Научная статья на тему 'Роль межпредметных связей в высшем экономическом образованиии'

Роль межпредметных связей в высшем экономическом образованиии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / МАТЕМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INTERSUBJECT LINKS / ECONOMIC THINKING / PEDAGOGIC CONCEPTION / MATHEMATIRANION / INFORMATIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губарева Л. И., Музалевская А. А.

Статья посвящена вопросам организации и реализации межпред-метных связей (МПС) в учебном процессе при подготовке специалистов в области экономики. Рассмотрен феномен МПС, дана классификация и раскрыты преимущества их использования с точки зрения формирования экономического мышления будущих экономистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF COMMUNICATIONS BETWEEN DISCIPLINES IN HIGHER ECONOMIC EDUCATION

The article deals with the organization and implementation of links between the disciplines in the educational process in the preparation of specialists in the fi eld of economics. Examined the phenomenon of relationships between disciplines, are classifi ed and disclosed the advantages of their use in terms of the formation of economic thinking of the future economists.

Текст научной работы на тему «Роль межпредметных связей в высшем экономическом образованиии»

Л.И. ГУБАРЕВА

кандидат педагогических наук, декан факультета технологии и предпринимательства Орловского государственного университета E-mail: [email protected] Тел. (4862) 72 09 77

А.А. МУЗАЛЕВСКАЯ

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий в экономике E-mail: [email protected] Тел. (4862) 72 35 79

РОЛЬ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ВЫСШЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИИ

Статья посвящена вопросам организации и реализации межпред-метных связей (МПС) в учебном процессе при подготовке специалистов в области экономики. Рассмотрен феномен МПС, дана классификация и раскрыты преимущества их использования с точки зрения формирования экономического мышления будущих экономистов.

Ключевые слова: межпредметные связи, экономическое мышление, педагогическая концепция, математизация, информатизация.

Высшей целью педагогического процесса в экономическом вузе является формированиесамостоя-тельно мыслящего, творческого профессионала.

Задачу подготовки специалиста, отвечающего требованиям современной экономики, невозможно решить без овладения им основами математики как базы экономических наук и информатики как основного инструмента, применяемого во всех сферах общественной жизни. Знания - не самоцель педагогического процесса, а средство развития человека, его личностных и профессиональных способностей. Фактор «информационного взрыва» определил новую формулу образованности, которая в настоящий момент состоит не в количестве усвоенных знаний, а в постижении общих методов изучения действительности, культуре мышления, труда, общения. Изучение основ математики и информатики, принципов их взаи-мосвязи и взаимодействия как нельзя лучше отвечает этой задаче. В соответствии с этим сегодня активно идет перестройка традиционных дидактик и методик обучения.

Одна из прогрессивных методических и педагогических концепций - реализация межпредметных связей (МПС) между различными учебны-ми дисциплинами. МПС - важное средство улучшения учебно-воспитательной работы, повышения ее эффективности.

Беспрерывный процесс расширения и углубления познаний реальной действительности приводит к дифференциации знаний, появлению новых отраслей науки. В соответствии с этим и в практике обучения на различных ступенях применяет© Л.И. Губарева, А. А. Музалевская

ся обособление материала по различным учебным предметам.

Но дифференциация науки не превращает ее отрасли в замкнутые, изолированные дисциплины. Одновременно со специализацией происходит процесс взаимопроникновения частных наук, усиление их контактов и взаимосвязей, которые становятся все более глубокими и многогранными. На современном этапе развития научного знания особую актуальность приобрел вопрос о взаимодействии наук, который ставится как коренное, качественное изменение в самой структуре современного теоретического знания, переворот в методологии, зарождение интегративного подхода в науке в целом.

Требование формирования самостоятельно мыслящего, творческого профессионала в процессе обучения в высшей школе не будет выполнено, если у дипломированного специалиста отсутствует способность применять полученные знания в комплексе, которая вырабатывается в процессе интеграции изучаемых студентами научных дисциплин. Интеграция происходит в разных формах, в частности, в виде взаимопроникновения, взаимосвязи, единства научных идей, принципов, понятий, законов и тео-рий, входящих в состав той или иной дисциплины. Теоретические основы и способы такой интеграции изучаются в педагогике в рамках проблемы межпредметных связей.

