Научная статья на тему 'Роль международных политических институтов в интеграционных процессах евразийского региона'

Роль международных политических институтов в интеграционных процессах евразийского региона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
381
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ЕВРАЗИЙСКИЙ РЕГИОН / EURASIAN REGION / ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / EURASIAN INTEGRATION / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / POST-SOVIET SPACE / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / FREE TRADE AREA / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / ОБЩИЙ РЫНОК / COMMON MARKET / ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ / MONETARY UNION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фролов Владимир Евгеньевич

Статья посвящена изучению роли международных политических институтов в интеграционных процессах евразийского региона. Автор рассматривает Организацию Договора о коллективной безопасности, Шанхайскую организацию сотрудничества и Организацию за демократию и экономическое развитие. В статье отмечена существующая проблема дублирования функций интеграционных объединений евразийского региона. Также автор приходит к выводу о том, что опыт, накопленный государствами евразийского региона в сфере военно-политического сотрудничества, необходимо использовать при формировании отдельных структур будущего Евразийского союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of International Political Institutions in the Integration Processes in the Eurasian Region

The article is devoted to studying the role of international political institutions in the integration processes of the Eurasian region. The author examines the Collective Security Treaty Organization, the Shanghai Cooperation Organization and the Organization for Democracy and Economic Development. The problem of duplication of integration associations of the Eurasian region is noted in the article. Also the author makes the conclusion that the experience of the Eurasian region in the sphere of military-political cooperation should be used in the process of formation of individual structures of the future Eurasian Union.

Текст научной работы на тему «Роль международных политических институтов в интеграционных процессах евразийского региона»

Frolov V. E.

о

о о

со

Фролов В. Е.

Роль международных политических институтов в интеграционных процессах евразийского региона

Фролов Владимир Евгеньевич

Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга Специалист организационно-протокольного управления

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Преподаватель кафедры международных процессов евразийского региона Аспирант кафедры международных отношений vladimir9000072@gmail.com <

РЕФЕРАТ

Статья посвящена изучению роли международных политических институтов в интеграционных процессах евразийского региона. Автор рассматривает Организацию Договора о коллективной безопасности, Шанхайскую организацию сотрудничества и Организацию за демократию и экономическое развитие. В статье отмечена существующая проблема дублирования функций интеграционных объединений евразийского региона. Также автор приходит к выводу о том, что опыт, накопленный государствами евразийского региона в сфере военно-политического сотрудничества, необходимо использовать при формировании отдельных структур будущего Евразийского союза.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

интеграция, евразийский регион, евразийская интеграция, Евразийский экономический союз, постсоветское пространство, Содружество Независимых Государств, зона свободной торговли, Таможенный союз, общий рынок, валютный союз

The Role of International Political Institutions in the Integration Processes in the Eurasian Region

Frolov Vladimir Evgenyevich

Committee on external relations of Saint-Petersburg Specialist of organizational and Protocol Department

North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration (Saint-Petersburg, russian Federation)

Lecturer of the Chair of international Processes of Eurasian region

Graduate student of the Chair of international relations

vladimir9000072@gmail.com

ABSTRACT

The article is devoted to studying the role of international political institutions in the integration processes of the Eurasian region. The author examines the Collective Security Treaty Organization, the Shanghai Cooperation Organization and the Organization for Democracy and Economic Development. The problem of duplication of integration associations of the Eurasian region is noted in the article. Also the author makes the conclusion that the experience of the Eurasian region in the sphere of military-political cooperation should be used in the process of formation of individual structures of the future Eurasian Union.

KEYWORDS

Integration, the Eurasian region, the Eurasian integration, the Eurasian Economic Union, the post-Soviet space, Commonwealth of Independent States, free trade area, customs union, common market, monetary union

При анализе интеграционных процессов в Евразии особое внимание следует уделить факту существования ряда интеграционных объединений в евразийском регионе, различных по размеру и функциональному предназначению: государства,

^ участвующие в интеграционных процессах в рамках СНГ, создают другие, более ^ мелкие организации.

