молодежи в общественном развитии. Данный вид молодежной политики призван дополнять государственную молодежную политику, которая имеет определенный приоритет перед ней. Это сохраняется до тех пор, пока государственная молодежная политика соответствует интересам общества и большинства народа. Но когда государство работает против интересов общества и нации, то социум должен изменить, корректировать этот курс и политику в нужный ракурс. Существенным механизмом ее развития видится технология социального межсекторного партнерства государства, политических структур, некоммерческих организаций, бизнеса и самой молодежи [6].
В настоящее время С.О. Елишев считает, что целесообразно выделять в качестве субъектов молодежной политики не только политические партии, большие хозяйственные организации (корпорации), общественные объединения (организации), но и конфессиональную молодежную общественную политику, которая играет заметную роль в формировании ценностных ориентаций молодежи. Выделение религиозных конфессий в качестве отдельного субъекта общественной молодежной политики определяется не только характером, задачами, спецификой, направлениями, целями их деятельности по сравнению с другими общественными организациями и объединениями, но и тем, что по своему статусу, положению, деятельностью в обществе они фактически являются и крупными хозяйственными организациями (корпорациями), не замыкающимися на государственные или окологосударственные структуры [6, с. 33].
Являясь активным субъектом в молодежной политике, российская молодежь формирует и повышает свою гражданскую культуру, которая позволяет утвердить самоценность молодых людей, главенство своих
прав и интересов, понять свою значимость и влиятельность в обществе, ощутить себя полноценным участником в политической жизни страны. Вместе с тем через эффективную молодежную политику со стороны государства, активизацию деятельности молодежных общественных организаций молодежь сама указывает пути формирования гражданской культуры [7].
В качестве отдельной модели общественной молодежной политики выделение и институциализация конфессиональной общественной молодежной политики из модели общественной молодежной политики общественных организаций и объединений представляется, на взгляд исследователей, явлением естественным, т. к. институт религии является не только самым древним институтом социализации молодежи, но по своему смыслу, влиянию на жизнедеятельность и функционирование общества, культуры, нации, государства институтом, ничем не уступающим, а по ряду категорий и более приоритетным, чем другие социальные институты. По мнению исследователей, в современном обществе высока степень лояльности и доверия как населения в целом, так и молодого поколения в частности к традиционным религиозным институтам, базовому характеру их ценностных систем и доктрин. По сравнению с другими институтами социализации институт религии по-прежнему и с все более возрастающей инициативностью осуществляет возложенные на него функции, особенно в области формирования традиционных ценностных ориентаций [8].
С точки зрения И.В. Налетовой, духовность обозначает готовность молодых людей к отражению, освоению и преобразованию действительности, что обеспечивается духом как орудием их ориентации в социальном мире. Рассматривая духовность как способ осмысления самого себя, своего места в мире, своих интересов и потребностей, И.В. Налетова приходит к выводу о всепроникающем воздействии духовности на все виды деятельности [9].
Субъекты молодежной политики, взаимодействуя между собой, должны достичь единства духовных и идеологических установок, создать единое воспитательно-педагогическое пространство, обеспечить воспитание идейной, самостоятельной, от-
ветственной, одухотворенной молодежи и сформировать у молодых людей систему положительных традиционных ценностных ориентаций.
Отметим, что одной из главных проблем, целей и направлений молодежной политики является процесс формирования ценностных ориентаций современной молодежи как самой мобильной и динамичной социальной группы общества. Данный процесс предполагает в первую очередь целенаправленное управление и влияние на него разнообразных субъектов молодежной политики. Характер этого воздействия может быть разноплановым, т. к. это может зависеть от методов управления ценностной сферой, а также форм применения [10].
Реализация механизма формирования системы ценностных ориентаций молодежи может осуществляться на уровне государства, общественных и религиозных институтов, семьи, личности. Основываться данный механизм должен на определенной последовательности стадий общественной регуляции:
- стадия институционализации представляет собой установление эталонов и норм поведения, определение системы идеалов и ценностей, к которым следует стремиться молодому человеку;
- стадия профилактики включает в себя систему методов и процедур, направленных на предупреждение и устранение причин социальных отклонений;
- стадия контроля предполагает установление фактического состояния процесса (отношений, действий), оценку этого состояния, результатов, вытекающих из оценки;
- стадия коррекции представляет собой исправление социальных аномалий, отклонений [6, с. 174].
На основании изложенного подчеркнем, что процесс формирования ценностных ори-ентаций современной российской молодежи является достаточно сложным, требующим интеграции усилий общественных и государственных составляющих молодежной политики. Полноценно осмыслена и осуществлена молодежная политика может быть лишь в рамках целостного стратегического планирования национального развития, основываться на единении основных целей, задач, направлений и взаимодействии основных субъектов молодежной политики. Для реализации и
эффективности проведения молодежной политики необходимо сформулировать определенную идеологию, систему духовно-нравственных, философских ценностей, определенную стратегическую цель, идеал развития российского общества, нации и государства.
В русле влияния молодежной политики на формирование ценностных ориентаций молодого поколения необходима регулярная духовно-нравственная работа по воспитанию и социализации, консолидации и сплочению молодежи, всех ее групп, всего общества на основе патриотизма и гражданственности, утверждения принципов социальной справедливости и этики, к чему и призывает нас Президент Российской Федерации.
Список литературы
1. Белинская Д.В. Формы партисипации молодежи в социокультурном пространстве // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 11 (115). С. 300-303.
2. Криворученко В.К. Молодежь и молодежная политика: термины и понятия. М., 2005.
