Роль методической системы в организации педагогического процесса...
УДК 371 В 493
Н.В. ВИНОГРАДОВА
РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье автор ставит вопрос о необходимости создания модели методической системы, раскрывающей структурно-смысловое содержание урока (по живописи) в ДШИ. Направленности на художественное восприятие и образное понимание действительности.
Актуальность исследования автора обусловлена необходимостью структурирования содержания модели методической системы в учреждениях дополнительного художественного образования позволяющей построить процесс обучения и воспитания с учетом дидактических принципов и грамотно поставленных целей и задач, способствующих развитию художественного восприятия и образному пониманию действительности.
Отсутствие методической системы, непоследовательные постановки и темы заданий, превращают урок в различные виды консультации, стихийные формы и методы работы учителя. Отсюда, результативность и качественность деятельности ребенка зависит от совершенствования и эффективности используемых методов учителя в процессе обучения, на основании которых идет освоение изобразительного языка живописи и художественное восприятие цвета.
В изобразительной деятельности процесс восприятия и процесс изображения тесно взаимосвязаны. Рисуя, ребенок познает окружающую действительность, отражая свои представления о мире в художественно-образных формах.
Изучение живописи в ДШИ строится на теоретическом знании по цветоведению и практическом освоении закономерностей изображения, на стремлении ребенка творчески отобразить реальность в цветовых образах.
В процессе обучения учащиеся выполняют различные задания и упражнения, направленные
на познание законов живописи, развития художественного восприятия, воображения, творческих способностей и культуры цвета.
Изучение цвета строится на определенных натурных постановках в условия четко поставленных задач.
Основное направление художественной деятельности учащихся в ДШИ заключается в умении посредством цвета решать изобразительные задачи, образно видеть и передавать средствами живописи различные особенности натуры.
Все это говорит о важности в творчестве ребенка способности к художественному восприятию и воспроизведению цветовых отношений изображаемых предметов.
Однако практика показывает, что в ДШИ идет смещение в сторону чувственно-эмоционального прагматизма, что ведет к ограниченной деятельности сознания учащихся и односторонности решения натурной постановки. При этом не учитывается взаимосвязь наиболее значимых сторон ее изображения - идейного замысла, содержательности образа и его репрезентации, которая в свою очередь обусловлена мировоззренческой позицией ребенка, уровнем развития его художественного восприятия.
Смещение в сторону прагматического представления о художественной природе постановки, без живого эмоционально-эстетического чувства лишает ребенка представлений о сложной специфике искусства и возможностей художественного творчества.
© Н.В. Виноградова, 2009
13
Педагогика
С другой стороны практика преподавания живописи в ДИШ показывает, что основной проблемой в обучении ребенка живописи является несформированное художественное восприятие цвета.
Большинство школьников сориентированы на натуралистическое восприятие и изображение постановки. Возникновение стереотипного видения в изображении натуры ведет учащихся к ограниченной деятельности образного мышления, влияющего на процессы познания, восприятия и изображения.
Рисование представляет собой не механическое копирование натуры, а включает образно-ассоциативный анализ и сравнение предметов, позволяющее открыть наиболее значимое в постановке. Учащиеся должны научиться не только, точно писать натуру, но и уметь образно мыслить, используя выразительные средства в решении учебно-творческих задач.
В результате одной из важнейших проблем в обучении ребенка живописи в ДШИ является преодоление стандартного изображения натуры, перехода к художественному восприятию действительности, раскрывающего образную сущность цветовой постановки.
Живопись как учебный предмет, с определенными законами и средствами призвана помочь учащимся выразить содержательную сторону постановки, художественный замысел натюрморта. При этом процесс обучения ребенка включает в себя знакомство с техническими приемами и средствами живописи, способности передавать с помощью цвета объем и пространство.
Программа по живописи в ДШИ, строится на основе традиционным для школ тем - натюрморте, в основе которого обьемно-пространственное решение формы. Однако к учащимся предъявляются требования, в то время как уровень их знаний и навыков достаточно низок. Во-первых, учащиеся не владеют необходимыми техническими навыками и знаниями в области цветовой теории. Во-вторых, изобразительная деятельность ребенка, не связана с развитием способности, художественно воспринимать и эмоционально реагировать на рассматриваемую постановку.