Межпредметные связи в комплексе следует определять как дидактическое, в учебных целях, отражение процесса взаимодействия наук. По мнению академика В.Н. Келбакиани [4], МПС - это такая структура содержания учебного материала, изучае-

ЭКОНОМИКА

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

мого в рамках двух и более учебных дисциплин, для которой имеет место смысловое соотношение элементов содержания, реализованное в рамках форм учебного процесса и методических приемов обучения, характерных для каждого из этих предметов, направленное на формирование умений и навыков комплексного использования знаний при решении учебных задач.

В содержание понятия «межпредметные связи» входят состав связи, ее способ и направление. Состав связи определяется совокупностью учебных тем и конкретных вопросов, которые соотносятся друг с другом в учебном процессе. Из содержания учебного предмета необходимо выделить научные факты, явления, процессы, пригодные для передачи смежной дисциплине.

Под способом связи понимают методы передачи теоретических, прикладных или комбинированных сообщений от одного учебного предмета к другому.

Направление связи определяется по временным отношениям (перспективные, сопутствующие, предшествующие) и по взаимодействию (односторонние, двухсторонние).

В научной литературе [4] также получили освещение дидактические цели использования МПС. Эти цели инвариантны относительно их характера и состоят в следующем:

- Интеграция знаний, которая предполагает, что образование идет через изучение системы различных учебных предметов, каждый из которых описывает только одну сторону действительности, что обеспечивает необходимую глубину познания. Но такая дифференциация пагубно отражается на целостном видении мира. Синтез знаний, заключающийся в показе одного и того же факта или явления с разных точек зрения, в выявлении взаимосвязей, существующих между разнородными знаниями, позволяет сформировать более полную и объективную картину мира в целом.

- Образование нового знания исходит из того, что многие знания теоретического или прикладного характера не могут быть получены только средствами одной учебной дисциплины, а через процедуру связи поступающей от смежных дисциплин информации. Эта дидактическая цель особенно актуальна в рамках высшего профессионального образования в связи с задачей подготовки самостоятельно и творчески мыслящего профессионала.

- Синтез количественной и качественной сторон учебной информации основан на философском законе перехода количественных изменений в качественные. В обучении упор делается на количественный подход в объяснении фактов, явлений и процессов реального мира. Несмотря на то, что

оценка качественно различных явлений с точки зрения количественных показателей составляет важную задачу изучения содержания всех учебных дисциплин, формирование единого подхода к анализу различных фактов и явлений действительности невозможно без синтеза количественной и качественной сторон явления или процесса.

- Расширение области практического применения знаний связано с необходимостью комплексного применения знаний и требует создания в учебном процессе «межпредметных» ситуаций, побуждающих учащихся устанавливать отношение между приобретенными знаниями и условиями их применения.

В результате использования МПС знания учащихся становятся не только конкретными, но и обобщенными, что дает возможность переносить эти знания в новые ситуации.

Интерес к проблеме организации межпредметных связей в дидактическом контексте в отечественной педагогике возник в 50-х годах. Доказано, что только МПС могут дать возможность учащимся видеть изучаемые явления и процессы в их многообразных отношениях, сложном взаимодействии, противоречии и развитии. «МПС позволяют вычленить основные компоненты содержания образования, общие для ряда изучаемых предметов, предусмотреть соотношение и последовательность развития системо-образующих идей, законов, понятий, общенаучных методов, которые используются в различных учебных предметах. При этом особое внимание уделяется тем связям, которые усиливают содержательное и организационно-методическое единство учебных предметов по общим способам и видам деятельности учителя и учащегося, делают учебный процесс целостным, формируют у учащегося общую систему знаний о реальном мире» [4, с. 97].

Ученые, занимающиеся этой проблемой, предлагают в своих работах различные варианты классификации МПС.

Так, С.В. Бабаджанян и В. М. Монахов [1] отмечают, что понятие «межпредметная связь» как взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями, включает в себя следующие типы:

1) понятийно-временную связь;

2) одностороннюю связь между предметами;

3) дополнительную связь;

4) связь между предметами по существу трактовки понятий и определений.

Исходя из такого подхода к классификации МПС, авторы делают вывод об их большой роли в раскрытии содержания понятий смежных дисциплин естественно-математического цикла.

