РОЛЬ МАРКЕТИНГА В ПРИВЛЕЧЕНИИ ЧАСТНОГО КАПИТАЛА В ИННОВАЦИОННЫЙ СТАРТАП: ОПЫТ РЕГИОНА
СТЕПАНОВА ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА
Воронежская государственная лесотехническая академия, г. Воронеж, Российская Федерация, e-mail: tc-sveta@mail.ru
УСОВА ЮЛИЯ ПЕТРОВНА
Воронежская государственная лесотехническая академия, г. Воронеж, Российская Федерация, e-mail: xt99@yandex.ru
В статье рассмотрена роль маркетинговой составляющей в процессе привлечения частного капитала в инновационный стартап. Проанализированы основные элементы маркетингового сопровождения, влияющие на потоки инвестиционных ресурсов для стартапов на примере опыта региона Воронежской области, определен рейтинг эфирных телеканалов и радиокомпаний в регионе, отражена структура рекламных затрат на проведение рекламной компании. В последние годы возможности перехода к инновационному развитию российской экономики в значительной степени обусловлены наличием инновационной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение частного капитала в экономику. Наряду с этим необходимо создать условия для формирования инновационной модели бизнеса, характеризующейся постоянным наращиванием частных инвестиций в инновационный стартап, обновлением продукции и технологий, завоеванием новых рынков. Обоснованы предпосылки создания электронной инвестиционной площадки стартапов (ЭИПС) на территории Воронежской области, которая является институтом инновационной инфраструктуры, представляющий собой информационный интернет-ресурс. ЭИПС предназначена для инвесторов и стартапов и создана для организации эффективного взаимодействия между ними, в целях повышения доступности частного капитала для начинающих российских предпринимателей и инвестиционной привлекательности предпринимательских проектов, реализуемых юридическими и физическими лицами. Доказано, что маркетинговое сопровождение ЭИПС способствует росту узнаваемости электронного ресурса, а также повышению эффективности взаимодействия инновационных стартапов и инвесторов, что обусловит привлечение частного капитала и повышение выживаемости стартапов и малого инновационного бизнеса в целом, усилит его влияние на экономику и увеличит долю инновационной составляющей в структуре российской экономики.
Ключевые слова: маркетинг, маркетинговое сопровождение, частный капитал, инвестирование, инновационный стартап.
Деятельность частного капитала на территории России напрямую связана с ее интеграцией в мировую экономику. Опережающее создание новых для России и гармонизированных с международными стандартами финансовых институтов существенно снизит риски потери рынков и капиталов для венчурных фондов как с российским, так и с иностранным капиталом.
В тоже время существует определенное количество проблем, присущих российскому рынку, на которых следует сконцентрировать свое внимание государственным структурам, связанных с обеспечением эффективного взаимодействия и сбалансирования интересов частных инвесторов и
стартапов, включая формирование правовой среды для их последующего развития [1; 2].
Таким образом, ключевая роль для вовлечения частного венчурного капитала в развитие инновационного стартапа в Воронежской области отводиться интернет-ресурсу - ЭИПС.
В соответствии с концепцией создания и развития, ЭИСП будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности воронежских компаний; расширению предложений в сфере бизнеса и инвестиций, в частности, по вопросам администрирования внешних инвестиций на стадиях от регистрации идеи до увеличения масштабов работающего предприятия; формированию потока инноваци-
онных проектов; обеспечению поддержки инвесторов и стартапов, в вопросах сотрудничества и взаимодействия.
Подчеркивая важность функционировании ЭИПС, следует отразить эффект от создания банков данных новаций, стартапов, инвесторов, на базе интеграции с уже созданными интернет-ресурсами Воронежской области, а также повышения инвестиционной привлекательности региона в результате более эффективной работы по привлечению частного капитала в инновационный стартап [3].
Сегодня уже стало ясно, что маркетинговое сопровождение играет важную роль в привлечении частного капитала на ЭИПС, а также способствует росту ее узнаваемости в сети и является более значимым для начального периода функционирования с привлечением одного из сильнейших инструментов влияния на общественное мнение - Media Relations. Для достижения наибольшего эффекта в данном процессе необходимо сочитать Media Relations с разработкой медиастратегии, медиаис-следования, медиапланирования и медиа-аналитикой для ЭИПС [4].
Таким образом, говоря о разработке медиастратегии, следует выделить ряд продуманных этапов: определение целевой аудитории; анализ стратегии конкурентов, место проведения рекламной кампании, определение размера бюджета, необходимого на реализацию медиастратегии.
Наряду с этим, в маркетинговые мероприятия ЭИПС целесообразно включить следующие направления.
Во-первых, это организация и проведение рекламных кампаний в сети интернет. В качестве
В-третьих, производство и размещение рекламных роликов на радио.
Рейтинг радиокомпаний г. Воронежа по состоянию на 01.05.14 г. отражен в таблице 2.
наиболее эффективных позиций отметим банерную, контекстную и 8ММ рекламу.
