Научная статья на тему 'Роль массовых открытых онлайн-курсов в непрерывном высшем образовании'

Роль массовых открытых онлайн-курсов в непрерывном высшем образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль массовых открытых онлайн-курсов в непрерывном высшем образовании»

РОЛЬ

МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ В НЕПРЕРЫВНОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

С. И. Колесников

Все большую популярность в настоящее время приобретают массовые открытые онлайн-курсы (Massive Open Online Courses - MOOC). Первые MOOC появились в 2008 г. Они базировались на теории коннективизма, которую предложили Джордж Сименс и Стефен Даунс. За короткое время этот тип курса получил большую популярность. 2011 г. был назван годом массовых открытых дистанционных курсов (connective MOOC - сМООС). В этом же году Стэндфордский университет провел несколько открытых курсов по информационным технологиям «Введение в искусственный интеллект», которые получили название хМООС. сMOOC использует коннективистский подход, хМООС использует когнитивно-бихевиористский подход (рис.).

Рисунок. Подходы MOOC (по В.Н. Кухаренко)

Самыми крупными платформами MOOC являются Coursera, edX, Udac-ity, Udemy, которые расположены в США. Для создания edX учредителями было инвестировано 60 млн долл., Udacity - 16 млн долл. Coursera получила 22 млн долл. на организацию хМООС. В 2013 г. к Coursera, первоначально объединившей 33 вуза (в том числе Принстонский университет, Стэндфордский университет, Университет Джонса Хопкинса, Калифорнийский технологический институт, Эдинбургский университет, Университет Торонто, Колумбийский университет, Пенсильванский университет и др.), присоединились еще 29, в том числе Национальный университет Сингапура, Китайский университет Гонконга и Политехническая школа в Париже. И сейчас партнерами Coursera являются уже 107 вузов. Платформа edX увеличила число своих партнеров до 12. Среди прочих к ней присоединились Австралийский

242

национальный университет, Технологический университет Делфта и Университет Макгилла (Канада). Организация Udacity, созданная профессорами Стэндфордского университета в 2011 г., сотрудничает с университетами Колорадо и Сан Хосе. Для МООС характерна обширная география участников. Так, по данным на март 2013 г. обучающиеся Coursera были из США (27,7 %), Индии (8,8 %), Бразилии (5,1 %), Великобритании (4,4 %), Испании (4 %), Канады (3,6 %), Австралии (2,3 %), России (2,2 %) [4]. Доля остальных обучающихся из 182 стран составляет 41,9 %.

Активное развитие дистанционного электронного обучения в мире обусловлено следующими факторами: (1) массовым спросом на образование в течение всей жизни (в среднем на МООС записывается порядка 50 тыс. человек (бывают курсы, у которых набирается и более 100 тыс. участников разного возраста и уровня подготовки); (2) невозможностью обеспечить в достаточной степени данный спрос финансированием из государственных бюджетов; (3) стремлением людей обучаться по индивидуальным учебным планам, не укладывающимся в рамки формализованных основных образовательных программ; (4) постоянным ростом цен на формализованное образование; (5) стремлением стран и участников рынка образовательных услуг найти эффективный инструмент привлечения как можно большего числа обучающихся [5, с. 9]. Привлекательность MOOC заключается в их бесплатности для вузов, государства, обучающихся: нет необходимости создавать свои учебники и учебно-методические материалы; не нужно финансировать образовательный процесс и научные исследования в вузах; не нужны сами вузы и, как следствие, научно-педагогические работники; получать высшее образование можно бесплатно в удобное для себя время.

Действительно, сам процесс обучения является бесплатным. Однако обучающийся платит за сертификат, идентификацию тестирования и работу наставников. Так, за сертификат Coursera надо заплатить от 30 до 80 долл. (в зависимости от объема курса) при самостоятельной сдаче экзамена, от 150 до 250 долл. при сдаче экзамена под наблюдением преподавателя [5, с. 10]. За сертификат о получении кредитов, который засчитывается при присуждении ученой степени, студенты платят до 400 евро [3]. В 2012 г. более 50 тыс. граждан России прошли обучение на онлайн-курсах США и получили соответствующие сертификаты. Если предположить, что каждый из них заплатил по 100 долл. за сертификат, то сумма дохода от продажи сертификатов составит 5 млн долл.

