Научная статья на тему 'Роль маркетинговых исследований в формировании достоверной информации о рынке'

Роль маркетинговых исследований в формировании достоверной информации о рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2172
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муравьева Н. Н.

Роль маркетинговых исследований в реализации маркетинговых подходов к изучению рынка, основанных на достоверной информации, определяется тем, что они дают возможность получать реальные представления о рынках сбыта товаров и услуг, выявлять конкурентные преимущества предприятий, снижать их финансовые и коммерческие риски при организации предпринимательской деятельности посредством принятия эффективных управленческих решений. Именно изучение рынка позволяет определять отношение покупателей к товару или оказываемой услуге, давать оценку стратегической и тактической деятельности фирмы, повышать эффективность коммуникационных рыночных мероприятий, определять сегменты рынка, на которых ей целесообразно действовать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль маркетинговых исследований в формировании достоверной информации о рынке»

ЛИТЕРАТУРА.

1. Артемьев И.Е. Рынки технологии в мировом хозяйстве. М.: Наука, 1992.

2. Громов Ю.А. Защита и коммерциализация интеллектуальной собственности: Энциклопедический справочник. М., 2003.

3. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью. М.: Дело, 2003.

4. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. М.: Дело, 2006.

5. Капелюшников Р/ http://www.portalus.ru//modules/...

6. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001.

7. Лев Б.: Нематериальные активы: Управление, Измерение, Отчетность. М.: Квинта-Консалтинг, 2003.

8. Леонтьев Б.Б., Мамаджанов Х.А. Принципы и подходы к оценке интеллектуальной собственности

и нематериальных активов. М., 2003.

9. Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека. М.: Аспект Пресс, 1995.

10. Плетнев К.И. Экономические аспекты интеллектуальной собственности. М.: Сзд-во РАГС, 2005.

Ш МУРАВЬЕВА H.H.

н РОЛЬ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ

ш ДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ О РЫНКЕ

Ч -

Z

о о

CL

И

Роль маркетинговых исследований в реализации маркетинговых подходов к изучению рынка, □ основанных на достоверной информации, определяется тем, что они дают возможность получать О реальные представления о рынках сбыта товаров и услуг, выявлять конкурентные преимущества предприятий, снижать их финансовые и коммерческие риски при организации предпринимательской деятельности посредством принятия эффективных управленческих решений. Именно изучение а рынка позволяет определять отношение покупателей к товару или оказываемой услуге, давать оценку ® стратегической и тактической деятельности фирмы, повышать эффективность коммуникационных о рыночных мероприятий, определять сегменты рынка, на которых ей целесообразно действовать. ® В современных рыночных условиях, а именно при переходе на «сервизацию» [9, с. 79; 14, с. 84-

1 85] экономики необходимость маркетинговых исследований усиливается в связи с появлением но-^ вых технологий во всех сферах производства и обращения товаров и услуг, информатизацией и расо ширением производства, ростом социальных и культурных потребностей современных покупателей ^ и социализацией маркетинга как философии предпринимательства.

^ Маркетинговые исследования способствуют эффективной адаптации производства или посред-

^ нической деятельности и их потенциала к состоянию рынка и требований конечного потребителя.

Начало проведения первых маркетинговых исследований в международной практике относят к о 20-м годам XX века. «В 1921 году вышла первая книга П. Байта, посвященная маркетинговым иссле-о дованиям» [4, с. 228].

9 В СССР в начале 70-х годов как структурное подразделение Торгово-промышленной палаты СССР

т организована секция маркетинга, которая не могла оказывать существенного влияния на производство, не располагала отлаженной системой сбора маркетинговой информации как внутри страны, так и за рубежом и соответственно не организовывала и не проводила реальные маркетинговые исследования.

В 1980-1990 году Ясин Е.Г. проводил исследования по анализу итогов экономического эксперимента на предприятиях ряда отраслей промышленности. Эти исследования создавали информационную основу для построения теорий перехода к рыночным отношениям.

о Прикладные исследования российских (советских) предприятий реально начинаются перед

[I началом экономических реформ с 1990-х годов. Созданная в 1990 году Российская ассоциация мар-

§ кетинга в СССР (1990-1995 гг. — президент — д.э. н., проф. Абрамишвили Г.Г.) способствовала про-

о цессу внедрения маркетинга в предпринимательскую деятельность и формированию рыночного мен-

О талитета россиян.

