УДК 159.922.736.2
ББК Ю941.3-51 ГСНТИ 14.23.09 Код ВАК 13.00.01
Воронина Людмила Валентиновна,
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики обучения математике и информатике в период детства, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 157; e-mail: [email protected].
Толмачева Юлия Сергеевна,
магистрант, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
РОЛЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: креативность; метод проектов; реализация проектов в дошкольном образовательном учреждении.
АННОТАЦИЯ. Раскрываются понятия «креативность», «метод проектов», описываются возможности метода проектов для формирования креативности дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Voronina Liudmila Valentinovna,
Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Professor of the Chair of Mathematics and its Teaching Methods in Primary School, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).
Tolmacheva Julia Sergeevna,
Master’s Degree Student of the Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).
THE PROGECT METHOD ROLE IN DEVELOPMENT OF CREATIVITY OF OLD PRESCHOLERS
KEY WORDS: creativity; project’s method; implementation of the projects in a preschool educational institution.
ABSTRACT. This article covers the notion of “creativity”, “project”, describes the opportunities of the method of projects for the formation of creativity of preschoolers in the conditions of a pre-school educational institution.
Новая модель роста, описанная в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года», предполагает ориентацию на постиндустриальную экономику - экономику завтрашнего дня. В ее основе - сервисные отрасли, ориентированные на развитие человеческого капитала: образование, медицина, информационные технологии, медиа, дизайн, «экономика впечатлений» и т. д. И в развитых, и в развивающихся странах возникает креативный класс -люди творческого труда, создающие инновации уже в ходе своей обычной работы. Именно они будут обеспечивать решающие конкурентные преимущества в соревновании экономик XXI в. В результате государство в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, а это вызывает потребность в исследованиях, раскрывающих разнообразные факторы влияния на развитие креативности и становление творчески активной личности в разные возрастные периоды.
Фундамент личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является условием последующей успешной творческой деятельности челове-
ка. Выдающийся ученый-психолог Л. С. Выготский отмечает, что один из важных вопросов детской психологии и педагогики -это «вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка» (2). Дошкольное детство, а именно старший дошкольный возраст, - это особый возрастной период, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой). Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы, творческого потенциала и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности (10).
В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений психического развития ребен-
© Воронина Л. В., Толмачева Ю. С., 2014
ка является развитие различных сторон личности, ориентированное прежде всего на развитие креативности.
В трудах отечественных психологов (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Я. А. Пономарев, А. Г. Шмелев) креативность дошкольников выступает как наиболее характерная, специфическая черта мышления, отличающая его от других психических процессов. Идеи творческого характера мышления разрабатывались в трудах Б. Г. Ананьева, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской и мн. др. Среди работ, посвященных вопросам развития продуктивного (творческого) мышления, следует отметить работы
A. В. Брушлинского, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, В. Н. Дружинина, Я. А. Пономарева, И. В. Серебровой, Л. Ф. Тихомировой,
B. С. Шубинского, Л. М. Фридмана и др. Анализ взглядов различных исследователей на проблему креативности позволил нам выяснить, что креативность - это способность к творчеству. Творчество понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать творчество как явление развивающееся, параллельно которому развивается креативность. Исследования психологов и педагогов позволяют нам связать креативность с развитием личности и интеллекта, воображения, которое имеет особую форму и вид у ребенка дошкольного возраста. Соответственно особую форму имеет и креативность дошкольника. С опорой на исследования Л. С. Выготского можно утверждать, что центральным компонентом креативности дошкольника является его способность к воображению.
Одной из форм организации совместной деятельности педагога и детей, в значительной степени позволяющей развивать креативность, творческие способности, является проектная деятельность, ориентированная на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Проектная деятельность - это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность детей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, и заранее выработанные представления о продукте деятельности. Исходя из этого, проектная деятельность содержит анализ проблемы, постановку цели, выбор средств ее достижения, поиск и обработку информации, ее анализ и синтез, оценку полученных результатов и выводов.
Исходные философско-педагогические основания, наиболее полно обосновываю-
щие актуальность организации проектной деятельности в процессе обучения детей, можно найти в работах Джона Дьюи. Он предлагал строить процесс обучения исходя из потребностей, интересов и способностей детей. В его педагогической концепции, получившей название «инструментальной педагогики», утверждается, что опыт и знания должны приобретаться ребенком посредством исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных схем, макетов, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы. Любое действие, выполняемое индивидуально или в группе, необходимо уметь планировать, анализировать, оценивать. Главное, что в процессе своей деятельности, в процессе жизненных активностей ребенок получает нужную сумму знаний - только таким путем он осваивает способы правильного логического мышления с привычкой строить предположения и проверять их (4).