При объяснении материала, педагог чаще всего включает последовательное ведение работы, но при этом забывается цель обучения - эстетическое воспитание и художественное развитие способностей ребенка.
Учащиеся учатся изображать только внешне сходство с предметами. В результате это ведет к непониманию тех задач изображения, которые решаются именно в цветовом изображении постановки.
Важно отметить, что сегодня процесс формирования творческой личности ребенка зависит от его способности к художественному восприятию, проявляющейся в его умение передать цветом ту художественно-эстетическую оценку образа, который выражает эмоциональное, личностносмысловое отношение к окружающему миру и самому себе, осуществляя цветом визуализацию этих отношений.
Данное обстоятельство актуализирует необходимость создания методической системы направленной на развитие у учащихся художественного восприятия цвета. Для этого нужно четко знать, что входит в содержательный, методический и практический компонент методической системы, какие цели, задачи ставит учитель, каковы условия и этапы, способствующие развитию у ребенка художественного восприятия цвета с учетом специфике учебного заведения. Что ставит вопрос о целесообразности повышения требований к методике преподавания живописи и теории цветоведения в целом.
Наличие методической системы позволит учащимся овладеть приемами и способами живописного отображения постановки, позволит ему адекватно использовать цвет в процессе создания образа.
Методическая система позволит учителю четко ставить цели и задачи перед учащимися, направлять, анализировать и корректировать его деятельность.
Значение методической системы в том, что она раскрывает и осуществляет процесс обучения, развития и воспитания, что ведет учащихся к пониманию окружающей среды и роли цвета в создании художественного образа. Освоение живописи происходит в разнообразных темах, заданиях и упражнениях, позволяющих педагогу осуществлять те основные дидактические принципы, на основе которых и происходит творческое развитие способностей ребенка.
Роль методической системы в том, что она обеспечивает формирование у ребенка теоретических знаний о цвете и способов изобразительной деятельности, изучение различных характеристик цвета, закономерностей построения жи-
14
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15
вописногс o iDt*3 j.. зачина» т уешени,,. v jct^'x i обобщен 4L X) до Оолее СЛОЖНЫХ ) чеоно-чвир КИХ .о_.с1НИЙ ililOCjicAutsai ;„unui i ^ »л btuuujincnrUi Lict i о ДаС I ОСНивапИС Ш i образования овис UUPainuio d. ill t 1 ЛС, ХУДОЖСС ГЬОИМ01 j tfui, -p чл-..Ul UBt Г- JDCtiKiHBiUu.uCl u Ubiuup 1 f * MC 1 - '¿lOb
заданий и yi рйжн^н-тй i аправленных ьь t wít шк »ачесть ( --ВОЙ1 lo I ЗЬI ■ I решении noel IB ленной va,iа-Ъ
UÍI ti -i»- -»иииилолоп^й \UÍ«111U.'P i( bu1
ПрйЯТ H-
7] (ip.f- ,ait p jCTBi организацииcp ,jn. i i J*t'T как i чс-:ма организм ‘1шя m- t ,r
сТВО-
41 t lf!- i HK 1 imm- | «UH !Ч аспект ,o."B IFM -Шийр и iimuHkih | ronom-v ожественно: ЮППЯ-
за.
И процесс«- -так-мче. t ц реализации юстэ новки учашиес 4 издают р>тзли«чые а( пект-i г ,,пет14 г»г-г> качества "войства, зозможно \ tc-соииативнгк-'t ^ -имяп [ичност
ч чличие мрт^дячргкой С] г' ь. ЮЗВО ит :с-уг< vr п< рчл. в кот- зых rroou*: > i нания .ира у школьников будет 1дти тараллельпо с триоо -г-тением основа ix еоретичес их знаний 130бпа-ЗИтеЛвиО»? Г(. UJ О 1 t :,с 13Н0е во. TP .«rat ^ÜZ-Tf 'Оеспечи rp i лотное использование в.лраз -тел 1 ix cp :дств живописи а с< 7ланш у < сс-ственн01 юоаза постановки
мете ц'ч^п ая ni i ла тименимь i. каж^:-mv урок-, важное предлагаемое 'пр&жнение должн' зыя! тять проблемный n.dba< 1е > задания решение К юрой, зависит Ul I ^иск. И t лиии. чсо» vOOHMníA | avi, i i оительниим раскрывающих иора
8цаче.НИ1 М :тодической системы й | <№ Чт> ию ышеоон- 5i 1лсе i .адысленнп пч греч'т'ь ^ к.
