Научная статья на тему 'Роль мифотворчества в ритуальном процессе'

Роль мифотворчества в ритуальном процессе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
385
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / РИТУАЛ / RITUAL / РИТУАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / RITUAL PROCESS / МИФ / MYTH / МИФОТВОРЧЕСТВО / MYTH-MAKING / СИМВОЛ / SYMBOL / СИМВОЛИЗМ КОЛЛЕКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / SYMBOLISM OF COLLECTIVE THINKING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ипполитова Анастасия Георгиевна

В статье анализируются особенности взаимосвязи мифа и ритуала в контексте их культурных манифестаций. Ритуальный процесс и мифология взаимообусловлены, придают осмысленность различным социокультурным действиям. Мифотворчество в ритуальном процессе приобретает реальность и трансформируется в действенную социальную силу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MYTH-MAKING IN THE RITUAL PROCESS

This article analyzes the characteristics of the relationship between myth and ritual in the context of their cultural manifestations. Mythology and ritual process are interdependent, they give meaning to the various socio-cultural activities. Mythmaking in the ritual process becomes reality and is transformed into an effective social force.

Текст научной работы на тему «Роль мифотворчества в ритуальном процессе»

УДК 39

РОЛЬ МИФОТВОРЧЕСТВА В РИТУАЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

© 2013

А.Г. Ипполитова, кандидат культурологии, доцент, профессор кафедры «Философии и общегуманитарных дисциплин»

Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России,

Самара (Россия)

Аннотация: в статье анализируются особенности взаимосвязи мифа и ритуала в контексте их культурных манифестаций. Ритуальный процесс и мифология взаимообусловлены, придают осмысленность различным социокультурным действиям. Мифотворчество в ритуальном процессе приобретает реальность и трансформируется в действенную социальную силу.

Ключевые слова: культура, ритуал, ритуальный процесс, миф, мифотворчество, символ, символизм коллективное мышление.

Культура - феномен, без которого невозможно существование человека и общества, является ключевым механизмом адаптации человека к окружающему миру, который невозможно осуществить без этой искусственной среды. Культура представлена не только совокупностью материальных и духовных ценностей, это средство нашей коммуникации, укрепляющей социальные связи. Одной из форм такого диалога является ритуал.

Данное явление окружает нас как в повседневности, так и при фиксации наиболее значимых событий: рождение, свадьба, совершеннолетие и пр. Хотя часто мы совершаем какие-либо поступки и действия, даже не задумываясь, что их форма и структура строго ритуали-зированы. Банально, приветствие в форме рукопожатия обнажает перед нами ритуальное поведение первобытного «дикаря», демонстрирующего свою доброжелательность. Мы показываем отсутствие оружия в руках, значит, готовы к общению, хотя не задумываемся сегодня об этом, но такая форма приветствия нам необходима для осознания открытости собеседника. Если в мужском сообществе, где принят данный жест, вам не протянули руки, то чувствуется дискомфорт, возникает повод задуматься, что исключен из сообщества, а социум для него агрессивен. Этот «бытовой» пример нам показывает нам, что ритуал - это действие, процесс, содержание которого символично и даже мифологизировано. Собственно, определить взаимосвязь мифа и ритуального процесса является задачей данной статьи.

Необходимо проанализировать понятие миф. В привычном понимании миф - это древнее сказание, художественное повествование, освящающее вопросы происхождения мира, наиболее фундаментальные страницы истории народа, в канве легенды, повествования о героях и пр. Немаловажно, что в мифе отсутствует авторство. Это плод коллективного бессознательного творчества, поэтому он представляет собой одновременно:

- художественное произведение (например, в форме сказки);

- научно-философскую доктрину (предлагает модель мира);

- свод моральных и даже правовых норм (миф обосновывает дозволенное и запретное, закрепляет в обществе табу);

- культово-религиозную традицию (способы манифестации содержательной стороны мифа выражаются в церемониях, обрядах, праздниках и других ритуализированных действиях).

Именно последнее из перечисленных проявлений мифа в культуре является его главной особенностью. Здесь обнаруживается тесное слияние художественного повествования и ритуальных мотивов.

Следует учитывать, что пространство мифа — это искусственный мир, но в то же время, он отражает как внешние, так и внутренние качества общества, в котором получил развитие. А восприятие информации мифа базируется на эмоциональном, психологическом уровне. Мы переживаем и воспринимаем мифы на глубинном уровне, не требуя рационализации, воспринимая их

как аккумуляцию опыта предков «на веру», потому что понимание и осознание структуры и содержания миф существует на так называемом архетипическом уровне. Человек из поколения в поколение продолжает оставаться мифотворцем, объясняя для себя окружающую культурную действительность посредством мифов.

