экономические науки
Просалова Вероника Сергеевна РОЛЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ...
УДК 334.02
РОЛЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ
© 2017
Просалова Вероника Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедры «Менеджмента и экономики» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, филиал в Находке (692902, Россия, Находка, улица Озерная, 2, e-mail: [email protected])
Аннотация. Понятие инновационного кластера, его роль в развитии экономик различных стран обсуждается российскими и зарубежными учеными уже на протяжении десятка лет. Однако, особое внимание эти вопросы получили в последние годы. В связи с обострением конкурентной борьбы среди государств в области инновационного потенциала. Это связано, как с ускорением темпов развития инновационных технологий, так и необходимостью перехода к использованию новых более технологичных ресурсов. Таким образом, в конкурентной борьбе выиграет то государство, которое обеспечит развитие инновационных кластеров на своей территории, разработает и внедрит ключевые механизмы по стимулированию их деятельности. Одним из инструментов развития инновационных кластеров является поддержка малого предпринимательства, поскольку малые производственные предприятия являются их основными участниками. Именно они занимают наибольший удельный вес в структуре кластеров и от эффективности их деятельности зависит дальнейшее развитие инновационного потенциала государства. В связи с этим, вопросы, связанные с государственной поддержкой инновационных кластеров включают в себя разработку и создание программ содействия малому предпринимательству и отражены в Стратегии развития России до 2030 г.
Ключевые слова: кластер, инновации, инновационная деятельность, инновационный кластер, малые и средние предприятия, структура инновационного кластера, государственная поддержка инновационных кластеров, малое инновационное предпринимательство, зарубежные инновационные кластеры.
ROLE OF SMALL ENTERPRISES IN ACTIVITIES OF INNOVATIVE CLUSTERS
© 2017
Prosalova Veronica Sergeevna, Ph.D., associate professor, head of the department of «Management and Economics» Vladivostok State University of Economics and Service, branch in Nakhodka (692902, Russia, Nakhodka, street Ozernaya, 2, e-mail: [email protected])
Abstract. The concept of an innovative cluster, its role of development of economies of different countries is discussed by the Russian and foreign scientists for a decade. However, these questions received special attention in recent years. Due to the peaking of competition among the states in the field of innovative potential. It is connected, as to an acceleration of rates of development of innovative technologies, and need of transition to use of new more technological resources. Thus, in competition will benefit that state which will provide development of innovative clusters in the territory, will develop and will implement key mechanisms on stimulation of their activities. One of instruments of development of innovative clusters is support of small business as small manufacturing enterprises are their main participants. They occupy the greatest specific weight in structure of clusters and further development of innovative capacity of the state depends on efficiency of their activities. In this regard, the questions connected to the state support of innovative clusters include development and creation of programs of assistance to small business and are reflected in the Strategy of development for Russia up to 2030 y.
Keywords: cluster, innovations, innovative activities, innovative cluster, small and medium scale enterprises, structure of an innovative cluster, state support of innovative clusters, small innovative business, foreign innovative clusters.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Развитие мирового научного прогресса показало, что значительная роль в его формировании принадлежит кластерным инновационным программам. Кластерная политика широко распространена не только в зарубежных странах, но и в России, обеспечивая повышение конкурентоспособности как региональной экономики, так и экономики отдельных государств, посредством взаимодействия образовательных, научных и промышленных организаций. Инновационные кластеры обеспечивают не только теоретическое ядро научно-технического прогресса, но и практическую реализацию последних инновационных разработок. Одной из проблем, существующих на сегодняшний день в сфере кластерного развития, является отсутствие мер по стимулированию малой предпринимательской деятельности в структуре их образования. В настоящее время существуют государственные программы поддержки малых предприятий, тем не менее они не могут в полной мере решить все задачи, позволяющие обеспечить полноценное развитие малого предпринимательства в составе инновационных кластеров.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросы практики и перспективы развития государственной поддержки малых предприятий, входящих в состав инновационных кластеров рассматриваются не только в рамках научных трудов ведущих отечественных ученых: Шерешевой М.Ю. [1], Неделина М.Д. [2], Гуськова И.В. [3], Гусева
М.С. [4], Дуброва Т.А., Есенина М.А. [5], и др. [6-13], а также зарубежных авторов Поттера [14], Кетелса [15], Брэалта [16], но и на научных практических конференциях [17] в ходе совместной работы представителей органов государственного управления и руководителей предприятий, входящих в состав инновационных кластеров. Резюмируя имеющиеся на сегодняшний день последние исследования в области инновационного кластерного образования, необходимо отметить, что деятельность инновационных кластеров должна основываться на комплексном подходе и включать в себя инициативы разных уровней государственной власти, в том числе политику по привлечению и развитию малого предпринимательства в структуре инновационных кластеров, как их неотъемлемых элементов.
