ниями и органами управления, к расширению связей с населением, предприятиями, внешкольными учреждениями, ВУЗами, средними специальными учебными заведениями и т.п. (авторские школы В.А. Караковского, А.Н. Тубельского, Е.А. Ямбурга).
В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в двадцатые годы ХХ века, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С.Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П.П. Блонский), «окружающая среда» (А.С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия - среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия - эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненные опыт (субъективная интерпретация собственного бытия), установки, которые образуют такое психическое новообразование, Я-концепция личности, то есть ее самосознание. Совокупность этих условий и определяет поведение субъекта, тактику его жизнедеятельности, способы бытия.
Однако следует отметить, что проблема управления развитием многопрофильной образовательной среды в условиях гимназии в теории и практике педагогической науки раскрыты еще не в полной мере.
Анализ психолого-педагогической литературы и изучение практического опыта выдающихся педагогов прошлого -А.С. Макаренко, Л.Н. Толстого, К. Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, а также педагогов-новаторов второй половины ХХ века - Ш.А. Амонашвили, В. А. Караковского, В. А. Сухомлинского, А.Н. Тубельского, Е.А. Ямбурга привели нас к выводу о том, что решение данной проблемы возможно в рамках личностно-ориентированного профильного образования.
Цель личностно-ориентированного профильного образования: выявить, поддержать, развить человека в человеке, заложить в нем механизмы адаптации и саморегуляции, самозащиты и самовоспитания, самореализации и саморазвития и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа, диалогичного и безопасного взаимодействия личности с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
В связи с этим становится педагогически целесообразным определение концептуальных основ управления развитием многопрофильной образовательной средой в условиях гимназии.
Систематизируя педагогический опыт, следует подчеркнуть, что в гимназии №1542 г. Москвы создана многопрофильная образовательная среда, обеспечивающая профильное самоопределение и развитие личности каждого гимназиста.
Благодаря этому в 2006 году наша гимназия стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
РОЛЬ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОБОБЩЕННЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО
ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
О.А. Кошелева,
аспирант кафедры неорганической химии и методики преподавания химии МПГУ
Химия как учебный предмет средней школы, наряду с другими предметами, формирует личность учащихся. Одной из главных задач обучения химии является не только формирование определенного багажа знаний, выработка практических навыков, но и развитие логического мышления.
Мышление - очень сложный, но в то же время самый важный процесс познания. Мыслительные задачи человек решает с помощью мыслительных операций, важной из которых является обобщение.
Роль обобщения в обучении химии неоднократно подчеркнута многими методистами и учителями. Обобщение разрозненных фактов, явлений приводит эти объекты в определенный порядок, систематизирует их, позволяет более глубоко и осмысленно познать сущность объектов, выявить в них самое главное. Обобщенные знания легче применять, использовать на практике.
Нами разработана модульная программа «Углеводороды» по органической химии с элементами обобщения. Основная цель обучения по этой модульной программе заключается в формировании обобщенных знаний и способов деятельности у учащихся по углеводородам.
Модульная программа «Углеводороды» имеет следующую структуру:
Модуль 0 «Комплексная цель».
Модуль 1 «Единство и взаимосвязь строения неорганических и органических веществ».
Модуль 2. Обобщение знаний о соединениях углерода при изучении предельных углеводородов.
Модуль 3 «Развитие знаний о химической связи и изомерии на материале непредельных углеводородов ряда алкенов и алкадиенов».
Модуль 4 «Обобщение знаний о непредельных углеводородах алифатического ряда в процессе изучения алкинов».
Модуль 5 «Связь ароматических углеводородов с предельными и непредельными углеводородами. Специфика их строения и свойств».
Модуль 6 «Обобщение знаний о строении и свойствах углеводородов разных гомологических рядов».
Обобщение - сложный прием умственной деятельности, который предполагает умение анализировать, выделять главное, абстрагировать, сравнивать. Поэтому для развития этих мыслительных операций в модули включены специально подобранные задания, при выполнении которых развиваются данные способности. Например:
1) какие химические свойства можно предположить у вещества, имеющего строение H3 C—C= C— CH2— CH3 ? Ответ поясните записью двух-трех уравнений химических реакций;
2) сравните электронное и пространственное строение молекул циклогексана и бензола;
3) установите соответствие:
Исходные вещества Продукты реакции
1. пропилен + водород а) полипропилен
2. пропилен + бромоводород б) пропан
3. пропилен + кислород в) 2-бромпропан
4. пропилен + бром г) 1-бромпропан
5. пропилен----------д) 1,2-дибромпропан
е) 1,3-дибромпропан
ж) углекислый газ + вода
4) напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения по схеме:
С2Н5ОН-С2Н4-С2И5Вг-С4Н1 0 и т.д.
