УДК 316.77
С. В. Лебедева
Гуманитарный университет, Екатеринбург
РОЛЬ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ
Безопасность использования детьми и подростками информации из Интернета сегодня беспокоит педагогов и родителей, общество в целом. Усилия, которые прикладывает государство к решению данного вопроса, являются односторонними и недостаточными. Роль медиаобразо-вания и медиапросвещения в данном случае недооценивается. В статье приводятся факты и результаты исследования, подтверждающие необходимость реализации масштабных медиао-бразовательных проектов.
Ключевые слова: медиабезопасность, медиаобразование, медиапросвещение, интернет-ресурсы, медиаконтент.
Актуальный в последнее десятилетие вопрос информационной безопасности молодежи, связанной, прежде всего, с использованием интернет-ресурсов, с новой силой обострился весной 2017 года, когда в России наблюдался всплеск подростковых суицидов. Меры по их профилактике, безусловно, должны быть многосторонними, и медиаобразованию в этом отведена особая роль.
«Современное информационное пространство позволяет разрешить сложнейший кризис в 15 лет, включив детей и подростков в ответственную коммуникативную деятельность и тем самым в социальное творчество», - отмечает исследователь С. Б. Цымбаленко [8. С. 101]. На самом деле, подростки в последнее время Всемирную паутину используют, в основном, не как источник информации, а как способ коммуникации. Многие ученики средних и старших классов практически не пользуются электронной почтой, связываясь с необходимыми им людьми исключительно через социальные сети, оттуда же они получают всю, как полагают, необходимую им информацию. Социальные сети, компьютерные игры для многих стали настоящим «местом обитания», они настолько прочно вошли в жизнь школьников, что о критическом осмыслении размещаемой там информации у многих не идет и речи. Общество, государство обязаны защитить свое молодое поколение от вредоносной информации, и шаги в данном направлении, безусловно, делаются.
Однако, как показала действительность, шаги эти явно недостаточны. Если взять только крайнее проявление негативного влияния некоторых сайтов и популярных игр - суицид, то статистика, опубликованная в открытом доступе в интернете [5], показывает, что количество детей и подростков, добровольно ушедших из жизни под влиянием таких печально известных игр, как «Синий кит» и «Тихий дом», в России ежегодно неуклонно возрастает. Опасность составляют «хештеги групп смерти» в социальных проектах, и попытки уменьшить количество этих хеште-гов к результату не привели, число их участников только возросло.
Исследователь И. А. Фатеева провела критический анализ российского опыта обеспечения медиабезопасности детей и подростков. «На наш взгляд, сложившаяся в результате принятия нескольких нормативных актов (2010-2014) система обеспечения медиабезопасности несовершеннолетних, рассмотренная под углом зрения ее сравнения с европейской и передовой общемировой практикой, грешит многими недостатками и, по большому счету, не соответствует времени», - пишет она [7. С. 97]. В частности, И. А. Фатеева указывает, что «в созданной системе наблюдается явный перекос в сторону ограничительных, запретительных мер воздействия, тогда как меры позитивного, стимулирующего характера, направленные на обеспечение более благоприятных условий для существования нравственно здорового и социально ответственного ме-диаконтента универсального (предназначенного для всех возрастов) характера и рассчитанного специально на детей и подростков, явно запаздывают» [7. С. 99]. И особенно важно, на взгляд данного автора, то, что помимо осуществления правовых мер «должно поддерживаться широкой медиапросветительской и образовательной работой среди населения (как детей, так и взрослых),
эти меры сопровождения практически отсутствуют (например, в России не находят воплощения в жизнь на государственном уровне идеи об обязательности медиаобразования в системе формального образования, ставшие реальностью в странах Евросоюза и других государствах)» [7. С. 99].
