Роль медицинской информатики в профессиональной подготовке медицинских специалистов
см о
см ^
О!
о ш т
X
3
<
т о х
X
Турчина Жанна Евгеньевна
к.м.н., доцент, заведующий кафедрой сестринского дела и клинического ухода, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенец-кого», Минздрава России, turchina-09@mail.ru
Бакшеева Светлана Лукинична
д.м.н., доцент, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенец-кого», Минздрава России, sbacsheeva@mail.ru
Вахрушева Наталья Петровна
ассистент кафедры сестринского дела и клинического ухода, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», Минздрава России, vahrushevanp@yandex.ru
Андренко Олег Валерьевич
к.б.н., доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого», Минздрава России, andrenko@yandex.ru
Филимонов Владимир Васильевич
к.ф.н., доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», Минздрава России, ivt_filimOA@mail.ru
В статье освящена роль медицинской информатики в учебном процессе на различных уровнях профессиональной подготовке медицинских специалистов, заинтересованных стать экспертами в разработке, внедрении и оценке информационно-коммуникационных технологий в медицине. Также проанализирована целесообразность и возможность внедрения циклов тематического усовершенствования по медицинской информатике для слушателей последипломного обучения. Рассмотрена возможность использования мобильных приложений для усовершенствования преподавания медицинской информатики; предоставляется анализ возможностей каждого приложения. Ключевые слова: медицинская информатика, информационные технологии, медицинское образование, медицинские специалисты, мобильное приложение, обучение.
Введение
В современном обществе не вызывает сомнения то, что информационные технологии могут изменить способ изучения медицины студентами и медицинскими работниками. В медицинском образовании применение си-муляционных технологий, виртуальных пациентов и электронного обучения превратилось в педагогическую стратегию для содействия активному подходу к обучению, ориентированному на слушателей. Вместе с тем, как нам представляется, повышение уровня образования требует определить, какие информационные технологии, способствующие обучению, заслуживают использования во врачебной деятельности. Управление медицинской информацией является весомой составляющей деятельности современного медицинского специалиста. После долгих лет разработок информационных систем поддержки медицинской инфраструктуры значительное внимание уделяется обучению, принятию решений, обмену информацией и многим другим аспектам профессиональной деятельности медицинских работников. С учетом того, что информация руководителей здравоохранения и врачей-профессионалов лежит в основе всей клинической работы, а управление информацией является основополагающим фактором оказания медицинской помощи и клинической поддержки, внедрение медицинской информатики является одним из важнейших факторов развития медицины в будущем.
Развитие компьютерных технологий, их внедрение в медицину и здравоохранение требует от медицинских работников проведение анализа заболеваемости, ведение медицинской документации, обработку медицинской и социальной информации с использованием стандартных процедур, включая современные компьютерные технологии.
Медицинская информатика - это сфера, которая касается когнитивных, обрабатывающих и коммуникационных задач медицинской практики, образования и исследований, включая информационные науки и технологии для поддержки этих задач [1].
Нет сомнения, что будущие врачи будут практиковать в цифровом мире, где знания медицинской информатики будут крайне важны. Вводится множество мер для подготовки будущих специалистов-медиков, однако для поддержки инноваций, связанных с медицинской информатикой, как нам представляется, необходимо привлекать заинтересованных лиц. Это может быть реализовано в форме выборочных курсов, стимулов профессиональных сообществ или он-лайн форумов, а также блогов. Учитывая тенденции развития информационных технологий, способов обработки медицинских изображений, методов поиска, хранения, обработки и передачи медико-биологических данных, освоение основных принципов формализации и алгоритмизации медицинских задач, количество, качество и публичность возможностей обучения медицинской информатике продолжает ежегодно расти [2].
Цель статьи - освещение роли медицинской информатики в процессе обучения студентов медицинских вузов, и использования современных информационно-коммуникационных технологий в профессиональной подготовке медицинских специалистов на этапах послевузовского и последипломного обучения.
Материалы и методы. Для достижения цели нами были использованы теоретические методы исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение) для более углубленного изучения научной литературы относительно современного состояния проблемы исследования.
Результаты и обсуждения.