Активное развитие маркетинговых исследований в России началось с середины 1990-х годов. В 1995 г. организована Российская ассоциация маркетинга, президентом которой является д.э. н., профессор Браверман А.А., разработавший общую концепцию развития и функционирования информационной базы — Общероссийской маркетинговой системы (ОМС) [5, с. 572-630]. С развитием рынка в России, ростом конкурентного предложения товаров и услуг исследователи в сфере маркетинга акцентируют внимание на том, какой именно товар или услугу покупатели предпочтут. Необходимо заведомо знать ориентацию покупателя на покупку, его мотивы, нужды, потребности.

Большинство современных российских специалистов маркетинговых исследований почерпнули опыт из исследований зарубежных ученых и специалистов по маркетингу, а так же политтехно-логов (например, организация и проведение избирательных кампаний).

Под маркетинговым исследованием следует понимать целенаправленный на решение стоящей перед фирмой маркетинговой проблемы (комплекса проблем) процесс постановки задач, получения маркетинговой информации, планирования и организации ее сбора, анализа и представления отчета о результатах, позволяющего формировать достоверную информацию о рынке.

«Главное назначение (результат) маркетинговых исследований — считают Г.Л. Багиев и др. авторы — это генерирование маркетинговой информации для принятия решений в области взаимодействия (коммуникаций) субъектов маркетинговой системы, таких решений, которые обеспечивали бы требуемое рынком количество и качество товарных и сервисных сделок, соблюдая требования основных факторов внешней среды и потребителя» [1, с. 84].

Основную цель маркетинговых исследований авторы определяют как разработка «концепции общего представления о структуре и закономерностях динамики рынка и обосновании необходимости и возможностей конкретной фирмы для более эффективной адаптации ее производства, технологий и структуры, а также выводимой на рынок продукции или услуг к спросу и требованиям конечного потребителя» [1, с. 84].

По мнению Е.П. Глоубкова «цели маркетинговых исследований вытекают из выявленных проблем, достижение этих целей позволяет получить информацию, необходимую для решения этих проблем. Они характеризуют тот информационный вакуум, который должен быть ликвидирован для предоставления менеджерам возможности решить маркетинговые проблемы» [7, с. 125; 6].

Исходя из целей, маркетинговые исследования подразделяют на три типа (таблица 1).

Öääöeöä 1. Öäöäeöäöenöeeä öeiiä iäöeäöeiäiäiäi ennöääiääfey1

Типы маркетингового исследования Характеристика

Разведочные исследования Они помогают узнать немного больше о неизвестных или малоизвестных на данный момент предметах. Для исследований используются как количественные методы (изучение документации), так и методы свободного исследования (глубинные интервью, фокус-группы и т.д.).

Описательные исследования Используются для изучения рынка, опираются, с одной стороны, на вторичные данные, получаемые путем анализа документации, а с другой - на первичные данные, как количественные, так и качественные.

Объяснительные (казуальные) исследования Используются для ответа на вопрос «почему?» применительно к поведению или отношению потребителя. Ответ может быть дан благодаря применению методов интерпретации результатов индивидуальных и групповых опросов ассоциативных тестов, а также методов математического анализа данных.

N

я ь ü Ш T

Ol

Z

CD □

N

^

о i— CD i— s О

а ф

>

о

о х х CD m i— О

а

ö <

>

о о

0

1_

о

V

о

CQ

о

I—

о о

CL

о

cd

Из таблицы следует то, что выбор конкретного типа исследования во многом определяется целями исследования и задачами, которые решаются на отдельных этапах его проведения.

Чтобы провести полноценное маркетинговое исследование, требуется понимание не только

1 Составлена автором по материалам следующего источника: [8, с. 14-18].

о

X

о

v

СО

особенности изучаемого объекта, но и специфику исследовательского процесса. Проведение маркетинговых исследований состоит из нескольких последовательных этапов.

Божук С.Г. [2, с. 53] считает, что несоблюдение порядка проведения маркетингового исследования может свести процесс к механическому сбору данных, который не устраняет разницу между желаемым и существующим состоянием вещей.

Детально описал в своей работе этапы маркетингового исследования Дейан А. (рисунок 1). Анализ интерпретации этапов маркетингового исследования показал, что исследовательский процесс предполагает такую очередность: определение потребности в информации; разработка проекта маркетингового исследования; сбор данных; анализ маркетинговой информации; подготовка отчета и презентации результатов маркетингового исследования.

Точная формулировка выясняемого вопроса. Выбор способа организации исследования. Разработка плана исследования (определение количественных и качественных переменных, подлежащих замеру, выбор метода исследования, определение сроков, графика, бюджета). Определение характера и размера выборки. Составление и кодирование вопросов.

Сбор информации. Обработка полученной информации. Описательный статистический анализ, выявление

взаимосвязей.