Сегодня мы не можем сказать, что попытки властей создать или помочь в создании здорового и социально-ответственного медиаконтента, рассчитанного на молодежь, отсутствуют совсем. В частности, в 25 августа 2017 года Департаментом молодежной политики Свердловской области был издан приказ «О проведении конкурса некоммерческих организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями, для предоставления субсидий на реализацию проектов по работе с молодежью в 2017 году» [4] и подобный приказ, касающийся предоставления субсидий на реализацию проектов по патриотическому воспитанию молодых граждан в Свердловской области [4]. Оставим в стороне вопрос о том, почему данные приказы вышли с большим опозданием, во второй половине календарного года. Среди тем, которым могут быть посвящены проекты, в первом случае - формирование ценностных установок у молодых граждан, связанных с институтом семьи, здорового образа жизни, технического творчества, а во втором -формирование положительного образа Свердловской области, гармоничных межэтнических отношений, правовой грамотности и так далее. Фактически, таким проектом, отвечающим данной тематике и участвующим в конкурсе, могут быть специализированные сайты с тем самым социально-ответственным медиаконтентом для молодежи, о котором говорит И. А. Фатеева. И есть информация, что подобные проекты конкурсной комиссии были предоставлены. Однако, исходя из анализа подобных проектов (автор статьи являлась членом общественной комиссии, представителем Свердловского творческого Союза журналистов на подобном конкурсе в 2016 году) и их последующей реализации, можно сделать вывод, что эффективность таких проектов достаточно низка. Зачастую некоммерческие организации, создающие и реализующие проект специализированного интернет-ресурса на указанную тему, освоив выделенные (отметим - очень небольшие) средства, не стремятся сделать его популярным, продолжать и расширять, привлекая к участию заинтересованную молодежь. Возможно, в отношении создаваемых для молодежи проектов интернет-ресурсов можно было бы разработать специальные критерии, поручив это специалистам по изучению медиа, а также меры длительной поддержки. В этом случае их организаторы будут уверены, что качественные, посещаемые молодежные медиа-ресурсы, в создании которых, к тому же, подростки сами принимают участие, будут иметь средства на существование.
Среди шагов провластных структур в сторону создания позитивного медиаконтента, направленного на школьников, можно упомянуть возрожденное приложение «Сверхновая Эра» (раньше существовала «Новая Эра») к «Областной газете» [3], учредителем которой являются Губернатор и Законодательное собрание Свердловской области. Под руководством опытных сотрудников «ОГ», материалы туда готовят юные корреспонденты, «Сверхновая Эра» имеет печатный вариант, а также выкладывается на специальном сайте. Пожалуй, в этом же ряду стоит и попытка создания при поддержке Свердловского творческого Союза журналистов и Свердловского отделения «Единой России» медиахолдинга «Единая школьная газета» [1]. Он объединил ребят из почти трех десятков школьных редакций, школьники создают собственный медиаконтент, касающийся продвижения различных профессий, технического творчества и других тем, издают собственную печатную газету. Однако круг участников информационного обмена на указанных выше площадках достаточно узок, как правило, это ребята, уже занимающиеся журналистикой, умные, увлеченные, и явно не относящиеся к так называемой «группе риска».
Что касается медиапросветительской и медиаобразовательной деятельности, которая, по мнению И. А. Фатеевой, должна сопровождать и дополнять запретительные законодательные меры, то мы вынуждены констатировать, что она как таковая присутствует, но размах ее явно не соответствует запросам сегодняшнего дня.
Одним из тех, кто озабочен вопросами информационной безопасности детей и подростков буквально по долгу службы, является Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области И. Р. Мороков. Несколько лет назад специалисты его аппарата провели экспертизу сайтов школ Среднего Урала и выяснили, что на многих сайтах присутствуют ссылки, по которым можно перейти на интернет-ресурсы очень сомнительного содержания. Был подготовлен специальный доклад, рекомендации из которого восприняты со всей серьезностью, сайты школ, отмеченные
в докладе, были переработаны. И. Р. Мороков устраивал специальную пресс-конференцию для юнкоров школьных изданий, на которой обсуждал с ребятами вопросы, посвященные информационной безопасности, итогом этой пресс-конференции стали публикации в школьной прессе. [6. С. 12].
Весной 2017 года в Екатеринбурге, при участии Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области, со школьниками (в том числе, юными корреспондентами) и педагогами провел несколько встреч доктор Арик Сигман - психолог из Великобритании, известный во всем мире как борец с компьютерной зависимостью у детей и подростков. Доктор Сигман имеет ряд работ, посвященных данной теме, в частности, «Виртуально зависимые: почему терапевтам сейчас необходимо противодействовать экранной зависимости», [9] «Хорошая связь? Биологические последствия «социальных сетей» [10] и другие. Встречи были очень интересны, прежде всего, в плане медиапросвещения, доктор Сигман умеет аргументировано и интересно (при помощи переводчика) донести свои мысли как до взрослой аудитории, так и до юных слушателей. По итогам встречи в школьных изданиях также появились публикации. [2. С. 19]. Но и тут мы вынуждены констатировать: аудитория у толкового специалиста была явно меньше, чем могла бы быть.
