Е.А. Сизая
РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рассматриваются гуманистический аспект международно-правовых документов и их позитивное влияние на уголовноисполнительное законодательство РФ, проблемы дальнейшего совершенствования системы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, указывается на отдельные несоответствия международно-правовых норм и национального законодательства.
В период действия союзно-республиканского исправительно-трудового законодательства официально не всегда за всеми международными стандартами обращения с осужденными признавалось какое-либо значение, кроме как информационное. Ранее действующие Основы исправительно-трудового законодательства СССР и союзных республик 1969 г. и Исправительнотрудовой кодекс РСФСР 1970 г. (в дальнейшем ИТК РСФСР) какого-либо упоминания о международных стандартах обращения с осужденными вообще не содержали.
Официальные издания Минимальных стандартных правил обращения с заключенными выходили в СССР с грифом «Для служебного пользования», да и последнее было ограниченным. Без учета международного опыта формировалась и прежняя исправительнотрудовая политика [1. С. 574].
С демократизацией российского общества, постепенной его интеграцией в мировое сообщество действующие международные стандарты обращения с осужденными стали важным направлением и фактором радикальных преобразований в уголовно-исполнительной политике РФ. Данной ситуации способствовало и такое обстоятельство, что Декларация о государственном суверенитете РСФСР, принятая в июне 1990 г., содержала положение о присоединении России к общепризнанным принципам международного права [2].
Приоритет международно-правовых стандартов закреплен и в ч. 2 ст. 1 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., где говорится: «Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР» [3].
Данное положение российской Декларации впоследствии было включено в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, где записано, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Из этого следует, что впервые в истории нашего государства в Конституцию РФ включено положение, объявляющее общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ частью ее правовой системы. Это также означает, в соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные до-
говоры РФ являются составной частью и всех отраслей Российского законодательства.
В последние годы международно-правовые документы и стандарты обращения с осужденными, вопросы их реализации получают широкое освещение в теории уголовно-исполнительного права, в средствах массовой информации и учебной литературе [4, 5]. Все это позитивно формирует общественное мнение, в том числе и новое осознание персонала уголовно-исполнительной системы.
Существенным фактором обновления уголовноисполнительного законодательства РФ явилась более тесная интеграция России в мировое сообщество, что в 1996 г. привело к вступлению её в Совет Европы. Этот процесс оказывает положительное влияние не только на характер взаимоотношений нашей страны с другими государствами, но и благотворно отражается на внутреннем законодательстве. Интеграция России в международное сообщество объективно предопределяет наличие связей между юридическими системами европейских и иных государств. Это, в свою очередь, предполагает то, что отечественное уголовно-исполнительное законодательство включает в себя международные правила и стандарты.
Реформа законодательства, которая на протяжении последних лет активно проводится в Российской Федерации, была обусловлена коренными изменениями в экономической, социально-политической, а также иных сферах государственной и общественной жизни страны [6. С. 3847]. Данные изменения нашли свое глубокое отражение в практике во всех отраслях российского законодательства, в том числе и в уголовно-исполнительном.
Однако надо заметить, что общее признание рекомендаций международных стандартов не означает, что каждое из предусмотренных ими правил обладает обязательной юридической силой. Тем не менее юридическая значимость соответствующих конкретных предложений постоянно существенно возрастает. Это относится, прежде всего, к принципу гуманизма, являющемуся основополагающим в функционировании уголовно-исполнительной системы.
Важно подчеркнуть, что международно-правовые стандарты служат основой содержания и формирования национального уголовно-исполнительного законодательства. Это, несомненно, выражается в гуманном обращении и уважении достоинства, присущих человеческой личности осужденного.
Такое гуманное отношение вытекает из документов ООН и Совета Европы, направлено на защиту субъективных прав осужденных и закреплено в Уголовноисполнительном кодексе Российской Федерации (в
дальнейшем УИК РФ). В частности, гуманный характер норм международного права устанавливается во Всеобщей декларации прав человека от 10.12.48 г., в Международном пакте о гражданских и политических правах от 23.03.76 г., Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 9.12.75 г., Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными от 1955 г., Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») от 29.11.85 г., Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 17.12.79 г. и др. Гуманистическое содержание международно-правовых документов полностью отражает и пронизывает все уголовно-исполнительное законодательство РФ.