3. Чирун С.Н. Молодежные политические движения и организации как механизмы реализации субъектности молодежи в публичной молодежной политики // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 1 (45).
4. Немерюк А.А. О молодежной политике в современной России // Власть. 2009. № 4.
5. Смирнов В.А. Концептуальные основы современной молодежной политики // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Кострома, 2006. Т. 12. С. 174-178.
6. Елишев С.О. Молодежная социокультурная среда как условие формирования ценностных ориентации. М., 2010.
7. Задонская И.А. Особенности формирования гражданской культуры молодежи в современном российском обществе // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 11 (115). С. 294-299.
8. Добренькова Е.В., Елишев С.О. Общественная конфессиональная молодежная политика // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2010. № 3.
9. Налетова И.В. Духовность как социокультурное явление // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 1999. Вып. 1. C. 71-76.
10. Когай Е.А., Атанасов А.Г. Социальное проектирование региональной молодежной политики // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4 (28).
References
1. Belinskaya D.V. Formy partisipatsii molodezhi v sotsiokul'turnom prostranstve [Participation forms of youth in socio-cultural space]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, Tambov, 2012, no. 11 (115), pp. 300303. (In Russian).
2. Krivoruchenko V.K. Molodezh' i molodezhnaya politika: terminy i ponyatiya [Youth and its policy: terms and notions]. Moscow, 2005. (In Russian).
3. Chirun S.N. Molodezhnye politicheskie dvizhe-niya i organizatsii kak mekhanizmy realizatsii sub"ektnosti molodezhi v publichnoy molodezh-noy politiki [Youth political movements and the organizations as mechanisms and realization ways independence youth in public youth policy]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Kemerovo State University, 2011, no. 1 (45). (In Russian).
4. Nemeryuk A.A. O molodezhnoy politike v so-vremennoy Rossii [About youth policy in modern Russia]. Vlast' - Power, 2009, no. 4. (In Russian).
5. Smirnov V.A. Kontseptual'nye osnovy sovre-mennoy molodezhnoy politiki [Concept basic principles of modern youth policy]. Vestnik Ko-stromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova - Vestnik of Nekrasov Kostroma State University, Kostroma, 2006, vol. 12, pp. 174-178. (In Russian).
6. Elishev S.O. Molodezhnaya sotsiokul'turnaya sreda kak uslovie formirovaniya tsennostnykh orientatsii [Youth socio-cultural environment as a condition of formation of moral frame of reference]. Moscow, 2010. (In Russian).
7. Zadonskaya I.A. Osobennosti formirovaniya grazhdanskoy kul'tury molodezhi v sovre-mennom rossiyskom obshchestve [Formation features of civil youth culture in modern Russian society]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Se-riya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, Tambov, 2012, no. 11 (115), p. 249-299. (In Russian).
8. Dobren'kova E.V., Elishev S.O. Obshchestven-naya konfessional'naya molodezhnaya politika [Confessional public youth policy]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sotsiolo-giya i politologiya - Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science, 2010, no. 3. (In Russian).
9. Naletova I.V. Dukhovnost' kak sotsiokul'turnoe yavlenie [Spirituality as a sociocultural phenomenon]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, Tambov, 1999, no. 1, pp. 71-76. (In Russian).
10. Kogay E.A., Atanasov A.G. Sotsial'noe proekti-rovanie regional'noy molodezhnoy politiki [The sociocultural risks of the family relations in the globalization of the scope of life-sustaining ac-
tivity of person]. Uchenye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta - Scientific Notes. Online scientific journal of Kursk State university, 2013, no. 4 (28). (In Russian).
Поступила в редакцию 12.03.2016 г. Received 12 March 2016
UDC 316.334.3:321
THE ROLE OF YOUTH POLICY IN THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF MODERN YOUTH Irina Anatolevna ZADONSKAYA
Candidate of Sociology, Associate Professor, Associate Professor of Theoretical and Applied Sociology Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: ir-yar75@mail.ru
The modern Russian society presents youth policy as multi-dimensional, complex system of discources, dispositions, programs and projects, influencing the formation of life strategies of youth, their value orientations and habitual practice. Nowadays youth policy is both the mechanism of the managed youth socialization and also works as an institute of social development of this social group and also is the mechanism of social inclusion. All these fact let us talk about the Russian youth which forms and increases their civil culture, which establishes self-value of young people, the chief rights and interests, to understand the significance and influence in society, to be a full participant of political life of the country. The basic scientific interpretations of the notion "youth", "youth policy" are considered and their analysis is made. The basic characteristics are revealed. The attention is paid to types and subjects of youth policy. The theories and principles, aims and directions of youth policy are marked. They will become leading in the formation of state youth policy for many years. The questions of integration of young generation in political sphere are analyzed. The factors, providing the necessity and justification of youth questions marking as an independent part of state policy are analyzed. The basic levels of youth policy as multidimensional and complex social institute are revealed. The mechanism o system of value orientations under the influence of youth policy is considered. The questions of activity of state apparatus on the problems of youth policy decision are discussed.
Key words: state; state policy; confessional youth policy; youth; youth organizations; youth movements; youth policy; social policy; society; value orientations
Информация для цитирования:
Задонская И.А. Роль молодежной политики в формировании ценностных ориентаций современной молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2016. Т. 2. Вып. 2 (6). С. 28-33.
Zadonskaya I.A. Rol' molodezhnoy politiki v formirovanii tsennostnykh orientatsiy sovremennoy molodezhi [The role of youth policy in the formation of value orientations of modern youth]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obsh-chestvennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2016, vol. 2, no. 2 (6), pp. 28-33. (In Russian).