1. Общие принципы изучения медицинской информатики
Медицинская информатика имеет высокую прикладную направленность и решает ряд фундаментальных проблем относительно планирования исследований и политики в области здоровья. В вузах она определена как академическая дисциплина, которая изучает эффективное использование биомедицинских данных, информации и знаний для научного исследования, решение проблем и принятие решений, мотивирование усилий по обеспечению здоровья человека.
Изучение дисциплины «Медицинская информатика» предусматривает предоставление качественного образования для студентов путем:
- формирования знаний, умений и навыков, необходимых в области медицинской информатики;
- создания благоприятной учебной среды;
- обеспечения широкого соответствующего клинического опыта для подготовки студентов к будущей практической деятельности в учреждениях здравоохранения различного профиля;
- обеспечения культуры профессионализма.
Студенты медицинских вузов изучают, как практическую прикладную сторону информатики, так и основные понятия, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности, а именно ценность и роль онлайновых библиографических баз данных, поступления данных и знаний, электронные медицинские записи, региональные обмены данными, телемедицину и другие современные информационные приложения в сфере здравоохранения. Это особенно важно сейчас, в свете эффективности борьбы с COVID-19 [3].
В течение последнего десятилетия медицинская информатика превратилась из области узкоспециализированной в субспециализацию, сертифицированную во многих странах мира. Соответственно, медицинские педагоги и эксперты по информатике призывают к более широкому интегрированию информатики в высшее медицинское образование. Значимость образования в области информационных технологий значительно варьирует в медицинских вузах.
Курсы по медицинской информатике для студентов-медиков, обучение на последипломном уровне способствуют формированию теоретических знаний, практических умений и навыков работы с новейшими информационными технологиями и возможностями их применения в профессиональной деятельности, однако не измеряют перспектив медицинской информатики как будущей карьеры. Такой вывод является достаточно неутешительным и требует анализа соответствия и эффек-
тивности учебных программ по медицинской информатике, совершенствования существующих учебных программ для улучшения базового и последипломного медицинского образования [4].
В последнее время были осуществлены значительные инвестиции для поддержки информационных систем в сфере здравоохранения, что дало толчок для разработок информационных стратегий в этой области. Однако в обучении, подготовке и квалификации специалистов информационных технологий в сфере охраны здоровья мало учитываются навыки и способности в направлении медицинской информатики, а также стремление к дальнейшему совершенствованию знаний по обработке и использованию данной дисциплины. Это значительно тормозит прогресс развития информационных систем в здравоохранении.
Методические исследования преподавания курса медицинской информатики [5, 6, 7] показали, что для обучения слушателей последипломного образования компьютерным технологиям требуется специальный подход. Это обусловлено рядом причин: во - первых, врачи-слушатели курсов в подавляющем большинстве являются такой возрастной категорией, значительной части которой наряду с высокой мотивацией к освоению современных информационных технологий присущи определенные барьеры восприятия учебного материала, например, сложившиеся стереотипы, инертность, негибкость мышления, некритичное следование известному способу действия, неготовность осмыслить и изменить свои действия при восприятии новой информации, а молодое поколение, наоборот, несколько самоуверенно - не сомневаются в своей компьютерной грамотности; во-вторых, медицинские работники не имеют базового технического образования и, следовательно, большинству из них не свойствен математический образ мышления. Третья причина связана со спецификой медицинского образования. Профессиональное мышление врача формируется, как способность интуитивно охватить всю клиническую картину целостно и связать ее с аналогичными наблюдениями. Врач приобретает навыки действовать эвристически, когда он не может четко объяснить, почему он пришел именно к данному выводу, хотя сам вывод часто оказывается правильным [8].
При освоении клинических дисциплин студенты заучивают стандартные диагностические и прогностические алгоритмы, методики и схемы лечения, необходимые для решения клинических задач; последовательность действий определена однозначно и должна выполняться в соответствии с алгоритмом лечения. Необходимость следовать жестким инструкциям на протяжении длительного периода профессиональной деятельности ограничивает мышление человека [9]. Специалисты по охране здоровья использовали компьютеры для рутинных функций обработки данных, но мало понимали роль или потенциал информационных технологий и управления информацией в оказании медицинской помощи. Поэтому знания о том, как решить ту или иную задачу с помощью информационных технологий, должны трансформироваться в умение свободно ориентироваться в палитре инструментов компьютера.
