Научная статья на тему 'Роль, место и значение сатиры в фольклоре адыгов'

Роль, место и значение сатиры в фольклоре адыгов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
311
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САТИРА / КОНФЛИКТ / СМЕХ / КЛАССЫ / ХАРАКТЕРЫ / ЮМОР / СТИЛЬ / СПЕЦИФИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чуякова Н. М.

В статье обобщены наблюдения автора над значительным количеством сатирических произведений в фольклоре адыгов. Указывается, что в них ярко прослеживается идейно-эстетическая позиция народа. По этим произведениям можно судить о демократичном характере народных воззрений и системе ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль, место и значение сатиры в фольклоре адыгов»

^ "Культурная жизнь Юга России"

№ 3 (28), 2008

M. V. SKOROHODOV. THE FORMATION OF THE GENRE OF ANNALS ABOUT WRITER'S LIFE AND WORK

(1930-th years)

The author of this article stipulates that exactly in 1930-th the formation of the genre of annals about writer's life and work takes place.

Key words: the annals about life and work, the Russian literature.

Н. М.ЧУЯКОВА

РОЛЬ, МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ САТИРЫ В ФОЛЬКЛОРЕ АДЫГОВ

В статье обобщены наблюдения автора над значительным количеством сатирических произведений в фольклоре адыгов. Указывается, что в них ярко прослеживается идейно-эстетическая позиция народа. По этим произведениям можно судить о демократичном характере народных воззрений и системе ценностей.

Ключевые слова: сатира, конфликт, смех, классы, характеры, юмор, стиль, специфика.

Устно-поэтическое творчество адыгов с полным основанием можно считать своеобразной летописью, отразившей основные вехи их истории и культуры. В сатирико-юмористических произведениях фольклора очерчены проблемы духовной, нравственной, этической, социальной жизни народа на определенном этапе развития, поэтому герои сатирических жанров оказываются в центре важнейших общественных событий и, попав в конфликтную ситуацию, пытаются преодолеть сопротивление внешних обстоятельств. А сатира, опираясь на исторические факты, создает образ сильного героя.

В эпоху раннего феодализма подобные герои-одиночки, яркие, самобытные, честные и отважные, способные стать примером для подражания и ставшие воплощением коренных противоречий действительности, появились в произведениях фольклора. Именно такие персонажи нужны были обществу.

Столкновение различных точек зрения в сатирических произведениях способствовало решительной борьбе между принципиально отличающимися нравственными позициями. Народ, движимый мечтой о справедливости и равноправии, вооруженный сатирой, беспощадно подвергал осмеянию всех, кто мешал ему в осуществлении надежд. Прекрасно понимая, что слово обладает великой силой и в его власти передать палитру самых разнообразных чувств, переживаний, мыслей, взглядов, душевное состояние, народные массы весь свой гнев и ненависть к врагам выражали в произведениях устной словесности. Сатира, высмеивающая князя, дворянина, священнослужителя, судью, иностранного завоевателя, служила орудием борьбы за свободу и независимость народа, равноправие в обществе.

Суровая действительность, обусловленная социальным неравенством в обществе, исторические потрясения и перемены (например, постоянные набеги соседних племен и иноземных захватчиков, которые претендовали на богатые тер-

ритории Черкесии, междоусобные войны между князьями) становились источниками «грозного смеха». Народ замечал и свои недостатки, едко высмеивал то плохое, что было в окружающей действительности.

Актуальность, востребованность, правдивое воплощение жизни делали народнопоэтическую сатиру необходимой. Она образно раскрывала идеи равенства, свободы и мира, вселяла в души народных масс надежду на лучшую жизнь, звала на борьбу за свое счастье. Герои жили высокими идеалами. Они отчаянно сражались за светлое будущее народа, который, сознавая ответственность перед грядущими поколениями, воплотил свои убеждения в образах бедного парня, умной девушки, маленького плешивца.

Конфликты между господствующим классом и угнетенным народом, между священнослужителями и прихожанами, судом, законностью и бедняками, чужеземными захватчиками и защитниками Отечества - вот основные моменты, которые сатира изображала в нарочито подчеркнутом, преувеличенно комическом, иногда гротескном виде. Она определяла специфику произведения: особенности стиля, расстановку персонажей, идейно-тематическое своеобразие и характер героев. Сатира являлась результатом своеобразного восприятия народом жизни.

Литературные приемы развития действия, которые функционируют в сатирических произведениях, способствуют воплощению духовности, цельности народного героя. Одним из способов раскрытия идейно-тематической сущности описываемой жизненной коллизии в таких произведениях является диалог. Он же служит эффективным приемом отображения внутреннего мира героя. Речь персонажей сатирических произведений индивидуальна и своеобразна. В диалоге мы наблюдаем органическую связь характера героя и его речи. Язык героя не только индивидуален, но и социален. Он несет на себе отпечаток той общественной среды, к которой принадлежит персонаж.