Формирование целей статьи (постановка задания). Развитие инновационных кластеров в России, их вклад в повышение инновационного рейтинга государства обуславливает необходимость пристального изучения данной формы экономической деятельности. Неотъемлемым элементом структуры инновационных кластеров являются малые производственные мероприятия. Происходящие изменения в системе российского законодательства, касающиеся государственной поддержки данных субъектов экономической деятельности, развитие сектора малого предпринимательства в структуре кластерной деятельности послужили формированию целей и задач, рассматриваемых в представленной статье. Целью настоящей статьи является определение роли малых предприятий в деятельности инновационных кластеров. Для достижения поставленной следует
Prosalova Veronica Sergeevna ROLE OF SMALL ENTERPRISES .
economic sceinces
решить ряд задач: определить, роль малых предприятий в развитии инновационных кластеров, выделить преимущества развития малого предпринимательства в кластерной деятельности и ы перспективы его развития.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
В России, как и во всем мире, в рамках политики по стимулированию экономики, одной из приоритетных задач является формирование и укрепление инновационных кластеров. Например в США данный вопрос относится к национальному приоритету, как один из элементов, необходимых для обеспечения будущего Америки. Согласно результатам исследований, проводимых Гарвардской школой, именно кластерный рынок является локомотивом развития экономики страны [1].
На рисунке 1 представлена структура инновационных кластеров России по составу участников. Причем не все кластеры включают в себя все виды представленных на рисунке организаций.
■ Региональный или местный орган власти
■ Научно-исследовательская организация
■ Организация инновационной инфраструктуры
■ Другое образовательное учреждение (не вуз)
■ Высшее учебное заведение
■ Крупное производственное предприятие (более 250 работников)
■ Среднее производственное предприятие (от 101 до 250 работников)
■ Малое производственное предприятие (до 100 работников)
■ Региональный институт развития (корпорация развития, агентство и др.)
■ Ассоциация или партнерство
■ Маркетинговая или сбытовая организация
■ Финансово-кредитная организация
■ Другое
■ малое инновационное предприятие
В настоящее время государством уже реализуется ряд мер в области налогового стимулирования малого предпринимательства, осуществляется субсидирование процентных ставок по кредитам. Ежегодно происходят изменения в законодательстве, направленные на повышение активности участия малых предприятий в государственных и муниципальных заказах. Они включают в себя наличие требований к доли участия в заказах субъектов малого предпринимательства, а также ужесточение ответственности должностных лиц. Согласно данным статистики, финансы, вложенные в поддержку малых предприятий, окупаются бюджету таким образом: 1 потраченный рубль, возвращает в бюджет 7 руб. Особенно рентабельной является консультационная поддержка малого бизнеса [19]. Однако, как отмечается в проведенных опросах предпринимателей, занимающихся инновационной деятельностью, половина из них не обращались за поддержкой, в связи со сложностью и длительностью административных процедур [20].
Как видно из рисунка 2, удельный вес малых производственных предприятий в структуре инновационных кластеров составляет в среднем более 30%. Больше всего малых производственных предприятий располагается в кластерах, специализирующихся на ядерных и радиационных технологиях, а также работающих в фармацевтической и медицинской промышленности. Наименьший удельный вес малых производственных предприятий наблюдается в инновационных кластерах занимающихся судостроением, производством летательных и космических аппаратов.
Рисунок 1 - Структура инновационных кластеров РФ по составу участников в 2017 г. [составлено автором].