Теория и практика метода проектов, развивавшегося и в России, и за рубежом в виде отдельных методических приемов или их совокупности, демонстрируют разные подходы к пониманию его сущности. В зарубежной педагогике метод проектов рассматривался как средство обучения, которое направлено на решение утилитарной задачи -выполнение учебных заданий в реальной жизненной обстановке (Дж. Дьюи); эффективное выполнение учебных упражнений (У. X. Килпатрик); ориентация заданий на потребности производства (Д. Снезден). Отечественные же педагоги и психологи данный метод рассматривали как «всестороннее упражнение ума» (П. Ф. Каптерев); средство развития творческих способностей (П. П. Блонский); средство развития личности - подготовку к профессиональной деятельности, к самостоятельной трудовой жизни (С. Т. Шацкий).
Не обошли вниманием метод проектов за рубежом и специалисты дошкольного воспитания. Так, на Западе в садах, обучающих по системе Монтессори, работа с дошкольниками планируется с учетом индивидуальности каждого и интересов всех. В этих учреждениях дети - участники планирования содержания жизни.
В Бельгии, Бразилии, Великобритании, Германии, Израиле, Италии, Нидерландах, Финляндии, США и многих других странах, согласно исследованию Е. С. Евдокимовой (6), нашли широкое распространение идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи и его метод проектов. В России фундаментальные исследования проектной деятельности начались в середине 1960-х гг. Научный интерес определялся областью изучения проблем теории и методологии
интеллектуальных и социокультурных особенностей деятельности проектирования и кристаллизующейся вокруг нее проектной культуры. Исследователи увязывали развитие проектирования с периодизацией и факторами научно-технического прогресса. Однако о возрождении проектирования заговорили только после окончательного оформления теории проблемного обучения.
В последние годы метод проектов стал активно внедряться в практику воспитания и обучения детей дошкольного возраста: «Внимательное отношение педагога к личности дошкольника, подкрепленное правильным выбором форм организации жизни в детском саду, образовательных технологий, отвечающих логике детского развития, позволяет реализовать право ребенка на творчество, на радостное проживание каждого дня» (3).
В трудах Е. С. Полат раскрывается практико-ориентированный и творческий характер проектной деятельности. Она рассматривает метод проектов «как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств обучающихся в процессе создания конкретного продукта» (7).
Следует отметить, что в полной мере проектная деятельность может осуществляться только детьми не младше 5-7 лет, так как этот возраст характеризуется наличием интереса к познавательной задаче и процессу ее решения; умением проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, производить при этом мыслительные операции: анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и т. д.; умением задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы; умением замечать ошибки у себя и у сверстников и исправлять их; умением выдвигать новую познавательную задачу; способностью относительно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельно применять найденные способы ее решения в практической деятельности (10).
Из вышесказанного следует, что одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектов, который основан на поддержании адекватной формы проявления детской инициативы, развивающей творческое начало личности ребенка. Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей - познавательная, исследовательская, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий
мир и воплощает новые знания в реальные продукты (9). Именно метод проектов является эффективным способом развивающего, личностно ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка, а также обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта, общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
В научной литературе имеются различные типологии проектов. Так, Е. С. По-лат (7) и Е. С. Евдокимова (5) выделяют следующие типы проектов:
• по доминирующей в проекте деятельности - исследовательский (дети исследуют, экспериментируют, проводят опыты, а результаты выдают в виде отчетов, докладов, сообщений), ролево-игровой (дети играют конкретных персонажей, анализируют их характер, возможное поведение в различных ситуациях), информационный (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов), практико-ориенти-рованный (дети создают различные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении группы (создают цветочные кашпо или выращивают цветы)), творческий (оформление результата в виде детского праздника, спектакля, сказки, постановки);
• по характеру содержания проекта -такие, которые включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру;
• по характеру участия ребенка в проекте - такие, в которых ребенок - заказчик проекта, эксперт, исполнитель проекта, участник проекта от зарождения идеи до получения результата;
• по характеру контактов - проекты внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри дошкольного образовательного учреждения, открытый, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями;
• по количеству участников - осуществляемый индивидуально, в паре, в группе, фронтальный проект;
• по продолжительности реализации - краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный проекты.
К важным факторам проектной деятельности относятся повышение мотивации детей при решении задач; развитие креативности, творческих способностей; смещение акцента с инструментального подхода
в решении задач на технологический; формирование чувства ответственности; создание условий для отношений сотрудничества между педагогом и детьми.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента с инструментального подхода на технологический происходит за счет необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: ребенок стремится доказать, в первую очередь самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с педагогом, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется в тех задачах, которые сумел сформулировать сам ребенок.
При осуществлении проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении необходимо придерживаться фаз, стадий и этапов классической структуры проекта и действовать, ориентируясь на содержание структурных компонентов. В практике современных дошкольных учреждений используют различные типы проектов, каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. При этом каждый из типов проектной деятельности имеет следующие общие основные моменты: зарождение замысла; разработка проекта, выражающего его замысел; реализация проекта и его презентация.
Алгоритм реализации проектов в условиях дошкольного образовательного учреждения включает следующие этапы: деятельность педагога (ставит проблему, предлагает тему, распределяет обязанности, помогает, уточняет, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты проекта) и деятельность воспитанников (анализируют, сравнивают, воображают, комбинируют, обобщают, конкретизируют, выбирают, исследуют, изучают, рисуют, формируют, определяют, создают, конструируют, оформляют, участвуют в оценке результатов проекта) - всё это, несомненно, является предпосылками развития креативых способностей дошкольников.