Структурирование данных и использование методов многомерного анализа. Интерпретация результатов анализа.

Тдюапп ¡адёадё1а1а1а1 ёппёаа7аа!ёу ¡1 А. Ааёаю [8, п. 95].

ф

£ Современной организации недостаточно иметь информацию только о внутренней среде. Тре-

^ буется постоянное — как стратегическое, так и оперативное — планирование всей производствен-

^ ной, маркетинговой и коммерческой деятельности фирмы, основанное на достоверной репрезента-

^ тивной маркетинговой информации.

2 Маркетинговые исследования и их надлежащая организация становятся инструментом, с помощью

^ которого снижается риск предпринимательства и возрастает качество решения задач потребителя. 2 Одной из важнейших и трудоемких составляющих маркетинговой деятельности предприятия

£ является формирование массива информации. Ее эффективность зависит от степени системности ее

% организации. Проведение комплексного маркетингового исследования рынка позволяет получить

о достоверную информацию о рынке и разработать тактические действия и оптимальную маркетинговую стратегию предприятия. В этом смысле маркетинговое исследование является информацион-

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ной деятельностью.

о Дж. О'Шонесси рассматривает информацию как решающий фактор в процессе принятия управ-

2 ленческого решения, его качество в значительной степени зависит от достоверности информации,

0 на основе которой оно было принято и определяет информацию «как особый вид знаний, представ-^ ляющих пользу для потребителя; как значимые данные» [11, с. 269].

х По мнению С.Г. Божук, «чтобы добиться конкурентного преимущества, организации необходи-

ф мо адаптировать все процессы сбора, обработки и передачи информации к определенным информа-

т

,^ ционным потребностям конкретных пользователей» [2, с. 33]. Автор считает, что «информационная

| потребность может быть определена через описание информации, необходимой для достижения

ю какой-либо цели» [2, с. 33].

Ц Для повышения достоверности и системности информация, используемая при принятии управлен-

1 ческих решений, должна обладать основными свойствами: достоверностью, актуальностью, полнотой, ^ релевантностью, сопоставимостью, доступностью для восприятия и экономичностью (таблица 2).

си и

I-

га т

СО □

□ си

Вёпоиё 1.

(Öääöeöä 2. infiäiüä näienöää efoi öiäöee, eniiöügöäiie ä läöeäöefäiäüö ennöääiääieyö1

Свойства Характеристика

Достоверность Информация должна правдиво, без искажений отражать состояние объекта.

Актуальность Данное свойство отражает определенную степень новизны информации, ее своевременность. Неактуальная, устаревшая информация бесполезна или обесценена в значительной степени, поэтому разрыв времени от момента получения информации до ее использования должен быть минимальным. Сроки получения информации определяются скоростью протекания экономических, хозяйственных и производственных процессов, важностью и срочностью решаемых задач.

Полнота Содержание информации должно обеспечивать как необходимые, так и достаточные условия для принятия какого-либо решения. Отсутствие необходимого круга показателей приводит к затруднению и не возможности принять решение, в этом заключается необходимое условие полноты информации. В то же время наличие избыточной информации не должно затруднять принятие решения вследствие большого объема, в этом заключается достаточность условия полноты информации. Требование полноты информации определяется исходя из принципов системности и комплексности принятия требуемого решения.

Сопоставимость Определяет возможность сравнения данных за счет единства предмета исследования, круга включенных показателей и объектов, методологии проведения исследования и методик измерения характеристик.

Релевантность Означает, что предлагаемая информация соответствует решаемой проблеме

Доступность Для восприятия информации пользователем означает, что информация должна быть понята, иметь вид, приемлемый для того субъекта, которому она предназначена, и представлена на удобном для него носителе.

Экономичность Означает, что затраты на получение и переработку информации не должны превышать получаемый от ее использования результат.

N

я ь ü Ш J

Ol

Z

CO □

N

^

о i— CD i— S О

а cd

>

о <5

X X CD m i— О

а

о <

> о

CD

0

1_

о

V

о

о

I—

О

о

CL

о

X

о

V

СО

Анализ перечисленных основных требований к свойствам маркетинговой информации показал, что они должны соблюдаться в общей системе и не могут быть ранжированы, отсутствие какого-то одного свойства равнозначно отсутствию информации как таковой.

Все критерии отбора, которым должно соответствовать качество поступающей информации, ориентируются на экономическую рациональность выбора источника — минимизацию времени извлечения информации из источника или сокращение времени предварительной обработки информации.