Возможности современных информационных технологий настолько широки, что пользователи не в состоянии заучить последовательности действий для решения всех своих прикладных задач. Это означает, что обучение компьютерным технологиям должно активизировать
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю
2 О
м
словесно-логический компонент мышления, который выстраивает логические конструкции из параметров и опций, предназначенных для получения желаемого результата [10].
Необходимым также является применение современных информационных технологий в научной деятельности медицинского специалиста, к которым относятся, в том числе современные базы обзоров достижений науки; внедрение новых компьютерных технологий в поисковых системах; особенности обобщения и анализа полученных данных в доказательной медицине, варианты доказательности, мета-анализ; современные достижения компьютеризации и робототехники в медицине; особенности применения автоматических анализаторов при выполнении научных исследований; перспективы применения телемедицины; 3D-технологии в науке и практике [11].
На протяжении последних лет существенно активизировался интерес к решению этих проблем. Это объясняется тем, что каждое развитое государство стремится улучшить качество своего здравоохранения и одновременно контролировать рост расходов. Информация рассматривается, как ключевой элемент для достижения этих целей, как и рабочая сила, которая прошла подготовку в соответствующих навыках информатики в области здравоохранения. Кроме того, снижение стоимости компьютеров, взрывной рост Интернета как коммуникационного и информационного ресурса интенсифицировали осведомленность о потенциале информационных технологий как инструмента для повышения производительности труда. Перечисленные факторы усилили важность знаний и навыков, необходимых для использования этого потенциала [12].
Анализ международных программ до дипломного или магистерского уровней свидетельствует, что тематику медицинской информатики можно разделить на четыре категории: клинические и биомедицинские темы, информационные технологии, медицинскую информацию и управление здравоохранением [13, 14]. В табл. 1 отражено разделение тем на категории в зависимости от акцента.
ентированными. Они предусматривают умение осваивать методы компьютерной обработки медико-биологической информации, составление алгоритмов решения медико-биологических задач, применение новейших информационных технологий для получения, обработки и визуализации медико-биологических данных, а также демонстрации навыков работы с медико-биологическими данными и медико-биологической информации [15].
Этот предмет содержит также теорию принятия решений, предполагает получение навыков построения экспертных систем и работы с ними. Экспертные системы помогают принимать решения врачу в ситуациях, требующих значительного умственного напряжения, и ограничены во времени и помогают оптимизировать организацию системы здравоохранения [16].
Медицинская информатика включает в себя также изучение теории математического моделирования медико-биологических процессов. Это позволяет студентам получить возможность прогнозировать эффективность проводимого лечения, распространение эпидемий, а также применять статистические методы выявления закономерностей, оценки их достоверности и зависимости между отдельными показателями. Большое внимание в рамках курса «Медицинская информатика» уделяют изучению принципов построения медицинских информационных систем. В частности, рассматриваются ведущие программные комплексы автоматизации деятельности лечебного учреждения на основе применения электронных медицинских записей о пациентах, в первую очередь - с открытым кодом [17].
Большое внимание при изучении информационных технологий уделяется внеаудиторной работе студентов, которая предусматривает углубленное изучение дисциплины самостоятельно по предложенным темам и выполнение индивидуальных работ. Индивидуальные (расчетно-графические) работы способствуют формированию практических навыков по использованию информационных технологий в фармации.
Таблица 1
Примеры тем в курсах информатики при подготовке медицинских специалистов
сч о
см ^
О!
О Ш
т
X
3
<
т О X X
Категория темы Примеры тем
Клинические и биомедицинские Клинические системы
Биоинформатика: компьютеры в биологической науке
Биостатистика
Информационные технологии Базы и структуры данных
Искусственный интеллект
Разработка программного обеспечения
Системы поддержки принятия решений
Информация о здравоохранении Информация о здравоохранении и управлении информацией
Управление знаниями о здоровье
Электронная медицинская запись
Этика, безопасность и медико-правовые вопросы
Управление и политика здравоохранения Экономика здравоохранения
Управление проектами
Организационное поведение и управление
Политика здравоохранения и информационная стратегия
Практические занятия по медицинской информатике по методике их организации являются практически-ори-
2. Использование мобильных приложений при преподавании медицинской информатики на этапах послевузовского и последипломного обучения
Сегодня приобретают все большую популярность учебные и клинические программы для мобильных устройств, по которым врачи и слушатели могут восстанавливать или углублять свои теоретические и практические знания, участвовать в перспективных новейших разработках с внедрением их результатов в клиническую практику [18].