Опираясь на данные исследований, исходя из таких показателей, как количество просмотров страниц сайта одним пользователем в среднем за 24 часа и времени, проведенном на сайте, можно провести сравнительную оценку популярности интернет-ресурсов в рамках пользователей Воронежской области (рис. 1).
Интернет-ресурсы
■ Google "Yandex ■ Mail.ru ■ 36on.ru
Рис. 1. Рейтинг интернет-ресурсов у пользователей Воронежской области
Во-вторых, производство и размещение рекламных роликов и телевизионных сюжетов на телеканалах.
Основные эфирные каналы с потенциальной аудиторией по Воронежской области представлены в таблице 1.
В-четвертых, организация рекламы в формате ситивидение наружных видеоэкранов.
В-пятых, уличная реклама, то есть размещение информации на билбордах, больших реклам-
Таблица 1
Перечень эфирных телеканалов с потенциальной аудиторией по данным рекламного агентства Media за период с 01 января 2014 г. по 01 октября 2014 г.
Наименование канала Аудитория, тыс. чел.
Первый канал 1254
Россия-1 / ГТРК «Воронеж»: 1254
ТВ Центр / 25 канал - Воронежский край 1208
НТВ 1208
РЕН ТВ 1254
ТНТ 1208
СТС 1208
Перец 1089
Домашний 1089
Звезда / ВТК «АРГУС 41» 1254
Россия 24 / ГТРК «Воронеж» 1182
ных щитах, растяжках, которые располагаются вдоль дорог, тротуаров и автострад [2; 5].
Таблица 2
Рейтинг радиокомпаний г. Воронежа по состоянию на 01.05.14 г.
Наименование канала Аудитория, в %
Дорожное радио 42 4,%
Русское радио 34,4%
Европа+Воронеж 30,9%
Воронежское радио (ВГТРК) 24,7%
Радио Борнео 16,3%
Шансон 15,1%
Радио 7 на семи холмах 14,4%
Радио Максимум 9,3%
Радио Маяк 7,7%
Юнимакс 6,4%
Общественно российское радио 1,5%
В целях реализации маркетинговой стратегии, необходимо разработать бюджеты рекламной кампании продвижения ЭИПС с разбивкой на периоды.
В бюджете следует отразить рекламоносители и суммы затрат на размещение рекламы, изготовление рекламных материалов и организацию рекламных мероприятий (табл. 3).
Таблица 3
Маркетинговый бюджет медиастратегии продвижения ЭИПС (первый месяц), т. р.
Статья расходов Детали Суммы, план
Yandex -банерная реклама 30 000
Yandex -контекстная реклама 10 000
Yandex -SMM реклама 21 000
Google -банерная реклама 40 000
Google -контекстная реклама 15 000
Google -SMM реклама 30 000
Mail.ru - банерная реклама 28 000
Mail.ru - контекстная реклама 8 000
Mail.ru - SMM реклама 20 000
36on.ru- банерная реклама 20 000
36on.ru- контекстная реклама 10 000
36on.ru- SMM реклама 10 000
Итого интернет-реклама 242 000
Производство телевизионного ролика трансляция в будние дни 50 000
Трансляция на канале ОРТ 80 000
Трансляция на канале Россия 2 трансляция в будние дни 113 500
РБК Воронеж
Итого реклама на телевидении 243 500
Производство аудио-ролика 15 000
Трансляция на Дорожном радио 52 000
Трансляция на Русском радио 50 000
Трансляция на Европе плюс 48 000
Итого реклама на радио 165 000
Производство рекламного ролика 30 000
Трансляция ролика 15 сек., на 10 ситиформатах 280 000
Статья расходов Детали Суммы, план
Итого реклама ситивидение 310 000
Размещение на щитах 3*6 размещение 10 шт. 140 000
Печать постеров 20 100
Итого наружная реклама 160 100
Изготовление афиши (макета) 3 000
Афиши, размещение 16 000
Итого POS 19 000
Проведение мероприятия «Первая Дата» 150 000
Итого проведение мероприятия 150 000
ОБЩИЙ ИТОГ 1 289 600
Совокупный бюджет 1-го месяца подачи рекламы составит 1289,6 т.р.
Такой бюджет позволит обеспечить эффектив- Структура затрат на проведение рекламной
ное продвижение электронного ресурса и увеличе- компании в различных средствах массовой инфор-ние активности частного капитала. мации представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Структура рекламных затрат на проведение рекламной компании
Квартальный бюджет отражен в таблице 4. Календарный план маркетинговой составляющей,
направленной на продвижение ЭИПС представлен в таблице 5.
Таблица 4
Совокупный бюджет квартала, т. р.