t- 1Ы I Ь [líftcH Р триЦЗг ( HHüh-<i (- ÍHuupa-»И1ИЛ iai KJpi^opTi t н a oí >раз "-¿:><е'гов-,--. c-.>.■<=;:-иа^Ие CpeíiCTba-иИ Л 'Дожественнои ВЫргиЧТ "Ь нос i Мет< щическа* сист~мя способна >беске-■п гь реализации _j. лаь гичс кг»? nt «нпипоч и к*.
' мзтол:* н{,пг;ад,:знК11' > j | ihm i ^ uncíipm-тмя
Результатинчс. и •<ач5гс'рненнс- i h -^н пни^--. CT? г)рбсч:са - - .jiuuiíck'm»'- компонента СИС~--Ч'- 'а* шчиме *^т >зы, i п-: олемные и
П<1ИСКОн^||- -V i i нечакончгнн! 12 г.ЮЖРТЫ венн„,е г-p-. -í..l Г - Í1'-ЯЦИ1 Р7 ■
росы стимулиу /RI I nnf.’.-'íweaae »ñeu
--ЧИК-r.'jii- í«í>-rani..i UW1 mL;I-TIII4^......-■■ .
и художественность ^амысль. Выбор мртодО‘ опу иловлен сови. _ - теоретич - -i>. знанш
Uuc I . k I1UWOJD и S0U(JC13 I ЛЬН< ih Дк,лтельн ОС
И, 8 ipwabvwr oaJJ t «О upon>-AlJAilT и: ► . НИе
■ а ШИЧНЫл .аич, i ;рИ1 i A,. . i. jaivoriOMcPHOCTei
HUI J JOChMJi vtvtíL.iir.vm/i VJ ».oPtua. hn inna i ОС UlCHUtí LlOU I [Л ДО OOjjtíP .ЫХ /чеиио- fc -P
-tíüKW- i ÍIUUICÜOUII JlbHUCTb пЛ ВыПОЛ
^ения.
lili содеп (В.анисп1 i-иг—-as 1 иЯ Ь v I i V л I 1. Ьр UIVMNXI- мальные КОмПИН^НТЬ! a 1Р<1г-Ии<з KOI
- _,гл ^,ihcv -л>-т -V, ненир воспитание v ’'•««к-(■тс чйчк!-' зт< го i- iжн-
окори i f I худо* естненнчм пространств Т1 )И тредла1 аемом м гепия ie е^эк кр^жчениях» t (лани- х ч? ncH.'R- -Ф- |П> 1 mnnMHpvK к syn
ПГ.станОР“Я IIP ЛИ речь учнтнгтя ^ОТЛЯР-1 си уаЦИН ЧОПЯЧНМ) гпяпнен-ч, - J 1ТИЧР:С.К1 'TQV. овлен f ¡словесн . 'р 'ПО'. > i ЦГППТТЬ?"“ЯНИ-• /доже'-'ъенн^!) /рг-чов;
- абгазиы л аариантв. t ешени5 i з ip ески-ла, с порой .а индивр д;> лтьный ткль .. юж
тика rin i -<агг. ¡ление в ис:._ ;тв
- Jпpeдeлf'vи темш ^алания. наз я раб
i л ;ncLi>ócTB3 'выбегу ге> :ре^гтг выразитель .юти, раскрывак замысел-
t - тия чвля^-гся -оси ;oj тмым момен I JB 3 г. -1/"еН К йоЗЛР1 1НЫХ СВОЙ^О к возможное тей цв<" а.
11с. пч о * ;деляет стео^левые ко «* оненть
<4еТОлй“гСКС Л сИсюмь.
1 1 I СЛВПВ1Й K-y.. I Г| i.1 íXO^l I т.
I L iv *hi- компоненты (цель, задачи ДИлаКТИ
еСКИг I lldnuv OI кри |еОИ> !Л vt -ВНР оисниво
(*• 1* К )Dbit I Ote- HtidM опредепенны.