Медиаобразовательная деятельность в школах Екатеринбурга и Свердловской области ведется довольно активная, но до обязательности медиаобразования, о чем говорит И. А. Фатеева, еще очень далеко. В большинстве случаев эта деятельность заключается в выпуске образовательным учреждением собственной газеты или журнала, теленовостей, созданных школьным телецентром, в этот же ряд можно поставить и фотоотчеты с небольшими комментариями о прошедших мероприятиях, которые присутствуют на абсолютном большинстве школьных сайтов. Медиапродукты эти разного качества, но, собственно, вопросы информационной безопасности при использовании Интернет-ресурсов становятся темой для обсуждения крайне редко. В то же время, сами ребята, которые уже в подростковом возрасте начинают заниматься журналистикой, используют различные методы сбора информации, постигают особенности технологий создания журналистского текста или телесюжета, более внимательно относятся к тому, что можно найти в Интернете. Они уже имеют некоторые навыки анализа предлагаемого контента.
Более сотни таких ребят ежегодно в конце августа приезжают из разных территорий Среднего Урала на областные юнкоровские сборы «Хорошая погода», одним из организаторов которых является автор данной статьи. Каждый год мы стараемся проводить среди юных корреспондентов исследование, касающееся их отношениям с медиа и Интернетом. Один из вопросов анкетирования, проведенного в 2017 году на сборах, был сформулирован так «Считаешь ли ты, что Интернет может быть опасен, и если да, то чем?» Школьникам, чей возраст от 12 до 17 лет, были предложены варианты ответов: 1) из-за информации, которую люди выкладывают о себе (почему?); 2) из-за информации, которую читают дети, подростки (почему?); 3) он не опасен. В опросе участвовало 40 человек, и более половины - 25 человек - выбрали второй вариант. Среди пояснений были, например, такие: «Люди ведутся на провокации» (12 лет, В. Салда), «В определенном возрасте человек должен получать определенную информацию, Интернет рушит эти границы» (13, Ревда), «Может повлиять на психику и даже довести до суицида» (15, В. Пышма). 15 человек остановились на первом варианте, комментарии сводились к тому, что «Информация может попасть в плохие руки» (14 лет, В. Синячиха) или «Она может быть неправдива» (16 лет, Екатеринбург). Некоторые отмечали, что опасность представляет и то, и другое, но в том, что Интернет опасен, не усомнился никто.
Можно сделать вывод, что ребята, которые сотрудничают со школьными или подростковыми (при Домах детского творчества, районных газетах) изданиями и телестудиями, участвуют в реализации медиаобразовательных проектов, вряд ли могут стать жертвами Интернет-мошенников или вредоносных сайтов. Но в общей массе школьников таких ребят не так уж много. Иных видов медиаобразования (лектории, семинары) в наших школах можно встретить крайне редко. И остается лишь констатировать, что в формальном образовании медиаобразовательные идеи пока играют не очень значительную роль.
Таким образом, тезис исследователя С. Б. Цымбаленко о возможности разрешения кризиса подросткового возраста через включение школьников в коммуникативную деятельность и социальное творчество в рамках современного информационного пространства, безусловно, верен. Но для этого необходимо значительно расширить медиаобразовательную деятельность в образо-
вательных учреждениях, добиваться максимальной эеффективности при реализации молодежных медиапроектов, усилить медиапросветительскую деятельность, стремясь охватить как можно большую аудиторию - как взрослую, так и детско-молодежную.
Список литературы
1. «Единая школьная газета» [Электронный ресурс]. - URL: http://school-gazeta.ru (дата обращения 21.02.2017).
2. Кирова,А.«Ограничитьвиртуальнуюреальность»[Текст]/А.Кирова//«КлассЕкатеринбург», журнал старшеклассников гимназии 177. - Екатеринбург, 2017. - №30 (68).
3. «Областная газета» [Электронный ресурс] // Общественно-политическое издание. - URL: https://www.oblgazeta.ru (дата обращения 21.02.2017).
