УДК 616.89 - 083
РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ЛИЦ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА
Воронкова Т.А.
Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова
Аннотация. Рост пограничной психической патологии делает всё более актуальным вопрос организации оказания психиатрической и психотерапевтической помощи населению. В этой связи возникает необходимость комплексного подхода раннего выявления состояний психоэмоционального напряжения, которые предшествуют пограничным психическим расстройствам. Особую роль в данном аспекте лечебно-профилактической работы играют медицинские сестры разных специальностей. Комплексный подход к профилактике эмоциональных проблем стабилизирует аффективное состояние его субъектов, способствует нормализации эмоционального фона личности и вносит существенный вклад в предотвращение пограничных психических расстройств. Участие медицинских сестре в психосоциальной профилактике и реадаптации у лиц с кризисными состояниями и пограничными психическими расстройствами в значительной степени повышает эффективность лечебно-реабилитационных программ. Специализированные превентивные программы, входящие в разработанный комплекс, существенно повышают профессиональное здоровье медицинских сестер и, опосредованно, эффективность функционирования медицинской организации.
Ключевые слова. Эмоциональные проблемы, сестринская помощь, превенция.
Актуальность проблемы. Рост пограничной психической патологии делает всё более актуальным вопрос организации оказания психиатрической и психотерапевтической помощи населению. Концепция социально-стрессовых и психосоматических расстройств расширила область пограничной психиатрии до новых границ, и значительная часть населения может быть признана потенциально нуждающейся в специализированной помощи. В данной ситуации встаёт вопрос об изыскании новых возможностей оказания помощи пациентам с пограничными психическими расстройствами и оптимизации имеющихся ресурсов. Доминирующей задачей психотерапии в общественно ориентированной психиатрии становится раннее выявление и активная терапия на начальных этапах пограничных расстройств для предотвращения их хро-низации, уменьшения трудопотерь и повышение качества жизни.
В этой связи возникает необходимость комплексного подхода раннего выявления состояний психоэмоционального напряжения, которые предшествуют пограничным психическим расстройствам. Особую роль в данном аспекте лечебно-профилактической работы играют медицинские сестраы разных специальностей, работающих как в стационарных, так и в амбулаторных звеньях, оказывающих первичную, многопрофильную и специализированную помощь населению.
Задачи. Основные задачи участка медицинских сестер в решении данной проблемы могут быть обозначены следующим образом:
1. Обучение медицинских сестер сестринской диагностике донозологических признаков пограничных эмоциональных расстройств. К ним относятся склонность к тревожным реакциям, угнетенное настроение, избыточная озабоченность своим физическим и психическим здоровьем, физиологические предикторы тревожно-депрессивных расстройств (мерцающие нарушения сна, нарушение аппетита, астения), транзиторные вегетативные расстройства (колебания артериального давления, пульса, дермографизм, преходящие нарушения функций ЖКТ).
2. При сборе сестринского анамнеза делать акцент на сложных психосоциальных ситуациях пациента, среди которых существенное значение имеют семейные проблемы, колебание социально-экономического статуса, бытовые и профессиональные
неурядицы, кризисы («кризис середины жизни», «пенсионное банкротство», «синдром разоренного гнезда», и т.д.).
3. Формирование у медицинской сестры навыков по доврачебной коррекции проблемного реагирования на психосоциальные обстоятельства.
4. Обучение медицинских сестер навыкам само- и взаимодиагностике начальных признаков социально-стрессовых расстройств.
5. Профилактика пограничных эмоциональных нарушений в сестринских коллективах за счет выстраивания доброжелательной, комфортной профессиональной среды; разрешение на ранних стадиях производственных сложностей и конфликтов.
6. Участие медицинских сестер в лечебно-реабилитационных мероприятиях у пациентов с пограничными расстройствами, а также у лиц соматоневрологическими заболеваниями и коморбидными тревожно-депрессивными нарушениями.
Результаты и обсуждение. Нами был разработан комплекс мероприятий "Медицинская сестра в психотерапии", который включал в себя следующие этапы.
1.Введение в программу подготовки вышеизложенной проблематики.
2.Использование полученных теоретических знаний и практических навыков в работе с пациентами пограничного профиля и с дозонологическими признаками.
3.Сестринская диагностика пограничных психических расстройств (с оценкой анамнеза, психического статуса с использованием шкал тревоги и депрессии Гамильтона и HADS).
4. Участие медицинских сестер в специальной программе психосоциальной реабилитации пограничных больных "Школа радости" с оценкой ее эффективности.
5. Участие медицинских сестер в специализированной школе по профилактике эмоционального выгорания.
В целях объективизации результатов исследования были использованы следующие методы: клинико-катамнестическое изучение пациентов и участников образовательных программ, экспериментально-психологическое исследование, динамический скрининг- диагностика с использованием психометрических шкал.