Обычно молодые врачи, ранее проходя интернатуру, изучали небольшой курс медицинской информатики, содержание которого логично направить таким образом, чтобы он освещал особенности современных мобильных приложений, пригодных для профессиональной деятельности, но традиционная программа для обучения интернов реализовала два других направления: повторение функциональных особенностей работы офисных программ и ознакомления с возможностями программ для статистической обработки медицинских данных. При этом традиционно акцент делался на изучении статистических программ. Однако, как показывают исследования [19, 20], процент интернов, считающих полученную информацию полезной для дальнейшей профессиональной деятельности, очень невелик. Обычно данной темой интересуются те интерны, которые в дальнейшем
планируют связать свою жизнь с научной деятельностью, готовятся к поступлению в аспирантуру. Кроме того, компьютер или ноутбук не всегда доступен в кабинете врача, в то время как смартфон всегда под рукой и поэтому более эффективен, чем компьютер, как в качестве информационного помощника, так и в качестве средства связи с пациентом.
Рассмотрим некоторые из мобильных приложений, представляющих собой медицинские справочники для широкого круга пользователей.
1. Мобильное приложение «Внутренние органы в 3D (анатомия)» может быть применено для более детальной наглядности в изучении анатомии человека, особенно при самоподготовке или повторении и обобщении. Это мобильное приложение является наглядным, в нем пользователя знакомят не только с внешним видом, но и предоставляется возможность ознакомиться с трехмерной моделью любого человеческого органа, дается подробное описание особенностей систем организма и органов человека.
Интерфейс и представление материала просты и понятны, поэтому полезная информация, полученная из приложения, может быть использована на практике независимо от уровня медицинских знаний. Это приложение может быть полезно как врачам, так и пациентам.
2. Мобильное приложение «Medical Terminology» является медицинским словарем, база которого насчитывает более 15 000 терминов. Это мобильное приложение имеет очень высокий рейтинг среди его пользователей, ведь обладает целым рядом ключевых особенностей:
1) подробное описание всех основных медицинских терминов;
2) возможность пользоваться offline при использовании «словаря терминов»;
3) пользователь может выделять закладками и сохранять самые главные
для него сроки;
4) очень быстрый поиск и простые правила использования.
3. Справочное медицинское приложение «Epocrates» предназначен для врачей и других медицинских работников. Оно включает в себя справочник для врачей различных специальностей, инструкции к лекарственным препаратам, а также специальные медицинские калькуляторы для расчета и правильной дозировки лекарственных средств для взрослых и детей с учетом ИМТ (индекса массы тела) и других особенностей при определении курса лечения. Кроме того, программа доносит до пользователя информацию о побочных реакциях лекарств, их противопоказаниях и использовании во время беременности и грудного вскармливания, совместимости с другими препаратами и тому подобное.
Особенностью «Epocrates» является наличие информации из разных авторитетных источников, включая FDA (Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов) и последние медицинские научные статьи и обзоры, что позволяет врачу всегда владеть последними новостями.
Недостатком этого приложения является то, что фармацевтическая база использованных препаратов является ориентированной на США.
