УДК 616.831-009.11
Роль медицинской сестры в реабилитации детей с ДЦП
Н.Н. Иванченко, Р.Р. Баудинова, С.Д. Аль-Абдулла
Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
В данной работе был проведен систематический обзор в онлайн-библиотеках. Цель систематического обзора состоит в том, чтобы отметить роль медицинской сестры в реабилитационной службе. Следовательно, исследование было направлена на изучение профессиональных компетенций медицинской сестры в детской реабилитации. Полученные данные раскрывают перспективы для дальнейшего исследования по данной теме.
Ключевые слова: неврология, реабилитационный уход, роль медицинской сестры в реабилитации, мультидисциплинарная команда
Введение
Реабилитация - процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений
жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Основной целью реабилитации является восстановление утраченных ранее имевшихся функций. [1] Развитие реабилитационной службы в сестринском деле повышает потребности в медицинских сестрах, обладающих нужными профессиональными компетенциями, для ухода и восстановление пациента. Материалы и методы исследования: Систематический обзор был проведен в онлайн-библиотеках Wiley Online library, PubMed, Ovid MEDLINE, ResearchGate. Для поиска были использованы термины и ключевые слова. Результаты исследования: Мы рассмотрели исследования выпущенные на иностранных языках с 2014 по 2020 год. Выбирались исследования которые показывают развитие сестринской реабилитационной службы, а также функциональные обязанности, эффективность работы медицинской сестры реабилитолога. В результате поиска в онлайн - библиотеках были отобраны 23 исследований. Из них 17 статей в онлайн-библиотеке PubMed, 5 статей в онлайн-библиотеке ResearchGate.
Работа медицинской сестры детского отделения требует особой внимательности, сосредоточенности, четкости в выполнении лечебных, диагностических и неотложных мероприятий. Кроме того, педиатрическая сестра должна быть доброй, чуткой и милосердной. Цель лечения больных ДЦП заключается в том, чтобы снизить степень выраженности двигательных нарушений, повысить возможность
самообслуживания, социальных контактов, обучения, трудовых навыков, что в своем роде сказывается на улучшении жизни больного. В связи со сложностью решаемых задач от среднего медицинского персонала требуется достаточно высокий уровень компетенции в вопросах организации сестринской помощи, сестринского ухода. [2] Ассоциация медицинских сестер реабилитологов (Association Rehabilitation Nurses) рекомендуют, чтобы медсестры реабилитологи присутствовали во всех медицинских учреждениях. Реабилитационные медсестры имеют целостное представление о медицинской помощи и способны принять всесторонний подход в обучении пациентов и их семей, сталкивающихся с хроническим заболеванием или инвалидностью. Кроме того, они имеют опыт формирования партнерских отношений и функционирования в качестве членов
мультидисциплинарной команды.[3] Kristen L. Mauk (2013) медсестры должны быть обучены основным навыкам реабилитации, чтобы обеспечить безопасную, качественную помощь пациентам с хроническими заболеваниями и инвалидностью. [4] Реабилитация - это специальная практика сестринского дела, для которой требуется собственная модель профессиональной компетентности. С этой ^лью ARN в 2013 году начала разработку клинических руководств для реабилитационных медицинских сестер. В данной работе участвовали семь экспертов, выбранные из разных регионов, разных направлений профессиональной деятельности и разных научных категорий. Эксперты ездили по реабилитационным центрам, и в течение года в 2014 году выпустили «Модель компетенций для профессиональной реабилитации сестринского дела». В данной модели, эксперты разделили медицинских сестер по их квалификации на 3 основные группы (Таблица 1).
Таблица 1 - Квалификация медицинских сестер
Начинающий Промежуточный Продвинутый
1-2 года практики 3-5 лет практики > 5 лет практики
CRRN (Дипломированная медицинская сестра) CRRN, APRN, Педагог, Исследователь
Модель состояла из 4 областей, разделенных на несколько компетенций к каждой области где указываются профессиональные компетенции медицинских сестер по квалификации и была утверждена членами и Советом директоров. [5]
MacDonell, Christine M. FACRM (2017) провели систематический обзор на базе Rehabilitation Nursing. Были изучены 11 статей написанные в разных странах мира, таких как: Бразилия, Германия, Китай, США, Южная Корея, Турция, Иран, Тайвань, Канада, Австралия и Польша. В результате систематического обзора было выявлено что, сестринская реабилитационная служба по сравнению с другими странами
более развита в Северной Америке. Северная Америка практикует реабилитацию в сестринской практике с 1996 года и прошла аккредетацию CARF International. В Китае реабилитационная служба стоит на одном месте и не продвигается вперед. Образование в сестринском деле делает упор на техническое обучение и воспитывает медсестер как помощника врача. Также в старанах Ближнего Востока медсестры реабилитологи набираются из 40-50 стран, в большинстве рабочие приезжают из Индии и Филлипин. Это приводит к таким проблемам как, разные уровни образования и подготовки медицинских сестер.
Вестник КазНМУ №3-2020
Отсутствие четкого понимание своих компетенций приводит к возникновению проблемы. [6]
По данным Ассоциации медицинских сестер-реабилитологов, медсестры в реабилитационных учреждениях помогают пациентам адаптироваться к их инвалидности, реализовать свой наибольший потенциал и работать над продуктивной, независимой жизнью. Уход осуществляется с использованием целостного подхода для удовлетворения потребностей пациентов. Они обеспечивают комфорт, терапию и образование, способствуют к адаптации, поддерживают адаптационные возможности и способствуют достижимой независимости пациента. Медсестры работают с пациентами в сотрудничестве с членами их семей, чтобы создать план восстановления, установить краткосрочные и долгосрочные цели, в конечном счете обеспечивая пациенту независимость. [7]
Использование соответствующих ресурсов имеет решающее значение в системе оказания медицинской помощи. Сертифицированная зарегистрированная реабилитационная медсестра (CRRN) - это реабилитационная или восстановительная медсестра, которая демонстрирует сочетание опыта и знаний в этой специализированной
области практики. Значение важности CRRN было продемонстрировано в исследовании Одри Нельсон (2007), который показал взаимосвяь между сертифицированными медсестрами и продолжительностью прибывание пациента в стационарных реабилитационных учреждениях.