В модулях предусмотрено решение химических задач на вывод химических формул органических соединений, на теоретический выход продукта и другие, что также предполагает продуктивную мыслительную деятельность, использование различных мыслительных операций, перенос знаний на новые объекты.
Определенную роль в процессе обобщения и систематизации играют лабораторные и практические занятия, которые предусмотрены в модуле 2 «Горение алканов», «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединениях» и модуле 3 «Получение этилена и изучение его свойств», при выполнении которых учащиеся совершают действия различной глубины, широты и самостоятельности.
Одним из важных средств обобщения является самостоятельная работа учащихся с учебником и печатной модульной программой как на уроке, так и дома. При этом могут применяться различные приемы работы с текстом: чтение и составление плана, тезисов, конспекта, сравнение процессов, понятий, выполнение заданий, ответ на вопросы, заполнение таблиц и т.д.
В процессе обобщения и систематизации большое значение имеет предупреждение ошибок в знаниях учащихся и своевременное их исправление, поэтому в каждых модулях предусмотрен промежуточный контроль.
Примеры заданий промежуточного контроля модуля 2, УЭ-4 «Химические свойства алканов и циклоалканов»
1. Покажите схематически реакцию галогенирования предельных углеводородов, к какому типу принадлежит данная реакция?
2. Объясните, в чем отличие в хлорировании этана и пропана. Запишите уравнения реакций.
Также каждый модуль включает специальные обобщающие учебные элементы.
Модуль 2. УЭ-8. Общая характеристика алканов и циклоалканов
Дайте сравнительную характеристику алканов и циклоалканов (запись в тетради) по следующему плану:
1) определение (общая формула, вид связи С-С, вид гибридизации);
2) формулы и названия пяти представителей гомологического ряда;
3) строение молекул (на примере метана, этана и циклопропана);
4) виды изомерии, названия изомеров (1-2 примера);
5) общие физические свойства (закономерности в изменениях агрегатного состояния, температуры, плотности);
6) химические свойства:
а) типы реакций, характерные для алканов и циклоалканов;
б) галогенирование, название галогенпроизводных;
в) горение, использование этой реакции в промышленности;
г) термическое разложение, применение продуктов реакции;
д) отношение к растворам брома и перманганата калия.
Ответ запишите в виде таблицы._
Алканы Циклоалканы
1. 1.
2. 2.
Последний модуль «Обобщение знаний о строении и свойствах углеводородов разных гомологических рядов» приводит в систему сведения об углеводородах. Он включает вопросы о химическом, электронном, пространственном строении, видах изомерии, анализ свойств органических веществ на основе строения, выявление генетической связи между органическими веществами.
Структура и содержание разработанной модульной программы с элементами обобщения позволяет установить связь между классами углеводородов, формируются обобщенные понятия о связи между составом и свойством вещества. Появляется возможность провести обобщение по ведущей проблеме курса химии: зависимость свойств веществ от их состава.
Литература
1. Санина Е.И. Методические основы обобщения и систематизации знаний учащихся в процессе обучения математике в средней школе: Дис. ... докт. пед. наук. - М., 2002.
2. Староста Е.Е., Староста В.И. О способах развития логического мышления учащихся // Химия в школе, 1999, №2.
3. Стихова А.М. Тренинговые задания как средство развития мышления учащихся // Химия в школе, 2001, №5.
4. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. - М.: ВЛАДОС, 2000.
ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОДАРЁННОСТИ
Н.А. Батчаева,
кандидат педагогических наук, МГИМ имени А.Г. Шнитке
Проблема способностей - одна из самых актуаль- в практике. Способности развиваются только в деятельно-ных в педагогике и психологии. сти. Нельзя говорить об отсутствии у человека каких-либо
Под способностями понимают психологические осо- способностей до тех пор, пока он не использует себя в оп-бенности человека, помогающие ему успешно приобре- ределённой сфере. тать требуемые знания, умения, навыки и использовать их