У ь. .4 ,,, л , HCMHHV к H( II ^\1И иК. неогхолк Л г-Д.НЯ то*} /1 ц.-отчанин -uK-uinHH h. н И «jopaWlt .ь
ней i"--'!.': i жттнй i цвег i ка* система выра
'1ялГ1Г Тц
1. М-Т -ацч^ киМПЧНеНГ lí-tj'-T аьИчс
»ой :ов‘ (!Лг-тс-п''1 -л*- >д- -i (ассоциаии i и >-;.г- Г - I 1'одоб ч1| по KO-TT С- ^пнй* .f>
H(-I ) ЭП T30I ¡3V пррдл( «ifiHHKit ■’t Г0Ч <о6
иигерп ->ртч1 (ии>> итиапий гсотивоое \y."--nfPC'l BPHI ме рцпы» i- ЧСЮрИЯ, ОIIи J.ei B'-L ечн-а 1 ибеС1]еЧИ'»аЮЧ1ИЧ фпрМ'|р"ЧаНИ» 3 у Ц V- ■■ к.:.!. I-«:- Н |рпем<)4 }ИП||ямтеННН1> н развитие и*е ГОРОЙ KY l"vp|„ мпрячщт mi.iiиле Т I Г)»еГТВеЦ1К1| Т ВОСПРИЯТИЯ
3 Ir К --РС]' HlM|'-- |PJ-| 1Т||еЛС'1 ЯРЛЯР
Педагогика Психология, социальная работа. Ювенология. Социокипетика, № , 200'
Педагогика
собой совокупность функциональных компонентов (информационный, интегративный, мотивационный), этапы, условия, практические задания и упражнения направленные на раскрытие структуры построения образа (информационный аспект, семантический, конструктивный), на основе которых происходит познание, осмысление и изображение натуры.
Модель структуры методической системы отражает целостность процесса обучения, компоненты которой находятся во взаимосвязи и со-подчиненности.
На сегодняшний день необходимо понимать, что развитие художественного восприятия возможно, если педагог опирается на определенную структурно-смысловую модель свой методической системы, так как развитие ребенка является приоритетным направлением и основной задачей художественной школы. В изобразительной деятельности учащихся ДШИ, прежде всего надо увлечь ребенка, погрузить его в творческую при-
роду живописи цвета, где практическая работа способствует формированию чувства цветовой культуры, осуществляя синтез эмоциональнообразного и абстрактно-логического как существенной характеристики художественного мышления и творческой деятельности ребенка.
Библиографический список
1. Волков H.H. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1985.-320 с.
2. Ермолаева-ТЪминаЛ.Б. Психология художественного творчества. - М., 2005. - 300 с.
3. Кузин B.C. Психология живописи. - М., 2005.-303 с.
4. Неменский Б. М. Педагогика искусства. -М., 2007-252 с.
5. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. -М., 1988.—гл. 20.
6. Пьянова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе. - М., 2006.
УДК 372,8 Б 424
П.Н. БЕКЛЕМЕШЕВ
О РАЗРАБОТКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФРАКТАЛЬНОГО ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ В ОБУЧЕНИИ ТЕОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ
Исследована проблема создания и внедрения в учебный процесс фрактального электронного учебного пособия (ФЭУП) с целью повышения качества теоретического обучения основам изобразительной деятельности и развития творческой активности студентов первого курса художе-ственно-графических факультетов (ХГФ).
Ключевые слова: фрактальное электронное учебное пособие; теория обучения изобразительной грамоте; тестирование.
Цель исследования - повышение качества теоретической подготовки студентов по изобразительным дисциплинам посредством использования технологий мультимедиа.
Проблему и актуальность нашего исследования определяет объективное противоречие между необходимостью дать большой объем знаний по теории обучения изобразительным дисцип-
линам, незначительным количеством учебных часов, и отсутствием научно-обоснованной методики разработки и использования средств мультимедиа для реализации этой цели на ХГФ.
Нами разработаны: обучающее и контролирующее ФЭУП; методика создания и использования средств мультимедиа в процессе обучения теории изобразительной грамоты, расширяющее
¿1 Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ♦ 2009, том 15
П.Н. Беклемешев, 2007