Сложившаяся в последние годы практика законотворчества и правоприменительной деятельности позволяет выделить несколько основных направлений влияния международных стандартов на отечественное уголовно-исполнительное законодательство РФ. Укажем наиболее важные из них:
Во-первых, обеспечение открытости юридических норм, касающихся исполнения уголовных наказаний. Здесь же следует заметить, что действующее уголовноисполнительное законодательство, в целом, исходит не только из международных стандартов, но и из ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, где говорится, что «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
Во-вторых, это влияние международных стандартов на установление принципов уголовно-исполнительного законодательства РФ. Основы исправительно-трудового законодательства СССР и союзных республик 1969 г. и ИТК РСФСР 1970 г. специально не формулировали принципов исполнения уголовных наказаний, хотя в теории исправительно-трудового права они выводились из содержания ряда конкретных законодательных норм.
И здесь хотелось бы сказать, что международноправовые стандарты обращения с осужденными оказали существенное влияние и на установление принципов нового уголовно-исполнительного законодательства. Аналогия здесь такова, что, как правило, в международно-правовых документах, регламентирующих правила обращения с осужденными, формулируются принципы по многим направлениям деятельности тюремного персонала.
Заметим, что в бывшем проекте Основ уголовноисполнительного законодательства 1990 г. принципам исполнения наказаний уделялось еще больше внимания, нежели это предусмотрено в настоящее время. Так, каждому из принципов была посвящена отдельная статья. К сожалению, эта довольно-таки важная позиция в действующем УИК РФ 1996 г. не была закреплена.
В-третьих, это воздействие международных стандартов обращения с осужденными на содержание конкретных норм уголовно-исполнительного законодательства. В данном направлении стоит заметить, что в некоторых конкретных положениях российское уго-
ловно-исполнительное законодательство пошло дальше международных норм обращения с заключенными.
Так, в 1988 г. было запрещено применение к осужденным в исправительных колониях такого специального средства, как смирительная рубашка, тогда как ст. 33 Минимальных стандартных правил ООН применение данной меры допускает. В целях дальнейшей гуманизации отбывания лишения свободы в УИК РФ 1996 г. применение данного средства в качестве меры безопасности также было исключено.
В тот же период была отменена пониженная норма питания для лиц, содержащихся в штрафных, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа. Ст. 32 Минимальных стандартных правил применение такой меры взыскания допускает.
Таким образом, Россия достойно вошла в мировое сообщество. Она реформировала свое законодательство в соответствии с требованиями международных стандартов обращения с осужденными.
Международные нормы в уголовно-исполнительном законодательстве РФ могут реализоваться по двум направлениям.
1. Прямое их действие наряду с нормами национального законодательства. Например, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах от 23.03.76 г. указывается: лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение уважение достоинства, присущего человеческой личности. Эта конкретная норма и ряд иных имеют прямое действие.
2. Приведение внутреннего национального законодательства в соответствие с нормами международного права.
Особенностью выражения принципов в уголовноисполнительном законодательстве является отражение в его нормах (институтах) международных стандартов о гуманном обращении с осужденными. Это можно проследить, проанализировав отдельные нормы ныне действующего УИК РФ, содержание которых основано и пронизано идеями гуманизма.
Так, уголовно-исполнительное законодательство РФ и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными (ч. 3 ст. 3 УИК РФ). Данное положение Закона полностью согласуется и вытекает из конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Россия, приняв ныне действующий УИК РФ 1996 г., сняла многие вопросы, возникающие у мирового сообщества по поводу соответствия международным стандартам в области исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными.
Здесь же следует заметить, что в западной пенитенциарной системе лишение свободы исполняется в тюрьмах. Из этого исходят Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Европейские тюремные правила и иные международно-правовые документы, относящиеся к исполнению уголовных наказаний.
Российская уголовно-исполнительная система после известных событий 1917 г. исторически сложилась как колонийская. Система колоний содержит немало по-
ложительных черт. Тем не менее при всех достоинствах колоний они достаточных гарантий обеспечения безопасности, жизни и здоровья осужденным и персоналу не предоставляют.
В конце 2007 г. только 0,7% осужденных к лишению свободы от их общего количества отбывало наказание в тюрьмах [7]. Тогда как Стандартные минимальные правила ООН рекомендуют, чтобы каждый осужденный имел отдельную камеру или комнату (п. 1 ст. 9).