^ Создание одними и теми же государствами сначала Евразийского экономиче-с! ского сообщества, Таможенного союза, а затем Единого экономического пространен ства исходит из необходимости поэтапного перехода от одной формы интеграцией онного взаимодействия к другой с целью формирования прочного политико-эко-^ номического и правового фундамента будущего Евразийского союза. При этом с ^ углублением интеграции в рамках новой формы взаимодействия, сокращается ^ число активных участников, что объяснимо необходимостью масштабной подготов-^ ки к интеграции внутри самого государства — участника.

< Так, например, странами — членами СНГ являются 10 государств евразийского ™ региона, 1 государство имеет статус ассоциированного члена. В ЕврАзЭС входили пять государств: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, а также три наблюдателя — Армения, Молдова и Украина. Более сложная по функциям и требованиям к уровню политического и экономического развития организация — Таможенный союз — включает уже трех членов, а также трех кандидатов на вступление и одного наблюдателя. Наиболее продвинутая форма интеграционного взаимодействия, Единое экономическое пространство, насчитывает лишь троих участников. На начальной стадии формирования в Евразийский экономический союз планировалось включить изначально три государства, однако 10 октября 2014 г. к проекту ЕАЭС присоединилась Армения, а 23 декабря 2014 г. участником союза стала Киргизия.1 Это также является свидетельством разной степени экономической, политической и законодательной готовности государств к углублению интеграции в рамках евразийского региона.

Помимо объединений, нацеленных на политико-экономическое развитие, в регионе существует организация, деятельность которой направлена на решение вопросов, связанных с обеспечением безопасности. Опасения по поводу дестабилизации военно-политической обстановки после распада СССР подтолкнули новые независимые государства к разработке Договора о коллективной безопасности (далее — ДКБ)2. Статья 4 Договора закрепляет принцип коллективной обороны: «В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную...»3 Принятая в 1995 г. Концепция коллективной безопасности государств — участников ДКБ4 определила цели государств-участников в обеспечении коллективной безопасности как «.предотвращение войн и вооруженных конфликтов.» и «.защита интересов, суверенитета и территориальной целостности государств-участников.». В 2002 г. была создана Организация Договора о коллективной безопасности (далее — ОДКБ). Согласно ст. 3 ее Устава, целями данной организации являются «.укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов.»5

1 Союз четырех: Армения вступила в Евразию [Электронный ресурс] // Еркрамас. Ш_: http://www.yerkramas.org/2014/10/16/soyuz-chetyrex-armeniya-vstupila-v-evraziyu/ (дата обращения: 04.11.2014).

2 О коллективной безопасности : договор (подписан в г. Ташкенте 15 мая 1992 г.) // Дипломатической вестник, 1992. № 12. С. 9-11.

3 Там же.

4 О Концепции коллективной безопасности государств — участников Договора о коллективной безопасности : решение Совета коллективной безопасности (принято в г. Алма-Ате 10 февраля 1995 г.) // Дипломатический вестник, 1995. № 3.

5 Устав Организации Договора о коллективной безопасности (принят в г. Кишиневе 7 октября 2002 г.) // Бюллетень международных договоров, 2004. № 3. С. 3-9.

Отметим, что в компетенцию ОДКБ входят не только военные вопросы, но также ^ вопросы международной безопасности: ст. 8 Устава предусматривает сотрудниче- ^ ство государств-членов «...в борьбе с международным терроризмом и экстремиз- ^

мом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ору- ^

ш

жия, организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграциеи ^ и другими угрозами безопасности.»1 о

Таким образом, процесс интеграции в евразийском регионе имеет не только ^ политико-экономические основания, но и серьезную военную составляющую. До- ^ казательством этому является создание в 2010 г. Коллективных сил оперативного ^ реагирования (далее — КСОР), которые осуществляют свою деятельность в соот- ^ ветствии с Соглашением2 о КСОР ОДКБ.3 Также следует отметить, что формиро- < ванию КСОР предшествовало заключение Соглашения4 «О миротворческой деятель- ™ ности ОДКБ», ст. 5 которого было предусмотрено создание Коллективных миротворческих сил.