4. Приложение «МБК-10» представляет собой международный классификатор болезней. Это мобильное приложение будет полезно интернам, поскольку содержит в себе три больших по объему информационных
раздела: справочник «Международный классификатор болезней», стандарты медицинской помощи, а также анатомно-терапевтическо-химическую классификацию лекарств (АТС). «МБК-10» позволяет быстро производить поиск по определенным болезнях, тем самым заменяет большое количество бумажных справочников в offline режиме, то есть он готов к работе в любое время и в любом месте, что будет особенно удобно медицинским работникам в системе скорой помощи. Раздел «Избранное» еще больше ускорит нахождение необходимого диагноза или нужного подраздела. Второй раздел этого мобильного приложения позволяет медицинским работникам быть всегда ознакомленными с новыми стандартами медицинской помощи, которые утверждены Минздравом и постоянно обновляются. Также во втором разделе «МБК-10» пользователи могут найти полезную информацию о медикаментозном лечении, в котором содержится полный список лекарственных препаратов с подробной информацией о наименовании, производителе и форме выпуска. Данный подраздел включает в себя более 24 тыс. наименований препаратов. Последний раздел АТС позволяет врачам узнать об анатомических органах или системах организма, на которые влияет конкретный лекарственный препарат, а также о его химических характеристиках и терапевтических показаниях.
5. Приложение «Read by QxMD» - это персонализированный медицинский и научный журнал. Он позволяет быть в курсе последних новых исследований, которые влияют на медицинскую практику. Очень простой, и удобный дизайн позволяет одним касанием получить доступ к полному тексту миллионов статей из PubMed и к большой базе данных обзоров, не только читать популярные научные журналы, но и создавать собственные коллекции статей. Также «Read by QxMD» позволяет делиться статьями с коллегами по электронной почте, Twitter и Facebook. Простой интерфейс чтения способствует обнаружению и бесперебойному доступу к медицинской литературе путем переформатирования ее в персонализированный цифровой журнал. Таким образом, «Read by QxMD» - это приложение, которое позволяет интегрировать новые знания в клиническую практику.
Заключение
1.Медицинская информатика является важным компонентом в оказании качественной медицинской помощи, именно поэтому, как нам кажется, медицинские вузы должны стремиться к реализации эффективных академических и образовательных программ до- и последипломного образования.
2.Необходимо изучать вопросы в области информационных технологий здравоохранения ведущих стран, как оптимально использовать собственные и мировые ресурсы для значительного влияния на подготовку медицинских работников в направлении информационных технологий; поддерживать глобальное и общественное сотрудничество, рациональное образование и международные исследования в области здравоохранения.
3.Подготовка студентов в медицинских вузах предусматривает систематическое и целостное формирование у обучающихся информационно-аналитических знаний и умений.
4.Задача преподавания медицинской информатики в медицинских вузах является одновременно сложной и
X X
о
го А с.
X
го m
о
ю
2 О
м
CS
0
CS
01
о
Ш
m
X
3
<
m О X X
увлекательной, а эффективное использование информационных технологий является необходимым для врачей XXI века.
5.Адаптация медицинских специалистов к электронной системе здравоохранения позволит каждому врачу использовать информационные технологии для полноценного партнерства с пациентами.
Литература
1. Buntin M.B., Burke M.F., Hoaglin M.C., Blumenthal D. The Benefits of Health Information Technology: A Review of the Recent Literature Shows Predominantly Positive Results// Health Affairs. 2011. Vol. 30 (3). pp. 464-471.
2. Койчубеков Б. К., Омарбекова Н. К. Информационные технологии в медицинском образовании // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 2-3. С. 56-58.
3. Baksheev A.I., Turchina Zh.E., Galaktionova M.Yu., Chesnokova L.L., Sharova O.Ya., Rakhinskiy D.V. Impact of telemedicine on improving the effectiveness of the fight against COVID-19: innovations and prospects // Revista Inclusiones. 2020. Vol. 7. № S4-6 num Especial Pp. 168179.
4. Балкизов З.З. Информационные технологии в непрерывном профессиональном развитии медицинских работников // Здравоохранение. 2011. № 6. С. 44-48.
5. Николаиди Е.Н., Зарубина Т.В. Медицинская информатика в современном высшем медицинском образовании// Врач и информационные технологии. 2019. №3. С. 72-80.
6. Зарубина Т.В., Карась С.И., Николаиди Е.Н. Стратегии преподавания медицинской информатики // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 165-168.
7. Омельченко В.П., Демидова А.А. Принципы преподавания медицинской информатики в средних и высших учебных заведениях России// Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23446
8. Бакшеев А.И. Необходимость воспитания личностных качеств будущего врача в медицинском вузе // Материалы научно - практ. конф. "Вузовская педагогика". Красноярск, 2018. С. 381-386.