Информация является важнейшим основанием для любого маркетингового действия и тем более исследования. Как утверждают маркетологи, информационная работа составляет от трети до половины всего объема маркетинговой деятельности. По оценкам западных специалистов, отсутствие соответствующей системы информационных связей в нашей стране ежегодно обходится обществу в колоссальную сумму — 80-90 млрд. руб. потерь.

Высокую значимость роли маркетингового исследования в формировании достоверной информации о рынке в России показал на примере АО «Инвентпро» д.э. н., профессор Браверман А.А. — президент Российской ассоциации маркетинга. «Предприятие «Инвентпро» — пишет автор — является одним из крупнейших отечественных производителей, стабильно работающих на рынке косметических средств. Руководство предприятия поставило задачу резкого расширения своей доли на рынке шампуней, прежде всего за счет выпуска новых марок продукции. С целью решения этой задачи предприятие обратилось в РАМ. Работа над проектом была начата в условиях, когда предприятие фактически завершало разработку новой марки продукции, не имея при этом полных данных о ситуации на рынке шампуней, достоверных данных о реальном положении предприятия на рынке, маркетингового бюджета. Разработка качественных характеристик нового продукта, дизайна упаковки и планирование цены велись на основании опыта предыдущей работы и определенных данных по сбыту, получаемых от оптовиков и сбытового подразделения предприятия» [13, с. 402].

«Основными задачами исследования — пишет Браверман А.А. — были: оценка состояния, потенциала и тенденций на рынке шампуней, позиционирование предприятия на рынке шампуней, выявление наиболее привлекательных регионов для сбыта новых марок шампуней предприятия.

Оценка состояния рынка включала определение емкости рынка, социально-демографические характеристики, предложения (производители, импорт, экспорт), анализ спроса, конкурентной сре-

1 Составлена автором по материалам следующих источников: [10, с. 63; 3; 2, с. 37].

ды в целом по России и по регионам.

В качестве источников вторичной информации были использованы сведения официальной статистики, публикации в СМИ и специализированных изданиях, аналитические обзоры. В качестве источника первичной информации были использованы результаты прямого опроса 58 крупнейших производителей на рынке шампуней» [13, с. 402]. По результатам обследования были получены данные, позволяющие оценить динамику предложения на рынке шампуней и его размеры, особенности формирования и позиции основных конкурентов.

Анализ формирования региональной структуры спроса на шампуни позволил провести группировку регионов по степени перспективности.

Исследование рынка косметических средств проводилось в несколько этапов, которые подробно описывает в своей работе Браверман А.А. Приведем основные характеристики этих этапов: 1) определение размеров рынка шампуней: производство по компаниям, по регионам; импорт по компаниям, по маркам; экспорт; расчетное потребление; потенциал продаж по регионам; выделение перспективных регионов и целевых регионов для обследования; 2) оценка состояния рынка конкурентной продукции (анализ конкурентной среды в целом по России и по целевым регионам); отношение к продукции со стороны оптовиков, розницы и потребителей по вопросам цены, качества, методов продаж; 3) мероприятия по подготовке и внедрению новой продукции; выявление свобод-ГМ ных ниш на рынке шампуней.

jfl «По результатам исследования, — пишет Браверман А.А. — АО «Инвентпро» определило свое

О положение на рынке шампуней среди компаний, сочетающих выпуск бытовой химии с производством т шампуней и других гигиенических средств; внесло изменения в программу выхода на рынок с новой продукцией. На основании результатов исследования было принято решение о формировании марке-Z тингового бюджета и реализация программы выхода на рынок с новой маркой шампуня» [13, с. 421].

Источники информации многообразны и это усложняет деятельность по ее сбору и отвлекает g часть ресурсов на поиск. В результате обновления информационных массивов, необходимых для □ управленческого процесса, циклы получения и преобразования информации сокращаются, что огра-^ ничивает время на проведение маркетингового исследования. Следствием этого, является перерас--<> ход ресурсов из-за постоянного инициирования усилий по сбору и обработке сведений о состоянии а рынка и обострение проблемы достоверности и надежности получаемых данных. ф К проблемам маркетинговых исследований следует отнести неоднозначность систематизации

g информации. По утверждению А.П. Панкрухина, «в России мало профессиональных маркетинговых ф данных, а официальная, в том числе ведомственная и региональная статистика до сих пор не заслу-| живает доверия серьезных специалистов. К тому же вторичная информация разрознена, редко пред-^ ставлена системно, далеко не всегда отражает цели предстоящих маркетинговых действий, их конк-о ретные объекты и условия их существования и развития» [12, с. 63].

