РОЛЬ МЕДСЕСТРЫ В «АСТМА-ШКОЛЕ»
© Юдин А.А.*, Уханова О.П., Джабарова А.А.
Научный медицинский центр ООО «АРСВИТЭ», г. Ставрополь ГБУЗ СК «Ставропольская краевая клиническая больница», г. Ставрополь
Статья посвящена роли медсестры в работе и организации «астма-школы» c пациентами, страдающими бронхиальной астмой (БА). Привлечение пациентов специально обученным средним медицинским персоналом (медсестрами) к лечебно-профилактическому процессу через «астма-школу» является сложным педагогическим процессом. Пациенты более раскрепощено чувствуют себя в присутствии медицинской сестры, нежели врача. Благодаря этому взаимодействию можно добиться хорошего контроля над симптомами бронхиальной астмы.
Ключевые слова медсестра, «астма-школа», бронхиальная астма.
«Астма-школа» - это специальная образовательная программа для людей, страдающих бронхиальной астмой и их родственников. Обучение пациентов в «астма-школе» наиболее часто проводится врачом-специалистом (пульмонологом, аллергологом, терапевтом) или средним медицинским персоналом. Функционирование «астма-школ» в РФ с 2002 года, демонстрирует мотивацию пациентов на здоровый образ жизни [1]. Элементарные знания и владение информацией о собственном заболевании, его влиянии на качество жизни, способствуют психологической и социальной адаптации больных бронхиальной астмой в окружающей среде [2]. В результате длительной работы с пациентами достигается комплайнс (взаимопонимание) между врачом и пациентом, а также между медсестрой и врачом, медсестрой и пациентом. Разработанные схемы дополнительных занятий с пациентами позволяют уменьшить частоту обострений бронхиальной астмы, увеличить периоды ремиссий, а следовательно, улучшить контроль над симптомами заболевания с последующим уменьшением лекарственной нагрузки на организм пациента [3].
Пациент, осознавая эффективность совместной работы со средним медицинским персоналом, который точно выполняет назначения лечащего врача, адаптирован к окружающей среде, контактен и доброжелателен (рис. 1). Комплайнс в этом случае повышается от 50 % до 75 % [1].
В свою очередь, выступая посредником между врачом и пациентом, обученная медицинская сестра для работы в «астма-школе» делает назначения врача наиболее эффективными, при низких трудозатратах последнего.
* Медбрат, менеджер Научного медицинского центра ООО «АРСВИТЭ».
100 95 90
Артрит БА Боль Рак Эпилепсия Депрессия Диаоет АГ
в спине
Рис. 1. Примеры эффективности контроля медсестрой над пациентами в «школах» с различными хроническими заболеваниями
Роль медсестры в «астма-школе» зависит от этапа оказания медицинской помощи пациенту (амбулаторный, стационарный), от наличия специального помещения и занятости среднего медперсонала.
Выделяют три роли медсестры в «школе бронхиальной астмы»:
1. Минимальную.
2. Промежуточную.
3. Максимальную.
Минимальная роль медсестры заключается в составлении первичной документации пациента, проведения пикфлоуметрии, демонстрации, инструктаже и контроле техники проведения ингаляций через различные средства доставки лекарственных препаратов. Промежуточная роль медсестры может заключаться в активном обучении пациентов, проведении спирометрии, тестов с обратимостью бронхиальной обструкции, мониторинга пик-флоуметрии, предоставления и контроля учебных пособий. Максимальная роль в «астма-школе» предоставляется, как правило, опытным медсестрам, длительно работающим в отделении пульмонологии или терапии в тесном сотрудничестве с врачом. При максимальной роли медсестра составляет структурный план лечения и образования пациента, разрабатывает план оказания неотложной помощи на дому, консультирует пациента или его родственников по телефону и выполняет все манипуляции перечисленные выше, до руководства центром «астма-школы».