9. Бакшеев А.И. Конкурентоспособность выпускников, как показатель качества образования в вузе // Тезисы докладов Всероссийского семинара «Внутривузов-ские системы обеспечения качества подготовки специалистов». Красноярск, 2002. С. 74-76.
10. Шепелева Ю.С., Рахинский Д.В., Бакшеев А.И., Яценко М.П. Перспективы развития системы образования в Российской Федерации // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 12. С. 178-184.
11. Baksheev A.I., Turchina Zh.E., Sharova O.Ya., Galaktionova M.Yu., Chesnokova L.L., Rukavitsyna E.A. Innovations in medicine: features of regulation and prospects for the development of telemedicine // Revista Inclusiones. 2020. Vol. 7. № S4-1 num Especial Pp. 447459.
12. Garde S., Harrison D., Huque M., Hovenga E.J. Building health informatics skills for health professionals: results from the Australian Health Informatics Skill Needs Survey// Australian Health Review. 2006. Vol. 30(1). pp. 3445.
13. Haux R., Ammenwerth E., Haber A., Hubner-Bloder G., Knaup-Gregori P., Lechleitner G., Wolff A.C. Medical Informatics Education Needs Information System
Practicums in Health Care Settings - Experiences and Lessons Learned from 32 Practicums at Four Universities in Two Countries// Methods of Information in Medicine. 2006. Vol. 45(3). pp. 294-299.
14. Stamouli M.A., Balis C., Apostolakis I. Integration of Informatics and Health Informatics into Health Educational Programs of Higher Education in Greece// EJBI. 2012. Vol. 8(1). pp. 8-15.
15. Омельченко В.П., Демидова А.А. Медицинская информатика. Руководство к практическим занятиям. М.: МИА, 2018. 384 с.
16. Mantas J., Ammenwerth E., Demiris G., Hasman A., Haux R., Hersh W., Wright G. Recommendations of the International Medical Informatics Association (IMIA) on Education in Biomedical and Health Informatics-1st Revision// Methods of Information in Medicine. 2010. Vol. 49. pp. 105-120.
17. Кобринский Б. А., Зарубина Т. В. Медицинская информатика : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. 3-е изд. М., 2009. 192 с.
18. Бакшеев А.И., Турчина Ж.Е., Нор О.В. Формирование коммуникативной компетентности как основной составляющей профессии медицинского работника // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сер. "Вузовская педагогика" Главный редактор С.Ю. Никулина. 2020. С. 328-334.
19. Бакшеев А.И. Анализ возможных вариантов организации подготовки преподавателей медицинских вузов на основе требований стандартов WFME // Материалы научно. - практ. конф. "Вузовская педагогика". Красноярск, 2019. С. 24-30.
20. Глухих С.И., Андреева А.В. Формирование информационной компетенции студентов медицинского вуза// Педагогическое образование в России. 2018. № 12. С. 95-99.
The role of medical informatics in the professional training of medical professionals
JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33 Turchina Zh.E., Baksheeva S.L., Vakhrusheva N.P., Andrenko O.V., Filimonov V.V.
Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voino-Yasenetsky
In today's society, there is no doubt that information technology can change the way students and healthcare professionals study medicine. The article discusses the role of medical informatics in the educational process at various levels of professional training of medical specialists interested in becoming experts in the development, implementation and evaluation of information and communication technologies in medicine. The feasibility and possibility of introducing thematic improvement cycles in medical informatics for students of postgraduate training were also analyzed. The possibility of using mobile applications to improve the teaching of medical informatics is considered; an analysis of the capabilities of each application is provided. Keywords: medical informatics, information technology, medical education,
medical specialists, mobile application, training. References
1. Buntin M.B., Burke M.F., Hoaglin M.C., Blumenthal D. The Benefits of
Health Information Technology: A Review of the Recent Literature Shows Predominantly Positive Results // Health Affairs. 2011. Vol. 30 (3). pp. 464-471.
2. Koichubekov BK, Omarbekova NK Information technologies in medical
education // International Journal of Experimental Education. 2014. No. 2-3.S. 56-58.