Выражаясь метафорически, миф - это несуществующее существующее. Но для того, чтобы этот «правдивый» вымысел превратился в культурную реальность, мифу необходим ритуал. Между данными феноменами обнаруживается прочное единство, выраженное в следующем обстоятельстве: миф логические объясняет ритуальные действия, а ритуал делает мифологическое повествование реальностью.

Поэтому понимание ритуального процесса возможно только через определение роли мифотворчества в его структуре и культуре вообще. Не случайно, в ХХ веке в антропологии, психоаналитики и философы в рамках разных концептуальных школ делали миф и ритуал предметом научного осмысления именно через выявление их причинно-обусловленных связей. Такая тенденция характерна для так называемых мифологических теорий, в которых анализировалась и интерпретировалась природа мифа, его структура, функции. Ряд крупных ученых (К. Леви-Стросс, Л. Леви-Брюль, В. Тернер, М.Элиаде, В. Топоров, К.-Г. Юнг и пр.) соединяли миф и ритуал в единый культурный комплекс, чья взаимосвязь позволяет реализовать культурные смыслы в «живом» пространстве культуры [4; 5; 7; 8; 9; 10; 11; 6].

Какой бы методологии не придерживались мыслители (эволюционизм, структурализм, семиотика, психоанализ, функционализм), неоспоримым фактом для всех является то, что без мифа невозможно:

- осуществить передачу знания и накопленного опыта;

- дать картину мира;

- объяснить духовные ценности;

- внушить общественные нормы.

Особенно доказательны данные тезисы в рамках эволюционистской концепции. Здесь уместно обратиться к мнению Дж. Фрезера, который символически предлагает нам быть «благодарными» первобытному человеку, который благодаря мифотворчеству сумел для нас выработать универсалии человеческого существования. Ученый говорил: «На долю культуры первобытного общества слишком часто выпадают только презрение, насмешки и осуждение. Между тем в числе благодетелей человечества, которых мы обязаны с благодарностью чтить, многие, если не большинство, были первобытными людьми» [8, с. 252]. И действительно, те нравственные ценности, которые закладывались в мифе логически оформились в религиозные системы, в основе которых лежало именно первобытное мифотворчество, что доказал в своем исследовании «Фольклор в Ветхом Завете» Дж. Фрезер [9].

Если для эволюционистов миф - это очевидное, достаточно конкретизированное, логически выстроенное повествование, то для других ученых - миф иррациона-

Самарский научный вестник. 2013. № 4(5)

85

лен, а его место в мистической и психологической сферах.

Действительно, каким бы неправдоподобным нам не представлялся миф, человечество на разных этапах своей истории воспринимает его как чистую правду. А в некоторые мифы определенные категории людей верят безоглядно. По мнению автора, такое восприятие некоторых мифологем характерно и для общества современного типа. Это наглядно было оказано К.-Г. Юнгом на примере идеологии Третьего Рейха, где древняя германская мифология воспринималась не только как реальность, но требовала реализации и воплощения через идею высшей расы и идеологических ритуалов [12, с. 37 - 41].

Данный пример нам показывает возможности проявления негативного разрушительного потенциала культуры, реализация которого возможна, в том числе, через мифотворчество. Потенциал мифа можно реализовать в культуре в зависимости от сознательного концепта всей культуры, ее устремлений.

Миф становится реальностью, но созидательна или разрушительна она, зависит от разных факторов. Мифы проникают в культурную действительность через ритуальный процесс благодаря определенно-направленному общению и его содержанию. Точнее, направленности социального взаимодействия. В любом случае, без мифа немыслимо создание картины мира, понимание собственной роли в окружающей действительности.

Как отмечал К. Леви-Стросс, «...в мифологическом мышлении работает та же логика, что и в мышлении научном, и человек всегда мыслит одинаково «хорошо». Прогресс - если этот термин будет по-прежнему применим — произошел не в мышлении, а в том мире, в котором жило человечество, всегда наделенное мыслительными способностями, и в котором оно в процессе долгой истории сталкивалось со все новыми явлениями» [5, с. 207]. Итак, мифологическое мышление отражает способ рассуждений любого человека, особенности его мировосприятия, логика «дикаря» и современного человека будет отличаться лишь по форме, суть остается одинаковой. Миф необходим, чтобы объяснить существующую реальность, определить тенденции в развитии, придерживаться общепринятых стереотипов.

Иными словами, миф воспитывает человека, организует его жизнь в обществе через социализацию, делая упорядоченной, логичной и понятной. А механизмом социализации выступает ритуальный процесс, который в символической и одновременно очень конкретной строго зафиксированной форме дает человеку информацию и модели мировосприятия, действия.

Одновременно ритуал, задача которого воплотить мифологические представления, не является чем-то закостенелым. Часто ритуал помогает человеку воспринимать новации, трансформации в окружающей его действительности.