В ходе исследования были получены следующие результаты.
Медицинские сестры первичных, многопрофильных и специализированных звеньев владеют навыками выявления донозологических признаков пограничных психических расстройств на низком уровне, после проведенного семинара-тренинга , который прошли 28 медицинских сестер, 68% медицинских сестер стали обращать внимание на данные симптомы в ходе сбора сестринского анамнеза и изучения жалоб и причин обращения пациентов.
В ходе бесед медицинских сестер с пациентами 86% из них стали учитывать критические возрастные периоды и описывать связь между сложными психосоциальными обстоятельствами пациентов и уровнем их психического здоровья.
При выявление клинических признаков пограничных психических расстройств или наличия в анамнезе пациента сложных ситуаций медицинские сестры сообщали лечащему о данных обстоятельствах и при реализации полипрофессиональной помощи участвовали в процессе составления индивидуализированного плана лечения.
В ходе семинара-тренинга 21 медицинская сестра в удовлетворительной степени освоила навыки первичной психотерапевтической помощи и включила в свою повседневную работу элементы релаксационной и телесно-ориентированной психотерапии, психодраммы. Кроме того при проведении групповой релаксационной и телесно-ориентированной терапии эти медицинские сестры включались вместе с врачами -психотерапевтами, выполняя таким образом функцию ко-терапевта.
Для оценки эффективности комплексного подхода было проведено изучение динамики психоэмоционального напряжения в 2 однородных группах пациентов с тревожно-депрессивными состояниями. В первой группе (36 больных) психотерапию
проводили только врачи, во второй (44 больных) принимали участие медицинские сестры. В первой группе показатель депрессии в среднем снизился на 3,45±1,02 балла, тревоги на 2,31±0,98 балла, а во второй - на 4,23±1,13 и 4,54±0,76 соответственно (p <0.05), что достоверно свидетельствует об эффективности данной технологии психиатрического сервиса с участием медицинских сестер.
В ходе проведения школ по профилактике эмоционального выгорания среди медицинских работников БУЗ ОО «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Со-лодникова» в ноябре-апреле 2013 года (n=39) у 50 % медицинского персонала была выявлена высокая степень эмоционального выгорания (опросник Маслях - Джексана) Занятия в школе проводись в течении 2 недель в 3 этапа:
I этап - верификация уровня эмоционального выгорания и планирование индивидуального профилактического комплекса;
II этап - теоретическая часть - ознакомление с понятием эмоционального выгорания, признаками, стадиями и методами профилактики;
III этап - практическая часть - релаксационная психотерапия, телесно-ориентированная психотерапия.
Контрольное исследование показало, что эмоциональное состояние участников школы улучшилось: явления физического и психического дискомфорта практически исчезли, появилось чувство собранности и готовности в работе, снизился уровень увольнения медицинских сестер, уровень формально выгоревших сестёр упал 2,6 раза.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Комплексный подход к профилактике эмоциональных проблем стабилизирует аффективное состояние его субъектов, способствует нормализации эмоционального фона личности и вносит существенный вклад в предотвращение пограничных психических расстройств. Участие медицинских сестре в психосоциальной профилактике и реадаптации у лиц с кризисными состояниями и пограничными психическими расстройствами в значительной степени повышает эффективность лечебно-реабилитационных программ. Специализированные превентивные программы, входящие в разработанный комплекс, существенно повышают профессиональное здоровье медицинских сестер и, опосредованно, эффективность функционирования медицинской организации.
Наша работа позволило выдвинуть ряд предложений. Сестринская диагностика психоэмоциональных нарушений у пациентов должна проводиться на всех этапах первичной, многопрофильной и специализированной медицинской помощи. Профилактические мероприятия в отношении психоэмоциональных проблем у тематических групп (лица с психосоциальными стрессами, больные с пограничными психическими расстройствами) должны проводиться на комплексной основе с активным участием медицинских сестер в контексте полипрофессиональной помощи. Профилактические программы в отношении медицинских работников в любой медицинской организации должны стать неотъемлемой частью системы оздоровления медицинского персонала.
Abstract. Height borderline mental pathology makes increasingly urgent question of the organization of psychiatric and psychotherapeutic care. This raises the need for a comprehensive approach for early detection of mental and emotional stress states, which precede the borderline mental disorders. A special role in this aspect of medical and preventive work play nurses of different specialties. An integrated approach to the prevention of emotional problems stabilizes the affective state of its subjects, helps to normalize the emotional state of the person and makes a significant contribution to the prevention of borderline mental disorders. The participation of nurses in psychosocial prevention and rehabilitation in patients with crisis situations and borderline mental illness greatly increases the effectiveness of treatment and rehabilitation programs.
Keywords. Emotional problems, nursing care, prevention.