В действующем УИК РФ идея о переходе на тюремную систему отбывания наказания своего отражения не нашла. Тем не менее в будущем это может и скорее всего произойдет, хотя по данной позиции имеется и диаметрально противоположная точка зрения [1. С. 588]. По мере совершенствования уголовно-исполнительной системы камерное содержание осужденных будет расширяться с учетом обеспечения безопасности осужденных и персонала исправительных учреждений.
Преимущество одиночного тюремного содержания заключенных является более предпочтительным, ибо оно позволяет: более глубоко изучить личность правонарушителя и пресечь всякие недозволенные связи исправляемого с другими категориями преступных элементов; предупредить в местах лишения свободы массовые беспорядки, погромы, поджоги и иные бесчинства, влияние неформальной субкультуры или так называемых лидеров отрицательной направленности; исключить латентное насилие, развращающее влияние одних категорий заключенных на других, вставших на путь исправления; предупредить создание преступных группировок как в местах лишения свободы, так и за их пределами, и умышленно творить зло; освободить администрацию от такой сферы оперативно-розыскной деятельности, как использование услуг лиц, сотрудничающих на конфиденциальной основе; более эффективно воздействовать на злостных нарушителей отбывания наказания и способствовать более успешному их исправлению; реально обеспечить юридическую защиту осужденным и подавляющее большинство проблем, связанных с безопасностью не только осужденных, но и персонала; сокращать сроки наказания и делать лишение свободы более цивилизованным.
Подводя некоторые итоги сравнительного анализа соответствия норм уголовно-исполнительного законодательства РФ рекомендациям ООН и Совета Европы, можно сделать вывод о том, что подавляющее большинство положений российского законодательства соответствует международным нормам и рекомендациям в области исполнения наказаний.
Однако в ряде случаев имеются отдельные несоответствия международно-правовых норм и национального законодательства. К ним, как представляется, следует отнести:
- проблему совершенствования системы органов и учреждений, исполняющих наказания. Это означает переход на тюремную систему отбывания наказания в виде лишения свободы;
- отсутствие ночного раздельного содержания осужденных. Такое обстоятельство, в первую очередь, объясняется трудностями экономического характера. Наличие элементов принудительного или обязательного труда при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы;
- отсутствие в УИК РФ самостоятельной нормы, которая бы возлагала на администрацию места лишения свободы обязанности немедленно сообщать о болезни или смерти осужденного;
- исключение урегулирования процедуры посещения мест лишения свободы экспертами ООН и членами Европейского комитета по различным вопросам, касающимся возможного нарушения правого статуса осужденных. Данное предложение по совершенствованию законодательства связано с тем, что как в резолюциях ООН, так и в документах Совета Европы предусмотрен контроль за реализацией международных стандартов;
- совершенствование юридических гарантий, прав, свобод и законных интересов осужденных, исключение избыточных ограничений, применяемых к лицам, лишенным свободы. Обеспечение материально-бытовых условий содержания осужденных по международным стандартам;
- совершенствование подготовки персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, поднятие их престижа;
- наличие в российском законодательстве такого наказания, как смертная казнь.
Более полное воплощение в российское законодательство между народных стандартов обращения с осужденными в ближайшей перспективе может происходить и по другим направлениям.
Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что ряд нерешенных вопросов уголовно-исполнительного права может быть устранен на законодательном уровне. При этом совершенствование действующего УИК РФ в рассматриваемом направлении вовсе не потребует каких-либо изменений в экономике и политике. Полная же реализация международных стандартов в уголовноисполнительном законодательстве РФ - трудная задача, которая потребует длительного и поэтапного решения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Уголовно-исполнительное право России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.И. Зубкова. — М.: Издат. группа ИНФРА-М; НОРМА, 1997. -
С. 574.
2. Ведомости РСФСР. - 1990. - № 11. - Ст. 22.
3. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 52. - Ст. 1865.
4. Зимин В.П. Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью и охраны общественного порядка / В.П. Зимин, И.Н. Зубов. -
М: ВНИИ МВД России, 1993.
5. Пономарев П.Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и национальные варианты их реализации / П.Г. Понома-
рев. - Рязань: РВШ МВД РФ, 1994.
6. Уткин В.А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву: Общая часть / В.А. Уткин. - Томск: Изд-во ТГУ, 1995.
7. Фефелов В.А. Социально-правовые основы цивилизации исправительных учреждений РФ / В. А. Фефелов. - Рязань: РВШ МВД РФ, 1992. -
166 с.
Статья представлена научной редакцией «Право» 15 марта 2008 г.