ЭКОНОМИКА

И.А. Лошкарева отмечает, что МПС оказывают свое влияние на все стороны учебно-воспитательного процесса и их большую роль в развитии познавательных способностей и познавательной активности учащихся, в разработке и применении методов обучения. Исходя из этого, она классифицирует МПС:

1) по содержанию учебных дисциплин;

2) по формируемым умениям;

3) по методам обучения.

В. П. Федорова и Д. М. Кирюшкин [6] предлагают деление МПС по типам и видам

1) информационные: фактологические, понятийные и теоретические;

2) хронологические: предшествующие, сопутствующие, перспективные.

Учет хронологических связей по временному признаку имеет большое практическое значение. Предшествующие связи делают востребованным ранее изученный материал из другой дисциплины; сопутствующие предполагают однородную трактовку понятий одновременно изучаемых предметов; перспективные используют привлечение материала из учебного курса, который будет изучаться позднее для конкретизации и более полного раскрытия содержания понятия.

Деление МПС может основываться также на различной степени общности. По мнению О.Д. Шебалина, мировоззренческие связи подраз-деляются на генеральные, внутрицикловые и локальные. Генеральные межпредметные связи способствуют созданию целостной научной картины мира. Задача внутрицикловых МПС состоит в выработке адекватных представлений об общих закономерностях наук. Локальные связи имеют целью объединить представления по общим темам разных дисциплин.

Многообразие предложенных классификаций позволяет судить об актуальности проблемы МПС в современной педагогике и ее серьезной теоретической разработке, которая позволила достаточно детально определить содержание понятия межпредметных связей.

Несмотря на то, что, как показано выше, вопросы МПС в дидактике подверглись тщательному изучению, в предметных методиках еще слабо рассматривается и учитывается их роль в формировании у обучаемых научной картины мира, общенаучных, общепредметных знаний и методов их познания. Поэтому задача создания частных методик выходит в настоящее время на передний план педагогической науки и ее в первую очередь следует отнести к практике обучения в вузе.

В соответствии с сущностью МПС, их классификацией, дидактическими подходами и способами

их выявления, можно выдвинуть ряд требований при организации процесса обучения в условиях осуществления межпредметных связей:

• целенаправленно формировать у учащихся обобщенное, целостное знание о мире;

• организовать учебные работы и комплексные учебные занятия на межпредметной основе;

• применять, развивать и закреплять знания, полученных при изучении содержания смежных учебных дисциплин;

• включать в учебную информацию материал, способствующий раскрытию межнаучных контактов, постановке межпредметных учебнопознавательных проблем и познавательных задач;

• применять на учебных занятиях дидактические материалы и средства из смежных учебных дисциплин;

• создавать и использовать разнообразные мотивы учения.

Таким образом, все учебные занятия, построенные на межпредметной основе, характеризуются комплексной постановкой задач, разработкой содержания и использованием приемов познавательной деятельности с учетом принципа параллельности, который предполагает одновременное изучение одноименных тем в рамках разных учебных предметов.

В экономическом вузе, выпускникам которого предстоит управленческая деятельность и, соответственно, применение прогрессивных методов современной информационной технологии управления, особенно важно привить целостный взгляд на весь комплекс учебных дисциплин.

В современной науке важную роль в интеграции знания играет математизация наук. Математические методы сейчас широко применяются в биологии, медицине, психологии, экономике и других науках. «Математизация наших знаний состоит не только в том, чтобы использовать уже готовые математические методы и результаты, а в том, чтобы создавать тот специфический математический подход, который позволял бы точно и полно описывать интересующий нас круг явлений, выводить необходимые следствия и использовать получаемые результаты для практической деятельности» [5, с. 78].

Математизация наук определяется следующими причинами:

1) необходимостью прогнозирования течения процесса или явления, без чего невозможно управление ими;

2) математические теории и гипотезы указывают перспективные направления поисков нового знания и методов выявления ранее неизвестных науке явлений;

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

3) математическое описание теорий облегчает получение предпосылок и следствий;

4) математика - язык науки, который приспособлен для краткого и точного описания явлений, автоматизации получения результатов и сравнения ожидаемого результата с опытными данными.

Поскольку высшая школа не может стоять в стороне от процессов, происходящих в науке в целом, математизация и интеграция знаний становится характерной особенностью современного высшего образования. Исследованию межпредметной функции математики посвящен ряд работ В. Н. Келбакиани и других авторов, но в целом эта проблема еще недостаточно изучена.