4. Приказ о проведении конкурса некоммерческих организаций по работе с Молодёжью [Электронный ресурс]. - URL: http://dmp.midural.ru/document/list (дата обращения 21.02.2017).
5. Статистика самоубийств в мире [Электронный ресурс]. - URL: http://vawilon.ru/statisti-ka-samoubijstv/ (дата обращения 21.02.2017)
6. Товченников, В. «Подросток, ты под защитой» [Текст] / В. Товченников // «Класс Екатеринбург», журнал старшеклассников гимназии 177. - Екатеринбург, 2013. - №16 (54).
7. Фатеева, И. А. Актуальные проблемы медиаобразования: учеб. пособие [Текст] / И. А. Фатеева. - Челябинск: Издательство Челяб. гос. ун-та, 2015. - 129 с.
8. Цымбаленко, С. Б. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования [Текст] / С. Б. Цымбаленко. - М.: НИИ школьных технологий, 2010. - 256 с.
9. Sigman, A. Virtually addicted: why general practice must now confront screen dependency [Text] / A. Sigman // British Journal of General Practice, 2014. -Vol. 64. - № 629. - Pp. 610-611.
10. Sigman, A. Well Connected? The Biological Implications of «Social Networking» [Text] / A. Sigman // The Biologist. - 2009. - № 56(1). - Pp. 14-20.
THE ROLE OF MEDIAEDICATION IN ADDRESSING THE PROBLEMS
OF MEDIASECURITY
Lebedeva S. V., Humanitarian University, Ekaterinburg, [email protected]
The safety of using information from the Internet by children and adolescents today worries teachers and parents, society as a whole. Efforts that the state is making to address this issue are one-sided and insufficient. The role of media education and media education in this case is underestimated. The article contains the facts and results of the study, which confirm the need to implement large-scale media education projects.
Keywords: mediasecurity, mediaeducation, mediainformation, Internet-resources, mediacontent.
References
1. Edinaya schkolnaya gazeta [=Unified school newspaper], available at: http://school-gazeta.ru, accessed 21.02.2017. (In Russ.).
2. Kirova, A. (2017), "Ogranichit virtualnuyu realnost" [=Limit virtual reality] in: «Klass-Ekaterinburg» zhurnal starsheklassnikov gimnazii 177 [=«Class-Yekaterinburg», Journal of High School Students of the Gymnasium 177], Ekaterinburg, no. 30 (68). (In Russ.).
3. Oblastnaya gazeta. Obschestvenno-politicheskoye izdaniye [=Regional newspaper. Sociopolitical edition] available at: https://www.oblgazeta.ru, accessed 21.02.2017. (In Russ.).
4. Prikaz oprovedenii konkursaNCOpo rabote s molodezhyu [=The order to hold an NGO competition on work with youth], available at: http://dmp.midural.ru/document/list, accessed 21.02.2017. (In Russ.).
5. Statistika-samoubijstv v mire [=World suicide statistics], available at: http://vawilon.ru/statistika-samoubijstv/, accessed 21.02.2017. (In Russ.).
6. Tovchennikov, V. (2013), "Podrostoc, ti pod zaschitoy" [=A teenager, you are under protection], in: «Klass-Ekaterinburg» zhurnal starsheklassnikov gimnazii 177 [=Class-Yekaterinburg, Journal of High School Students of the Gymnasium 177], Ekaterinburg, no. 16 (54). (In Russ.).
7. Fateeva, I.A. (2015), Actualniueproblemi mediaobrazovaniua: ucheb.posobiye [=Actual problems of media education: Textbook. allowance], Chelyabinsk, Izdatelstvo chelyab. Gos. Universiteta, 129 p. (In Russ.).
8. Tsimbalenko, S. B. (2010), Podrostokv informastionnommire: praktikasostialnogo proectirovania [=A teenager in the information world: the practice of social design], Moscow, Research Institute of School Technology, 256 p. (In Russ.).
9. Sigman, A (2014), "Virtually addicted: why general practice must now confront screen dependency", in: British Journal of General Practice, Vol. 64, no. 629, pp. 610-611.
10. Sigman, A. (2009), "«Well Connected?» The Biological Implications of «Social Networking»", in: The Biologist, no. 56 (1), pp. 14-20.
Лебедева Светлана Викторовна - кандидат филологических наук, преподаватель факультета телерадиожурналистки, Гуманитарный университет, Екатеринбург.