Для успешного проведения «астма-школы» в учреждении различного уровня должно быть организовано следующее:
1. Подготовка помещения, налаживание контакта с пациентом, телефонная, электронная связь.
2. Подготовка наглядных пособий (спейсеры, небулайзеры, пикфлоумет-ры) и демонстрационного материала (плакаты, муляжи, брошюры).
3. Подбор группы.
4. Индивидуальные занятия (разработка индивидуального плана приема лекарственных препаратов, использование электронных дневников самоконтроля и др.).
Для занятий в «астма-школе» может быть использована ординаторская, палата, холл, сестринская, актовый зал или учебная комната. Помещение должно быть проветриваемым, теплым и сухим.
Желательно, чтобы в помещении была проведена телефонная и электронная связь. Для демонстрации фильмов и презентаций необходимо соответствующее оборудование. Пациенты по 1-2 человека должны располагаться за столом. При выполнении некоторых процедур, например, пикфло-уметрии, у пациента может быть головокружение, поэтому стулья д.б. со спинкой и без колес [4].
Для формирования групповых или индивидуальных занятий медсестра предварительно оценивает интеллектуальные способности пациента, физи-кальные данные (слух, активность, уровень контроля над заболеванием объективно оцененные врачом и т.д.), безопасность проведения занятий с пациентом. В основном, группа состоит из 3-9 человек. Примерно одной возрастной категории и интеллектуального потенциала. Данный подход позволяет снять психологический барьер на занятиях в группе между пациентом и медсестрой, а также между пациентом и пациентом. Однако, некоторые больные БА предпочитают индивидуальные занятия с медсестрой по разным причинам (постельный режим, тугоухость, коморбидные состояния, выраженные клинические симптомы БА и др. Для оценки самоэффективности пациенты демонстрируют свои навыки использования ингаляторов и пик-флоуметров (рис. 2, 3). Это позволяет улучшить взаимопонимание между пациентами и медперсоналом.
Рис. 2. Демонстрация пациентами навыков использования пикфлоуметра
Рис. 3. Демонстрация пациентами навыков использования дозированного аэрозольного ингалятора через спейсер
В «астма-школе» помимо закрепления навыков и знаний необходимо использовать различные методы поощрения пациентов в виде сертификатов участника «астма-школы», наглядных пособий, брошюр и т.д. (рис. 4).
Рис. 4. Пример поощрения пациентов виде сертификата и брошюр
Подготовка наглядных пособий предоставленных учреждению руководством, врачом или пациентами производится непосредственно перед занятиями в зависимости от темы лекции и объема необходимых практических навыков в «астма-школе».
Вовлечение среднего медицинского персонала в «астма-школе» даже в минимальной роли вносит значительную лепту в лечебно-образовательный
процесс. Подготовка помещений, наглядных пособий, журналов регистрации пациентов, разработка графиков приема лекарственных препаратов и дневников пикфлоуметрии позволяют пациентам правильно пользоваться медикаментозными методами лечения в соответствии с индивидуальными рекомендациями лечащего врача.
Таким образом, доступное общение пациентов с медсестрой и лечащим врачом в «астма-школе» позволяет лучше мониторировать симптомы заболевания, максимально приблизиться к хорошему контролю и снизить риск повторных обострений.
Список литературы:
1. Захарова Ю.В. Оценка уровня достижения контроля у больных бронхиальной астмой в клинической практике: автореф. дис. ... канд. мед. наук. -Смоленск, 2010.
2. Акулова М.Н. Контроль течения бронхиальной астмы - клинические, психосоматические соотношения и расстройства личности: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2008.
3. Urek M.C., Tudoric N., Plavec D., Urek R. Effect of educational programs on asthma control and quality of life in adult asthma patients. Patient Educ. Couns. 2005. №58. р. 47-54.
4. Алмазова Ю.Ю. // Пикфлоуметрия. Новая аптека. - 2010. - N 10. -С. 34-37.