Russian pediatric journal (Russian journal). 2023; 26. Supplement 4 https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-S4
V «AUTUMN FILATOV READINGS - IMPORTANT ISSUES OF CHILDREN'S HEALTH»
25
С 5 лет отмечаются сезонные проявления АР. С 8 лет — приступы затруднённого дыхания с учащением в весенний период. В 10 лет выставлен диагноз: «Бронхиальная астма, атопиче-ская, тяжёлое течение». Назначена базисная терапия. С 11 лет появилось першение, ощущения кома в горле. В 12 лет — первый эпизод застревания пищи в пищеводе при употреблении яблока. В 13 лет — два эпизода застревания пищи пищеводе, усиление симптомов дисфагии, снижение массы тела. В 14 лет при эзофагогастродуоденоскопии (ЭГДС) выявлены признаки эозинофильного эзофагита, сужение пищевода (EREFS 9 баллов); при морфологическом исследовании биоптатов СО пищевода обнаружено около 38 эозинофилов в поле зрения (*400). Выставлен диагноз: «Эозинофильный эзофагит. Стеноз пищевода». По данным 1ттипоСар выявлена множественная пищевая, пыльцевая, эпидермальная, бытовая, грибковая сенсибилизация. Назначена элиминационная диета с исключением 6 групп основных аллергенов и продуктов, перекрёстно реагирующих с пыльцой растений, будесонид, ингибиторы протонной помпы (ИПП). Через 8 нед после начала лечения по данным ЭГДС: ЭоЭ с умеренным сужением просвета в средней трети пищевода (EREFS 3 балла), число эозинофилов в СО пищевода уменьшилось до 25 (х400), явления дисфагии купировались, однако отмечалось снижение массы тела на 2 кг. Рекомендовано добавить в питание в качестве ну-тритивной поддержки аминокислотную смесь.
Заключение. Представленный клинический случай демонстрирует классическое течение АМ у ребенка с множественной сенсибилизацией и развитие тяжёлого течения ЭоЭ с исходом в стеноз пищевода. Комплексное лечение ЭоЭ, состоящее из топических глюкокортикостероидов, ИПП и эли-минационной диеты, с исключением причинно-значимых аллергенов позволило в короткие сроки достичь выраженной положительной динамики заболевания без применения хирургического лечения.
* * *
РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ
Галактионова М.А.1, Фукалова Н.В.1, Галактионова М.Ю.2, Лисихина Н.В.13, Алексеенко Е.А.1
1Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск, Россия;
2Псковский государственный университет Минобрнауки России, Псков, Россия;
3Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск, Россия
Ключевые слова: бронхиальная астма, средний медицинский персонал, астма-школа, образование
Актуальность. В глобальной инициативе по бронхиальной астме (БА) большое внимание уделяют обучению пациентов и индивидуальному подходу. Обучение и реабилитация больных является неотъемлемыми в системе медицинской помощи при БА.
Цель: определить удовлетворённость детей, страдающих БА и их родителей образовательной ролью медицинских сестёр.
Материалы и методы. Проведено анкетирование 30 детей, страдающих БА, и их родителей. Респонденты были ин-
тервьюированы на базе Краевого детского пульмоно-аллер-гологического центра НИИ медицинских проблем Севера. Средний возраст составил 13,50 ± 3,06 года, среди них было 18 девочек и 12 мальчиков. Анкета была анонимной и содержала 10 вопросов. Продолжительность болезни до 5 лет отмечена у 44% (п = 13) больных, у 56% (п = 17) длительность заболевания была 5-7 лет. Лёгкое интермиттирующее течение астмы диагностировано у 20% (п = 6) детей, лёгкое пер-систирующее течение — у 30% (п = 9), средняя степень тяжести — у 50% (п = 15).
Результаты. Большинство пациентов (83%, п = 25) обладают достаточной информацией о своём заболевании, частично владеют 17% (п = 5) больных. О причинах возникновения приступов БА и способах их профилактики информированы 77% (п = 23) респондентов, а 23% (п = 7) не владеют достаточной информацией. Превалирующее число детей (53%) за информацией о заболевании обращались к своему лечащему врачу, а 27% консультировались у медицинских сестёр, 20% из числа респондентов использовали веб-ресурсы или иные источники информации. Выявлено, что 79% больных соблюдают диету и гипоаллергенный режим. Ежедневно проводят пикфлуометрию и ведут дневник самоконтроля только 50% респондентов, 33% пациентов проводят её лишь иногда, а 17% лиц с БА не используют этот метод. На базе отделения организовано обучение в школе здоровья, включающее 3 цикла по 5 занятий продолжительностью не более 45 мин. Занятия проводились 2 раза в неделю, в течение 1 мес. Посещали занятия 67% пациентов, а 33% ответили, что не посещали астма-школу. На вопрос, давали ли медицинские сёстры советы по профилактике обострений и правильному приёму препаратов, все пациенты ответили положительно. На вопрос «Обучали ли медицинские сёстры правильному использованию ингалятора?» все из опрошенных пациентов ответили положительно. Анкета включала ряд вопросов по удовлетворённости образовательными мероприятиями, проводимыми средним медицинским персоналом. В целом 90% пациентов с БА и 93,5% родителей отметили, что занятия были полезными и интересными, в целом были удовлетворены проведением астма-школы.
Заключение. Расширение и углубление знаний сестринского персонала в реабилитации при БА способствует увеличению периода ремиссии и улучшению качества жизни пациентов.
* * *
ОСОБЕННОСТИ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОДРОСТКОВ, ПЕРЕНЁСШИХ ПЕРИНАТАЛЬНОЕ ПОРАЖЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Галактионова М.Ю., Иванов Л.А., Медведева И.Ю.
Псковский государственный университет Минобрнауки России, Псков, Россия
Ключевые слова: подростковая неврология, перинатальное поражение ЦНС, неврологический статус
Актуальность. Патология центральной нервной системы (ЦНС) занимает 2-е место после болезней органов дыхания среди хронических заболеваний подростков.
Цель: определить особенности неврологического статуса и формы патологии нервной системы у подростков, перенёсших перинатальное поражение ЦНС.