Статьи затрат Первый месяц Второй месяц Третий месяц Квартал
реклама ЭИПС в интернете 242,0 120,5 120,5 483,0
реклама на телевидении 243,5 56,75 56,75 357,0
реклама на радио 310,0 140,0 140,0 590,0
реклама на ситивидео 160,1 160,1 160,1 480,3
наружная реклама 19,0 19,0 19,0 57,0
мероприятия 150,0 150,0
Всего 1 289,60 571,350 571,350 2432,3
Таблица 5
Календарный план продвижения ЭИПС
Наименование мероприятий Первый год
1 м 1 2 м 1 3 м 1 4 м 1 5 м 1 6 м 1 7 м | 8 м | 9 м | 10 м | 11 м | 12 м
Реклама в сети Интернет
Банерная реклама
Контекстная реклама
SMM реклама
Реклама на телевидении
Трансляции на эфирных каналах
Трансляции на кабельных каналах
Реклама на радио
Трансляция радио-ролика
Трансляция информационного модуля
Реклама ситивидение
Трансляция видеосюжета
Трансляция информационного модуля
Наружная (уличная) реклама
Размещение на щитах 3 *6
Размещение на теретяжках
Размещение на лайт боксах
Проведение мероприятий
«Первая Дата» | | | | | | | | | | | |
Таким образом, анализируя эффективность данных мер, можно сказать о том, что маркетинговая составляющая успешного функционирования ЭИПС позволит повысить интерес частного российского и иностранного капитала к инновационным стартапам, а также вернуть в экономику РФ значительную часть инвестиций российских компаний, которые были вывезены в другие страны.
Литература
1. Морковина С. С., Степанова Ю. Н., Васильев О. И. Развитие региональной инновационной инфраструктуры в контексте обеспечения экономической безопасности национального хозяйства // Регион: системы, экономика, управление. 2014. № 4 (27).
2. Микаловиц М. Стартап без бюджета. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011.
3. Яковлева Е. А., Драпалюк М. В., Быстрянцев В. В. Инвестиционная площадка как инструмент повышения инновационной активности предпринимательских структур // Лесотехнический журнал. 2013. № 3.
4. Иншаков М. О., Орлова А. А. Инновационные стартапы в России: проблемы создания и маркетингового продвижения // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. 2014. № 1.
5. Проскурина И. Ю., Авдеева И. А. Использование маркетинговых инструментов для оптимизации товарной политики страховщика // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2013. № 2 (2).
References
1. Morkovina S. S., Stepanova Yu. N., Vasil'yev O. I. Razvitiye regional'noj innovatsionnoj infrastruktury v kontekste obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti natsional'nogo khozyajstva // Region: sistemy, ekonomika, upravleniye. 2014. № 4 (27).
2. Mikalovits M. Startap bez byudzheta. M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2011.
3. Yakovleva E. А., Drapalyuk M. V., Bystryan-tsev V. V. Investitsionnaya ploshchadka kak instrument pov-ysheniya innovatsionnoj aktivnosti predprinimatel'skikh struktur // Lesotekhnicheskij zhurnal. 2013. № 3.
4. Inshakov M. O., Orlova А. А. Innovatsionnye startapy v Rossii: problemy sozdaniya i marketingovogo prodvizheniya // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 6 Universitetskoye obrazovaniye. 2014. № 1.
5. Proskurina I. Yu., Аvdeyeva I. А. Ispol'zovaniye marketingovykh instrumentov dlya optimizatsii tovarnoj poli-tiki strakhovshchika // Аktual'nye napravleniya nauchnykh issledovanij XXI veka: teoriya i praktika. 2013. № 2 (2).
ro. H. CTEnAHOBA, ro. n. YCOBA
193
* * *
MARKETING ROLE IN ATTRACTION OF THE PRIVATE CAPITAL IN THE INNOVATIVE STARTUP: EXPERIENCE OF THE REGION
STEPANOVA YULIA NIKOLAYEVNA Voronezh State Academy of Forestry and Technologies, Voronezh, the Russian Federation, e-mail: tc-sveta@mail.ru
USOVA YULIYA PETROVNA Voronezh State Academy of Forestry and Technologies, Voronezh, the Russian Federation, e-mail: xt99@yandex.ru
In article authors considered the role of a marketing component in the course of attraction of the private capital in an innovative startup; analyzed basic elements of marketing maintenance influencing streams of investment resources for startups on the example of experience of the region of the Voronezh region; defined the rating of radio TV channels and radio companies in the region; reflected the structure of advertizing costs of carrying out the advertizing company. In recent years existence of the innovative institutional environment stimulating enterprise activity and attraction of the private capital in economy substantially causes possibilities of transition to innovative development of the Russian economy. Along with it it is necessary to create conditions for formation of the innovative model of business which continuous accumulation of private investments into an innovative startup, updating of production and technologies, a gain of new markets characterizes. Authors proved prerequisites of creation of the electronic investment platform of startups (EIPS) in the territory of the Voronezh region which is institute of innovative infrastructure, the representing information Internet resource. EIPS intends for investors and startups and created for the organization of effective interaction between them, for increase of availability of the private capital to the beginning Russian businessmen and investment appeal of enterprise projects realized by legal entities and individuals. Authors proved that marketing maintenance of EIPS promotes growth of recognition of an electronic resource, and also increase of efficiency of interaction of innovative startups and investors that will cause attraction of the private capital and increase of survival of startups and small innovative business in general, will strengthen its influence on economy and will increase a share of an innovative component in structure of the Russian economy.
Key words: marketing, marketing maintenance, private capital, investment, innovative startup.