Учитывая большой опыт, накопленный государствами евразийского региона в сфере военно-политического сотрудничества, можно говорить об использовании имеющихся наработок при формировании отдельных структур будущего Евразийского союза.

Важно отметить тот факт, что в евразийском регионе также действует интеграционное объединение, географически выходящее за пределы региона и включающее соседствующие государства. Шанхайская организация сотрудничества (далее — ШОС) была учреждена в 2001 г. государствами евразийского региона (Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном) и Китаем с целью укрепления взаимного доверия, дружбы и добрососедства.5 В Декларации о создании ШОС подчеркнуто приоритетное значение региональной безопасности, включающей в себя борьбу с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом.

Цели организации получили более четкие очертания в Хартии ШОС.6 Помимо вопросов безопасности, в целях также обозначено содействие экономическому росту, социальному и культурному развитию, повышению уровня жизни в государствах — членах организации. В 2003 г. была принята Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества, направленная на развитие экономических связей, совершенствование инвестиционного и производственного взаимодействия ведущих отраслей национальных экономик, рост товарооборота между государствами — членами ШОС.7

1 Устав Организации Договора о коллективной безопасности (принят в г. Кишиневе 7 октября 2002 г.) // Бюллетень международных договоров, 2004. № 3. С. 3-9.

2 Соглашение вступило в силу для всех участников в 2010 г. Исключение составили Российская Федерация (в 2011 г.) и Узбекистан (на сегодняшний день уведомления не депонированы).

3 О Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности : соглашение (заключено в Москве 14 июня 2009 г.) // Собрание законодательства РФ, 2011. 21.03. № 12. Ст. 1556.

4 О миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности : соглашение (заключено в г. Душанбе 6 октября 2007 г.) // Бюллетень международных договоров, 2009. № 6. С. 23-27.

5 О создании «Шанхайской организации сотрудничества» : декларация (принята в г. Шанхае 15 июня 2001 г]) // Дипломатический вестник, 2001. № 7. С. 27-29.

6 Хартия Шанхайской организации сотрудничества (принята в Санкт-Петербурге 07 июня 2002 г.) // Бюллетень международных договоров, 2007. № 1. С. 8-17.

7 О Программе многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества : решение Совета глав правительств ШОС от 23 сентября 2003 г. [Электронный ресурс] // Региональное экономическое сотрудничество Шанхайской организации сотрудничества. URL: http://www.sco-ec.gov.cn/crweb/scor/info/Article. jsp?col_no=67&a_no=721 (дата обращения: 03.05.2014).

^ Высокая важность ШОС обусловлена участием в ней трех крупных политико-^ экономических игроков — Казахстана, Китая и России, что наделяет это интегра-g ционное объединение огромным потенциалом для дальнейшего развития. Также с! сотрудничество России и Китая в рамках ШОС способствует построению отноше-^ ний партнерства, что особенно актуально, учитывая уровень их влияния на между-о народной арене.

^ На сегодняшний день ШОС является высокоэффективным интеграционным объ-g единением, обеспечивающим межгосударственное сотрудничество как в области g поддержания межрегиональной безопасности, так и в сфере экономики, финансов, ^ инвестиций, энергетики, транспорта, сельского хозяйства, культуры, науки и об-< разования, что подтверждается совместным коммюнике премьер-министров госу-™ дарств — членов ШОС, озвученным 28-29 ноября 2013 г.1

Помимо перечисленных выше интеграционных объединений, в евразийском регионе функционирует организация, ориентированная на интеграцию в западном направлении. Организация за демократию и экономическое развитие (далее — ГУАМ) включает в себя Азербайджан, Грузию, Молдавию и Украину. В состав организации также входил Узбекистан (с 1999 по 2005 гг.), что было отражено в аббревиатуре — ГУУАМ. Что интересно, Азербайджан и Грузия являлись участниками ДКБ практически с момента его подписания, и лишь спустя два года после создания ГУАМ, в 1999 г., прекратили в нем свое участие.