Здесь показателен пример ритуалов, связанных с празднованием Нового года у австралийских племен, которые проанализировал М. Элиаде. Новый год - это всегда обновление, смена жизненных циклов. Космогония дикарей обновляется каждый год, но изменяется именно ритуал, мифологическая форма остается прежней. Например, обновляются пещерные рисунки, созданные мифологическими предками.

Даже элементарное принятие пищи в условиях ритуального действия является проявлением мифологического сознания, ведь «поедается то, что создавалось сверхъестественными существами, поэтому есть надо таким же образом, как впервые ели в начале мира мифические предки» [10, с. 69]. Интересно, что реальные физические действия здесь сливаются с абстрактными образами. Ведь любая мифологема существует в сознании человека как самостоятельный образ, унификация которого для общества возможна именно благодаря ритуалу.

Важный аспект взаимодействия ритуала и мифоло-

гии связан и с тем, что здесь проявляется мистическое мировоззрение. Вообще, между мифом и рациональным знанием существует принципиальное отличие. Миф -как одна из самых важных составляющих культурного пространства составляет мистическую сторону мышления человека, без которой существование человека было бы неполноценным.

Даже сегодня в прагматичном рационализированном мире мы испытываем тягу к неправдоподобному и необычному, объясняя это для себя влиянием мистического пространства. Не случайно, исследование мистики стало объектом научного осмысления в антропологии и психоанализе. Так, английский мыслитель У. Джеймс через изучение измененных состояний психики рассматривал мистику как специфическую форму религиозных чувств. Пытаясь найти ответ на вопрос: зачем человеку нужен мистический опыт, У. Джеймс обосновал идею о том, что рациональное знание не способно дать человеку всю полноту понимания окружающей действительности. Даже вера в Бога для нас носит мистический характер, мы не нуждаемся в логическом обосновании этой идеи. У. Джеймс писал: «Бессилие рационализма, проявляемое его неспособностью быть фундаментом для верований, обнаруживается с одинаковой ясностью, защищает ли он религию или нападает на нее. ...Я сомневаюсь, чтобы кто-нибудь мог логически обосновать свою уверенность в том, что, если Бог существует.» [1].

Человеку не нужны логические доводы для обоснования тех мифологем, которые формировали его ценности. Они базируются на вере, по мнению У. Джеймса, импульсивного характера: «Подлинную основу истины всегда составляет наша импульсивная вера, а наша выраженная в словах философия — это лишь ряд формул, в какие вера облекается. Непосредственное, интуитивное убеждение таится в глубине нашего духа, а логические аргументы являются только поверхностным проявлением его» [1]. Благодаря данному высказыванию, становится понятным, что мы воспринимаем информацию мифа как кирпичик знаний, через мистический опыт, а его логическая аргументация возникает как вторичный элемент восприятия окружающего мира.

Возвращаясь к теме взаимосвязи ритуального процесса с мифотворчеством, следует подчеркнуть, что он базируется на мистическом осмыслении мира. Это проявляется в следующем:

- в ходе ритуалов человек часто находится в измененных состояниях психики (бред, экстаз, транс и пр.);

- совершая символические действия, человек на абстрактном уровне рисует себе образы зачастую мистического характера (например, вступает во взаимодействие с духом или предком).

Очевидно, что важную составляющую ритуального пространства составляет именно мистическая сторона мышления человека. В целом, наша вера в мифы и тяга к пограничным состояниям в форме бреда, экстаза, транса (особенно заметных в религиозной культуре) переплетены. Но часто современный человек не придает им функционального значения, оставляя их лишь в структуре культуры. Поэтому доказательство такой идеи возможно при обращении к опыту первобытного общества, где духовный мир, который невозможно обнаружить с помощью зрения, слуха, осязания и обоняния, является действенной социальной силой, реальной частью культуры. Как писал один из крупных антропологов Л. Леви-Брюль, «.видимый мир и невидимый едины, и события видимого мира в каждый момент зависят от сил невидимого. Этим и объясняется то место, которое занимают в жизни первобытных людей сны, предзнаменования, гадания в тысяче разных форм, жертвоприношения, заклинания, ритуальны церемонии, магия» [3, с. 339]. Деятельность и мышление первобытного человека — мистические.

Проявление такой мистической реальности возмож-Самарский научный вестник. 2013. № 4(5)

но не просто через ритуальные действия, а через ритуальный процесс коллективного характера, где действуют механизмы закона «мистической сопричастности», по определению Л. Леви-Брюля. Т.е., через коллективные действия первобытный человек сопереживает окружающей действительности, является соучастником любого события как социального, так и духовного, природного. В подтверждение приведем мнение Л. Леви-Брюля: «Мистические отношения, которые так часто улавливаются в отношениях между существами и предметами первобытным сознанием, имеют одну общую основу. Все они в разной форме и степени предполагают наличие «партиципации» (сопричастности) между существами или предметами, ассоциированными коллективным представлением» [2].