На сегодняшний день наибольший удельный вес в структуре большинства инновационных кластеров занимают малые производственные предприятия, на втором месте находятся крупные производственные предприятия и замыкают тройку лидеров научно-исследовательские организации. Наиболее редкими представителями структуры кластерного объединения являются маркетинговые и сбытовые организации, финансово-кредитные организации и малые инновационные предприятия.
Как свидетельствуют данные рисунка 1, большая роль в деятельности инновационных кластеров отводится именно малым предприятиям, поскольку им присущ динамизм и способность оперативно реагировать на изменения требований рынка в области наукоемких технологий. Малые предприятия способны с минимальными затратами осуществлять пилотные выпуски инновационных продуктов, разработанные на базе университетов и НИИ. Например в США выпуск инновационной продукции, создаваемой малым бизнесом в 24 раза выше, чем производство данного вида продукции крупными предприятиями [18].
В свою очередь, приведенный анализ должен являться стимулом для формирования последовательных мероприятий по развитию кластерной политики, включающей направления по государственной поддержки малого предпринимательства, которая должна состоять из правовых, налоговых, административных и экономических рычагов. При этом следует учитывать региональную специфику кластеров, а также уже сложившийся опыт кластерной поддержки региональных и местных органов власти. Перенимать успешный опыт ведущих регионов в области инновационного кластерного развития и устраняя существующие барьеры в регионах с «проблемными» кластерами._
Рисунок 2 - Доля малых предприятий в структуре инновационных кластеров в 2017 г. [составлено автором].
Столь низкий удельный вес малых предприятий в инновационных кластерах, занимающихся судостроением, а также производством летательных и космических аппаратов связано со спецификой их деятельности, требующей формирования капиталоемких производственных мощностей. Как следствие, данный вид предприятий, составляющих наибольший удельный вес кластера, не может, согласно налоговому законодательству, относиться к малым производственным предприятиям. Как уже отмечалось выше, малые предприятия фармацевтической и медицинской промышленности, а также предприятия, работающие в области и радиационных технологий занимаются выпуском инновационной продукции, не являющейся капиталоемкой, основываются на научных разработках образовательных учреждений, и НИИ [21, 22].
На сегодняшний день, не смотря на большое значение, которое занимают малые предприятия в деятельности инновационных кластеров, существует ряд трудностей по вступлению малых предприятий в кластерные объединения. Прежде всего, это связано с необходимостью создания и обустройства производственных площадок для изготовления уникальной инновационной продукции. Крупные промышленные предприятия не заинтересованы в их предоставлении [23]. Расширение
206
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 4(21)
экономические науки
Просалова Вероника Сергеевна РОЛЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ...
возможностей по включению малых предприятий в состав инновационных кластеров способствовало бы развитию инновационного потенциала государства.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В заключении проводимого исследования, следует отметить, что инновационное развитие страны должно основываться на использовании современных и эффективных инструментов, к числу которых относится кластерный подход. Формирование инновационной кластерной политики характерно для большинства стран мира. Согласно проводимым исследованиям, из 31 европейской страны 26 имеют национальные кластерные программы, нацеленные на развитие инновационных кластеров [17, 24, 25]. Особая роль, как ведущего звена процесса повышения инновационного потенциала государства, должна принадлежать малым предприятиям. Для этого, как со стороны государства, так и руководства инновационных кластеров необходимо проводить меры по стимулированию вовлечения малых производственных предприятий в состав их структуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Шерешева М.Ю. Проблемы создания инновационных кластеров в регионах России / М.Ю. Шершева // Наука. Инновации. Образование. - 2008. - №7. - С. 213230.
2. Неделин М.Д. Перспективы развития малых и средних предприятий в процессе становления инновационного кластера российской экономики / М.Д. Неделин // Тегга есопоткш. - 2011. - №3. - С. 48 - 51.
3. Гуськова И.В., Завыленков М.А. Проблема самоорганизации малых инновационных предприятий в региональном инновационном кластере / И.В. Гуськова, М.А. Завыленков // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - №43. - С. 2 -7.