3. Baksheev A.I., Turchina Zh.E., Galaktionova M.Yu., Chesnokova L.L.,
Sharova O.Ya., Rakhinskiy D.V. Impact of telemedicine on improving the effectiveness of the fight against COVID-19: innovations and prospects // Revista Inclusiones. 2020. Vol. 7. No. S4-6 num Especial Pp. 168-179.
4. Balkizov Z.Z. Information technologies in the continuous professional
development of medical workers // Healthcare. 2011. No. 6. S. 44-48.
5. Nikolaidi E.N., Zarubina T.V. Medical informatics in modern higher medical
education // Doctor and information technologies. 2019. No. 3. S. 72-80.
6. Zarubina T.V., Karas S.I., Nikolaidi E.N. Teaching Strategies for Medical
Informatics // Higher Education in Russia. 2016. No. 3. S. 165-168.
7. Omelchenko V.P., Demidova A.A. Principles of teaching medical
informatics in secondary and higher educational institutions of Russia // Modern problems of science and education. 2015. No. 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23446
8. Baksheev A.I. The need to educate the personal qualities of a future doctor
in a medical university // Materials of scientific - practical. conf. "University pedagogy". Krasnoyarsk, 2018.S. 381-386.
9. Baksheev A.I. Competitiveness of graduates as an indicator of the quality
of education at a university // Abstracts of the All-Russian seminar "Intra-university systems for ensuring the quality of training of specialists." Krasnoyarsk, 2002.S. 74-76.
10. Shepeleva Y.S., Rakhinsky D.V., Baksheev A.I., Yatsenko M.P. Prospects for the development of the education system in the Russian Federation // Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Humanities. 2017.No. 12.P. 178-184.
11. Baksheev A.I., Turchina Zh.E., Sharova O. Ya., Galaktionova M. Yu., Chesnokova L.L., Rukavitsyna E.A. Innovations in medicine: features of regulation and prospects for the development of telemedicine // Revista Inclusiones. 2020. Vol. 7. No. S4-1 num Especial Pp. 447-459.
12. Garde S., Harrison D., Huque M., Hovenga E.J. Building health informatics skills for health professionals: results from the Australian Health Informatics Skill Needs Survey // Australian Health Review. 2006. Vol. 30 (1). pp. 34-45.
13. Haux R., Ammenwerth E., Haber A., Hubner-Bloder G., Knaup-Gregori P., Lechleitner G., Wolff A.C. Medical Informatics Education Needs Information System Practicums in Health Care Settings - Experiences and Lessons Learned from 32 Practicums at Four Universities in Two Countries // Methods of Information in Medicine. 2006. Vol. 45 (3). pp. 294-299.
14. Stamouli M.A., Balis C., Apostolakis I. Integration of Informatics and Health Informatics into Health Educational Programs of Higher Education in Greece // EJBI. 2012. Vol. 8 (1). pp. 8-15.
15. Omelchenko V.P., Demidova A.A. Medical informatics. A guide to practical exercises. Moscow: MIA, 2018.384 p.
16. Mantas J., Ammenwerth E., Demiris G., Hasman A., Haux R., Hersh W., Wright G. Recommendations of the International Medical Informatics Association (IMIA) on Education in Biomedical and Health Informatics -1st Revision / / Methods of Information in Medicine. 2010. Vol. 49. pp. 105-120.
17. Kobrinsky BA, Zarubina TV Medical informatics: textbook. manual for stud. institutions of higher. prof. education. 3rd ed. M., 2009.192 p.
18. Baksheev A.I., Turchina J.E., Nor O.V. Formation of communicative competence as the main component of the profession of a medical worker // Modern trends in the development of pedagogical technologies in medical education. Collection of articles of the All-Russian scientific-practical conference with international participation. Ser. "High school pedagogy" Editor-in-chief S.Yu. Nikulin. 2020.S. 328-334.
19. Baksheev A.I. Analysis of possible options for organizing the training of teachers of medical universities based on the requirements of WFME standards // Proceedings of scientific. - practical. conf. "University pedagogy". Krasnoyarsk, 2019.S. 24-30.
20. Glukhikh S.I., Andreeva A.V. Formation of information competence of students of a medical university // Pedagogical education in Russia. 2018.No. 12.P. 95-99.
X X
o 00 A c.
X
00 m
o
io
2 O IO