Исследование Нельсона показало снижение LOS на 6% при увеличении CRRNs на 1%.[8]
Реабилитационная медсестра разрабатывает и реализует следующие стратегии лечения: основано на научной теории ухода, связанной с самообслуживанием, и которая способствует физическому, психосоциальному и духовному здоровью. Медсестра-это учитель, воспитатель, сотрудник и защитник. Медсестра реабилитационной службы обеспечивает непосредственный уход и обучение по вопросам приема лекарств, сна, питания, безопасности, а также ухода за кожей, кишечником и мочевым пузырем. Реабилитационная медсестра выполняет мероприятия, которые поддерживают и восстанавливают функцию и предотвращают осложнения. Они направляют передачу навыков, которые преподаются и практикуются во время терапии. Медсестра выступает в роли адвоката пациента и семьи. [9]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Т.Т. Батышева, А.И. Крапивкин, А.Д. Царегородцев, В.С. Сухоруков, С.В. Тихонов/Реабилитация детей с поражением центральной нервной системы // Российский Вестник Перинатологии И Педиатрии. - 2017. - №62(6). -С. 52-59.
2 Толстых Яна Витальевна/ Диссертационная работа на тему «Организация сестринской помощи для детей с ДЦП в детском травматолого-ортопедическом отделении «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Минздрава России (г.Барнаул)»-27 мая 2019г
3 Emily Havrilla - Rehabilitation Concepts for the Acute Care Nurse Madridge // Journal of Nursing. - №5. - Р. 72-75.
4 Kristen L. Mauk/ The Effect of Advanced Practice Nurse-Modulated Education on Rehabilitation Nursing Staff Knowledge // Rehabilitation Nursing. - 2013. - №38. - Р. 99111.
5 Stephanie Vaughn , Kristen L. Mauk ,Cynthia S. Jacelon , Pamala D. Larsen , Jill Rye MA, Wendy Wintersgill, Christine E. ,David Dufresne BS/The Competency Model for Professional
Rehabilitation Nursing // Rehabilitation Nursing. URL: https://doi.org/10.1002/rnj.225
6 MacDonell, Christine M., Mauk, Kristen L/ Where in the World Is Rehabilitation Nursing? // Rehabilitation Nursing Journal. -2017. - Vol. 42, №4. - P. 173-174.
7 Doria, Olivia; Fricker, Emily; and Beery, Katrina, "Effectiveness of Alternative Cerebral Palsy Treatments in Pediatrics: Systematic Review" (2019). Williams Honors College, Honors Research Projects. 896. URL: https://ideaexchange.uakron.edu/honors_research_projects/ 896
8 Michelle Camicia, Terrie Black, James Farrell, Karion Waites, Susan Wirt, Barbara Lutz/ The Essential Role of the Rehabilitation Nurse in Facilitating Care Transitions: A White Paper by the Association of Rehabilitation Nurses- Role of the Rehabilitation Nurse in Care Transition. URL: https://www.researchgate.net/publication/260305918
9 Sandra Martina Espin-Tello; Allan Colver-How available to European children and young people with cerebral palsy are features of their environment that they need? // Europe PMC Author Manuscripts-Res Dev Disabil. - 2017. - №71. - P. 1-10.
Н.Н. Иванченко, Р.Р. Баудинова, С.Д. Аль-Абдулла С.Ж. Асфендияров атындат Казак ¥лттык медицина университет1
ЦЕРЕБРАЛДЫ САЛ АУРУЫ БАР БАЛАЛАРДЫ ОНДЛТУДАЕЫ МЕЙ1РБИКЕН1Н, РОЛ!
Тушн: Оцалту - аFза функцияларыныц туракты бузылуымен денсаулыктыц бузылуынан туындаFан лршшк-тынысыныц шектелуЫ жоюFа немесе барынша толык етеуге баFытталFан медициналык, психологиялык, педагогикалык, элеуметтк-экономикалык k-шаралар процесс мен жуйесг Оцалтудыц непзп максаты бурын болып жоFалFан функцияларды калпына
келлру болып табылады. [1] Мешрбикелк к бойынша оцалту кызметЫ дамыту пациенттщ кYтiмi мен калпына келуЫе кажетп кэаби кузыреттшкке ие мешрбикелерд^ кажеттЫктерЫ арттырады.
ТYЙiндi сездер: неврология, оцалту купм^ оцалтудаFы ме^рбикенщ релi, кеп салалы команда
Vestnik KazNMU №3-2020
N.N. Ivanchenko, R.R. Baudinova, S.J. Al-Abdulla Asfendiyarov Kazakh National medical university
THE ROLE OF A NURSE IN THE REHABILITATION OF CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY
Resume: Rehabilitation is a process and system of medical, psychological, pedagogical, socio-economic measures aimed at eliminating or possibly more fully compensating for life restrictions caused by a health disorder with a persistent disorder of body functions. The main goal of rehabilitation is to restore previously lost functions. [1] The development of rehabilitation
services in nursing increases the need for nurses with the necessary professional competencies to care for and restore the patient.
Keywords: neurology, rehabilitation care, role of a nurse in rehabilitation, multidisciplinary team