В качестве примера приведем организацию проектной деятельности старших
дошкольников по теме «Как выжить на необитаемом острове?»(8).
Основными задачами данного проекта являются следующие: развитие поисковой деятельности детей (способность к определению задач на основе поставленной проблемы, умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор, способность находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей), развитие у детей способности к созданию определенного продукта, совершенствование накопленных практических навыков (экспериментирование с объектами живой и неживой природы, создание предметов-заменителей с дополнением их соответствующими деталями, элементами, ассоциациями). Продуктом данного проекта может быть энциклопедия «Азбука выживания».
Детям предлагается ситуация, в которой описывается, что человек попал на необитаемый остров. Возникает проблемный вопрос: что нужно сделать герою в первую очередь, чтобы выжить и дождаться спасателей? В ходе обсуждения проблемы появляются следующие предложения: нужно найти воду для питья, найти пищу и построить жилье.
Затем проводится поэтапное решение проблемы: 1) обследовать остров с целью поиска предметов, выброшенных на берег штормом, которые могут пригодиться в дальнейшем; 2) изготовить примитивные орудия труда и посуду для пищи; 3) придумать разные типы жилья, подобрать соответствующий материал для постройки; 4) найти воду и пищу; 5) придумать способы добычи огня для приготовления пищи. После обсуждения всех этих вопросов и решения проблем создается энциклопедия «Азбука выживания», которую и презентуют дети на итоговом занятии.
В ходе работы над проектом дети экспериментируют, используют мозговой штурм для нахождения интересных идей и решений, воплощают найденное решение в продуктивной деятельности (строят макеты домов, создают орудия труда). У них развивается умение планировать свою деятельность, формируется способность находить нестандартные решения различных проблемных ситуаций, придумывать новые вариативные способы использования обычных предметов и др.
На этапе проведения рефлексии детям предлагаются следующие вопросы: каким образом вы получили результаты? Пришли к таким выводам? Кому и для какой цели могут быть интересны полученные вами результаты? Если продолжить работу над
этой темой, что еще вам было бы интересно узнать, какие исследования провести? Что, по-вашему, особенно удалось? Что не совсем получилось? Почему? Как вы считаете, что в проведенной работе можно было бы улучшить, усовершенствовать? Каким образом? Что из проделанной работы принесло вам наибольший успех и наибольшее удовлетворение? Почему? Какая проблема интересует вас сейчас?
Для проверки уровня развития у детей креативности можно использовать следующие критерии (по П. Торренсу):
- оригинальность - характеризует своеобразие креативного мышления, необычность подхода к решению творческих задач; определяется количеством редких креативных решений и оригинальностью структуры ответа;
- быстрота - способность быстро адаптироваться в сложной ситуации; также характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом созданных новых идей и предметов в единицу времени: чем выше творческая продуктивность человека, тем больше новых идей он готов создавать;
- гибкость - способность предлагать творческие решения, основанные на разных алгоритмах или из разных областей знаний;
- вариативность - умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.
Основным методом проверки является тест П. Торренса, который предназначен для диагностики креативности начиная с дошкольного возраста (5-6 лет). Данный тест может проводиться в игровой манере, как веселое занятие, а также использоваться непосредственно для развития творческого мышления у детей. В частности, при обсуждении лучших ответов педагог пытается расширить мыслительные горизонты детей, умение посмотреть на вещи и явления с разных сторон, умение увидеть необычное в обычном, самостоятельное мышление, умение предложить что-то новое, фантазировать, связать на первый взгляд не связываемые вещи, т. е. воспитывает творческий подход к жизни.
Мы показали, что использование метода проектов в условиях дошкольного образовательного учреждения успешно способствует развитию у дошкольников творческого воображения, изобретательской смекалки, высокого познавательного уровня, умения создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения, что является предпосылками формирования творческой успешной личности, в которой нуждается современное общество.
ЛИТЕРАТУРА
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : Мозаика-синтез, 2008.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. М. : АПН РСФСР, 1996.
3. Гуманно-личностное пространство сопровождения семьи в реалиях XXI века : материалы 1 рег. пед. чтений (13-14 нояб. 2008 г.) / под общ. ред. Е. С. Евдокимовой. Волгоград : Волгоград. науч. изд-во, 2009.
4. Дьюи Дж. Школы будущего // Народное образование. 2000. № 8. С. 41-46.
5. Евдокимова Е. С. Проектная деятельность дошкольника и ее организация в детском саду // Детский сад: теория и практика. 2012. № 9. С. 21-25.
6. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2008.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров ; под ред. Е. С. Полат. М. : Академия, 2003.
8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : пособие для руководителей и практических работников ДОУ / авт.-сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова . 4-е изд., испр и доп. М. : АРКТИ, 2006.
9. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. № 4.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://'№№^минобрнауки.рф.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Т. Н. Шамало.