Особенно ярко межпредметная функция математики проявляется в условиях экономического вуза. Эта учебная дисциплина служит основой для усвоения знаний по предметам экономического цикла. Здесь необходимо остановиться на двух возможностях.

Во-первых, темы, рассматриваемые в рамках учебного предмета «Математика» должны иметь четко выраженный прикладной характер, что определяется содержанием предмета и спецификой решаемых задач. Основополагающая цель прикладной направленности преподавания математики в экономическом вузе - формирование математического аспекта готовности его выпускников к профессиональной деятельности в сфере рыночной экономики. С этой точки зрения важнейшим методом обучения является метод математического моделирования.

Во-вторых, возрастает роль курса вычислительной математики в процессе вузовской подготовки. Современный специалист обязан владеть методами вычислительной математики и уметь выбирать среди них наиболее подходящий для решения конкретной задачи. С этой целью представляется необходимым увязать преподавание предметов математического цикла: математики и информатики.

Таким образом, в соответствии с хронологической классификацией МПС, в процессе обучения экономистов можно успешно применять все виды хронологических связей: предшествующие, сопутствующие, перспективные.

Математика - дисциплина естественнонаучного цикла, в экономических вузах она изучается на 1-2 курсах. Очевидные сопутствующие связи на этом этапе должны быть организованы между

математикой и информатикой. Глубокая внутренняя взаимосвязь математики и информатики сложилась исторически: информатика возникла как раздел прикладной математики и лишь постепенно выделилась в самостоятельную науку. Информатика имеет дело с информационно-вычислительными моделями, методами их построения и анализа, и ее успехи в этой области были бы невозможны без алгоритмов, разработанных на базе математических методов. Но главное - компьютеры оказывают значительное влияние на контрольно-оценочные функции практического занятия, придают ему характер деловой игры, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Применение при решении прикладных математических задач готовых программных средств позволяет повысить уровень наглядности изучаемого материала, оживить учебный процесс, способствует формированию положительного отношения к учебе, удовлетворению от собственных успехов в учебе. Последнее, по мнению автора концепции программированного обучения Б.Ф. Скинера, является залогом успешности обучения.

Перспективные связи математики с экономическими дисциплинами прежде всего выражаются в информационно-понятийные, теоретические. Кроме того, особое место в реализации перспективных МПС занимает построение математической модели экономического явления или процесса, ко -торая впоследствии будет применяться в рамках преподавания специальных дисциплин.

Педагогическая деятельность на современном этапе характеризуется многоаспектностью, непрерывно повышающейся сложностью и принципиальной ориентацией на интегративное, междисциплинарное взаимодействие областей научных знаний. Практика реализации межпредметных связей в процессе вузовского обучения направлена на интенсификацию интеллектуальной деятельности, на формирование у студентов экономического образа мышления.

Требование формирования самостоятельно мыслящего, творческого профессионала в процессе обучения в высшей школе будет выполнено, если у дипломированного специалиста сформирована способность применять полученные знания в комплексе, которая вырабатывается в процессе интеграции изучаемых студентами учебных дисциплин.

Бибиографическ'ий список

1. Бабаджанян С.В., Монахов В.М. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин на факультативных занятиях. Сов. педагогика. М., 1980. № 1 С. 14-21

2. БерулаваМ.Н. Интеграция содержания образования.М.: Совершенство, 1998. 92 с.

3. Берулава М.Н. Гуманистическое образование в условиях информационной цивилизации. Педагогика. 2008. № 7. С. 3-7.

4. Келбакиани В.Н. Межпредметная функция математики в подготовке будущих учителей. Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1994. - 360 с.

5. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование про-цесса обучения: Книга для учителя. М.:, Просвещение, 1994. 143 с.

6. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин: Пособие для учителей./под ред.

В.Н. Федоровой. М.: Просвещение, 1980. 208 с.

L.I. GUBAREVA, A.A. MUZALEVSKAYA

THE ROLE OF COMMUNICATIONS BETWEEN DISCIPLINES IN HIGHER ECONOMIC EDUCATION

The article deals with the organization and implementation of links between the disciplines in the educational process in the preparation of specialists in the field of economics. Examined the phenomenon of relationships between disciplines, are classified and disclosed the advantages of their use in terms of the formation of economic thinking of the future economists.

Key words: intersubject links, economic thinking, pedagogic conception, mathematiranion, informatization.

ЭКОНОМИКА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.