№ 3 (28), 2008

"Культурная жизнь Юга России"

В сатирических произведениях представлена жизнь в многообразии ее социально-исторических, философско-психологических, нравственно-этических, эстетических проявлений. Это придает сатире особую значимость. Она способствует более успешному освоению действительности и в различных пространственно-временных координатах логически верно характеризует не только внешние причинно-следственные связи и отношения, но и внутренние, эмоционально-смысловые. Подобная характеристика может быть краткой, но зримой. Сатира точно выявляет особенности той или иной общественно-экономической, социально-политической формации, воссоздает ее существенные индивидуальные признаки. Раскрывая мысли и чувства героя, его мировоззрение в разные эпохи, сатира и юмор отображают эволюцию сознания народа.

Социальная острота адыгского фольклора специфически проявляется не только в тематике, но и в системе образов. Злейшими врагами трудового народа выступают князья и дворяне, муллы, судьи, хаджи, эфенди.

В сатирико-юмористических произведениях адыгского фольклора, как и в фольклоре других народов, присутствует единство образов, тем, идей. В них четко определена идейно-эстетическая позиция народа по отношению к тому или иному явлению, событию, случаю в жизни. Суровость исторической эпохи определяет остроту общественного конфликта.

Таким образом, сатира позволяет художественно отразить состояние государства в конкретный период, раскрывает особенности социального конфликта в обществе и недостатки в народном быту, определяет жизненные приоритеты и систему ценностей народа, специфику темперамента и характер противоборствующих сторон. Народная сатира, будучи социальной, конфликтной, оформляет сюжет произведения и способствует его логическому завершению. Она является благодатным средством воплощения демократических воззрений народа, отображает, как зеркало, его нравственные идеалы, раскрывает классовые отношения в обществе, выступает против всего ложного, косного, мешающего соблюдению миропорядка в обществе.

N. M. CHUYAKOVA. ROLE, PLACE AND IMPORTANCE OF SATIRE IN THE FOLKLORE OF THE ADYGS

This article sums up author's observations concerning the great number of satiric works in the folklore of the Adygs. The author stipulates that in these works one can see the aesthetic-ideological position of people. These works show the democratic character of people's views and the system of values.

Key words: satire, conflict, laughter, classes, characters, humor, style, specific character.

М. П. ЕВДОКИМОВА

ЛИЧНОСТЬ ПЛУЖНИКОВА В РОМАНЕ А. ПРОХАНОВА «КРЕЙСЕРОВА СОНАТА»

Образ Плужникова вводится А. Прохановым в текст эпизодически, поэтому рассматривается критиками как «побочная тема». Личность главного героя, представленного «русским праведником», характеризуется автором с православных позиций.

Ключевые слова: А. Проханов, роман «Крейсерова соната», концепция личности, образ Плужникова.

Произведения А. Проханова XXI века посвящены современной России с ее политическими заговорами и интригами. Писателем не было пропущено ни одно крупное событие постсоветского периода: август 1991-го («Последний солдат Империи»), октябрь 1993-го («Красно-коричневый»), таинственная смерть генерала Рохлина («Сон о Кабуле»), приход к власти Путина («Господин Гексоген»).

Новый роман А. Проханова «Крейсерова соната» повествует о гибели подлодки «Курск», именуемой им крейсер «Москва», пожаре на Останкинской телебашне, предвыборной кампании мэра Москвы Ю. Лужкова, захвате террористами зрителей мюзикла «Норд-ост». Произведение выдержано в сюрреалистическом, фантастико-мистическом стиле. Фантасмагорические превращения, используемые автором, - жесткие и амо-

ральные. По этому поводу справедливо высказался критик А. Фанталов: «Описание истеблишмента выдержано в типичном квазифантастическом стиле, с явно утраченным чувством меры» (1).

На страницах романа изображена политическая элита, легко узнаваемая и небрежно законспирированная под прозвищами Счастливчика, Модельера, Мэра, Плинтуса. В повествовании писатель прибегает к приему узнавания.

М. Замшев в статье «По воле русского Бога» делит всех персонажей в романе на две категории: естественные (реалистические) и неестественные (мистические). К первым он относит Аню, Ивана Ивановича, моряков крейсера «Москва», Нинель. Среди неестественных называет Мэра, Плинтуса, Счастливчика, Модельера, Томаса Доу. «Любопытно то, что неестественные персонажи почти все имеют реальных прототи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.