Чувство и ощущение сопричастности к окружающей действительности нам дает ритуальный процесс. Ведь ритуал и есть реализация мифа и мифологического сознания, но не только через определенное воспроизводство схемы действий, запрограммированных в структуре ритуала, а также благодаря символизму.

Именно в ритуале символ приобретает особое звучание, что доказывал В. Тэрнер, который ввел в научный оборот понятие «ритуального символа» [7, с. 34], который в ходе ритуальных действий представляет множество функций, позволяющих воплотить все мифотворчество в культурную реальность. Ритуальный символ объединяет множество идей одновременно поляризирует их, обозначая структуру культуры. Важно, что в любом ритуальном цикле мы можем выделить доминантные символы, отражающие не просто ядро ритуала. Через свою многозначность они проецируют информацию мифа в жизнь культуры.

Таким образом, следует сделать вывод, что мифотворчество является внутренним содержанием ритуального процесса, через которое человек и общество учатся осмыслять окружающий мир в контексте знания, накопленного именно в мифе. Это рационально-мистическое знание невозможно постигнуть просто через рассказ.

Коллективные действия в форме ритуала позволяют придать мифу не только осмысленность, но продемонстрировать действенность и «реалистичность» мифологического знания в культуре. Оно, с одной стороны абстрактно, фантазийно, с другой, через воплощение ритуал превращается в конкретный комплекс представлений об окружающем мире и социальной действительности, позволяя закреплять правила и нормы, устоявшиеся в социуме через ритуальный процесс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта психологии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fanread.ru. Дата обращения: 28.10.2013.

2. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление [Электронный ресурс]/ // Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М. : Изд-во МГУ, 1980. С. 130-140. Режим доступа: http://philosophy. ги. Дата обращения: 27.10.2013.

3. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М. : Педагогика-Пресс, 1994. 608 с.

4. Леви-Стросс К. Печальные тропики. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999.576 с.

5. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Этнографическая библиотека, 1985. 535 с.

6. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтичекого: избранное. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995. 624 с.

7. Тэрнер В. Символ и ритуал. М. : Наука, 1983. 280 с.

8. Фрезер Д. Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1983. 703 с.

9. Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Наука,

1990. 342 с.

10. Элиаде М. Аспекты мифа. М. : Академический проспект, 2001. 240 с.

11. Юнг К.-Г. Архетип и символ. М. : Ренессанс,

1991. 304 с.

12. Юнг К.-Г. Психология нацизма// К.-Г. Юнг о современных мифах : сб. тр. М., 1994. С. 213-230.

ROLE MYTH-MAKING RITUAL PROCESS

> 2013

A.G. Ippolitova, candidate of cultural studies, associate professor of «Philosophy and humanities disciplines»

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Samara (Russia )

Annotation : This article analyzes the characteristics of the relationship between myth and ritual in the context of their cultural manifestations . Mythology and ritual process are interdependent, they give meaning to the various socio-cultural activities. Mythmaking in the ritual process becomes reality and is transformed into an effective social force . Keywords : culture , ritual, ritual process , myth, myth-making , symbol, symbolism of collective thinking.

УДК 93/94(091)

О ФОРМАХ И МЕТОДАХ СТАНОВЛЕНИЯ ТЮДОРОВСКОГО АБСОЛЮТИЗМА

© 2013

И.В. Казаков, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Всеобщей истории и методики обучения» Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается ряд аспектов процесса формирования в Англии так называемой «новой монархии»: государственное строительство, направленное на укрепление позиций центральной власти на местах, законодательство об измене как инструмент подавления дворянской оппозиции, а также перестройка королевского двора, отразившая новое соотношение сил в обществе.

Ключевые слова: Тюдоры, абсолютизм, нобилитет, новая монархия.

В дотюдоровский и в значительной степени в начальный тюдоровский период король не обладал всей полнотой политической власти, будучи ограничен в своих действиях правами и привилегиями знати, господством этой знати в государственных и придворных структурах. Кроме того, монарх обладал весьма скромными военными возможностями, так что в условиях отсутствия постоянной наемной армии существование крупных феодальных свит представляло собой постоянную угрозу королю, вздумавшему править самостоятельно; и наконец, монарх был сильно ограничен в финансовых воз-

можностях для реализации своей власти.

В период Войны Роз все реальные возможности короля влиять на ситуацию и вовсе были сведены к минимуму: власть монарха утратила здесь свои некогда сильные позиции, расцвел сепаратизм знати, опиравшейся на вооруженные феодальные дружины. Могущественные магнаты подчинили себе местное управление и суды, многие территории, города; отдельные представители дворянства в ходе политической борьбы XV в. добились широких вольностей и привилегий. Вопреки распространенному мнению о массовом уничтожении знати в

Самарский научный вестник. 2013. № 4(5)

S7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.