На первый взгляд, MOOC кажется безбарьерной средой. Однако среди тех препятствий, которые возникают перед обучающимся, можно выделить следующие. Первый из них - языковой барьер. Процесс обучения предусматривает глубокое знание преимущественно английского языка, хотя Coursera переводит свой контент на многие языки мира, даже на русский и казахский. Второе препятствие - личная мотивация к обучению. Конечно, нужно, прежде всего, уметь учиться, чтобы быть ответственным слушателем MOOC и получить хоть какую-то пользу от этого времяпрепровождения. Закономерно, что в таком случае аудитория этих ресурсов в основном складывается из тех, кто уже имеет высшее образование [2]. Третье препятствие - большой отсев участников (для хМООС - 85 %, для сМООС - 40 %) [3]. Правда, обучающиеся,

243

записавшиеся на курсы, но не завершившие их, говорят о том, что многие из них совершенно удовлетворены тем объемом информации, который они успели получить, и им этого достаточно для того, чтобы применять свои навыки в тех областях, где им это нужно. Четвертое препятствие - признание сертификата, выданного МООС, другими участниками образовательного процесса и работодателями. Иными словами, надо сделать так, чтобы полученные сертификаты давали возможность для трудоустройства и карьерного роста в любой стране. Пятое препятствие - идентификация обучающегося и плагиат. Невозможно проверить, действительно за компьютером во время экзамена находится тот же человек, который проходил данный курс. Также невозможно проверить, делает обучающийся все сам или консультируется с другими людьми [1, с. 153]. Следует отметить, что, по мнению экспертов, большинство проблем в ближайшие 5 лет будет устранено.

Основными целями развития дистанционного электронного обучения стран-конкурентов и последствиями для высшего образования России являются: (а) ослабление интеллектуального потенциала в стране-конкуренте. Последствием будет разрушение национальной системы образования;

(б) ориентация населения страны-конкурента на обучение в вузах страны, предоставляющей онлайн-обучение бесплатно или по низким ценам. Последствие - обучающиеся перестанут учиться в вузах своей страны и будут оплачивать обучение в другой стране, усиливая ее интеллектуальный потенциал;

(в) погружение обучающегося в культуру другой страны, ориентация на ее ценности. Последствие: продвижение интересов страны-конкурента в ущерб интересам своей страны.

В сложившейся ситуации для российского высшего образования возможны следующие пути. Во-первых, игнорирование данного направления развития образования. Во-вторых, использование исключительно иностранных онлайн-курсов. Эти пути, по мнению первого заместителя председателя Комитета по образованию Государственной думы РФ О. Н. Смолина, приведут практически к одинаковым последствиям: к деградации российской национальной образовательной системы и стагнации интеллектуального потенциала страны, что сделает практически невозможной дальнейшую модернизацию России [5, с. 10]. Остается только один приемлемый путь - создание российских массовых открытых онлайн-курсов. Только данный путь обеспечит России конкурентные преимущества в привлечении человеческого капитала и его приумножении. При этом нельзя сказать, что в России отсутствуют открытые онлайн-курсы. В настоящее время открытые онлайн-курсы предлагают Interneturok.ru, «Лекториум», Национальный открытый университет «ИНТУИТ», платный университет Eduson.tv (который ориентирован на бизнес-образование). К сожалению, большая часть таких курсов выстроена по традиционной для российского образования методике, а новации заключаются лишь в том, что материалы выложены в сеть.

В 2013 г. три российских вуза стали партнерами Coursera. Первые курсы представят Московский физико-технический институт («Электричество и магнетизм», «Моделирование биологических молекул на GPU»), Санкт-Петербургский государственный университет («История России», «Русский язык», «Прикладная биоинформатика») и НИУ «Высшая школа экономики»

244

(12 курсов, из них 7 на русском языке: «Финансовые рынки и инструменты», «Основы микроэкономики», «Экономика труда», «История экономической мысли», «Теория отраслевых рынков», «Макроэкономика», «Основы корпоративных финансов»). Реализация проектов намечена на первое полугодие 2014 года, начало записи с февраля.

Таким образом, развитие дистанционного электронного обучения является в настоящее время главным направлением модернизации российской системы высшего образования, связанной с реализацией идеи непрерывного образования или образования через всю жизнь.

Список литературы

1. Бугайчук К. Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование в России. - 2013. - № 3.

2. Данилина А. Массовые открытые онлайн-курсы становятся альтернативой традиционной системе образования // Учительская газета. 13.09.2013. - URL:

http://www.ug.ru/article/654/ (дата обращения: 10.01.2014).

3. Кухаренко В. Н. Массовый открытый онлайн-курс «Дистанционное обучение от А до Я» // Elearning world: мир электронного обучения. 2012. - URL: http://www.elw.ru/practice/ detail/1965/ (дата обращения: 10.01.2014).

4. Сакоян А. МООК: революция в мире образования // Полит.ру. 30.05.2013. - URL: http://www.polit.ru/article/2013/05/30/mooc (дата обращения: 10.01.2014).

5. Смолин О. Н. Высшее образование накануне потрясений: заочный диалог с министром // Ректор вуза. - 2013. - № 10.

245

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.