Ее «Сложность сбора и обработки данных, — по мнению Божук С.Г., — обусловливает важность

ЕЕ использования технических средств, обучения персонала приемам работы с информацией. Проблеск мы, возникающие из-за сбоев в работе аппаратуры, ошибок персонала, нарушений процедуры сбора < информации, относятся разряду технических» [2, с. 45].

^ В настоящее время информация признается важнейшей составляющей ресурсного потенциала

q фирмы, обеспечивающей ее успешное функционирование и развитие. Чтобы добиться конкурентного го преимущества, предприятию необходимо адаптировать все процессы сбора, обработки хранения

^ и передачи информации к определенным потребностям конкретной управленческой деятельности.

0

i—

° ЛИТЕРАТУРА.

1. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг. М.: Экономика, 2001.

1 2. Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы. СПб.: Вектор, 2005. ® 3. Божук С.Г, Ковалик Л.Н. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2003.

>| 4. Борисова В.В. Маркетинговые исследования рынков товаров и услуг / Менеджмент организации: g современные технологии / Под ред. Кузнецова Н.Г., Солдатовой И.Ю. Ростов н/Д, 2002.

® 5. Браверманн А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и прак-

s тика. М.: Экономика, 1997.

о

g 6. Гоубков Е.П. Маркетинговые исследования // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 5 // http:/

<т) /www.Dis.ru.

7. Гоубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Финпресс, 2003.

8. Дейан А. Изучение рынка / Под ред. С.Г. Божук. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003.

9. Кузнецов Н.Г., Федько В.П., Ганус С.М. Инфраструктурный комплекс торговли как элемент целос-

тной общественной системы экономики региона: проблемы формирования // Экономический вестник Ростовского государственного университета. Ростов н/Д, 2005. Т. 3. № 4.

10. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. СПб.: Питер, 2002.

11. О'Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход. СПб.: Питер, 2001.

12. Панкрухин А.П. Маркетинг. М.: ИКФ Омега-Л, 2002.

13. Российский маркетинг на пороге третьего тысячелетия / Под ред. А.А. Бравермана. М.: Экономика, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Федько В.П. Функциональная устойчивость промышленности на основе формирования системного инфраструктурного комплекса. Ростов н/Д, 2000.

НАКОНЕЧНИКОВА Л.А.

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В АПК

ш

.о ь и

Экономические отношения — основной компонент любого общественного развития. Совершен- ш

ствование экономических отношений сельскохозяйственных предприятий рекомендуется осуществлять поэтапно по нескольким направлениям. Это отношения государства, регионов и потребителей как заказчиков и сельскохозяйственных предприятий как поставщиков, взаимоотношения между

сти для всех участников рыночных отношений.

Хозяйственная деятельность бизнес-единиц связана с обязательствами взаимными и односто-

I

01 г

сельскохозяйственными предприятиями, а также формирование экономических отношений на внут- д рихозяйственном уровне. □

Организационную схему внедрения экономических отношений сельскохозяйственных предпри- ^ ятий можно представить следующим образом: -<>

1) выделение структурных элементов бизнес-единиц (при этом определяется вид, структура и сфера их деятельности);

2) формирование производственного потенциала бизнес-единиц;

3) введение системы договорных (контрактных) отношений;

4) создание текущего механизма экономических отношений;

5) определение порядка финансирования в течение года;

с\ 2

6) подведение итогов за год по структурным элементам. о Экономические отношения определяют условия индивидуального взаимодействия между струк- Ее

турными элементами (бизнес-единицами), включающие поиск и отбор партнеров — участников ры- ее

ночных отношений; заключение соглашений; контроль соблюдения условий соглашений и приме- о.

о

нение санкций. <

о о

>

о

Развитие агропромышленного комплекса возможно только при условии формирования новых экономических отношений, так как на современном этапе важная роль принадлежит системе устойчивых связей, обеспечивающих взаимопроникновение средств, предоставляющих равные возможно- о

о

со

о

i—

О

ронними, которые они берут на себя добровольно или по принуждению. Взаимные добровольные °

обязательства предполагают перед заключением соглашения процедуру проведения переговоров, в ^

процессе которых имеется возможность согласовать свои представления о правах и обязанностях, ^

зафиксировать конкретные рамки, описывающие условия совершения сделок между непосредствен- ® ными участниками рыночных отношений. Обязательство есть суть любого контракта, но не всякое

обязательство можно назвать контрактом. ^

Контракт является координатором экономических отношений, результатом которых чаще все- ®

го выступает обмен какими-либо благами. Контракты призваны придать устойчивость взаимоотно- 2

шениям, однако процесс заключения контракта требует затрат времени и ресурсов. ^

Во взаимоотношениях между контрагентами существует так называемый феномен асимметрии ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.