4. Гусева М.С., Амелькина Д.В. Государственная поддержка малого инновационного предпринимательства в кластере: потребности, ресурсы и возможности / М.С. Гусева, Д.В. Амелькина // ARS ADMINISTRANDI.
- 2016. - №3. - С. 66 - 84.
5. Дуброва Т.А., Есенин М.А. Многомерный статистический анализ активности и ресурсного обеспечения инновационной деятельности малых предприятий в регионах России / Т.А. Дуброва, М.А. Есенин // Проблемы развития предприятий: теория и практика [Текст] : материалы 15-й Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию Самар. гос. экон. ун-та, 27-28 окт. 2016 г. : в 3 ч. / [редкол.: Г.Р. Хасаев, С.И. Ашмарина (отв. ред.) и др.]. - Ч. 3. - Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2016. - 296 с.
6. Бондаренко В.А. Зарубежный опыт государственной поддержки инновационных малых и средних предприятий. [Электронный ресурс] - [2010].
- Режим доступа: URL: http://www.vneshmaгket. ги/ content/document_г_53C5CE2BF73C-4DE2-9366-31DC6A60F4A8.html.
7. Шнайдер О.В., Памурзин В.А. К вопросу значимости развития малого бизнеса в России // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 101-104.
8. Синяева О.А. Региональная кластеризация-механизм создания инвестиционной привлекательной территории региона / О.А. Синяева // Самоуправление. - 2013.
- №2. - С.32-35
9. Шемякина Т.Ю. Проблемы и решения развития сектора малых инновационных предприятий / Т.Ю. Шемякина // Креативная экономика. - 2013. -№5. С.87-93
10. Нурмухаметов А.В. Теория и практика государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3 (31). С. 83-89.
11. Бобышева И.Н., Фролова О.А. Современное состояние развития малых форм хозяйствования // Вестник НГИЭИ. 2014. № 3 (34). С. 26-31.
12. Грынив Ю.А. Оценка инновационной дея-
тельности малых предприятий Львовского региона // Карельский научный журнал. 2015. № 4 (13). С. 21-23.
13. Игнатов В.С. Информационная поддержка малого бизнеса в экономике АПК // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 309-312.
14. 9Potter J, Miranda G. Clusters, Innovation and Entrepreneurship.OECD. 2009.
15. Ketels Ch. European Clusters. Structural Change in Europe. 3: Innovative City and Business Regions. Hagbarth Publications, 2004.
16. Breault R. The Evolution of Structured Clusters // Photonics Tech Briefs. May 2000 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.photonicsclusters. org/ whatisacluster.html.
17. Государственная поддержка инновационных кластеров малых и средних предприятий в городе Москве: практика, проблемы и перспективы развития. // Сборник материалов конференции. Москва. 30 ноября 2011 г.
18. Аганбегян А.Г. Экономика России на распутье... Выбор посткризисного пространства / А.Г. Аганбегян. -М.: АСТ, 2010.
19. Оценка эффективности программы поддержки МСП МЭР [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/pdf/2015/10/ MSP_1r.pdf (дата обращения: 17.11.2016).
20. The official site of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs (RSPP), "Efficiency of the state support of development institutions", available at: http://рспп.рф/ library/view/136 (Accessed 14 November 2016).. -
21. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / под ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина. - Москва : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. - 108 с.
22. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации: направления реализации программ развития / под. ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2015. - 92 с.
23. Трофимова О.М. К вопросу о формировании инновационных кластеров в региональной экономике / О.М. Трофимова // Научный вестник уральской академии государственной службы. - 2012. - №9. С.7-12
24. Cluster analysis and cluster-based policy in OECD-countries. Various approaches, early results and policy implications: Raft synthesis report on phase 1 OECD-Focus Group on industrial clusters / edited by T.J.A. Roelandt, P. den Hertog // OECD. Электронный ресурс: http://www. oecd.org/dataoecd/56/46/2368978.pdf.
25. Community framework for state aid for research and development and innovation. Official Journal of the European Union. — 2006. — C. 323/01 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.innoviscop.com/en/ definitions/innovation-clusters (дата обращения: 24.08.2012).
Статья поступила в редакцию 03.10.2017
Статья принята к публикации 24.12.2017