Нацеленность на европейскую интеграцию в уставных документах организации была обозначена не сразу. Согласно Ялтинской хартии ГУУАМ2, принятой в 2001 г., целями сотрудничества государств в рамках организации является социально-экономическое развитие, расширение торгово-экономических связей, укрепление региональной безопасности и т. д. Только несколько лет спустя в п. 7 Кишиневской Декларации3 было закреплено стремление государств — участников организации углубить европейскую интеграцию, установить партнерские отношения с Европейским союзом и НАТО и продолжать взаимовыгодное сотрудничество с США. В ст. 1 принятого позже Устава ГУАМ в качестве одной из целей данной организации обозначено «углубление европейской интеграции для создания общего пространства безопасности, а также расширение экономического и гуманитарного сотрудничества»4. Европейский и евроатлантический вектор интеграции отмечен также в Решении о партнерстве5.

Следует также отметить существующую проблему дублирования функций интеграционных объединений евразийского региона: одни и те же государства объединяются в организации под различными названиями, при этом отсутствует четкое разграничение функционального наполнения этих организаций.

Так, например, рассмотренная выше ШОС имела схожие цели с Евразийским экономическим сообществом вплоть до его реорганизации. В целях исключения

1 Совместное коммюнике по итогам 12-го заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (принято в г. Ташкенте 29 ноября 2013 г.) [Электронный ресурс] // Информационное агентство ИнфоРос. URL: http:// www.infoshos.ru/ru/?id=113 (дата обращения: 16.01.2014).

2 Ялтинская хартия ГУУАМ [Электронный ресурс] // Верховна Рада УкраУни. URL: http:// zakon4.rada.gov.ua/laws/show/888_008 (дата обращения: 28.04.2013).

3 Кишиневская декларация глав государств ГУУАМ «Во имя демократии, стабильности и развития» [Электронный ресурс] // Organization for democracy and economic development — GUAM. URL: http://guam-organization.org/node/311 (дата обращения: 30.04.2013).

4 Устав Организации за демократию и экономическое развитие - ГУАМ [Электронный ресурс] // Organization for democracy and economic development — GUAM. URL: http://guam-organization.org/node/449 (дата обращения: 30.04.2013).

5 Решение о партнерстве [Электронный ресурс] // Organization for democracy and economic development — GUAM. URL: http://guam-organization.org/node/568 (дата обращения: 30.04.2013).

возможности пересечения интересов этих двух организаций, в 2006 г. был под- ^

писан Меморандум о взаимопонимании, предусматривающий обмен информацией ^

в сферах, представляющих для сторон взаимный интерес: торговля, энергетика, ^

защита окружающей среды, транспорт, инвестиции, туризм.1 Также Меморандум ^

предусматривает развитие связей в области образования, здравоохранения, спор- ^

2 ^

та, науки, культуры и др.2 о

В качестве еще одного примера можно привести соотношение функций ШОС ^

и ОДКБ. Примечательно, что четыре из шести членов ОДКБ являются членами ШОС, ^

при этом пятый участник ШОС со стороны Евразийского региона, Узбекистан, до ^

2012 г. являлся членом ОДКБ. Целью обеих организаций является обеспечение ^

безопасности, в этой связи параллельное функционирование этих организаций <

предположительно позволит достичь больших успехов в таких сферах, как борьба ™ с незаконным оборотом наркотических средств, сепаратизмом, экстремизмом и терроризмом.

1 О взаимопонимании между Секретариатом Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества и Секретариатом Шанхайской организации сотрудничества : меморандум (подписан в г. Пекине 08 мая 2006 г.). Документ опубликован не был.

2 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.